Как правильно составить бизнес план открытия аптеки. Как открыть свою аптеку по шагам

Многих потенциальных инвесторов интересует: что нужно, чтобы открыть аптеку? Выгодно ли это? Во-первых, важно общее благоприятствование фармацевтического рынка. Если судить по данным макроэкономики, то обзор его динамики в России свидетельствует о растущем спросе населения. Например, рынок лекарств в январе текущего года сравнительно с январем прошлого года вырос на 4,6% и составил 352,5 миллиона упаковок лекарств. Рынок медикаментов структурирован и стабилизирован: удельный вес импортных лекарств в ценовом их выражении составляет 75%, а российского изготовления – 25%. При этом импортные фармацевтические товары, в среднем, обходятся в 4,57 раза дороже российских аналогов.

В текущем году производители России должны будут соблюдать требования производства медикаментов GMP, что будет не по силам устаревшим производствам. Поэтому возможно некоторое смещение продаж в сторону импорта.

Организационная форма

Данная статья является попыткой аргументированно ответить на вопрос: легко ли предпринимателю открыть аптеку? Бизнес-план, регламентирующий такие инвестиции, приведен ниже.

Начнем с того, что, открывая любой бизнес, следует учитывать его специфику. Какие же особенности у «аптечной» предпринимательской деятельности? Начнем с типовой для частного бизнеса организационной формы. Если у основателя нет медицинского образования, речь идет об открытии ООО, если же таковое имеется, то ИП.

Сам же бизнес - торговля лекарствами в «чистом виде», т. е. без государственного регулирования - высокорентабелен. Однако с другой стороны, если государство в нем «отпустит вожжи», то он быстро превратится в примитивный семейный бизнес, недопустимо понизив уровень специализации и профессиональности. При этом для населения значительно возрастут риски фальсификации лекарств.

Арендная плата – камень преткновения

Поскольку эта статья исследует, как открыть аптеку с нуля, то начнем «в лоб», с главного ценового барьера, недостижимого для большинства желающих. 04.03.2003 г. приказом Минздрава № 80 российский отраслевой стандарт для аптечного бизнеса ОСТ 91500.05.0007-2003 г. сознательно выставил предпринимателям для входа в аптечный бизнес высокую пороговую планку.

Использован механизм высокой арендной платы - минимальная площадь аптеки - 75 м 2 . Государственное регулирование также производится в этой сфере через лицензирование розничной торговли медикаментами и получение паспорта аптеки.

Желающим открыть «аптечный бизнес» настоятельно рекомендуем поручить контроль над процессом получения лицензии специализированной организации. В этом случае вы получите желаемое через полтора-два месяца. Если же попробуете сами «провернуть процесс», можете потерять полгода.

Документальные формальности открытия бизнеса

Документы для открытия аптеки определены Положением РФ о лицензировании № 489 от 04.02.2003 г.: специальное заявление, госрегистрация, код ЕГРПОУ, документы на помещение, учредительные документы, регистрация налоговая, профессиональные сертификаты начальников, провизоров и фармацевтов. Вам предстоит цепочка обязательных формальностей от московской и федеральной лицензионных комиссий, пожарной службы, СЭС.

Также напомним, что решение об открытии аптеки утверждается местными органами власти (Федеральный закон № 86-ФЗ от 22.06.1998 г. «О лекарственных средствах»).

Какую выбираете структуру аптеки?

Перед тем как решать, что нужно, чтобы открыть аптеку, следует определиться: какая, собственно говоря, структура будет открываться. Речь пойдет о классификации этих учреждений. Одни аптеки «вчистую» занимаются реализацией медикаментов, другие же сами производят некоторые лекарства. По используемой для продажи торговой площади аптеки классифицируются следующим образом: аптечные магазины, аптеки, аптечные киоски, аптечные пункты.

Наиболее прибыльны – последние (минимальная арендная плата). Однако они открываются лишь в составе аптечной сети с головной торговой точкой – аптекой. Также, если вдаваться в детали, аптеки и аптечные пункты отличаются перечнем разрешенных к продаже лекарств и сопутствующих услуг.

Поэтому предприниматель, пытающийся открыть аптеку с нуля, часто открывает целую сеть, дополнительно включающую в себя аптечные пункты. Некоторые предприниматели предпочитают нестандартную стратегию: сама аптека открывается на окраине (экономия на арендной плате), а аптечные пункты – в центре.

