Исследовательская работа "влияние внешнего вида на поведение человека". Одежда, как фактор, от которого зависит первое впечатление

Мы знаем, что по внешнему виду можно многое сказать о человеке: его образе жизни, привычках, вкусе. Другими словами, один раз взглянув, мы можем составить общее впечатление о человеке. Но так ли точно работает это правило в обратную сторону? И можно ли, изменив внешность, поменять что-то внутри? Разбираемся в этом вопросе с помощью психолога Елены Полянской.

Встречают по одежке

Одежда – один из невербальных способов общения человека, манифестация его взглядов, настроений и желаний, посыл и позиционирование себя в социуме. Одежда отражает вкус и уровень развития, социальный, культурный и духовный статус, темперамент, характер и психотип. Насколько гармоничен образ, насколько точно он соответствует сущности человека, настолько хорошо человек себя чувствует в этой одежде и может быть правильно понят. Люди в большинстве своем даже не осознают, насколько много они рассказывают о себе своим внешним видом. Ведь 80% информации о других они считывают невербально.

Поэтому уделять пристальное внимание выбору одежды – важно. Но еще более важно чувствовать себя комфортно, ведь даже в самом шикарном платье, опустив плечи и взгляд, ссутулившись от неудобства, вы не будете выглядеть на все сто. Чтобы сохранить естественность, приучать себя одеваться красиво следует постепенно и фундаментально.

Как заставить имидж работать на себя?

Имидж – это не просто опрятный внешний вид, это сложный длительный процесс, включающий в себя постоянное самообразование, развитый интеллект, эрудицию, хорошие манеры, стиль, образ мышления. Это этикет. Создавая себе тот или иной имидж, личность человека сливается с внешностью. Костюм, прическа, макияж, часы, украшения, туалетная вода, гигиена, походка, тело, общение – все это ключевые слова при создании имиджа. Помните, что созданный положительный имидж немедленно принесет свои плоды – отношение к вам просто не может быть плохим. Поэтому, каждый день, детально продумывая свой образ, не только внешний, но и в, вы формируете положительный имидж, который рано или поздно даст свои плоды.

Насколько гармоничен образ, насколько точно он соответствует сущности человека, настолько хорошо человек себя чувствует в этой одежде и может быть правильно понят. Люди в большинстве своем даже не осознают, насколько много они рассказывают о себе своим внешним видом.

Почему так важно поднимать самооценку

Все мы родом из детства, именно в детстве, с самых первых моментов жизни, начинает строиться по кирпичикам наша самооценка. Отношение к ребенку родителей принимается им и становится его отношением к себе.

Казалось бы, при чем тут внешность? Существует ряд исследований на тему выявления взаимосвязи внешности ребенка и оказываемого ему внимания со стороны родителей. Так, выяснилось, что более симпатичные внешне дети были чаще обласканы и окружены вниманием и заботой взрослых, тогда как менее привлекательный ребенок чуть реже обращает на себя внимание.

Отсюда вывод, что ребенок, в нашем случае девочка, которая была одарена с детства заботой и вниманием, не опускает планку и ожидает того же от окружающих. Она не будет позволять относиться к себе несообразно тому, что она получала в детстве и в окружении чего выросла. Однако это не означает, что девочки, которые внешне не победили в эволюционной борьбе за красоту, должны опустить руки и смириться с таким положением дел. В настоящее время красотой является не столько врожденные внешние данные, сколько целенаправленные действия, чтобы этой красоты достичь. И такая красота будет цениться выше, так как работа начинается с души, с развития себя внутренне, – тогда и внешность начнет преображаться.

Анатолий Антонов, заведующий кафедрой социологии МГУ:

Что считать красотой? Это ведь тоже проблема. Вот феминистки разрабатывают новое направление – социология телесности. Там они выстраивают культ тела, связывая его с сексуальностью и успешностью. Но более древние науки – социология, философия, история – говорят о человеке в целом. О том, что должна быть гармония души и тела. И даже чаще говорят о победе духа над телом.

