"Лиса. Повадки лисы. образ лисы в русских народных сказках". Внеклассное чтение "образ лисы в русских народных сказках" прочитать русские народные сказки, в которых действует лиса

«Образ Лисы в русских народных сказках»

Выполнила ученица 4 «В» класса

Чернатова Ева

Научный руководитель

Чернатова В.В.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..……………3

1.1. Актуальность выбранной темы……………………….………………...3

2. Основная часть…………………………………………………….……………….4-9

2.1. Образ Лисы в русских народных сказках……………..………..…..4-6

2.2. Повадки настоящей лисы …………………………………………….... ..6-7

2.3. Сказочные черты характера Лисы………………………………….….8-10

2.4. Лиса в жанрах устного народного творчества………………..….11-13

3. Сочинение сказки о лисе и изготовление книжки……………………………..14

3.1. Работа над сочинением сказки……………………………..…………...

3.2. Подбор материалов для изготовления книжки……………….……….

3.3. Этапы работы……………………………………………………….

4. Заключение…………………………………………………………………………19

5. Информационные ресурсы…………………………………………………….......20

6. Приложения………………………………………………………….…........21-24

Введение.

Рыжей шубкою сверкает,
Волка дурит тут и там,
Мышек, зайчиков гоняет,
По полям, да по лугам.
Лицемерием известна,
Славится на все леса,
Вам, конечно же, известно
Что хитрее всех - лиса.

Я очень люблю животных, поэтому читаю много литературы: художественной, энциклопедий про животных. Мне очень нравятся читать русские народные сказки. Я заметила, что главным героем многих русских народных сказок является лиса. И я очень заинтересовалась этим животным, потому что лиса в русских народных сказках интереснее других зверей. Она может льстить, хитрить, добиваться своей цели.

Я прочитала весь материал в домашней библиотеке о лисе. В городской библиотеке мною были прочитаны энциклопедические статьи, посвященные этому зверю. Также в интернете я нашла и прочитала множество материала про лисицу. Изучив материал о лисе, мне вдруг стало интересно, а почему про лису русский народ стал складывать сказки, какая лиса в сказках, всегда ли «выходит сухой из воды». Я решила ответить на интересующие меня вопросы.

Мы с мамой решили сочинить свою собственную сказку о Лисе и сделать книжку. Мне очень пригодился и ранее изученный материал.

Цель: сочинить сказку о лисе, изготовить книжку.

Задачи:

    Исследовать образ лисы в русских народных сказках.

    Познакомиться со сказками, в которых Лиса кого-то обманула.

    Проанализировать, почему Лису в русских народных сказках называют Патрикеевной.

    Выявить сказочные черты характера Лисы.

2. Основная часть.

2.1. Образ Лисы в русских народных сказках.

Образ Лисы в русских народных сказках имеет много значений, потому что она может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Лиса всегда разная, и можно понять, почему она интересует человека, который наблюдает за ней. В Лисе и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству.

Свойство льстивости в характере Лисы проявляются в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. В сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.

Свойство хитрости характера Лисы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, что не сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка.

Свойство воровства в характере Лисы можно увидеть в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости.

В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию.

Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы . И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.

Лиса в русских сказках иногда принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы - хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: «Хитрость – второй ум», «Простота хуже воровства».

Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления, сказка имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.

Лису часто величают по имени-отчеству: Лиса Патрикеевна. Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса?

Патрикей - имя старинное и происходит от латинского слова « патриций », то есть аристократ. Правильнее поэтому было бы говорить не Патрикей, а Патрицей. Но в старину латинское «ц» на Руси произносили как «к».

700 лет назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, не довольны они были. Сеял князь вражду промеж народа, был причастен к формированию специальных дружин, которые разбойничали на торговых путях. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то и получила она отчество знаменитого князя – Патрикеевна и стала Лисой Патрикеевной. Также Лису в русских народных сказках называют: Лисичкой-сестричкой, Лисонькой, Кумушкой.

2.2. Повадки настоящей лисы.

Лиса – один из самых красивых хищников. Она относиться к семейству псовых, хотя чем-то похожа на кошачьих. Окрас шкурки рыжий, хвост длинный и пушистый, морда длинная и узкая, а глаза умные и хитрые.

Среди бывалых охотников имеется много рассказов о рыжей плутовке - шустрой и хитрой лисе. И, что удивительно - это все соответствует действительности, поэтому, нельзя не восхищаться этим грациозным, шустрым и стремительным зверьком. И, дело тут даже не в красивом меховом одеянии лисы, а в её взгляде, который она незамедлительно бросает, замирая на месте и навострив приподнятые уши, как будто, она всегда все знает.

Лиса – очень ловкий и резвый зверь. Она так быстро бегает, что ее очень трудно догнать собакам. К тому же это очень хитрый зверь: она может пускаться на различные уловки, запутывая собственные следы или добывая себе пропитание.

Лиса великолепный охотник. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее отличная память, хорошее обоняние и замечательно острый слух.

