Исполнение гамма на блок флейте постановка пальцев. Образовательная программа по музыкальному инструменту «Блок - флейта» на отделении музыкального искусства (подготовительный цикл). Разучим положение пальцев на клапанах нотных отверстий флейты

6440 0 5.0

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ НА БЛОК-ФЛЕЙТЕ

музыкальный руководитель МБДОУ № 124 города Пензы.

Пояснительная записка

Обучение игре на блокфлейте включает в себя не только освоение специфики владения инструментом, но и изучение музыкальной грамоты, развитие слуха, чувства ритма, а также знакомство с историей музыки. Ребенок получает полноценное музыкальное развитие и приобретает навыки игры на блокфлейте.
Практическая значимость занятий на блокфлейте подразумевает как физическое, так и интеллектуальное развитие ребенка. Использование специальных исполнительских приемов дыхания развивает органы дыхания, постоянная работа над исполнительской техникой стимулирует развитие беглости пальцев и четкой координации движений. Работа над произведениями тренирует память ребенка. Знакомство с различными жанрами музыки, композиторами, с историческими стилями, эпохами и странами во время изучения какого-либо характерного произведения расширяет художественный кругозор ребенка, прививает ему интерес и любовь к музыке, развивает его творческие способности.
При обучении на блокфлейте немаловажную роль играет ансамблевое исполнительство. Оно способствует развитию слуха ребенка, его исполнительской техники, позволяет расширить круг изучаемых произведений.
Программа обучения игре на блокфлейте приобщает детей к искусству музицирования, развивает эмоциональность, артистизм, музыкально-художественный вкус ребенка. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, помогает социально адаптироваться, формирует исполнительскую культуру.
Программа относится к художественно-эстетической направленности. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и является модифицированной, так как написана с опорой на уже имеющиеся методики и традиции исполнительства на деревянных духовых инструментах (в частности - на блокфлейте). В первую очередь это методики обучения игре на флейте, используемые в детских музыкальных школах, а также традиции преподавания таких профессоров-педагогов как Ю.Должиков, В.Кудря, Н.Волков, Н.Платонов и т.д.
Отличительные особенности программы в том, что каждый ребенок, независимо от природных способностей и уровня музыкальной подготовки, может овладеть навыками игры на блокфлейте.
Программа рассчитана на полноценное развитие ребенка при игре на инструменте. Для обучения принимаются дети с любыми способностями. На первом занятии у ребенка проверяется слух, музыкальная память и чувство ритма. Таким образом, педагог составляет индивидуальный план на каждого ребенка, определяя для себя развитию каких способностей нужно уделить первоочередное внимание.
Используемые в программе ключевые понятия, в основном, были почерпнуты из методик различных педагогов, но есть несколько понятий, которые подходят только к данной программе:
1. Обучаться могут все желающие дети, без учета музыкальных данных.
2. Ребенок может начать обучение с любого возраста.
3. Специфика образовательного процесса. Ребенок даже со средними способностями может достигнуть определенных результатов в обучении игре на блокфлейте.
Индивидуальный подход педагога к выбору изучаемых произведений помогает ребенку повысить свой исполнительский уровень за минимальный срок.

Цели и задачи программы обучения дошкольников игре на блокфлейте.

Цель программы - овладение основными навыками игры на блокфлейте, творческое развитие личности ребенка.
Задачи:
. Обучающие:
Обучение детей основным навыкам игры на блокфлейте. Освоение музыкально-теоретических знаний. Развитие навыков игры в ансамбле.
. Воспитательные:
При игре в ансамбле привить детям культуру общения, уважение друг к другу. Сформировать правила поведения в социуме, развить традиции домашнего музицирования.
. Развивающие:
Развитие личностных свойств, таких как: самостоятельность, активность, ответственность, аккуратность, коммуникабельность. А также музыкальных способностей, музыкальной памяти, мышления. Формирование потребности в саморазвитии, самосовершенствовании. Развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей ребенка.

При планировании обучения на блокфлейте учитываются следующие моменты:
- методическая направленность обучения, при которой дети сознательно выполняют указания педагога, понимают, запоминают способы, приемы, последовательность в работе; расширение рамок занятия путем включения сольфеджио, ритмических движений, слушания музыкальных произведений, бесед о музыке; стимулирование активности, самостоятельности и творчества детей во всех видах их деятельности на занятиях;
- эмоциональная насыщенность уроков;
- использование игр и игровых приемов в проведении занятий;
- проблемное строение занятий, активизирующее внимание, мышление, общее и музыкальное развитие детей.
Все эти положения остаются неизменными на всех этапах обучения на блокфлейте. Меняется лишь конкретное содержание, формы и методы работы.

Тематический план первого года обучения


1. Вводное занятие 2 занятия
2. Постановка дыхания 6 занятий
3. Изучение аппликатуры 6 занятий
4. Освоение исполнения основных штрихов 3 занятия


7. Основы музыкальной грамоты 4 занятия
8. Показательные выступления, концерты 3 занятия
9. Итого: 70 занятий

Тематический план второго года обучения

№ Наименование разделов Количество занятий
1. Вводное занятие 1 занятие
2. Развитие навыков исполнительского дыхания 7 занятий
3. Изучение аппликатуры 4 занятий
4. Развитие артикуляции 4 занятия
5. Работа над произведениями 23 занятия
6. Работа над учебно-тренировочным материалом(упражнениями, гаммами, этюдами) 23 занятия
7. Изучение новых метроритмических структур 4 занятия
8. Показательные выступления, концерты 4 занятия
9. Итого: 70 занятий

Структура проведения занятия

Занятие состоит из следующих частей:

1. Гаммы, упражнения на развитие техники 5-10 мин
2. Нотная грамота, подбор 5 мин
3. Творческие игры, транспонирование 5 мин
4. Работа над этюдами 5 мин
5. Чтение с листа 5 мин
6. Работа над репертуаром, обсуждение, беседа о композиторе, характере, стиле 10 мин
7. Работа над ансамблем 5 мин
8. Домашнее задание, цель которого - закрепление соответствующего знания или навыка 5 мин

Эта примерная схема занятия воспринимается как модель, которую можно по-разному изменять, уделяя какому-то виду деятельности на занятии больше или меньше времени в зависимости от уровня музыкального развития и года обучения.

Формы организации учебно-воспитательного процесса

1. Познавательная деятельность: учебное занятие, проведение бесед о музыке; репетиция; посещение концертов и
спектаклей.
2. Творческая деятельность: концертные выступления; участие в конкурсах и фестивалях.
Работа с родителями: открытые занятия, дни открытых дверей; индивидуальные беседы педагога с родителями; родительские собрания.
Схема построения занятия всегда варьируется. Ребенок активно участвует в учебном процессе, развивает свое
творческое мышление, старается достигнуть хорошего результата.
Блокфлейта - это одна из наиболее распространенных разновидностей продольной флейты. Многовековая история ее развития началась во времена крестовых походов, когда блокфлейта попала с Востока в Западную Европу и стала считаться одним из совершеннейших духовых инструментов.
Сейчас же блокфлейта в основном используется лишь в образовательном процессе. Освоение навыков игры на блокфлейте подготавливает ребенка к игре на любом другом духовом инструменте.
Все дети, независимо от возраста, начинают свое обучение на блокфлейте. После нескольких занятий, на которых ребенок получает первоочередные знания и умения, к сольной игре добавляется игра в ансамбле. Это может быть ансамбль: блокфлейта с фортепиано или же ансамбль из нескольких инструментов. Навыки игры в ансамбле изучаются во время индивидуальных занятий. Но со второго года обучения на блокфлейте игре в ансамбле уделяется больше времени.
Расширяются и усложняются как составы ансамблей, так и исполняемые произведения.
В процессе занятий по программе обучения игре на блокфлейте ребенок научится правильно брать дыхание, исполнять все ноты в диапазоне полторы октавы, исполнять гаммы различными штрихами (легато, стаккато, деташе), знатьвсе тональности и играть их в подвижном темпе. Научиться самостоятельно разбирать нотный текст. Ребенок будет уметь играть в ансамбле с фортепиано или с другими инструментами. Знать основные метроритмические структуры.
Уметь настраивать инструмент и следить за интонацией во время игры.
В процессе занятий по программе обучения игре на флейте ребенок овладеет приемами исполнительского дыхания, видами и способами атаки, ровностью и продолжительностью звуковедения, приемами исполнения нот в разных регистрах, правильной постановкой инструмента и исполнительской техникой пальцев. Научиться интонировать, настраивать инструмент и следить за его техническим состоянием. Ребенок должен применять все изученные навыки игры в ансамбле с фортепиано или другими инструментами.