Если желание что-то изменить стало навязчивой идеей

На Востоке говорят: «Песок не в пустыне, он – в голове бедуина». То же самое можно сказать об отношении человека к своему телу и лицу. И когда человек стремится что-нибудь изменить в своей внешности, он, прежде всего, желает изменить свою жизнь, надеясь на то, что с новой фигурой или новым носом у него появится и новая судьба. Неуверенность в себе – это настоящая проблема, которая вполне может «наградить» некрасивую форму носа ответственностью за неудачную личную жизнь или неприятности на работе.

Как показывает практика, общая неудовлетворенность собой – это коварный враг, который временно может отступить благодаря испытываемой первое время эйфории от новой формы губ. Но потом обязательно вернется – именно этим можно объяснить навязчивое желание женщин что-то с собой сделать: часто менять цвет волос, постоянно садиться на диеты, регулярно делать хирургические манипуляции. Постоянно возникающее желание изменить внешность может быть следствием не только недовольства собой, но и неудовлетворенностью своей жизнью или какой-то ее частью. В этом случае лучше действительно обратиться к психологу, который поможет разобраться с причинами и поднятием самооценки.

Учимся любить себя

Для поднятия самооценки вам нужно ее осознанно формировать. Люди очень часто бывают несправедливыми. Вы сделали работу плохо – вас начнут упрекать в этом, сделали на отлично – вас обязательно упрекнут еще в чем-то. В осознанном поднятии самооценки вам помогут некоторые приемы.

  1. Зеркало

В тот момент, когда вы смотрите на себя в зеркало, говорите себе самое хорошее, все то, за что вы себе благодарны, что вам в себе нравится, за что вы себя любите. Обязательно улыбайтесь себе. Постарайтесь увидеть в себе как можно больше положительных черт. И постепенно ваше мнение о себе изменится.

  1. Создать положительный образ самого себя и постоянно держать его в голове

Суть этого приема заключается в том, что вы должны создать положительный образ самого себя, а затем начать носить этот образ в своей голове. Создайте этот образ как можно детальнее. Чем более ясным и четким будет ваш образ, тем быстрее он воплотится в действительность. Опишите, каково ваше поведение в различных ситуациях, опишите черты своего характера, манеру одеваться. После этого начните прокручивать созданный образ в голове. Важно, чтобы это был образ не какого-то киногероя, который восхищает вас, а именно ваш!

Живите, руководствуясь собственными желаниями. Люди, которые постоянно делают то, что от них требуют другие, никогда не узнают, как поднять самооценку. Они привыкли следовать чужим целям, живя не своей жизнью. Занимайтесь тем, что вам нравится. Работайте там, где чувствуете уважение и можете реализовать свои способности.

  1. Список желаний

Напишите список своих целей и позитивные качества, которые помогут достичь этих целей. Также создайте список качеств, которые являются преградой к достижению целей. Таким образом, вы поймете, что ваши неудачи являются следствием ваших поступков, а ваша личность здесь ни при чем.

  1. Не старайтесь всем угодить

Живите, руководствуясь собственными желаниями. Люди, которые постоянно делают то, что от них требуют другие, никогда не узнают, как поднять самооценку. Они привыкли следовать чужим целям, живя не своей жизнью. Занимайтесь тем, что вам нравится. Работайте там, где чувствуете уважение и можете реализовать свои способности.

  1. Не следует сравнивать себя с другими людьми

Вокруг вас всегда найдутся люди, которые в различных аспектах будут хуже или лучше вас. Постоянное сравнение просто заведет вас в глухой угол, где вы со временем можете не только получить низкую самооценку, но и совсем потерять уверенность в себе. Помните: вы уникальная личность. Найдите свои достоинства и недостатки и научитесь использовать их в зависимости от ситуации.

Когда говорят, что человека встречают по одежке, имеют в виду не только опрятность его наряда, стильность, ухоженность и дороговизну, но и цвет.

Оттенки подсознательно влияют на восприятие вашего образа. В зависимости от того, какое впечатление вы хотите произвести (и с каким настроем войти в новый коллектив), и стоит выбирать цвет одежды .

Всем надолго запомнился скандал, когда известный поп-артист выгнал с пресс-конференции журналистку в легкомысленной розовой кофточке. Уже никто не скажет, как ее звали и какое издание она представляла, однако оттенок ее наряда навсегда на устах.

