Старайтесь избежать конфликтов если таковые могут возникнуть. Причины конфликтов на работе и способы их избежания

Конфликт на работе – привычное явление. Согласно исследованиям, споры занимают около 15% рабочего времени. Самая распространённая причина – полная несовместимость сотрудников из-за несоответствия взглядов на жизнь или определенную ситуацию. То, что для одного абсурдно, для другого – приемлемая вещь.

Но иногда конфликты на работе бывают полезными. Помогают прийти до единого решения. В такой стрессовой ситуации сотрудники могут увидеть истинное «лицо» друг друга. Но главный позитивный результат – найти решение проблемы и закончить ссору.

Причины появления конфликтов

Рабочий коллектив подбирается стихийно. В первую очередь важны профессиональные навыки работника. Личные качества стоят на втором месте. Именно поэтому сотрудники не всегда могут найти общий язык и поддерживать нормальные отношения.

Главные причины появления споров по работе:

  • отличия в культуре, статусе, уровне власти;
  • неграмотно и неясно поставленные задачи;
  • нарушения принципов управления руководителями;
  • плохое отношение начальства к подчиненным;
  • психологическая несовместимость сотрудников;
  • отсутствие объективной системы оценивания успешности работы;
  • различия в профессиональных целях;
  • разный уровень зарплаты;
  • значимость каждого сотрудника в разной степени;
  • искажение информации (слухи, сплетни) и т. д.

Во многом микроклимат в рабочей группе зависит от руководителя. Его задача – сделать сплоченный коллектив, построенный на доверии и уважении.

В обратном случае в любой рабочей ситуации будет напряжение и непонимание.

Виды конфликтов

Стороны конфликтов на работе могут быть разные. Самый распространённый тандем – ссора между 2 сотрудниками. А также часто конфликт на работе возникает между 1 сотрудником и коллективом или с начальством. Главное – вовремя остановиться.

Между 2 работниками

Основная причина – различие во взглядах на трудовую деятельность. Один считает, что достаточно хорошо делать свою работу, для другого важно еще и саморазвитие, усовершенствование навыков. Бывает, что один сотрудник недорабатывает, в другой – переисполняет план. Первый считает коллегу лентяем и плохим сотрудником, второй называет противника деспотом, зацикленным на работе.

Конфликт между двумя работниками

Еще одна популярная причина конфликта – чистота рабочего места. Некоторым важно, чтобы вокруг всё было прибрано и аккуратно сложено. Для других норма – хаос и легкий беспорядок. В таком случае лучше создать отдельные рабочие места для работников и рассадить их подальше друг от друга.

Между работником и коллективом

Возникает, когда в сформированном коллективе появляется новый сотрудник. Ему трудно наладить контакт. Любое нарушение норм поведения – причина для конфликта.

Еще одна типичная ситуация – новопришедший начальник. Люди часто негативно реагируют на перемены, поэтому первое время могут не воспринимать нового руководителя.

Между сотрудником и начальством

Компетентные начальники – люди здравомыслящие. По пустякам конфликтных ситуаций создавать не будут. Чаще всего ссора возникает из-за профессиональной непригодности. Работник не справился с планом продаж, сделал серьёзную ошибку в отчете, все работы сдает после дедлайна – причины самые разные.

В таком случае положительные стороны конфликта:

  • желание сделать сотрудника профессионалом;
  • обучение работника;
  • устранение систематической проблемы;
  • выяснение отношений с начальником с позитивным исходом и т. д.

Но есть и другая популярная причина конфликта с руководителями – личная неприязнь. Если начальник толерантный, он не придаст этому значения. В обратном случае он не будет скрывать свое раздражение от нахождения рядом с таким сотрудником. Его замечания будут касаться внешнего вида, походки, манеры поведения, произношения и прочих вещей.

Конфликт с начальником по работе

Решение конфликтных ситуаций в таком случае – увольнение. Начальник этого сам может не сделать, но будет всячески подталкивать работника на этот шаг. Если работник любит свою работу и хочет остаться, нужно знать, как вести себя во время конфликтов.

Основные правила:

  • отвечать на упреки достойно и вежливо;
  • соблюдать дистанцию (не выходить из себя, сдерживать эмоции);
  • попросить предъявить конкретную причину конфликта;
  • предложить уладить конфликт;
  • внимательно слушать руководителя.

Если работу начальника контролирует человек с более высокой должностью, можно обратиться к нему. Личная неприязнь – показатель плохой компетентности, ведь руководитель должен быть толерантным к каждому сотруднику. Единственное замечание – у работника должны быть контраргументы и доказательства вины начальника.

Между группами в коллективе

В таком случае конфликты возникают в коллективе с нездоровым микроклиматом. Личные антипатии очень ярко и негативно отражаются на отношениях между сотрудниками. Они начинают делиться на небольшие враждующие группы. Чаще всего их объединяют одинаковые взгляды на профессиональную деятельность.

Впоследствии начинается гонка за звание «лучшей группы» в виде повышения продуктивности, удачно сданных проектов и т. д. Для начальства это позитивный аспект, ведь появляется возможность повысить прибыль. Но такая конкуренция негативно отразится на других, менее успешных группах.

Групповой конфликт

Другая ситуация – наличие неформального лидера. Он собирает вокруг себя активных, инициативных людей, готовых работать на идею.

Но всегда найдутся те, кто категорично настроены против подобного исхода. Для них выход из зоны комфорта, работа в стрессовой ситуации – недопустимый вариант. Поэтому возникает враждебность между активистами и пассивными работниками.

Типы поведения в конфликтных ситуациях

Одни люди соблюдают дистанцию в общении. Они практически не идут на контакт, соответственно и в конфликтных ситуациях могут занять нейтральную позицию. Такие сотрудники не понимают, зачем тратить время и энергию на других, поэтому направляют ее в работу. Любые конфликты считают бессмысленными.

Другая стратегия поведения – агрессоры. Чаще всего именно они провоцируют конфликты, яростно отстаивая свои интересы. Полностью отказываются принимать во внимание рассуждения других. По типу темперамента агрессоры – холерики. Для них конфликты, ссоры, скандалы – энергетическая подпитка.

Характеристика агрессоров:

  • удовольствия от работы не получают;
  • главная цель – получение зарплаты и увеличение личного дохода;
  • продуктивность низкая, ведь они часто отвлекаются на посторонние дела.

Еще одни участники конфликтов на работе – интриганы. Они сравнивают свою зарплату с оплатой труда у других. Если их доход ниже, проявляется зависть. Жертву высмеивают и упрекают. Любые проявления унижения с их стороны приносит огромное удовольствие. Повышение в должности, переведение в лучший офис, отдельный кабинет и другие успехи у коллег вызывают раздражение и ненависть.

