Канон а критского с толкованием читать. Покаянный канон андрея критского

В московской студии нашего телеканала - беседа с кандидатом философских наук, кандидатом богословия, преподавателем Российского православного университета и Московской духовной академии священником Стефаном Домусчи.

Мы вступаем в Великий пост и сегодня поговорим о Великом каноне Андрея Критского. Расскажите об этом духовном произведении и его авторе.

Святой Андрей Критский родился в 660 году в Дамаске. Он был сыном благочестивых родителей, происходил из христианской семьи. В возрасте 13-14 лет вступил в монастырь, где подвизался долгое время. После этого был на VI Вселенском соборе, по завершении которого, в отличие от вернувшихся обратно в Иерусалим делегатов Иерусалимской Церкви, остался в Константинополе. Затем он был назначен сиропитателем - руководителем дома для сирот и в чине диакона двадцать лет подвизался на этом поприще, очень много помогал бедным. Около 712 года Андрей был рукоположен в архиепископы. Тогда же произошла трагедия его жизни: под сильным давлением императора святой Андрей участвовал в Соборе, восстановившем ересь монофелитства, и подписал документ, осуждавший VI Вселенский собор, в котором сам же некогда участвовал. Как считают исследователи, когда император умер, наступило раскаяние. Покаянный канон возник как результат этого чувства. Умер святой Андрей в 740 году, будучи пастырем Критским, но почил не на Крите, а возвращаясь из Константинополя. На Крите он также творил дела милосердия, служил ближнему, помогал бедным, вел активную христианскую жизнь.

Сразу хотелось бы отметить, что участие Андрея Критского в лжесоборе не должно смущать, потому что этот факт его биографии как раз то, что приближает святого к нам. В жизни православного верующего есть такое искушение - воспринять историю Православной Церкви как некий лубок, благочестивую красивую картинку. В этом, наверное, есть какой-то духовный смысл, но есть и духовный вред. Ведь, смотря на жизнь святых, нам порой полезно видеть не только их достоинства, подвиги, труды, но и недостатки, потому что это не только приближает святых к нам, но и нам дает внутреннюю возможность следовать за ними. Жизнь простого человека полна падений, ошибок, искушений, и если он смотрит на святого, в житии которого от читателя не скрываются какие-то сложности, противоречия, то увидит, что святой пал, но и победил. Святой отличается от грешника не тем, что не падает, а тем, что встает и побеждает. Без греха один Господь Иисус Христос, все остальные люди грешны. Другое дело, что праведности, решимости жить со Христом у святых больше, и именно потому они святые. И когда мы смотрим на таких святых, то думаем: если они падали и побеждали, значит, и мы можем победить. А если представлять себе святых теми, кто где-то далеко, на недосягаемой духовной высоте, то часто не возникает дерзновения последовать за ними. Даже в разговоре с обычными людьми можно услышать: это люди святые, а мы грешные. Создание лубка способствует такому разделению: они святые, пусть живут своей жизнью, а мы грешные, значит, нам можно жить такой жизнью. Так нельзя, потому что все мы призваны к святости.

- Как создавался Великий канон?

Об этом мало информации, можно лишь отметить, что сама форма канона в то время только формировалась, хотя была уже известна. Можно сказать, что Андрей Критский стоял у истоков той поэтической формы, которую мы сегодня видим. Он написал достаточно много канонов, некоторые из них до сих пор используются в Церкви. Есть гораздо более обширные каноны, чем Покаянный, который мы слышим сегодня. Собственно, Церковное Предание не связывает Покаянный канон именно со временем поста. Он был поставлен Церковью на это место уже после написания. Традиционное место канона в Студийском уставе, где он впервые упоминается (кстати, приятно отметить, что древнейшая рукопись канона Андрея Критского находится в библиотеке Российской академии наук в Санкт-Петербурге, это Постная Триодь), - пятая седмица Великого поста, утреня четверга. То самое Мариино стояние, во время которого мы и сегодня читаем Покаянный канон. На первые дни поста он был перенесен в Иерусалимском уставе. Когда Русская Церковь перешла на этот устав в XIV веке, то был перенесен и канон, но также сохранилась традиция Студийского устава, поэтому канон читается и на первой, и на пятой седмицах Великого поста.

Вы сказали, что канон называется покаянным, умилительным. Это потому, что святой Андрей осудил какие-то свои лжевыводы?

Нет, не лжевыводы. Сначала он под давлением осудил решение VI Вселенского собора, а потом раскаялся, и, как предполагают, канон возник как плод покаянного творчества. На самом деле канон, даже если исторически и не был связан с Великим постом, по самой тональности очень подходит к этому периоду. Очень хорошо, что он читается с первого дня. Канон Андрея Критского показывает, что пост - путь покаяния, а не просто дисциплина, это движение от недолжного состояния к должному. Канон как нельзя лучше способствует осознанию не только своего положения, но и того, к чему человек изначально был призван, и показывает путь, которым можно прийти к этому первозданному состоянию.