Чтобы не оказаться в похожей ситуации, узнайте, как влияет цвет одежды на окружающих (да и на наше собственное настроение) и подходите к выбору грамотно.

Красный

Хорош тем, что привлекает внимание, возводит на пьедестал и позволяет окружающим выцепить вас взглядами из любой толпы. Он заряжает энергией и энтузиазмом, увеличивает трудоспособность. Если вы настроены на борьбу и любите, когда на вас смотрят, красный цвет в одежде – ваш выбор.

Однако, там, где в центре должен оказаться кто-то другой (ваш начальник, невеста на свадьбе, почетный юбиляр) стоит быть осторожнее с алым. Другим может показаться, что вы пытаетесь отвлечь взоры от главных персон мероприятия.

Не забывайте и о соблазнительных свойствах красного: этот возбуждающий тон будоражит сексуальную энергию, что не всегда и не везде уместно.

Страстный и приковывающий взгляды образ девушки в красном активно используется кинематографом и воспевается в разных хитах. Если вы не жаждете отбиваться от поклонников, принарядитесь в более сдержанную палитру.

Черный

Траурным ноткам черного оттенка предают слишком большое значение. На самом деле, этот цвет элегантен, строг, благороден, респектабелен и подходит абсолютно всем.

Маленькое черное платье превратит в леди любую деревенскую барышню, а солидный нуаровый костюм станет лучшим решением для бизнес-встречи.

Серьезная черная одежда позволяет держать себя в тонусе, концентрироваться на важных задачах и не расслабляться. Но надо понимать, что человек в темном не выделяется из коллектива: чаще всего он незаметен, его заслуги принижаются.

Глубокий черный выглядит загадочно (местами даже мрачно), он интригует и манит, поэтому хорош для вечерних и коктейльных платьев.

Желтый и оранжевый

Жизнерадостные солнечные тона привносят с собой позитив и оптимистичный настрой. Если вам грустно, принарядитесь с лимонно-горчичные вещи – и настроение приподнимется.

Человек, одетый в канареечные цвета, не остается без внимания на работе: чаще всего к нему относятся по-доброму, положительно, пусть даже с некоторой снисходительностью.

Тот, кто приносит с собой солнце и радость, считается ценным участником и душой проекта: с ним многие желают дружить и делиться секретами.

Синий

Морской оттенок хорош для бизнеса: он внушает уважение, но не страх. Дама в синем платье выглядит чуть холодной и отстраненной, менее доступной, – иногда это становится причиной того, что с ней реже знакомятся мужчины.

А вот трудяге синий цвет только помогает: охлаждает ум, стимулирует творческий подъем, улучшает концентрацию и логику, бодрит.

Персона в синем кажется надежным сотрудником и вызывает доверие: выбирайте данный оттенок для переговоров с партнерами или для похода в банк за кредитом.

Зеленый

Натуральный, близкий к природе цвет располагает и к отдыху, и к труду. С человеком, одетым в изумрудно-травянистую гамму, комфортно общаться, он внушает к себе приязнь и дружелюбное отношение.

Проповедуя эко-политику и защиту природы, уместно надевать вещи зеленых тонов. Однако, в данной одежде человек выглядит безобидно, миролюбиво и, в некотором смысле, «беззубо».

Его не будут бояться конкуренты и вряд ли добрым, успокаивающим эко-оттенком можно заявлять о своих лидерских наклонностях.

Розовый

Легкомысленный дамский оттенок звучит неформально: и нежная лаванда, и кричащая фуксия с трудом вписываются в офисный дресс-код. На совещании такая дама будет выглядеть странно (вспомните «Блондинку в законе»), едва ли кто-то станет воспринимать ее доводы всерьез.

Но в ситуациях, когда хочется показаться простушкой, этот наряд крайне эффективен. На дискотеке, в баре, на летнем пляже девушки в розовых одеждах выглядят женственными и невинными, готовыми к флирту и несерьезным отношениям.

Дамам в розовом (равно как и мужчинам) психологически приписывают мягкий нрав и легкий характер. Это удобно для знакомства, но мешает в бизнесе: трудно произвести впечатление напористого, уверенного, сильного человека, когда на тебе сиреневая рубашка.

