Выбор ильи муромца. Васнецов В.М. «Витязь на распутье». Описание картины

Картина «Витязь на распутье» была написана В. М. Васнецовым под влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х годов.

Первый вариант произведения был окончен в 1877 году, и через год автор представил его всеобщему обозрению на VI Передвижной выставке. В 1882 году увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова.

В центре композиции находится фигура самого богатыря – Ильи Муромца. Сначала В. М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте вид на витязя открывается со спины сбоку, и лица не видно.

Илья Муромец сидит на мощном боевом коне белого цвета и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она выражает уставшую решимость.

Задумчивость его позы отражается в склонившейся немного книзу голове, наклоненном вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и его бравого коня: поза лошади повторяет фигуру Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.

Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стёрты.

Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Болотистая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные по округе камни мрачных серых, зелёных и бурых тонов, а также разбросанные по земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Стихотворение Бунина «На распутье» было написано после того, как поэт увидел знаменитую картину Васнецова «Витязь на распутье». Именно этому произведению искусства было посвящено оно в сборнике «Листопад».

Героем данного стихотворения является могучий витязь, который вынужден выбирать путь, по которому ему предстоит идти. Как описывает автор, ни на одном из этих путей героя не ждет ничего хорошего. Везде он встретит неминуемую смерть. Этот решающий момент отражает и исход жизни каждого человека. О человеческом опыте в этом поле свидетельствуют не скрытые следы: «Заросла бурьяном степь на воле. И в траве заржавел старый щит». Это значит, что витязь не первый, кто посещает эти края.

Люди пытались пройти свой путь, защищались щитами, но все же для предупреждения остальных путников установили указатель с обозначениями. За всеми действиями витязя следит непоколебимый ворон, который не издает ни звука для поддержки нашего героя. От того, как будет действовать витязь, зависит и дальнейшее поведение черной траурной птицы.

Это очень трудный выбор, который нужно сделать в жизни каждому и никто не поможет.

Ведь это личная жизнь и никто не сделает выбор за витязя. Даже ворон молчит и не подсказывает главному герою правильный путь, он просто ждет. Настораживает та бесконечная неизвестность, которая ждет человека в будущем, где ничего не известно и никто не подскажет. Но здесь присутствует и позитивная нота: «и отважно Жизнь зовет». Это значит, что не все так ужасно и обреченно. А вдруг люди ошибались, и за поворотом ждет светлое будущее? Просто нужно сделать правильный выбор. Перед этим выбором стоит каждый человек, и он просто обязан его сделать. Без этого выбора не будет продолжения жизни.

Бунину удалось создать стихотворение, которое заставляет задуматься всех людей, прочетших это произведение, о своей жизни и выборе, который имеет большое значение для дальнейшей жизни человечества. Ведь при ошибке, которая может быть сделана, будет нанесен ущерб человеческому опыту, который накапливается годами.

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем - куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания
Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.
Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей - «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье». Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову.

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье»

На фоне большинства картин Васнецова - светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь…» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Витязь вооружен копьем и булавой,

за спиной - крепкий щит, лук и колчан со стрелами.

Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один - «прямо пойдешь - живым не бывать!».

Мрачное настроение картине добавляет характерный фон. Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни - все это усиливает впечатления от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.

Интересно, что за время работы над картиной, художником было создано значительное количество эскизов, зарисовок и набросков. И сегодня зритель мог бы видеть картину совершенно другой. Так, в одном из начальных вариантов, можно было бы разглядеть лицо всадника, но позднее художник решил представить витязя сбоку, со спины. От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался.

Зритель, внимательно изучающий картину, обратит внимание на некоторую неточность, допущенную художником. А именно: копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Ошибка ли это?

Оружие других героев любой из картин Васнецова прописано с точностью до мелочей - копья, мечи, луки и стрелы соответствуют боевым характеристикам. Возможно, эта погрешность - намек на готовность всадника сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. При этом, несмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди.

hudojnik-peredvijnik.ru

Виктор Михайлович Васнецо́в (15 мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат — художник Аполлинарий Васнецов.

«На распутье» Иван Бунин

На распутье в диком древнем поле
Черный ворон на кресте сидит.
Заросла бурьяном степь на воле.
И в траве заржавел старый щит.

На распутье люди начертали
Роковую надпись: «Путь прямой
Много бед готовит, и едва ли
Ты по нем воротишься домой.

Путь направо без коня оставит –
Побредешь один и сир, и наг, —
А того, кто влево путь направит,
Встретит смерть в незнаемых полях…»

Жутко мне! Вдали стоят могилы…
В них былое дремлет вечным сном…
«Отзовися, ворон чернокрылый!
Укажи мне путь в краю глухом».

Дремлет полдень. На тропах звериных
Тлеют кости в травах. Три пути
Вижу я в желтеющих равнинах…
Но куда и как по ним идти?

Где равнина дикая граничит?
Кто, пугая чуткого коня,
В тишине из синей дали кличет
Человечьим голосом меня?

И один я в поле, и отважно
Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит…
Черный ворон сумрачно и важно,
Полусонный, на кресте сидит.

Анализ стихотворения Бунина «На распутье»

Получив домашнее образование, Иван Бунин мечтает связать свою жизнь с литературой. Против воли родителей он покидает родовое имение и устраивается на работу в орловскую типографию простым корректором, надеясь, что со временем сможет здесь издать сборник своих стихов. Однако именно работа в газете помогла юному поэту открыть в себе дар публициста, и очень скоро Бунин стал сомневаться в том, каково же его истинное признание.

В 1900 году автор публикует стихотворение под названием «На распутье», в котором делится собственными сомнениями. Это произведением написано по мотивам русских былинных сказок, однако автор привносит в него свой, особый смысл, который легко угадывается между строк. Действительно, как и русские витязи, Бунин оказывается на жизненном распутье, и перед ним открывается сразу три дороги. Первая из них может сделать из 20-летнего молодого человека известного поэта, вторая сулит лавры публициста. Ну, а третий вариант – вернуться домой и стать управляющим в собственном имении. Как и в былине, каждая из дорог обещает автору смерть, и это неудивительно, потому что каждый человек рано или заканчивает свой земной путь. Однако Бунина в большей степени волнует не это, а то, насколько правильным окажется его выбор. Поэтому он обращается к ворону, сидящему на кресте-указателе, с просьбой помочь выбрать правильную дорогу. О том, насколько принятие подобного решения является для автора важным, можно судить по его душевному состоянию. «Жутко мне! Вдали стоят могилы…». Конечно, поэт утрирует свое внутреннее состояние, однако бесспорно что он действительно боится ошибиться в своем решении и не знает как же правильно поступить.

У Бунина слишком много советчиков, которые видят в нем разностороннего и достаточно одаренного человека. Родители и брат настаивают на том, чтобы он вернулся домой, гражданская супруга Варвара Пащенко видит в Бунине талантливого поэта. Сам же автор все чаще задумывается о том, чтобы начать писать рассказы.

В итоге первый вариант, который сулит «смерть в незнаемых полях», автор практически сразу же отвергает. Однако выбрать между прозой и поэзией он не в состоянии. Именно по этой причине сегодня Бунин известен как автор прекрасных стихов, однако еще более огромной популярностью пользуются его романы, повести и рассказы. «Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит», — именно так объясняет свой выбор Бунин и нисколько не жалеет о том, что пошел сразу по двум дорогам.