Канон достаточно большой, 250 тропарей, поэтому его чтение делят на четыре дня. Если кратко, о чем эти тропари?

Естественно, сложно выстроить какую-то логическую цепь событий, освещенных в каноне, хотя видно, что они повторяют библейский сюжет: все начинается с падения Адама, отторжения человека от Бога. Надо сказать, что, когда люди слушают Покаянный канон, создается впечатление, что это сплошное перечисление грехов, чего-то недолжного, ужасного. Но если вчитаться в текст, можно увидеть, что святитель Андрей Критский говорит не только о грехах прародителей или других людей Ветхого Завета, но и о праведниках: эх, душа, вот им ты не поревновала, а за другими последовала. В песнях канона упоминаются и ветхозаветные, и новозаветные герои; при этом нельзя сказать, что библейская логика не прослеживается.

Сначала говорится об Адаме и Еве - о сути греха. Грех не просто поступок, а предательство Бога и того призвания, ради которого человек сотворен. Поэтому, перечисляя разные конкретные грехи, святитель Андрей указывает на самую их суть - падение из высокого состояния, ради которого Бог сотворил человека, в глубину отверженности, нищеты, искаженности. Важно, что в то же время искаженность не означает уничтоженность Божиего образа, и это дает надежду на изменение, спасение, восстановление утраченного.

Например, упоминается Адам: ты так же, как Адам, пренебрег повелениями Божиими. Так же как Ева, которая вкусила запретный плод, ты идешь к запретному плоду. Так же как Каин убил совесть, ты убиваешь свою. Людям, читающим канон, может показаться, что это какое-то странное перечисление чужих поступков, грехов, недоработок. Но святитель Андрей показывает, что грех всегда один и тот же и человек должен видеть в грехах людей прошлого свои собственные грехи. Действительно, если всерьез задуматься об этих текстах, видно: как Адам пренебрег замыслом Божиим и ушел от Бога, так часто поступаешь и ты; как Ева соблазнилась ложными представлениями о плоде, так и ты соблазняешься ложными фантастическими идеями; как Каин пренебрег совестью, так же и ты.

С другой стороны, святитель Андрей говорит: почему ты не приносишь жертву, как Авель? Авраам оказался верным Богу, почему неверен Богу ты? Он показывает, что все эти вещи архетипичны: они наполняют не только страницы Ветхого Завета, но и всю нашу жизнь. Мы можем сказать: это чьи-то недостатки, зачем нам на них обращать внимание. А можем вчитаться и услышать призыв, вопль отчаяния, которым начинается канон: «Откуду начну плакати…» То есть как я начну сокрушаться о моей окаянной жизни? Сначала я должен посмотреть, о чем мне плакать, в какую духовную ситуацию я попал.

Кстати, интересно, что одним из очень глубоких образов этого канона оказывается образ тех одежд, которые изначально были у Адама и Евы, и тех, которые они потом сами себе сделали. Мы знаем, что Адам и Ева были наги и не стыдились, но, с точки зрения святых отцов, они не стыдились еще и потому, что были одеты славой Божией, неким светом этой славы. И человек отвергает световидную одежду, чтобы, как говорит Писание, одеть себя в одежды из смоковных листьев, то есть отвергает Божий замысел и решает реализовывать свой. Но, по большому счету, это ведь вся наша жизнь. Не только об Адаме и Еве или о человечестве в целом, но о каждом из нас есть Божий замысел.

Человек может быть врачом «скорой помощи», учителем, рабочим на заводе, пенсионером, школьником - кем угодно, - и о каждом есть замысел Божий. Каждый может услышать это и подумать: обо мне тоже есть Божий замысел, и он очень высок, велик. Бог для каждого предусмотрел богоподобие, обожение, духовное возрастание. Мы же как Адам и Ева: хочу свои одежды себе сделать. Хочу карьеру, хочу успешно прожить жизнь… Церковь не отвергает и даже поощряет наш труд, элементы быта, но главное - что для тебя является центром. Интересная фраза канона: я сам себя сделал идолом. Это квинтэссенция греха, когда Адам делает себя идолом, поклоняется сам себе, своим страстным желаниям, отвергая при этом замысел Божий. И человек, который слушает это сегодня, тоже должен задуматься: а я также отвергаю?