Первый год обучения:

Минорные и мажорные гаммы с одним знаком, штрихи легато и стаккато, самостоятельный разбор нотного текста, основные метроритмические структуры (длительности нот, знаки и обозначения динамики), разнохарактерные пьесы.

Второй год обучения:

Минорные и мажорные гаммы до 3 знаков в подвижном темпе различными штрихами, пунктирный ритм, самостоятельная настройка инструмента, точность интонирования во время исполнения.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемый для исполнения на блокфлейте в течении учебного года на зачетах и экзаменах

Первый год обучения
1 полугодие
Русская народная песня «В зеленом саду»;
В. А. Моцарт «Азбука»;
Д. Б. Кабалевский «Маленькая полька».

2 полугодие
A. Красев «Топ-топ»;
швейцарская народная песня «Кукушечка»;
Й. Гайдн «Песенка».
Ансамбль: русская народная песня «Виноград в саду цветет»;
B. А. Моцарт «Аллегретто»;
А. Гретри «Спор».

Второй год обучения
1 полугодие
Л. В. Бетховен «Экосез»;
Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»;
C. Монюшко «Зимняя сказка».

2 полугодие
Л. В.Бетховен «Сурок»;
Ж. Б. Рамо «Ригодон»;
А. Лядов «Танец комара».
Ансамбль: В. А. Моцарт «Менуэт»;
Р. Шуман «Мотылек»;
Ф. Мендельсон «Песня».

Первый год обучения

1 .Вводное занятие.

2. Постановка дыхания.
Теория: основные принципы исполнительского дыхания на блокфлейте.
Практика: специальные упражнения для развития активного быстрого вдоха и продолжительного выдоха. Игра длинных звуков.
3. Изучение аппликатуры на блокфлейте.
Освоение рациональной постановки рук, головы.
4. Освоение исполнения основных штрихов на блокфлейте.
Теория: методы артикуляции.
Практика: упражнения на различные виды атаки, исполняемые на одном звуке. Обучение игре различными штрихами.

Теория: простые пьесы, чтение с листа, разбор нотных знаков и обозначений.
Практика: игра пьес как сольно, так и с аккомпанементом.

Исполнение гамм, этюдов и разнохарактерных пьес. Работа над различными видами исполнительской техники.
7. Основы музыкальной грамоты играют важную роль в обучении игре на блокфлейте.
Теория: освоение нотной записи, длительностей; освоение простейших метроритмических размеров, пауз, нюансов;
изучение флейтового диапазона.
Практика: знакомство с различными жанрами произведений; строение основных аккордов и интервалов; изучение мажорных и минорных гамм.
8. Ансамбль (для программы 1-го года обучения).
Развитие навыков чтения с листа, работа над интонацией, игра в ансамбле с другими инструментами.
9. Репетиции, участие в концертах и конкурсах.
Навыки выступлений на сцене. Участие в концертах в ДОУ.

Второй год обучения

1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой занятий, инструментом, его устройством, правилами ухода за ним.
2. Развитие навыков исполнительского дыхания.
Теория: принципы протяженного, ровного выдоха и понятие опоры.
Практика: игра выдержанных звуков различной динамикой, игра упражнений.
3. Изучение аппликатуры.
Теория: аппликатура в пределах трех октав.
Практика: игра развивающих упражнений, тренировка пальцев.
4. Развитие артикуляции.
Теория: освоение различных методов артикуляции и видов атаки.
Практика: игра упражнений для атаки, игра упражнений, развивающих подвижность языка.
5. Работа над произведениями.
Теория: пьесы с различными штрихами и более сложными метроритмическими структурами.
Практика: самостоятельный разбор и игра пьес как сольно, так и в ансамбле.
6. Работа над учебно-тренировочным материалом.
Теория: изучение метроритмических структур.
Практика: исполнение гамм до трех знаков, этюдов и разнохарактерных пьес.
7. Основы музыкальной грамоты.
Теория: освоение более сложных метроритмических структур, переменных размеров.
Практика: игра упражнений, пьес.
8. Репетиции. Участие в концертах, конкурсах.
Выступления на сцене, участие в концертах ДОУ

Методическое обеспечение программы

Каждое занятие содержит в себе различные виды работ. В каждом занятии соотношение отдельных разделов точно не регламентировано. В зависимости от условий оно бывает различным, но во всех случаях всегда соблюдается определенная пропорциональность и последовательность отдельных разделов.
В целях достижения хорошего качества исполнения, у каждого ребенка воспитывается большая требовательность к себе. Сознательное усвоение знаний, умений и навыков предполагает активность обучающегося. На протяжении всего этапа обучения ведется работа над интонацией, применяются методы индивидуальной и ансамблевой работы, используются различные упражнения, тюнер и т. д.
Одним из необходимых условий полноценного развития ребенка, воспитания развитой творческой личности является систематическое обучение музыкальной грамоте и т. д. Обучение игре на блокфлейте определяется педагогическими и
методическими установками, которыми педагог руководствуется в своей работе.
Форма занятий - индивидуальный урок. Форма работы на уроке - практическая и теоретическая. Ансамбль - групповое занятие. Форма работы - практическая и теоретическая.

Игра на блокфлейте - серьезный процесс, требующий концентрации умственных и физических возможностей ребенка. Обучающийся получает новые умения и навыки. Но самое главное - это творчество. Поэтому, во время занятия используются приемы, помогающие ребенку быстрее освоить изучаемый материал. Для работы над ритмом, во время освоения различных длительностей применяются: маршировка, хлопки в ладоши, сольфеджирование, ансамблирование (игра с другими инструментами). Дети приходят на занятия учиться и получать эстетическое удовольствие от всего творческого процесса: то знакомства с новыми произведениями, общения с педагогом, со своими сверстниками, от ощущения своего профессионального роста как музыканта-исполнителя.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программ необходимо следующее:
1.Наличие кабинета, фортепиано.
2.Наличие подставки для нот и нотного материала.
3. Наличие технических средств (метронома, тюнера).
У каждого ребенка имеется индивидуальный инструмент и нотный материал.

Как играть на флейте — учимся правильно держать поперечную флейту.

Если прикладывать головку флейты к губам и сразу выдувать резонирующий звук у вас пока не получается, вернитесь к Занятию 1 к зеркалу и потренируйтесь ещё. Надеюсь, что все получилось и можно двигаться по пути обучения как играть на флейте.

Соберите флейту. О том как правильно собрать поперечную флейту рассказано на первом занятии. После сборки дульце на головке, клапана на теле и стержень на колене должны выстроиться в прямую линию. С не прилагайте силу при сборке, детали флейты «вкручивайте», а не сдавливайте.

Разучим положение пальцев на клапанах нотных отверстий флейты

Сначала пронумеруем пальцы, чтобы не допустить разночтений в дальнейшем описании игры на флейте.

Руки на поперечной флейте будут расположены именно так как на картинке:

  • левая рука развернута ладонью к вам и расположена поближе к головке;
  • правая рука развернута ладонью от вас и расположена ближе к колену флейты.

Теперь договоримся (пронумеруем) как будем называть клапана и рычаги на флейте:

На картинке показано тело с коленом до поперечной флейты французской системы. Именно такая флейта самая распространенная в настоящее время для обучения и, скорее всего, у вас именно такая. Пока пронумеруем не все клапаны/рычаги, а только те, которые понадобятся вам в начале изучения как играть на флейте. В дальнейшем дадим названия и другим элементам флейты

Номера клапанов/рычагов совпадают с нумерацией пальцев рук на картинке выше. Буквы у номеров 1 и 10 означают, что пальцы с такими номерами могут занимать не одно положение.

Вот как показывает положение пальцев на поперечной флейте один из ведущих производителей музыкальных инструментов Yamaha:

Описание положения пальцев на поперечной флейте

Как играть на флейте пальцами левой руки

Вот как играть на флейте правой рукой:

Посмотрите видео как играть на флейте от Московской средней специальной музыкальной школы (колледж) им. Гнесиных. На видео преподаватель ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского Элла Олеговна Должикова подробно показывает постановку пальцев и рассказывает, в частности, о правильном и ошибочном положении рук при игре на флейте.

Видео-ролик Эллы Олеговны весь интересен и полезен, а о положении рук смотрите запись со времени 13 минут 50 секунд (Master-class of Ella Dolzhikova).

Займите положение как играть на флейте:

  • встаньте. Стойте ровно, корпус чуть наклоните вперед. Этот наклон (чуть вперед) сохраняйте все время игры на флейте;
  • точка напряжения при игре приходится на живот. Начинающие флейтисты напряжение переносят на губы, что неправильно. Губы должны быть свободны, живот готов к посылу потока воздуха из легких.

