Правила чтения акафиста за единоумершего. Акафист за единоумершего: что это такое и как правильно его читать

У человека, приходящего в храм, возникает немало вопросов, но не всегда бывает возможность спросить обо всем интересующем батюшку: иногда недостает для этого времени, иногда не представляется удобный случай, иногда мешает ложный стыд.
Братья и сестры, здесь вы можете задать волнующие вас вопросы о вере, духовности, Церкви, обрядах, Таинствах, о сложностях толкования Священного Писания и просмотреть ответы на ранее заданные вопросы. Один из священников в ближайшее время ответит на них.

Убедительная просьба внимательно просматривать уже опубликованные на сайте ответы, чтобы не повторять таких же вопросов. Для удобства можно воспользоваться опцией меню " Поиск на сайте " .

На ваши вопросы отвечают священники:

  • протоиерей Иоанн Косых, ключарь Воскресенско-Германовского собора;

  • протоиерей Димитрий Красовский, настоятель часовни на территории БСМП;

  • протоиерей Николай Архангельский, ключарь Свято-Богородице-Неопалимовского кафедрального собора, председатель отдела религиозного образования и катехизации Симбирской и Мелекесской епархии;

  • протоиерей Димитрий Савельев, клирик Воскресенско-Германовского собора, настоятель часовни при УлГУ, кандидат педагогических наук.

К сожалению, мы не располагаем возможностью отвечать на вопросы касающиеся архивных сведений о священнослужителях нашей епархии.

27.11.2011 20:46:00 Татьяна
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как правильно читать акафист, за единоумершего. Нужно стоя или разрешается сидеть. Нужно ли одевать платок на голову, и в каких разделах нужно молиться. Большое спасибо. С Уважением, Татьяна!

прот. Дмитрий Савельев

Акафисты читают вместе с каноном святому (по 6-й песне) или отдельно. Читают акафисты на молебне в храме или без всякого молебна в качестве домашнего молитвенного делания. Для домашнего чтения можно предложить такой вариант.
Трисвятое по Отче наш, господи помилуй 12 раз, придите поклонимся, псалом 50, собственно акафист, молитва после акафиста, Достойно есть, отпуст мирянина. Конечно, возможны и другие варианты. Например, акафист за единоумершего можно соединить с заупокойной литией. Платок одевается на голову при посещении храма, дома это не обязательно. Коленопреклоненное чтение отдельных молитв совершается по желанию молящихся. Молитвы сидя или даже лежа допустимы, если молиться стоя препятствуют, например, больные ноги. В любом случае, положение тела должно способствовать бодрому и благочестивому, а не расслабленному и ленивому состоянию души. Найдите для себя свой образ молитвы, при котором это делание будет для Вас наиболее успешным. В этом вопросе жестких правил нет. Как известно, "келия устава не имеет".

Читается ежедневно в течение 40 дней по смерти и столько же перед годовщиной смерти.

Кондак 1

Избранный Ходатаю и Первосвященниче, о спасении мира грешнаго душу Свою положивый, давый нам власть чадами Божиими быти и обитати в невечернем дни Царствия Твоего! Даруй прощение и вечную радость усопшей, о нейже с мольбою взываем Ти:

Икос 1

Господом данный Ангеле хранителю святый, прииди помолиться о рабе твоей, ееже на всех путех жизни сопровождал, хранил и наставлял еcи, воззови с нами ко Спасу Всещедрому.
Иисусе, истреби рукописание грехов рабы Твоей (имя рек).
Иисусе, уврачуй ея язвы душевные.
Иисусе, да не будет на земли горьких воспоминаний о ней.
Иисусе, сего ради помилуй огорчавших ея и обиженных ею.
Иисусе покрый ея несовершенства светоносною ризою Твоего искупления.
Иисусе, возвесели ея милосердием Твоим.
Иисусе неизреченный, великий и чудный, явися ей Сам.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 2

Яко безутешная горлица носится душа над юдолию земною, созерцая с высоты божественного разумения грехи и соблазны минувшаго пути, горько скорбя о каждом невозвратном дне, ушедшем без пользы, но помилуй рабу Твою, Владыко, да внидет она в покой Твой, взывая: Аллилуиа.

Икос 2

Если Ты страдал о всем мире, если Ты проливал слезы и кровавый пот о живых и мертвых, то кто нас удержит от молитвы за усопшую. Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимся о спасении рабы Твоей.
Иисусе, жизни Подателю, озари ея светом Твоим.
Иисусе, да будет она едина с Тобою и Отцем.
Иисусе, всех призываяй в виноградник Твой, не забуди озарити ея светом Твоим.
Иисусе, щедрый Раздаятелю вечных наград, яви ея светом чертога Твоего.
Иисусе, верни душе ея благодатныя силы первозданныя чистоты.
Иисусе, да умножатся во имя ея добрыя дела.
Иисусе, согрей осиротевших Твоею таинственною отрадою.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 3

Связанная узами плоти раба Твоя падала греховно, но дух ея томился по Твоей вечной правде и святости, ныне же, когда немощь плотская скована могильным тлением, да вознесется душа ея превыше солнца к Тебе Всесвятому и воспоет песнь избавления: Аллилуиа.

Икос З

Верховный апостол Твой в холодную нощь у костра трижды отрекся от Тебе и Ты спасл еси его. Единый ведый человеческого естества немощь, прости и рабе Твоей (имярек) многовидныя отпадения от воли Твоея.
Иисусе, всели ея там, где нет заблуждений.
Иисусе, избави ея от тягостных терзаний совести.
Иисусе, да сгинет навеки память грехов.
Иисусе, соблазнов юности ея не помяни.
Иисусе, от тайных беззаконий очисти ея.
Иисусе, осени ея тихим светом спасения.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 4

Бури жизни миновали, страдания земные окончены, безсильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех, о ком возносится Тебе дерзновенная песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Ты без числа милосерд к нам. Ты единый Избавитель, что мы прибавим к подвигу спасающей любви Твоей, но Симон Киринейский помогал нести Крест Тебе Всесильному, так и ныне благости Твоей угодно спасение близких совершать с участием нашим.
Иисусе, Ты заповедал друг друга тяготы носити.
Иисусе, союз любви положивый между мертвыми и живыми.
Иисусе, да послужат подвиги любящих во спасение рабы Твоей (имярек).
Иисусе, услыши ея вопль сердечный, возносимый нашими устами.
Иисусе, в наших слезах приими ея покаяние.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 5

Боже, да будет принят Тобою ея предсмертный вздох сокрушения, якоже мольба благоразумнаго разбойника. Она угасла на жизненном кресте, дай наследовать ей Твоя обетования, якоже тому: «Аминь, глаголю тебе, со Мною будеши в раю», где сонмы раскаявшихся грешников радостно поют: Аллилуиа.

