Катакомбы палермо. Катакомбы Капуцинов в Палермо — итальянский город мертвецов

Катакомбы капуцинов (Палермо, Италия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

На итальянском острове Сицилия , образовавшемся в результате вулканической активности в Средиземном море, где-то за пределами исторического центра Палермо , под монастырем капуцинов находится один из самых неординарных музеев современности - «Катакомбы капуцинов». Расположенные на одноименной площади, Piazza Cappuccini, катакомбы представляют собой подземные погребальные галереи и являются обширным захоронением сицилийской знати 16-19 веков.

На сегодняшний день эта «массовая» усыпальница - одна из самых знаменитых выставок мумий. Разветвленные коридоры катакомб разделены на отсеки: залы мужчин, женщин и детей, холл дев, священников и монахов, а также представителей различных профессий, в последнем из которых покоятся останки известного испанского живописца Диего Веласкеса.

Очутившись в этом огромном подземелье, поражаешься, как умно организованно пространство вокруг - ни одного свободного сантиметра! Проходя по коридорам и встречаясь взглядом с забредшими сюда посетителями, я читала на их лицах то жуткое отвращение, то нескрываемый восторг.

Скелетированные, мумифицированные и забальзамированные тела усопших лежат, стоят и даже висят вдоль стен. Они одеты в одежду, в которой с легкостью угадывается мода тех времен. Но более всего интересен вопрос, по какой причине они захоронены именно здесь? И почему выставлены на всеобщее обозрение? Существует версия, что в 16 веке монахи-капуцины обнаружили в погребе монастыря некий содержащийся в воздухе консервант, который способствует бальзамированию тел умерших. С тех же самых пор - с 1599 г. - с разрешения прелатов здесь производятся первые захоронения монахов, однако уже после 1739 г. в связи с массовой популярностью этого «кладбища» согласие выдавалось настоятелем монастыря. Вот так катакомбы и стали самым престижным погребальным местом вплоть до конца 19 века. Уже много воды утекло с тех пор, но многие мумии и по сей день находятся в превосходном состоянии. В общем, это место не для слабонервных, но для экстремалов, любящих неординарность.

С всевозрастающей популярностью «катакомб» в процессе погребения стали использоваться дополнительные методы, которые помимо «особого» состава воздуха способствовали лучшему сохранению тел. При бальзамировании усопшей девочки Розалии Ломбардо применялось «ноу-хау» палермитанского доктора Альфредо Салафии. При взгляде на Розалию создается впечатление, будто ребенок спит безмятежным сном - таким «живым» выглядит ее личико. Так, мумия Розалии получила прозвище «Спящая красавица», а ее захоронение стало одним из последних в истории катакомб.

Первой эмоцией, посетившей меня в гробнице, стало удивление, граничащее с раздражением и некоторой долей злости. Здесь витает душок неуважения и пренебрежения к останкам бывших когда-то живых людей. Ведь они лишь экспонаты, очередная «завлекаловка» для туристов.

Очутившись в этом огромном подземелье, поражаешься, как умно организованно пространство вокруг - ни одного свободного сантиметра! Проходя по коридорам и встречаясь взглядом с забредшими сюда посетителями, я читала на их лицах то жуткое отвращение, то нескрываемый восторг. Правду говоря, аура здесь вряд ли была благожелательной, а ведь кто-то даже умудрялся фотографировать, несмотря на предостерегающие запреты!

Своей популярностью катакомбы обязаны итальянским, французским и немецким писателям, которые сделали их одним из самых популярных мест в Европе и Америке. Вот такие бывают музеи!

Практическая информация

  • Адрес: Piazza Cappuccini 1
  • График работы: ежедневно, с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00. Катакомбы закрыты по воскресеньям с конца октября до конца марта.
  • Входная плата: 3 EUR; фото- и видеосъемка запрещена. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

На знаменитом прибежище итальянской мафии о-ве Сицилия находится уникальное подземное захоронение – Катакомбы Капуцинов в столице о-ва Палермо. Этот своеобразный Музей мёртвых находится под монастырём Капуцинов (Convento dei Cappuccini) и вмещает в себя около 8 тысяч мумифицированных останков монахов, представителей местной аристократической элиты, духовенства прошлых эпох, являясь зрелищным и отчасти научным объектом исследований.