Точки опоры поперечной флейты

Возьмите флейту двумя руками так, чтобы:


Все три опорные точки присутствуют во время игры на флейте. Левая рука во второй опорной точке прижимает флейту к себе. Лицо в первой опорной точке и правая рука в третьей точке сопротивляются давлению левой руки. Таким образом, флейта получает устойчивое положение, при котором губы и пальцы флейтиста остаются свободными и могут принимать участие в игре на флейте.

Типичные аппликатурные ошибки начинающих флейтистов

Посмотрите видео-ролик с разбором типичных ошибок начинающих флейтистов.
Рассказывает Андрей Альпатов:

Попробуйте извлечь из флейты звук как вы делали при тренировке на первом занятии. Там вы дудели на головке флейты, а теперь поперечная флейта в ваших руках в сборе. Пока никаких нот не извлекайте. Просто научитесь правильно держать флейту для игры, а это значит, что звук извлекается легко и:

  • флейта располагается горизонтально;
  • дульце флейты «на своем месте». Не поворачивайте дульце к себе. Это ошибка. Также не стоит менять тон извлекаемого звука поворотами дульца. Учитесь менять звук управляя струей выдыхаемого воздуха;
  • пальцы рук (кроме большого правой руки) не держат флейту. Они нужны для игры! Флейта держится в трех точках — нижней челюстью, основанием первой фаланги указательного пальца левой руки и большим пальцем правой руки.

Возможно первое время держать флейту будет неудобно. Она будет выпадать из рук. Терпение и старание. У вас все получится. В «Основах игры на флейте» профессора В.Н. Цыбина рассказывается, что есть , которая должна облегчить держание инструмента. Было бы интересно узнать, кто пользовался или хотя бы видел такую подставку.

Флейта очень легкий и удобный инструмент. Над её конструкцией трудились очень талантливые мастера и не зря флейта относится к самым виртуозным музыкальным инструментам.
Для более легкого освоения как играть на флейте используйте обучающую программу Свирелька.

Никогда не забуду, как принес домой свою первую блокфлейту. Уже писал о том, как переклинило ее купить .

Первое с чем столкнулся, был вопрос: А как на ней играть?

В фильмах и мультиках человек дует в дудочку и попеременно закрывает отверстия на корпусе.

В жизни все так-же просто, но немного иначе.

1. Как держать блокфлейту во время игры

Все самоучители, сайты и т.п. сходятся в том, что дудеть нужно стоя, держа блокфлейту под углом 45 градусов к земле.

Причина здесь не только в удобстве. Звук у блокфлейты идет не из дальнего конца, а из мундштука (отверстия возле рта) примерно под углом в те же 45 градусов.

45 + 45 = 90

Т.е. звук при таком положении распространяется вперед от вас к слушателю.

2. Постановка рук и пальцев

На блокфлейте играют всего 8-ю пальцами. Вот такая особенность.

При том по 4 пальца от каждой руки.

Левая рука держит ту часть флейты, что ближе к лицу. Ее большой палец закрывает единственное нижнее отверстие, а остальные (кроме мизинца) закрывают 3 верхних.

МИЗИНЕЦ ЛЕВОЙ РУКИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ! Ему можно найти другое применение. Например привязать маленький флажок и помахивать им, привлекая во время игры дополнительное внимание к своей весьма неординарной персоне. Или как я — использовать в качестве дополнительного держателя блокфлейты.

Большой палец правой руки поддерживает блокфлейту снизу, а 4 других, закрывают 4 оставшихся отверстия.

Если отверстия закрыты надежно — дунув в мундштук вы услышите ноту До (у тенора и сопрано).

На картинке я не держу правый мизинец на клапане, а значит получится Ре.

3. Как прикрывать отверстия

Отверстия закрываются подушечками пальцев. Не нужно давить изо всех сил. Закрытое отверстие не должно пропускать воздух, но не более того.

Можно жать на отверстие со всей дури, но при этом закрыть его лишь на 80%. Звук при этом будет отвратительным.

Прикрывайте отверстие ПОЛНОСТЬЮ. Пальцы, во время игры поднимаются и опускаются. Нужно тренировать их, чтобы поднимались не слишком далеко от отверстия, а опускались надежно его прикрывая!

4. Как дуть

Дуть нужно так, чтобы получался чистый звук. Напор воздуха нужно УМЕНЬШАТЬ от верхних нот до нижних.

Потому, очень полезно первые дни играть только гаммы до тех пор, пока не добьетесь от пальцев хорошего закрытия отверстий, а от легких и рта — полного контроля силы выдоха, в зависимости от высоты ноты.

5. Как играть мелодии

Мелодии можно подбирать на слух, если он развит.

Если развит пока не достаточно, нужно выучить две вещи:

  1. Нотную грамоту
  2. Аппликатуры

Что это такое, расскажу как-нибудь в другой раз. А пока тренируйтесь держать и дуть.

Пояснительная записка 3

Основные цели программы 4

Новизна программы 5

Общие задачи по каждому виду деятельности 6

Ожидаемые результаты 12

Методические указания 13

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на групповое музицирование детей. В предложенном виде она предназначена для детей младшего школьного возраста. На первом этапе сводится, в основном, к овладению инструментом - блокфлейтой. Основной задачей педагога является поддержать интерес ребенка на занятии, чтобы он мог без проблем получить навыки игры на блокфлейте, смог сам разучить пьесу на имеющемся музыкальном уровне, читать ноты с листа, а также играть в дуэте или ансамбле блокфлейт, исполнять несложные пьесы индивидуально.

Период младшего дошкольного возраста наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства ребенок проносит через всю свою жизнь. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, оценке, творчества ребенок видит собственную значимость. Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование, музыкальное развитие ребенка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Данная программа частично решает эту задачу, облегчает её. Главным становится развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственно интеллектуальной, создание гармонии между индивидуальным и общим; поиски новых путей общения педагога и ребенка. Взрослый в общение с ребенком должен руководствоваться любовью к воспитаннику и увлеченностью. Главным принцип эмоциональной увлеченности это умение «заразить» другого человека эмоциями через собственное их выражение, умение быть актером и педагогом одновременно.

Не имея первичных музыкальных навыков, дети достаточно быстро обучаются на блокфлейте. Нет необходимости разделения их на группы по степени развития музыкальных способностей.

Основные сложности бывают при постановке исполнительского дыхания и постановке пальцев рук. Если при постановке исполнительского дыхания дети преодолевают трудности путем выполнения дыхательных упражнений, а также благодаря объяснению педагогом природы физиологического дыхания, разницей между физиологическим и исполнительским дыханием, то постановка пальцев рук проходит немного дольше. Сложность заключается научить ребенка «прикладывать» пальцы к отверстиям блокфлейты, закрывая их подушечками, а не кончиками пальцев. При этом необходимо следить, чтобы кисти рук были не зажаты, а пальцы точно закрывали отверстия.

Основной формой учебной и воспитательной работы является занятие. Занятия проходят два раза в неделю продолжительностью 25 минут. На занятии преподаватель сочетает словесное объяснение и исполнение произведения целиком или частично, что повышает интерес, внимание и активность воспитанника.

Основные цели программы

Педагогическая цель – обеспечить условия для развития креативности детей, обеспечить условия для элементарного музицирования на блокфлейте.

Образовательная цель – развить ребенка средствами искусства, сформировать восприятие музыкальных образов и способности выражать их в пении, движении, игре на музыкальных инструментах. Основываясь на принципах психофизиологической зрелости, законах роста и развития детей школьного возраста, данная программа позволит двигаться в работе с детьми не от «взрослого к ребенку», а от «ребенка к взрослению».

Развивающая цель – стимулировать познавательные процессы личности ребенка. Ощущение восприятие, память, мышление, воображение, обогатить эмоционально – волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка (невербальными и вербальными средствами коммуникации). Поддерживать стремление детей к творчеству, используя положительную оценку деятельности. Обратить внимание детей на возможности посредством мимики, жеста и движения предавать различные образы и ситуации, учить инсценировать песни, сказки, создавать выразительные сценки, широко используя жанры детского фольклора, игры – драматизации, психологические этюды. Развивать в детях вкус к звуковым красотам родного слова. Учить импровизировать на одном, двух - трех звуках в ансамбле и индивидуально. Вводить творческие импровизации русских народных песен (ритмические и сопровождение мелодии).

Работа проводится по всем разделам программы, на блокфлейту отводится примерно 15 минут.