Выбор помещения

Стандартный подход предпочитает расположение аптеки в людном месте - в центре либо в наиболее густонаселенных «спальных районах». Нередко предприниматель, купив помещение, решает: перепланировка – это то, что нужно, чтобы открыть аптеку (не забываем: минимальная площадь аптеки – 75 м 2).

При таком метраже, как показывает опыт, рационально распределить основные и вспомогательные помещения фармацевтического торгового предприятия следующим образом: торговый зал, место хранения и распаковки товара – 60 м 2 , административное помещение – 13 м 2 , санузел - 2 м 2 .

Продолжая рассуждать, где открыть аптеку, сформулируем некоторые основные требования к ее помещению. Это, конечно же, централизованные электро- и водоснабжение, канализация и вентиляция.

Пол, стены и потолки этого торгового фармацевтического учреждения должны быть покрыты материалом, допускающим санитарно-гигиеническую обработку. Пол должен быть покрыт утепленным линолеумом.

Общие параметры аптеки являются универсальными одновременно и для предпринимателя, решающего, как открыть аптеку в селе.

Оборудование аптеки

В перечень обязательных затрат предпринимателя входит оборудование противопожарной и охранной сигнализацией (2–2,5 тыс. $).

Мебель обычно располагается вдоль стен, и оставляется максимум свободного пространства, не должно быть «мертвых зон». Аптечные шкафчики и тумбочки обязательно должны быть стойкими к дезинфекции. Как вариант, они могут быть из стекла. Примерная их стоимость для аптеки составляет 5–8 тыс. $, а для аптечного пункта - 2-3 тыс. $.

Инструкция

Изучите нормативные документы, регулирующие . Это нужно сделать обязательно. Продумайте все детали организации аптеки. Составьте бизнес-план. Просчитайте возможные объемы реализации лекарственных средств, расходы на доставку, рассчитайте срок окупаемости вложений.Узнайте, какая организация занимается выдачей лицензий на фармацевтическую деятельность. Выясните в этой организации перечень необходимых требований и документов для получения лицензии. Имейте в виду, что если у вас нет медицинского или фармацевтического образования, то для получения лицензии вам необходимо принять на работу фармацевта или провизора с медицинским образованием и опытом работы.

Зарегистрируйтесь в качестве индивидуального предпринимателя, если у вас есть медицинское образование. Для регистрации обратитесь в налоговую инспекцию по вашему месту жительства. Если медицинского образования у вас нет, регистрируйтесь как ООО, примите на работу фармацевта или провизора с дипломом о медицинском образовании. У специалиста также должна быть личная медицинская книжка.

Найдите подходящее помещение. Заключите договор аренды с владельцем помещения. Сделайте ремонт, оборудуйте помещение в соответствии с санитарными требованиями и нормами противопожарной безопасности, закупите и установите стеллажи для хранения лекарств. Подайте документы на получение лицензии в соответствующую организацию. Лицензирующая организация перед выдачей лицензии будет проверять ваше помещение на соответствие требуемым нормам. После получения лицензии согласуйте необходимый пакет документов с пожарниками и СЭС, представители этих организаций также приедут осматривать ваше помещение. Получив необходимые разрешения, начните деятельность.

Источники:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений»

Создание собственного бизнеса на селе является достаточно трудоемким процессом, так как он связан со специфическими трудностями. В основном, к подобным факторам можно отнести: небольшое количество жителей и продолжительная окупаемость самого бизнеса. Однако преодолеть их вполне возможно, если предприниматель станет не только о своей выгоде, но также и о потребностях сельских жителей.

Вам понадобится

  • - помещение;
  • - бизнес-план;
  • - стартовый капитал.

Инструкция

Проанализируйте возможности создания и развития вашего бизнеса . Для этих целей изучите рынок предлагаемых товаров в том населе нном пункте, где вы желаете начать собственный бизнес. Оцените производственную деятельность конкурирующих фирм.

Подумайте, кого вы можете привлечь для сотрудничества. Может вы хотите чтобы ваше будущее предприятие сотрудничало лишь с централизованными поставщиками либо вы планируете заняться закупками товаров у местных жителей. К примеру, вы можете приобретать у них различную сельхозпродукцию с целью ее дальнейшей переработки. В этом случае вам нужно будет заключить договора с несколькими перерабатывающими компаниями и по возможности обеспечить бесперебойность поставок необходимых продуктов.

Выберите место, участок или помещение для открытия вашей фирмы. Если вы собираетесь приобрести земельный участок под строительство, тогда покупайте его с уже подведенными коммуникациями. Ведь на селе может просто не хватить мощности для вашего подключения газа, воды или электричества.