Конфликт профессиональный из-за ревности

Оппозиционер – любимчик начальства. Его мало кто замечает, но он следит за каждым. Знает все подробности личной жизни, рабочих моментов, о чем сообщает руководству. Такого человека не любят в коллективе и пытаются «выжить». Он ни с кем не строит дружеских отношений. В конфликтные ситуации не вступает, в обратном случае сохраняет молчание и нейтралитет.

Последствия конфликтов

Чаще всего конфликт имеет негативные последствия. Но бывают ситуации, когда он положительно влияет на всех участников спора. Первое – он позволяет выявить разнообразие взглядов, познать особенности мышления и мнения коллег. Он дает полезную дополнительную информацию касательно причины конфликта.

Последствия конфликтов, которые были своевременно урегулированы и устранены:

  1. Сотрудники ощущают свою причастность к коллективу и к обсуждению важных рабочих тем. Они чувствуют себя значимыми. В процессе решения проблемы устраняется враждебность, несправедливость.
  2. Работники становятся расположенными к сотрудничеству. Вырабатывают собственную позицию и стратегию поведения. Понимают, как себя не следует вести, чтобы не стать инициатором очередной ссоры.
  3. Уменьшается вероятность группового мышления. Сотрудники учатся высказывать свое мнение толерантно и грамотно. В процессе обсуждения конфликтной ситуации обучаются уважению друг к другу.
  4. Но если конфликт не решить сразу, то исход будет не весьма радостный. У человека сформируется определенное мнение о другом участнике спора, как о враге и противнике. Свои решения он будет воспринимать как правильные и логичные, а действия другой стороны – как абсурдные и глупые. Впоследствии такой сотрудник станет эгоцентричным и будет негативно реагировать на чужие предложения и идеи. Особенно опасно, если этим человеком будет начальник.

Способы устранения конфликтов

Первое правильное решение – выяснить первоисточник ухудшения отношений с коллегами. Это делают в процессе обсуждения. Собирают всех участников спора или заговора вместе. Спорящие стороны объясняют свои позиции. Они анализируют, что именно их не устраивает в сложившейся рабочей ситуации.

Улаживание ссоры происходит только в том случае, если активное участие будет принимать каждый неудовлетворенный сотрудник. Далее предлагаются возможные варианты устранения конфликта и выбирается тот, который устраивает всех.

Позиция начальника

Необходимо владеть только достоверной информацией. Слухи, сплетни – то, на что полагаться нельзя никогда. Второе правило – не награждать за доносы! Это значительно понижает имидж и ухудшает репутацию начальника в глазах подчиненных.

Если в конфликте были замечены некоторые невзгоды, лучше понаблюдать за работниками. Это позволит определить инициатора ссор и причину очередного спора.

  • Не устраивать публичных разборок. Если проблемы лишь с 1 или несколькими работниками, лучше провести индивидуальную беседу.
  • В конфликте не принимать никакую сторону. Иметь собственную позицию и грамотно ее объяснить коллективу.
  • Не ставить себя выше других. Несмотря на высокую должность, нужно знать свое место и не переходить границы. Лучше соблюдать коллективные правила (если в помещении не курят, то руководителю этого также делать не следует).
  • Изначально нужно осознать, что назревает конфликт. В таком случае нужно суметь проконтролировать эмоции и подумать о последствиях. Если позволяет ситуация, лучше выйти из кабинета или устраниться от агрессора.
  • Еще один эффективный метод – манипуляция сенсорного переключения. Суть – отвлечь коллег от конфликта, чтобы он не достиг цели.
  • Если конфликт спровоцирован 2 людьми, нужно проанализировать сильные стороны противника. Можно попросить оценить работу с точки зрения профессионала или узнать его мнение о каком-то рабочем моменте (если это не было причиной ссоры). Помните, комплимент – лучшее оружие.

Решение конфликта обязательно

Другие способы разрешить конфликт с сотрудниками:

  • Техника снайпера. Сделайте вид, что не расслышали провоцирующей фразы.
  • Можно равнодушно переспросить. В большинстве случаев инициатор конфликта теряется, и дальше спор не развивается.
  • Разговор по душам. Спросите у противника напрямую, что именно его раздражает. Так спор переходит в конструктивный разговор. Чаще всего конфликт себя исчерпывает, а люди учатся анализировать собственные ошибки, поведение.
  • Игнорирование. Если неприязнь никак не аргументирована, то лучше ее просто игнорировать и нейтрально реагировать на агрессора. Он увидит, что не вызывает интереса у противника, и успокоится.
  • Признание ошибки. Если причина конфликта – некачественно выполненная работа, сотруднику следует извиниться и переделать работу.

Помните, в любой конфликтной ситуации нужно сохранять спокойствие.

Уверенная интонация, умеренный темп речи, невысокий тембр голоса, прямая спина – главные инструменты.

Заключение

Конфликтные ситуации на работе могут возникнуть в любой момент и по разным причинам. Главное – вовремя предотвратить их развитие или полностью устранить.

Не забывайте в любой ситуации оставаться человеком. Люди бывают разные, и это стоит учитывать. Научитесь сохранять спокойствие в любой ситуации, и конфликты не будут забирать драгоценное рабочее время. Направьте энергию на увеличение продуктивности.

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Как правило, конфликт – это сигнал к переменам и росту, улучшению понимания и коммуникации, будь то с самим собой или с другими людьми. Хотя управлять конфликтом непросто, важно сделать все возможное со своей стороны, чтобы обсуждение спорного вопроса прошло более мягко и вам удалось преодолеть разногласия. Поскольку конфликты являются частью нашей повседневной жизни, важно научиться их разрешать.

Шаги

Часть 1

Управление межличностными конфликтами

    Определите проблему. Проанализируйте конфликт, чтобы выяснить суть проблемы. Некоторые конфликты кажутся такими сложными и запутанными, что бывает очень трудно найти истинную причину сложившейся ситуации. Однако если вы внимательно проанализируете ситуацию, скорее всего, вы сможете найти одну или две основные проблемы данного конфликта. Благодаря этому вы сможете четко сформулировать, в чем состоит суть проблемы, и занять в конфликте правильную позицию.

    Определите главных личностей, которые вовлечены в конфликт. Также важно убедиться, что вы знаете, кто является главными людьми, вовлеченными в конфликт. Спросите себя, на кого вы злитесь и/или из-за кого испытываете разочарование? Вы вымещаете свои чувства на человеке, который является виновником сложившейся ситуации, или на ком-то другом? Определите человека, с которым вам следует решать конфликт. Это не менее важно, чем суть самой проблемы.

