Почему в рассказе дракон вмещает так много. Политическая сказка Евгения Замятина «Дракон. Довел: без пересадки – в Царствие Небесное. Штычком

Прочитав рассказ Е. Замятин а "Дракон ", мы не сразу можем уловить смысл произведения. Чересчур много метафор. Давайте проанализируем его по частям.

Вообще, прочитав сначала название, мы представляем в голове образ сказочного дракона, думаем, что рассказ, скорее всего, для детей написан. Но первое впечатление обманчиво.

Рассказ написан в 1918 году, когда к власти пришли большевики и разгорелась Гражданская война. Этот суровый период и показывает Замятин в "Драконе".

_____________________________________________
1-|Люто замороженный, Петербург горел и бредил. |- сразу мы видим в первом предложении рассказа такой приём, как оксюморон. На улице зима, но город "горел", что наводит на мысль о каких-то страшных событиях в нем.

2-|Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. |- Замятин использует для описания желтые и красные цвета. Первый ассоциируется с болезнью, а второй с пролитой кровью. Шпили и решетки нагнетают атмосферу происходящего.

3-|Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. |- "ледяное солнце" также оксюморон, как бы придает значение угасания всего светлого в жизни. Оно сравнивается с голубем, символом хоть какой-нибудь надежды.

4-|Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. |- люди в Петербурге сравниваются с драконами. Они потеряли человеческий облик, выходили из "тумана", который скрывал их настоящее лицо, но долго не смогли продержаться снаружи. Им надо было окунуться с головой в революцию, чтобы власть не наказала их.

5-|И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи. |- трамвай олицетворяет человеческую нравственность, которая в тот период начала исчезать (например, вера в Бога стала запретной, жизнь человека начала обесцениваться).

6-|На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот. |- вот и появился перед нами тот самый "дракон". Он не оправдал наши ожидания, пришедшие к нам после прочтения названия рассказа. Этот "дракон" создаёт впечатление чего-то нелепого, несуразного при рассмотрении его портрета. Казалось бы, что в нем страшного? Да не тут-то было...

7-Далее идет ключевой момент рассказа :
| Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
— ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
— Ну, и что же - довел?
— Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
|-
Тут мы видим, что “ сказочный герой ” не безобиден вовсе. Ведя "человека думающего" (именно такие не нужны были новой власти) на допрос, Дракон не сдержался и убил его штыком. Туман в рассказе - символ зла и зачерствения человеческой души из-за антигуманных взглядов, диктуемых советской властью. А трамвай с моральными ценностями уходит всё дальше и дальше...

8-|И вдруг – из пустых рукавов – из глубины – выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу – и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
— Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз – и в тумане два глаза – две щелочки из бредового в человечий мир.
|- в этой сцене мы убеждаемся, что не до конца Дракон потерял человеческие качества. Увидев замерзшего воробья (причем, заметьте, Замятин употребляет слово "воробьеныш", чтобы подчеркнуть беззащитность этого маленького создания), он сразу старается его пригреть. От этого из того затуманенного мира прорезаются "две щелочки", то есть два глаза, но не широко распахнутые и не смотрящие на происходящее вокруг трезво.

9-|Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их – в бредовом мире – не было слышно. Скрежетал трамвай.
— Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
|- в Драконе просыпается надежда на то, что воробушек всё же сможет очнуться. Он чуть ли не сказал "ей-богу". Это означает, что религиозное начало в человеке не так-то просто уничтожить одним махом, как попыталась новая власть.

10-|Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул – и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное. |- та деталь, что "винтовка валялась на полу", заставляет читателя задуматься, возьмет ли её дракон снова? Или всё же пойдет по пути истинному? А та "предписанная точка пространства" - грань между "затуманенным миром" и "человеческим миром". Именно в тот момент оживает воробьёныш, почувствовав теплоту и доброту, повеявшую из мира людей.

11-|Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
|- в заключительном эпизоде мы видим, что дракон всё же выбрал путь жестокости и зла. А добро (трамвай) всё дальше уходит от него...

"Дракон"

Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот.

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

Ну, и что же - довел?

Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штыком.

Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.

И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.

Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!

Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щелочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай.

Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!

Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.

Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.

Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.

Прочитав рассказ Е. Замятин а "Дракон ", мы не сразу можем уловить смысл произведения. Чересчур много метафор. Давайте проанализируем его по частям.

Вообще, прочитав сначала название, мы представляем в голове образ сказочного дракона, думаем, что рассказ, скорее всего, для детей написан. Но первое впечатление обманчиво.

Рассказ написан в 1918 году, когда к власти пришли большевики и разгорелась Гражданская война. Этот суровый период и показывает Замятин в "Драконе".

_____________________________________________
1-|Люто замороженный, Петербург горел и бредил. |- сразу мы видим в первом предложении рассказа такой приём, как оксюморон. На улице зима, но город "горел", что наводит на мысль о каких-то страшных событиях в нем.

2-|Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. |- Замятин использует для описания желтые и красные цвета. Первый ассоциируется с болезнью, а второй с пролитой кровью. Шпили и решетки нагнетают атмосферу происходящего.

3-|Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. |- "ледяное солнце" также оксюморон, как бы придает значение угасания всего светлого в жизни. Оно сравнивается с голубем, символом хоть какой-нибудь надежды.

4-|Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. |- люди в Петербурге сравниваются с драконами. Они потеряли человеческий облик, выходили из "тумана", который скрывал их настоящее лицо, но долго не смогли продержаться снаружи. Им надо было окунуться с головой в революцию, чтобы власть не наказала их.

5-|И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи. |- трамвай олицетворяет человеческую нравственность, которая в тот период начала исчезать (например, вера в Бога стала запретной, жизнь человека начала обесцениваться).

6-|На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот. |- вот и появился перед нами тот самый "дракон". Он не оправдал наши ожидания, пришедшие к нам после прочтения названия рассказа. Этот "дракон" создаёт впечатление чего-то нелепого, несуразного при рассмотрении его портрета. Казалось бы, что в нем страшного? Да не тут-то было...

7-Далее идет ключевой момент рассказа :
| Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
— ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
— Ну, и что же - довел?
— Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
|-
Тут мы видим, что “ сказочный герой ” не безобиден вовсе. Ведя "человека думающего" (именно такие не нужны были новой власти) на допрос, Дракон не сдержался и убил его штыком. Туман в рассказе - символ зла и зачерствения человеческой души из-за антигуманных взглядов, диктуемых советской властью. А трамвай с моральными ценностями уходит всё дальше и дальше...

8-|И вдруг – из пустых рукавов – из глубины – выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу – и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
— Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз – и в тумане два глаза – две щелочки из бредового в человечий мир.
|- в этой сцене мы убеждаемся, что не до конца Дракон потерял человеческие качества. Увидев замерзшего воробья (причем, заметьте, Замятин употребляет слово "воробьеныш", чтобы подчеркнуть беззащитность этого маленького создания), он сразу старается его пригреть. От этого из того затуманенного мира прорезаются "две щелочки", то есть два глаза, но не широко распахнутые и не смотрящие на происходящее вокруг трезво.

9-|Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их – в бредовом мире – не было слышно. Скрежетал трамвай.
— Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
|- в Драконе просыпается надежда на то, что воробушек всё же сможет очнуться. Он чуть ли не сказал "ей-богу". Это означает, что религиозное начало в человеке не так-то просто уничтожить одним махом, как попыталась новая власть.

10-|Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул – и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное. |- та деталь, что "винтовка валялась на полу", заставляет читателя задуматься, возьмет ли её дракон снова? Или всё же пойдет по пути истинному? А та "предписанная точка пространства" - грань между "затуманенным миром" и "человеческим миром". Именно в тот момент оживает воробьёныш, почувствовав теплоту и доброту, повеявшую из мира людей.

11-|Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
|- в заключительном эпизоде мы видим, что дракон всё же выбрал путь жестокости и зла. А добро (трамвай) всё дальше уходит от него...