Лисица почти все время в движении, предпочитая охотиться на рассвете и в сумерках, в ночные и самые жаркие дневные часы обычно отдыхает на открытых логовах, обозревая просторы вокруг себя. Оттачивая филигранную технику охотничьего мастерства, неугомонный зверек со всей страстью отдается мышкованию, со стороны напоминая заигравшегося котенка. Кажется, ей нравится сам процесс охоты, она постоянно кого-то выслеживает, вынюхивает, высматривает. День за днем обходя свои угодья, это животное никогда не упустит возможности кого-то поймать, даже не будучи голодным: результат своего труда можно спрятать в одну из многочисленных кладовых «на черный день», который рано или поздно наступает. Лиса никогда не наедается «от живота», как это делает волк или медведь, она всегда остается легкой, подвижной и стремительной, готовой к новым охотничьим подвигам. По-прямой эта хитрая бестия почти не ходит, она постоянно меняет направление, сворачивает, возвращается, кружит и петляет, она любопытна, ей до всего есть дело. Так же она уходит от погони, изобретая на ходу какие- нибудь фокусы или новые уловки. Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочтет ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния. Для того, чтобы прочитать лисьи следы на снегу, надо быть настоящим мастером-следопытом, такие мудреные письмена не каждому по плечу. Если понаблюдать за этим замечательным охотником, лиса многому сможет научить! Лиса в любой ситуации проявляет смекалку, находчивость. Вот, например, когда у нее появляются блохи, находит шерстяную тряпку, подходит к водоему и очень медленно, начиная с хвоста, погружается в воду. Всем известно, что блохи не любят воду и поэтому бегут вверх к голове. В пасти лисицы находится шерстяная тряпка. Лиса с головой погружается в воду, а блохи остаются на тряпке. Так хитрая лисица избавляется то блох

Не избегает близости человека, если ее не преследуют. А приближается лиса к человеку, потому что в зимнее время не может добыть себе еду. Лисица приспособилась жить в самых разных ландшафтах: от тундры и лесов до степей и пустынь и даже гор. В последнее время зверька все меньше смущает и присутствие человека – лисица неплохо чувствует себя не только в окрестностях сел и деревень, но и в пригородах и даже в больших городах.

Лисица – один из немногих видов животных, которые могут выжить в условиях хозяйственной деятельности человека, когда другие животные вынуждены уходить. Происходит это благодаря удивительным качествам лисы, которыми наградила ее природа. Поймать лису очень непросто. В большинстве случаев она просто убегает и уносит своих детенышей.

2.3.Сказочные черты характера Лисы.

Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая. Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, лисица-масляна губица, лиса-кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул ее, не ворохнется. Обрадовался мужик, взял лису, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей: «Будет старухе воротник на шубу» - и тронул лошадь с места, сам пошел впереди. Лисица повыбросила с воза всю рыбу и ушла. Смекнул мужик, что лиса была не мертвая, да уже поздно. Делать-то нечего.

Лисица всюду в сказках верна самой себе. Ее хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжет напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.

В сказка часто изображается торжество лисы. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивыми героями. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! И то и другое так часто встречаются у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями.. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов.

Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), меняет скалку на гусочку, гусочку - на овечку, овечку - на бычка, грозит дрозду съесть птенцов, заставляет его поить, кормить, даже смешить себя («Лиса и дрозд»). Лиса выходит замуж за кота-воеводу с расчетом прибрать к рукам власть во всей лесной округе («Кот и лиса»), учится летать («Как лиса училась летать»), велит волку идти к присяге, чтобы увериться в правильности его слов: действительно ли на овце волчий кафтан. Волк сдуру сунулся в капкан и попался («Овца, лиса и волк»). Лиса крадет припасенный мед («Медведь и лиса»).

Лиса - притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчетливая, жестокая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера.

Сказки, в которых Лиса кого-то обманула:

    «Колобок».

    «Лиса и волк».

    «Лиса и заяц».

    «Лиса и журавль».

    «Лиса и дрозд».

    «Лиса и рак».

    «Лиса и козёл».

    «Кот, петух и лиса».

    «Лисичка со скалкой».

    «Девочка и лиса».

    «Лисичка-сестричка и серый волк».

    «Петушок – золотой гребешок».

Много есть сказок, в которых Лиса обманывает, но есть одна русская народная сказка, в которой обманули саму Лису!

Русская народная сказка

«Как лису обманули».

Вот кума лиса пришла на село, украла у одного мужика свинью. Пошла в лес, опалила свинью, взвалила ее на спину и пошла дальше. Идет, а навстречу ей попадается волк. Вот волк сказывает: «Кума лиса, прими в часть!» - «Иди»,- лиса отвечает.

Пошли вдвоем. Навстречу им попадается медведь: «Кума лиса, прими в часть!» - «Ну, иди»,- лиса опять отвечает.

Вот они идут втроем. Шли, шли, сели отдыхать. Кума лиса и сказывает: «Как нам свинину делить?» И запела:

Еще вас не было на свете,

А я уже стара была, дети!

А волк в ответ:

Когда народился свет,

Я тогда был сед!

А медведь как рявкнет:

На мне нет ни одной сединки,

Нет вам свининки!