Между тем, все нежные пастельные оттенки (кремовый, голубой, мятный, лавандовый) звучат благородно – надевая их, люди кажутся более богатыми, зрелыми, творческими, мудрыми, не пытающимися привлечь к себе внимание дешевыми способами.

Белый

Очень аккуратный, рациональный, опрятный, кристально чистый оттенок.

Ему подсознательно доверяют, он свидетельствует об искренности и профессионализме.

Недаром этот цвет выбран для формы – как школьной, так и врачебной.

Белый актуален не только для офиса: шифоновая блузка, заправленная в джинсы с завышенной талией, выдаст в вас стильную и зрелую особу.

Коричневый и серый

Оттенок земли свидетельствует о стабильности и надежности своего «носителя». Он основателен, внушителен, но весьма скучен и тосклив. Из всех романтических вариантов женщина никогда не предпочтет мужчину в коричневом костюме.

Такие же нотки ограниченности, грусти и одиночества находятся и в бесстрастной серой гамме. Но у этих двух оттенков есть веское преимущества: они обыденны и неприметны. Если вы хотите скрыться в толпе (выйти из поля зрения начальства), это идеальный вариант!

Выбирая цвет для повседневной одежды, думайте не только о его свойствах, но и об актуальности в конкретном месте. Деловой стиль подразумевает светлых и сдержанно-темных оттенков: кремовый + коричневый, белоснежный + черный, голубой + серый.

Офисный дресс-код не приемлет пестроту и неоновые акценты. А вот вечером и в выходной вы можете себе позволить любую свободу оттенков!

Как стиль одежды влияет на организм человека?

Как одежда влияет на женский организм? Обтягивающая, короткая, прозрачная одежда развращает человека. Обычно такую одежду носят люди с низкой самооценкой. Тем самым они получают компенсацию за счёт привлечения сексуального внимания.

Рваные, асимметричные линии, разрезы на одежде вносят дисгармонию в образ человека, как бы разрывая или разрезая его энергетику.

Длинные платья и юбки помогают женщине раскрыть свою женственность. У них есть одно удивительное свойство — они как будто созданы специально для того, чтобы собирать женскую энергию с земли. У женщины,которая носит длинные юбки и платья, меняется характер, она становится более мягкой и спокойной, у многих восстанавливается здоровье, улучшается гормональный фон.

И наоборот, когда женщина носит брюки, штаны или джинсы, это отрицательно влияет и может привести к гормональному сбою. У женщин в брюках даже походка меняется.

Одежда с заниженной талией на юбках или брюках, способна причинить серьёзный вред здоровью, так как она всё перетягивает как раз в той области, где у женщины находится самый главный орган — матка, в следствие чего нарушается кровообращение, и может привести к серьёзным последствиям по-женски. А привлечение внимания к этим зонам, отнимает у женщины самое ценное — её женскую энергию.

Кроме того, у женщин, которые носят такую одежду накапливается жир в области талии и бёдер, это происходит во-первых, из-за перетягивания, во-вторых организм таким образом защищается от переохлаждения.

Зная как одежда влияет на человека, вы сможете не только выбрать свой стиль, но и наладить внутреннюю гармонию.

Воздействие традиционного орнамента на организм человека

В северных областях России отмечены такие народные названия , как «исцельная», и т.п. Не исключено, что происхождение названия связано не только с особенностями кроя рубахи из цельного (нерезаного) полотна, но и отражает магические свойства, которыми наделялась эта одежда. Известны многочисленные факты использования исцеления больных людей. Так, многие обряды «смывания» болезни в бане, водоёме или обряд «перепекания» боль­ного ребёнка завершались одеванием новой рубахи - как правило, расшитой. Повсеместность убеждённости в целительной силе узоров в конце XIX - начале XX вв. заставляет нас предположить наличие объективного энергоинформационного воздействия орнамента на организм человека, независимо от убеждения и веры последнего в его эффективность.

