Критерии оценивания части С ЕГЭ по литературе материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе на тему. Критерии оценивания егэ по литературе Подготовка к ЕГЭ по литературе

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
по литературе на 2018-2019 уч. год

  • Критерии 8, 15
  • Критерии 9, 16
  • Критерии 17.1., 17.2., 17.3.

Оценка выполнения заданий 8 и 15

Если по критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 («») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 3 выставляется 0 баллов.

  1. Соответствие ответа заданию

    • Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена. - 2 балла.
    • Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена. - 1 балл.
    • Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей. - 0 баллов.
  2. Привлечение текста произведения для аргументации

    • Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют. - 2 балла.
    • Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка. - 1 балл.
    • Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки. - 0 баллов.
  3. Логичность и соблюдение речевых норм

    • 2 балла.
    • 1 балл.
    • Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). - 0 баллов.

Максимальный балл – 6

Оценка выполнения заданий 9 и 16 , требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются основными. При оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется их последовательностью в работе экзаменуемого.

Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Если по критерию 3 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 4 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 4 выставляется 0 баллов.

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. Толстой и А.К. Толстой, В.Л. Пушкин и А.С. Пушкин).

  1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

    • 2 балла.
    • ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение формально (Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления) сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена ИЛИ ИЛИ 1 балл.
    • И/ИЛИ 0 баллов.
  2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом

    • Названо произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена. - 2 балла.
    • Названо произведение, или указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, но авторская позиция искажена ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, но авторская позиция искажена. - 1 балл.
    • Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. - 0 баллов.
  3. Привлечение текста произведения для аргументации

    • Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют. - 4 балла.
    • Для аргументации привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка. - 3 балла.
    • Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.) ИЛИ текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей, а текст другого выбранного произведения не привлекается, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки. - 2 балла.
    • Для аргументации текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.) ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого выбранного произведения не привлекается, И/ИЛИ допущено три фактические ошибки. - 1 балл.
    • Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений, И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки. - 0 баллов.
  4. Логичность и соблюдение речевых норм

    • Отсутствуют логические, речевые ошибки. - 2 балла.
    • Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок. - 1 балл.
    • Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). - 0 баллов.

Максимальный балл – 10

Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов

Критерий 1 («Соответствие сочинения теме и её раскрытие») является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов (Правила подсчёта слов совпадают с правилами ЕГЭ по русскому языку: «При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.

  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

    • Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена. - 3 балла.
    • Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена. - 2 балла.
    • Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена. - 1 балл.
    • Тема не раскрыта. - 0 баллов.
  2. Привлечение текста произведения для аргументации

    • Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют. - 3 балла.
    • Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущено одна-две фактические ошибки ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют, И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекается для анализа только два стихотворения. - 2 балла.
    • Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущено одна-две фактические ошибки ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют, или допущено одна-две фактические ошибки, И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекается для анализа только одно стихотворение. - 1 балл.
    • Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено три или более фактические ошибки. - 0 баллов.
  3. Опора на теоретико-литературные понятия

    • Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют. - 2 балла.
    • Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий. - 1 балл.
    • Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий. - 0 баллов.
  4. Композиционная цельность и логичность

    • Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. - 3 балла.
    • Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения, НО допущено одна-две логические ошибки. - 2 балла.
    • В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения, И/ИЛИ допущено три-четыре логические ошибки. - 1 балл.
    • В сочинении не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла, И/ИЛИ допущено более четырех логических ошибок. - 0 баллов.
  5. Соблюдение речевых норм

    • Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка. - 3 балла.
    • Допущено две-три речевые ошибки. - 2 балла.
    • Допущено четыре речевые ошибки. - 1 балл.
    • Допущено пять или более речевых ошибок. - 0 баллов.

Максимальный балл за сочинение – 14

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по Критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Если по Критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по Критерию 3 (« Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по Критерию 3 выставляется 0 баллов.

