Бродский не выходи из комнаты. Иосиф бродский, не выходи из дома, не совершай оши

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» Иосиф Бродский

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе солнце, если ты куришь “Шипку”?
За дверью бессмысленно все, особенно - возглас счастья.
Только в уборную - и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более - изувеченным?

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Анализ стихотворения Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…»

Иосиф Бродский считал свое поколение потерянным, запутавшимся в дебрях идеологии и высоких материй. Однако жизнь диктовала свои условия, инстинкты брали вверх над разумом, и многие молодые люди оказывались на распутье, когда реальность шла вразрез с общепринятыми принципами. Часть ровесников Бродского становилась бунтарями, да и сам поэт очень скоро попал в число тех, кто был неугоден советской власти. И все из-за того, что он открыто выражал свои взгляды и мысли, считая, что это – неотъемлемое право любого человека.

Между тем, подавляющее большинство людей жило по двойным стандартам, когда на кухнях велись антиправительственные разговоры, а в общественных местах все дружно поддерживали курс партии и правительства. Именно таким «хамелеонам» в 1970 году Иосиф Бродский посвятил свое знаменитое стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибки…». Оно пронизано глубокой иронией и отвращением к тем, кто боится правды и не может позволить себе роскошь жить так, как это ему подсказывают внутренние ощущения. Таким людям, по мнению пота, лучше и вовсе сидеть дома, так как «за дверью бессмысленно все – особенно, возгласы счастья». Откровенно высмеивая подобных двурушников, которые готовы часами рассуждать о справедливости и свободе личности, но так, чтобы этого никто не слышал, Бродский рекомендует им для чистоты эксперимента отказаться от маленьких житейских радостей. Как можно принимать у себя в доме девушку, если не состоишь с ней в законном браке, или же позволять себе ездить на «моторе» при скромной советской зарплате, львиную долю которой придется отдать таксисту по счетчику? Однако людей, живущих по двойным стандартам, подобные мелочи не смущают, что безумно раздражает Бродского. Поэтому автор советует таким «свободолюбцам» похоронить себя заживо в четырех стенах, чтобы избавиться от всевозможных искушений. Действительно, хорошо жить, когда о тебе все забыли, и ты можешь тешить себя иллюзией полной свободы, слившись «лицом с обоями». Но даже те, кому было адресовано это произведения, прекрасно отдавали себе отчет, что выпасть из социума без последствий для собственной репутации и карьеры в СССР попросту невозможно. У таких людей остается лишь два пути – тюрьма либо сумасшедший дом. В редких случаях, правда, им предлагают добровольно-принудительно покинуть страну, но для этого нужно, по меньшей мере, слыть диссидентом. В окружении Бродского таких людей немного, поэтому всем остальным он советует запереть дверь и забаррикадироваться шкафом «от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?

За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.

Только в уборную — и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.

Потому что пространство сделано из коридора

и кончается счетчиком. А если войдет живая

милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.

Что интересней на свете стены и стула?

Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером

таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову

в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.

В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.

Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната

догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито

эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.

Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.

Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,

слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся

шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Написанное Бродским в 1970 году стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» как и любое другое его произведение неоднозначно в трактовках и оценках (что не отменяет его великолепности в поэтическом смысле).

Поколение Бродского, чьё взросление пришлось на конец 50-х-начало 60-х, по большому счёту очередное потерянное поколение. Убогая советская действительность с её лживостью, фарисейством и свирепым подавлением всего ей чуждого с одной стороны и яркая до пестроты жизнь окружающего СССР остального мира порождала в молодёжи, как сейчас говорят, разрыв шаблона.

Он в свою очередь становился фундаментом конформизма и двойственности, как определяющего качества большинства т.н. «шестидесятников».

«Свободолюбивые», дерзкие и циничные на кухнях и — блеющие ягнята на комсомольских — партийных собраниях: «позор низкопоклонству перед Западом», «пятилетку- в три года», «слава партии и правительству»- вот что вызывает горькую усмешку поэта.

Зачем всё это, словно бы вопрошает Бродский. Не лучше спрятаться от каждодневного фарса в четырёх стенах: «Только в уборную-и сразу же возвращайся». Не выходи из комнаты, потому что «вернёшься вечером таким же…тем более — изувеченным.»

Изувеченным, по мысли Бродского, ещё одним днём советской реальности. Не удивительно, что более или менее проницательные «охранители» улавливали этот подтекст, да, впрочем, Бродский его и не прячет особенно.

Более того, он с усмешкой глумится и ёрничает над над всеми этими гибридами чацкого-молчалина made in USSR: «Не выходи из комнаты. О, пускай только комната догадывается, как ты выглядишь». Разве не блестяще? Или: «Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были…»

Кажется что сейчас Бродский предложит своему визави нечто возвышенно-героическое, но: «Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели, слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся ШКАФОМ от ХРОНОСА, космоса, эроса, расы и вируса».