    Четко сформулируйте ваши беспокойства. Вторая сторона конфликта должна знать, какие эмоции вы испытываете, в чем суть проблемы и какое влияние это оказывает на вас. Благодаря этому ваш разговор будет сосредоточен на ваших потребностях и эмоциях, и вы не будете обвинять человека за его неправильное поведение.

    Будьте активным слушателем. Научившись активно слушать, вы сможете овладеть одним из самых мощных инструментов, необходимых для здорового общения. Умение слушать пригодится вам в повседневной жизни, а также будет способствовать позитивному, открытому и свободному общению с людьми. Активно слушая собеседника, вы показываете, что понимаете его точку зрения. Ниже вы найдете несколько советов, которые помогут вам быть активным слушателем:

    Покажите второй стороне конфликта, что вы понимаете его и размышляете над его словами. Часто конфликт возникает, когда человеку кажется, что его не слышат и не понимают. Это означает, что некоторыми конфликтами можно управлять, просто демонстрируя свое понимание. Во время беседы показывайте человеку, что вы анализируете его слова. Благодаря этому вы сами лучше поймете точку зрения собеседника и покажете ему, что вы понимаете и слушаете его.

    • Например, если у вас возник конфликт с коллегой, и вы выслушали точку зрения этого человека, подведите итог и скажите: «Если я правильно тебя понял, тебе не нравится, что ты не принимаешь участия в создании нового проекта, а тебе бы очень хотелось стать членом комитета по планированию». Затем подождите, пока человек согласится с вашими словами или внесет необходимые коррективы.
  1. Работайте вместе над поиском разрешения конфликта. Совместное разрешение конфликта предполагает, что каждый участник перестанет возлагать вину на другого и возьмет на себя ответственность за возникший конфликт. Возьмите на себя обязательство сделать все возможное со своей стороны, чтобы, сотрудничая с конфликтующей стороной, разрешить возникшую проблему. Существует несколько тактик, которые могут помочь и вам, и человеку с которым вы конфликтуете, прийти к общему знаменателю:

    Оставайтесь при своем мнении. У каждого человека своя точка зрения, и мы не всегда соглашаемся со всем, что говорят другие. Не пытайтесь выяснять, кто из вас "прав". Это не имеет значения и вряд ли поможет разрешить конфликт.

    Будьте готовы уступить, если это уместно. Не всегда удается решить вопрос таким образом, чтобы обе стороны конфликта были полностью удовлетворены, особенно если одна из сторон отказывается от переговоров и твердо стоит на своем. Если возникает подобная ситуация, поразмышляйте над тем, насколько важна для вас суть проблемы, можете ли вы уступить или лучше продолжить диалог, чтобы решить конфликт другим способом.

    • Возникшая проблема имеет большое значение для вас? Спросите себя об этом. Возможно, решение этого вопроса затрагивает ваше эго. Если вторая сторона конфликта не готова идти на компромисс, и вы понимаете, что для этого человека этот вопрос важнее, тогда, возможно, пришло время протянуть руку и положить конец конфликту.
    • Идя на уступки, избегайте драматизма. Можно сказать: «Коля, я услышал твою точку зрения, когда мы обсуждали разницу в расписании. Хотя я все еще придерживаюсь своего мнения, я вижу, что ты вряд ли уступишь. Я готов сделать все возможное, чтобы положить конец возникшему недопониманию. Я буду поддерживать тебя, следуя составленному нами графику». Вы можете иметь свое мнение, при этом поддерживая точку зрения человека.
  2. Сделайте перерыв. Если вы видите, что ситуация зашла в тупик, попросите вторую сторону конфликта дать вам немного времени, чтобы поразмышлять над приводимыми аргументами. Однако не заставляйте вторую сторону конфликта ждать. Укажите день и время, когда вы сможете продолжить разговор. Вы также можете попросить этого человека подумать о вашей точке зрения.

    • Во время перерыва попробуйте поставьте себя на место другого человека и подумать, почему предложенное им решение так важно для него. Поставив себя на место другого, спросите себя: "Как бы я договаривался с таким человеком, как я?"
    • Обязательно еще раз поразмышляйте над своей точкой зрения. Можете ли вы уступить в менее важном и продолжать придерживаться своей позиции в вопросе, который имеет для вас большое значение?
    • Если у вас возник конфликт на работе, напишите краткое содержание вашей последней беседы в корректной форме и отправьте его второй стороне конфликта. Позаботьтесь о том, чтобы ваше письмо было объективным и не содержало угроз. Сделав такой шаг, вы покажете своему оппоненту, что вы понимаете суть конфликта. Кроме того, таким поступком вы напомните человеку о своей точке зрения. Также вы покажете, что готовы решать возникшую проблему дипломатическим путем. Более того, краткое изложение проблемы в письменной форме возлагает ответственность на обе стороны конфликта.
  3. Сохраняйте конфиденциальность. Обсуждайте возникшую ситуацию только со второй стороной конфликта. Помните, решать проблему необходимо только с тем человеком, с которым у вас возник конфликт. Если вы будете закрывать глаза на проблему или рассказывать о ней другим людям, вы можете рассчитывать только на эскалацию конфликта и распространение слухов.

    Прощайте . Если вы обидели друг друга, найдите в себе силы для искреннего прощения, даже если забыть о случившемся невозможно. Такой подход докажет вашу зрелость, и это самый короткий путь к разрешению конфликта и продолжению отношений.

    • Если же вы не можете простить другого человека, вам все равно придется найти способы продолжать отношения, если вы вынуждены жить под одной крышей или работать вместе.
    • Чтобы простить кого-то, нужен сильный характер и сострадание. Простив человека, который причинил вам боль, вы можете гордиться, что способны прощать и разрешать конфликты.
    • Если уже распространились слухи, попросите вторую сторону конфликта помочь вам разработать совместный план, следуя которому вы сможете положить конец пересудам.
  4. Попросите третью сторону выступить посредником. Если вы видите, что ситуация зашла в тупик, попросите помощь у человека, который может помочь вам в сложившейся ситуации. Воспользуйтесь помощью психолога или близкого друга.

    • Как правило, третья сторона оценивает ситуацию более объективно, что не всегда можно сказать о непосредственных участниках конфликта, которых захлестывают эмоции.

    Часть 2

    Управление внутриличностными конфликтами
    1. Поймите характер внутриличностного конфликта. Внутриличностные или внутренние конфликты – это противоречия, происходящие внутри личности. Во внутреличностном конфликте нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.

