Аптека в селе – не роскошь. Как открыть аптечный пункт или киоск с нуля

Продажа фармацевтических товаров – актуальный вид деятельности, потому что люди болели, болеют и будут болеть всегда. Конечно, это не радостный факт, но довольно выгодное обстоятельство для владельца аптеки или аптечного киоска. Поэтому, если в планах есть мысль , стоит всерьез задуматься над тем, как открыть аптечный пункт.

Как открыть аптечный пункт

Перед тем как открыть аптечный киоск с нуля нужно разобраться с видами аптечного бизнеса. Ведь существуют не только киоски, но и аптеки и аптечные пункты. Хоть эти три формы и имеют общий смысл, однако существуют некоторые отличия в осуществлении деятельности каждого из них.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Аптека, аптечный пункт и аптечный киоск - в чем отличия

Все перечисленные виды фармацевтического бизнеса подлежат лицензированию. Чтобы вкратце объяснить, в чем разница между аптекой, аптечным пунктом и аптечным киоском, пойдем от простого к сложному – от киоска к аптеке.

Вид аптечной организации Возможный функционал
Киоск Через аптечный киоск можно продавать только препараты, которые отпускаются без рецепта. Рецептурные препараты запрещены к реализации.
Пункт

В аптечном пункте можно продавать препараты по рецептам врача, безрецептурные лекарства, но нельзя заниматься реализацией наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых медикаментов.

Аптека Аптека подразумевает под собой полный перечень услуг: продажа всех существующих лекарственных препаратов, производство медикаментов. И, соответственно, такая форма бизнеса сложнее с технической точки зрения, потому что требует дополнительного оснащения.

Следует отметить, что к аптечным помещениям независимо от выбранного варианта предъявляются достаточно серьезные требования относительно покрытия стен и потолков, освещения, температуры и т. д. Кроме того, существуют нормативы, которые регламентируют квалификационный уровень сотрудников любой аптечной организации.

Что выгоднее открыть: аптеку, аптечный киоск или пункт

Наиболее выгодный вариант – это открытие аптечного пункта. На «запуск» аптеки требуется намного больше средств, соответственно, период окупаемости бизнеса увеличится. У аптечного пункта этот период, при условии удачного расположения, составляет около полугода, тогда как у аптеки 2-3 года. Прочтите о том, и сколько на этом можно заработать.

Если выбирать между пунктом и киоском, то аптечный киоск будет менее прибыльным, потому что упускает сегмент покупателей, которым нужны рецептурные препараты.

Кто может открыть аптечный пункт или киоск

Нет ограничений в том, кто может стать владельцем аптечного бизнеса, но есть некоторые нюансы, которые касаются организационно-правовой формы осуществления деятельности.

Например, как открыть аптечный киоск или пункт и зарегистрировать на ИП (индивидуального предпринимателя)? Это возможно, но только в том случае, если этот бизнесмен имеет диплом специалиста-фармацевта.

При регистрации аптечного предприятия в качестве юридического лица (изучите ), например, ООО, необязательно быть фармацевтом по специальности. Достаточно принять на должность руководителя аптеки человека с необходимым образованием и опытом работы в этой сфере не меньше трех лет.

Что нужно для регистрации аптечного пункта, киоска или аптеки

Для того, чтобы аптечный бизнес начал приносить доход, его нужно лицензировать, иначе до работы не допустят. Для получения лицензии на аптечный пункт, сначала нужно обратиться в Роспотребнадзор за экспертным заключением на соответствие помещения установленным требованиям. К этому моменту площадка будущего аптечного киоска должна быть готова на 100%, а также составлена необходимая документация, такая как:

  • журнал для учета по приходу и расходу дезинфицирующих средств;
  • план производственного контроля;
  • договор на утилизацию «просроченных» медикаментов (фарм. отходов);
  • договор на проведение дератизации и дезинсекции;
  • договор с медицинской организацией на проведение профессиональных осмотров работников;
  • договор на вывоз отходов, содержащих ртуть;
  • договор на вывоз мусора (ТБО);
  • договор на стирку, химчистку спецодежды работников.

Роспотребнадзор рассматривает заявку на протяжении одного месяца, заключение выдается по результатам выездной комиссии.

После того как получено заключение, можно подавать документы в орган, который занимается выдачей лицензий, за деятельность фармацевтической и медицинской сфер отвечает Росздравнадзор.

Список документов для получения лицензии на аптечный киоск, пункт:

  • документы, которые подтверждают право осуществления предпринимательской деятельности (выписка из ЕГРИП или , учредительные документы) (копии);
  • квитанция уплаты госпошлины за лицензирование;
  • документы об аренде или праве собственности на помещение, в котором будет осуществляться торговля;
  • ИНН (копия);
  • документ на право ведения провизорской или фармацевтической деятельности;
  • заключение СЭС (копия);
  • заключение пожарной службы (копия);
  • заявление о выдаче лицензии.

В этом месте важно отметить, что помимо лицензирования, государство обязывает любую аптечную организацию иметь в наличие минимальный ассортимент лекарственных препаратов, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации №2782 от 30 декабря 2014 года. Если обнаружится факт отсутствия любого препарата из перечня, юридическое лицо наказывается штрафом, или же приостанавливается деятельность аптеки.