У святителя Андрея Критского присутствует образ - одежды, которые дал Бог, теперь разорваны, осквернены, окровавлены, испачканы. Человек смотрит на себя и думает: вроде я приличный, работаю, живу семейной жизнью, никаких окровавленных одежд на себе не вижу. Но если он обратит внимание на духовную сторону своей жизни - на гнев, измену Богу, блудные стремления, то увидит, что, живя так, в духовном смысле он как раз является носителем этих одежд. Весь канон христоцентричен, он весь о Христе. Это очень важно. Казалось бы, читаем канон: Адам, Ева, Моисей, Ламех, Петр, кровоточивая вдова, жена, согбенная старуха, которых исцелил Христос... И в то же время чуть ли не половину всех песней канона занимает обращение ко Христу как к доброму Пастырю, Который должен исцелить человека. Вот основные темы канона.

- Мы называем Андрея Критского святителем. Но в каноне звучит и «преподобный отче Андрее»…

Да, это древняя традиция. Святителей часто называли преподобными.

Устав сложился так, что мы поем канон постом. Почему именно на первой седмице? Что Церковь нам хочет этим сказать?

Если осмыслять пост просто как дисциплину, как то, что связано с диетой, определенными поступками, то не очень понятно, почему пост должен начинаться Покаянным каноном. Но если осмыслять его как путь к Пасхе, это значит, что мы из одного духовного состояния должны прийти в другое. Если, например, человек хочет заниматься в спортзале, он сначала должен понять, какова сейчас его физическая форма, здоровье. Неслучайно духовную жизнь часто сравнивают со спортом. Сначала увидь, каков ты в настоящую минуту, потом осознай, что тебе нужно сделать, чтобы измениться, и к какой цели ты идешь. Канон Андрея Критского очень много говорит именно о том, каков человек сейчас, в данном состоянии, и о том, каким он должен стать. Поэтому с этого духовного произведения начинается пост, канон задает тон. Как регент в хоре задает тон, чтобы люди услышали нужную ноту и могли с нее начать, чтобы пение было стройным, так и здесь. Если задать правильный тон всему постовому деланию, то пост получится провести правильно.

Но для этого, конечно, мало просто прийти в храм и послушать красивые песнопения. Многих людей пленяет сама красота постового богослужения: темнота, свечи, приглушенный свет, покаянные мотивы, монотонное чтение... Это эстетическое восприятие. Оно не мешает, наоборот, помогает, потому что человек - духовно-телесное существо, многое воспринимается через тело. Но саму по себе эстетику нужно пережить, почувствовать, полюбить и - пойти дальше, к текстам. Важно заранее ознакомиться с каноном в зависимости от того, насколько человек знает церковнославянский язык: либо ему ближе церковнославянский текст, либо русский вариант. В храме ведь не очень удобно читать параллельно и то, и другое. Ты слушаешь, что читается по-церковнославянски, например, «Предстоятель», и в то же время пытаешься по-русски следить. Мне кажется, удобнее посмотреть дома. Тогда можно прийти на молитву, чтобы не просто умилиться пению и красоте церковного богослужения, а чтобы канон оказался плодотворным. Все, что делается в Церкви, должно быть плодотворно. И канон Андрея Критского должен оказать на нас, в первую очередь, духовное влияние.

Часто люди не понимают, что читается. Понятно, что можно взять книгу и проследить, что читает священник. Однако нередко случается, что многие священнослужители заменяют некоторые слова на более понятные. Как вам такая практика?

Не секрет, что и Святейший Патриарх, когда читает Великий канон, заменяет некоторые слова. Вместо «яко» произносит «как». Апостол Павел говорит: «стану молиться и умом», поэтому внутреннее содержание молитв очень важно. Церковь всегда была больницей и никогда не была высокомерным педагогом, который заставлял человека достигнуть каких-то предельных высот. Она всегда снисходила к человеку и вела его к духовным высотам.

Апостол Павел, например, научился говорить на языке языческой философии, потом каппадокийские отцы продолжили его дело и перевели богословие на язык философии, для того чтобы воцерковить эллинскую мудрость и культуру. Это доброе побуждение, оно происходит не из лени, а из желания, чтобы люди заинтересовались Церковью, чтобы для них тоже было плодотворным то, что они услышали. Мы не можем представить, чтобы апостол Павел, придя к язычникам, сказал: давайте вы сначала изучите Ветхий Завет, поймете его смысл, а потом я вам расскажу о Христе. Он говорил с ними на их языке, чтобы они потом пришли к культуре Ветхого и Нового Завета. Так и здесь. Конечно, важно не переусердствовать и сохранить красоту церковнославянского языка, его поэтичность и образность, но в то же время какие-то самые непонятные слова, мне кажется, можно заменять. Практики есть разные, главное - не делать культа ни из одной из них.

- Можно ли назвать Великий канон аллегорическим произведением?