Икос 5

За нас Распятый, за нас измученный, простри руку с Твоего Креста, каплями крови Твоея безследно смой излитыя согрешения ея, благообразною Твоею наготою согрей обнаженную осиротевшую душу.
Иисусе, Ты знал ея жизнь до рождения и возлюбил ея.
Иисусе, Ты видел ея из далече с высоты Креста Твоего.
Иисусе, Ты простирал ей в даль грядущей изъязвленные объятия Твои.
Иисусе, Ты Взывал о прощении ея на кровавой Голгофе.
Иисусе, Ты кротко умирал за ея в тяжких муках.
Иисусе, претерпевый во гробе положение, освяти ея могильный покой.
Иисусе воскресший, вознеси ко Отцу озлобленную миром и Тобою спасенную душу.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 6

Спит она вечным сном могилы, но душа ея не дремлет, чает Тебя Господи, жаждет Тебя вечного Жениха. Да исполнятся на умершей слова Твои: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный». Дай ей ясти от манны сокровенныя и пети у Престола Твоего: Аллилуиа.

Икос 6

Смерть разлучила со всеми ближними, стала дальше душа, знаемии сокрушаются, и токмо Ты Един остался близок. Разрушились преграды плоти и Ты открылся в неприступном величии Божества с ожиданием ответа.
Иисусе, Любовь превыше всякого разумения, помилуй рабу Твою.
Иисусе, удаляясь от Тебя, она тяжко страдала.
Иисусе, прости неверность ея сердца.
Иисусе, обманутые надежды рождали тоску по Тебе.
Иисусе, вспомни те часы, когда душа ея трепетала восторгом Твоим.
Иисусе, дай скончавшейся неземную радость и покой.
Иисусе, единый верный, неизменный, приими ея.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 7

Веруем, что недолгой будет разлука наша. Мы хороним тебя, как на ниве зерно, ты произрастешь в иной стране. Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих, а дела добрые там просияют, где семена добра приносят нетленные плоды, где души святые поют: Аллилуиа.

Икос 7

Когда уделом умершей станет забвение, когда образ ея поблекнет в сердцах и время изгладит место с могилою и ревность молитвы о ней, тогда Ты не остави ея, дай отраду одинокой душе.
Иисусе, Твоя любовь не охладевает.
Иисусе, неистощимо Твое благоволение.
Иисусе, в неумолкаемых мольбах Церкви да омоются грехи ея приношением Жертвы Безкровной.
Иисусе, предстательством всех святых даруй ей благодать молитвы о живых.
Иисусе, во дни испытаний наших приими ея ходатайство о нас.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 8

Будем молиться со слезами, когда память об усопшей мучительно свежа, будем поминать имя ея в нощи и во дни, раздавая милостыню, питая гладных, из глубины души взывая: Аллилуиа.

Икос 8

Тайнозритель Иоанн Богослов созерцал у Престола Агнца Божия великое множество людей, облеченных в белые ризы: это те, кто пришел от великой скорби. Они радостно служат Богу день и ночь, и Бог обитает с ними, и не коснется их мука.
Иисусе, причти к ним и рабу Твою (имярек).
Иисусе, она много страдала и томилась.
Иисусе, известны Тебе все горькие часы и тягостные минуты ея.
Иисусе, на земли она имела печали и скорби, дай на небе отраду.
Иисусе, услади ея от источников живыя воды.
Иисусе, отыми всяку слезу от очей ея.
Иисусе, всели ея, где не опаляет, но живит солнце правды Твоея.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 9

Кончено странствование земное, какой благодатный переход в мир Духа, какое созерцание новых неведомых миру земному вещей и небесных красот, душа возвращается в отечество свое, где светлое солнце, правда Божия просвещает поющих: Аллилуиа.

Икос 9

Если отблеск и след Твой полагает сияние на лице смертных, то каков же Ты Сам. Если плоды Твоих рук так прекрасны, и земля, отражающая только тень Твою, полна невыразимым величием, то каков же невидимый лик Твой. Открой славу Твою усопшей рабе Твоей (имярек).
Иисусе, обостри ея слух к восприятию Твоего Божества.
Иисусе, обостри ея слух к разумению небесных.
Иисусе, да будет ея радость преисполненная.
Иисусе, подкрепи ея надеждою встречи в обителях блаженных.
Иисусе, дай нам почувствовать благодатную силу заупокойной молитвы.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 10

Отче наш, скончавшуюся в Царствие Твое приими, где нет греха и зла, где нерушима Святая воля, где в сонмах чистейших душ и непорочных ангелов святится Твое благодатное имя и благоухает хвала: Аллилуиа.

Икос 10

В тот день ангелы поставят Престол Твой, Судие, и Ты возсияеши во славе Отца Твоего, неся воздаяние всякому человеку. О, воззри тогда милостиво на смиренную рабу Твою (имярек), рцы ей: «Приидй одесную Мене».
Иисусе, яко Бог власть имаши оставляти грехи.
Иисусе, прости ея согрешения забытыя или стыдом утаенныя.
Иисусе, отпусти беззакония немощи и неведения.
Иисусе, избави ея от несвятимых глубин адскаго отчаяния.
Иисусе, да унаследует она Твои животворящия обетования.
Иисусе, сопричти ея благословенным Отца Твоего.
Иисусе, дай ей во веки нескончаемое блаженство.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 11

Владыко Всеблагий, да отверзятся усопшей солнцевидные врата райские, да встретят ея с ликованием соборы праведных и святых, сонмы близких и любящих ея, да возрадуются о ней светоносные ангелы Твои, да узрит она и Присноблаженную Матерь Твою там, где победно звучит: Аллилуиа.

Икос 11

Под дыханием Твоим оживают цветы, воскресает природа, пробуждаются сонмы мельчайших тварей, Твой взор светлее весенних небес, Твоя любовь, Иисусе, теплее лучей солнечных. Ты из праха земного воскресил бренную плоть человеческую к расцвету вечной нетленной жизни весны, тогда озари и рабу Твою (имярек) светом милостей Твоих.
Иисусе, в Твоей деснице благоволение и жизнь.
Иисусе, во взоре Твоем свет и любовь.
Иисусе, избави усопшую от вечныя смерти духовныя.
Иисусе, она уснула с надеждою, подобно Нилу-реке пред холодной зимой.
Иисусе, пробуди ея, когда терния земли облекутся цветом вечности.
Иисусе, да не омрачит ничто земное ея последнего сна.
Иисусе, Счастье Неизменное и цель нашего бытия.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 12

Христе! Ты - Царство Небесное, Ты - земля кротких, Ты - обитель многих, Ты - питие совершенно новое, Ты - одеяние и венец преподобных, Ты - ложе упокоения святых, Ты - Сладчайший Иисусе! Тебе подобает хвала: Аллилуиа.