Можете заключить договор на аренду какого-то пустующего помещения с местной администрацией. Только не занимайте обычный деревянный пустующий дом. Ведь он может находиться в частной собственности, и реакция сельчан может быть непредсказуемой.

В свою очередь, если вы приобрели земельный участок для строительства, в обязательном порядке следует обратиться в кадастровую службу. Данная служба внесет поправки в ЕГРП и составит для вас новый кадастровый паспорт. По окончании строительства сходите в БТИ и возьмите акт технической инвентаризации вашего помещения. Затем получите положительное заключение в санэпиднадзоре, а также в пожарной охране. Все это должно быть оформлено документально.

Закупите необходимое оборудование для нормальной деятельности вашей фирмы. Например, если вы решили открыть продуктовый магазин, обязательно купите холодильники и морозильные камеры.

Закажите товар, который вы хотите предложить местным жителям. В первый день открытия проведите какую-нибудь акцию для привлечения первых покупателей.

Видео по теме

Источники:

  • свой бизнес в селе в 2019

Если вы решили стать индивидуальным предпринимателем и открыть свое дело в сельской местности, то знайте, что правильная бизнес-идея - это залог успеха. Реализация малого бизнеса в деревне - это возможность возрождения малых населенных пунктов.

Вам понадобится

  • - бизнес-план;
  • - начальный капитал;
  • - помещение;
  • - связи с поставщиками;
  • - опытный продавец.

Инструкция

Прежде, чем заняться предпринимательством на селе и открыть свой магазин, необходимо определить целевую группу товаров, которые будут пользоваться популярностью и привлекут к вам клиентов. Такими товарами в сельской местности, естественно, являются продукты (хлебные и колбасные изделия, молочные продукты, крупы, овощи и фрукты, сигареты и алкогольные напитки). Поэтому вам необходимо открыть продуктовый магазин.

Определите те товары, которые всегда должны находиться в продаже. Для этого запланируйте запасы, чтобы популярные товары были в продаже ежедневно, и правильно постройте отношения с поставщиками товаров. Именно этот фактор обеспечит вам уважение покупателей.


В материале мы отвечаем на вопросы:

  • Как открыть аптечный магазин с нуля, как подготовить документы, выбрать оборудование;
  • Можно ли открыть аптеку без фармацевтического образования, как тогда оформить фирму;
  • Сколько стоит открыть аптеку, и какую прибыль она приносит.

Все аптечные учреждения в России делятся на три вида: аптека, аптечный киоск и пункт. Прочитать подробно перечень требований и особенностей работы каждого типа можно в приказе Минздрава о видах аптечных организаций. Учреждения разных типов отличаются в основном перечнем лекарств, разрешённых к продаже. К примеру, лекарства по рецепту разрешено реализовывать исключительно в аптеках. Также в мелких пунктах нельзя приобрести ядовитые и наркотические вещества.

Важный нюанс – перед тем, как открыть аптечный пункт с нуля, вам придётся начинать непосредственно с аптечной организации широкого профиля. Киоски и пункты – это своеобразные структурные подразделения, которые должны относиться к аптечному магазину. На практике небольшие киоски окупаются быстрее. Но создавать их можно лишь после организации аптеки.

Ещё одна классификация аптек – по виду разрешённых функций:

  1. Занимающаяся только продажей препаратов;
  2. Производственная аптека – изготавливающая лекарства;
  3. Производящая асептические препараты.

Ценовая политика

Ценообразование отчасти зависит от месторасположения магазина. В городе выгодно располагать один из трёх видов учреждений, приведённых ниже.

Дискаунтер. Учреждение с ограниченным ассортиментом наиболее востребованных лекарств и низкими ценами.

Имеет смысл размещать в оживлённых местах спальных районов, возле дорог, у метро и остановок – там, где ежедневно бывает множество людей.

Заведение со средним ассортиментом и сопутствующей гигиенической и косметической продукцией. Самый распространённый тип, одинаково хорошо подходит и для центральных районов города, и для спальных.

Крупные организации с количеством наименований от 7 тыс. и большим выбором сопутствующих продуктов. В таком заведении отпуск ведется через несколько прилавков, допускается открытая выкладка продукции. Это повышает продажи на 20-30 %.

Такой стоит располагать в центре города, чтобы покупателям было удобно добираться в поисках редких лекарств. Большая часть клиентов – пациенты центральных больниц, многочисленные прохожие.