Здесь есть некоторое противоречие. Признать, что это только аллегория, означает лишить себя опыта, основы. Тогда канон будет просто набором красивых сравнений. А увидеть, что ты совершаешь те же грехи, что и описанные в каноне, - это увидеть реальность своей духовной жизни.

- Можно ли воплотить в реальность те образы, которые помогают задуматься о нашей жизни?

Человек приходит в храм, слушает канон и думает: может ли он применить к себе эти слова? Конечно. Если мы обратимся к Покаянному канону и несколько подробнее изучим его текст, сможем указать некоторые образы. Сразу нужно заметить, что канон дает истинный христианский духовный настрой, он носит не только осуждающий, укоряющий характер, но и побуждающий, просвещающий. Говорится не только о том, что ты согрешил, как тот великий грешник, но и о том, что есть прекрасные примеры: поступай же согласно им.

Скажем, одним из замечательных образов является Давид. Почему важны Давид или Соломон (Давид в большей степени упоминается в каноне)? Потому что Давид пал, а потом восстал, слезно раскаялся. Его пример оказывается очень важен. Примерами могут быть Енох, или Сиф, или другие праведники, о падении которых мы ничего не знаем, о них просто говорится, что они были верны Богу - и ты будь верен Богу. А что делать человеку, который уже оказался неверен Богу, испортил свою жизнь, наполнил ее грехом?

Вот прекрасный образ Давида, который совершил очень тяжелый грех и нашел в себе силы к покаянию, раскаянию, перемене ума. Ведь что есть покаяние? Часто люди думают, что это просто перечисление конкретных грехов. Но в первую очередь покаяние - изменение самой жизни, взгляда на нее. Человек был верен, потом проявил неверность и возвращается обратно. Мы не можем представить себе, чтобы блудный сын, который вернулся к отцу, стал перечислять какие-то плохие вещи, которые он совершал. Самое ужасное, что он совершил, - предал. Естественно, что его возвращение, изменение связано не с мелочными перечислениями грехов, а с обращением его сердца к отцу. Был один взгляд на жизнь, стал другой. Неслучайно «покаяние» по-еврейски означает «разворот». Ты шел в одну сторону, потом одумался, развернулся и пошел обратно, в отчий дом.

Другой прекрасный образ - Иаков, который трудится, чтобы получить сначала одну жену - Лию, а затем вторую - Рахиль. Бытовой взгляд увидит здесь многоженство, но Андрей Критский видит в этом образ теоретического, созерцательного труда и практического, настоящего, ручного труда. Он говорит: поревнуй Иакову, который трудился ради двух. Сочетай в себе созерцательную, духовную жизнь и физический труд, доброделание, труд помощи ближнему. Это очень важный образ, потому что многие люди смотрят на христианских подвижников и не знают их жизненных, земных трудов, как именно они трудились ради помощи ближнему. Мы смотрим на покаяние, молитву, жизнь в монастыре и думаем, что главное для святых - только покаяться у себя в голове, изменить свою жизнь, внутренне перемениться, и все. Но это должно быть выражено.

К примеру, Андрей Критский был не только подвижником, монахом, автором церковных канонов, но и активно служил ближним: поддерживал дом сирот в Константинополе, помогал сирым и вдовым, старикам, у него были какие-то специальные помещения для детей, оставшихся без родителей, для престарелых. Он жил очень активной социальной жизнью. Поэтому человек, приходя в храм и слыша слова канона, должен понимать, что стать христианином - значит не только переменить ум, но и активно присутствовать в миру своей помощью другим людям. Неслучайно в череде подготовительных недель к Великому посту есть и неделя о Страшном Суде. В прошлое воскресенье читался отрывок из Евангелия от Матфея, в котором Христос говорил: если вы накормили, одели, посетили, поддержали голодного, немощного, больного -вы сделали это Мне. И напротив, осуждал тех, кто этого не сделал. Иаков и его дети, о которых говорит святитель Андрей в своем каноне, - тоже прекрасные образы. Рувим оказывается образом блуда, невоздержанности, а Иосиф - воздержанности, целомудрия, потому что Рувим падает в этом смысле, а Иосиф выдерживает испытание. Его пытаются совратить, а он оказывается непреклонен. Все эти образы могут очень активно применяться человеком в собственной жизни.

- Почему в каноне используются только ветхозаветные образы?

Не только ветхозаветные. Святитель Андрей часто упоминает Ветхий Завет, но использует и новозаветные образы - Петр, кровоточивая жена, дерзновенно подошедшая ко Христу... Новозаветные образы связаны с Христом и Его помощью, и сам автор канона ощущает себя новозаветным человеком. Когда он упоминает о Новом Завете, то часто говорит о самом себе, от лица новозаветного человека. С другой стороны, жизнь обычного человека, далекого от Церкви, совсем не новозаветная. Человек, который не заходит в храм или бывает в нем, но не меняет свою жизнь, как раз очень похож на ветхозаветного. Это и неверность Богу, и самомнение - то, с чего начинается канон.