Икос 12

Под образом тихих садов неземной красоты, и светлых как солнце обителей и в великолепии небесных песнопений Ты открыл нам блаженство любящих Тя.
Иисусе, да внидет раба Твоя в радость Твою.
Иисусе, облеки ея сиянием славы Отца.
Иисусе, просвяти ея озарением Духа Святаго.
Иисусе, да будет она восходить от славы в славу.
Иисусе, да узрит она Тебя лицем к лицу.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 13

О, Женише Безсмертный, в полночь греха и неверия грядый с небес со ангелами судити миру всему. Отверзи двери славного чертога Твоего рабе Твоей (имярек), да в безчисленных сонмах святых во веки поет: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем

Утрата любимого и близкого человека - самое худшее, что может произойти. Боль от потери и острое переживание горя могут толкать на разные неконтролируемые слова, мысли, поступки осиротевших и покинутых. Обезумевший от случившегося может начать роптать на Создателя, упрекать себя, винить всех подряд вокруг: врагов, друзей, врачей, в конце концов, самого себя… Нередко за таким переживанием теряется то главное, чему на самом деле надлежит быть в фокусе внимания в эти трудные дни. Что же может быть важнее горя? Ответ очевиден - помощь самому усопшему.

Смерти нет

Первое, что должен уяснить каждый страждущий от потери близкого, это то, что по большому счету смерти как таковой не существует . То есть старое советское отношение к уходу из жизни «был человек и нет человека», к счастью, оказывается совершенно не состоятельным. И, что еще более утешительно, в данном вопросе наука полностью на стороне веры.

Доказано, что сам факт жизни личности человека не зависит от его мозга. Если мозг поврежден, то сознание может быть блокировано, пока душа человека связана с телом. Но когда тело перестает функционировать, даже на время (клиническая смерть), то душа, а значит и самосознание человека, может быть освобождено либо полностью, если тело полностью умерло, либо на время.

Научные доказательства жизни души после смерти

Причиной этого заявления является яркий показательный случай , который описывает врач, ученый и исследователь П. Калиновский в своих записях на основании личного опыта и практики и исследованиях своих зарубежных коллег. Некая женщина, будучи слепой, попала в состояние клинической смерти. Ее душа покинула тело и на это время получила возможность видеть. Она смогла внимательно, причем адекватно происходящему, с восприятием объема, цвета и проч., рассмотреть происходившее. Потом врачи смогли запустить ее сердце, и душа вернулась в свое тело. Поскольку оно было повреждено, то женщина снова лишилась возможности видеть (см. книгу «Переход», П. Калиновский).

Такие случаи не единичны. Функции мозга, включая и сознание, помогают лишь подключить душу к телу как к аппарату, позволяющему человеку действовать в мире материи. Если мозг как орган здоров, то аппарат будет хорошо слушаться и не мешать душе, чем мы по своей сути и являемся, им управлять. К. Льюис, западный богослов, христианин, однажды справедливо заметил: «У тебя нет души. Ты сам - душа. У тебя есть тело».

Все вышесказанное говорит о том, что каждый человек после смерти тела остается самим собой , только лишается аппарата, посредством которого имеет возможность влиять на материальный мир. Несложно представить, в каком обескураженном состоянии находится человек, потерявший тело и получивший все свойства чистого духа:

  • прохождение сквозь материальные предметы,
  • невидимость для окружающих,
  • способность передвигаться со скоростью мысли,
  • часто - немедленная встреча с ангелами или родственниками, друзьями, любимыми.

Однако все эти приятные моменты, согласно накопленной статистике свидетельств, чаще всего актуальны для светлой, мало отягощенной грехами души человека. А таких людей не так уж и много. Врачи реанимационных отделений очень часто рассказывают, что происходит с самоубийцами, которых приходится «откачивать». Они умоляют не бросать их и обязательно вернуть к жизни, потому что они немедленно после выхода из тела попадают под влияние бесов, которые имеют над ними полную власть, и тут же оказываются в аду.

Люди, ведущие греховный образ жизни , часто неверующие и невоцерковленные, после клинической смерти нередко меняют отношение к жизни и становятся прихожанами храмов. Они, так сказать, воочию убеждаются в том, кто именно «пасет» их и встречает - бесы, от одного вида которого душа цепенеет от ужаса. Никто добровольно не пожелает провести вечность в этой гадкой компании.

Мытарства души после смерти

Согласно различным случаям, свидетельствам и церковному опыту, душа человека после окончательного выхода из тела (смерти) иногда на третий день, начинает прохождение мытарств.

Мытарства - слово из старого лексикона

Царство Небесное - это конкретное место в духовном пространстве, куда душа интуитивно или с помощью Ангелов поднимается вверх. На пути восхождения ей препятствуют демонические силы, которые требуют своего - ведь человек грешил, значит, становился похожим на них. Вот и требуют свое к себе. Важно, что бесы еще и привирают поступки человека, придумывают свое, выставляют в ином свете. Если душа начнет возмущаться, ее могут тут же и схватить за смирение. Ведь это - последний экзамен для человека.

Мытарства длятся 40 дней. Без преувеличения можно сказать, что это самое ответственное и трудное время для человека, потому что решается судьба его постоянного пребывания в вечности. Именно тогда будет решаться, где он будет находиться: в царстве любви с Богом или в любой стране ненависти и мук.

Стоит ли осиротевшим переживать за себя и рыдать об ушедшем? Ведь он всего лишь временно командирован в место, откуда он не сможет связаться с вами (или редко, посредством сна). Вряд ли стоит тратить драгоценное время. А следует быстрее обратиться к молитвослову и начать, наконец, помогать ушедшему своей горячей и богоугодной молитвой, спасая от гнусных демонов.

Как молиться за усопшего - акафист за единоумершего

Как бы то ни было, главное, что при смерти человека центр внимания должен представлять собой не убитый горем покинутый родственник или любимый человек, а сам усопший. Безумный плач, попытки прыгнуть в могилу вслед за гробом - это не что иное, как свидетельство обостренного эгоизма, когда человек жалеет себя, любимого, а не усопшего, которому как раз бы не помешал молитвенный щит. Тем более, во много раз усиленный любовью оставшихся пока еще на земле.

Молитвы за единоумершего - это молитвословия лишь за одного человека. Священники советуют читать за него Псалтирь - она представляет собой слово Божие, поскольку устами автора Псалтири, который известен, является древний святой, пророк царь Давид. При этом акафист за единоумершего является народным творчеством.