При осуществлении лицензируемых видов деятельности необходимо очень ответственно относиться к документообороту. Узнайте, каковы . Перечень и сроки хранения важных бумаг.

Эта информация поможет вам избежать проблем с контролирующими органами.

Прочтите также, какие нужны . Как правильно писать должность предпринимателя, и нужно ли склонять фамилию физ. лица.

Секреты аптечного бизнеса

Невозможно спорить с тем, что открыть аптечный пункт с нуля сложнее, чем просто какую-нибудь торговую точку. Но и отдача больше. Для аптечного бизнеса не существует такого понятие, как «затишье». Спрос на лекарства есть круглогодично.

Однако для успеха в этом бизнесе, впрочем, как и в любом другом, нужно осуществить подход с душой.

Торговый зал должен нравиться, притягивать внимание. Витрины нужно оформлять логичным образом, представив как можно более обширный ассортимент.

Очень важно правильно выбрать место для расположения аптечного пункта. Несколько советов по этому поводу в следующем видео:

Ну и, конечно, самое важное в работе аптеки – это профессиональный персонал, который легко может предоставить необходимую консультацию.

Правильный подход к клиентам

Каждый клиент должен быть удовлетворен и обслуживанием и наличием нужных медикаментов.

Можно попытаться «привязать» клиента к аптечному пункту, например, вручив визитку с номером для консультаций, если человек воспользуется хоть раз, он станет постоянным покупателем.

Тем, кто решил заняться аптечным бизнесом, необходимо выбрать один из нескольких вариантов его развития, исходя из величины начального капитала. Можно открыть небольшой киоск по продаже лекарственных средств или аптеку классического типа, фармацевтическое мини предприятие с перспективой дальнейшего развития или аптечный пункт.

Самым сложным моментом в открытии любого аптечного пункта считается получение лицензии на занятие этим видом трудовой деятельности в соответствующем органе Росздравнадзора. Многие не решаются на открытие аптечного бизнеса, считая, что им могут отказать в получении лицензии из-за отсутствия головной аптеки. Возникает вполне закономерный вопрос:

Можно ли открыть аптечный пункт без головной аптеки?

Ответ однозначный: Да! Ни в одном действующем законодательстве и регламентирующем организацию и выполнение фармацевтической деятельности нормативном акте, нет абсолютно никаких ограничений для того, чтобы открыть аптечное предприятие любого типа индивидуальным предпринимателем.

Ответ однозначный: Да!

Основное условие для этого - выполнение всех требований, которые содержатся в «Положении о лицензировании фармацевтической деятельности» (пункт 4), которое утверждено в 2002 году Постановлением Правительства РФ (№ 489) и введено в действие в 2003 году.

А в устаревших стандартах и правилах открытия аптечных учреждений, было четко сказано, что создать самостоятельное фармацевтическое предприятие можно на правах физического или юридического лица. Это означает, что аптечный пункт может открыть любой человек, имеющий возможность выполнить все требования, содержащиеся в лицензии, дающей право на занятие деятельностью такого рода.

Но есть небольшой нюанс. Необходимо иметь специальное фармацевтическое образование.

Допускается наем владельцем аптеки в качестве управляющего аптекой человека, имеющего такое образование и не менее пяти лет рабочего стажа в этой сфере. Об обязательном для открытия аптечного пункта наличии головной аптеки, в законодательных актах ничего не сказано.

Требования к аптечному пункту

  • Чтобы аптечный пункт открыть, необходимо подобрать изолированное помещение или здание, имеющее отдельный вход.
  • Должны быть обустроены пути для подъезда машины с товаром и место для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
  • В строении, где планируется разместить аптечный пункт обязательно подведение основных инженерных коммуникаций, а также оборудование его системами пожарной сигнализации и тушения возгораний. В пунктах, где будет производиться только реализация медикаментов, без их приготовления, наличие вентиляционно-вытяжных систем не обязательно.
  • При обустройстве аптечного пункта в медицинском учреждении (поликлинике, санаторно-курортном корпусе и пр.), минимальная площадь помещения должна составлять 25 м², в любом другом здании – не менее 40 м².
  • Аптека должна иметь отдельные помещения для приема медикаментов, их хранения, торговый зал и зал для посетителей.
  • В оборудование аптечного пункта должны входить:
  1. приборы климат-контроля;
  2. инвентарь и средства для соблюдения санитарно-гигиенических норм;
  3. шкафчики для сотрудников;
  4. холодильное оборудование для медикаментов;
  5. витрины и прилавки.

Порядок открытия аптечного пункта в поликлинике

Шаг 1. Прежде чем приступить к лицензированию аптечного пункта, нужно подобрать помещение, соответствующее основным требованиям. Надо отметить, что в поликлинике выбор его ограничивается наличием свободных комнат. Поэтому придется довольствоваться тем, что предоставит в аренду администрация медицинского учреждения.

Шаг 2. Пройти регистрацию в качестве юридического лица.

Шаг 3. Подготовить бизнес-план.