Чтобы открыть аптеку в сельской местности, следует ориентироваться на большой выбор препаратов (часто в селе работают всего одно-два подобных заведения) и невысокие цены. Конкуренция здесь небольшая, размещаться следует в наиболее оживлённых местах.

На лекарства нельзя делать большую наценку , допустимые государством нормы — 10-40 %.

Кто может открыть аптеку

Аптечный бизнес подразумевает наличие высшего (ВПО) или среднего медобразования (в сфере фармацевтики) не только от провизора и продавцов, но и от управляющего.

Подойдёт медицинское образование другого профиля, если у сотрудника имеется дополнительное образование, позволяющее работать в пунктах медпомощи и распространять лекарственные вещества в розницу.

При этом руководитель фирмы обязан иметь опыт работы от трёх-пяти лет. При наличии ВПО достаточно трёх лет, для среднего образования требуется пятилетний стаж.

Что делать, если вы нашли подходящих работников, но сами не относитесь к медицинской сфере? Можно ли без образования открыть аптеку? В этом случае стоит нанять соответствующего всем требованиям специалиста, который возьмёт на себя обязанности по управлению фирмой согласно трудовому договору.

Регистрация бизнеса

Ниже приведена пошаговая инструкция, как открыть аптеку и правильно подготовить документы.

Регистрируем дело в качестве ИП или ООО. Для крупной компании, планирующей перерасти в сеть, лучше подойдёт ООО . Такой статус даёт больше возможностей при закупке товара, заключении договоров, повышает уровень доверия к фирме.

Подходящие коды ОКВЭД: 52.31 – «Розничная торговля фармацевтическими товарами», 52.12 – «Прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах», а также 52.32 – «Розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями» и 52.33 – «Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами».


Помимо этого, какие ещё нужны документы для открытия аптеки:

  • Устав фирмы;
  • Справка о постановке на учёт в налоговой (получении ИНН и КПП);
  • Документ от Роспотребнадзора о соответствии санитарным нормам и разрешение от Роспожарнадзора. Перед этим понадобится провести подготовку торговой площади к проверкам (соответствующий приказ Минздрава — «О санитарном режиме аптек»);
  • Копии свидетельств об образовании от персонала, санитарные книжки;
  • Программа производственного контроля (можно заказать разработку в специальной фирме).

Сложнее всего получить заключение СЭС . Помимо обустройства помещения согласно всем условиям, понадобятся такие договора: на проведение дезинфекции и дезинсекции, утилизацию отходов с содержанием ртути, вывоз мусора, химчистку спецодежды сотрудников, регулярное проведение медосмотра для работников, чистку вентиляционной системы.

Как оформить лицензию

Чтобы открыть аптечный киоск с нуля, параллельно с поиском помещения нужно получить фармацевтическую лицензию на свою деятельность от Министерства здравоохранения. Стоимость самой лицензии (госпошлина) – около 100 $ , а услуги частных фирм по её оформлению – около 1300 $.

Что должна предоставить аптека для лицензии:

  1. От руководителя учреждения нужен сертификат специалиста;
  2. Ксерокопии документов о медицинском образовании от всех сотрудников, кроме уборщицы. Работникам необходимы трудовые и санитарные книжки;
  3. Заключения СЭС и пожарного надзора;
  4. Справка о регистрации юрлица;
  5. Документ об аренде помещения под магазин;
  6. План БТИ;
  7. Сертификаты на приобретённое оборудование.

Весь перечень разрешений и справок приведён в приказе правительства РФ №489 . Лицензия выдаётся на пять лет, затем её придётся обновлять.

Особенности размещения аптеки

Идеальные места, где можно открывать аптеку, – строения на первой линии (у дорог и трасс). Заведение стоит размещать в отдельно стоящем или в жилом здании. Пункты и киоски выгодней располагать на территории больниц и поликлиник, в крупных супермаркетах. Это создаст хороший спрос на наиболее ходовые препараты у потока «случайных» посетителей: тех, кто проходил мимо, а не собирался к вам специально.

Открывая учреждение в центре города, важно поддерживать адекватный уровень цен из-за высокой конкуренции. В спальном районе допускается поднятие цен чуть выше, нежели у конкурентов. Постоянные покупатели, живущие поблизости, ради удобства в любом случае будут посещать одно и то же заведение.

Площадь аптечного магазина

Согласно государственным стандартам, минимальная площадь аптеки составляет 65-70 квадратных метров. Для киоска и пункта достаточно пространства площадью 15-20 кв. м. В своих расчётах ориентируемся на учреждение площадью 65 кв. м в спальном районе. Аренда помещения обойдётся примерно в 600 $ ежемесячно. Ремонт и подготовка к проверкам и запуску продаж – в районе 2000 $.