Близкие и родственники в домашних молитвословиях об умершем в основном полагаются на свою интуицию - что будет лучше для усопшего.

Это проникновенные прошения ко Господу, которые дают возможность:

  • выразить правильные просьбы ко Господу об умершем о его прощении и для жизни в Царствии Божием,
  • передать свое состояние в руки Всевышнего, чтобы он утешил оставшихся на земле,
  • утешиться и примириться с решением Божиим о завершении жизни на земле.

Также словами акафиста человек выражает свою надежду на дальнейшую встречу с ушедшим в Царствии Божием.

Как читать акафист

Люди часто задают священникам такие вопросы, как «как правильно читать акафист» и «акафист за единоумершего - когда читать?».

Акафист - полноценная служба . Он может читаться:

  • в церкви,
  • на кладбище,
  • дома.

Для тех, кто никогда не читал таких молитв, можно приобрести или найти в сети акафист за единоумершего с текстом с ударениями, это избавит начинающего от лишних отвлечений на непривычный лексикон и раздумья, как произнести то или иное слово.

Платок и юбка для женщин обязательны лишь во время нахождения в храме. Акафист можно начинать со стандартного зачала:

  • «Молитвами святых отец…»,
  • «Слава Тебе, Боже наш…»,
  • Царю Небесный,
  • Святый Боже,
  • Слава, и ныне,
  • Приидите, поклонимся,
  • 12 раз Господи, помилуй,
  • Слава, и ныне,
  • Отче наш,
  • псалом 90.

И начинают акафист.

Можно начать и так:

  • «Молитвами святых…»,
  • «Слава Тебе, Боже наш…»
  • затем Царю Небесный и сразу начинается акафист.

После завершения чтения обязательно во всех случаях мы благодарим нашу Помощницу - Пресвятую Богородицу. Поэтому читаем «Достойно есть».

Гимн читается или поется стоя . Однако всегда учитываем свое состояние. Если чтец устал, болен или скверно чувствует себя, то можно и сидя.

Мирянам желательно взять благословение на это доброе дело от священника. Согласно церковному опыту, будет легче читать, потому что вместе с добрым делом - милостыни ради усопшего, чем по сути и является молитва, человек будет выполнять послушание. А это, как известно, добродетель, которая угодна Богу.

Нет непременного условия стоять перед иконостасом . Гимн позволяет произнесение молитв без образов. В данном случае гораздо важнее внутренний настрой чтеца. Ленивое или озлобленное состояние души не доставит пользы никому - ни читающему, ни покойному. Напротив, сокрушенное перед волей Божией, смиренное настроение во время молитвы станет свидетельством любви к усопшему. Усердие в молитве утешительно и для души отошедшего в мир иной, и для самого запоминающего.

Когда акафист не читают

Есть особые дни, когда чтение таких молитвословий и вообще поминание усопших запрещено церковным уставом. Это касается Страстной седмицы, когда вспоминаются мучения и распятие Спасителя за наши грехи и искупление их перед Отцом Небесным, и Светлой, когда мы радуемся о победе Иисусом Христом смерти, а также тому, что на Пасху даже грешники в аду освобождаются от мук.

Но можно прочитывать Пасхальный канон или Деяния святых апостолов всю Светлую седмицу - это будет такой же молитвенной помощью покойному, как и акафист по усопшему до 40 дней.

Чем еще помочь усопшему

Священники и весь церковный опыт заверяют, что постоянными и искренними воззваниями к Небесному Отцу вполне возможно вымолить душу даже из преисподней. Ни одному человеку не известно, где будет находиться душа после завершения земного пути до Страшного Суда. Хотя священники знают настоящую малоутешительную картину - большинство людей идут в ад, как ни желалось бы нам иного. Мир лежит во зле, как говорит библия, и люди очень много грешат. Поэтому и оказываются неспособны к восприятию жизни в Царстве Божием, в мире любви, смирения, добра. Поэтому духовная поддержка родственников, близких и любящих всегда будет как нельзя кстати.

Гораздо больше возможности помочь крещеным. За людей, которые стали членами Церкви - неважно, по своему выбору или по выбору их родителей, может молиться вся Церковь Христова в любом уголке мира.

В арсенал возможностей входят:

  • поминовения за Литургией с выниманием частиц (самое сильное поминание на земле),
  • чтение Неусыпаемой (круглосуточной) Псалтири,
  • панихида,
  • и проч.

Как быть, если усопший был некрещеным

Вот в этом случае домашняя (или келейная) молитва будет просто неоценимой. В Церкви за некрещеного молиться не станут - не по злобе, не потому, что там «не наши». А по закону Божьему о воле человека. Если усопший не принял Христа, то Церковь свято соблюдает его выбор. Но всегда можно попросить христианина молиться о некрещеном, потому что домашняя молитва о некрещеном будет угодна Богу.

Также всегда можно молиться о нехристианине мученику Уару. Этот святой имеет особую благодать вымаливать для жизни в Небесное Царствие души нехристиан из ада.

В заключение хотелось бы сказать о милостыне , которую творят за усопшего. Она не всякий раз может быть денежной, но всегда способна помочь вытащить душу из преисподней. Можно посещать больницы и помогать ухаживать за больными, посещать детские дома, кормить птиц и зверей, особенно в зимнее время, и, конечно, молиться.

Православная Церковь имеет множество примеров того, как умершие ожидают от них молитв от оставшихся на земле людей: они являются наяву во сне, передают через сны других людей, иногда даже по особому благословению Божьему звонят по телефону (в последнее время распространенное явление), и указыват на нужду в молитвенном поминовении о себе.

Христианская любовь бессмертна , а отошедшие в мир иной не мертвы, а живы, и любят нас еще больше, поскольку душа людская бессмертна, а после выхода из поврежденного тела все чувства ее становятся ясными и ничем не замутненными. Поэтому если человек попадает в ад, то не только любовь у оставшихся на земле становится жгучей, но и муки ада переживаются душой в полной мере. Именно потому настолько значительна молитва об упокоении души представившегося.

Добрый обычай молиться за усопших появился на заре христианства. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господа, была вознесена молитва за почивших. Об их спасительной пользе свидетельствуют многие Святые Отцы и учителя церкви.

В молитвенной памяти проявляется любовь к почившему, желание спасти его душу, очистить от греха. Усопшему уже не требуются земные материальные блага. Сытные поминки и дорогие памятники не есть помощь покойному. Душа не может сама освободиться от горькой участи и получить Благодать Божью. Только в неустанных молитвах родных и близких проявляется забота об усопшем, духовная помощь ему.

Акафист за единоумершуюпоможет мятущейся душе обрести покой на том свете. Молитва за покойную — это молитва и о себе. Спаситель, за милость к усопшей, посылает свою милость молящемуся. Никакое добро, даже самое тайное, не пропадает даром. Загробная участь покойного зависит и от усердия живых.