Воспитывающая цель – следует формировать у школьников эмоционально – положительную установку к занятиям музыкой. Давать детям яркие музыкальные впечатления, обогащая их внутренний мир, чувства, формировать нравственные качества. Посредством музыкальной деятельности при обучении игре на флейте показать детям общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, добро и т.д.), побуждать ребенка к их реализации в своем поведении, в общении со сверстниками и близкими. Продолжить воспитывать доброжелательные отношения в процессе различных видов деятельности; радоваться чужому успеху при исполнении песен, не гордиться собственным умением, а помогать отстающим детям в овладении игры на блокфлейте. Создавать ситуацию «учитель-ученик», когда способный ребенок обучает своих сверстников тому, чему сам научился.

В общении с музыкальной способствовать развитию творческого потенциала ребенка в народных играх, песнях, потешках и т.д. Привлекать детей к концертной деятельности в различных её проявлениях: участие в праздниках и развлечениях, отчетных концертах перед родителями и т.д.

Новизна программы

С остоит в том, что система строится и основывается на педагогической концепции немецкого педагога – музыканта Карла Орфа, и программы Т.А. Рокитянской «Каждый ребенок – музыкант!». Главное в концепции Карла Орфа - элементарное музицирование. Которое, неотделимо от ритмического движения, речи, танца, жеста. Ритм – главный прием элементарного музицирования. Двигательно-ритмическое начало является исходной формой «инструментальной» музыки. Тело с руками и ногами было и остается первым инструментом человеческого рода. А голос – лишь часть целого, одна из функций организма, который ритмически движется, издает и воспроизводит звуки. Педагогическая концепция Карла Орфа содержит в себе основной принцип элементарного музицирования: педагог становится сторонником креативной педагогики, которая возникла как реакция против одностороннего интеллектуализма обучения, когда бездействует тело. И против такой же односторонней физкультуры, когда бездействует ум, чувство и мышление. Идея гармоничности, внутреннего равновесия, счастья является главной в воспитании через единство танца, музыки, пения и поэзии.

Общие задачи по каждому виду деятельности

    Речевые игры.

    Развивать у детей речевую активность;

    Развивать эмоциональную отзывчивость;

    Развивать умение речевого взаимодействия в заданном темпе и ритме;

    Развивать активный слух;

    Развивать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки;

    Развивать мышечные и тактильные ощущения;

    Распевание, пение.

    Учить правильному использованию интонации, темпа, громкости звуков;

    Учить детей находить свой любимый звук и петь его;

    Учить детей петь без музыкального сопровождения;

    Речь + музыка.

    Развивать умение ритмизировать текст поэтического произведения или поэтической импровизации;

    Развивать умение интонировать текст;

    Учить детей видеть окружающий мир, коротко рассказывать об этом;

    Научиться, самим найти музыкально-звуковое сопровождение;

    Движение

    Учить детей свободно ориентироваться в пространстве, в помещении;

    Учить детей передавать с помощью тела образы и характер;

    Развивать творческую активность детей.

    Игры, хороводы.

    Ввести детей в мир народной культуры, учить понимать ее;

    Обратить внимание детей на такую особенность музыки как язык межнационального общения, что поможет решению задач интернационального воспитания;

    Учить соединять пение с хороводными движениями различных видов;

    Развивать в детях вкус к звуковым красотам родного слова, к народным песням, т.е. фольклору.

    Обучение игре на флейте.

    Формирование правильного дыхания;

    Формирование мелодического и гармонического слуха;

    Учить правильной постановке пальцев рук;

    Освоить навыки извлечения звуков на блокфлейте;

    Развитие чувства ритма;

    Развитие чувства формы музыкального произведения;

    Развитие умения играть в ансамбле, группе, соло;

I полугодие

На первых занятиях очень важно объяснить воспитанникам природу дыхания: разницу между физиологическим и исполнительским дыханием на доступном для его возраста уровне. Особенно важно объяснить девочкам природу их дыхания: рассказать о «женском» и «мужском» типах дыхания, разницу между ними, недостатки и преимущества одного типа дыхания перед другим.

Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Отработать дыхательные упражнения:

    «Ветерок» - вдох через рот, выдох через сложенные трубочкой губы;

    «Мельница» - вдох через рот, в положении стоя, руки в стороны, выдох через рот с наклоном вперед;

    «Вини-Пух» - исходное положение стоя, руки прижаты ладонями к животу, вдох – живот надуваем, выдох – живот втягиваем;

    «Песочные часы» - исходное положение стоя, одна рука прижата ладонью к животу, вторая рука находится ладонью внутрь перед лицом. При вдохе через рот живот надуваем, при выдохе на ладонь тонкой струйкой живот втягиваем, следим, чтобы выдох был долгий, а движение диафрагмы без рывков;

    Сделать полный, глубокий вдох, задержать его на 2-3 секунды. Затем, сложив губы как для свиста, не надувая при этом щек, выдохнуть с силой немного воздуха. Остановиться на мгновение, задержав воздух, и опять выдохнуть понемногу. Повторять, пока весь воздух не выйдет из легких.

Научить воспитанников правильной постановке пальцев рук, губ, языка, звукоизвлечению на блокфлейте.

Постановка с блокфлейтой:

Перед большим настенным зеркалом ставим ученика так, чтобы он мог видеть своё отражение, по-возможности, в полный рост. Исходное положение: ноги на ширине плеч; опора на ногу, более удобную ребенку; руки держат блокфлейту, не прижимая к корпусу и не поднимая высоко вверх, силуэт ученика образует стилизованную букву «Ф». Положение рук на блокфлейте: левая рука вверху, правая – внизу.

Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «детеше»:

Ноты извлекаются при помощи удара кончика или спинкой языка о входное отверстие инструмента на слоги «ту» или «та». Обратить внимание ученика на отделение звуков именно языком, а не прерыванием выдоха, т.к. при отделении нот дыханием звук получается нечетким, «размазанным». Необходимо следить, чтобы при исполнении мелодического рисунка пальцы точно совпадали с ударом языка.

Когда отработано звукоизвлечение приемом «детеше», приступаем к расстановке пальцев на блокфлейте.

Расстановка пальцев рук на инструменте:

Как правило, дети «ставят» пальцы на отверстия кончиками, что ведет к неполному их закрытию. Объяснить ребенку, что необходимо закрывать отверстия серединкой подушечек пальцев, при этом кисти рук не должны зажиматься, а пальцы должны, по возможности, ставиться под прямым углом к блокфлейте. Это обеспечит полное закрытие отверстий блокфлейты и ведет к точному звуковысотному интонированию нот. Ребенку должно быть удобно держать блокфлейту. Важно: мизинцы обеих рук, в слегка закругленном положении, располагаются над лицевой частью блокфлейты. Неверно опускать мизинцы, подгибая их под ствол инструмента или поднимая вверх.

Обратить внимание ребенка на знак цезуры , указанной в нотном тексте (запятая или галочка). Цезура – момент смены дыхания (делаем вдох).

Расстановка четырех пальцев левой руки на верхней части блокфлейты (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «си», «ля» и «соль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Андрей-воробей», «Дин -дон», «Ходит зайка по саду», «Петушок», «Дятел», «Ку-ку».

Расстановка четырех пальцев правой руки (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «фа», «ми» и «ре» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Не летай, соловей», «Как под наши ворота», «Савка и Гришка», «Кошечка».

Ученику предлагается подобрать пройденные мелодии по слуху от предлагаемого педагогом звука.

Зкрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук

Обратить внимание на точное выдерживание присутствующих пауз, при исполнении пьес. Знак ферматы. Фермата ( fermata ) – удлиняет звук, над которым он поставлен, условно на половину длительности, а также допускает удлинение звука по желанию исполнителя, в зависимости от музыкального содержания.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Василек», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Как под горкой, под горой», «Заплетися, плетень», «Труба», «Под яблонью кудрявою», «Яничек», «Во саду ли, в огороде», «По дороге жук, жук», В.Калинников «Тень-тень», В.Цытович «Пушистая песенка», А.Александров «Наша песенка простая», «Быстренькие реченьки», А.Островский «Азбука», «Со вьюном я хожу», «Журавель», «Пастушка», Е.Бекман «Елочка», Б.Майзель «Кораблик».

Преодоление сложности при звукоизвлечении ноты «до» первой октавы. Обратить внимание ученика на точное закрытие отверстия мизинцем правой руки.

Примерный список пьес на закрепление изученной ноты: «Веселые гуси», «Ах, вы, сени», Д.Кабалевский «Про Петю».

Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «легато»:

При приеме «легато» язык участвует только при звукоизвлечении первой ноты, исполнение последующих нот выполняется связно на одном дыхании.