Наличие такого воздействия подтверждается несложным опытом. Пробы водного раствора светоразлагаемого красителя (метиленовый синий) одинаковой концентрации были поставлены нами на разные по смыслу части прорисовки орнаментальной композиции подола женской pyбахи из Вологды так, чтобы на них равномерно падал яркий солнечный свет. По истечении трёх недель визуально явственно наблюдалась разная степень осветления раствора помещённого на различных частях узора.

Поиски возможного механизма действия народных текстильных узоров геометрического типа заставили нас обратить внимание на так называемое «правило равновеликости фона и узора», которое древние мастера строго соблюдали где-то до рубежа XV-XVI вв., и которое до сих пор сохраняется в техниках браного тканья и ручной вязки одежды на Русском Севере. Состоит оно в следующем: площадь фона («Зем­ли», по терминологии Смоленской области) и узора («Неба») символом должны быть равны. Технологически такое исполнение узора обеспечивалось соответствующей заправкой нитей основы на сволочок (ниту). Бёрдышко или кружки (дощечки); техникой браного тканья на кроснах, народной вышивки «в набор»; ручного вязания с началом в 3 петли фона на 3 петли узора. При внимательном рассмотрении таких узоров у наблюдателя возникает эффект объёмного зрения (наблюдение к.т.н., акад МАДЕНМ А.Н. Комиссарова).

Пытаясь понять механизмы возникновения этого эффекта, мы обнаружили закономерности в пропорциональных соотношениях частей узора между собой. Они связаны с правилом равновеликости фона и узора и позволяют объективно сравнивать между собою символы различной формы.

Нами с помощью терапевтического аппарата «ДиаДЭНС» (производство Екатеринбург, Россия) по методу Фолля проведены замеры изменения потенциалов БАT, отвечающих за состояние определенных меридианов (контрольно-измерительные точки) до и во время контакта с рисунками народного орнамента той области человеческого тела, которая прилегает к органу, связанному с исследуемым меридианом. Для исключения психосоматического воздействия узора, исследования были построены таким образом, что испытуемые не могли видеть тестируемых рисунков.

Измерения показали способность конкретных узоров нормализовывать параметры БАТ отдельных меридианов и, следовательно, благотворно воздействовать на функционирование связанных с ними внутренних органов человека. Так, максимальная разница между показаниями прибора до и в ходе наложения рисунка «крючки (лебеди)» в проекции верхней части лёгких и бронхов составила в одном из случаев сорок единиц - от значения «конечная дегенерация органа» до «нормы». Данную зону человеческого тела в женском народном костюме закрывают части рубахи под названием «полики» и «оплечье», для украшения которых часто использовался именно этот узор.

Согласно нашим данным, чётко выделяются группы узоров с характерными ритмическими рядами, управляющие функционированием центральной нервной системы, лёгких, сердца, печени, желудочно-кишечного тракта, а также зоной солнечного сплетения. Ни одного случая отрицательного воздействия народного орнамента на организм испытуемых зафиксировано не было.

На свойства узора оказывает определяющее влияние частота ритмического ряда. Тем не менее, то, на какой именно орган (группу органов) или меридиан будет оказывать положительное воздействие узор, отчасти связано не только с частотными параметрами и ритмом, но и с формой, а может быть, с пропорциями узора.

Марина Качаева

Просмотры: 1 024

Когда одеваешь хороший дорогой костюм, что-то внутри меняется – ощущаешь себя другим человеком, может подняться настроение и чудесным образом открываются новые резервы энергии. И напротив, одевая старую, нечистую одежду, которая придает нелепый или даже неряшливый вид, переживаешь слабость, неловкость и неуверенность в себе. Конечно, если представить себе некую гипотетическую продвинутую личность, то у нее нет зависимости ни только от внешнего вида, но даже от внешних событий. Однако даже такой человек будет использовать одежду как эффективный инструмент взаимодействия с окружающими.

В обществе и поныне действует негласный закон о принадлежности к разным сословиям – от бедных и неудачников до богатых и «продвинутых». А принадлежность эта определяется чаще всего по внешней атрибутике, начиная от внешности и одежды, заканчивая поведением и реальными данными о состоянии банковского счета. Так вот, если материальное благосостояние можно как-то реально проверить, то качество душевных составляющих такому подсчету не поддается – мы порой не только других, но даже и себя не знаем, поэтому и зависим от , будто именно им и определяется наша личная качественность. Отсюда и возникает мощная зависимость внутреннего состояния от внешних данных.