Особенности подготовки помещения

Ознакомиться со списком требований можно в Отраслевом стандарте, разработанном правительством РФ. Что нужно чтобы открыть аптеку?

  • В здании, помимо торговой площади, следует разместить гардероб, служебные санузел и душ;
  • Требуются подсобные зоны: для отдыха и обеда, приёма, распаковки, сортировки и хранения лекарственных веществ;
  • Оснащение пожарной, светозвуковой, охранной сигнализациями;
  • Наличие электричества, холодной и горячей воды, отопления, канализации, вентиляции;
  • В комнате, где будут находиться лекарства, нужны устройства, регистрирующие параметры воздуха (в основном, температуру и влажность);
  • Покрытие пола – линолеум, керамическая плитка. Пол необходимо утеплить;
  • Потолки и стены покрываются материалами, подходящими для постоянной влажной уборки со специальными дезинфицирующими растворами. Для стен также важен высокий коэффициент светоотражения.

Оборудование и мебель

Открывать небольшую торговую точку следует с таким набором оборудования:

  1. Открытые стеллажи для медикаментов (7-8 шт.), закрытые стеклянные витрины (3-4 шт.), прилавок – 800 $. Хорошие и недорогие производители: Фабрик Арт, Леомебель;
  2. Закрытые шкафы для хранения лекарств (5-6 шт.) – 550 $. Диакомс, Доктор Мебель, Uzumcu, Alvi, Vernipoll;
  3. Фармацевтические напольные холодильники со стеклянной дверью для хранения обычных препаратов (2 шт.) – 1100-1200 $. Pozis, Enisey, AKG, Sanyo;
  4. Медицинский морозильник – 600-700 $. «Позис», VTS;
  5. Сейф-термостат для хранения психотропных и наркотических веществ (класс устойчивости к взлому – третий) – 2000 $. Labex, Valberg;
  6. Компьютер – 500 $. Lenovo, Asus;
  7. Офисная мебель для подсобных помещений (стол, стулья) – 300 $. Сторосс, Феликс, Призма;
  8. Кассовый аппарат — 150-250 $. Орион, Меркурий, Элвес-МК;
  9. Программа для электронного учёта – 1500 $.

Это минимальный комплект того, что надо, чтобы открыть аптеку. Общая стоимость оборудования – около 8 тысяч долларов.

Приобретение товаров для реализации

Чтобы получать хорошую прибыль, необходимо закупить от 2500-3000 наименований продукции. Каждое лекарство требуется в количестве не менее 50 штук. Помимо этого, в торговом зале разместите сопутствующие товары (влажные салфетки, контрацептивы, кремы, шампуни, детское питание, подгузники, травяные чаи, БАДы и т. д.) На первоначальную закупку продукции понадобятся вложения от 20 000 $.

Персонал

Необходимо нанять четырёх человек. Это управляющий-провизор, два продавца (для работы посменно), уборщица. Бухгалтерия отдаётся на аутсорсинг. Важнейшая фигура – провизор. Это работник, формирующий ассортимент магазина, контролирующий качество работы. Зарплатный фонд (вместе с услугами бухгалтера) составит 2500-3000 $ ежемесячно.

Затраты и прибыль

Итак, сколько денег нужно, чтобы открыть аптеку? Капитальные затраты складываются из таких пунктов:

  • Регистрация, подготовка справок и разрешений – примерно 1700-1900 $;
  • Оплата аренды за три месяца вперёд, ремонт и отделка – до 4000 $;
  • Покупка мебели, оборудования и медикаментов – 28 000 $;
  • Изготовление вывески и указателей – 150-200 $.

В дело понадобится вложить 34 000 $. Ежемесячные расходы составляют в районе 5500 $. Месячная выручка – 7000-9000 $. Чистая прибыль – 1500-3500 $. Расширяя ассортимент и нарабатывая известность среди постоянных посетителей, уровень прибыли можно существенно повысить.

Выгодно ли открывать аптеку?

Такой магазин предлагает очень востребованные товары, но сталкивается с серьёзной конкуренцией. Обслуживание магазина обходится недёшево. Выгодней всего в течение первых двух лет работы дополнительно заняться организацией аптечных пунктов и киосков. Они приносят больше прибыли при меньших вложениях. Небольшая сеть из 2-3 учреждений после окупаемости сможет приносить доход от 10 000 $ в месяц «чистыми».