Преимущественно в стихотворении используется ямб, но, как водится у Бродского, соблюдается он не всегда, что является его, если можно так выразиться, фирменным знаком.

Выразительностью и метафоричностью заряжена практически каждая строка: «живая милка, пасть разевая…», «танцуй, поймав, боссанову…», «ты написал много букв, ещё одна будет лишней.» Магия, не будем стесняться этого слова, поэзии Бродского, её магнетизм таков, что со второй-третьей строки после начала чтения этого(да что там- любого)произведения в голове начинает звучать монотонно-завораживающая декламация самого Иосифа Бродского. Что это, как не лишнее доказательство талантливости высочайшей пробы? Впрочем, вопрос, по меньшей мере, риторический…

Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку "Мне нравится" или "G+1". Нам важно знать ваше мнение!

Смысл стихотворения

С самого начала и с повтором в каждом четверостишье автор призывает не выходить из комнаты – шутит он или советует? Моё мнение именно советует и аргументов для этого несколько. Подсказка номер один:

Мир недоразвитого социализма не имеет смысла, за окнами снаружи слишком много искусственного, слишком много клоунады и разобраться где правда, где ложь могут лишь единицы. Улицы по социалистическим праздникам и будням наполнены счастьем с мишурой – счастье начинается от типовой квартиры с шаблонным ремонтом и заканчивается выстоянной в очередях бутылкой шампанского. Сверху сказали – так выглядит счастье, и рядовой обыватель в это поверил.

На улице теряется своё «Я», в замкнутой комнате его можно сохранить дольше. Для практика пример – свежий или маринованный и находящийся в банке помидор сохраниться дольше?

Вторая подсказка в строках:


Спрячь себя в комнате

Выйдя из комнаты ты всё равно в неё вернёшься, так как НЕТ альтернативы, но придя домой ты часть себя оставишь снаружи. Те умные мысли, которые за ночь накопились в голове, будут размазаны по социалистическим улицам и их снова придётся собирать в себе по крупицам, залазить за ними под диван, соскребать крошки с подоконника. Если рупор социализма выполнит роль кувалды, то назад в комнату ты вернёшься и вовсе изувеченным и тогда забудь о мыслях, а зализывай раны!


догадывается, как ты выглядишь.

Догадаются другие и всё, тебе запретят думать, отберут право на свободу мысли и тогда ты уже не человек, а частика строя, шагающая вместе с ним в могилу неизвестности. Помни, на улице не Франция, здесь не положено иметь собственные мысли, здесь думают единицы, остальные лишь рычаги их желаний.

Если запереться и слиться с обоями, то возможно, тебя не заметят и пройдут с рупором мимо и тогда появится ещё один день на свободу мысли, пускай и в четырёх стенах. В комнате надо не спрятаться, ибо отворят и вынут, как кильку из банки с томатным соусом, а забаррикадироваться от всего внешнего, приложить усилия, ибо всё снаружи живёт общей жизнью, где места личному, если оно не способствует развитию общественного. Начиная от хроноса-времени и заканчивая вирусами – всё внешнее стремится жить по законам общества, которое ещё слишком молодо, чтобы оценить верность пути, но не терпит свободомыслия.

Даже женщинам (не жёнам, а милкам) Бродский советует не доверить… она может сказать там, что ты думаешь здесь и всё, тебя как личности нет…

Мой взгляд на «Комнату» - это стихотворение, призывающее сохранить в себе свободного и думающего человека, вопреки лозунгам и призывам всей страной идти в ногу с социализмом, с его общими правилами и голосом ребёнка, возомнившего себя мудрым стариком.

Текст

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно - возглас счастья.
Только в уборную - и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более - изувеченным?

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Читает Бродский

Многие произведения ХХ века были сопротивлением общественно-историческим обстоятельствам. Поколения этого времени жили в плену идеологии. И. Бродский бунтовал против такого режима, высказывая свои мысли на бумаге. Его стихи долго были запрещенными, а сам автор ощущал постоянное давление с боку властей. Тем не менее, он не боялся бунтовать и насмехаться над современниками, погрязшими в материализме и идеологии. Эта проблема отобразилась и в произведении «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…», написанном И. Бродским в 1970 году.

Тема произведения – жизнь в замкнутом от внешнего влияния пространстве, бытие тех, кто живет по двойным стандартам. Автор утверждает, что лучше замкнуться со своими мнениями в четырех стенах и не выносить их на суд публики. Этим утверждением он высмеивает тех, кто в своем доме говорил о свободе личности и счастье, а в обществе молчал об этих проблемах, подчиняясь идеологии.