Шаг 4. Выполнить все требования и предписания, необходимые для получения лицензии. Ознакомиться с ними, а также с порядком получения лицензии и перечнем документов, можно, изучив следующие законодательные акты:

  • Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, вступившее в силу 30.03 2003г.
  • Федеральный закон РФ «О лекарственных средствах» за № 86-Ф3 от 22.06.1998 г.
  • Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 « Правила отпуска лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».

Шаг 5. Подготовить помещение и установить необходимое оборудование.

Шаг 6. Подобрать сотрудников. Потребуются два специалиста: фармацевт со средним специальным образованием – он будет работать с покупателями, и провизор (человек с высшим медико-фармацевтическим образованием), который необходим для обеспечения полного ассортимента медикаментов в соответствии со спросом на них. Также потребуется санитарка (можно без образования) для выполнения санитарно-гигиенической обработки помещения. У всех сотрудников обязательно наличие санитарной книжки.

Шаг 7. Получить документы, разрешающие открытие аптечного пункта.

Перечень документов, необходимых для открытия аптечного пункта

1. Разрешение от Роспотребнадзора. Чтобы получить его потребуется:

  • Оригинал и ксерокопия документа, удостоверяющего личность;
  • Оригинал и ксерокопия свидетельства ИНН:
  • Оригинал и ксерокопия свидетельства, подтверждающего регистрацию ИП или юридического лица;
  • Оригинал выписки из ЕГРН;
  • Свидетельство о праве собственности на помещение или договор его аренды;
  • План здания из БТИ и его экспликация;
  • Копия договора на выполнение санитарно-очистных работ;
  • Копия договора на проведение медицинского осмотра персонала;
  • Санитарно-медицинские книжки всех работников, с отметкой о прививках.
2. Санитарный паспорт аптечного пункта.
3. Разрешение муниципальных органов на размещение объекта в соответствии с видом деятельности.
4. Разрешение Роспожарнадзора. Для получения которого, потребуется:
  • Соответствующие документы на учреждение предприятия;
  • Подтверждение того, что помещение оборудовано системами пожарной сигнализации и тушения возгораний в исправном состоянии;
  • Перечень мер обеспечения пожарной безопасности;
  • Результаты измерений сопротивления в электропроводке.

Шаг 8. Получить лицензию в органах Росздравнадзора.

Процедура получения лицензии на занятие фармацевтической деятельностью один из самых длительных этапов. Это вызвано тем, что аптечный бизнес связан со здоровьем людей. Поэтому, он находится под пристальным вниманием медицинских работников и прочих специалистов, которые осуществляют более тщательную проверку выполнения всех требований, чем при оформлении лицензии на любой другой вид деятельности.

Порядок открытия аптечного пункта в деревне или селе

Порядок открытия аптечного пункта в деревне аналогичен описанной выше процедуре. Различие заключается только в стоимости помещения - в сельской местности его аренда или покупка обойдется значительно дешевле, чем в городе.

К тому же можно обойтись и без найма персонала (если у будущего владельца аптечного пункта есть фармацевтическое образование), так как в селе требуется меньшее количество лекарственных препаратов, поэтому хозяин и сам вполне справится со всеми работами.

— Григорий Николаевич, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в настоящее время с обеспечением лекарствами сельского населения?

— К сожалению, ситуация очень сложная. Как известно, согласно существующему законодательству, в сельской местности разрешено реализовывать лекарственные средства через фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) по договору с центральной районной аптекой. Однако не в каждом селе есть пункты, полностью укомплектованные постоянным штатом. Вообще кадровая проблема является центральной в вопросе обеспечения сельского населения медикаментами. Врачи и фармацевты из городов не хотят работать в селах, а те, кто проживает в сельской местности, зачастую оставляют свою работу, поскольку она не может обеспечить средства к существованию. В итоге в Украине сейчас существует немало сел, в которых медикаменты приобрести негде.

В районных центрах медикаментозное обеспечение населения осуществляют центральные районные аптеки, которые зачастую являются монополистами в этой сфере. Отсутствие конкуренции приводит к тому, что цены в этих аптеках нередко более высоки, чем в областных центрах или в столице. Я могу понять руководителей этих аптек, поскольку им необходимо содержать достаточно большой штат сотрудников, обеспечивать нормальное функционирование учреждения, оплачивать коммунальные услуги, аренду помещения и т.п. Наряду с этими структурами в районных центрах действуют и частные компании по реализации медикаментов. Преимуществами таких компаний являются мобильность, возможность быстро реагировать на рыночные изменения, большая «маневренность» в кадровом вопросе, гибкость в ценообразовании.

— В проекте правил торговли лекарственными средствами, который широко обсуждался на страницах «Еженедельника АПТЕКА», установлено, что минимальная площадь аптеки в сельской местности может составлять 50 кв. м. Как Вы оцениваете такое изменение в существовавших ранее нормативах?

— Те, кто обеспечивает медикаментами сельское население, давно говорили, что норма, существовавшая ранее для всех аптек, в том числе сельских, не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Развитие рынка дистрибьюторских услуг и необходимость иметь больше оборотных средств обусловили тот факт, что в аптеке сейчас невыгодно держать большие товарные запасы. Да в этом и нет необходимости, поскольку в любой момент можно заказать и получить нужные медикаменты. Такие аптеки, работающие, что называется, «с колес», могут иметь меньшие площади. Это выгодно, поскольку экономятся средства на аренде помещения, оплате коммунальных услуг, содержании штата. Соответственно, у этих аптек больше шансов «выжить» и приносить владельцам прибыль. В своих предложениях к проекту правил торговли лекарственными средствами мы указывали, что функции заведующих и их заместителей в таких аптеках могут выполнять люди со средним фармацевтическим образованием.