Ещё один вариант — под именем раскрученной сети. Это проще по части организации бизнеса, но менее выгодно , чем создать её самостоятельно с нуля.

В том, как открыть свою аптеку с нуля, наибольшую сложность представляют оформление разрешений и соответствие высоким требованиям государства к помещению и сотрудникам. Независимость от сезона, стабильно хороший спрос и возможности для масштабирования превращают это в выгодный и долгосрочный проект.

Начинающих предпринимателей, желающих получать высокий стабильный доход даже во времена кризиса, интересует, как открыть аптечный киоск (пункт) с нуля и что для этого нужно. На самом деле это не такой простой проект. Он требует тщательной подготовки и крупных капиталовложений.

Но актуальность действительно подтверждается в любой период. Ведь люди болеют всегда, а сегодня уже редко кто лечится с помощью народных средств и различных травяных отваров. Традиционной медицине все больше отдают предпочтение. И если хорошо продумать ассортимент товара и место расположения аптеки, тогда можно рассчитывать на постоянный наплыв клиентов.

Особенности бизнеса

Изначально стоит изучить фармацевтическую деятельность с точки зрения закона и некоторые нюансы организации и ведения дела в этой отрасли. Ведь они слегка отличаются от любых других форм торговли. В этом поможет документ под названием ФЗ №86 от 22.06.1998.

Учреждения, в которых продаются лекарственные препараты, в России различаются между собой:

  1. Аптека – крупное заведение, в котором не только реализовывают медикаменты, но и готовят их. Здесь можно приобрести любые лекарства, даже те, что отпускаются по рецепту врача.
  2. Аптечный киоск или пункт – ассортимент товара ограничивается лишь популярными позициями, которые можно продавать свободно.
  3. Интернет-аптека – как современная разновидность предыдущего варианта. С помощью онлайн-системы вы можете реализовывать продукцию в любой точке страны. Часто становится дополнительным способом сбыта лекарств.

Начинающему предпринимателю с небольшим стартовым капиталом рекомендуется открыть аптечный киоск. И хоть он предполагает меньшие прибыли от торговой деятельности, нежели аптеки, все же может стать удачным проектом и при минимальных сложностях принести ощутимый доход. Также помните о том, что государство запрещает устанавливать наценку на товар выше, чем 10-40%.

Считается, что даже при наличии конкуренции и большого числа аптечных пунктов в разных городах России существует ряд неоспоримых преимуществ при организации данного вида бизнеса:

  • Быстрая окупаемость проекта.
  • Постоянный высокий спрос, так как болезни являются неотъемлемой частью современного общества.
  • Широкая целевая аудитория – различными недугами страдают все слои населения (богатые и бедные, молодые и пожилые, ведущие спокойный или активный образ жизни и т. д.).
  • Нет особой сезонности – доходы обеспечены круглый год.
  • Нет ограничений по выбору места расположения киоска.

И действительно, будь это село, небольшой город или мегаполис, практически в каждой аптеке всегда есть покупатели, которым требуется тот или иной товар. Даже если на одной улице находится сразу несколько подобных заведений, то в каждом из них присутствуют клиенты.

Но в такой отрасли бизнеса есть и свои недостатки, их немного, но они существенные и могут отпугнуть часть начинающих предпринимателей:

  1. Даже для открытия небольшого аптечного киоска потребуются крупные стартовые инвестиции.
  2. Придется преодолеть ряд регистрационных преград и сложностей, оформить лицензию и всегда контролировать деятельность фирмы, чтобы все детали отвечали высоким требованиям и стандартам.

Если вы не знаете, с чего начать и неуверены, что справитесь с трудностями самостоятельно, рекомендуется воспользоваться приобретением франшизы. В таком случае вам предоставят готовый бизнес-план и пошаговую инструкцию, обучат персонал, а также обеспечат всем необходимым для реализации лекарственных препаратов.

Скачайте бесплатно аптеки в качестве образца.

Регистрационные вопросы

Самым сложным и длительным процессом окажется оформление аптечной деятельности по всем правилам. Для этого придется пройти ряд этапов. Сначала зарегистрируйтесь в качестве ИП, ООО или АО. Индивидуальное предпринимательство подходит, только если аптечный пункт не будет слишком большим, ассортимент включает в себя лишь ходовые безрецептурные позиции, и в будущем у вас нет желания расширяться и создавать сеть.