      Определите конфликт. Спросите себя, какие эмоции вы испытываете, и постарайтесь определить причину их возникновения. Ведите дневник , который поможет вам следить за своими поступками и чувствами. Дневник может стать хорошей помощью, когда вы сталкиваетесь с внутренним конфликтом. Это ваш советчик, который помогает раскрыть причину внутреннего конфликта.

В переводе с латинского слово «конфликт » обозначает столкновение , а его причина часто кроется во взаимно противоположных потребностях, установках, целях и нежелании решать вопросы мирным путем. При этом поведение у оппонентов может быть кардинально разное: кто-то с азартом ввязывается в коммуникационную войну, жарко доказывает свою правоту и всеми силами старается победить в конфликте, а кто-то выбирает другую тактику – изо всех сил пытается обходить острые углы, но при этом удивляется, что конфликт не гаснет.

В споре рождается истина

Полностью избежать конфликтов на рабочем месте невозможно даже при самой идеальной организации труда. К тому же некоторые современные психологи утверждают, что периодические конфликты даже в самой преуспевающей компании и даже при прекрасных отношениях между коллегами не только возможны, но и желательны. Как известно, в споре рождается истина. Однако это совсем не значит, что руководство должно спокойно взирать на дрязги, происходящие в коллективе, и не делать никаких попыток воспрепятствовать развитию конфликтов, особенно если они случаются часто. Высокие скорости современной жизни, стрессы и постоянное напряжение могут превратить любой офис в поле боя, где не останется места эффективной работе и нормальным здоровым отношениям между коллегами. Любому руководителю стоит помнить: начальство может сыграть огромную роль в возникновении противоречий в коллективе. И для быстрого погашения ссор руководитель должен иметь ясное представление о причинах и способах управления конфликтными ситуациями.

Как известно, в основе разгорания конфликтов могут лежать объективные и субъективные факторы. К объективным относятся условия работы, финансовое положение и уровень квалификации сотрудников компании. К субъективным – различные цели и способы их достижения, несовместимость характеров и типов поведения людей, работающих в едином пространстве и имеющих разные взгляды на те или иные возникающие ситуации. Одна из главных задач начальства – создание благоприятных условий, которые бы предупредили возникновение частых конфликтов , разрушающих рабочий процесс.

«Третий год я работаю . Устроилась в эту компанию сразу после окончания института и до недавних пор была очень довольна своим местом работы. Но так как компания расширяется, примерно год назад начальник пригласил на работу еще одного секретаря, и с тех пор моя спокойная жизнь закончилась. С этой мы сразу не поладили, у нас разные темпераменты, разный подход к работе и разная манера общения с коллегами и начальством. Казалось бы, в этом нет ничего страшного, бывает, и непохожие друга на друга люди отлично ладят между собой, но у нас возникали конфликты один за другим. К тому же со временем я стала замечать, что мне приходится больше работать и чаще задерживаться по вечерам, а моя коллега весьма удачно и регулярно перекладывает на меня часть своих обязанностей. Причем делает это с одобрения начальства, которому, по всей видимости, вообще все равно, кто сколько работает, лишь бы работа была выполнена в срок. На мои просьбы разобраться в ситуации начальник отмахивается: «Решайте всё сами», а сами мы можем только устраивать скандалы на рабочем месте, из-за чего потом стыдно перед коллегами. Недавно я приняла решения уйти с работы и сейчас подыскиваю другое место. Надеюсь, там таких неприятностей не будет.»

Марина, секретарь

Как распознавать конфликты

Для того чтобы уметь предотвращать возникновение конфликтов на рабочем месте, необходимо знать основные причины, приводящие к ссорам. Среди них обвинения и критика за то, в чем человек не виноват, невыполнение работы или выполнение ее некачественно и последующее после этого выяснение обстоятельств, злость и раздражение от усталости, несправедливые требования, сплетни коллег за спиной, предвзятое отношение и предъявление завышенных требований.

Также психологи выделяют три наиболее распространенных типа : межличностный, конфликт между человеком и группой и конфликт между двумя группами . В первом случае причиной возникновения конфликта чаще всего становится несходство характеров. Многие люди из-за разницы в манере поведения не могут поладить друг с другом. Второй тип конфликта часто наблюдается между новым руководителем и группой, где начинается противостояние между вновь прибывшим и «старичками». Любое отступление от ранее принятых норм группа расценивает как негативное проявление и возникает конфликт. Третий тип конфликта – один из самых тяжело решаемых, ведь наблюдается, как говорится, столкновение «стенки на стенку». В такое противостояние могут быть включены практически все сотрудники. Закачивается все нередко массовыми увольнениями «по собственному желанию».


«Я и не стесняюсь этого. Несмотря на то, что это слово некоторые считают чуть ли не ругательным, я всегда стремился быть первым и преуспел в этом. Неплохо учился в школе, получил красный диплом в Университете. Устроился в небольшую компанию и всего за три года добился там успехов – стал директором по продажам. От моей успешной работы зависела вся прибыль компании, не скрою, мне было приятно, что начальство меня ценит и боится потерять. Однако на четвертом году работы я понял, что в здесь расти больше некуда, поэтому надо менять место работы. Устроился в известную компанию, занимающуюся поставками металлопроката. Меня назначили руководителем в отдел, где всегда была относительно небольшая текучка и где сложилась своеобразная «семья» с девизом «Один за всех и все за одного». И эта «семья» отказалась принять меня в качестве руководителя. Им казалось, что я слишком молод и неопытен, что я предлагаю идеи, которые не будут работать. Отношения у нас наладились только через полтора года моей работы, когда все поняли, что мои проекты приносят компании реальную прибыль.»

Владислав, директор по продажам

Как правильно бороться с конфликтами

Первое правило – старайтесь решить конфликт на самом раннем этапе. Как правило, конфликт зарождается постепенно, поэтому не стоит оставлять без внимания мелкие ссоры между сотрудниками на совещаниях, на их колкие реплики и комментарии. Иначе потом будет гораздо сложнее бороться с резким ухудшением качества работы, вызванным офисными «войнами».

Второе правило – не устраивайте публичных разборок. Коллеги – это не школьники, чье поведение можно обсудить на общем собрании. Не превращайте рабочие совещания в поиск виноватых в конфликтах и не предавайте огласке проблемы, которые требуют личного подхода. Все серьезные вопросы, касающиеся межличностных конфликтов, старайтесь обсуждать за закрытой дверью с непосредственными участниками ссоры.