Исторические корни сицилийского «царства Аида» тянутся из XVI века. В то время, основанный на Апеннинском полуострове орден Капуцинов подался на о. Сицилия, где стал довольно востребован. Его представители были против погребения вдалеке от родного монастыря, потому было принято решение организовать кладбище непосредственно на его территории. Первая могила в катакомбах появилась в конце XVII века, позже сюда переместили и другие останки прежде почивших монахов. Со временем в крипте стало не хватать места, и Капуцины понемногу выкопали довольно протяженный коридор. Со временем здесь же стали хоронить покровителей монастыря. Для их погребения также были выкопаны добавочные коридоры и кубикулы.

До 1739 года захоронения в склепе санкционировались либо местными архиепископами, либо руководителями ордена. Позже это право перешло к настоятелям монастыря. С XVIII по XIX века капуцинское подземелье взяло на себя роль престижного кладбища, где хоронили духовенство и высокопоставленных жителей Палермо. В 1837 году запретили погребение усопших в обозримом виде. Несмотря на это запрет зачастую обходили, оставляя «окошко» либо убирая стенку гроба, чтобы видеть покойного.

Погребать в катакомбах перестали только в конце XIX века (1882). После 1880 года были сделаны исключения для некоторых подавших прошение, и здесь было размещено еще несколько забальзамированных тел, среди которых находилась Розалия Ломбардо. Именно это дитя стало финальным человеком, погребенным в катакомбах Капуцинов.

Неординарность музея

Необычен этот музей тем, что представляет собой не что иное, как погребальные галереи, находящиеся под землей. Они заключают в своих стенах массовое захоронение - более 8 тыс. знатных людей Сицилии XVI-XIX веков. Склеп и в наши дни пользуется большим спросом у туристов. На палермской экспозиции мумий тела погибших лежат, сидят, стоят и даже подвешены на крюках, образуя композиции. Останки усопших покоятся в открытом, доступном для обозрения виде. По одетых на них вещах без труда угадывается мода тех эпох, в которые они были захоронены.

Сами катакомбы больше напоминают лабиринт - сеть из коридоров и отсеков, в которых каждый сантиметр заполнен мумифицированными мертвецами. Зрелище не для слабонервных, порой возникает ощущение, что мумии вот-вот придут в движение. Все «экспонаты», находящиеся в капуцинских монастырских катакомбах, разделены: по статусу, занимаемому при жизни, профессиональным, половым и другим признакам. Здесь вы обнаружите коридоры: для монахов, священников, мастеров, мужчин и женщин, девственных девушек и непорочных малышей. Кроме того, здесь присутствуют: «новый» коридор, в коем хоронили с 1837 года, после принятия решения о запрете на выставление тел почивших в открытом виде, и часовня.

Описание катакомб

Образовался такой огромный склеп под монастырём Капуцинов в 16 веке, когда возникла необходимость хоронить монахов-капуцинов. Число обитателей монастыря с каждым годом увеличивалось, а, соответственно, и число умирающих, поэтому подземелье продолжало удлиняться, превратившись в грандиозные катакомбы, разделённые на коридоры.

Сначала в них хоронили монахов, тела которых предварительно препарировали, бальзамировали уксусом и высушивали. Когда было установлено, что состав почвы в катакомбах способствует сохранению останков, много родственников умершей знати Палермо также стали желать, чтобы тела их родных заняли место в нишах катакомб. Так образовались специальные коридоры, где покоятся люди с разным социальным статусом. Посещение катакомб капуцинов – зрелище не для слабонервных, но и в то же время захватывающе интересное. Сейчас доступ запрещён в коридор с останками особо чтимых монахов, не выставляются на обозрение мумии самого жуткого вида.

Коридор монахов

Первым в коридоре монахов, образовавшемся из крипты, был захоронен капуцин Сильвестро, после чего сюда были перемещены останки ранее умерших монахов. В самом древнем коридоре нашли свой приют особенно уважаемые монахи, внесшие значительный вклад в развитие ордена Cappuccini и монастыря. Мумии одеты в традиционные капуцинские рясы с капюшоном из холста и с верёвкой на шее. Сегодня сюда доступ для посещений закрыт по религиозным и научным соображениям.