Да, сокращение минимально необходимой площади аптеки является прогрессивным шагом, который может сделать медикаментозную помощь для сельских жителей более доступной. Однако есть очень много населенных пунктов, где даже такую аптеку содержать невыгодно. В таких селах было бы целесообразно открывать аптечные киоски, реализующие лекарственные средства безрецептурной группы. Поставка медикаментов и изделий медицинского назначения в киоски должна осуществляться из аптеки или аптечного склада, структурными подразделениями которых являются такие киоски. Вообще я считаю, что на данном этапе развития украинского фармацевтического рынка не следует отказываться от аптечных киосков как одной из форм работы по медикаментозному обеспечению населения, в особенности, на селе. Мы еще не «доросли» до того, чтобы вычеркнуть аптечный киоск из списка эффективно работающих бизнес-структур.

— К чему привело бы решение о ликвидации аптечных киосков?

Если в настоящее время принять решение о ликвидации аптечных киосков, то это будет иметь негативные последствия как для потребителей медикаментов, так и для предпринимателей, которые занимаются реализацией лекарств на рынке. В этом случае количество аптечных учреждений сразу уменьшится примерно на треть, и пострадают от этого практически все. Во-первых, потребитель лишится возможности приобрести лекарственные средства в нужный момент и в нужном месте. Каждый, кому срочно понадобилось какое-либо лекарство, будет вынужден искать аптеку или больницу, где расположен аптечный пункт. А как объяснить сельским жителям — людям пожилого возраста, одиноким, инвалидам, приезжим, — которым необходимо в срочном порядке приобрести и принять необходимое лекарство, что нужно искать больницу или стационарную аптеку?

Во-вторых, наряду с потребителями ликвидация аптечных киосков затронула бы и интересы предпринимателей, поскольку некоторые «малые структуры» бизнеса, торговая сеть которых состоит преимущественно из аптечных киосков, сразу же «обвалятся», и очень много людей со специальным образованием останется без работы. На мой взгляд, нужно стремиться не к отказу от аптечных киосков, а к тому, чтобы аптечное дело в них было организовано надлежащим образом. В частности, можно составить перечень препаратов и изделий медицинского назначения, которые было бы разрешено реализовать в аптечных киосках, описать условия, соблюдение которых необходимо при их хранении и реализации. Очень важно, чтобы эти условия были выполнимы и обеспечивали сохранение надлежащего качества медикаментов.

— Вы упомянули о кадровой проблеме. Кто же будет работать в этих киосках?

— Действительно, это очень важный вопрос. На мой взгляд, проблему с кадрами для работы в сельских аптечных киосках можно решить, если будет разрешена реализация медикаментов в сельской местности специалистами не только с фармацевтическим, но и с медицинским образованием. Учитывая, что в киосках продаются препараты безрецептурной группы, а также изделия медицинского назначения широкого потребления (бинты, вата, пластырь и др.), думаю, что человек с медицинским образованием, в том числе, средним, будет достаточно компетентен. Возможно, это не идеальное решение, но, принимая его, следует учитывать все «за» и «против», подумать, что лучше: когда требуемый безрецептурный препарат пациенту продаст медсестра или когда больной человек вынужден ехать или даже идти пешком за ним в районный центр. Конечно, можно иметь дома необходимый запас медикаментов, но, во-первых, домашние аптечки не всем сейчас по карману, а во-вторых, всего предусмотреть нельзя, и вряд ли человек может уверенно прогнозировать, какое именно лекарство ему может понадобиться завтра, послезавтра или через неделю.

Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект. Не секрет, что многие люди обращаются за врачебной помощью, когда обойтись без нее уже не могут. Не слишком внимательное отношение к собственному здоровью — это, к сожалению, наша суровая реальность. Если даже люди, проживающие в крупных городах, не всегда находят время посетить поликлинику, то представьте, как обстоит дело в селах, жителям которых до ближайшего врача еще нужно ехать десятки километров. Зачастую тот, кто работает в сельском аптечном киоске, является единственным консультантом жителей села в вопросах, связанных со здоровьем. Если у этого человека будет медицинское образование, то это совсем неплохо. Разумеется, советы такого специалиста не должны выходить за рамки его компетенции. Например, заметив, что какой-то житель села часто приобретает препараты от головной боли, работник аптечного киоска может рассказать, что головная боль может быть вызвана целым рядом причин, и порекомендовать обратиться к врачу. Рискну предположить, что совет человека «в белом халате» будет воспринят серьезно, побудит человека задуматься о проблемах со здоровьем и обратиться к врачу, а не глотать годами таблетки, пытаясь устранить симптомы заболевания, при котором, возможно, необходимо системное лечение. Не следует забывать, что если человек не получает адекватного медицинского, в том числе медикаментозного лечения, то нишу официальной медицины и легального аптечного бизнеса занимают разного рода целители. Конечно, не все они заслуживают критики, но немало шарлатанов, которые зарабатывают деньги на болезнях и невежестве людей.