1. Класс: 11

2. Предмет, тема урока: Литература, Урок развития критического мышления по рассказу Е. И Замятина «Дракон»

3. Этап обучения по данной теме (начальный, основной, завершающий): Основной

4. Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ :

  1. обучить новому методу анализа текста;
  2. дать представление о творчестве Е.И.Замятина.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ : развитие критического мышления;

  1. развивать умение внимательно читать и понимать текст;
  2. развивать умение обосновывать свою точку зрения.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ :

  1. воспитание доброты, чуткости, порядочности;
  2. воспитание интереса к предмету.

5. Тип урока: получения новых знаний.

6. Используемые приемы, методы, технологии обучения: метод читательского прогноза, технология критического мышления через чтение.

7. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

8. Оборудование и основные источники информации: проектор, экран, компьютер, Power Point презентация.

9. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

1. Учебно - познавательные

  1. Формулирование целей своей деятельности на уроке.
  1. Умение анализировать, обобщать, формулировать выводы.

2. Коммуникативные

  1. Способность высказывать свою точку зрения.
  2. Способность слушать и понимать точку зрения собеседника.
  3. Способность вести дискуссию.

3. Информационные.

  1. Владение методом читательского прогноза при анализе текста.

4. Ценностно-смысловые

  1. Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
  2. Умение принимать решения, основываясь на идеалах добра и справедливости.
  3. Умение формулировать собственные ценностные ориентиры.

5. Компетенции личностного самосовершенствования

  1. Уважительное отношение к чужой позиции.

10.Список использованной литературы:

1. Замятин Е.И. Мы. Рассказы // Эксмо. 2009.

2. Чураков Д.: Бунтующие пролетарии: Рабочий протест в Советской России //М. 2007.

3. Берлянд И. Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и школе диалога культур// М. 2005.

ХОД УРОКА

Мотивация

Слово учителя :

Наверняка, каждый из Вас неоднократно слышал, что современному человеку очень важно уметь мыслить критически. Давайте попробуем объяснить, что подразумевается под выражением «критическое мышление».

Обсуждение.

Слайд 1

Слово учителя :

Итак, мы выяснили, что понятие «критическое мышление» включает: самостоятельность, аргументированность, направленность на поиски здравого смысла.

Обсуждение:

  1. Важны ли нам эти компоненты при анализе художественного текста, при чтении?
  2. Что они нам дают?

Целеполагание

Слово учителя :

Сегодня, на уроке, мы постараемся освоить такой прием критического осмысления текста, как читательский прогноз. Это и будет нашей целью.

Слайд 2.

Слово учителя

Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: “Этого я не ожидал!” Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее - словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

Сегодня у нас на уроке интереснейшая вещь - рассказ Евгения Замятина «Дракон». Запишем тему, исходя из цели и материала урока: «Критический анализ рассказа Замятина «Дракон».

Слайд 3.

И мы постоянно будем “отгадывать” - что же там будет дальше в рассказе?

Усвоение нового материала

Слово учителя:

Посмотрим на название и уже начнем отгадывать.

Слайд 4.

Обсуждение:

  1. Предположите, какими будут время, место действия и сюжет рассказа с таким названием.

Слово учителя:

Чтобы проследить, совпадут ли наши предположения с тем, что будет в тексте, по ходу занятия мы заполним таблицу. Перечертите ее в тетради.

Слайд 5.

Слово учителя:

Заполним своим прогнозом первую колонку, пишем кратко! Ну и начнем читать.

Чтение отрывка.

Слайд 6

“Люто замороженный Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон жёлтые и красные колонны, шпили и седые решётки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи”.

Обсуждение:

  1. Итак, место действия – Петербург. Реальна или нереальна обстановка?
  2. Какие ощущения возникают?
  3. Обратим внимание на первые 2 слова, как это – люто?
  4. Почему солнце ледяное?
  5. Что это за круглые дымки, которые изрыгали «драконо-люди»?

Чтение отрывка.

Слайд 7

“На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот”.

Обсуждение:

  1. Вот и он – дракон. Какой он? Страшный?

Работа со словом картуз.

Слайд 8

Слово учителя:

Дракон не сказочный, а вполне реальный человек. Он какой-то нестрашный - нелепый, маленький, даже жалкий.

Но последнее предложение, рот, который назван всего лишь дырой, - все это звучит немного странно.

Заинтриговал Вас писатель? Будем отгадывать или прочтем еще небольшой кусочек?