Критерий Баллы
1. Соответствие ответа заданию
а) Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/ стихотворения 2
б) Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 1
б) Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0

а) анализа важных для выполнения задания фрагментов ,

2

б) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании , авторская позиция не искажена , И /

1

в) Суждения не аргументированы текстом произведения , И / ИЛИ авторская позиция искажена 1 , И / ИЛИ допущено две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
а) Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
1
0
Максимальный балл 6

Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются основными. При оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется их последовательностью в работе экзаменуемого.

Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Если по критерию 3 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 4 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 4 выставляется 0 баллов.

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. Толстой и А.К. Толстой, В.Л. Пушкин и А.С. Пушкин).

Критерии Баллы
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

а) Названо произведение , и указан его автор , произведение направлении анализа

2

б) , произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа ,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно , формально 2 сопоставлено с предложенным

1
0
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом

а) Названо произведение , и указан его автор , произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

2

б) Названо только произведение без указания автора или указан только автор без указания произведения , произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа , ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно , формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

1

в) Не названо произведение, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0

3. Привлечение текста произведения для аргументации


а) произведений , оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена , фактические ошибки отсутствуют

4

б) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений , но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов , микротем , деталей и т . п ., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании , авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена , И / ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

3

в) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п .), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,

ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., а текст другого выбранного произведения не привлекается , авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена , И / ИЛИ допущены две фактические ошибки

2

г) Для аргументации текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого выбранного произведения не привлекается,

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1

д) Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений , И / ИЛИ искажена авторская позиция единственного выбранного произведения , или двух выбранных произведений , или исходного и выбранного (ых ) произведений , И / ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки

0

4. Логичность и соблюдение речевых норм


а) Отсутствуют логические и речевые ошибки

2

б) Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая (суммарно не более двух ошибок)

1

в) Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0
Максимальный балл 10

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Оценка выполнения заданий 17.1–17.4 требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения . Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов . Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова , в том числе служебные ), то такая работа считается невыполненной

и оценивается 0 баллов*.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется .

Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворения , лирические поэмы ), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается число привлеченных лирических произведений : при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше двух баллов , при привлечении одного произведения оценка не может быть выше одного балла .

В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Баллы
а) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3
б) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне 2
в) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне 1
г) Тема не раскрыта 0

2. Привлечение текста произведения для аргументации


а) Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют

3
(без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п .), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена , И / ИЛИ допущены три фактические ошибки 1

в) Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактических ошибок

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия

а) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют

2

б) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
в) Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий 0
4. Композиционная цельность и логичность

а) , его смысловые части логически связаны , внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3

б) Сочинение характеризуется композиционной цельностью ,

1

в) В сочинении не прослеживается композиционный замысел ; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания , существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0
5. Соблюдение речевых норм
а) Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка 3
б) Допущены две-три речевые ошибки 2
в) Допущены четыре речевые ошибки 1
г) Допущено пять или более речевых ошибок 0
Максимальный балл 14

*Правила подсчёта слов совпадают с правилами ЕГЭ по русскому языку: «При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

_______________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации

По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года

ЛИТЕРАТУРА

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 г. по литературе подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2017 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе.

В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2017 г. по литературе, характеризуются типы заданий
с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по литературе, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

© Зинин С.А., Новикова Л.В., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., Марьина О.Б, Попова Н.А., 2017

© Федеральный институт педагогических измерений. 2017


1. Общая характеристика контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе 2017 года 3



2. Задания с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов по литературе 2017 года. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе.. 6

если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом... 8

3. Методический комментарий к критериям проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) 9

3.1. Специфика заданий 8 (С1) и 15 (С3) 10

3.2. Специфика заданий 9 (С2) и 16 (С4) 12

3.3. Критерии и параметры оценивания выполнения заданий 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) 15

4. Методический комментарий к критериям проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом 17.1–17.3 (С5.1–С5.3) 23