Коридор мужчин

В довольно обширном помещении с выбеленными известью каменными стенами размещены мумии рядовых граждан мужского пола, жертвовавших немалые деньги на содержание монастыря. На многих из них хорошо сохранились погребальные одежды, контрастирующие со страшным видом пустых глазниц на черепах. По виду одежды можно сделать вывод о социально-финансовом положении умерших людей. Одни из мужчин одеты в простые холщовые пижамы, другие – в роскошные фраки и смокинги, тонкие сорочки с жабо или с галстуками. Некоторые из останков установлены группами, некоторые расположены в отдельных нишах, демонстрируя посетителям безобразные проявления смерти.

Кубикула детей

В небольшой угловой комнате со стенами, облицованными расписными панелями, погребены останки маленьких детей как олицетворение самого страшного горя родителей. Их тела расположены в гробах, установленных на постаменты, и в нишах. На табличках, размещённых у отдельных гробов, указаны имена и фамилии усопших детей. По детским одеяниям можно судить, с какой мученической любовью родители хоронили своих крох именно здесь, чтобы приходить сюда, надеясь преодолеть страшное горе.

Огромное впечатление производит центральная ниша, в которой на кресле-качалке «сидит» мальчик, держащий на руках свою младшую сестрёнку. Мороз пробегает по коже не только от вида мёртвых деток, но и масштабов родительского горя, потерявших свои «сокровища».

Коридор женщин

Авиационные обстрелы 1943 года над Сицилией были настолько мощными, что коснулись и катакомб, частично разрушив Коридор женщин, повредив часть мумий. Но и по сохранившимся останкам можно составить представление о погребальных традициях, связанных с женщинами. Предварительно подготовленные тела одевались в яркие красивые платья, кружевные чепчики. На ноги надевались изящные сандалии или туфли, на руки – кокетливые перчатки, то есть, весь дамский антураж. Конечно, при посещении жутковато видеть чёрный оскал рта и зияющие пустотой глазницы на фоне белоснежных кружев чепчика той или иной мумии, но надо отдать должное родственникам, заботившимся о респектабельном виде покойницы.

Большинство женских тел покоится в открытых деревянных нишах-полках или гробах, меньшая часть находится в положении стоя. Надо отметить хорошо сохранившиеся одеяния обитательниц женского коридора. Это лишний раз подтверждает особую атмосферу катакомб, препятствующую разложению. Чувство печали, смешанной с отвращением от неприятного зрелища, утешается слабой надеждой, что, действительно, душа человека вновь обретает прекрасную плоть.

Кубикула девственниц

Такая же небольшая угловая комната, как и для детей – кубикула вмещает мумифицированные тела девственниц. Наверно, как символ непорочной девственности, их огораживает металлическая решётка, преграждающая свободный доступ к ним. На головах девственниц надеты венки из металлических цветов, олицетворяющие невинную чистоту.

С грустью можно рассмотреть красивые яркие наряды тех, кто в полной мере не успел испытать блаженства чувственной любви, не познать счастья материнства. Причудливые чепчики, обрамляющие некогда пленительные личики, усугубляют и без того мрачное созерцание. Если бы эти бывшие красавицы могли представить, что когда-то они станут объектами такого нелицеприятного зрелища, наверно, не согласились бы быть погребёнными в открытом виде!

Новый коридор

Несмотря на запрет хоронить усопших в катакомбах (1837 г.), находилось немало желающих поместить там тела своих родственников, поэтому пришлось образовывать Новый коридор, принимавший умерших до 1882 года.
Здесь отсутствуют ниши в стенах – вся площадь коридора вдоль стен заставлена гробами. Они установлены в несколько рядов, независимо от пола и социального статуса мумий. Примечательная особенность Нового коридора – несколько фамильных погребений, где тела обоих родителей покоятся вместе с телами своих детей подросткового возраста. Есть и супружеские пары, не разлучившиеся и после смерти.

Коридор профессионалов

Красноречивое название коридора свидетельствует о захоронении в нём выдающихся граждан различных профессий, внёсших при жизни немалый вклад в развитие общества. Здесь покоятся тела скульпторов Ф. Пеннино, Л. Марабитти, украшавших своими произведениями соборы Монреаля и Палермо. Нашли здесь приют хирург Сальватор Манцелла, полковник Ф. Энеа, лежащий в роскошном военном мундире (прекрасно сохранившемся). Не даёт покоя исследователям бытующая легенда о погребённом здесь знаменитом испанском художнике Диего Веласкесе. Но точно установить это сейчас просто невозможно.