Чтение отрывка

Слайд 9.

“Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

- …Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И ещё разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

Ну, и что же - довёл?

Довёл: без пересадки - в Царствие Небесное. Штычком.

Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель.

Скрежетал и нёсся вон из мира трамвай”.

Обсуждение:

  1. О чём же этот разговор?

Слово учителя :

Рассказ повествует о действительно чрезвычайно холодной зиме 1918 года. Давайте вместе постараемся вспомнить, что происходило в стране в это время.

  1. Какое историческое событие произошло на год ранее в России?
  2. Кто руководил страной в это время?
  3. Что происходило в это время в обществе?
  4. В чем состоит трагизм Гражданской войны для нашей страны?

Слайд 10

Слово учителя :

Итак, мы выяснили, что в рассказе показано послереволюционное время, когда большевики только что взяли власть в свои руки. Это страшное время Гражданской войны, период раскола общества на противоборствующие группировки - «красные» и «белые», жестокая расправа с противниками, террор, постоянные страх и недоверие к каждому. Человек с винтовкой, которого мы увидели в рассказе, скорее всего, красноармеец.

Обсуждение:

  1. Он вёл другого - очевидно, политического противника… нет, не на расстрел. Может быть, в штаб. И по дороге - убил. Почему? За что?
  2. Упоминания об убитом мы больше в рассказе не встретим. Но попытайтесь его представить! Как вы думаете, каковы мотивы его поведения? Почему он всё время пытался заговорить со своим провожатым?
  3. Могли ли попытки этого человека увенчаться успехом? Почему?
  4. Сожалеет ли “дракон” о своём поступке? С каким чувством он рассказывает о нём? Почему говорит - “штычком”, а не “штыком”?

Слово учителя :

Этот диалог в рассказе - самый важный. Он ошеломляет. Становится ясно, что ситуация, изображённая в рассказе, вовсе не сказочная - перед нами реальная, страшная, страшнее любой самой страшной сказки, жизнь.

Обсуждение:

  1. Сделайте вывод: какой дракон страшнее - сказочный (дышащий огнём, трёхголовый) или вот этот, замятинский - пустой?
  2. Почему этот - страшнее?
  3. Можно ли в чём-то убедить - пустоту? А вспомните - сначала он показался нестрашным, даже смешным…

Обсуждение, заполнение таблицы.

Рассказ не закончен еще. Что ждет нас дальше?

Чтение отрывка

Слайд 11, 12

“И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы.

Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.

Мать ты моя! Воробьёныш замёрз, а! Ну скажи ты на милость!

Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щёлочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьёнышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай.

Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет ещё? А ведь отойдёт, ей-бо… Ну ска-жи ты!

Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбой момент, в предписанной точке пространства серый воробьёныш дрыгнул, ещё дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное”.

Обсуждение:

  1. Снова неожиданный поворот. Почему дракон-красноармеец человека убил, а воробьеныша спас?

Обсуждение, заполнение таблицы.

  1. Каким вам хочется видеть финал рассказа? Попробуйте предсказать его завершение.

Чтение отрывка

Слайд 13

“Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щёлочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.

Скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай”.

Обсуждение, формулирование выводов

  1. Вот и закончился рассказ. Как вы поняли, есть ли у автора, оптимизм по отношению к человеческой личности?
  2. О чем этот рассказ?
  3. Можно ли, на ваш взгляд, общественно-историческими условиями оправдать человеческую жестокость?

Слайд 14 .

Рефлексия

Обсуждение:

  1. Посмотрите на таблицу, вспомните ход урока и скажите, что дал нам такой прием анализа, как читательский прогноз?
  2. Помог ли он нам критически осмыслить этот небольшой текст?

Домашнее задание:

1 уровень – написать рецензию на рассказ.

2 уровень – подготовить пересказ текста.

3 уровень – найти и выписать художественно-выразительные средства

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Самостоятельное Аргументированное Направленное на поиск здравого смысла

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПРОГНОЗ

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА Е. И. ЗАМЯТИНА «ДРАКОН»

ДРАКОН Время? Место? Сюжет?