Скорбь и печаль приходят в дом усопшего. Смерть в православии — великое таинство, окончание земной жизни. Душа, покидая тело, отправляется в новое путешествие. Она проходит через 3 состояния — от утробы матери к земной жизни и загробному существованию.

Покаяние перед смертью, отпевание усопшего помогут душе очиститься от грехов. После смерти умершие также нуждаются в благотворении за их души. Молитвы за усопшего помогут не только его душе. Они принесут успокоение, мир в сердце близких и родственников. Существует специальная молитва — акафист за единоумершего(или единоумершую). Чтение его поможет обрести покой душе усопшего.

Молитвы за единоумершего — это молитвы только за одного человека. Священнослужители рекомендуют читать Псалтырь — он является словом Божьим. В то время как акафист — народное творчество. Родственники и близкие в домашних поминовениях опираются на свои ощущения во время молитвы. Акафист за единоумершую — это проникновенные слова, которые помогут утешить живых и примирят их с кончиной любимого человека.

Что такое акафист

Акафист — гимн, песнопение, которое читается стоя. Самый первый акафист в христианстве посвящен Богородице. Он был создан в VII веке в благодарность Божьей Матери за освобождение Константинополя от войска персов. Именно этот акафист назван Великим. По Уставу он включен в церковное богослужение.

Все остальные акафисты (переводы или оригинальные славянские изложения) появлялись повсеместно в течение всей истории христианства на Руси. Позднее начали издавать целые сборники таких текстов. Они представляют собой хвалебные песнопения святым, Спасителю, Богородице. Авторами являются священнослужители, духовные писатели или преподаватели духовных школ, семинарий.

Для того чтоб акафист вошел в богослужение, его направляют на рассмотрение в Комитет духовной цензуры. Решение Комитета перенаправляется в Святейший Синод. После чего гимн, соответствующий требованиям, может войти в богослужение и, таким образом, будет напечатан в официальном духовном сборнике.

Структура акафиста об единоумершем

Структура гимна состоит из 25 песней — 13 кондаков и 12 икосов. Они чередуются. Непарный, 13-й кондак поизносится трижды. После него читается первый икос и еще раз первый кондак.

Слово «акафист» в переводе с греческого означает «неседальная песнь». То есть во время исполнения гимна нельзя сидеть.

Первый кондак и все икосы заканчиваются призывом «Радуйся». Остальные 12 кондаков заканчиваются словом «аллилуйя». Читается гимн чаще всего дома. Поэтому вполне возможно произносить его без специального благословения батюшки.

Мытарства души после смерти

По церковному преданию, душа после смерти начинает мытарства. Они длятся 40 дней, поэтому молитвы об единоумершем в это время считаются наиболее действенными.

После смерти в первые 3 дня душа находится у гроба, рядом со своими родственниками. С 3 по 9 день она облетает райские обители. С 9 по 40 день она созерцает ад и мучения в нем. Становятся ненужными для души все материальные блага — дорогой гроб, памятник. Она соединяется с миром духов, где важнее очищение от земной греховности.

Покаяние перед смертью помогает начать новый путь. Молитвенная помощь близких, их добрые дела в память об умершем — это необходимый духовный, жертвенный труд. Святые Отцы говорят, что вместилищем страстей является душа, а не тело. Никому не известно, какие страдания уготованы сей бессмертной субстанции после земной жизни, какие страсти будут ее терзать. Именно поэтому стоит просить об отпущении грехов и прощении усопшего.

В земной жизни мы сталкиваемся с малыми искушениями и не всегда стремимся побороть их. Мытарства — проверка силы души, испытание добром и злом. Покаяние перед смертью способно изменить внутренний настрой человека. Молитвы после его смерти помогут душе пройти испытания.

Зачем читать акафист?

Усопшие уже не могут молиться за себя. Поэтому близкие и родственники должны молить о прощении грехов отошедших в мир иной. Только на 40 день заканчиваются мытарства души. Все это время близкие люди должны непрестанно просить Всевышнего о помиловании почившего. Часто родственники интересуются у священнослужителей: «Где можно найти акафист за единоумершего? Когда читать его?»

Не существует установленных канонов по прочтению молитв об умерших. Доподлинно неизвестно, попадет ли душа в рай, если родственники неустанно просят о прощении грехов усопшего. С помощью молитв нельзя купить благодать Божию. Но можно добрыми делами, словами, милостыней поминать умершего или умершую.

Молитвенная помощь за самоубийц, некрещеных людей допускается только в личной молитве. Текст акафиста, как уже упоминалось, можно найти в церковной литературе. Существуют разные слова гимна. Лучше всего выбрать тот вариант, который придется по душе и будет соответствовать внутреннему настрою.

Как читать акафист

Прихожане часто интересуются у священнослужителей: «Акафист за единоумершую… Как читать его? Обязательно ли стоять во время молитвы?»

Акафист — самодостаточная молитва. Его можно читать в церкви на молебне или дома. В некоторых случаях его соединяют с каноном святому или сочетают с заупокойной литией. Но чаще всего священнослужители советуют читать сам акафист и молитву после него. Платок для женщин обязателен только во время посещения храма. В домашних условиях допускается молитвенное чтение без покрытия головы.

Молитвы перед акафистом за единоумершего читаются на усмотрение родственников. Например:

  • «Отче наш» 3 раза;
  • «Господи, помилуй» 12 раз;
  • «Придите, поклонимся»;
  • псалом 50;
  • сам акафист;
  • молитва после акафиста;
  • «Достойно есть».

Не обязательно стоять во время чтения гимна. Если существуют проблемы со здоровьем, то допускается произнесение слов сидя или даже лежа. Молитвы в домашних условиях читаются по желанию мирян.

В какие дни читается акафист?

Акафист за единоумершую читается:

  • в течение 40 дней после смерти;
  • в течение 40 дней перед годовщиной.

Единоумерший — это один усопший, по которому произносятся молитвенные слова. Весь текст гимна представлен в единственном числе.

Еще один распространенный вопрос: «Надо ли читать акафист за единоумершего в Пасху?» Поскольку праздник приходится на Светлую седмицу (она длится от Воскресения Господня до субботы включительно), упомянутая молитва не возносится. Но можно произносить слова Пасхального канона или читать Деяния святых апостолов всю неделю — это такая же молитвенная помощь усопшему, как и гимн.

Как правильно читать акафист за единоумершего дома?

Молитвы в домашних условиях читаются по желанию мирян. Не обязательно стоять перед иконостасом. Акафист допускает прочтение без образов. В этом случае важнее внутренний настрой. Ленивое, расслабленное состояние души не принесет пользы усопшему. Благочестивый, смиренный настрой на молитву будет свидетельством любви к поминаемому. Усердие в чтении утешительно и для души почившего, и для души поминающего.