Коридор священников

Проповедникам божьего слова – священникам также посвящён отдельный Коридор, идущий параллельно Коридору монахов. В основном здесь похоронены представители Палермской епархии. Их тела, облачённые в пышные церковные ризы разных расцветок, размещены вдоль стен в 2 ряда. Яркость одеяний, строго вертикальное расположение мумий как бы подчёркивает былое величие и влияние деятелей церкви. Но созерцание изуродованных следами тления лиц в обрамлении риз навевает противоречивые чувства. Почётную и единственную здесь нишу занимает мумия епископа итало-албанской церкви Франко де Агостино.

Часовня святой Розалии

Этот уголок катакомб – Часовня святой Розалии – самое удивительное и мистическое место, вызывающее, пожалуй, самые светлые чувства. В центре помещения в стеклянном гробу лежит нетленное тельце 2-летней девочки Розалии Ломбардо (13 декабря 1918 - 6 декабря 1920), одна из наиболее прославленных мумий музея, когда-то не дожила до своего двухлетия всего неделю, скончавшись от воспаления легких). Её похоронили здесь в 1920 г. по просьбе убитого горем отца, умолявшего забальзамировать тело дочери так, чтобы оно как можно дольше сохранилось.

Доктор Салафи, бальзамировавший тело, так искусно это сделал, что даже по истечении века все внутренние и внешние органы ребёнка не поддались тлению. Существует версия о разгадке способа доктора, по которой смесь спирта, формалина, глицерина, цинка и других веществ закачивалась в кровеносные сосуды. Розалия лежит как живая: щёки, глазницы, кудри, ресницы, брови прекрасно сохранились, что доказывает эффективность бальзамирования по Салафии. Проводимые в США опыты с применением подобного метода подтвердили его эффективность. Но некий флёр мистической загадочности продолжает витать над часовней Розалии.

То, как хорошо сохранилось тело малышки, вызывало сомнения у многих специалистов в том, что эта мумия когда-то была живым ребенком. Однако изучение ее тела с помощью рентгеновского аппарата доказало, что в гробике покоится девочка, а не кукла. Кроме того, исследование выявило, что все органы малютки спустя почти столетие находятся в сохранности.

Ранее останки ребенка экспонировались в выполненном из стекла гробу, стоящем на постаменте из мрамора в центре одноименной часовни. Однако в 2000 годах на мумии все же проявились признаки тления. Дабы предотвратить последующее разрушение тканей, тело малышки было перемещено в более сухое место и заключено в стеклянное вместилище, заполненное азотом.

Приемы погребения

В XVII веке было обнаружено, что химический состав почвы и воздуха капуцинских катакомб не дает телам почивших разлагаться. Принципом подготовки останков к помещению в склеп являлось их засушивание в специализированных камерах. Сушка занимала 8 месяцев, после чего тела протирали уксусом и наряжали в лучшие одеяния. После всех манипуляций мумии перемещали в коридоры и кубикулы подземного склепа. Во времена эпидемий способ консервации останков модифицировали: тела усопших окунали в растворы извести или мышьяка. Затем их, как обычно, размещали в открытом виде в коридорах.

Время работы и стоимость билетов

Катакомбы открыты для посещений каждый день, с 9 утра до 18 вечера. Перерыв – с 13.00 до 15.00. Закрыт подземный музей по воскресеньям (конец октября — конец марта).

Плата за вход – 3€ (цена 2017 г.) Не разрешено фотографировать и делать видеосъёмку.

Где находятся катакомбы и как до них добраться

Музей мёртвых (катакомбы) находится по адресу: площадь Капуцинов. Хотя площадь расположена вне исторического центра города, к ней можно легко добраться пешком. Чтобы дойти к Piazza Cappuccini, нужно пройти от центральной площади Индепенденца, где расположены Норманнский и Орлеанский дворцы, по ул. Корсо Калатафимии пройти 2 квартала, свернуть на ул Виа Пиндемонте и дойти по ней до пл. Капуцинов и монастыря с катакомбами.

Катакомбы Капуцинов (итальянское название Catacombe dei Cappuccini) - музей смерти, место не для слабонервных, где можно лицом к лицу встретиться с мертвыми.