Читательский прогноз События в тексте

Люто замороженный Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон жёлтые и красные колонны, шпили и седые решётки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот.

Картуз - это мужской головной убор с жестким козырьком, фуражка

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим: - … Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И ещё разговаривает, стервь, а? Разговаривает! - Ну, и что же - довёл? - Довёл: без пересадки - в Царствие Небесное. Штычком. Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и нёсся вон из мира трамвай.

Революция 1917 года Приход большевиков к власти Гражданская война

И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана. - Мать ты моя! Воробьёныш замёрз, а! Ну скажи ты на милость! Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щёлочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьёнышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай. - Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет ещё? А ведь отойдёт, ей-бо… Ну ска-жи ты! Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбой момент, в предписанной точке пространства серый воробьёныш дрыгнул, ещё дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.

Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щёлочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку. Скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай

О чем рассказ?

Домашнее задание 1 уровень: рецензия на рассказ 2 уровень: подробный пересказ 3 уровень: художественно-выразительные средства


(Чтение с остановками)

Копылова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии № 209 Центрального района
Санкт-Петербурга «Павловская гимназия»

Цели:

Образовательная цель:

· обучить новому методу анализа текста;

· дать представление о творчестве Е.И.Замятина.

Развивающая цель:

Развитие критического мышления;

· развивать умение обосновывать свою точку зрения.

Воспитательная цель:

· воспитание доброты, чуткости, порядочности;

· воспитание интереса к предмету.

Рассказ «Дракон» необыкновенно ценен тем, что доносит до учащихся «воздух эпохи», позволяет поднять важные нравственные проблемы и при малом объеме (следовательно, при минимальных временны х затратах) служит прекрасным материалом для исследования писательского мастерства.

Текст рассказа вполне помещается на листе формата А4. Мы делим его на пять частей, разрезаем и предлагаем читать «по частям», каждый раз закрепляя свою рефлексию путем записей в таблице и прогнозируя дальнейшее содержание рассказа. (см. приложение 1)

Ход урока

Сначала на доске и в тетрадях должно появиться просто слово «дракон», без сообщения имени автора и названия урока. Как показал опыт, иначе мы не сможем добиться «чистой» рефлексии и в сознании ребят, особенно читающих, пойдет рефлексия «литературная» - и на «Дракон» Е.Шварца, и на имя писателя.

· Дракон… Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении подчеркивайте слова, которые записали и вы, и ваши коллеги по классу. Можно также дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.

· Как обычно выглядит дракон? Каково его «цветовое решение»?

· Где встречается этот образ?

Это начало урока нравится учащимся. Ассоциативный ряд выстраивается легко, цветовое восприятие слова, как правило, одинаковое (обычно зеленый и красный цвета). Важно подчеркнуть, что это существо мифическое, сказочное.

Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.

· Считаете ли вы слово «Дракон» удачным для названия рассказа? Почему?

Ожидаемое содержание (время, место, сюжет) рассказа с таким названием (краткая запись в тетрадях, чтение).

Название рассказа ребята считают удачным - короткое, емкое, звучное слово, сразу привлекающее внимание. Они легко фантазируют, предвосхищая сюжет, и чем дальше их версия будет от замятинского рассказа, тем интереснее.

Сообщение цели и задач урока. Запись на доске и в тетради:

Евгений Замятин. «Дракон»

…Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее, - словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

А какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?

Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится Е.Замятин - к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.

Чтобы закрепить наши впечатления, начертим небольшую таблицу и будем заполнять ее по мере чтения рассказа.

Обратимся к рассказу:
1 фрагмент

Был ли он для вас неожиданным? Что именно оказалось неожиданным - запишите в нужную колонку.

(Сначала записи ведутся самостоятельно, потом читаются вслух. При чтении ребята подчеркивают то, что отметили их одноклассники, и дополняют свои записи).

Учащиеся сразу признают, что начало рассказа было для них совершенно неожиданным. Неожиданным стало место действия - Петербург, причем образ Петербурга дан как реальный. Можно сказать, что Петербург здесь узнаваемый, традиционный, даже бытовой (решетки, шпили, колонны, трамваи). Неожиданным является время действия - зима, лютый холод.

