Что такое эффект ореола и как он работает

В социальной психологии подобного рода ассоциации получили название гало- эффектов, или, проще говоря, эффектов ореола. Суть этих эффектов состоит в том, что одна привлекательная и яркая черта человека, словно ореол или нимб, затмевает для окружающих все другие черты. Если говорить об ореоле физической красоты, то он к тому же распространяется не только на характеристики самого красивого индивида, но и на других людей. Оказывается, находиться в компании красивого человека просто выгодно.

Эффект ореола действует в однополых парах, причем как женских, так и мужских. Люди с заурядной внешностью рядом с красивым индивидом воспринимаются как более привлекательные, и наоборот, рядом с некрасивым - как менее привлекательные.

В разнополых парах этот эффект действует только в одном направлении: мужчина выигрывает от соседства с красивой женщиной, но он же будет выглядеть неприглядно, находясь в компании с некрасивой женщиной. В то же время некрасивая или с заурядной внешностью женщина не получает никаких преимуществ рядом с красивым мужчиной. Дэниел Бар-Тал и Леонард Сейкс (Bar-Tal & Saxe, 1976) показывали участникам эксперимента фотографии, по версии исследователей, семейных пар, на которых были засняты либо некрасивый мужчина рядом с красивой женщиной, либо некрасивая женщина рядом с красивым мужчиной. Мужчина с непривлекательной внешностью рядом с красивой женщиной характеризовался участникам исследования как человек, добившийся значительных успехов - богатый, умный, хороший профессионал. Некрасивая женщина в паре с красивым мужчиной ничего не выигрывала. О ней говорилось только, что она некрасива.

Красивые люди, как мужчины, так и женщины, в большей мере удовлетворены качеством своих социальных взаимодействий с окружающими, чем некрасивые, получают больше удовольствия или удовлетворения от общения. Но имеется и другая, прямо противоположная тенденция, которая проявляется в том, что люди с привлекательной внешностью могут быть не удовлетворены собой и иметь низкую самооценку. По мнению Брэнды Майор и коллег, подобное положение дел является следствием осознания красивыми людьми того факта, что окружающие ценят в них лишь внешнюю физическую привлекательность, а не их социальные качества и достоинства: способности, интеллект, человечность, достижения и т. д. (Чалдини, 1999). Кроме того, чем привлекательнее мужчина, тем больше он общается и взаимодействует с женщинами и меньше - с другими мужчинами. Вместе с тем внешняя привлекательность женщин не коррелирует с количеством социальных взаимодействий. Это объясняется тем, что красивые женщины, как правило, не обладают навыками и искусством социального общения в отличие от красивых мужчин, которые, напротив, очень искусны, а потому и успешны в общении.

Шерон Брем (Brehm, 1992) считает, что это может быть следствием гендерноролевых стереотипов, согласно которым мужчине надлежит быть активным, а красивой женщине - пассивной. Социальное окружение, прежде всего родители, побуждают красивых женщин следовать этому стереотипу, препятствуя тем самым развитию у них навыков социального общения. Что касается некрасивых женщин, то им окружение не препятствует в развитии навыков общения, поэтому они научаются хорошо взаимодействовать с другими людьми и получают от этого удовлетворение.

В заключение отмстим, что стереотипное восприятие красоты действует и в противоположном смысле: хороший - значит красивый. Мы переоцениваем физическую привлекательность тех людей, которые нам нравятся, не из-за их красоты, а по каким-то другим причинам. Так, например, люди, вызывающие у нас восхищение своими талантом, успехами, достижениями и т. д., кажутся нам также и внешне красивыми и привлекательными.

Эффект ореола – это первичное суждение о человеке, от которого люди часто страдают. Что делать, чтобы не стать жертвой такого эффекта?

Сегодня мы поговорим о таком интересном психологическом явлении, как эффект ореола .

Вообще-то, психологических эффектов (закономерности человеческого поведения или мышления) существует немало.

Вы бы, наверное, расстроились, если бы узнали, насколько человек – неоригинальное создание и насколько легко хороший психолог может проанализировать каждого из нас.

Эффект ореола – один из наиболее распространенных психологических эффектов, от которого часто страдают люди.

Эффект ореола – психологический феномен

Вот признайтесь: часто в вашей жизни случалось так, что первичное впечатление о человеке оказывалось ошибочным.

Уверенна, что очень часто.

К примеру, встретили вы симпатичного юношу, который уступил вам место в маршрутке.

После 10 минут разговора вам кажется, что вот он – принц, воплощение всех достоинств.