Как читать акафист за единоумершего дома?Четких определений Устав не дает в этом случае. Все зависит от личного настроя и усердия. Акафист читается полностью, от начала до конца, после него идет специальная молитва.

Еще раз повторимся: если в доме нет иконостаса — не беда. Допускается чтение молитв перед окном или с закрытыми глазами. Поза просящего зависит от состояния здоровья. Если трудно долго стоять на ногах или на коленях — можно молиться сидя.

Чтение акафиста за единоумершего домаможно приурочить к ежедневным обращениям к Господу. Например, прочитать утреннюю молитву, поле нее — сам акафист, затем молитву после акафиста. По тому же принципу читаются вечерние церковные тексты.

Родственники усопших, переживая, спрашивают священнослужителей: «Можно ли записать на лист бумаги акафист за единоумершую? Как читатьего — вслух или про себя?» Гимн можно читать по книжке или наизусть. Существуют даже специальные аудио- и видеозаписи — их допустимо включать во время домашней молитвы. Что касается вопроса о том, как молиться — вслух или шепотом, то ответ на него определяет каждый человек самостоятельно. Как вам удобнее.

Позволяется молиться за умершего своими словами. Не обязательно заглядывать в брошюру или учить акафист наизусть. Если слова идут от души — они будут услышаны.

Как помочь усопшему?

Умершие родственники, друзья нуждаются в помощи живых. Священнослужители уверяют, что искренними и постоянными воззваниями к Отцу Небесному можно вымолить душу даже из ада.

Никому не известно, где будет обретаться душа после смерти до Страшного Суда. Поэтому духовная помощь близких и родственников всегда будет актуальна. На литургии в храме поминают всех крещенных усопших (для этого следует подать записку с именем покойного). Можно заказать сорокоуст — тогда все 40 дней на богослужении его будут поминать. Оптимально на 3, 9, 40 день заказать панихиду в храме.

Добрые дела — такое же ходатайство за умершего. Милостыня, помощь больным или малоимущим — это благотворение, которое будет способствовать искуплению грехов и обретению благодати. Праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, что если нет любви к ближнему, то и милостыня будет напрасна. Только с добротой и искренним сердцем, с сожалением о бедности или болезни стоит творить дела милосердия. Милостыня — это благодеяние в первую очередь для того, кто ее подает.

Не являются принципиальными суммы на пожертвования или количество заказанных панихид. Важно лишь чувство, с которым человек просит за усопшего.

Ходатайством является и акафист за единоумершего. Когда читать его? Сразу после смерти 40 дней подряд и 40 дней перед годовщиной. Молитвами облегчается загробная жизнь. Добрая память об умершем должна сопровождаться делами. Прибраться на могиле, посадить цветы, поставить крест. Такие простые действия не всегда совершаются родственниками. Утрата близкого человека — большое горе. Добрые дела помогут справиться с отчаянием. Ежедневные молитвы успокоят сердце поминающих и принесут пользу усопшему.

Духовная милостыня

Не всегда у родственников, друзей усопшего есть возможность жертвовать на храм, подавать милостыню, заказывать панихиду. Есть такое понятие, как духовная милостыня. Она не требует финансовых вложений. Вместе с тем может принести ощутимую пользу душе как живущего, так и усопшего. В чем же её суть?

Это духовная помощь другому человеку. Она может заключаться в добрых словах поддержки и ободрении в трудную минуту. Или бесплатной раздаче книг духовного содержания.

Если кто-либо из знакомых находится в скорби или печали — даже самые незначительные слова утешения могут принести пользу. Таким образом, духовная поддержка горюющего — это тоже жертва ради души усопшего.

Дела милосердия, молитвы с любовью — это огромная сила, которая поможет искупить грехи почившего и вернуть ему Божью благодать.

Можно ли читать акафист на могиле?

Посещение кладбища — обязанность друзей и родственников усопшего. Но не стоит ходить на могилу против воли. Искреннее желание помочь умершему должно стать причиной посещения кладбища или молитв за почившего.

Нельзя устраивать поминки на могиле — для христиан оптимальны только молитвы, добрые слова об умершем. Можно зажечь свечи, прибраться. Близкие иногда интересуются у Святых Отцов: «Как произносить на кладбище акафист за единоумершего? Можно ли читатьего на могиле?»

Если на кладбище много народа, то вряд ли чтение акафиста принесет пользу. Не стоит отвлекаться от молитвы на мирские заботы. Поэтому на кладбище лучше прийти в такой день, когда никого поблизости не будет. В тишине и спокойствии должны звучать молитвенные слова. Тогда ходатайство об усопшем пойдет ему на пользу. Можно зажечь свечи, принести небольшую икону.

Священнослужители особенно настаивают на том, чтобы венков или искусственных цветов не было на могилах христиан. Живые цветы — символ жизни и Воскресения. Поэтому лучше принести на могилу один живой цветок, чем устилать ее искусственными венками.

Могила в православии считается местом будущего вознесения. Ее необходимо содержать в чистоте и порядке. Бессмертная душа испытывает потребность в постоянной молитве, так как не может сама за себя просить. Чтение акафиста и молитв у могилы покойного — долг христианина.

Мнения священнослужителей об акафисте

Святые Отцы не всегда приветствуют чтение акафистов об единоумершем. Некоторые из них допускают, что поминовение усопших можно сочетать с этим гимном. Суть акафиста — радостная, хвалебная песнь. В православии смерти как таковой нет. А есть преставление души в вечную жизнь. Победа Спасителя над смертью, бессмертие души и соединение ее с Господом — это радость для христианина. Поэтому и акафист за единоумершего следует читать с таким настроем.

Есть и другое мнение на этот счет. Так, некоторые священнослужители уверяют, чтоакафист за единоумершую (единоумершего) имеет сомнительное происхождение. Это утверждение основано на некоторых фактах.

  1. Внутренний смысл гимна противоречив. Это восхваление Господа, Богородицы или святых, а не ходатайство об умерших.
  2. Акафист не имеет разрешения Святейшего Патриарха или богослужебной комиссии.
  3. Замена чтения Псалтыря акафистом не принесет душевного успокоения ни живым, ни почившему.

Поэтому решение вопроса мирян о том, как правильно читать акафист за единоумершего,следует начать с согласования его со своим батюшкой. Только с его одобрения допустимо читать этот гимн.