«Ожидаемыми» являются образ огня и ощущение нереальности происходящего («Петербург горел и бредил», «горячечное, небывалое, ледяное солнце»), образы людей («драконо-люди»), слово «изрыгали».

Отмечаются как «ожидаемое» также настроение рассказа. Это страшная, почти нереальная - при всей реальности происходящего - обстановка «люто замороженного» города.

Можно обратить внимание учащихся на то, как рационально использует Замятин художественное пространство рассказа. Стремительно, в самом первом слове («люто») задается общая тональность, создается настроение повествования. Отмечают учащиеся и исключительно неприятный звук - скрежет, которым сопровождается действие.

· Итак, место, где происходит действие, перед нами. Это «люто замороженный» Петербург. Мы помним и название рассказа - «Дракон». Ваш прогноз - каково содержание следующего абзаца? Конечно, мы ждем появления главного героя. Вспомните наш ассоциативный ряд к этому слову! Теперь читаем дальше…

· 2 фрагмент

Мы ожидали, что появится дракон - и вот он появился. Вернемся к нашей таблице и запишем - что здесь «ожидаемое» и что неожиданное?

«дракон» не сказочный, а вполне реальный человек. Он какой-то нестрашный - нелепый, маленький, даже жалкий. Винтовку, если рассказ не читали ранее, учащиеся склонны рассматривать скорее как бутафорскую или как знак слабости, желания защититься. Только что-то мешает полностью признать, что перед нами реальный, обычный человек. Что? Может, последнее предложение? Оно звучит как-то непонятно, странно…

вы хотите высказать свой читательскийпрогноз или интереснее услышать его продолжение? (Как правило, всем хочется узнать продолжение рассказа Замятина).

Следующий фрагмент - диалог. Обычный разговор на трамвайной площадке двух случайных попутчиков. Обычный? Вслушаемся: о чем идет речь?

3 фрагмент

Этот диалог в рассказе - самый важный. Он ошеломляет. Становится ясно, что ситуация, изображенная в рассказе, вовсе не сказочная - это реальная, страшная, страшнее любой самой страшной сказки, жизнь. Но зачастую этот диалог понятен только взрослым.

При беглом чтении, в погоне за сюжетом (которого у Замятина практически нет), ребята, как правило, «пролетают» рассказ и не понимают его содержания: он слишком короткий. Только «чтение с остановками» позволяет понять глубину замятинского текста.

Рассказ сложен для учащихся еще и потому, что современные школьники плохо представляют себе обстановку в стране в 1918 году. Учебники истории дают только краткую, можно сказать, формальную информацию о происходившим в стране. Чтобы ребята могли представить, как это было, им необходимо «переживание» событий прошлого. Такое «переживание» способно дать человеку только произведение искусства - фильм, картина или книга. Поэтому настоящее постижение истории родного государства происходит, как ни странно это звучит, не на уроках истории, а на уроках литературы.

· Итак, о чем же этот разговор? Рассказ повествует о действительно чрезвычайно холодной зиме 1918 года, времени, когда большевики только что взяли власть в свои руки. Человек с винтовкой, скорее всего, красноармеец. Он вел другого - очевидно, политического противника… нет, не на расстрел. Может быть, в штаб. И по дороге - убил. Почему? За что?

· Упоминания об убитом мы больше в рассказе не встретим. Но каковы мотивы его поведения, почему он все время пытался заговорить со своим провожатым?

· Могли ли попытки этого человека увенчаться успехом? Почему?

· Сожалеет ли «дракон» о своем поступке? С каким чувством он рассказывает о нем? Почему говорит «штычком», а не «штыком»?

· Сделайте вывод: какой дракон страшнее - сказочный (дышащий огнем, трехголовый) или вот этот, замятинский - пустой? Почему этот - страшнее? Можно ли в чем-то убедить - пустоту? А вспомните - сначала он показался нестрашным, даже смешным…

Вернемся к таблице и запишем, чего мы ожидали и что оказалось неожиданным…

Теперь, поняв страшный смысл такого, казалось бы, обыденного разговора на трамвайной площадке, еще раз перечитаем этот абзац. Не кажется ли вам, что в нем чего-то не хватает? (Диалога.)