Взял свинью и пошел. Обманул-таки хитрую лису!

2.4. Лиса в жанрах устного народного творчества.

Лиса - это воплощение хитрости и изворотливости. В народных сказках этот герой зачастую сам расплачивается за свою хитрость, наступая на собственные же грабли. Лиса часто противопоставляется волку, хоть и водит с ним одну компанию. Более кровожадный волк часто страдает от своих пороков намного сильнее именно из-за своей озлобленности, примитивности и бесхитростности. Лиса же, суровых наказаний счастливо избегает.

Эти особенности отношения к лисам хорошо проявляются в народном творчестве - загадках, сказках, пословицах и поговорках о лисах. Наблюдательный народ очень хорошо передал эти особенности в устном и письменном творчестве. Некоторые из малых литературных форм о лисах мы попытались собрать, это: загадки, пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки про лису:

    Лиса все хвостом прикроет.

    Лисица от дождя и под бороной схоронится.

    Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает.

    Старая лиса дважды поймать себя не дает.

    Лиса сытнее волка живет.

    Лиса в свидетели выставила свой хвост.

    Кабы лиса не подоспела, то бы овца волка съела.

    Хитра лиса, но еще хитрее кто ее ловит.

    Лиса семерых волков проведет.

    Каждая лиса о своем хвосте заботится.

    Старая лиса от молодых собак отгрызается.

    Спит лиса, а во сне кур щиплет.

    У доброй лисы по три отнорка.

    Близ норы лиса на промысел не ходит.

    Хитра, как Лиса Патрикеевна.

    Лиса врет, на свой хвост шлет, да оба изверились.

    Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

    Лиса и во сне кур считает.

    Лиса кур не оборонит.

    Лиса придет - и курица раскудахчется.

    Лиса своего хвоста не замарает.

    Лиса хитростью берет.

    Лисанька-лиса! Шуба хороша, да повадочка плоха!

    Лисий хвост, да волчий рот.

    Лисица всегда свой хвост прячет.

Загадки о Лисе:

Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису)


Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник запирай!

(Лиса)

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её (лисичка).

Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает.
А как её зовут, кто знает?

(Лиса)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? ...(Лиса )!

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (Лиса)

Рыжая плутовка,
Всех обманет ловко,
Кур сворует и в леса.
И зовут ее.... (Лиса)

Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко
Разгребёт из наста корку,
За мышами лезет в норку.
И на праздник в Новый год
Веселиться к нам придёт
Очень любит чудеса
Эта хитрая… (Лиса)

3. Сочинение сказки о лисе.

У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.

Прежде чем начать сочинять сказку, необходимо составить поэтапный план работы:

    Определяю, какой будет сказка. (Сказка о животных)

    Вспоминаем её признаки.

    Придумываем главных героев сказки.

    Вспоминаем, с какой фразы обычно начинаются сказки.

    Этапы построения сказки.

    Записываем её.

    Придумываем конец сказки. Не забываем использовать слова и выражения, которыми обычно заканчиваются сказки.

    Придумываем иллюстрации к сказке.

    Оформить сказку в виде книги с иллюстрациями.

Виды сказок:

    Волшебные

    Бытовые

    О животных

В моей сказке главным героем будет лиса, поэтому это будет сказка о животных. Ведь в сказках о животных, действующими лицами являются сами животные. Они говорят, рассуждают и ведут себя, как люди.

Обычно, сказки начинаются с такого вступления:

«В некотором царстве, в некотором государстве…..»

«Жили-были…………..»

«За тридевять земель, в тридевятом царстве…….»

Сказка строится на следующих этапах:

    Зачин (начало сказки)

    Завязка.

    Кульминация.

    Развязка.

Текст сказки.

«Лисёнок Гоша».

Жил в одном лесу маленький лисёнок Гоша вместе со своей мамой Лисой. Гоша был очень веселый, добрый и любознательный лисёнок, а

самое главное, он не умел хитрить и обманывать.

В одно прекрасное утро лисёнок Гоша проснулся очень рано. Он выбежал на улицу и побежал к речке.

Ой, сколько здесь рыбки! – обрадовался Гоша. Но ему вовсе не хотелось их есть. Ему хотелось с ними поиграть! Рыбки плескались и брызгали на его мордочку. Это очень забавляло лисенка. Поиграв с рыбками, лисенок Гоша отправился дальше.

Возле старой березы увидел он белочку. Она собирала грибы, готовила запасы на зиму.

Привет! – радостно крикнул ей Гоша. Но белочка не отвечала. Тогда он решил помочь ей. Но как только Гоша сорвал несколько грибов, Белочка закричала:

Не смей воровать мои грибы!

Гоша положил грибы в корзинку к Белочке и зашагал дальше.

Лисенок немного расстроился, что не смог подружиться с Белочкой. Ему стало очень грустно. Он сел на пенек и хотел заплакать. Как вдруг красивая Бабочка села на нос лисенку. Гоша очень обрадовался и побежал за ней по лесу. Он так весело играл с Бабочкой, что не заметил, как наступил вечер.