Как Вы объясняете прихожанам, что происходит на первой седмице поста и насколько важно присутствовать на каноне Андрея Критского и понять, о чем говорится в нем?

Просто приглашаю всех участвовать в вечернем богослужении. В утреннем, конечно, тоже было бы хорошо участвовать, но многие работают, большинство православных не тунеядцы, часто люди не могут отпроситься. Все же это монашеское богослужение, не предполагалось, что работающие люди вдруг бросят все и будут вести себя как монахи. Миряне приходили на какие-то части церковной службы, которые могли посетить, и канон Андрея Критского как раз является такой частью суточного постового богослужения. Очень важно прийти, послушать канон, проникнуться предлагаемыми образами, может быть, услышать разъяснения, которые проповедник дает к этому тексту. Важно взять с собой книжку, потому что не всегда читают внятно. Можно следить за текстом вне зависимости от того, как читает тот, кто возглавляет богослужение. Прекрасно читает Святейший Патриарх.

На сайтах есть много разных вариантов, можно и в Интернете послушать канон, но все же постовая атмосфера, создаваемая первыми богослужениями, непередаваема. И, наверное, прибегать к прослушиванию канона через Интернет можно только в крайнем случае, если человек не может сам посетить храм (у него маленькие дети, он болен, стар). Но если человек хочет плодотворно провести пост, он должен прийти и послушать канон, проникнуться его покаянным, но в то же время дерзновенным духом.

- Этот канон еще называют умилительным…

Умилительным его называют потому, что слову «милость» родственно слово «елей» - масло. Когда мы говорим «Господи, помилуй» («елеисон» по-гречески), это как раз означает «исцели», потому что оливковое масло является первым лекарством, с которым человек встречался в древности, -младенцев, например, мазали оливковым маслом. Это ветхозаветный образ лекарства. И «умилительный» канон в том смысле, что он исцеляюще, отрезвляюще действует на нашу душу, и в то же время побуждает нас к добрым начинаниям.

Помимо того, что человек должен войти в Великий пост через чтение и понимание канона, что еще важно почерпнуть в этом богослужении?

Думаю, что должен сохраняться сам настрой. Часто бывает: люди начинают Великий пост, и он у них заканчивается на первой седмице. Люди приходят на богослужения, слушают канон, потом канон уже не читается, человек погружается в обычную жизнь и забывает суть поста, остается только диета, пищевое воздержание. Важно, чтобы покаянный и в то же время дерзновенный настрой, создаваемый каноном Андрея Критского, сохранялся, чтобы человек, проходя поприще поста, воспринимал его именно как путь, следил за тем, насколько он изменился, насколько прикладывает усилия к тому, чтобы жить другой жизнью. Часто человек на третьей, четвертой неделе поста думает: а изменилось ли что-то или я просто заменил одни продукты другими? Многие стараются не просто побывать на богослужении, но и прочитать Ветхий Завет, чтобы еще больше напитаться образами канона. Нельзя останавливаться на том, чтобы посетить красивое богослужение и дальше ничего не делать. Очень полезно бывает обратиться к самому тексту Писания.

Например, в кинотеатрах идет фильм, связанный со Священным Писанием («Ной» или «Пророки и боги» - об исходе евреев из Египта). Мы не берем сейчас качество этих кинолент, но факт: после их показа люди обращаются к Священному Писанию. После фильма «Ной» многократно увеличилось количество запросов в поисковых системах о том, кто такой Ной. Это, в общем, неплохо, люди начинают интересоваться Писанием, пытаются сравнить книгу и фильм, благодаря чему читают саму Библию. Это оказывается плодотворно и изменяет их жизнь. То же и здесь. Человек приходит в храм, слышит имена: Ламех, Соломон, Давид, Моисей, Аарон... Часто он не знает, кто эти люди, и это побуждает его обратиться к Священному Писанию, активнее и вдумчивее прочитать его страницы и через это задуматься о своей жизни.

- Наши телезрители спрашивают, почему постом в будние дни, кроме среды и пятницы, не совершается литургия.