— Каков опыт ведения аптечного бизнеса в сельской местности у руководимой Вами компании?

— Недавно мы отмечали 10-летний юбилей компании. «Ацинус» — одна из наиболее крупных профильных частных компаний Кировоградской области. Из небольшой частной клиники мы «выросли» в структуру, располагающую 26 торговыми подразделениями и обеспечивающую эффективную медикаментозную помощь населению области, в том числе и проживающему в сельской местности. Эти торговые точки расположены во многих районах Кировоградской области, а расстояние между ними достигает 500 км.

Компания строго выполняет лицензионные условия и все требования контролирующих органов, хотя, скажу честно, на селе обеспечить это очень непросто. При формировании портфеля препаратов мы учитываем то, насколько они востребованы, как быстро продаются. Если в крупном городе аптека может себе «позволить» иметь в ассортименте часть лекарственных средств, скорость оборачиваемости которых не очень высока, то на селе такая «роскошь» непозволительна. Поэтому в компании очень тщательно подбирают ассортимент медикаментов, представленных в сельских аптечных киосках или ФАПах. Как я уже говорил, особенно остро стоит проблема с кадрами. У нас есть опыт, когда мы даже объявили конкурс в одном из сел и направили его победительницу на платное обучение по специальности «фармация».

Сложно вести бизнес в условиях, когда постоянно меняются правила игры, поэтому хотелось бы пожелать государственным структурам разных уровней, создающим нормативно-правовую базу в сфере реализации фармацевтической продукции, чтобы принятие новых законов и нормативных актов способствовало стабильности на рынке, а регулирование деятельности бизнес-структур строилось на разумных принципах целесообразности. Для того чтобы аптечный бизнес на селе выжил и развивался, необходимы более либеральные требования к организации процесса реализации медикаментов. Да, фармацевтический рынок должен быть цивилизованным и ориентированным в своем развитии на нормы, существующие в европейских странах. Но следует учитывать и реалии нашей страны, требования сегодняшнего дня. В сельской местности проживает треть населения Украины. Это люди, которые, как и все остальные, болеют и нуждаются в медикаментозной помощи. И есть фирмы, которые хотели бы эту помощь предоставлять. Налицо нормальная рыночная ситуация, когда есть потребность в услуге и готовность ее оказывать. Механизмы регулирования на всех уровнях власти должны помогать развитию социально ориентированного бизнеса. n

Виктория Матвеева, фото Евгения Чорного

Инструкция

Изучите нормативные документы, регулирующие . Это нужно сделать обязательно. Продумайте все детали организации аптеки. Составьте бизнес-план. Просчитайте возможные объемы реализации лекарственных средств, расходы на доставку, рассчитайте срок окупаемости вложений.Узнайте, какая организация занимается выдачей лицензий на фармацевтическую деятельность. Выясните в этой организации перечень необходимых требований и документов для получения лицензии. Имейте в виду, что если у вас нет медицинского или фармацевтического образования, то для получения лицензии вам необходимо принять на работу фармацевта или провизора с медицинским образованием и опытом работы.

Зарегистрируйтесь в качестве индивидуального предпринимателя, если у вас есть медицинское образование. Для регистрации обратитесь в налоговую инспекцию по вашему месту жительства. Если медицинского образования у вас нет, регистрируйтесь как ООО, примите на работу фармацевта или провизора с дипломом о медицинском образовании. У специалиста также должна быть личная медицинская книжка.

Найдите подходящее помещение. Заключите договор аренды с владельцем помещения. Сделайте ремонт, оборудуйте помещение в соответствии с санитарными требованиями и нормами противопожарной безопасности, закупите и установите стеллажи для хранения лекарств. Подайте документы на получение лицензии в соответствующую организацию. Лицензирующая организация перед выдачей лицензии будет проверять ваше помещение на соответствие требуемым нормам. После получения лицензии согласуйте необходимый пакет документов с пожарниками и СЭС, представители этих организаций также приедут осматривать ваше помещение. Получив необходимые разрешения, начните деятельность.

Источники:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений»

Создание собственного бизнеса на селе является достаточно трудоемким процессом, так как он связан со специфическими трудностями. В основном, к подобным факторам можно отнести: небольшое количество жителей и продолжительная окупаемость самого бизнеса. Однако преодолеть их вполне возможно, если предприниматель станет не только о своей выгоде, но также и о потребностях сельских жителей.

Вам понадобится

  • - помещение;
  • - бизнес-план;
  • - стартовый капитал.

Инструкция

Проанализируйте возможности создания и развития вашего бизнеса . Для этих целей изучите рынок предлагаемых товаров в том населе нном пункте, где вы желаете начать собственный бизнес. Оцените производственную деятельность конкурирующих фирм.

Подумайте, кого вы можете привлечь для сотрудничества. Может вы хотите чтобы ваше будущее предприятие сотрудничало лишь с централизованными поставщиками либо вы планируете заняться закупками товаров у местных жителей. К примеру, вы можете приобретать у них различную сельхозпродукцию с целью ее дальнейшей переработки. В этом случае вам нужно будет заключить договора с несколькими перерабатывающими компаниями и по возможности обеспечить бесперебойность поставок необходимых продуктов.