В этом таинственном месте витает особая атмосфера, температура ниже, чем за стенами, а царящие в склепе полумрак и тишина лишь добавляют остроты ощущений. Несмотря на всю кажущуюся жуткость, музей пользуется особой популярностью среди гостей города и является одной из выдающихся достопримечательностей не только Сицилии, но всей Италии.

В настоящее время Катакомбы капуцинов представляют собой музей - погребальное место (крипта), где в едином крытом помещении, расположенном под монастырем Convento dei Cappuccini, в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек.

Катакомбы Капуцинов в Палермо возникли в месте захоронения монахов монастыря. Некогда обосновавшиеся в данном месте монахи-капуцины, в 1534 году под алтарем Святой Анны в церкви Санта - Мария - делла - Паче создали кладбище, где в братской могиле хоронили умерших монахов. Однако к 1597 году сообщество капуцинов возросло и уже одной могилы для захоронения стало недостаточно. После чего было принято решение создать кладбище более больших размеров позади главного алтаря, используя имеющиеся тогда на данной местности древние пещеры. После завершения создания крипты, усопшие братья-монахи были перемещены из старого склепа в новый. Однако, во время эксгумации, было отмечено, что тела некоторых монахов остались в хорошо сохранившемся состоянии и были естественным образом мумифицированы. Капуцины посчитали такой случай актом Бога, и, вместо того, чтобы хоронить останки, они решили оставлять тела своих братьев как реликвии и расставляли их в нишах вдоль стен коридора нового кладбища.

Такое «чудо» принесло немалую известность монастырю, в крипте стали хоронить не только представителей духовенства, но также влиятельных вельмож, знать, элиту и выдающихся граждан того времени, а в 1783 году было принято решение предоставить погребение всем, кто был в состоянии позволить себе расходы на подобное захоронение. Быть похороненным в подземной крипте стало весьма престижной традицией среди горожан.

Так, в настоящее время, катакомбы капуцинов представляют собой довольно больших размеров подземное кладбище, состоящее из коридоров, где вдоль стен стоят, лежат и даже сидят многочисленные мумифицированные тела давно усопших людей. Есть коридоры мужчин и женщин; детей и невинных девушек (кубикулы детей и девственниц); а также коридоры, где покоятся монахи, выдающиеся люди искусства и науки тех времен.

В Катакомбах можно видеть тела усопших всех возрастов, начиная от стариков и заканчивая маленькими детьми. Некоторые тела лежат в открытых или закрытых гробах.

Все тела расположены так близко к посетителям, что до них можно дотянуться, стоит лишь протянуть руку, разглядеть каждую сохранившуюся часть тела и скелета усопшего, а также наряды прошлых веков.

В часовне Святой Розалии в одном из гробов можно видеть тело двухлетней девочки - Розалии Ломбардо. Тело юной Розалии сохранилось в таком виде, что взглянув на него можно подумать, что это вовсе и не усопший человек, а кукла. На теле видны ресницы, есть все волосы, глазные яблоки и кожный покров.

Вокруг тела Розалии ходит множество легенд, одни из которых гласят, что девочка находится в летаргическом сне, другие - что после кончины малышки Розалии безутешный отец не смог принять факт смерти и расставания с любимой дочуркой. Тогда он обратился к известному в то время бальзамировщику Альфреду Салафии с просьбой сохранить тело нетленным. После проведенных Альфредо процедур, тело девочки перестало подвергаться каким-либо изменениям, а секрет сохранения тела великой мастер так и унес с собой в могилу.

Где находится музей Капуцинов

Музей капуцинов расположен в городе Палермо на Сицилии, по адресу: Piazza Cappuccini, 1, 90129 Palermo PA. Возле церкви Parrocchia Santa Maria della Pace.

Фото церкви

Часы работы, стоимость билетов

Катакомбы капуцинов открыты для посещения ежедневно (включая праздники).

Внимание! Катакомбы закрыты в воскресенье после обеда с конца октября до конца марта.

Часы посещения: 9-13 и 15-18 часов.

Стоимость входного билета составляет 3 евро.

Правила посещения

Для того чтобы обеспечить состояние сохранности мумий и в соответствии с требованиями биоэтики - запрещено делать фотографии, снимать видео и трогать экспонаты.

Катакомбы Капуцинов входят в число религиозных памятников, поэтому, во время посещения рекомендуется соблюдать нормы поведения и дресс-код, а также избегать использования мобильного телефона и потребление продуктов питания или напитков.