Третье правило – поощряйте работу в команде. Ваша компания – это единый организм, для жизнедеятельности которого необходима слаженная работа. Не допускайте нездоровой конкуренции, когда за определенные бонусы или выгодных клиентов сотрудники вынуждены сражаться чуть ли не на шпагах. Старайтесь сплотить команду, где будет в ходу взаимовыручка, хотя бы иногда.

Четвертое правило – не принимайте ничью сторону, выбирайте нейтралитет. Пока не выслушаете обе стороны, не принимайте никаких решений и тем более не бросайтесь наказывать первого попавшегося, того, на кого пожаловались. Предложите коллегам решить проблему путем переговоров.

Пятая проблема – не бойтесь увольнять. Даже если у вас в компании трудится гений в своей сфере, но при этом он регулярно мешает процессу работы других сотрудников и провоцирует конфликты, с ним придется попрощаться. Иначе всё может закончиться массовыми увольнениями, справиться с которыми не так просто.

Мнение эксперта

В любой сфере возникают какие-то конфликты. А рабочий коллектив – это живые люди: люди разные, со своими убеждениями и разными стилями поведения. Поэтому столкновение противоположных точек зрения, различных моделей работы неизбежно приводит к конфликту.

Находиться в эпицентре рабочего конфликта, конечно, неприятно. Кроме того, частые конфликты в коллективе негативно сказываются на общей рабочей атмосфере. Однако без конфликтов нет и развития. После того, как спор разрешен, почти всегда появляется что-то новое: новые отношения между работниками, решение какой-либо проблемы и т. д. Однако важно помнить, что конфликты надо не избегать, а конструктивно решать , чтобы они действительно приводили к развитию компании. Иначе противостояние может продолжаться бесконечно, мешая тем самым и сотрудникам продуктивно выполнять свои обязанности, и самой компании достигать новых целей.

Чтобы вычислить конфликтного сотрудника, нужно быть очень внимательным к окружающим, уметь слушать и стараться самому не стать провокатором конфликта. Необходимо понаблюдать за человеком, как он ведет себя в коллективе, как общается, что считает важным в жизни и в работе.

Часто те, кто может спровоцировать конфликтную ситуацию, убеждены в собственной правоте. Им важно, чтобы их мнение всегда принималось беспрекословно. Они боятся сделать ошибку, чтобы не подорвать свой авторитет. И не идут на уступки, так как считают только себя правыми в любой ситуации. Поэтому любое мнение, отличное от их собственного, такие люди могут принимать «в штыки». Они борются за карьерный рост и могут создавать конфликты именно на этой почве.

Такого человека радует, что кого-то отругал начальник, а сам он при этом остался хорошим. Такой любитель конфликта часто в глаза коллеге говорит комплименты и другие приятные вещи, а вот в его отсутствие может долго и с удовольствием сплетничать.
Конфликтам подвержены и люди с повышенной эмоциональностью. Как правило, они бурно реагируют на все происходящее, не скрывая своих чувств и эмоций. Если их что-то обрадовало, они шумно радуются, делятся впечатлениями с коллегами. Если же их что-то расстроило или обидело, то они сразу выплеснут все свое негодование прямо в коллективе.

Встречаются и молчаливые конфликтные сотрудники. Трудность взаимодействия с ними состоит в том, что они предпочитают молчать, даже если их что-то не устраивает или они чем-то недовольны. При этом попытка оппонента узнать, в чем же собственно дело, не принесет результата. Это может разозлить оппонента. Тут и начинается конфликт.
А если среди ваших коллег есть люди, которые постоянно жалуются на жизнь, на шефа, на условия работы, на мужа или жену и т. д., то будьте внимательны: такой человек будет всеми силами защищать свою позицию «обиженного жизнью», что также может вылиться в конфликт.

Раздражение и злость – непременные спутники любого противостояния. Но лучше не выплескивать гнев на коллег, а говорить о своих чувствах оппоненту прямо, спокойно и откровенно. При этом придерживаться так называемой «Я-концепции »: говорить только про себя, свои чувства и не обвинять коллег и партнеров.

Если взять себя в руки в разгар серьезного конфликта вам очень сложно, то стоит просто выйти на время из ситуации (уйти из кабинета, отойти от оппонентов, остаться в одиночестве), чтобы позднее, когда гнев пройдет, обязательно вернуться к обсуждению. Оставшись в одиночестве, можно и покричать, и выговориться, и ударить кулаком об стену, чтобы выплеснуть свою злость. Хорошо помогает вода. Поэтому можно умыться, смочить запястья, вымыть руки.

Но следует помнить, что любой конфликт необходимо решать. Если постоянно пытаться избежать столкновения, то враждебная атмосфера в рабочем коллективе может держаться очень долго. Вплоть до того, когда , наконец, не будет разрешен.

Лучший вариант разрешения конфликта – сотрудничество, когда оба оппонента в итоге что-то выигрывают. Однако во многих ситуациях хорошим исходом будет и компромисс, когда стороны конфликта идут на уступки друг другу, тем самым приходя к общему решению.

Если же вы уже попали в конфликтную ситуацию, сначала выслушайте все претензии другой стороны, постарайтесь принять эту точку зрения. Затем выскажите свою позицию, приведите свои аргументы. После этого всем участникам конфликта следует задаться вопросом: какое наилучшее решение будет выгодно и нам, и вам? Если конкретные способы, устраивающие обе стороны, так и не находятся в процессе переговоров, целесообразно пригласить третье лицо – медиатора, который сможет предложить свои нейтральные пути выхода из конфликта».

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Просмотры: 1 864

Семейные ссоры, пререкания с сослуживцами, словесные перепалки в общественном транспорте, споры с друзьями на повышенных тонах знакомы нам не понаслышке. Подобные ситуации – неотъемлемая часть жизни и общения между людьми. У каждого человека возникают разногласия с окружающими, но иногда они могут перерасти в конфликтную ситуацию. Что такое конфликт? Термин происходит от латинского слова conflictus – столкновение. Характеризует высшую степень противоречий во взглядах, интересах, потребностях между участниками: людьми, группами и обществом. Изучением этого явления занимается отдельная наука – конфликтология. Любой конфликт характеризуется борьбой обеих сторон с целью ликвидировать эти противоречия. Дома, на работе, в компании друзей и везде, где присутствуют люди, возникновение конфликтной ситуации неизбежно. Почему? Потому что каждый из нас – неповторимая личность, имеющая собственный взгляд на жизнь. Мнение другого человека, не совпадающее с нашим, автоматически становится неправильным. Когда обе личности убеждены в своей правоте и всячески пытаются ее доказать, происходит столкновение взглядов и возникает конфликт. Никто от этого не застрахован, даже самый скромный и сговорчивый человек. Важный признак любой конфликтной ситуации — ущемление интересов друг друга и острые эмоциональные переживания. Чтобы выстроить правильную линию поведения, необходимо знать разновидности и возможные причины конфликтов.