В другом случае нужно изначально зарегистрировать юридическое лицо. Правда, при этом придется подать больше бумаг и нанять бухгалтера для ведения сложной финансовой отчетности. Система налогообложения выбирается на общих основаниях (ЕНВД). Обязательно укажите все возможные коды ОКВЭД, учитывая предлагаемый ассортимент продукции:

  • 31 – розничная торговля в сфере фармацевтики;
  • 12 – реализация товаров в неспециализированных магазинах;
  • 32 – отвечает за продажу различных медицинских и ортопедических изделий;
  • 33 – при наличии косметических и парфюмерных позиций.

Дальше придется получить разрешения от Роспотребнадзора, пожарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы. Для этого сначала нужно соответствующим образом подготовить помещение для продажи и разработать программу производственного контроля. Потребуются и дополнительные документы:

  1. Копии свидетельства об окончании медицинского учебного учреждения сотрудников, так как заниматься подобной деятельностью имеют право только люди со специальным фармацевтическим высшим образованием;
  2. Медицинские книжки персонала.
  3. Договоры на аренду помещения, вывоз мусора, утилизацию отходов с содержанием ртути.
  4. Документ, подтверждающий регулярное проведение химчистки спецодежды, а также дезинфекции и дезинсекции здания.

Самым сложным вопросом для многих начинающих предпринимателей является лицензирование. Для этого понадобится подать следующие бумаги:

  • сертификат специалиста от управляющего или владельца бизнеса;
  • копии документов об образовании провизора и фармацевтов, работающих в аптеке;
  • полученные разрешения от СЭС и ГПИ;
  • документ, подтверждающий регистрацию ООО;
  • договор аренды помещения на длительный период;
  • составленный план БТИ;
  • сертификаты на все торговое оборудование, в котором будут храниться лекарства.

Для уточнения перечня необходимых бумаг можно свериться с приказом РФ №489. Получить лицензию получится только после оплаты государственной пошлины на пять лет. По истечении этого срока придется пройти процедуру повторно. Только после выдачи всех справок и разрешений можно заниматься непосредственно закупкой медикаментов, открытием учреждения и получением дохода от реализации товара.

Выбор и подготовка помещения

Для расположения аптеки подходят самые разные места:

  1. Людные улицы.
  2. Вблизи дорог и трасс.
  3. В спальных районах на первых этажах жилых зданий.
  4. В продуктовом магазине или торговом центре.
  5. Рядом с офисами и государственными учреждениями.
  6. На территории больниц и поликлиник или в непосредственной близости от них.
  7. У остановок городского транспорта.
  8. На вокзалах, автостанциях, в аэропортах и пр.

Оживленный поток людей обещает наличие случайных посетителей. Но если расположить аптеку в спальном районе, то жителям намного удобнее будет покупать лекарства рядом с домом. Благодаря тому, что медикаменты требуются практически всем слоям населения, то и особых сложностей при выборе удачного здания не возникает.

Но оно должно обязательно соответствовать определенным нормам:

  • Общая площадь составляет не меньше 12 кв. м., но может быть и больше (лучше 36 кв. м.), если предполагается широкий ассортимент товара и удобная его выкладка на полках.
  • Рабочее место фармацевта должно полностью отгораживается от покупательской зоны высоким стеклом.
  • Кроме торгового зала, нужно выделить место еще и для склада, душа для персонала, санузла и подсобных помещений.
  • Организуйте удобное пространство для приема и сортировки товара.
  • Обязательно проведение качественных систем электричества, канализации, водопровода, вентиляции, отопления.
  • Также позаботьтесь о наличии пожарной и охранной сигнализации.
  • СЭС потребует присутствия различных устройств, которые регистрируют и контролируют параметры воздуха (его температуру и влажность).
  • Пол желательно покрыть линолеумом или керамической плиткой, можно дополнительно утеплить, а для оформления потолков и стен использовать безопасные материалы, которые легко поддаются влажной уборке.

Что потребуется?

Перечислим основной набор торгового оборудования, которое нужно для открытия аптечного киоска:

  1. Открытые стеллажи и полки для медикаментов.
  2. Закрытые прозрачные витрины.
  3. Прилавок.
  4. Кассовый аппарат.
  5. Шкафы для хранения лекарств.
  6. Специальные напольные холодильники со стеклянной дверцей, предназначенные для фармацевтических целей.
  7. Медицинский морозильник.
  8. Компьютер или ноутбук для персонала и управления аптекой.
  9. Офисная мебель.
  10. Программа для электронного учета товара и платежей.