Можно от этой зависимости страдать, а можно ей пользоваться. Ожидания окружающих и личное самоощущение приковывают к определенному укладу жизни. Когда хочется что-то стремительно поменять, иногда достаточно купить себе что-то по-настоящему новое. Такая вещь не должна быть продолжением старого образа, иначе она станет лишь дополнением привычного уклада. Покупка должна быть чем-то по-настоящему новым. Я не имею ввиду какие-то экстравагантные изыски. Вполне достаточно, чтобы новая вещь хотя бы слегка выбивалась из привычного стиля одежды. Новая и чистая одежда, удачным образом подчеркивающая внешние данные, словно вскрывает ранее спящие внутренние ресурсы – побуждает ощутить приток свежей энергии в жизнь.

Глядя на другого человека, мы ничего не знаем о его душевных данных, но можем вынести кучу суждений по одному только внешнему виду. Мы так привыкли – смотрим и реагируем на материальное, потому что душевное прямому взору не поддается – только через внешние проявления. Все мы в разной степени зависим от внешней среды. А там где эта среда напрямую соприкасается с личностью, эта зависимость становится особенно очевидной. Одежда и внешний облик – это и есть такая вот витрина души. .

Если человек одет чисто, к месту и со вкусом, это будет способствовать его пребыванию в потоке событий наиболее удачным образом. Окружающие не видят его личных данных, его душу, но видят удачный внешний облик, по которому и судят соответственно о личностном закулисье. Внешний вид – не залог успеха, но одна из его составляющих. Мы настолько зависимы от внешнего, что порой можем поменять мнение о другом человеке лишь исходя из его внешнего облика в какой-то отдельный день.

Иногда одежда становится таким вот самостоятельным способом потешить самолюбие и чувство собственной важности. В таком ключе человек склонен дурачить себя и других своей внешней атрибутикой – дорогой одеждой, гаджетами, кольцами и пр. Окружающие как правило чувствуют некий подвох – ложь и несоответствие внешнего внутреннему. Или иначе говоря, они ощущают внешнее притворство как склонность ко внутренней лжи. Ни к чему хорошему такой стиль одежды и поведения обычно не приводит.

Деловому человеку в общении с клиентами или партнерами выгодно демонстрировать своей внешностью и поведением надежность и достаток. Как ни парадоксально, но чем более опрятно и респектабельно выглядит человек, тем сильней клиенты хотят заплатить ему побольше денег. Клиент словно чувствует, что он – рядом с человеком, которому без сомнений положено платить – это будто подношение дани некому божеству ответственному за благосостояния. Что-то подобное люди ощущают и в дорогих ресторанах, где без сожалений расходуют за ужин деньги, которые совсем недавно могли жалеть ради чего-то куда более значимого.

Нашим друзьям и близким приятно находиться с человеком, от которого отдает чистотой и свежестью. В общении с любимым человеком, конечно, лучше всего , чтобы не терять времени на глупости, и не создавать иллюзий, которые рано или поздно развенчаются. В этом смысле – хорошо, когда одежда по-настоящему выражает личность. Но как правило человек неопрятный внешне и без того, бывает таким же в делах и поступках. Но это не закономерность, а скорей именно то, как влияет внешний вид на подсознание других людей.

Вы можете быть жертвой своего внешнего вида и привычного образа жизни, делать новые шаги со страхом перед будущим, а можете быть хозяином собственного разума, использовать внешний вид как инструмент творческого взаимодействия с миром. В общем-то, здесь, я говорю о вещах вполне очевидных. Но, зачастую, мы склонны не замечать очевидного.

ФОТО Getty Images

«Одежда нужна лишь для того, чтобы прикрыть тело», «не одежда красит человека», «не ряса делает монаха» и так далее, и тому подобное. С этой точкой зрения соглашается итальянский психотерапевт Дженнаро Романьоли (Gennaro Romagnoli) 1 . Однако уточняет, что одежда все-таки является частью нас самих. «Все мы знаем, что так или иначе наш внешний вид, его уместность и сообразность ситуации могут помочь нам достичь своих целей. Правда, обычно считается, что это происходит благодаря впечатлению, которое мы сумели произвести на окружающих. Но некоторые исследователи вполне справедливо задаются вопросом о том, влияет ли одежда на поведение человека, который ее выбирает».