Ключевой образ стихотворения – лирический герой, который обращается к читателю с ироническими призывами «не выходить из комнаты». Он считает, что искать счастье на улице бессмысленно, поэтому не стоит даже вызывать такси. И женщин не нельзя приводить в свою обитель, если же сама придет, выгнать «не раздевая». Лирический герой утверждает, что после прогулки домой возвращаются более изувеченными, поэтому лучше танцевать в прихожей.

Комната и бытовые предметы, по мнению лирического героя, могут надежно забаррикадировать от всего: времени («хроноса»), «комоса», любви («эроса»), «расы» и вируса». Внутренний мир того, кто замыкается в четырех стенах «богатый», а все, что творится на улице не стоит его внимания «чай не Франция». Все утверждения насколько настойчивы, что, кажется сам автор приверженец такого существования. И только учитывая его биографию, можно понять иронический подтекст стихотворения «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку». И. Бродского раздражали люди, которые живут «двойными стандартами», которые готовы покориться режиму, отказавшись от элементарных человеческих радостей.

Свои размышления автор оформляет при помощи художественных средств. Он соединяет вечное, возвышенное и бытовое, создавая яркие контрасты, например, «Зачем тебе Солнце, если ты куришь «Шипку»?», вплетает в строфы метафоры («не вызывай мотора», «пускай только комната догадывается, как ты выглядишь», «слейся лицом с обоями»). Эпитетов в стихотворении нет, но это тоже помогает раскрытию идеи: автор намекает на пресное существование в комнате. Ирония усиливается внезапным употреблением заимствованной терминологии: субстанция, хронос, космос, эрос, вирус.

Стихотворение состоит из шести катренов с параллельной рифмой. Каждая строка, кроме последней, начинается фразой «НЕ выходи из комнаты!» (рефрен), что сначала кажется убеждением, а потом вызывает насмешку. Стихотворный размер – семистопный ямб, разбавленный в некоторых строках пиррихием.

Стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибкой» привлекает оригинальной подачей проблемы и до сих пор остается предметом спора исследователей и поклонников творчества И. Бродского.

«Не выходи из комнаты» — на апрель 2014 г., пожалуй, самое известное стихотворение поэта Иосифа Бродского. Проникновенный и тревожный манифест одиночества, художественный отказ от участия в окружающей действительности (тогда еще советской — произведение написано в 1970 г.), настоящий гимн добровольному затворничеству. Образ отшельника, написашего много букв, внезапно актуализировался, был сочтен родственной душой и потому снискал горячую любовь среди вообще-то не слишком восприимчивой к такого рода творчеству интернет-молодежи. А кое-для кого вообще стало открытием, что слова «хикки» еще не было, а социофобы уже вовсю самоизолировались.

(Залогиньтесь, чтобы почистить страницу. )

Собственно, стихи

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно - возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Галерея

Видео

Бродский feat Noisia

Современная нейрофанк-дабстеп версия

Коуб с марабу и бегемотом

Коуб с бревенчатой головой

Веселая компания

Винни-Пух с друзьями, Эминем, и собственно автор

Клип группы «Встреча рыбы», полный безысходности

Не выходи из Фэйсбука

Не выходи изъ Фэйсбука, не совершай ошибку,

Улица не Варкрафтъ: оркъ обдеретъ, какъ липку.

Въ оффлайне нельзя такъ просто взять и перелогиниться,

Только въ уборную (тамъ не забудь зачекиниться!)

О, не выходи изъ фэйсбука,

смотри котовъ въ своей лентѣ,

Постъ напиши про «всё плохо»

и гляди, какъ боты коментятъ,

доказывая обратное…

А если припрется рьяная,

Молодая и пьяная - гони прочь,

Вынь изъ шкафа и надуй постоянную.

Если наскучитъ - иди погоняй въ приставку,

Съѣшь вчерашнюю пиццу, закажи новой доставку,

Узнай въ юзернейме и тролль его понемногу

Съ аватаркой на голое тѣло и статусомъ на босу ногу.

Не выходи изъ фэйсбука.

О, пускай только Сноуденъ

Догадывается, какъ ты выглядишь,

голоденъ ты или холоденъ…

«Lost» досмотрѣнъ иль «Симпсоны»,

но есть еще анимешечка…

Не выходи на улицу, на улицѣ, чай, не Жжшечка!

Не будь Дуровымъ, вѣдь теорія лучше практики:

Не выходи изъ ФЭЙСБУКА, на худой конецъ -

изъ ВКОНТАКТИКА,

Слейся лицомъ съ Гаемъ Фоксомъ,

Торомъ забаррикадируйся

Отъ хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.