Гоша немного устал, играя с Бабочкой и сел отдохнуть в небольшом овраге. Тёплый ветерок приятно обдувал его. Лисёнок ловил каждый лесной звук, доносящийся до него, с жадностью вдыхал запахи цветов и травы. Он даже закрыл глаза от удовольствия!

«Как здорово!» - подумал он.

Вдруг в кустах послышались шорохи.

- «Кто здесь?» - неуверенно спросил Гоша. Но

ему никто не отвечал. Шорохи затихли не на

долго и послышались опять.

- «Я всё равно тебя не боюсь!» - громче сказал

лисёнок.

Привет, дружище! – послышалось из кустов.

Кто это? – испугано ответил Гоша.

Это я, енот Тишка! Что ты здесь делаешь совсем один?

Я так хорошо играл с Бабочкой, что заблудился, а она куда-то улетела.

Пойдём ко мне в гости, я угощу тебя малиной.

Гоша очень обрадовался и весело зашагал в гости к еноту Тишке.

Лисёнок Гоша и енот Тишка так подружились, что все дни проводили вместе. Они ходили на реку, играли в салочки, собирали грибы, ягоды. Им было так хорошо и весело вместе!

Но вот наступила осень. Лес начал потихоньку пустеть. Гоша вспомнил про родной дом, маму Лису, и ему так захотелось к ней!

Простившись со своим другом Тишкой, лисёнок Гоша отправился домой.

Долгим оказался путь в родные места. Шёл лис через овраги и болота, поля и реки. В воздухе уже кружились снежинки, а он все шёл и шёл…

Добрался Гоша до своей норы только зимой. Вышла его встречать мама Лиса.

Ой! – воскликнула она, - «Ведь это уже не лисёнок Гоша, а настоящий лис Георгий!»

Образ лисы в русских народных сказках.

    Закрепить знания русских народных сказок;

    Расширить представления о лисе как диком животном;

    Развивать читательский интерес, творческие способности, память, внимание.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Сообщение темы занятия. Актуализация знаний.

Разгадайте ребусы и ответьте на вопрос: о ком мы будем говорить на нашем уроке?

лиса.

3. Лиса в народном творчестве .

Какие сказки о лисе читали?

    Лиса и заяц.

    Лиса и журавль.

    Лиса и тетерев.

    Лиса и дрозд.

    Лиса и рак.

    Лиса и козёл.

    Кот, петух и лиса.

    Лисичка со скалочкой.

    Девочка и лиса.

    Лисичка-сестричка и волк.

    Петушок – золотой гребешок.

Какие загадки о лисе знаете? Какой признак всегда упоминается при описании лисы?

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост- краса.

Кто же это?... (лиса)

Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом.

Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.

О лисе упоминается в скороговорках, потешках, прибаутках.

Потешка

Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: "Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка: "Поди, догоняй-ка!"
Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши!"
Похвалялся медведь: "Могу песни я петь!"

Прибаутка

Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в охлопке*.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Вот и села на пенек
И читала весь денек:
Будто небо провалится
И земля загорится,
Лисе негде будет жить –
И пришлось с горя топиться.

Скороговорка.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапоточки плела:

Мужу – две, себе – трое,

А детишкам – по лапоточкам.

Лиса является героиней басен.

4. Знакомство с новым материалом.

Уже в три-четыре года малыши, увидев на картинке лису, называют ее и даже могут рассказать известную русскую народную сказку, в которой одним из персонажей является лиса. Что это за сказка?

Становясь старше, вы узнавали об этом звере все больше и больше. Что вы можете рассказать о лисе?

– Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные "сапожки".
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает.
Учитель показывает иллюстрации с изображениями лисиц.
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, масса самцов достигает 6–10 кг, самок – 5–6 кг.
Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды – землянику, чернику, вишню, виноград. Неслучайно появилась басня "Лиса и виноград".
Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов.
Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой. Как это происходит в природе – мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке "Лиса и заяц".

– Лисица – одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть.
Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает.
Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух.
Несмотря на то что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют.
Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты.
Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда.

Голосом лисицы издают отрывистый лай. Лисица-самка весной рожает от четырех до шести (иногда больше) слепых детенышей, которые начинают видеть через две недели. Через несколько недель лисята могут самостоятельно выходить из норы. Мать и отец оберегают их от опасностей. Если рядом появляется враг, лисят переносят в запасную нору. Пищу малышам таскают оба родителя.

5. Викторина по русским народным сказкам о лисе.

Лисичка-сестричка и серый волк № 1

Медведь и лиса № 4

Петушок-золотой гребешок № 2

Лиса и дрозд № 5

Лиса и козел № 3

Кот и лиса № 6

– Я хочу проверить, как хорошо вы запомнили тексты сказок. Возьмите в руки веера с цифрами. Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы поднимайте тот номер, под которым записано название угаданной вами сказки:

    Несет меня лиса за темные леса,
    За быстрые реки, за высокие горы...
    Кот и дрозд, спасите меня!..


    Ловись, рыбка, и мала и велика!