4.1. Критерий «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» . 26

4.2. Критерий «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» . 27

4.3. Критерий «Обоснованность привлечения текста произведения» . 31

4.4. Критерий «Композиционная цельность и логичность изложения» . 32

4.5. Критерий «Следование нормам речи» . 33

5. Типы ошибок (фактические, логические, речевые) 34

5.1. Фактические ошибки .. 34

5.2.Логические ошибки. Ошибки при аргументации, в композиции сочинения .. 35

5.3. Речевые ошибки .. 35

6. Проблемы, связанные с расхождением экспертных оценок при проверке выполнения заданий с развернутым ответом... 37

7. Примеры использования системы оценивания ответов экзаменуемых при проверке заданий с развернутым ответом... 43

7.1. Примеры выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема 8(С1), 9(С2), 15(С3), 16(С4) 43

7.2. Примеры выполнения заданий части 2 экзаменационной работы 17(С5)) 44

Приложение 1. Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом... 49

Приложение 2. Памятка для эксперта, проверяющего ответы на задания с развернутым ответом 8, 9, 15, 16, 17.1-17.3 по литературе.. 57

Приложение 3. Список литературы... 63


Общая характеристика контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе 2017 года

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов). ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы (КИМ) по литературе единого государственного экзамена позволяют дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подготовки с целью государственной итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы. Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г. и № 56 от 30.06.1999 г. (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по литературе).

Экзаменационные испытания отвечают специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины.

Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:

· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развитие потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование представлений о специфике литературы, развитие культуры устной и письменной речи учащихся;

· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основные планируемые результаты обучения предмету в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют:

Глубину и самостоятельность освоения идейно–художественного содержания литературных произведений;

Уровень овладения знаниями по теории и истории литературы, включая умение применять важнейшие из них при анализе и оценке художественных произведений;

Качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Важнейшими знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся, могут быть признаны:

Знание текстов программных художественных произведений;

Знание основных этапов творческой биографии крупнейших писателей;

Умение определять тему, идею и основную проблему художественного произведения;

Умение определять конкретно–историческое и общечеловеческое значение художественного произведения;

Знание и понимание теоретико–литературных понятий и терминов: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и т. д.), литературные направления и течения (романтизм, классицизм, символизм и т. д.), стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль и др.) и т. д.;

Умение применять при анализе художественного произведения сведения по теории и истории литературы: средства художественной изобразительности (метафора, эпитет, сравнение, антитеза, гротеск, аллегория и т. д.); структурообразующие элементы художественного текста (система образов, сюжет, композиция, внесюжетные элементы) и т. д.;

Овладение необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания, навыки которого формируются в процессе изучения литературы.

Помимо указанных выше нормативных документов по предмету, названные цели и результаты обучения отражаются в Примерных программах по литературе основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, соответствующих Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года (сайт Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru), а также в учебниках, имеющих гриф Минобрнауки России.

Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по литературе составлялись таким образом, чтобы отразить важнейшие из названных целей литературного образования, в основе которого лежит чтение и изучение литературных произведений русской классики ХIХ и ХХ вв. Все задания ориентированы на проверку понимания и умения анализировать и интерпретировать произведения, изучаемые в школе. Основными в экзаменационной модели по литературе являются задания с развернутым ответом, в которых свободно выражается знание литературного произведения, понимание его проблематики и авторской позиции, личное отношение к прочитанному. На этой основе становится возможным выявить отношение к литературе как к высокой ценности отечественной культуры, аналитические умения и особенности образного восприятия, знание необходимых сведений по теории и истории литературы и навыки использования их при анализе литературных произведений.

Экзаменационная модель ЕГЭ по литературе – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. С этой точки зрения наименее эффективными показали себя задания с выбором ответа, структура которых не учитывает особенности литературного анализа, далеко не всегда предполагающего выбор единственно правильных, обобщенно–формализованных ответов. Использование в заданиях указанного типа так называемых ложных дистракторов (неверных ответов) применительно к литературе может привести к их актуализации в памяти учащихся в ущерб верным представлениям (в 2008 году задания с выбором ответа были изъяты из экзаменационной работы). В большей степени при работе с художественным текстом эффективно использование заданий с кратким ответом, проверяющих знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы (особенности композиции, жанровая специфика произведения, виды изобразительно–выразительных средств и т. п.). Однако наиболее важной, «несущей» конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.