Как мы путешествуем дешево!

Отели со скидками ищем на Roomguru. Он ищет на множестве сайтов бронирования, в том числе и на Букинге, что дает возможность сравнивать цены и выбирать самый оптимальный вариант

Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает самые дешевые авиабилеты

Стена в катакомбах

Катакомбы вырыты под монастырем капуцинов, который можно отыскать неподалеку от исторического центра Палермо. Он существует на данном месте на протяжении многих столетий. В конце XVI века число священнослужителей духовной обители существенно увеличилось. Срочно потребовалось создать солидное и просторное место для погребения монахов. Для этого прекрасно подошел крытый подземный ход под монастырем. Первое захоронение было сделано в 1599 году – в крипте храма упокоили тело Сильвестро де Губбио. После этого тут перехоронили тела нескольких монахов и продолжали погребать всех усопших в стенах храма.

Со временем места стало совсем мало, поэтому капуцины были вынуждены создать еще один длинный тоннель, расширив таким образов имеющуюся площадь. Состоятельные люди начали просить похоронить их здесь. Для погребения обычных граждан создали дополнительные коридоры. Была введена система выдачи разрешительных документов на получение отдельного участка в катакомбах. Подобную бумагу мог выписать архиепископ Палермо, руководитель ордена капуцинов или настоятель обители. Достаточно быстро это место обрело известность в качестве самого престижного кладбища города.

Катакомбы капуцинов закрыли лишь в конце XIX века. За все время здесь было захоронено множество жителей Палермо, среди которых фигурировали как представители духовенства, так и обычные миряне. После прекращения деятельности монастырского кладбища тут по специальной просьбе упокоили некоторых людей, среди которых указывается имя вице-консула США Джованни Патернити и упоминается двухлетняя девочка Розалия Ломбардо.

На сегодняшний день катакомбы Капуцинов являются популярнейшей выставкой мумий, привлекающей людей со всех уголков мира. Разветвленные туннели склепа разделены на отсеки – имеются залы для мужчин, женщин, детей, девственниц, священников и монахов. Таинственный полумрак, леденящий холод и особая мрачная атмосфера в этом месте добавляют остроты ощущениям и вызывают выброс адреналина даже у самых флегматичных посетителей.

Методы погребения

Розалии Ломбардо

Уже при открытии кладбища под монастырем стало известно, что специфика земли и воздуха в подземных ходах способствует хорошему сбережению тел. Наиболее распространенным методом подготовки останков человека к сохранению была их сушка в течение нескольких месяцев в отдельных камерах. Мумифицированные тела затем протирали раствором уксуса, наряжали в красивые одеяния и располагали в определенных местах Катакомб. Родственники могли попросить положить труп в гроб, но зачастую останки выставляли в углублениях стен и на полках. Во время вспышек эпидемий начали использовать другой способ сохранения тел – на некоторое время их помещали в известковый раствор, либо раствор мышьяка. В 1837 году размещение тел в подобном виде запретили, но это препятствие удавалось обойти, удалив одну из стенок гроба или вставив в деревянный ящик окошко.

Вход в монастырь капуцинов

Особый интерес для посетителей катакомб представляет тело вышеупомянутого ребенка – Розалии Ломбардо. Согласно записям доктора, проводившего её бальзамирование, в артерию умершей девочки ввели формалин, спирт, глицерин, соли цинка и салициловую кислоту. Затем вещества под давлением распределили по всем сосудам девочки. Результат оказался потрясающим – тело ребенка сохранило первозданный вид живого человека. Многим туристам, побывавшим здесь, кажется, что малышка просто спит.

Многочисленные коридоры Катакомб Капуцинов

Схема Катакомб несложная, коридоры и кубикулы делятся по нескольким признакам – половому, социальному, возрастному. Существуют коридоры: мужчин, женщин, монахов, священников, профессионалов, новый коридор. Также в Катакомбах Капуцинов есть кубикулы детей и девственниц (на их головах можно увидеть металлические венцы в знак их чистоты).

Мумия ребенка

Если посмотреть общий план Катакомб Капуцинов, то он выглядит в форме прямоугольника, каждая сторона которого является коридором, в нижней части этой фигуры находится еще одна линия – коридор священников. На пересечении каждой стороны можно найти одну из кубикул или часовню.