    Глазки, глазки, что вы делали?
    – Мы смотрели, чтобы собаки лисаньку не съели.
    – Ушки, ушки, что вы делали?
    – Мы слушали, чтобы собаки лисаньку не скушали.

    А кто такой Котофей Иванович?

– Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.

    Кума, а кума, как назвали-то?
    – Поскребышком.
    – Это имечко и того лучше.

    Что ты там, лисанька, поделываешь?

– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.

    … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила.

    … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

    Подошли к избушке – петух и запел:
    – Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
    – А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»

6. Характеристика лисы.

Лисица семерых волков проведёт.

Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.

Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?

Как удалось лисе заманить козла в колодец?

Как говорит она с ним в начале? А потом?

Какая лиса в сказках? хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.

У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

Давайте послушаем, откуда же оно взялось?

Учёный -

Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.

Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.

Давайте послушаем мнение учёного …

Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают. “Лиса и рак”

Роль лисьего хвоста.

Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).

А он ей чаще помогает или мешает?

У русского народа есть пословица:

Лисе хвост не для красы нужен . (На доске появляется вторая пословица.)

А для чего?

сказка “Лисичка со скалочкой”

Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.

А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?

Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.

Где лиса живёт?

Что говорится в сказках о жилище лисы?

Какое оно?

Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.

А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

Работа в группе.

На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.

Карточки с предложениями:

    Зайчик встретился с медведем.

    Петушок выгнал лису.

    У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.

    Зайчик встретился с собакой.

    Лиса выгнала зайца.

    Зайчик живёт с петушком.

    Зайчик встретил петушка.

Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.

Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)

А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

Учёные …

Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.

Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.

Так где же лиса живёт на самом деле? (На доске карточка: нора)

Чем лиса питается?

В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.

(Пословица появляется на доске)

Интересно, что же такое ест лиса?

Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.

А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)

Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

1) Лиса – хищное животное.

Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!

2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.

3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.

Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего исследования.

Узнали ли вы новые сказки о лисе?

Вам они понравились?

Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?

А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?

Отметим на оценочной линейке.

Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?

Вам это было интересно? А полезно?

Отметим на оценочной линейке свои новые знания.

Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?

Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?

Что бы вы еще хотели узнать про лису?

Творческое задание.

Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу

    нарисовать рисунок,

    составить ребус,

    найти загадки, стихи о лисе.

Найдите в филфорде 9 персонажей сказок

«Собери пословицы»

Детям выдаются карточки следующего содержания.

Министерство образования и молодежной политики

Отдел образования администрации Красночетайского района

МОУ «Шолинская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока с использованием ИКТ

Работа учительницы начальных классов

МОУ «Шолинская ООШ»

Кудряшовой Елены Николаевны

д. Шоля 2008

Предмет: русский язык (чтение)

Тип урока: урок – исследование

Тема: Лиса в народных сказках

Продолжительность: 1урок, 45 минут

Класс: 4 класс

Технологии: Интернет, Excel, Word, Power Point.


Аннотация.

Урок – исследование по русскому языку (внеклассное чтение) по теме «Лиса в народных сказках» проводится в 3классе. Эта тема является обобщением раздела «Сказки» по темам бытовые сказки и сказки о животных. Урок основывается на знаниях детей о прочитанных народных сказках (чувашских, русских и других народов).

Урок – исследование требует к себе тщательной подготовки. Детям дается список литературы, необходимый для анализа на уроке. Проводится конкурс рисунков по прочитанным сказкам, где изображен образ лисы. До проведения урока организовывать просмотр мультфильма «Три мешка хитрости»(CD – диск). В Интернете на сайте http :// animal . geoman . ru и изучить жизнь и повадки лис в природе.

На уроке учащиеся проводят исследовательскую работу. Основной задачей, которого является выявление отличительных черт характера лисы в сказках от других героев – животных.

Для проведения урока заранее учителем подготавливается презентация, кроссворд и тест для обобщения знаний учащихся по программе Excel.
Практическая реализация.

Урок прошел интересно и живо. Для активизации учащихся учительница применяет разные методы и приемы, как анализ, составление кластера и синквейна. На основе которых приходят к вывод у. Учительницей подготовлена красочная, интересная презентация, которая используется в течение урока. Дополнительные материалы она взяла из Интернета. Для самооценки знаний учащихся использует тест, составленный по программеExcel. Индивидуально каждый ученик самостоятельно работает над тестированием. Урок представлен на конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ».

Чамжайкина М.И., директор школы

План - конспект урока

Цели урока:


  • Обобщение знаний народных сказок о животных.

  • Умение анализировать персонажей сказок.

  • Воспитание и привитие любви к братьям меньшим
Задачи урока:

  • Выявить черты характера лисы в сказках

  • Уметь сопоставлять героев сказок

  • Определить характер лисы в природе

План урока.

1.Организационный момент .

Ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о сказках и об одном сказочном персонаже. Об этом вы узнаете в ходе нашей беседы.

Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

Кто сочиняет сказки?

Как называются сказки, которые сочинил народ? (народные )

А как называются сказки, которые сочинили поэты и писатели? (авторские )

Чем отличаются сказки от других произведений?

В каких сказках встречаются животные?