Эксперимент, проведенный в 2012 году Северо-Западным университетом (Northwestern University), тому доказательство. Всем участникам выдали абсолютно одинаковое задание и абсолютно одинаковые белые халаты и разделили их на две группы: первой сказали, что это медицинская униформа, а второй – что это рабочая одежда художников. Те, кто были убеждены, что на них халат врача, подошли к выполнению задачи более осторожно и внимательно. А это значит, что наша одежда имеет значение – не только для окружающих, но и для нас самих. И что одеваться стоит не так, как вы себя чувствуете, а так, как вы бы хотели себя чувствовать. В чем вы чувствуете себя привлекательным? Соблазнительным? А убедительным? Выбранная вами одежда – это послание не только окружающим, но и самому себе. Этим надо пользоваться.

В том же году вышла книга клинического психолога Дженнифер Баумгартнер (Dr. Jennifer Baumgartner) «Ты – то, что ты носишь: что твоя одежда говорит о тебе» 2 , где она пишет, например, что распространенный дружеский совет устроить себе шопинг или просто приодеться в ответ на нашу жалобу на неудачный день, проваленное собеседование или разрыв с партнером совсем не лишен смысла: «Когда вы одеваетесь определенным образом, это способствует и внутренним переменам. Мы все замечаем нечто подобное, например, когда делаем макияж, и даже актеры признают, насколько костюм героя помогает им вжиться в образ. Все это работает и в повседневной жизни».

Если говорить о влиянии одежды не на взрослых людей, а на детей и подростков, то большинство исследований посвящены проблеме школьной и студенческой формы. Споров вокруг этой темы ведется много: одинаковая одежда – это хорошо или плохо? Помогает ли она создать некое равенство среди учеников? Или мешает самовыражению каждого из них? И правда ли, что форма способствует академическим успехам? Надо сказать, ученые во мнении пока не сошлись. Скажем, Дэвид Л. Брунсма (David L. Brunsma) и Керри А. Роккемор (Kerry A. Rockquemore), изучив данные 5000 американских второкурсников 2 , не увидели прямой связи между обязательным ношением формы и посещаемостью, успеваемостью и поведением учащихся. Более того, согласно их исследованиям, студенты, которые были не обязаны носить форму, справлялись со стандартизированными тестами лучше. А вот Вирджиния Драа (Virginia Draa) из Государственного университета Янгстаун (Youngstown State University) считает иначе: проанализировав данные 64 школ в штате Огайо с 1994 по 2002 год и пообщавшись с руководством этих учебных заведений, она пришла к выводу, что школьная форма положительно влияет на дисциплину и оценки.

Выбирая костюм, взрослые тоже все-таки думают об оценке со стороны других людей. Потому что одежда является еще и одним из индикаторов экономического и социального статуса. В качестве примера доктор Баумгартнер приводит американский телесериал «Реальные домохозяйки» («Real Housewives»): «Вы только посмотрите, как они помешаны на деньгах, на дизайнерах, на лейблах... Одежда и аксессуары – это их способ определить свое место в системе координат и их оружие против окружающих. Это их возможность доказать свое превосходство над другими».

Тем же, кто по тем или иным причинам не гонится за нарядами именитых кутюрье, но хочет выглядеть достойно, Дженнифер Баумгартнер рекомендует обратиться к беспроигрышному варианту – к классике. Туфли-лодочки, блейзер и, да, маленькое черное платье. «Тут уже всю работу за вас сделала история. За многие годы подобная одежда уже доказала свою состоятельность. Она выполняет множество функций и подходит людям всех возрастов и типов телосложения. Классика стала классикой именно потому, что этот стиль уже проверен временем и «работает» всегда – вне зависимости от того, кто вы».

1 В своем блоге www.psicologianeurolinguistica.net

2 «You Are What You Wear: What Your Clothes Reveal About You» (Da Capo Lifelong Books, 2012).