Коридор женщин

Самую древнюю линию образует коридор монахов. Наиболее почитаемые капуцины размещены в первой части коридора, их шеи обвиты веревками. Все умершие одеты в простые рясы.

Самая маленькая линия – коридор женщин. Большая часть тел покоится в специальных нишах. До середины двадцатого века ниши были защищены стеклом. Останки женщин облачены в модные (для своего времени) платья из шелка с оборками из кружева, на их головах шляпки.

Коридор мужчин – первая длинная линия прямоугольника Катакомб. Тела были сохранены согласно завещанию, кто-то одет скромно, а кто-то в самые роскошные наряды своего времени. Большая часть усопших – благодетели монастыря.

Жуткие экспонаты

Информация для посетителей

Стоит быть готовым к особой атмосфере в этом необычном музее. Большинство экспонатов выглядят по-настоящему жутко, поэтому слабонервным людям и детям крайне не рекомендуется посещение данного места. Если вы все же отважились на эту мистическую экскурсию, будьте уверены, что она надолго останется в вашей памяти. Все желающие могут посетить катакомбы Капуцинов с 8.30 до 18.00. Цена входного билета является символической и составляет 1.50 евро.

Продолжаем рубрику «Пост из прошлого»: Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) - погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, в которых в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной элиты и выдающихся граждан - духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых - скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции.

Внимание! Материалы представленные в этой фотоновости могут показаться пугающими!

(Всего 47 фото)

1. К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

2. Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем - настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

3. Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо - духовенства, монахов, мирян. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

4. Уже в XVII веке выяснилось, что особенность почв и атмосферы Катакомб капуцинов препятствуют разложению тел. Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом, облачали в лучшие одежды (иногда, согласно завещаниям, тела переодевали несколько раз в год) и помещали непосредственно в коридорах и кубикулах Катакомб. Часть тел помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.

5. Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки.

6. Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года была посвящена Богородице скорбей). В центре часовни в стеклянном гробу покоится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её , обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело сохранилось нетленным. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

7. В настоящее время секрет состава был установлен итальянскими учеными. Согласно сведениям из найденного дневника Салафии, в состав входит формалин, спирт, глицерин, цинк и некоторые другие ингредиенты. Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам по телу. Проведённые в США исследования по бальзамированию с применением состава Салафии дали великолепные результаты. Захоронение Розалии Ломбардо стало последним в истории катакомб капуцинов в Палермо. С мумией девочки связан ряд таинственных историй. Тридцать пять лет назад здешний смотритель сошел с ума. По его словам, он видел, как девочка открывала глаза…

8. В кубикуле, примыкающей к часовне, находится ещё несколько идеально сохранившихся тел. В их числе тело молодого человека с огненно-рыжими волосами, нескольких священников, а также вице-консула США Джованни Патернити (умер в 1911 году), единственного захороненного в Катакомбах гражданина США.

10. Для удобства ориентировки залы разбиты на категории: мужчины, женщины, девственницы, дети, священники, монахи и "профессии". Коридор монахов представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб. Захоронения производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа части коридора (закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее почитаемых монахов и лиц, так или иначе связанных с религией.

15. Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII-XIX века помещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в разнообразные одежды - от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошных костюмов, сорочек, жабо и галстуков.

20. Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на руках свою младшую сестру.

21. Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами, любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в «Бродячей жизни»: "…Мы приходим в галерею, полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть, что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки. Но слезы навертываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые они носили в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!"

23. Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены. Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах.

24. Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков - шёлковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном: "Вот женщины, еще более уродливо комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили. Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах".

25. Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста, над которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк.14:4). Головы девушек увенчаны металлическими венцами в знак девственной чистоты усопших. Новый коридор - самая новая часть Катакомб, использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших (1837). Вследствие этого запрета в коридоре нет стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами. В результате бомбардировки 11 марта 1943 года и пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена. В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре можно увидеть несколько «фамильных групп» - тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками выставлены вместе.

27. Супружеские пары:

29. Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров, юристов, художников, скульпторов, профессиональных военных. В числе захороненных здесь примечательны: Филиппо Пеннино - скульптор, Лоренцо Марабитти - скульптор, работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале, Сальваторе Манцелла - хирург, Франческо Энеа (умер в 1848 году) - полковник, лежащий в великолепно сохранившейся военной форме армии Королевства Обеих Сицилий. Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.