А вот после пары свиданий оказывается, что принц – глупый, самовлюбленный нарцисс, с которым даже поговорить не о чем.

А место в маршрутке он вам уступил не потому, что галантный, просто это его обычный способ знакомиться с девушками, причем он насколько глуп, что сам же вам об этом и рассказал.

Эта история – пример позитивного эффекта ореола.

Но это явление бывает и негативным.

К примеру, переехали вы в новый дом, встретили соседку по лестничной площадке, хотели с ней познакомиться, а она даже разговаривать с вами не стала, буркнула что-то и закрылась в своей квартире.

Ясное дело, вы тут же навесили на нее ярлык «нелюдимой грубиянки» и успели посетовать: «Как же мне не повезло-то с соседями».

И лишь через месяц окажется, что новая соседка – милейшая девушка, просто в тот день она похоронила близкого человека и ясное дело – ей было не до знакомств.

Если говорить научным языком, то эффект ореола – это первичное оценочное суждение о человеке.

Впервые этот феномен описал исследователь Эдвард Торндайк, он же и привел веские доказательства существования этого явления.

Еще в 1970-х годах социальный психолог Роберт Чалдини доказал, что мы несознательно испытываем симпатию к красивым внешне людям (это же касается и поддержки политиков), приписывая им несуществующие достоинства и готовы назвать исчадьем ада тех, кого природа обидела какими-то физическими изъянами.

Причины возникновения эффекта ореола


Эффект ореола не возникает ниоткуда, его вызывают вполне понятные и объяснимые причины:

    Одно дело − общаться с человеком несколько лет, за это время за его поведением и поступками можно понаблюдать в различных ситуациях и составить более или менее объективное мнение о нем.

    А совсем другое – поговорить с ним 10−15 минут, тогда вы поддаетесь импульсу «нравится/не нравится».

    Если что-то в поведении или словах вас насторожит, то вы повесите на него ярлык «плохой», снимать который ему придется ой как долго.

    Обилие информации.

    Это происходит с людьми, которые в силу своей деятельности или особенностей характера общаются со многими.

    Информационная перегруженность толкает их к поверхностным суждениям о том или ином человеке.

    Если человек обладает яркой харизмой и умеет нравиться людям, то вы сразу же становитесь жертвой его очарования и приписываете ему несуществующие достоинства.

    И наоборот: «серые мышки» насколько невзрачны и незначимы, что мы начинаем думать о них или хуже, чем они того заслуживают, или вообще – никак.

    Общественное мнение.

    Если в коллективе имеется изгой, то вы, как человек новый, поддадитесь общественному суждению и тоже станете думать, что он плохой и наоборот: звезда школы изначально будет казаться вам воплощением всех достоинств.

Как моя подруга стала жертвой эффекта ореола?


Моя подруга Яна пришла работать администратором в салон красоты. Поочередно ей пришлось работать с двумя помощницами: Светой и Катей.

Света производила впечатление добрейшей компанейской девушки и гораздо больше нравилась Яне, чем строгая и неболтливая Катя.

Яна даже попросила директрису почаще ставить ей в помощники Свету, а Катю прикрепить к другому администратору.

Постепенно открывалось, что Света – ленивая болтушка, причем – достаточно хитрая, потому что незаметно пыталась переложить часть своих обязанностей на плечи Яны, а где можно – и вовсе увильнуть от выполнения задания.

Вторая смена, в которой помощником была Катя, работала куда лучше, и директриса начала выказывать Яне свое недовольство, как старшей.

Пришлось ставить Свету на место и призывать к порядку, что ей, конечно же, не понравилось, посему она начала распространять по салону сплетни о моей подруге и жаловаться на нее: «Стерва такая, жизнь портит».

В конечном итоге Свету все же уволили, но стоила эта история Яне кучу нервов.

А все могло бы быть иначе, если бы моя подруга не применила к Свете положительный эффект ореола и не взъелась ни за что, ни про что на Катю.

А теперь хочу представить вам интересный видеоролик с экспериментом на тему,

как первое впечатление мешает видеть реальные возможности человека.

Включаем, смотрим, улыбаемся:

Как не стать жертвой эффекта ореола?

Эффект ореола «больно бьет» и по тем, кто неправильно оценивает другого человека, и по тем, кого оценивают.

Если ваше первоначальное мнение о человеке было неправильным, то вы можете невзначай обидеть его, лишить себя общения с , довериться негодяю или наломать других дров.

Если вы незаслуженно применили к другому человеку положительный эффект ореола, то он извлечет из этого выгоду.