Примерный список пьес на закрепление штриха «легато»: «Латышская народная песня», «Сад», «В сыром бору тропина», «Я вечор в лужках гуляла».

Совместное музицирование ученика и учителя (ученика и ученика) способствует развитию творческих способностей юных музыкантов, ускоряет процесс обучения, развивает слух ученика, чувство ритма, умение читать с листа, прививает навыки игры в ансамбле.

Легкие дуэты для блокфлейты. Ученик должен исполнять партии как 1-й, так и 2-й блокфлейты.

Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Эй, ухнем!», «У ворот, ворот», «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «Яблочко», «Птичка-певунья», «Ходила младешенька», И.Пушечников «Ку-ку», «Дуэт», «Хоровод».

II полугодие

Закрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук, исполнение приемов игры штрихами «нонлегато» и «легато», подбор пройденных мелодий по слуху. Продолжение привития навыков совместного музицирования (игра в ансамбле), а также дальнейшая работа при исполнении пьес с концертмейстером.

Повторение пьес, изученных в I полугодии.

Извлечение нот «ре»-, «до-диез»-, «ми» второй октавы.

Синкопа, точное её исполнение. Синкопа – перенесение акцента с метрически более сильной доли на слабую.

Изучение пьес с использованием этих нот. Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Ходил Ваня», «На том нашем на дворе», «Весна», М.Красев «Зайчик», М.Иорданский «Песенка про чибиса».

Точное исполнение сложных ритмических рисунков в сочетании штрихов «детеше» и «легато». Шестнадцатые длительности. Примерный список пьес: «Украинская танцевальная», А.Гедике «Заинька», А.Витлин «Пионерский марш», «Я на камушке сижу», И.Дюссек «Старинный танец».

Извлечение нот «соль-диез» («ля-бемоль») первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом. Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Сиротинушка», В.Герчик «Возле елки».

Извлечение нот «фа»-, «соль»-, «ми-бемоль»-, «фа-диез»-, «соль-диез» («ля-бемоль») второй октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом. Примерный список пьес на закрепление изученных нот: Д.Кабалевский «Наш край», М.Красев «Падают листья», А.Гурилев «Ты поди, моя коровушка, домой», «Пчелка», Д.Кабалевский «Ежик», П.Чайковский «Камаринская», Д.Кабалевский «Медленный вальс».

Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Все пляшите вместе с нами», «Ивушка», «Как пойду я на быстру реченьку», А.Тома «Вечерняя песня», «Во поле береза стояла», «Как в лесу, лесочке», И.Пушечников «Два пастушка», Л.Моцарт «Дуэт», А.Гретри «Спор», В.Гокиелли «Светлячок».

Транспонирование пьес, пройденных за учебный период. Закрепление навыков игры в ансамбле и с концертмейстером.

Разучивание пьес более сложных в техничном исполнении, музыкальном восприятии. Примерный репертуарный список: В.Шаинский «Улыбка», Ю.Шапорин «Колыбельная», Ф.Куперен «Гавот», П.Чайковский «Итальянская песенка», Ж.-Б. Лойе «Соната» фа мажор (III часть), Х. Липпман «Танец арлекина», В.Моцарт «Канцонетта».

Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Над полями», «Ах, ты, ноченька», «То не ветер ветку клонит», «Не брани меня, родная», «Ой, да ты, калинушка», «Калинка», П.Локателли «Соната» ре минор (I часть).

Действительно, трудно определить время, которое потребуется для развития тех или иных навыков. Главным является направление, содержание и методы обучения и развития воспитанников. Для закрепления тех или иных приобретенных навыков следует проходить большое количество произведений примерно одинаковой трудности. Усложнение проходимого репертуара следует производить постепенно.

Таким образом, правильное начальное обучение игре на блокфлейте создаст благоприятные возможности для формирования музыкально-слухового представления, разностороннего и успешного развития ученика, как музыканта-исполнителя.


Ожидаемые результаты

В результате занятий у младших школьников должен сформироваться устойчивый интерес к музицированию на блокфлейте, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

Используемые формы и методы работы будут способствовать:

    Формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее;

    Формированию творческого отношения к процессу обучения, и занятиям музыки, в частности;

    Развитию общих музыкальных способностей;

    Формирование музыкальной культуры, как общей духовной культуры человека.

За период обучения воспитанники должны научиться правильной постановке с блокфлейтой. Преодолеть трудности при постановке пальцев рук, губ, языка.

Усвоить разницу между физиологическим и исполнительским дыханием. Особенно важно объяснить девочкам природу их дыхания, рассказать о «женском» и «мужском» типах дыхания, разницу между ними, недостатки и преимущества одного типа дыхания перед другим. Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Освоить аппликатуру блокфлейты, научиться самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять несложные пьесы из репертуара детской музыкальной школы, осуществлять подбор знакомых мелодий по слуху.

Так как программа не предусматривает промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации, воспитанники оцениваются на посещаемых ими занятиях, проценту посещаемости занятий (наличие или отсутствие пропусков занятий по уважительной или неуважительной причине), а также выступлениям на родительских собраниях и концертах. На различных концертах воспитанники могут показать свой творческий и профессиональный рост, чему они научились за прошедший период.

И, наконец, необходимо не лишить ребенка интереса заниматься в школе искусств (музыкальной школе). Это зависит от усилий преподавателя, его педагогического мастерства. Если ученик с удовольствием посещает заняия, не пропускает их без уважительной причины, если с интересом занимается, принимает активное участие в концертных выступлениях – это уже огромный плюс и ребенку, и педагогу.

Как пишет в своей работе Б.Я. Грач: «Работа спорится, когда ученику интересно, а интересно бывает, когда одно произведение сменяется другим, когда одна задача сменяется другой, когда преодоление трудностей достигается без чрезмерного напряжения. Только в этом случае хорошие результаты доставляют ученику радость. Все то, что не выходит, - огорчает ученика, а неудачи часто приводят к травмам» («Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано» Москва-Ленинград, 1965, «Музыка»).

Методические указания

У каждого ребенка в процессе творчества своя цель, а не коллективная. Педагог ценит развитие каждого ребенка, проявляя при этом любовь, всепрощение, всетерпение. Нераскрывшиеся способности и индивидуальность каждого ребенка развивается постепенно, разумно законам природы. Педагог не должен погубить природу ребенка, а дать толчок к ее развитию. Особенно полезны принципы элементарного музицирования детям, которые имеют общее недоразвитие или дети с фонетико - фонематическим нарушениями речи. Большое значение в коррекционной работе с школьниками отводится играм со словом, ритмом, речевым играм, логоритмике. Звучащие жесты сопровождают речь ребенка, это концентрирует его внимание, развивает ритм и метр. При помощи музыки, движения, речи развивается музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, воображение. Детям дается возможность выразить себя при помощи творческой изобретательности. Со всеми видами деятельности в программе тесно связаны ритмические движения, которые развивают ряд психологических качеств ребенка: умение владеть собой, быстро и точно реагировать на сигналы, ориентироваться в пространстве и коллективе.

Ребенок «входит в музыку» через коллективные занимательные игры, связанные с декларированием, пантомимой, ритмическим упражнениями. Все что может показаться забавой, развлечение, в действительности подчинено строго запрограммированному педагогическому замыслу. Играя, дети незаметно для себя усваивают премудрости сольфеджио, даже не подозревая о существовании ритма и метра.

Знакомство с нотами происходит после того, как ребенок научился играть по слуху, а также «с рук», когда ребенок наблюдает за руками педагога. Благодаря приобретенным слуховым представлениям и двигательной моторике дети переходят к системе нотной записи естественно, через звуки, а не, наоборот – через систему знаков к музыке. Этот последний путь, к сожалению, часто формирует у детей отвращение к музыке, «зажимает» двигательную систему ребенка, затуманивает его собственно музыкальные ощущения, «замораживает» его – нередко на всю жизнь.

Применяя «образно-двигательную музыкальную грамоту» (предложенную Т.А. Рокитянской) предваряет игру на инструментах. После того как ребенок протанцевал, прорисовал в воздухе руками, пропел и прочувствовал всем телом звуковые перемещения в пространстве, он без труда играет двух- или трехзвучную песню на флейте. Тем не менее, надо помнить, что образно-двигательная музыкальная грамота, в конце концов, превращается в элементарную музыкальную грамоту, столь необходимую каждому, как знание любого языка.

    Физиологическое и исполнительское дыхание. Грудной («женский») и брюшной («мужской») типы дыхания. Особенности и различие.

    Упражнения для развития исполнительского дыхания.

    Постановка с блокфлейтой.

    Звукоизвлечение на блокфлейте. Цезура.