Молиться за усопших родных и близких людей – один из добрых обычаев христианства. В священном тексте, который читается верующим, вложен глубокий смысл. Это любовь к почившему, желание, чтобы его душа была чиста от грехов. Многие считают, что дороговизна памятника на кладбище и поминки с яствами на столе – лучшее, что можно сделать для умершего человека. На самом деле, это не так. Истинную Благодать Господа Бога человеческая душа получает только тогда, когда ее помнят и ставят за нее свечки в церкви, читая акафист за единоумершего.


Значение акафиста за единоумершего

После смерти человек не может помолиться за самого себя. Вот почему самые близкие должны приходить в церковь и молиться Богу за все грехи того, кто находится в ином мире.

Акафист – это специальное песнопение, особый гимн, который следует читать только стоя. Мытарства – это то, что происходит с душой каждого человека, когда он умирает. Длится все это в течение 40 мучительных дней. Первые 3 дня душа только у своего гроба, рядом со всеми родственниками. С 3 по 9 день – она витает и разглядывает то, что ждет ее на небе. А до 40 дня начинаются самые сложные мучения и страдания, которые, кажется, длятся целую вечность.

Здесь стоить помнить, что для усопшего человека не столь важно, каков его памятник, что-то материальное не становится больше приоритетным. Душа должна почувствовать себя хорошо, соединиться с другими, очиститься от земных грехов и стать одной из духов.

Как же тогда помогает акафист за единоумершего? Это своего рода помощь, которая так важна тем, кто покинул землю. Акафист помогает душе начать новый правильный путь. Родные просят у Господа Бога прощения за усопшего, молят его о помиловании и скорейшего отправления в рай. Вот почему читать акафист крайне важно хотя бы потому, что душе близкого будет намного легче пережить эти 40 ужасных дней мытарства.


Текст акафиста за единоумершего

Кондак 1

Избранный Ходатаю и Первосвященниче, о спасении мира грешнаго душу Свою положивый, давый нам власть чадами Божиими быти и обитати в невечернем дни Царствия Твоего! Даруй прощение и вечную радость усопшему, о немже с мольбою взываем Ти:

Икос 1

(имярек) .

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 2

Яко безутешная горлица носится душа над юдолию земною, созерцая с высоты божественного разумения грехи и соблазны минувшаго пути, горько скорбя о каждом невозвратном дне, ушедшем без пользы, но помилуй раба Твоего, Владыко, да внидет он в покой Твой, взывая: Аллилуиа.

Икос 2

Если Ты страдал о всем мире, если Ты проливал слезы и кровавый пот о живых и мертвых, то кто нас удержит от молитвы за усопшаго. Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимся о спасении раба Твоего.

Иисусе, жизни Подателю, озари его светом Твоим.

Иисусе, да будет он едино с Тобою и Отцем.

Иисусе, всех призываяй в виноградник Твой, не забуди озарити его светом Твоим.

Иисусе, щедрый Раздаятелю вечных наград, яви его светом чертога Твоего.

Иисусе, верни душе его благодатныя силы первозданныя чистоты.

Иисусе, да умножатся во имя его добрыя дела.

Иисусе, согрей осиротевших Твоею таинственною отрадою.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 3

Связанный узами плоти раб Твой падал греховно, но дух его томился по Твоей вечной правде и святости, ныне же, когда немощь плотская скована могильным тлением, да вознесется душа его превыше солнца к Тебе Всесвятому и воспоет песнь избавления: Аллилуиа.

Икос З

Верховный апостол Твой в холодную нощь у костра трижды отрекся от Тебе и Ты спасл еси его. Единый ведый человеческого естества немощь, прости и рабу Твоему (имярек) многовидныя отпадения от воли Твоея.

Иисусе, всели его там, где нет заблуждений.

Иисусе, избави его от тягостных терзаний совести.

Иисусе, да сгинет навеки память грехов.

Иисусе, соблазнов юности его не помяни.

Иисусе, от тайных беззаконий очисти его.

Иисусе, осени его тихим светом спасения.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 4

Бури жизни миновали, страдания земные окончены, безсильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех, о ком возносится Тебе дерзновенная песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Ты без числа милосерд к нам. Ты единый Избавитель, что мы прибавим к подвигу спасающей любви Твоей, но Симон Киринейский помогал нести Крест Тебе Всесильному, так и ныне благости Твоей угодно спасение близких совершать с участием нашим.

Иисусе, Ты заповедал друг друга тяготы носити.

Иисусе, союз любви положивый между мертвыми и живыми.

Иисусе, да послужат подвиги любящих во спасение рабу Твоему (имярек) .

Иисусе, услыши его вопль сердечный, возносимый нашими устами.

Иисусе, в наших слезах приими его покаяние.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 5

Боже, да будет принят Тобою его предсмертный вздох сокрушения, якоже мольба благоразумнаго разбойника. Он угас на жизненном кресте, дай наследовать ему Твоя обетования, якоже тому: «Аминь, глаголю тебе, со Мною будеши в раю», где сонмы раскаявшихся грешников радостно поют: Аллилуиа.

Икос 5

За нас Распятый, за нас измученный, простри руку с Твоего Креста, каплями крови Твоея безследно смой излитыя согрешения его, благообразною Твоею наготою согрей обнаженную осиротевшую душу.

Иисусе, Ты знал его жизнь до рождения и возлюбил его.

Иисусе, Ты видел его из далече с высоты Креста Твоего.

Иисусе, Ты простирал ему в даль грядущему изъязвленные объятия Твои.

Иисусе, Ты Взывал о прощении его на кровавой Голгофе.

Иисусе, Ты кротко умирал за него в тяжких муках.

Иисусе, претерпевый во гробе положение, освяти его могильный покой.

Иисусе воскресший, вознеси ко Отцу озлобленную миром и Тобою спасенную душу.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 6

Спит он вечным сном могилы, но душа его не дремлет, чает Тебя Господи, жаждет Тебя вечного Жениха. Да исполнятся на умершем слова Твои: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный». Дай ему ясти от манны сокровенныя и пети у Престола Твоего: Аллилуиа.

Икос 6

Смерть разлучила со всеми ближними, стала дальше душа, знаемии сокрушаются, и токмо Ты Един остался близок. Разрушились преграды плоти и Ты открылся в неприступном величии Божества с ожиданием ответа.

Иисусе, Любовь превыше всякого разумения, помилуй раба Твоего.

Иисусе, удаляясь от Тебя, он тяжко страдал.

Иисусе, прости неверность его сердца. Иисусе, обманутые надежды рождали тоску по Тебе.

Иисусе, вспомни те часы, когда душа его трепетала восторгом Твоим.

Иисусе, дай скончавшемуся неземную радость и покой.

Иисусе, единый верный, неизменный, приими его.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 7

Веруем, что недолгой будет разлука наша. Мы хороним тебя, как на ниве зерно, ты произрастешь в иной стране. Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих, а дела добрые там просияют, где семена добра приносят нетленные плоды, где души святые поют: Аллилуиа.