В целом итоги ЕГЭ последних лет свидетельствуют об эффективности разработанной экзаменационной модели. Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что настоящая экзаменационная модель обеспечивает необходимую содержательную валидность экзамена, выявляет уровень сформированности у выпускников основных учебных умений по предмету.

Экзаменационная модель по литературе 2017 года не претерпела изменений.

В экзаменационной работе 2017 г (как и 2016 г.) выделены две части и принята сквозная нумерация заданий.

КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы
к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений: 8 (С1), 9 (С2).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений: 15(С3), 16(С4).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности, 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему (таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса). Выпускнику предлагаются 3 вопроса 17.1–17.3 (С5.1 –С5.3), охватывающих важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 17.1 (С5.1) – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 17.2 (С5.2)– по произведениям второй половины XIX в.; 17.3 (С5.3) – по произведениям XX в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Работа такого типа дает выпускнику возможность показать свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

В структурном отношении два комплекса заданий части 1 выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня, нацеленных на проверку теоретико-литературных знаний (1–7 и 10–14), к заданиям повышенного уровня обобщающего типа (8, 9 и 15, 16). Часть 2 содержит альтернативное задание высокого уровня сложности (17.1–17.3), в наибольшей степени отражающее требования стандарта профильного уровня.

Каждому гуманитарию свойственен самонадеянный размах мысли, который, как показывает практика, зачастую создает помехи для выпускника на таком экзамене, как ЕГЭ по литературе. Причина в том, что в процессе подготовки ученик далеко не всегда узнает все то, что от него требуется в решающие 4 часа. Он много знает, еще больше хочет сказать, и в итоге испещряет КИМ хитроумными письменами, но получает какие-то 70 баллов вместо заслуженной сотни. Чтобы с Вами такого не произошло, внемлите нашему гласу и усвойте основную информацию, касающуюся этого специфического ЕГЭ.

Поскольку данный предмет не относится к обязательным, сентябрьские пересдачи для него не предусмотрены, поэтому нужно постараться сдать экзамен в основные даты.

Дата ЕГЭ по литературе 2019:

Время, отведенное на написание ЕГЭ, остается неизменным: длительность экзамена составляет 235 мин (3.55 минут), начинается вся процедура в 10.00 по местному времени.

Минимальный проходной балл – 32. Если Вы его наберете, экзамен считается сданным, правда, этого минимума не хватит даже для поступления на коммерческое отделение многих вузов.

Порядок проведения

  • Ученик должен заблаговременно написать заявление о том, что он хочет сдавать литературу. Это делается в школе, но важно не прозевать этот момент.
  • В объявленный день выпускник приходит в свою школу и направляется в чужую для того, чтобы сдать экзамен с незнакомыми наблюдателями, которые точно ему не помогут.
  • Всех пришедших ребят регистрируют, проводят в кабинет, рассаживают по местам в шахматном порядке.
  • После начала экзамена наблюдатели раздают бланки, ученики заполняют свои данные (если что-то непонятно, можно спросить у организатора).
  • Только после заполнения всех необходимых бумаг официально начинается экзамен, и это начало организатор фиксирует на доске, определяя дату окончания процедуры.
  • Выпускник делает задания (сначала на черновике, потом начисто).
  • За полчаса до окончания экзекуции наблюдатель напоминает о том, что скоро конец.
  • За 5 минут напоминание повторяется.
  • По истечению срока все работы сдаются, «дописать за 5 минут» не получится, так как большинство школьников предстают перед всевидящим оком камер.

Правила

С собой ничего нельзя проносить, кроме воды и черной гелевой ручки (лучше несколько брать). Черновики дают на месте. Исключения действуют только в том случае, если выпускник отличается неполнотой возможностей. Тогда предусмотрена возможность взять с собой необходимые медикаменты, еду и другие специальные средства. О таком медицинском сопровождении родители договариваются заранее, предоставляя справки.