Именно так часто и поступают мошенники: вспомните хотя бы «Ревизора» Гоголя.

А вот если вы приписали кому-то несуществующие пороки, более того – кому-то рассказали о своих поверхностных суждениях, то, конечно, человек, которого несправедливо оценили, пострадает.

Чтобы не стать жертвой эффекта ореола, постарайтесь:

    Никогда не судить о людях, ориентируясь лишь на первое впечатление.

    Дайте другому шанс, узнайте его поближе и лишь тогда решайте: нравится он вам или не нравится.

  1. Не поддаваться общественному мнению: первая красавица в группе вполне может оказаться эгоистичной дурой, а серая мышка, над которой смеются, может стать вам верной спутницей жизни.
  2. Не доверять малознакомым людям, потому что вашей легковерностью обязательно воспользуются мошенники и негодяи.

Как видите, эффект ореола – достаточно опасная штука, постарайтесь не стать ее случайной жертвой.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Эффект ореола – склонность переносить предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.

Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека – эффект новизны.

Стереотипизация – устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении лишь ложное и неточное представление, используемое пропагандой. Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.

Следствием стереотипизации может быть:

1) упрощение процесса познания другого человека;

2) возникновение предубеждения. Если прошлый опыт был негативным, то человек, связанный с этим опытом, будет при новом восприятии вызывать неприязнь. Зная об эффектах восприятия, человек может использовать это знания в своих целях, создавая у окружающих положительный имидж – воспринимаемый и передаваемый образ личности. Условиями принимаемого имиджа являются: ориентация на социально одобряемые формы поведения, соответствующие социальному контролю, и ориентация на средний класс по социальной стратификации. Выделяют три уровня имиджа : биологический (пол, возраст, здоровье и т. п.), психологический (качества личности, интеллект, эмоциональное состояние и т. д.), социальный (слухи, сплетни).

Эффект ореола -происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Эффекты "первичности" и "новизны" -зависят от порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При восприятии незнакомых людей преобладающей является самая первая известная информация о нем. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация о нем оказывается наиболее значимой.

5 Основные виды предрассудков: расизм, сексизм, эйджизм.

предрассудок – это всегда заведомое осуждение, которое внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с определенной группой

Предрассудок - это ложный, но укоренившийся в сознании взгляд на что-либо. Предрассудка являются такие понятия, как стереотип и предрассуждение. Социальные проявления предрассудков: расизм, сексизм, эйджизм (дискриминирующее поведение по отношению к определенной группе людей или конкретному человеку на основании его принадлежности той или иной возрастной группе, например, к категории пожилых людей) и др.

Эйджи́зм - полит. термин, обозначающий дискриминацию младшего или старшего поколения, мотивированную скрытым либо явным предположением, что молодые не способны судить о каких-л. вещах, а старые - немощны.Убеждение , что пожилые люди – которые живут на социальные пособия, являются лишними членами общества, иначе говоря, бесполезными.

Дискриминирующее поведение

    на многие должности берут претендентов не старше определенного возраста. несмотря на его опыт и прочие достоинства,

    в своей семье –более молодые родственники могут не прислушиваться к их мнению, игнорировать.

Расизм - совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Расизм- институциональная практика, выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.»

Расистским является убеждение в том, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интеллект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдельной человеческой личности, а не общества или общественной группы.

Идеи Расизма

    об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике порой находит своё выражение в политике расовой дискриминации.

    это ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому.

сексизм - дискриминация женщин.

– дискриминация по признаку пола (от англ. sex – биологический пол)

Эффект ореола (по-другому гало-эффект) — является результатом влияния общего впечатления о человеке на суждение о его каких-либо частных особенностях либо личностный характеристиках. Впервые в истории психологии исследовал и провел эксперименты для доказательства данного феномена известный ученый Эдвард Торндайк (Edward Lee Thorndike). Иногда этот феноменом также называют эффектом первичности или новизны.

Гало-эффект является практическим научным объяснением того, почему мы склонны выстраивать определенные стереотипы относительно окружающих нас людей и почему от этих ярлыков так трудно избавиться. В условиях недостатка информации, когда вы знаете человека поверхностно, опираетесь на сложившуюся в обществе репутацию или знакомы только с одной стороной его личности эффект ореола может проявиться достаточно ярко и хрестоматийно.

Простейшим и классическим примером данного феномена можно назвать мнение о том, что красивые люди должны отличаться незаурядным умом и добротой (на основании внешних характеристик заключается мнение об интеллектуальных особенностях и личных качествах человека).