Даже в среду и в пятницу литургия как таковая не совершается - совершается литургия Преждеосвященных Даров, но это скорее чин причащения запасными Дарами. Литургия, помимо остальных богословских смыслов, несет в себе причастие вечности, некоторую пасхальную радость. Во время литургии мы встречаемся с Самим Христом, причащаемся, приобщаемся небу. Иоанн Златоуст говорил: «Ты не просто восходишь на небо, а становишься небом, соединяешься с Богом». В первый день поста или даже в воскресенье перед самым постом мы вспоминаем об изгнании Адама из рая. В этот момент Адам задумывается о том, к какому состоянию он пришел… И вдруг после такого плача - литургия. Литургия как возвращение, как Причастие, как то, выше чего вообще ничего не может быть. Поэтому христиане лишают себя на время седмицы этой радости. Священник сразу после Причастия читает в алтаре «Воскресение Христово видевше…» и другие пасхальные песнопения, которые слышит народ. И получается, ты только начал пост, но если сразу же служишь литургию, покаянный настрой замещается радостью литургии. Литургия всегда связана с радостью. Не бывает скорбных и покаянных литургий, поэтому в дни Великого поста они служатся только в субботу и воскресенье или в большие праздники, если они приходятся на Великий пост. Но большинство из этих служб - литургии Преждеосвященных Даров.

- Пять дней мы молимся, имеем великопостное настроение, а в воскресенье опять литургия…

Да, в воскресенье литургия, потому что Воскресение важнее нашего покаянного чувства. Радость Воскресения важнее, чем то состояние, в котором мы пребываем в пост. Это тоже очень важно, ведь часто бывает, что человек будто закапывается в своей душе, ее проблемах, страстях, думает, как их пережить, как измениться, иногда начинает унывать, опускать руки, ничего не может сделать. И тогда он должен понять, что, несмотря на его состояние, Бог его любит, Он его спас, дает ему возможность измениться, дарует силы для того, чтобы помочь человеку вернуться к Себе, поэтому нам даны воскресные дни. Радость воскресного дня не отменяется.

- Это своего рода надежда, напоминание о том, что будет Пасха.

Да, конечно.

По уставу положено каждую седмицу дважды прочитывать Псалтирь, а по окончании Великого поста прочесть все Евангелие. Скажите, как быть простым людям, которые не посещают службы, но хотят сохранить этот постовой настрой в нашем мире, полном соблазнов? Какие рекомендации Вы можете дать?

Я думаю, что эти рекомендации в первую очередь должны сводиться к внимательному и вдумчивому чтению. Есть опасность пообещать себе прочесть все Священное Писание за пост. Это значит, что человек в день должен будет читать по одной книге, а их больше пятидесяти (Ветхий и Новый Завет), и если он возьмет на себя такой подвиг, что он прочтет? Представим, что за один день он должен прочитать Евангелие, или Книгу пророческую, или Книгу Притчей, или Книгу Бытия. Он просто проглотит информацию, быстренько пробежит, потому что невозможно вдумчиво прочитать за такой срок. Даже если прочтет, восприимет ли он пользу, которая содержится в этих книгах?

В богослужениях за весь Великий пост прочитывается всего несколько книг - Книга Притчей, Книга Исаии, Книга Бытия и потом, в самом конце, читается Книга Иова. Мы должны понимать, что дело не в количестве, не в том, чтобы взять на себя какой-то непомерный труд. Пусть этот труд лучше будет в том, чтобы прочесть немного, но измениться в соответствии с прочитанным. Здесь очень важными оказываются ветхозаветные Книги Премудрости, потому что они говорят о самых простых вещах, о том, что применимо в жизни. Книга Иисуса, сына Сирахова, Книга Притч, Книга Екклесиаста и некоторые другие - книги, которые мы можем читать и задумываться о своей жизни в семье, о работе, о том, как ведем себя с сотрудниками и просто со всеми окружающими.

Можно взять одну книгу, прочитывать по главе, а к вечеру думать, насколько я реализовал то, что прочитал, где я остановился и не совершил тот грех, от которого меня пыталось спасти сегодняшнее чтение, где я поступил соответственно призыву, который сегодня с утра услышал, прочитав ту или иную главу Священного Писания. Если мы будем прочитывать всего по одной-две главы из Библии, но потом будем весь день стараться воплотить в жизнь какие-то рекомендации, это будет гораздо плодотворнее. Я бы посоветовал именно так поступить: выбрать небольшую меру, но постараться ее соблюсти и выполнить то, к чему призывает Писание.

- Можно поинтересоваться, что читается на богослужении, и прочитать самостоятельно.

Конечно, есть сайты, календари, где можно посмотреть, что читается за богослужением, самому прочесть эти тексты, найти комментарии и попытаться следовать им.

- Важно не только слушать то, что читается в церкви, но и самому интересоваться текстами.