Чем отличаются сказки о животных от других?
2. Сообщение темы и задачи урока

Сейчас разгадаем ребус и узнаем героя нашего урока.

Правильно. Мы будем говорить о лисичке – сестричке.

Что мы должны выяснить на уроке:


  • Какова лиса в народных сказках?

  • Что было бы со сказками, если бы она была другой?

3.Повторение изученного

Вспомним прочитанные сказки , где встречается лиса. Из каких сказок эти иллюстрации?


С отрывок отгадайте названия сказок.


  • Бежала лиса лесом и провалилась в волчью яму. Попрыгала – попрыгала, повертелась – повертелась, а выбраться не может. (Лиса и дятел)

  • Жарко стало плясунье, она и говорит: чтобы дверь была открыта и окно, чтоб не закрыто.(Лиса – плясунья)

  • Смотри – ка, лиса задушила журавля, - говорят они друг другу и журавля с боку на бок переворачивают. (Как лиса обманула охотников)

  • Видит лиса, везет мужик на санях мерзлую рыбу. Забежала лиса вперед и легла на дорогу. (Лисичка – сестричка и серый волк)

4.Анализ сказок .

-Какова лиса в сказках?

Почему она ведет себя таким образом?

Делает ли лиса добро кому – либо? Жертвует ли с собой ради кого – то?

Если никому не делает добра, то её нельзя назвать умной. Хитрость – это ум без добра. Значит, лису нельзя назвать умной.

Что делает лиса, чтобы достичь своих целей ?

Кто она такая лиса?

Как называют её в сказках? Почему?

Почему называют хитрой?
5. Составление кластера.

Лисонька, кумушка, лисичка - сестричка, Патрикеевна, плутовка, кума

Хитрая, двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая, привлекательная, рыжая, злая

хитрит, обманывает, крадёт, убегает, поет, танцует, лукавит, льстит, угождает, притворяется

обманщица, воровка, трусиха, певица, плясунья, подлиза, лгунья, притворщица, хитрюга
6. Составление синквейна.(вывод – рассуждение)

Используя кластер. Составим вывод – рассуждение о лисе. Каждый пишет на листочках и зачитывает.

Мы ответили на первый вопрос задачи.

Что стало бы со сказкой, если она не была хитрой, а трусливой, как заяц, добрым, как медведь или злым, как волк?

Я раздам вам отрывки из сказок, а вы попробуйте продолжить сказку.

1 . Лиса с журавлем подружились. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

Приходи. Куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу. Идет журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и …


2 . Лиса перетаскала всю рыбу к себе в нору, села у норы и рыбку кушает. Видит она: бежит волк. От голода у него бока подвело.

Здравствуй, сестрица! Что кушаешь?

Дай мне хоть одну ….


3. Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький. Колобок рад, что его похвалили и запел свою песенку, а лиса слушает и говорит …
4. Жили – были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна – у лисицы избушка – то и растаяла, а у зайчика стоит по – старому. Пришла лиса и говорит…
-К чему мы пришли? Можно ли продолжить сказку? Почему?
7.Физкультминутка (Исполнение песни «По малину в сад пойдем» в движениях)
8.Дополнительная информация о поведении лисы в природе

Какова лиса в природе? Хитрая ли как в сказке или нуждается в защите? (ссылка в Интернет) (Дети рассказывают о поведении лисы в природе)

1ученик . Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные "сапожки".
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает.
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, масса самцов достигает 6–10 кг, самок–5–6 кг

2 ученик . Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды – землянику, чернику, вишню, виноград. Неслучайно появилась басня "Лиса и виноград".
Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов.
Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой. Как это происходит в природе – мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке –мы уже знаем.

3 ученик . – Лисица – одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть.

4 ученик . Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает.
Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух.
Несмотря на то что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют.
Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты.
Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда.

5 ученик . Голосом лисицы издают отрывистый лай. Лисица-самка весной рожает от четырех до шести (иногда больше) слепых детенышей, которые начинают видеть через две недели. Через несколько недель лисята могут самостоятельно выходить из норы. Мать и отец оберегают их от опасностей. Если рядом появляется враг, лисят переносят в запасную нору. Пищу малышам таскают оба родителя. У лисиц много врагов. Это люди, волки, крупные хищные птицы.

9.Инсцинировка басни И.А. Крылова «Ворона и лисица »

10. Вывод.

- Какова бы ни была лиса в сказках или окружающей среде, мы должны помнить, что они наши братья меньшие, должны любить и охранять их.

11. Самооценка работы учащихся по тесту

12. Подведение итогов урока.

Одна из наиболее знаменитых сказок с участием лисы - Сказка о лисице и волке.