Гало-эффект может быть 2-х типов: Положительный или Отрицательный. Таким образом, совершенно не имеет значения ярлык какого типа мы вешаем на другого человека, первое мнение является определяющим и во многом задает тон дальнейшему субъективному восприятию личности.

Эффект ореола имеет место не только при личном взаимодействии с новым знакомым, феномен может проявляться и в отношении звезд, политических деятелей и даже касаемо торговых марок.

Например, попробовав впервые в жизни продукт от некой фирмы и положительно оценив его, вы неосознанно выдаете этой компании некий «кредит доверия». После чего в сознании закрепляется мнение, что и другие товары этой фирмы высочайшего качества, их реклама всегда красочна и увлекательна, а логотип является верхом искусства — все эти умозаключения совершаются мимолетно и без подробного разбора ситуации, просто потому, что человеку легче следовать готовому ярлыку.

Гало-эффект часто используется различными аферистами и мошенниками, которые пытаются выдавать себя за других особ. Например, произведя впечатление знаменитого художника, мошеннику могут быть впоследствии прощены узкие познания в искусстве или даже в собственной биографии (окружающие все равно будут видеть в нем великую личность, а все несоответствия списывать на забывчивость и творческий характер).

Возникновению эффекта ореола способствуют:

  • Нехватка времени. В ситуации, когда у человека нет достаточно времени, чтобы качественно познакомиться с другой личностью. Это означает, что он вынужден в сжатые сроки обдумать ситуацию и по нескольким разрозненным фактам составить целостное впечатление о человеке.
  • Загруженность информацией. Человек имеет множество социальных контактов и большое число знакомств, поэтому у него нет возможности детально обдумать каждого и глубоко погрузиться в общение.
  • Незначительность другого человека. Ситуация, когда новому знакомству не придается особое значение, человек не видит в нем особой пользы и перспектив в общении. Стереотипное мнение, которое может возникнуть на основе принадлежности нового знакомого к какой-то большой и известной группе лиц. То есть вывод о личности делается на основании, например, национальности, профессии или вероисповеданию.
  • Самобытность и неординарность личности. Когда некая яркая особенность или черта человека занимает весь первый план и полностью оттесняет другие особенности как малозначимые. Исследователи установили, что именно такой особенностью зачастую является внешняя привлекательность человека.

Первый научный эксперимент гало-эффекта связан с именами Нисбетта и Уолсона. Ранее об этом говорили, но научных доказательств не было.

Для исследования воздействия стереотипов общества был проведен следующий эксперимент: две группы прослушали лекцию одного преподавателя, который на одном видео старался быть добрым и дружелюбным, а на втором – авторитарным. Результат исследования: первая запись лекции показалась студентам более привлекательной, но они утверждали при этом, что стиль не влияет на оценку преподавателя.

Гало-эффект существует, но люди не осознают, что находятся под его влиянием. Активно эффект ореола используют в сферах менеджмента, маркетинге, политике.

Лайфхак: как выгодно продать, руководствуясь ореолом?

Эффект ореола – надежный инструмент, с помощью которого легко увеличить продажи.

Продавцы используют эффект ореола не только по отношению к товару и услугам, но и в суждениях о покупателях.

Неопытный продавец не всегда способен оценить платежеспособность покупателя, поскольку мыслит стереотипно. А ведь не зря говорят, что «о книге по обложке не судят». Только грамотный продавец помнит, что первые впечатления людей могут быть ложными и судить о покупателе надо не по первичным признакам.

Например, стереотипно пенсионерам предлагают что-то недорогое, а человек в дорогом костюме обязательно будет обслужен в статусе вип-клиента. Хотя нужно смотреть чуть глубже и руководствоваться не только ореолами восприятия. Опытный продавец выявляет , не поддаваясь стереотипному восприятию.

Менеджмент и бизнес: сферы влияния

По отношению к людям, гало-эффект работает в случае, когда – это его визитная карточка. Даже если человек совершит ошибку, его оправдают в обществе, раз он положительно себя проявил до этого. А высказывание уважаемого человека о продукте, может дать весомый толчок к развитию компании. Так, после публичных заявлений Владимира Путина об акциях госкомпаний, они начали расти в цене.

Навешивать ярлыки люди начинают уже при первой встрече с человеком. Поэтому, так важно при знакомстве, на собеседовании или опрятно выглядеть и воспитано вести себя. Любая незначительная ошибка отражается на мнении о человеке и его дальнейшем восприятии. Грамотное же позиционирование себя или своего товара поможет легко скрыть недостатки.