Выберите место, участок или помещение для открытия вашей фирмы. Если вы собираетесь приобрести земельный участок под строительство, тогда покупайте его с уже подведенными коммуникациями. Ведь на селе может просто не хватить мощности для вашего подключения газа, воды или электричества.

Можете заключить договор на аренду какого-то пустующего помещения с местной администрацией. Только не занимайте обычный деревянный пустующий дом. Ведь он может находиться в частной собственности, и реакция сельчан может быть непредсказуемой.

В свою очередь, если вы приобрели земельный участок для строительства, в обязательном порядке следует обратиться в кадастровую службу. Данная служба внесет поправки в ЕГРП и составит для вас новый кадастровый паспорт. По окончании строительства сходите в БТИ и возьмите акт технической инвентаризации вашего помещения. Затем получите положительное заключение в санэпиднадзоре, а также в пожарной охране. Все это должно быть оформлено документально.

Закупите необходимое оборудование для нормальной деятельности вашей фирмы. Например, если вы решили открыть продуктовый магазин, обязательно купите холодильники и морозильные камеры.

Закажите товар, который вы хотите предложить местным жителям. В первый день открытия проведите какую-нибудь акцию для привлечения первых покупателей.

Видео по теме

Источники:

  • свой бизнес в селе в 2019

Если вы решили стать индивидуальным предпринимателем и открыть свое дело в сельской местности, то знайте, что правильная бизнес-идея - это залог успеха. Реализация малого бизнеса в деревне - это возможность возрождения малых населенных пунктов.

Вам понадобится

  • - бизнес-план;
  • - начальный капитал;
  • - помещение;
  • - связи с поставщиками;
  • - опытный продавец.

Инструкция

Прежде, чем заняться предпринимательством на селе и открыть свой магазин, необходимо определить целевую группу товаров, которые будут пользоваться популярностью и привлекут к вам клиентов. Такими товарами в сельской местности, естественно, являются продукты (хлебные и колбасные изделия, молочные продукты, крупы, овощи и фрукты, сигареты и алкогольные напитки). Поэтому вам необходимо открыть продуктовый магазин.

Определите те товары, которые всегда должны находиться в продаже. Для этого запланируйте запасы, чтобы популярные товары были в продаже ежедневно, и правильно постройте отношения с поставщиками товаров. Именно этот фактор обеспечит вам уважение покупателей.

Начинающих предпринимателей, желающих получать высокий стабильный доход даже во времена кризиса, интересует, как открыть аптечный киоск (пункт) с нуля и что для этого нужно. На самом деле это не такой простой проект. Он требует тщательной подготовки и крупных капиталовложений.

Но актуальность действительно подтверждается в любой период. Ведь люди болеют всегда, а сегодня уже редко кто лечится с помощью народных средств и различных травяных отваров. Традиционной медицине все больше отдают предпочтение. И если хорошо продумать ассортимент товара и место расположения аптеки, тогда можно рассчитывать на постоянный наплыв клиентов.

Особенности бизнеса

Изначально стоит изучить фармацевтическую деятельность с точки зрения закона и некоторые нюансы организации и ведения дела в этой отрасли. Ведь они слегка отличаются от любых других форм торговли. В этом поможет документ под названием ФЗ №86 от 22.06.1998.

Учреждения, в которых продаются лекарственные препараты, в России различаются между собой:

  1. Аптека – крупное заведение, в котором не только реализовывают медикаменты, но и готовят их. Здесь можно приобрести любые лекарства, даже те, что отпускаются по рецепту врача.
  2. Аптечный киоск или пункт – ассортимент товара ограничивается лишь популярными позициями, которые можно продавать свободно.
  3. Интернет-аптека – как современная разновидность предыдущего варианта. С помощью онлайн-системы вы можете реализовывать продукцию в любой точке страны. Часто становится дополнительным способом сбыта лекарств.

Начинающему предпринимателю с небольшим стартовым капиталом рекомендуется открыть аптечный киоск. И хоть он предполагает меньшие прибыли от торговой деятельности, нежели аптеки, все же может стать удачным проектом и при минимальных сложностях принести ощутимый доход. Также помните о том, что государство запрещает устанавливать наценку на товар выше, чем 10-40%.

Считается, что даже при наличии конкуренции и большого числа аптечных пунктов в разных городах России существует ряд неоспоримых преимуществ при организации данного вида бизнеса:

  • Быстрая окупаемость проекта.
  • Постоянный высокий спрос, так как болезни являются неотъемлемой частью современного общества.
  • Широкая целевая аудитория – различными недугами страдают все слои населения (богатые и бедные, молодые и пожилые, ведущие спокойный или активный образ жизни и т. д.).
  • Нет особой сезонности – доходы обеспечены круглый год.
  • Нет ограничений по выбору места расположения киоска.

И действительно, будь это село, небольшой город или мегаполис, практически в каждой аптеке всегда есть покупатели, которым требуется тот или иной товар. Даже если на одной улице находится сразу несколько подобных заведений, то в каждом из них присутствуют клиенты.