Несомненно, работающий человек не может 49 дней, а потом еще и Светлую Седмицу отдать на богослужение. Церковь к этому и не призывает. Есть люди, избравшие путь монашества, они постоянно молятся, особенно во время поста. Службы очень долгие, внутренне сосредоточенные, по-своему трудные, это хороший труд. Но не менее хороший и правильный труд - быть христианином в жизни, потому что в любом месте человек может оказаться христианином, а может не оказаться. Он может взять отпуск на время поста, стоять на службах, думать о ногах или о том, какой он правильный, жертвенный, что готов весь свой отпуск потратить на присутствие на богослужении, и тогда это не принесет ему никакой пользы. В то же время человек, понимая, что не может все время находиться в храме, и приходя на свою обычную работу может вести себя по-христиански, отказываясь от каких-то увеселений, греховных вещей, или не греховных, но во время поста неполезных. Человек в таком случае тоже будет поститься, потому что пост - время внимания к своей душе, время особого контроля.

- Можно сказать, пост - это смерть и воскресение.

Можно и так сказать.

- Не могли бы Вы дать краткое наставление телезрителям по итогам нашей программы?

Во-первых, я бы посоветовал заранее ознакомиться с текстом Покаянного канона, лучше со славянским текстом, потому что в большинстве случаев именно его вы услышите за богослужением. Кроме того, посоветовал бы ознакомиться с образами, упоминаемыми в каноне. Сегодня несложно найти статьи о них. Например, на сайте pravmir ru есть статья «Кто есть кто в каноне Андрея Критского», где очень кратко, сжато говорится о том, кем были те или иные герои канона. Тогда, придя в храм и слушая канон, человек получит б о льшую пользу, чем просто эстетическое удовольствие.

Ведущий: Сергей Платонов
Расшифровка: Маргарита Попова

Немного о самом Каноне.

Первая неделя Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается Канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" . Канон св. Андрея Критский еще называется Великим покаянным каноном, состоит из 250 тропарей (строф) и считается самым длинным каноном из существующих. По мнению протопресвитера Александра Шмемана, этот канон «можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой» .
В этом каноне воедино собраны события ветхозаветной и новозаветной истории от падения праотца Адама и до Вознесения Христова. События излагаются их в духе глубокого сердечного сокрушения, с необыкновенным искусством прилагая каждое из них к состоянию души грешной. Перед взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особою силой отразились значение и сила греха, а также равно достоинство жизни праведной; его вниманию предлагается вся священная история на примерах благочестия и нечестия ее деятелей, их обращений к Богу и нераскаянности в грехе. Помимо примеров из Священной истории в Каноне приводится живой пример самого крайнего падения и восстания в лице святой подвижницы Марии Египетской, достигшей высокой степени совершенства.

Когда читается и поется Канон св. Андрея Критского.

Согласно Типикону Великий канон читается только во время Великого Поста, на Великом повечерии понедельника , вторника , среды и четверга первой седмицы Великого Поста Канон Андрея Критского поется и читается по частям. На утрене же четверга пятой седмицы Великого Поста Канон Андрея Критского поется и читается в полном составе.
На богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого Поста читается житие преподобной Марии Египетской . Чтение жития разделяется пением Великого канона, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона преподобной Марии (эти тропари добавляются к Покаянному канону также в среду и четверг первой седмицы Великого Поста). На каждый тропарь канона положено совершать по три земных поклона.
Послушать и почитать весь канон можно .

Святой Андрей Критский. Историческая справка.

Святой Андрей Критский или Андрей Иерусалимский родился в 650 году в Дамаске в христианской семье. Точная дата кончины не установлена (4 июля 712 года или 726 года). Андрей Критский от рождения до семи лет был немым. Он чудесным образом исцелился, приняв причастие. И с этого времени Андрей начинает изучать Священное Писание и богословские науки. В четырнадцатилетнем возрасте поступил в монастырь преподобного Саввы Освященного возле Иерусалима, где вел строгую монашескую жизнь. Позднее Андрей Критский был назначен архидиаконом и специальным посланником Патриарха Иерусалимского на VI-м Вселенском соборе. На VI-м Вселенском соборе Андрей противоборствовал еретическим учениям, показав всестороннюю образованность, глубокое знание догматов Церкви и высокий дух благочестия. Вскоре после собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и поставлен архидиаконом при церкви Святой Софии.
В правление императора Юстиниана II Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на Крите, где раскрывается его талант проповедника и поэта. Проповеди Андрея Критского отличаются высоким слогом и гармоничной фразой, что позволяет говорить о нём как одном из выдающихся церковных ораторов Византийской эпохи.