Признаки и виды конфликтов

В основе всех конфликтных ситуаций лежит биполярность, то есть начала, противоречащие друг другу. Следующий важный признак – активность, поддерживаемая оппонентами, и наличие одного или нескольких носителей конфликта (субъектов). Отечественные психологи под субъектами понимали человека или группу людей, обладающих сознанием и способностью к активным действиям. Получается, если нет субъекта, то нет и конфликта. Человек может конфликтовать только с другой личностью или группой людей. Столкновение интересов с природой или техникой невозможно. В зависимости от субъектов, конфликты делятся на два основных вида:

  • Внутриличностные . Когда противоречие назревает внутри нас, и мы сами выступаем в роли противника. Например, человек трудится на опостылевшем вредном предприятии и получает хорошую зарплату. Смена места работы принесет моральное удовлетворение, но лишит его большого заработка. Так внутри личности формируется конфликт, источником которого является дилемма: уволиться или остаться.
  • Социальные .

Социальная группа конфликтов включает в себя три подгруппы:

  1. Межличностные . В таком конфликте участвуют минимум два человека. При этом каждый субъект старается отстоять собственные интересы и доказать свою правоту. В ход могут идти взаимные нападки, оскорбления, обвинения. Например, начальник просит подчиненного помочь компании и поработать в выходные, при этом не собирается оплачивать его труд. Сотрудник справедливо возмущается и отказывается бесплатно работать. В результате между ними происходит межличностный конфликт .
  2. Личностногрупповые . Происходит столкновение взглядов группы и отдельного человека. Поведение субъекта не соответствует групповым нормам, ценностям и ожиданиям. Например, школьники не принимают новичка в своем классе, офисные работники не могут прийти к взаимопониманию с новым руководителем отдела. Итогом таких конфликтов часто становится .
  3. Межгрупповые . Участниками конфликта выступают группы, намерения которых не совпадают с задачами другой группы. Это могут быть масштабные события, такие как войны, государственные перевороты, религиозные расколы и т.д. Борьба за власть или территорию среди руководства страны, региона, предприятия. Столкновения футбольных фанатов, соперничающих команд, забастовки сотрудников, требующих выплатить заработную плату. К межгрупповым конфликтам также относятся ссоры между соседями, группами родственников или сослуживцев.

Разрушительные функции конфликта

Субъекты конфликтной ситуации могут переключить внимание с цели своей деятельности, например, с работы, на отношения. В результате эффективность общего дела снижается. Конфликт разрушает сложившуюся систему отношений, поэтому человек может потерять социальные связи и стать одиноким. Длительная ссора, сопровождаемая отрицательными эмоциями, нередко приводит к серьезным психосоматическим болезням и деформации личности. В некоторых случаях конфликты сопровождаются применением физической силы. По статистике, 70% умышленных убийств происходит из-за обострения конфликтов. Так решение проблем с помощью насилия может закрепиться в социальном обществе. Конфликт приводит к тому, что человек пессимистично смотрит на жизнь, становится неуверенным в себе или, наоборот, любой ценой стремится победить оппонента. Такие люди обожают скандалить и с удовольствием берут на себя роль организатора и участника склоки. Подобных индивидуумов называют конфликтными личностями. Их отличительные черты:

  • Излишняя самоуверенность, навязчивость и бестактность
  • Стремление всегда и во всем доминировать
  • Неумение контролировать свои эмоции
  • Склонность недооценивать других людей и переоценивать себя: «Я лучше всех», «Я все делаю правильно»
  • Чрезмерная прямолинейность в высказываниях, желание говорить всем правду в глаза
  • Излишняя принципиальность. Когда отказывает здравый смысл, и человек готов на всё ради принципов

Поведение в конфликтной ситуации

При столкновении интересов будьте сдержаны и контролируйте свои эмоции, мимику, движения. Постарайтесь обдумать все действия. Избегайте враждебности и резкой критики в адрес оппонента. Во время диалога с конфликтующим собеседником говорите на доступном ему языке. Не стоит показывать интеллектуальное преимущество, даже если ваш IQ гораздо выше. Избегайте оскорблений, а если нецензурная брань посыпалась на вас, попробуйте вежливо поставить собеседника на место: «Я считал вас интеллигентным человеком, а вы разговаривайте, как мой сосед – алкоголик дядя Толя» или «Вероятно, вас воспитывали в подворотне и нормальная человеческая речь вам не знакома». После чего все же дайте оппоненту возможность высказаться и приводите свои аргументы. Попробуйте отвлечься на пару минут и рассмотреть конфликт в долгосрочной перспективе (недели, месяцы). Возможно, последствия будут настолько серьезными, что вы разругаетесь с лучшим другом, лишитесь работы, но уже ничего не сможете изменить. Вам это нужно? Такой метод отлично предотвращает конфликтные ситуации.

Способы разрешения конфликта

Скандалы крайне негативно влияют на людей и могут стать причиной внутриличностного конфликта , который приводит к ухудшению здоровья и излишней нервозности. Жизнерадостный человек постепенно превращается в пессимиста, видящего мир в черно-белых тонах. Вряд ли такая перспектива кому-то понравится. Ссориться могут все, а разрешать конфликты умеет далеко не каждый. Одинаковых конфликтных ситуаций не бывает, поэтому нужно знать, как правильно себя вести. Такие знания помогут улучшить взаимоотношения с окружающими и создать вокруг себя комфортную психологическую обстановку. Специалисты выделяют следующие способы поведения:

Конкуренция . Подходит для сильных и активных людей, стремящихся в первую очередь реализовать свои потребности. Их силы значительно превосходят возможности оппонента. Такие личности принуждают соперника принимать методы устранения противоречий удобные лишь для них самих. Например, авторитарный начальник вводит систему штрафов для подчиненных. В итоге улучшается дисциплина в отделе, и беспрекословно выполняются все поручения.

Избегание . Разумно применять, когда победа противодействующей стороны очевидна. Чтобы выиграть время, люди специально уклоняются от решения вопросов. Такое поведение оптимально при разногласиях с руководством. А также в ситуациях, когда человек осознает свою неправоту, безнадежность спора, вероятность развития большого скандала. Если он хочет сохранить с соперником хорошие отношения, а отстаивание своего мнения непринципиально. Например, секретарь не подготовил документы в срок и, пытаясь избежать конфликта, приводит бесполезные доводы: кончилась краска в принтере, бумаги пропали со стола, было много звонков или посетителей, которые заняли все рабочее время.