Икос 7

Когда уделом умершего станет забвение, когда образ его поблекнет в сердцах и время изгладит место с могилою и ревность молитвы о нем, тогда Ты не остави его, дай отраду одинокой душе.

Иисусе, Твоя любовь не охладевает.

Иисусе, неистощимо Твое благоволение.

Иисусе, в неумолкаемых мольбах Церкви да омоются грехи его приношением Жертвы Безкровной.

Иисусе, предстательством всех святых даруй ему благодать молитвы о живых.

Иисусе, во дни испытаний наших приими его ходатайство о нас.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 8

Будем молиться со слезами, когда память об усопшем мучительно свежа, будем поминать имя его в нощи и во дни, раздавая милостыню, питая гладных, из глубины души взывая: Аллилуиа.

Икос 8

Тайнозритель Иоанн Богослов созерцал у Престола Агнца Божия великое множество людей, облеченных в белые ризы: это те, кто пришел от великой скорби. Они радостно служат Богу день и ночь, и Бог обитает с ними, и не коснется их мука.

Иисусе, причти к ним и раба Твоего (имярек) .

Иисусе, он много страдал и томился.

Иисусе, известны Тебе все горькие часы и тягостные минуты его.

Иисусе, на земли он имел печали и скорби, дай на небе отраду.

Иисусе, услади его от источников живыя воды.

Иисусе, отыми всяку слезу от очей его.

Иисусе, всели его, где не опаляет, но живит солнце правды Твоея.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 9

Кончено странствование земное, какой благодатный переход в мир Духа, какое созерцание новых неведомых миру земному вещей и небесных красот, душа возвращается в отечество свое, где светлое солнце, правда Божия просвещает поющих: Аллилуиа.

Икос 9

Если отблеск и след Твой полагает сияние на лице смертных, то каков же Ты Сам. Если плоды Твоих рук так прекрасны, и земля, отражающая только тень Твою, полна невыразимым величием, то каков же невидимый лик Твой. Открой славу Твою усопшему рабу Твоему (имярек) .

Иисусе, обостри его слух к восприятию Твоего Божества.

Иисусе, обостри его слух к разумению небесных.

Иисусе, да будет его радость преисполненная.

Иисусе, подкрепи его надеждою встречи в обителях блаженных.

Иисусе, дай нам почувствовать благодатную силу заупокойной молитвы.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 10

Отче наш, скончавшагося в Царствие Твое приими, где нет греха и зла, где нерушима Святая воля, где в сонмах чистейших душ и непорочных ангелов святится Твое благодатное имя и благоухает хвала: Аллилуиа.

Икос 10

В тот день ангелы поставят Престол Твой, Судие, и Ты возсияеши во славе Отца Твоего, неся воздаяние всякому человеку. О, воззри тогда милостиво на смиреннаго раба Твоего (имярек) , рцы ему: «Прииди одесную Мене».

Иисусе, яко Бог власть имаши оставляти грехи.

Иисусе, прости его согрешения забытыя или стыдом утаенныя.

Иисусе, отпусти беззакония немощи и неведения.

Иисусе, избави его от несвятимых глубин адскаго отчаяния.

Иисусе, да унаследует он Твои животворящия обетования.

Иисусе, сопричти его благословенным Отца Твоего.

Иисусе, дай ему во веки нескончаемое блаженство.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 11

Владыко Всеблагий, да отверзятся усопшему солнцевидные врата райские, да встретят его с ликованием соборы праведных и святых, сонмы близких и любящих его, да возрадуются о нем светоносные ангелы Твои, да узрит он и Присноблаженную Матерь Твою там, где победно звучит: Аллилуиа.

Икос 11

Под дыханием Твоим оживают цветы, воскресает природа, пробуждаются сонмы мельчайших тварей, Твой взор светлее весенних небес, Твоя любовь, Иисусе, теплее лучей солнечных. Ты из праха земного воскресил бренную плоть человеческую к расцвету вечной нетленной жизни весны, тогда озари и раба Твоего (имярек) светом милостей Твоих.

Иисусе, в Твоей деснице благоволение и жизнь.

Иисусе, во взоре Твоем свет и любовь.

Иисусе, избави усопшего от вечныя смерти духовныя.

Иисусе, он уснул с надеждою, подобно Нилу-реке пред холодной зимой.

Иисусе, пробуди его, когда терния земли облекутся цветом вечности.

Иисусе, да не омрачит ничто земное его последнего сна.

Иисусе, Счастье Неизменное и цель нашего бытия.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 12

Христе! Ты - Царство Небесное, Ты - земля кротких, Ты - обитель многих, Ты - питие совершенно новое, Ты - одеяние и венец преподобных, Ты - ложе упокоения святых, Ты - Сладчайший Иисусе! Тебе подобает хвала: Аллилуиа.

Икос 12

Под образом тихих садов неземной красоты, и светлых как солнце обителей и в великолепии небесных песнопений Ты открыл нам блаженство любящих Тя.

Иисусе, да внидет раб Твой в радость Твою.

Иисусе, облеки его сиянием славы Отца.

Иисусе, просвяти его озарением Духа Святаго.

Иисусе, да услышит он неизреченную песнь Херувимов.

Иисусе, да будет он восходить от славы в славу.

Иисусе, да узрит он Тебя лицем к лицу.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 13

О, Женише Безсмертный, в полночь греха и неверия грядый с небес со ангелами судити миру всему. Отверзи двери славного чертога Твоего рабу Твоему (имярек) , да в безчисленных сонмах святых во веки поет: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Господом данный Ангеле…» и 1-й кондак «Избранный Ходатаю».

Икос 1

Господом данный Ангеле хранителю святый, прииди помолиться о рабе твоем, егоже на всех путех жизни сопровождал, хранил и наставлял еcи, воззови с нами ко Спасу Всещедрому.

Иисусе, истреби рукописание грехов раба Твоего (имярек) .

Иисусе, уврачуй его язвы душевные.

Иисусе, да не будет на земли горьких воспоминаний о нем.

Иисусе, сего ради помилуй огорчавших его и обиженных им.

Иисусе покрый его несовершенства светоносною ризою Твоего искупления.

Иисусе, возвесели его милосердием Твоим.

Иисусе неизреченный, великий и чудный, явися ему Сам.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 1


О том, как правильно читать акафист за единоумершего

Конечно, лучше посещать церковь и читать акафист там во время службы. Священнослужители говорят, что лучшее время для зачитки – после произнесения Батюшкой канона Святому, после заупокойной литии. Но если такой возможности нет, то можно встать перед иконами и произнести акафист дома.