А сколько реплик в этом диалоге? Ждете ли вы продолжения? Какого? Как вы думаете, почему этого продолжения нет в рассказе?

(В рассказе нет ответа на последнюю реплику дракона.

Ребята нашли и причину того, почему в рассказе Замятина отсутствует какая-либо реакция на озлобленные реплики дракона.(См. первый абзац: обитатели города - «драконо-люди») . Возможны, конечно, и другие истолкования отсутствия реакции на слова «дракона».)

· Следующий абзац начинается со слов «И вдруг…» Попробуйте предположить, как могли бы развиваться события дальше?

4 фрагмент

Итак, снова неожиданный поворот. Герой Замятина бесчеловечен, жесток, но даже в таком жестоком существе есть возможность сочувствия «воробьенышу».

Заполним нашу таблицу «ожидаемое» - «неожиданное».

· Отметьте наиболее выразительные художественные детали:

Ненужная, валяющаяся на полу винтовка.
Особенности речи дракона: одни и те же слова и звучат ругательством, и служат для выражения расстроганности, ласки. Почему?
Несколько необычно слово «воробьеныш» - привычнее «воробышек», «воробьишка».
Почему слово звучит именно так?

· Каким вам хочется видеть финал рассказа? Попробуйте предсказать его завершение.

5 фрагмент

Вот и закончился этот рассказ Замятина. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?

· Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?

· Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками» - и если помогло, то в чем? Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?

· Взгляд Замятина на человека оптимистичен или пессимистичен?

Перечитаем рассказ целиком. Он такой короткий, что мы вполне могли чего-то и не заметить.

Есть ли в рассказе «сквозные» (проходящие через весь рассказ) мотивы, образы, детали, слова? Отметьте наиболее важные, на ваш взгляд, художественные детали.

Учащиеся находят проходящий через весь рассказ образ двух миров: мир «бредовый, туманный», жестокий, где обитают «драконо-люди», и мир земной, человечески, незащищенный.

Они сосуществуют рядом, и постоянно происходит взаимопроникновение этих миров. Поэтому весь рассказ проникнут мотивом движения. Направление этого движения - «вон из человеческого мира». Оно может происходить подчеркнуто стремительно («со скрежетом неслись вон из земного мира трамваи»), а может быть незаметным, медленным, но неуклонным и все равно направленным туда же - «вон»: «поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки»…

Уходит старый Петербург с его жизненным укладом, а вместе с ним уходит многое - наша культура, наш язык, нравственность, тепло и доброта человеческих отношений, да что там - даже понимание ценности человеческой жизни…

Но ребята отмечают, что и на этот раз слова падают в пустоту. Не отзывается этот мир ни на трагедию, ни на радость. Он пустой. Даже драконы в нем - одиноки. Так дан мотив пустоты - пустоты души и пустоты этого нового, жестокого мира.

А теперь попробуем обобщить материал урока в маленькой таблице:

Форма:
что описывается в рассказе?

Петербург. Зима 1918 года.

· О страшном времени после революции 1918 года, времени противостояния людей, когда человеческая жизнь ни во что не ставилась

· О жестокости мира и людей в нем

Разговор на трамвайной площадке.

· Об опасности пустоты в душе человеческой

· О противостоянии культуры и агрессивного бескультурья

· О том, что в самом жестоком человеке может быть место проблескам доброты (не все потеряно?)

· О том, что мир, в котором потеряно человеческое начало, не может быть счастливым

· ...

· Как получилось, что такой короткий рассказ вмещает так много? Ключевыми, главными словами ответа будут, конечно, слова «мастерство писателя». Сформулируйте ответ на этот вопрос, начав фразу со слов «Мастерство Евгения Замятина в том, что…»

Варианты домашнего задания:

· Рецензия на рассказ.

· Роман Е.Замятина «Мы» называют роман-предупреждение. А о чем предупреждает писатель в своем таком коротком рассказе «Дракон»»? (Письменный ответ на вопрос)

Приложение 1

Евгений Замятин

Дракон

Рассказ