Начинается она с того, что лисица хочет поесть рыбки, а где ее взять не знает. И, для достижения своей цели она решает лечь на дорогу. На дороге её замечает мужик и кладет к себе в воз с рыбой. Пока мужик едет и радуется хорошей находке, лиса прогрызает дыру в санях и спускает по рыбке на землю. Почти всю рыбу лиса выуживает, а сама убегает в лес. Когда мужик увидел, что ни лисы, ни рыбы нет, он очень расстроился. А лиса тем временем бежит собирать рыбку и лакомиться. На дороге ей встречается волк, который расспрашивает ее, откуда рыба, как она ее наудила и где. Чтобы отвязаться от волка и не делиться с ним добычей, она говорит ему, что хвост надо опустить в прорубь и приговаривать специальные слова, чтобы лучше удилась рыба. Так глупый волк и побежал на прорубь. Пока он сидел и ждал рыбы, хвост замерз в проруби так, что не его никак не вытащить. Увидела волка баба с коромыслом. Сначала гнала его, а когда поняла, что он примерз, начала бить его так, что хвост у волка оторвался. А лисица в это время прибегает в избу, где жила баба, и начинает месить тесто. Пока она месила, вся в тесте испачкалась, пошла и легла на дорогу. Встретил ее опять волк, сказал, что не вышло у него ничего, а заметив, что лежит лиса вся белая, испугался, стал спрашивать, что с ней произошло. Лиса рассказала ему, что ей голову коромыслом проломили. Сжалился волк над ней, посадил к себе на спину и повез домой. А лиса ехала у него на спине и приговаривала улыбаясь: «Битый небитого везет!».

В русских народных сказках о животных противником волка часто выступает лиса. Эта «кумушка-голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. И в представленной выше сказке выдумке и находчивости лисы нет границ. Ради своей же выгоды, лисица обманывает волка, мужика, и, скорее всего была бы готова обмануть и подставить любого ради совей цели - еды и теплого жилья. И, поэтому, несмотря на все симпатии к ней, все же было бы ошибочно говорить о ней как о положительном персонаже. Хитрость и смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством.

Есть среди сказок о животных так же и такие, в которых осуждаются не только человеческие, но и общественные пороки, хотя их и немного. Например, сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря изворотливой лисе, которая якобы выходит за него замуж становится Котофеем Иванычем - «начальником» над всеми лесными животными, потому что лисица путем обмана выдает его всем за страшного зверя. Даже самые сильные обитатели леса - медведь и волк вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает.

В русских народных сказках о животных лиса так же предстает перед нами в образе сладкоголосой рыжей красавицы, которая может заговорить любого. Так, в сказке «Лиса-исповедница», прежде чем съесть петуха, она убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно высмеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху: «О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее, а потом съедает его.

Еще одна сказка, сюжет которой известен каждому - Колобок. Сказка представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи Колобка с различными говорящими животными, намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он каждый раз объясняет свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса же, как обычно, с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой, которая выражается в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы, съедает его.

Глупость лисы описана в сказке Лиса и дрозд. Свил дрозд гнездышко и птенцов вывел. Лиса узнала об этом и стала пугать дрозда тем, что разорит его гнездышко. Вначале лиса потребовала от дрозда накормить ее. Накормил дрозд лису пирогами и медом. Затем лиса потребовала от дрозда напоить ее. Напоил дрозд лису пивом. Опять пришла лиса к дрозду и потребовала насмешить ее. Насмешил дрозд лисицу. Снова пришла лиса к дрозду и потребовала напугать ее. Вот и привел дрозд лису к стае собак. Напугалась лиса, бросилась убегать от собак, залезла в нору, и начала сама с собой разговаривать. Поругалась она с хвостом, высунула его из норы. Так собаки её за хвост ухватили и съели. Так глупость и жадность всегда наказываются в русских народных сказках о животных.

Рассмотрев несколько сказок с участием лисы, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, лживость, лукавство и эгоизм. Но так же можно заметить, что если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает положительную оценку, а если сама наносит вред другим - отрицательную. Довольно часто можно увидеть сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды. Но лиса такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда, обманывает и других животных, например, медведя, или даже людей, так же она всегда хочет съесть петуха, тетерева, колобка, зайца. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Ведь хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана. Даже внешность лисы обманчива: обычно она описана очень привлекательной, рыжей, с глазами, говорящими о ее хитрости.

1. Роль плута в мировой культурной традиции.
2. Лисьи плутни.
3. Таланты и добродетели Лисы.

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, а себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.
О. Хайям

В культурной традиции существует несколько образов, встречающихся в литературе многих народов. Психолог К. Г. Юнг назвал их архетипами — универсальными образами, живущими в сознании людей. Самыми известными, пожалуй, можно назвать архетипы Героя и Врага — персонифицированных Добра и Зла. Однако дурное и хорошее не так уж часто существует в чистом виде: гораздо чаще отрицательные и положительные характеристики сочетаются в человеке, предмете, явлении. Порой бывает и так, что этическая оценка оказывается в зависимости от конкретных обстоятельств. Нет ничего удивительного в том, что подобное смешение хорошего и плохого, их взаимное перетекание породили соответствующий архетип трикстера — плута, проныры, нарушителя существующих традиций и предписаний. Однако трикстер отнюдь не классический злодей: деятельность трикстера может быть полезной окружающим, но может и наносить им ущерб.