Если вы решили открыть , где будут продавать различные наркотические и психотропные вещества, тогда понадобится еще и сейф-термостат с защитой от взлома. Важно, чтобы все приобретенное оборудование было сертифицировано и зарегистрировано Минздравом России, а также разрешено к использованию именно для аптечных целей.

При установке сигнализационной системы, холодильников, кассы и программного обеспечения для работы нужно позаботиться и о том, чтобы заключить договоры с различными сервисными организациями по обслуживанию данной техники и устройств.

Ассортимент

При подборе торговых позиций для реализации в аптечном киоске нужно руководствоваться такими критериями:

  • Каждое лекарство должно быть официально разрешенным для продажи в нашей стране и иметь соответствующую сертификацию.
  • Учитывайте перечень допустимых к свободной реализации медикаментов (в небольшом пункте нельзя торговать наркотическими и психотропными препаратами, а также теми, что отпускаются строго по врачебным рецептам).
  • Составляйте ассортимент таким образом, чтобы вы могли предложить покупателям самые разные варианты – дешевые и дорогие, новинки и давно известные лекарства для устранения различных проблем и недугов.

Хорошо, если кроме непосредственной аптечной продукции, на полках будут представлены и сопутствующие товары – витамины, детские подгузники, средства личной гигиены, косметика по уходу за телом, салфетки и пр.

Проследите за тем, чтобы не приобретать медикаменты с очень коротким сроком годности, иначе вы можете не успеть их продать. Также при первой закупке желательно заказать пробные позиции в небольшом количестве (до 10 штук каждой из них). И только со временем, в процессе деятельности можно будет лучше сориентироваться, какие препараты приобретать в больших или меньших объемах.

Подбор персонала

Для работы в аптечном заведении нельзя нанимать людей без фармацевтического образования. Исключение составляют лишь уборщица и бухгалтер. В штате должны присутствовать фармацевты (по одному на каждую смену) и провизор, который занимается составлением ассортимента и плана закупок товара. Для найма подходящих сотрудников нужно руководствоваться такими критериями:

  1. Российское гражданство.
  2. Фармацевтическое образование с подтвержденной аккредитацией.
  3. Опыт работы в данной сфере деятельности.
  4. Наличие санитарных книжек.
  5. Раз в пять лет такие специалисты проходят курсы повышения квалификации, о чем также свидетельствуют выдаваемые документы.

Обратите внимание на то, что даже владелец такого бизнеса обязан иметь соответствующее специализированное образование в области фармацевтики. В ином случае придется нанять человека для совершения управляющей функции.

Преимущество открытия такого киоска состоит в том, что даже без дополнительных усилий, а лишь за счет удачного места расположения и заметной вывески доступно получить большой поток клиентов. Сильно тратиться на рекламную кампанию, возможно, и не придется. И все же, для быстрого развития используйте современные стратегии:

  • Проведите анонс открытия в средствах массовой информации.
  • Расклейте объявления в транспорте, на остановках, в местах большого скопления людей.
  • Дайте рекламу в интернете.
  • Разработайте выгодную систему скидок для постоянных клиентов.
  • Проводите периодические акции.
  • Предложите услуги доставки товара на дом.
  • Реализуйте возможность заказать требуемое лекарство, даже если его нет на полках.
  • Обеспечьте внимательное отношение к клиентам со стороны персонала, чтобы они приходили еще при потребности.
  • Периодически расширяйте ассортимент товара, обращайте внимание на то, чем интересуются покупатели.
  • Всегда предлагайте новинки, которые активно рекламируются по телевизору.

Финансовая сторона вопроса

Так, сколько же понадобится денег для реализации такого замысла? В зависимости от предполагаемых масштабов, формы деятельности, ассортимента товара и других деталей будет отличаться и окончательная сумма. Средние же показатели выглядят следующим образом.

Капитальные инвестиции Стоимость, в рублях
1 Регистрация бизнеса 120 000
2 Аренда помещения на организационный период 80 000
3 Ремонтные работы 240 000
4 Закупка оборудования 900 000
5 Первая партия товара 3 500 000
6 Рекламная кампания 210 000
7 Прочее 350 000
Итого: 5 400 000

Но это еще не все. Ведь на содержание аптеки постоянно будут тратиться крупные суммы.

В среднем, прибыль таких учреждений колеблется в пределах 850 000 рублей в месяц. В результате, можно за 1,5-2 года окупить все вложения и ежемесячно получать около 270 тысяч рублей чистой прибыли. Но эти показатели могут быть и выше, если вы тщательно продумаете каждый шаг и ответственно подойдете к реализации проекта.

Видео: что нужно, чтобы открыть аптеку?