  • Говорить, шуметь, мешать присутствующим;
  • Пользоваться гаджетами, в том числе умными часами (их ученики обязаны оставлять в сумках поодаль от себя);
  • Списывать за пределами кабинета (были случаи, когда ребята попадались со шпаргалками в туалете и были выгнаны с экзамена);

Все эти нарушения сулят изгнание из аудитории. До пересдачи в резервный день по выбранному предмету выпускника уже не допустят, и он останется без необходимого сертификата.

Изменения 2019

Сдача ЕГЭ по литературе в 2019 году практически не отличается от процедуры предыдущего года. Все нововведения касаются уточнений и упрощений формулировок заданий. Чтобы быть точным, Многомудрый Литрекон приводит цитату из официального документа ФИПИ:

Уточнены критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом. Внесены изменения в формулировки следующих критериев:

  1. критерий 1 «Соответствие ответа заданию» для заданий 8 и 15;
  2. критерий 1 и 2 (сопоставление выбранных произведений с предложенным текстом) для заданий 9 и 16;
  3. критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» для задания 17;
  4. критерий «Привлечение текста произведения для аргументации» для всех заданий (8, 15, 9, 16, 17)

В преамбулу к оценке выполнения задания 17 добавлена информация об особенностях оценивания сочинений по поэзии, а также внесена соответствующая корректировка в инструкцию к написанию сочинения части 2 (для участников).

А в остальном ЕГЭ остался все тем же, а каким именно, Вы узнаете из нижеследующего параграфа.

Структура и содержание

Структура ЕГЭ по литературе осталась без изменений: это 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.

  1. Первая часть – это задания типа «Вопрос-ответ». Здесь проверяется теоретическая подкованность выпускника. Вопросы относятся к анализу и содержанию прочитанных им произведений: проблематика, герои, события, тропы и т.д. Она делится на два комплекса заданий: по прозе и по стихам.
    • Так, задания с 1 по 7 подразумевают ответ из слова, фразы или последовательности цифр, а 8 и 9 – развернутый ответ в виде предложений. С 1 по 9 – вопросы, касающиеся прозы.
    • А вот лирике посвящены 10-14 (краткий ответ) и 15-16 (развернутый ответ).
  2. Вторая часть – это полноформатное сочинение-рассуждение на одну из 4 предложенных тем (17.1 – 17.4) в виде вопроса или тезиса. Одна из тем будет посвящена литературоведческому термину, вторая – проблеме или теме произведения, третья – литературному обзору, и в рамках нее можно даже выбрать произведение из своего читательского опыта, и четвертая напоминает читательский дневник: Ваша оценка приведенной книги.

Важно знать, что в темах может попасться современная литература 21 века, и к этому обстоятельству нужно быть готовым: если туго с современниками, делайте весь упор на классиков.

Весь экзамен построен на следовании от простого к сложному: первые задание самые простые, а наиболее сложное дело ждет своих жертв или укротителей в самом конце.

Образец ЕГЭ по литературе или его демонстрационный вариант доступен по ссылке .

Список литературы

Все произведения, нужные для ЕГЭ по литературе, Вы найдете в удобном от Многомудрого Литрекона, где расположен список необходимых книг и терминов для подготовки. Обратите внимание, что вся теория, нужная для успешной сдачи экзамена, находится там же. Если у Вас есть вопросы по какой-то книге, задавайте их в комментариях, по почте или в нашей группе ВК . Вот основные разделы, которые будут представлены в КИМе:

Литрекону давно уже приглянулась литература, нужная для ЕГЭ, поэтому он регулярно выпускает анализы произведений, где разбирает все аспекты, важные для выполнения заданий из КИМа. Чтобы не пропустить их, присоединяйтесь к нам в социальных сетях и заходите в гости почаще)

Баллы

Ни для кого не секрет, что оценивание ЕГЭ по литературе происходит по баллам. Сначала проверяющие ставят первичные баллы, потом переводят их в привычную нам систему.

Таблица и шкала перевода баллов 2019 выглядит вот так:

Вот распределение баллов по уровням сложности. Очевидно, что набрать максимум получится только у того, кто освоит все виды деятельности, предусмотренные создателями ЕГЭ.