    Постановка пальцев левой руки. Извлечение нот «си», «ля» и «соль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Постановка пальцев правой руки. Извлечение нот «фа», «ми» и «ре» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Подбор пройденных мелодий по слуху.

    Извлечение нот «до» второй октавы, «фа-диез» первой октавы, «си-бемоль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Точное выдерживание пауз при исполнении пьес. Фермата.

    Преодоление сложности при звукоизвлечении ноты «до» первой октавы.

    Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «легато».

    Легкие дуэты для блокфлейты.

    Извлечение нот «ре»-, «до-диез»-, «ми» второй октавы. Синкопа. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Точное исполнение сложных ритмических рисунков в сочетании штрихов «детеше» и «легато». Шестнадцатые длительности.

    Извлечение нот «соль-диез» («ля-бемоль») первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Извлечение нот «фа»-, «соль»-, «ми-бемоль»-, «фа-диез»-, «соль-диез» («ля-бемоль») второй октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Повторение пройденного материала. Транспонирование пьес, пройденных за учебный период. Закрепление навыков игры в ансамбле и с концертмейстером.

Условия реализации программы

    Класс, оборудованный настенным зеркалом.

    Блокфлейта (по количеству учащихся в классе.).

    Фортепиано (1 шт.).

    Метроном.

    Магнитофон с CD-проигрывателем.

    Научно-методические пособия.

    Сборники учебной нотной литературы для игры на блокфлейте.

Список литературы

Психолого-педагогическая.

    Абрамова Г.С. «Возрастная психология». М., 1999.

    Бергсон А. «Две формы памяти». М., 1979.

    Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. Сост. Тудоровский А. М., 1965.

    Вопросы музыкальной педагогики, выпуск 10. Сост. Усов Ю., М., 1991.

    Василюк Ф.Е. «Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)». М., 1984.

    Грач Б.Я. «Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано». М., 1965.

    Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 2005.

    Даулинг С. «Формирование фантазии: точка зрения детского аналитика». //2001.

    Ефимкина Р.П. «Детская психология». Новосибирск, 1995.

    Кременштейн Б. «Педагогика Г.Г.Нейгауза». М., 1984.

    Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания». М., «Академкнига», 2003.

    Ляховицкая С.С. «Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов». М., 1965.

    Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». М., 1984.

    Петров В. «Основы начального обучения на кларнете французской системы». М., 1991.

Репертуарный список.

    Литовко Ю. «Пастушок» Легкие пьесы для блокфлейты

    Покровский А. «В школе и дома» Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. М., 1989.

    Покровский А. «Учитель и ученик» Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. М., 1992.

    Пушечников И. «Азбука начинающего блокфлейтиста». М., 1991.

    Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». М., 1998.

    Хабихт Г. «Пьесы для блокфлейты», Pro musika Verlag Leipzig, 1978.

Программа составлена на основе программы Т.А Рокитянской « Каждый ребенок – музыкант», Е.С. Киселевой «Жаворонушки», Н.В. Голубевой «Серебрянный колокольчик».

В репертуаре используются русские народные песни, пьесы для блокфлейты Виноградова, А. Зарубы, Рокитянской и других современных и зарубежных композиторов.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская школа искусств Надежда» Принята на заседании педагогического совета Утверждаю директор Кислухина Т. В Образовательная программа по музыкальному инструменту «Блок - флейта» на отделении музыкального искусства (подготовительный цикл) Автор программы: Ячменцев В. Ю. преподаватель ДШИ «Надежда» Рассчитана на детей с 5 6 лет. Срок обучения 2 года. г. Москва, 2009

2 Введение. История инструмента (блок-флейта). Из всех известных сейчас музыкальных инструментов, блок-флейта принадлежит, несомненно, к числу тех, история которых восходит к глубокой древности. Само слово «флейта» применялось древними весьма пространно, и этим понятием они обычно определяли все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Однако, подлинными предками современной флейты не являются такие инструменты, как флейта простая, фригийская и двойная. Все они только именовались «флейтами», но прямого отношения к ним не имели. Долгое время единственным подлинным предком современной блок-флейты считалась флейта с наконечником или flute a bec. Наиболее же убогим предшественником этой первой разновидности блокфлейты(бывшей во всеобщем употреблении до середины XVII),был флаксолет- это простенькая дудочка с «пищиком» и несколькими дырочками. Эта флейточка была популярна в народе, и даже сейчас, одна из её разновидностей (galoubet) пользуется большим успехом и вниманием в Провансе. Другая разновидность флейты, известная как «косая» или поперечная, является несомненным, хотя и весьма отдалённым, потомком античной флейты Пана или сиринкса. Возникла она,вероятно, в одно время с «прямой» флейтой, но в отличии от неё уже не имела «пищика», а располагала боковым отверстием(амбушюром). Блок-флейта - разновидность продольной флейты. Это духовой музыкальный инструмент из семейства свистковых, таких, как свирель, окарина. Отличается от них наличием семи пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной так называемого октавного клапана. Звук в блок-флейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (от нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха. Блок-флейта была популярна в Средние века в Европе, но к XVIII веку её популярность снизилась, т.к. предпочтение стало отдаваться оркестровым духовым инструментам, таким как поперечная флейта, обладающая широким диапазоном и громким звуком. В наше время блок-флейты изготавливают не только из дерева, но и из пластика. Плюсом таких инструментов является их дешевизна и прочность. Тем не менее, по мнению большинства исполнителей, лучше всего звучат деревянные флейты. Для их изготовления традиционно используют самшит или фруктовые деревья (груша, слива). Звукоряд блок-флейты диатонический, но с использованием вилочных аппликатур расширяется до полного хроматического. Блок-флейта инструмент не транспонирующий, поэтому ноты для инструментов в строе «до» и «фа» записываются в реальном звучании. Диапазон блок-флейты чуть более двух октав: для сопрано он составляет от «до» второй октавы до «ре» четвёртой октавы. Для извлечения более низких нот (альтовая блок-флейта) используется частичное закрытие раструба инструмента. В XVI-XVIII веках блок-флейта широко применялась не только как сольный инструмент, но и как ансамблевый и оркестровый. Она была очень популярна в домашнем музицировании; игрой на блок-флейте увлекались герцоги, князья, курфюристы. Появились выдающиеся флейтисты-виртуозы. Самым известный среди них Иоганн Кванц, автор около 300 флейтовых концертов, а также капитального методического труда, связанного не только с игрой на блок-флейте, но и со всей исполнительской практикой и музыкальной эстетикой середины XVII века. Для блокфлейты было написано огромное количество произведений. В числе композиторов, много писавших для этого инструмента, И.Бах, Ф.Гендель, А.Вивальди, Г.Телеман. С появлением поперечной флейты, блок-флейта со своим слабым звуком постепенно сходит со сцены. Но в наши дни интерес к этому инструменту резко возрос(в связи с исполнением старинной музыки). 2

3 Разновидности блок-флейт. Существуют блок-флейты различных размеров (до 250 см) и строев. Основные виды блок-флейт: 1. Сопрано (в строе F) диапазон: от f 2 до g Сопрано (в строе С) диапазон: от с 2 до d Альт (в строе F) диапазон: от f 1 до g Тенор (в строе С) диапазон: от с 1 до d Бас (в строе F) диапазон: от f малой до g 2. Менее распространённые виды: GARKLEIN, VOICE-FLUTE, бас, контрабас, субконтрабас, октоконтрабас. Блок-флейты классифицируются ещё и по аппликатурным системам. Существуют два вида аппликатурных систем: немецкая(«ренессанская») и английская(«барочная»). Немецкая аппликатура чуть проще, но большинство, действительно хороших профессиональных инструментов, делается с «барочной» аппликатурой. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Первый этап обучения требует от преподавателя большого внимания. Необходимо контролировать положение инструмента, следить за дыханием и за точностью интонации. Начинающему обучаться игре на блок-флейте необходимо заниматься не менее 2-х, 3-х раз в день, т.к. продолжительность каждого занятия не должна превышать 20 минут. На начальном этапе обучения главное внимание необходимо уделить качеству звука. С самых первых уроков развивать требовательность к красоте звучания и к чистоте интонации. В начале, занятия следует вести по «Школе», в которой даны упражнения, дающие возможность усвоить элементарные исполнительские навыки. Это извлечение лёгких звуков: «соль-1»,»ля-1»,»си-1». После того, как ученик овладел этими звуками, расширение диапазона должно быть постепенным. Главное, в этом периоде обучения, добиваться улучшения качества звучания, правильного положения губ на мундштуке и вертикального положения инструмента. Стремление поскорее освоить весь диапазон блок-флейты является педагогической ошибкой, влекущей за собой ускорение звуковых недостатков, неточностей координации пальцев, а самое главное-отвлечение внимания от работы над улучшением качества звука. Хорошие успехи могут быть достигнуты только в том случае, если в первоначальном периоде обучения была прочно усвоена правильная постановка и верные приёмы звукоизвлечения. Таким образом, на первом этапе обучения игре на блок-флейте следует решить определённые задачи: 1.Научиться правильно держать инструмент. 2.Играть спокойно, не делая лишних движений пальцами и корпусом. 3.Научиться правильно делать вдох и выдох при исполнении. 4.Добиваться чистого и приятного звука. 5.Играть с удовлетворительной интонацией. В достижении этих целей преподаватель должен быть очень требовательным и настойчивым. Ученик должен усвоить, чтобы научиться играть на блок-флейте необходимы: время и упорная работа. Методические сведения: Дыхание. Правильная постановка дыхания будет способствовать развитию лёгких, грудной клетки и дыхательных мышц. Неправильная постановка не только мешает развитию этих мышц, но и отрицательно влияет на формирование всего организма. 3