В фольклоре многих народов в роли трикстера нередко выступает Лиса. Этот персонаж наделен разнообразными качествами: хитростью, предприимчивостью, ловкостью, а порой и подлинной мудростью. Как правило, Лиса хорошо знает, как нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы получить желаемый результат. При этом она редко обременяет себя рассуждениями на тему, допустимо ли идти к цели, используя обман. Цинизм Лисы, ее умение играть на мелких слабостях окружающих всегда проявляется целенаправленно и продуманно. Однако Лиса вовсе не лишена эмоций: она способна на преданную дружбу и верную любовь. Тот, кто удостоился симпатии этого очаровательного плутоватого существа, может не переживать о будущем: с редкой последовательностью Лиса проявит в интересах своего подопечного все свои таланты, как она обычно делает это в личных целях.

И все же главными чертами Лисы остаются ее хитрость, коварство и целеустремленность. Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Лиса хитростью проникает в возок с рыбой, которую она затем выбрасывает на дорогу. Свои уловки Лиса держит в тайне. Волку она советует опустить хвост в прорубь, чтобы наловить рыбы, умалчивая о том, как она сама добыла пищу. Но встает вопрос: зачем Лиса обманывает Волка, ввергая его в крайне неприятную ситуацию? Можно, конечно, объяснить поступок Лисы ее пренебрежительным отношением к окружающим, ее чувством собственного превосходства. Подобное предположение едва ли проливает свет на сущность проблемы. У Лисы, как у плута, особая роль в сказочном «обществе». Конечно, Лиса-то преследует лишь собственные цели. Однако попутно она выступает в качестве своего рода наставника для тех, кто с ней общается. Лиса учит своих «жертв» не доверять никому слепо, не рассуждая, иными словами, она учит думать. В этом ее педагогическая роль сопоставима с влиянием на личность самой жизни. Пока урок не усвоен, ситуация будет повторяться. Ситуация обмана в случае с Волком действительно повторяется: Лиса едет на нем верхом, приговаривая: «Битый небитого везет».

Однако Лисе не чужды понятия благодарности, верности обещанию и даже бескорыстия. В сказках разных народов встречается сюжет, согласно которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской народной сказке «Снегурушка и лиса» Лиса приносит к бабушке и дедушке их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды. В немецкой сказке, обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-пальчик», Лис относит главного героя в дом его родителей за заранее оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы выступают в роли провожатого, чудесного помощника героя. В других сказках эта функция Лисы просматривается еще четче. Например, в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый» Лиса помогает герою стать богатым и жениться на царской дочери. Подобный сюжет встречается в фольклоре многих народов. Согласно другому сюжету, также весьма распространенному, две Лисы в числе прочих зверей-помощников сопровождают двух братьев, странствующих в поисках приключений.

А. де Сент-Экзюпери, автор сказки «Маленький принц», создал необычайно привлекательный и живой образ Лиса, в котором проявились самые лучшие черты этого персонажа. Лис, с которым повстречался Маленький принц, становится другом героя. В этой ипостаси Лиса наиболее полно проявляются его традиционные функции наставника, проводника и чудесного помощника. Действительно мудрый Лис подробно рассказывает Маленькому принцу, что означает приручить другое существо, как нужно это делать, и какое это имеет значение для обоих участников процесса приручения. Таким образом, Лис для Маленького принца становится своего рода проводником, который помогает герою перейти из состояния одиночества к дружбе. Очевидна и роль чудесного помощника: дружба с Лисом способствует тому, что герой начинает иначе видеть окружающую реальность, наконец-то осознает, что толкнуло его отправить в странствия, и в чем состоит его долг.

В сказке Экзюпери Лис предстает как тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в малейших движениях души. Вспомним, в фольклорной традиции Лисы обычно знают заранее, какова будет реакция окружающих в том или ином случае. Но Лис в «Маленьком принце» — личность несравненно более глубокая интеллектуально и духовно. Как любой нормальный сказочный Лис, он, естественно, ставит перед собой цель и достигает ее. Однако в чем заключается его цель? Лис сам признает, что он охотится за курами, но это не цель, а необходимость, которая не наполняет жизнь смыслом. Будучи личностью разумной и целеустремленной, Лис ищет этот смысл и видит его в дружбе, во взаимоотношениях, свободных от расчета и корысти. Этот плут оказывается способен на почти поэтические переживания, он искренне желает быть кому-то нужным и испытывать привязанность к другому существу: «...Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится... Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...».

И все же не следует забывать о двойственности в характере Лисы (или Лиса). В этом отношении весьма показательны традиции китайского фольклора, в котором Лиса (реже Лис) превращается в человека и живет среди людей. Лиса — идеальная возлюбленная для того, кто стал ей дорог и кто относится к ней с должным уважением, но горе тому, кто осмелится оскорбить это волшебное существо!

Какой же можно сделать вывод их всего вышесказанного? Лиса безжалостно издевается над дураками и неудачниками, не испытывая к ним снисхождения, наказывает тех, кто ее обидел, но, случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее симпатии. Не имея непоколебимых этических установок, Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она воспринимает как ведущие к успеху. Однако этот персонаж способен и на поступки, продиктованные высокими мотивами.