Сколько баллов стоит каждое задание? Об этом Многомудрый Литрекон рассказал в нижеследующем параграфе.

Критерии

Оценивание ЕГЭ по литературе невозможно без критериев, которые каждому ученику необходимо знать точно. Это знание поможет ему подготовиться к ЕГЭ самостоятельно, ведь он сможет сам проверять свои способности и результаты не хуже любого экзаменатора.

Критерии оценки ЕГЭ по литературе 2019 таковы:

За верный ответ на каждое задание 1-7, 10-14 выпускник получит по 1 баллу.

8 и 15 задания оцениваются по трем критериям (всего 6 баллов за каждое):

  1. Соответствие ответа заданию (2 балла). Если по нему 0, то по остальным тоже 0;
  2. Привлечение текста для аргументации (2 балла). Если по нему 0, то по третьему тоже 0;
  3. логичность и привлечение речевых норм (2 балла).

9 и 16 задания будут проверяться по 4 критериям (максимум 10 баллов за каждое)

  1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом (2 балла). Если по нему 0, то работа не проверяется;
  2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом (2 балла). Если по нему 0, никто дальше проверять не будет;
  3. Привлечение текста произведения для аргументации (4 балла). Если по нему 0, то 4 пункт тоже мимо;
  4. Логичность и соблюдение речевых норм (2 балла).

Критерии оценки сочинения на ЕГЭ по литературе состоять из пяти пунктов, а всего можно рассчитывать на 14 баллов:

  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие (3 балла). Это основной критерий, то есть если по нему 0, то вся работа считается невыполненной.
  2. Привлечение текста произведения для аргументации (3 балла).
  3. Опора на теоретико-литературные понятия (2 балла).
  4. Композиционная цельность и логичность (3 балла).
  5. Соблюдение речевых норм (3 балла).

Важно : Если в сочинении менее 150 слов, то оно даже не проверяется! Норма – от 200 слов.

Результаты и апелляция

Развернутые ответы проверяются двумя экспертами, всего работа пройдет черед две проверки, в ходе которых проверяющие выставят баллы. Если в результатах будет существенное расхождение (от 2 баллов), то назначается 3 проверка.

Узнать свои результаты Вы можете в школе или на сайте (у каждого региона свой). Ссылку уточните у преподавателя.

Если баллы Вас не удовлетворили, и Вы уверены, что оценку Вам занизили несправедливо, смело подавайте на апелляцию. Заявление нужно заполнить в школе. Там же Вы узнаете, когда и куда нужно приехать на рассмотрение Вашего «дела».

Важно! Если Вы приехали, а работу проверили без Вас, то требуйте проверки на Ваших глазах. Подобное явление является нарушением порядка апелляции. Проверяющие имеют право рассмотреть «дело» заочно, только если Вы (или законный представитель) не явились на процедуру.

Как повысить свои баллы?

  1. Берите с собой родителя, особенно, если у него язык подвешен. Как правило, Вас по умолчанию считают неразумным ребенком, который отвлекает умных теть и дядь от дел. К родителям отношение другое, их слушают, а не перебивают на каждом слоге. Ну а если ничего не выйдет, мама или папа смогут Вас утешить.
  2. Не вставайте с места, пока не поймете, в чем причина снижения баллов. Каждый сдвиг должен быть мотивирован несоответствием конкретному критерию оценки, и если такой аргументации нет, то ничего не подписывайте и ни на что не соглашайтесь. Нередко повысить баллы мешает не здравый смысл, а таинственное требование свыше, которое не дозволяет плодить много стобалльников.
  3. Если стало очевидно, что эксперты не намерены вести конструктивный диалог, то нужно обращаться в вышестоящую инстанцию. Там же попросите помочь Вам составить заявление на федеральную апелляцию. Там работа проверяется с самого начала, и никто не знает, как ее оценили ранее.

По статистике, около четверти апелляций удовлетворяется, так что попробовать стоит, особенно если на кону поступление в вуз мечты.