4 Развивать дыхание нужно осторожно, естественным путём. Грудобрюшной тип дыхания наиболее рациональный при игре на блок-флейте. Вдох следует производить ртом, через углы губ, не вынимая мундштук; частично носом, быстро, насколько возможно полнее и не прерывая звук. Выдох делается плавно, без толчков, не до конца. Артикуляция. Артикуляцией называется совокупность двигательных приёмов, которыми достигается тот или иной звуковой результат. Блок-флейта является тем инструментом, на котором звук можно извлечь путём вдувания струй воздуха без помощи языка, хотя это недопустимо. Необходимо добиться извлечения звука только с помощью языка; как бы при произнесении шёпотом слогов «тю» и «ти». Звукоизвлечение. Для того, чтобы произвести звук на блок-флейте, следует поместить её верхнюю часть (мундштук) между губами, чуть подтянув их внутрь. После этого набрать воздух, кончиком языка прикоснуться к внутренней стороне зубов верхней челюсти и со слогом «тю» или «ти» быстро оттолкнуть от них язык, открыв таким образом путь для проникновения струй воздуха в инструмент. Совокупность этих двух моментов (отталкивание языка от передних зубов верхней челюсти и проникновение струй воздуха во внутрь ствола блок-флейты) образуют хороший звук. Качество звука определяется чистой интонацией, динамическим разнообразием, тембровой окраской, необходимой продолжительностью. Развитие пальцевой техники. Под техникой пальцевого аппарата подразумевается организованное владение деятельностью пальцев, которое даёт возможность исполнителю выражать музыкальные образы. Расположение пальцев левой руки при игре на блок-флейте. Указательный, средний и безымянный пальцы находятся в чуть согнутом положении над тремя отверстиями на верхней части блок-флейты. Звуки выше «ми» 2-й октавы извлекаются при открытии большим пальцем октавного отверстия с тыльной стороны инструмента. Отверстие должно открываться, примерно, на половину. Расположение пальцев правой руки при игре на блок-флейте. Четыре пальца правой руки (указательный, средний, безымянный и мизинец) располагаются на нижней части блок-флейты, в чуть согнутом положении. Большой палец находится с тыльной стороны флейты, между указательным и средним пальцами. При правильной, естественной, постановке рук, кистей и пальцев напряжение снимается. Пальцы следует располагать так, чтобы они свободно опускались на звуковые отверстия. Мизинцы обеих рук, в слегка закруглённом положении, располагаются над лицевой частью блок-флейты. Нельзя опускать мизинцы подгибая их под ствол инструмента. Общая постановка блок-флейтиста. Учащийся должен заниматься стоя. Следует следить, чтобы не создавалось напряжения. Голову нужно держать ровно. Локти обеих рук приподняты на некотором расстоянии от грудной клетки, в зависимости от индивидуальных особенностей исполнителя. Техника игры на блок-флейте. Блок-флейта мгновенно откликается на легчайшее дуновение, и это накладывает отпечаток на всю манеру исполнения, весьма гибкую в отношении штриховки, и без ощутимой «атаки», звук у блок-флейты возникает как бы сам собой. Фразы и пассажи небольшого дыхания на блок-флейте получаются с поразительной лёгкостью. Особенно хороши комбинации небольших легатных фраз самого прихотливого чередования. Диатонические и хроматические гаммы, различные арпеджио получаются на блокфлейте довольно бегло и непринуждённо. Лишь кларнет может соперничать с ней в гибкости и подвижности легатной техники. 4

5 В стоккатной технике у блок-флейты нет равных соперников. Кроме обыкновенного быстрого стоккато, на блок-флейте возможен поразительной стремительности приём двойного языка и, почти столь же стремительный тройной язык. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый и второй год обучения I II III IV Тема Количество часов Обучение исполнительскому дыханию 4 Тренировка мышц губ и рта. 4 Извлечение звука на инструменте. 4 Изучения написания нот. 4 Обучение исполнительскому дыханию. 2 Извлечение звука на инструменте. Работа над постановкой. 2 Изучение написания нот. 2 Изучение мажорных гамм с одним знаком в одну октаву, в 2 медленном движении. Упражнения для усвоения аппликатуры и развития 4 первоначальных исполнительских навыков, а также изучение и исполнение лёгких пьес. Работа над постановкой при игре на инструменте (способ 4 держания инструмента, положение корпуса) Обучение исполнительскому дыханию. 2 Работа над штрихами (стаккато и легато). 2 Обучение навыкам быстроты зрительного восприятия нотного 2 письма. Изучение этюдов (5-7 этюдов) не сложных. 4 Изучение гамм (мажор с одним знаком в две октавы в 2 медленном темпе). Работа с пьесами. 4 Работа над постановкой. 4 Развитие исполнительского дыхания. 2 Изучение гамм в две октавы стаккато и легато. 2 Работа над этюдами. 4 Освоение пьес. 4 Всего: 72 5

6 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Первый год обучения В течение учебного года работа над постановкой, постановкой дыхания. Мажорные гаммы до одного знака включительно (в медленном движении), арпеджио, трезвучия, лёгкие этюды и упражнения. 1. Выдержанные звуки 2. С 1 по 10 упражнение из шк. Н.Платонова; 1-2 ансамбля (легкой сложности) пьес из школы И. Пушечникова Примерная экзаменационная программа: 1 полугодие: Гаммы: До мажор, Соль - мажор Этюды: 23,24 И. Пушечникова Украинская народная песня «Лисичка» Б. Майзель. «Кораблик» 2 полугодие: Гаммы: До мажор, Фа - мажор Этюды: 48, 51,52 И. Пушечникова Л. Моцарт. «Дуэт» Второй год обучения В течение учебного года проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные, арпеджио трезвучий в тональностях до двух знаков включительно (в умеренном движении); упражнения на легато; пьесы, этюды. Примерная экзаменационная программа: / полугодие: Гаммы: Ре мажор, си минор Этюды: 21, 57 И. Пушечникова И. Дюссек «Старинный танец» М. Иорданский «Песенка про чибиса» 2 полугодие: Гаммы: Си бемоль мажор, соль минор Этюды: 46, 53 И. Пушечникова М. Мильман «Барашек» В. Моцарт «Вальс» И. С. Бах «Песня» Рекомендованная литература. 1.Учебные пособия. 2.Методическая литература. 3.Методика обучения игре на духовых инструментах(очерки).под. ред.е.назайкинского М1964, Ю. Усова М 1966,1971, Б.Диков. Методика обучения игре на духовых инструментах М А.Федотов. Методика обучения игре на духовых инструментах М Д.Рогань-Левицкий «Беседы об оркестре». 7.Ю Булучевский, В.Фомин «Старинная музыка». 8.И.Пушечников. Школа игры на блок-флейте. 9.Ю.Усов. Методика обучения игре на духовых инструментах. 10.М.Чулаки «Инструменты симфонического оркестра». 6


И. Пушечников ШКОЛА ИГРЫ НА БЛОКФЛЕЙТЕ I. Pushechnikov THE SCHOOL OF RECORDER-PLAYING Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России») ОТ АВТОРА

Б Л О К Ф Л Е Й Т А I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная образовательная программа по предмету «блокфлейта», имеющая художественно-эстетическую направленность, предназначена для дополнительного образования

Введение в программу. Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки. Правильное положение корпуса, инструмента и смычка, освоение

Пояснительная записка Последние годы существенно изменился жизненный уровень людей. Жизнь стала более динамичной, насыщенной. Большой поток информации обрушивается на людей с экранов телевизоров, компьютеров,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 11 ИМЕНИ М.А. БАЛАКИРЕВА» Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению

Малый медный оркестр Корнет in B Этот инструмент является главным ведущим инструментом малого медного оркестра. Инструмент транспонирующий, записывается в скрипичном ключе и звучит тоном ниже нотируемой

Государственное образовательное учреждение города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Б. Гольденвейзера" Образовательная программа дополнительного образования детей «БЛОКФЛЕЙТА» для учащихся 1 3

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ИГРЫ НА ГИТАРЕ Переборы. Пальцевая техника В этом разделе мы рассмотрим стандартные переборы (арпеджио). Разучив и добросовестно их отработав, вы сможете с успехом применять их в дальнейшем

Государственное образовательное учреждение города Москвы «Детская музыкальная школа 18» Ул. Смольная, д. 37 тел. 458-05-63 Рекомендовано «Утверждено» Педагогическим советом Директор ГОУ ДМШ 18 ГОУ ДМШ

МБОУ ДО «Детская школа искусств 5 имени Д.Д. Шостаковича» города Курска Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств «Инструментальное исполнительство» Программа по учебному предмету «Музыкальный

Образовательная программа по классу блокфлейты. Блокфлейта в хоровой школе предмет факультативный. Занимаются блокфлейтой учащиеся только по желанию, наряду со специальными занятиями хором и двумя разами

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ФЛЕЙТА» Направленность программы: художественная Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 1 год Количество часов: 104

РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу «Общее фортепиано» для хореографического, ИЗО, струнного, народных инструментов и вокального отделений Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

Министерство культуры Ростовской области ГОУ СПО РО «Таганрогский музыкальный колледж» Аппликатурные комбинации при игре на кларнете Бёма (французской системы) в верхнем и высшем диапазоне. Автор Преподаватель

Пояснительная записка Занятия в классе флейты в ДМШ имени Н.П.Будашкина проводятся в соответствии с действующими учебными планами. Специфика флейты определяет оптимальные сроки обучения игры на этом инструменте

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание тем учебного курса 4. Требования к уровню подготовки обучающихся 5. Литература и материально-технические средства обучения

Пояснительная записка. Программа по обучению дошкольников музицированию на блокфлейте разработана на основе современных технологий отечественных педагогов музыкантов Виноградова Л. В. Программа «Элементарное

Дорогие друзья! Еще раз поздравляю вас со вступлением в Веб-Школу Yamaha на курс Питера Баартманса «Исполнительское мастерство»! Цифровые клавишные инструменты Yamaha позволяют воссоздавать звучание музыкальных

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа 6 «Перово» (ГБОУ Школа 6 «Перово») 54,город Москва, улица Плющева, д.а Телефон:(495)3090,факс:(495)3090

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Ю ЗАО ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 11»

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе дополнительной, общеобразовательной художественной направленности «В мире музыки». Программа курса «В мире музыки» рассчитана на индивидуальные

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Рассмотрена на педагогическом совете МАУДОД «Детская школа искусств» (протокол 4 от 28.12.2011 г.) УТВЕРЖДАЮ

2 I. Пояснительная записка Программа «Инструмент (флейта)» имеет художественно эстетическую направленность и разработана с целью музыкально эстетического развития детей от 6 до 12 лет, а также создания

1 Структура программы I. Пояснительная записка - Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе - Срок реализации программы - Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию

Пояснительная записка. Нормативно-правовая база для составления программы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 г.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО КЛАССУ ТЕНОРА, БАРИТОНА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В системе музыкального образования Детская музыкальная школа занимает базисное место. Именно в детской музыкальной школе формируются

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММАМЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (5,7 ЛЕТ) Автор составитель: преподаватель

I. ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАЧЕТЫ I полугодие 2-3 кл.: Диезные гаммы до 2-х знаков в 2 октавы мажорная и минорная, Этюд, чтение с листа, муз. термины. 4 кл.: Диезные гаммы до 3-х знаков в 4 октавы мажорная и минорная,

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Скрипка» Дополнительной общеразвивающей образовательной

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская школа искусств им. С.Т.Рихтера» Директор Образовательная программа дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДМШ 1 им. А.С.Данини МО г. Новороссийск» 353900 г. Новороссийск, ул. Новороссийской Республики, 14 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская Школа Искусств муниципального образования город Горячий Ключ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская музыкальная школа имени М. JI. Таривердиева» Утверждено: Приказ 30 от 19 января 2012 г. Директор

УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС I. Общие задачи: Привитие детям любви и интереса к музыке Накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкальнохудожественного вкуса Выявление и всестороннее развитие

Программные требования фортепианного отделения ДМШ 2 по предпрофессиональной программе на 2015-2016 г.г. Данные требования опираются на предпрофессиональную программу и учебные планы, предусматривающие

ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ТРУБЫ Первый класс по 7-летней форме обучения / первый класс по 5-летней Годовые требования В течение первого года обучения рекомендуется проводить занятия на корнете. Учащийся должен

ГЛАВА 1 ПРОСТЫЕ АККОРДЫ Аккорды и гармония Разучив основные аккорды, вы сможете аккомпанировать на гитаре. Это значит поддерживать вокальные партии игрой на инструменте. В большинстве случаев аккомпанемент

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени Ю.С.Саульского» УТВЕРЖДЕНО приказом ГБУДО г. Москвы "ДШИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Творческий конкурс, который проводит колледж Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского, призваны выяснить уровень общего развитие абитуриентов,

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа учебного предмета «Скрипка» составлена на основе примерной дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства, разработанной Институтом

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краткая характеристика предмета На современном этапе музыкального образования детей особую актуальность приобретает столь любимый и популярный в нашей стране инструмент, как гитара.

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Государсвтенное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Якутский колледж культуры и искусств» ЛОГИКО-ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

1 1. Пояснительная записка Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Изменения социально-экономической системы в стране, информационная перегруженность детей, ухудшение их здоровья потребовали

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ИГРЫ НА ГИТАРЕ Переборы. Пальцевая техника В этом разделе мы рассмотрим стандартные переборы (арпеджио). Разучив и добросовестно их отработав, вы сможете с успехом применять переборы в дальнейшем

Новая редакция Программы одобрена на заседании педагогического совета 19 июня 2015 года УТВЕРЖДЕНА приказом 86_ от 29 июля 2015 г. по Государственному бюджетному учреждению дополнительного образования

ПРОГРАММА по специальности «ТРУБА» (срок обучения: 7 лет, 5 лет) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ТРУБЫ Первый класс по 7-летней форме обучения / первый класс по 5-летней Годовые требования В

Комплекс основных характеристик 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Специальность (баян, аккордеон)» (далее программа) имеет художественную направленность.

1 Пояснительная записка Моя работа ориентирована на учащихся младших классов, обучающихся в музыкальной школе по пятилетней программе, имеющих средние данные. Для детей, имеющих данные выше средних, требуются

Глава 11 Êëþ åâûå çíàêè В этой главе... Обзор ключевых знаков Выбор правильной тональности Минорные тональности Последний танец К лючевые знаки это своего рода ключики, позволяющие открыть ларчик нотной

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Общий инструмент» дополнительной образовательной

Государственное образовательное учреждение города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Б. Гольденвейзера" Образовательная программа дополнительного образования детей «ТЕНОР, БАРИТОН, ТРОМБОН, ТУБА»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени И.С. Козловского» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБУДО г. Москвы ГГ «ДШИ имени -ИХ. Козловского» / / М.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена для обучения игре на синтезаторе разно уровневого контингента детей в возрасте от 7 до 8 лет. 3 год обучения учащиеся уже имеют основные теоретические

Государственное образовательное учреждение города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Б. Гольденвейзера" Образовательная программа дополнительного образования детей «ГОБОЙ» для учащихся 1 5 (6) классов

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская музыкальная школа имени А.Н.Александрова» Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального

1. Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное

ПРИНЯТО педагогическим Советом МБОУ ДОД «Холмская ДШИ» от 01.10.2014 г УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ ДОД «Холмская ДШИ» Т.В Фомина 01.10.2014 Требования и примерные программы для сдачи переводных экзаменов,

1 возрастная группа: 6,5-9 лет. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Общекультурный (ознакомительный) уровень I. Формирование вокальных навыков 1. Певческая установка и дыхание. Правильное положение корпуса, головы, плеч,

СОГЛАСОВАНО Педагогическим Советом ГБУДО г. Москвы «ДМШ им.а.н.александрова» протокол от "13" марта 2017 г. 2 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУДО г. Москвы «ДМШ им.а.н.александрова» М.А.Федорова приказ от "14" марта

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Вороновская детская школа искусств» «Принято» Педагогическим советом