Но в такой отрасли бизнеса есть и свои недостатки, их немного, но они существенные и могут отпугнуть часть начинающих предпринимателей:

  1. Даже для открытия небольшого аптечного киоска потребуются крупные стартовые инвестиции.
  2. Придется преодолеть ряд регистрационных преград и сложностей, оформить лицензию и всегда контролировать деятельность фирмы, чтобы все детали отвечали высоким требованиям и стандартам.

Если вы не знаете, с чего начать и неуверены, что справитесь с трудностями самостоятельно, рекомендуется воспользоваться приобретением франшизы. В таком случае вам предоставят готовый бизнес-план и пошаговую инструкцию, обучат персонал, а также обеспечат всем необходимым для реализации лекарственных препаратов.

Скачайте бесплатно аптеки в качестве образца.

Регистрационные вопросы

Самым сложным и длительным процессом окажется оформление аптечной деятельности по всем правилам. Для этого придется пройти ряд этапов. Сначала зарегистрируйтесь в качестве ИП, ООО или АО. Индивидуальное предпринимательство подходит, только если аптечный пункт не будет слишком большим, ассортимент включает в себя лишь ходовые безрецептурные позиции, и в будущем у вас нет желания расширяться и создавать сеть.

В другом случае нужно изначально зарегистрировать юридическое лицо. Правда, при этом придется подать больше бумаг и нанять бухгалтера для ведения сложной финансовой отчетности. Система налогообложения выбирается на общих основаниях (ЕНВД). Обязательно укажите все возможные коды ОКВЭД, учитывая предлагаемый ассортимент продукции:

  • 31 – розничная торговля в сфере фармацевтики;
  • 12 – реализация товаров в неспециализированных магазинах;
  • 32 – отвечает за продажу различных медицинских и ортопедических изделий;
  • 33 – при наличии косметических и парфюмерных позиций.

Дальше придется получить разрешения от Роспотребнадзора, пожарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы. Для этого сначала нужно соответствующим образом подготовить помещение для продажи и разработать программу производственного контроля. Потребуются и дополнительные документы:

  1. Копии свидетельства об окончании медицинского учебного учреждения сотрудников, так как заниматься подобной деятельностью имеют право только люди со специальным фармацевтическим высшим образованием;
  2. Медицинские книжки персонала.
  3. Договоры на аренду помещения, вывоз мусора, утилизацию отходов с содержанием ртути.
  4. Документ, подтверждающий регулярное проведение химчистки спецодежды, а также дезинфекции и дезинсекции здания.

Самым сложным вопросом для многих начинающих предпринимателей является лицензирование. Для этого понадобится подать следующие бумаги:

  • сертификат специалиста от управляющего или владельца бизнеса;
  • копии документов об образовании провизора и фармацевтов, работающих в аптеке;
  • полученные разрешения от СЭС и ГПИ;
  • документ, подтверждающий регистрацию ООО;
  • договор аренды помещения на длительный период;
  • составленный план БТИ;
  • сертификаты на все торговое оборудование, в котором будут храниться лекарства.

Для уточнения перечня необходимых бумаг можно свериться с приказом РФ №489. Получить лицензию получится только после оплаты государственной пошлины на пять лет. По истечении этого срока придется пройти процедуру повторно. Только после выдачи всех справок и разрешений можно заниматься непосредственно закупкой медикаментов, открытием учреждения и получением дохода от реализации товара.

Выбор и подготовка помещения

Для расположения аптеки подходят самые разные места:

  1. Людные улицы.
  2. Вблизи дорог и трасс.
  3. В спальных районах на первых этажах жилых зданий.
  4. В продуктовом магазине или торговом центре.
  5. Рядом с офисами и государственными учреждениями.
  6. На территории больниц и поликлиник или в непосредственной близости от них.
  7. У остановок городского транспорта.
  8. На вокзалах, автостанциях, в аэропортах и пр.

Оживленный поток людей обещает наличие случайных посетителей. Но если расположить аптеку в спальном районе, то жителям намного удобнее будет покупать лекарства рядом с домом. Благодаря тому, что медикаменты требуются практически всем слоям населения, то и особых сложностей при выборе удачного здания не возникает.

Но оно должно обязательно соответствовать определенным нормам:

  • Общая площадь составляет не меньше 12 кв. м., но может быть и больше (лучше 36 кв. м.), если предполагается широкий ассортимент товара и удобная его выкладка на полках.
  • Рабочее место фармацевта должно полностью отгораживается от покупательской зоны высоким стеклом.
  • Кроме торгового зала, нужно выделить место еще и для склада, душа для персонала, санузла и подсобных помещений.
  • Организуйте удобное пространство для приема и сортировки товара.
  • Обязательно проведение качественных систем электричества, канализации, водопровода, вентиляции, отопления.
  • Также позаботьтесь о наличии пожарной и охранной сигнализации.
  • СЭС потребует присутствия различных устройств, которые регистрируют и контролируют параметры воздуха (его температуру и влажность).
  • Пол желательно покрыть линолеумом или керамической плиткой, можно дополнительно утеплить, а для оформления потолков и стен использовать безопасные материалы, которые легко поддаются влажной уборке.

Что потребуется?