Приспособление . Человек признает доминирование соперника и ради урегулирования конфликта готов пренебрегать собственными принципами. Он стремится сгладить разногласия посредством уступчивости и готовности к примирению. Этот способ подходит в случаях, когда у человека недостаточно власти и ресурсов для подавления конфликта или продолжение противостояния может навредить карьере, своим интересам, здоровью. Например, женщина, столкнувшись с грабителем в темном переулке, снимает золотые серьги. Она предпочитает сделать это добровольно, поскольку преступник может вырвать украшения с ушами.

Сотрудничество . Самый благоприятный способ погашения споров. Участники конфликта, учитывая обоюдные интересы, вступают на путь примирения. Благодаря совместному решению вопроса, стороны поддерживают хорошие отношения. Такая линия поведения подходит при равнозначных возможностях оппонентов.

Компромисс . Урегулировать конфликт можно с помощью взаимных уступок. Иногда это единственно правильный путь. Способ подходит для оппонентов, имеющих взаимоисключающие интересы, но одинаковые возможности. Например, покупатель на базаре долго торгуется с продавцом. В результате они договариваются о цене, которая устраивает обе стороны.

Положительные стороны конфликта

У многих людей конфликтная ситуация ассоциируется с враждебностью, агрессией и угрозами. Однако в конфликте есть и конструктивное начало. Например, любая ссора выполняет диагностическую функцию, поскольку обнаруживается подлинное отношение оппонентов друг к другу. Разрешенный внутриличностный конфликт позволяет человеку понять свои возможности, желания и глубже узнать самого себя. Столкновение взглядов помогает развитию взаимоотношений социальной группы и отдельного человека, общей совместной деятельности. Иногда конфликтные ситуации способствуют сплочению группы. Конфликт всегда сигнализирует об изменениях. Он «сообщает» человеку, что в его душе или отношениях с окружающими что-то не так. Благодаря своевременным сигналам, личность может измениться в лучшую сторону. В межличностных конфликтах, например, с близким другом или родственником, часто происходит разговор начистоту. Озвучив взаимные претензии и обиды, люди начинают лучше понимать друг друга. Конфликт разряжает напряжение между оппонентами, снижает интенсивность отрицательных эмоций и помогает снять стресс.

Разногласия присутствуют в жизни каждого. Конфликт имеет двойственную природу: конструктивное и деструктивное начало. Однако в большинстве случаев лучше предотвратить саму ссору, чем бороться с последствиями. Если конфликтная ситуация уже произошла, старайтесь ее разрешить с минимальными потерями нервных клеток.

Разнообразные ссоры и невысказанные обиды серьезно портят наше настроение и отношения с окружающими. Как избегать конфликтов, можно ли этому научиться? Постоянно излучать позитив не так уж и просто, ведь на каждом шагу нас подстерегают неприятные неожиданности и нападки других людей. Но бороться со всем этим негативом просто жизненно необходимо.

Почему так важно перестать ругаться?

Главная причина, по которой стоит подумать над тем, как можно избежать конфликтов, - ваше собственное психическое здоровье. Вспомните последнюю ссору, в которой доводилось участвовать. Недовольные скептические высказывания быстро переходят в самые настоящие крики. Но вот вы с оппонентом уже разошлись, а вас трясет еще добрых полчаса. Сосредоточиться ни на чем не получается, и только и остается, что прокручивать в голове все полученные оскорбления и думать, какие из них - заслуженные. А ведь действительно, если кто-то из окружающих постоянно будет относиться к вам пренебрежительно, со временем самооценка может существенно снизиться. Вам доводилось видеть мужей, которых годами пилят жены или коллег по работе, не решающихся браться за серьезные проекты, потому что босс постоянно говорит о том, что им это не по зубам? Разумеется, худой мир лучше красочной войны. Всегда полезно иметь вежливый нейтралитет или доброжелательные отношения со всеми знакомыми, нежели заводить врагов. И это вторая причина, по которой до открытого противостояния лучше ситуацию не доводить.

Учимся понимать и уважать

Универсальный совет на тему, как избегать конфликтов - научиться уважать всех окружающих. Не суть важно, кто перед вами: бездомный, пытающийся выпросить милостыню или начальник крупной компании. Каждый из них человек, и если вам пришлось заговорить, поддерживайте доброжелательный тон общения. Часто конфликты происходят из-за недопонимания. Внимательно выслушайте оппонента, не перебивайте, задайте дополнительные и уточняющие вопросы. Если вы считаете, что собеседник неправ, или говорит какую-то чушь, кратко перескажите все, что поняли из услышанного, переспросите, это ли он хотел сказать. Никогда не воспринимайте критично информацию, помните о том, что каждый человек имеет право на собственное мнение.

Никогда не начинайте конфликтовать первым

Задумайтесь, как часто вы провоцируете конфликты? Для того чтобы начать ссору, достаточно порой бывает одного неосторожного слова. Если же вы провоцируете открыто, подстрекая собеседника высказываниями, оскорбляющими его лично или убеждения, которые он имеет, пора всерьез задуматься над своим поведением. Возможно, вам нужна персональная памятка «Как избежать конфликта». Помните о том, что всегда проще сгладить ситуацию, ссоры не бывают полезными, своих целей нужно уметь добиваться путем мира.

Мыслите позитивно, желайте добра

Никогда не копите зло внутри себя. Популярный совет психологов, как избежать конфликта на работе или дома - просто промолчать. На практике он действительно часто работает. Но даже если ссоры не произойдет, обида надолго останется в вашей душе. Вы знали о том, что многие люди, страдающие серьезными заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем, предпочитают до последнего молчать? Все претензии к окружающим должны высказываться, но в подходящее время и в доброжелательной форме. Это и есть залог счастливой семейной жизни. Если домашние редко помогают вам, не устраивайте скандал, а просто укажите им на их ошибки и попросите помощи. Аналогичным способом можно найти выход из многих ситуаций, ведущих к конфликту.