Перечислим основной набор торгового оборудования, которое нужно для открытия аптечного киоска:

  1. Открытые стеллажи и полки для медикаментов.
  2. Закрытые прозрачные витрины.
  3. Прилавок.
  4. Кассовый аппарат.
  5. Шкафы для хранения лекарств.
  6. Специальные напольные холодильники со стеклянной дверцей, предназначенные для фармацевтических целей.
  7. Медицинский морозильник.
  8. Компьютер или ноутбук для персонала и управления аптекой.
  9. Офисная мебель.
  10. Программа для электронного учета товара и платежей.

Если вы решили открыть , где будут продавать различные наркотические и психотропные вещества, тогда понадобится еще и сейф-термостат с защитой от взлома. Важно, чтобы все приобретенное оборудование было сертифицировано и зарегистрировано Минздравом России, а также разрешено к использованию именно для аптечных целей.

При установке сигнализационной системы, холодильников, кассы и программного обеспечения для работы нужно позаботиться и о том, чтобы заключить договоры с различными сервисными организациями по обслуживанию данной техники и устройств.

Ассортимент

При подборе торговых позиций для реализации в аптечном киоске нужно руководствоваться такими критериями:

  • Каждое лекарство должно быть официально разрешенным для продажи в нашей стране и иметь соответствующую сертификацию.
  • Учитывайте перечень допустимых к свободной реализации медикаментов (в небольшом пункте нельзя торговать наркотическими и психотропными препаратами, а также теми, что отпускаются строго по врачебным рецептам).
  • Составляйте ассортимент таким образом, чтобы вы могли предложить покупателям самые разные варианты – дешевые и дорогие, новинки и давно известные лекарства для устранения различных проблем и недугов.

Хорошо, если кроме непосредственной аптечной продукции, на полках будут представлены и сопутствующие товары – витамины, детские подгузники, средства личной гигиены, косметика по уходу за телом, салфетки и пр.

Проследите за тем, чтобы не приобретать медикаменты с очень коротким сроком годности, иначе вы можете не успеть их продать. Также при первой закупке желательно заказать пробные позиции в небольшом количестве (до 10 штук каждой из них). И только со временем, в процессе деятельности можно будет лучше сориентироваться, какие препараты приобретать в больших или меньших объемах.

Подбор персонала

Для работы в аптечном заведении нельзя нанимать людей без фармацевтического образования. Исключение составляют лишь уборщица и бухгалтер. В штате должны присутствовать фармацевты (по одному на каждую смену) и провизор, который занимается составлением ассортимента и плана закупок товара. Для найма подходящих сотрудников нужно руководствоваться такими критериями:

  1. Российское гражданство.
  2. Фармацевтическое образование с подтвержденной аккредитацией.
  3. Опыт работы в данной сфере деятельности.
  4. Наличие санитарных книжек.
  5. Раз в пять лет такие специалисты проходят курсы повышения квалификации, о чем также свидетельствуют выдаваемые документы.

Обратите внимание на то, что даже владелец такого бизнеса обязан иметь соответствующее специализированное образование в области фармацевтики. В ином случае придется нанять человека для совершения управляющей функции.

Преимущество открытия такого киоска состоит в том, что даже без дополнительных усилий, а лишь за счет удачного места расположения и заметной вывески доступно получить большой поток клиентов. Сильно тратиться на рекламную кампанию, возможно, и не придется. И все же, для быстрого развития используйте современные стратегии:

  • Проведите анонс открытия в средствах массовой информации.
  • Расклейте объявления в транспорте, на остановках, в местах большого скопления людей.
  • Дайте рекламу в интернете.
  • Разработайте выгодную систему скидок для постоянных клиентов.
  • Проводите периодические акции.
  • Предложите услуги доставки товара на дом.
  • Реализуйте возможность заказать требуемое лекарство, даже если его нет на полках.
  • Обеспечьте внимательное отношение к клиентам со стороны персонала, чтобы они приходили еще при потребности.
  • Периодически расширяйте ассортимент товара, обращайте внимание на то, чем интересуются покупатели.
  • Всегда предлагайте новинки, которые активно рекламируются по телевизору.

Финансовая сторона вопроса

Так, сколько же понадобится денег для реализации такого замысла? В зависимости от предполагаемых масштабов, формы деятельности, ассортимента товара и других деталей будет отличаться и окончательная сумма. Средние же показатели выглядят следующим образом.

Капитальные инвестиции Стоимость, в рублях
1 Регистрация бизнеса 120 000
2 Аренда помещения на организационный период 80 000
3 Ремонтные работы 240 000
4 Закупка оборудования 900 000
5 Первая партия товара 3 500 000
6 Рекламная кампания 210 000
7 Прочее 350 000
Итого: 5 400 000

Но это еще не все. Ведь на содержание аптеки постоянно будут тратиться крупные суммы.

В среднем, прибыль таких учреждений колеблется в пределах 850 000 рублей в месяц. В результате, можно за 1,5-2 года окупить все вложения и ежемесячно получать около 270 тысяч рублей чистой прибыли. Но эти показатели могут быть и выше, если вы тщательно продумаете каждый шаг и ответственно подойдете к реализации проекта.

Видео: что нужно, чтобы открыть аптеку?