Не распускайте сплетен и критикуйте осознанно

Такова сущность природы человека, что в отсутствие общих знакомых мы любим поговорить о них. К «промыванию костей» склонны не только женщины, но и мужчины. От этой привычки следует избавляться. Если вы кого-то осуждаете, скажите это в лицо человеку. Лезть же в личную жизнь, если вас не посвящали, как минимум некультурно. Недоброжелательно отзываться за спиной о тех, с кем вы лично неплохо общаетесь - это уже настоящая подлость. От категоричных комментариев в адрес третьих лиц лучше воздержаться вовсе. Если же ситуация требует вашего замечания, постарайтесь мягко, но однозначно сказать человеку все в лицо, как есть. Можно ли избежать конфликта, если вы хотите высказать критику, но не имеете твердых аргументов? Разумеется, да. Достаточно подчеркнуть, что все ваши слова - это ваше личное мнение, и прислушиваться к нему или нет, решать только оппоненту.

Спорить или нет?

Некоторые люди - прирожденные спорщики, они любят до последнего доказывать свое мнение. При этом важен не результат, а сам процесс. Как избежать конфликта с друзьями или близкими на пустом месте? Научитесь уважать чужие интересы. Предположим, ваша жена любит зеленый чай без сахара, а вы предпочитаете приторный кофе со сливками. Разве вы будете из-за этого ругаться? Скорее, каждый заварит чашку своего бодрящего напитка и с наслаждением выпьет. Так зачем же опускаться до взаимных оскорблений и криков из-за музыкальных пристрастий, политики или религии? Полезней всего заранее отметить для себя список тем, на которые лучше не говорить с конкретным человеком.

Согласиться и... сделать по-своему!

Распространенная на работе - поучения и наставления. Сложней всего разрешить ситуацию, когда вы уверены в том, что все делаете правильно, а менее компетентное лицо предлагает другой алгоритм действий. Если вы будете пытаться отстоять правду, конфликта не избежать. Это та самая ситуация, когда нападающей стороне важно подчеркнуть свой авторитет. Если босс «учит» вас работать правильно, но при том, что результаты его устраивают и сегодня, не стоит пытаться указать на ошибки его суждений. Редкий начальник признает то, что не располагает достаточными знаниями и действительно придумал полнейшую ерунду. Внимательно выслушайте, согласитесь, пообещайте исполнить. Дождитесь удобного момента и продолжайте работать в привычном алгоритме. Этот совет на вечную тему: «Как избегать конфликтов» поможет и дома. Наденьте шапку перед выходом на улицу в мае, чтоб родителей-пенсионеров. Или пообещайте жене не ездить со скоростью выше 80 км/час. Как только вы свернете за угол здания, головной убор можно снять, а уж как управлять автомобилем - это ваше личное дело. Зато все остались довольны друг другом, и настроение на высоте у каждого потенциального участника ссоры.

Если скандал начался...

Целая отрасль психологии занята выведением универсальной формулы, как избежать конфликтов. Правила работают не всегда. И если вас все же втянули в выяснение отношений, ваша задача как можно быстрей прекратить ссору. Сконцентрируйтесь на проблеме и постарайтесь найти компромисс. Самое главное выяснить и понять, чего хочет вторая сторона. Никогда не переходите на оскорбления и не вспоминайте о былом, желательно так же отказаться от обобщающих формулировок. Это главный секрет, как избежать конфликтов в семье - никогда не говорить «ты всегда говоришь...» или «ты всегда поступаешь...». Подобная критика опасна, фразы этого типа адресат воспринимает как самую жесткую критику. Обобщая, вы даете понять, что всегда недовольны поведением своего собеседника и воспринимаете его как человека недостойного.

Хорошее настроение - спасение от скандалов

Если вы не знаете, как избегать конфликтов, научитесь сохранять спокойствие в любой ситуации. Не повышайте голос и сохраняйте доброжелательную интонацию. Полезно также сохранить на лице спокойную улыбку. Когда критикуют вас, внимательно выслушайте и искренне поблагодарите. Если имеете дело с кем-то, стоящим выше вас (начальник или родители), подчеркните авторитет говорящего. Признайте, что без его наставлений и советов самостоятельно никогда об этом не подумали бы. Вы скажете: "Но зачем же подчиняться родителям в зрелом возрасте, если на это ушло все детство?" На самом деле знать, как избежать полезно каждому. Цените своих самых близких родственников, незначительные уступки для предотвращения ссоры с вашей стороны - это ничто в сравнении с благополучием в доме и теплой атмосферой.

Хитрости жизни без скандалов

Угождать всем и всегда очень трудно. Одно дело промолчать во время ссоры и одеться раз в месяц так, как того хочет ваша мама. Но совсем другое - посвящать жизнь нелюбимой профессии или отказываться от своих собственных желаний. Когда вы собираетесь кому-то в чем-то уступить, постарайтесь оценить, насколько этот поступок навредит вашей жизни? Уметь отстаивать свои интересы - это тоже целое искусство. В некоторых ситуациях лучше пережить ссору, но продолжить свой путь к имеющемуся ориентиру. Разве есть универсальный способ, как избежать конфликтов с родителями, если они хотели для вас совершенно иной жизни? Разумеется, стоит попробовать объяснить свою позицию и прийти к взаимопониманию. Но если разговоров не получается, следует оставить эту тему на время. Ведь все мы знаем, что именно ссоры с самыми близкими людьми - самые яркие и сильные, но примирение обычно происходит очень быстро.

Подводим итоги

Теперь вы знаете, как избежать конфликта на работе или дома. Достаточно перестать принимать близко к сердцу мнения окружающих и критику в ваш адрес. Необходимо относится с пониманием ко всем окружающим, и не испытывать ни к кому неприязни. Учитесь прощать людей и вычеркивать из своей жизни недостойных без сожаления. В некоторых ситуациях проще уступить, чем отстаивать свою правоту. Если вы уверены в себе и своих знаниях, поступайте так, как считаете нужным. Не забывайте слушать оппонента. Только поняв его точку зрения, вы сможете найти компромисс или прекратить ссору иным способом.

Некоторые конфликты имеют серьезные последствия. После ссоры вы можете лишиться работы. Или ваш друг не пожелает с вами общаться далее. Даже если конфликт закончился формальным примирением сторон, потребуется некоторое время для восстановления прежних отношений. Оцените последствия ссоры, чтобы не случилось, воспринимать произошедшее как апокалипсис не стоит. Если во время ссоры вы вели себя недостойно или незаслуженно оскорбили собеседника, стоит извиниться. Первое время после произошедшего конфликта лучше общаться по минимуму, вас обязательно простят и поймут, но необходимо некоторое время. А вот спустя пару дней можно переходить к примирительным шагам. Попробуйте просто поговорить с тем, с кем недавно поссорились, порадуйте чем-то этого человека. Если же вы конфликтуете на работе, следует постараться исполнять свои обязанности на высшем уровне и не давать новых поводов для критики и порицания.