Скончался Андрей Критский на острове Митилена, возвращаясь на Крит из Константинополя, куда он отправлялся по делам Церкви. Позже мощи Андрея Критского были перенесены к Константинополь.
По данным исторических источников, Андрей Критский известен как сочинитель текстов и мелоса ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, которые сохранились в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях.
Помимо Великого покаянного канона Андрею Критскому принадлежит авторство на каноны на Рождество Христово , Богоявление, Сретение, Благовещение, Пасху, Преображение , Рождество Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, святой Фёклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди. Считается, что святой Андрей Критский изобрёл или по крайней мере впервые ввёл в византийскую литургическую службу саму форму канона.

Использованы материалы:

- Прот. С. Слободский "Закон Божий" М.:Яуза-пресс, Лепта Книга, Эксмо, 2008.
- с веб сайтов http://ru.wikipedia.org, http://azbyka.ru, http://www.predanie.ru
Please enable JavaScript to view the

Ника Кравчук

Канон Андрея Критского - первая нота Великого поста

27 февраля 2017 года начался Великий пост, который продлится до 15 апреля. На протяжении почти 50 дней верующие будут готовиться к Пасхе — Светлому Христову Воскресению, ограничивать себя в еде и развлечениях, заострять внимание на молитве, милосердии и покаянии. Настроиться на пост помогает Великий покаянный канон Андрея Критского , который читают в храмах в начале Великого поста (первые четыре дня) и на пятой неделе (на утреней в четверг, а чаще — в среду вечером).

Канон Андрея Критского — это уникальная песнь покаяния, 250 тропарей, переплетенных со взываниями о помиловании. Это творение, написанное в VIII веке как индивидуальный гимн покаяния, но благодаря глубокому смыслу превратившееся в общецерковную песнь о помиловании.

Великий покаянный канон — цена 30-летнего раскаяния

Какое внутреннее потрясение пережил автор, чтобы написать песнь покаянию? Как считают некоторые историки, Андрей Критский был участником лжесобора 712 года, на котором выступили против решений VI Вселенского Собора. Лжесобор проводился по инициативе императора Филиппика, поддерживающего ересь монофелитства (монофелиты отрицали наличие во Христе не только божественной, но и человеческой воли).

Но через пару лет власть изменилась, решения лжесобора признали недействительными, а все участники принесли покаяние и отдельно подписались под решениями VI Вселенского Собора.

Зато Андрей Критский никак не мог простить себя. 30 лет, почти до самой смерти, он молил Бога о покаянии, а затем написал свой шедевральный гимн.

Канон Андрея Критского — личная история и библейские сюжеты

Андрей Критский сравнивает себя с Адамом, изгнанным из рая, Каином — первым убийцей, Хамом, насмехавшимся над своим отцом, и многими другими нарушителями заповедей.

В каноне Андрея Критского вспоминаются и новозаветные персонажи. Один из самых ярких — апостол Петр, который, усомнившись, стал тонуть. Но Христос спас его. Так и каждому из нас, тонущему в грехах, Бог готов подать руку помощи. Стоит только попросить об этом.

Канон Андрея Критского сравнивают с правильной тональностью песнопения. Если задать неверный тон, вся песня прозвучит как попало. Также и с Великим постом: если начать его без соответствующего покаянного настроя, то возрастает вероятность безрезультатно потратить время. Как же сделать так, чтобы первые дни Святой Четыредесятницы прошли для нас с пользой? Предлагаем вам пять советов:

  1. По возможности приходите в храм на чтение Великого покаянного канона Андрея Критского — это поможет настроиться на пост. Как? Во-первых, внешний вид храма и черное облачение священников станут визуальным сигналом. Во-вторых, покаянные песни, поклоны и «постовое» настроение присутствующих в церкви не оставят вас равнодушными.
  2. Купите книжечку с каноном или скачайте его себе на телефон — текст перед глазами облегчит восприятие. Более того, вы можете не расслышать то, что читает священник. Или, что еще хуже, чтец может перекрутить отдельные слова. Или же непредвиденный шум прихожан может отвлечь вас. Но текст перед глазами поможет вам сосредоточиться на молитве.
  3. Читайте Священное Писание — Андрей Критский часто обращается к библейскому контексту. Если вам неизвестны какие-то имена, а Ветхий Завет вы плохо знаете или вообще не читали, не поленитесь хотя бы «погуглить». Тогда текст канона не будет казаться каким-то зашифрованным посланием.
  4. Если нет возможности сходить в храм — прочитайте или прослушайте канон Андрея Критского самостоятельно.
  5. Если смысл покаянного гимна вы не уловили через церковнославянский язык, найдите в интернете перевод на русский.

Предлагаем вам также посмотреть видео с чтения Великого покаянного канона под песню «Душе моя…» :


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. «Мистагог покаяния», т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, — так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». «Благоутробен» — значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост — это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище «Иерусалимита», т. е. «Иерусалимлянина».

В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи — остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.

Великий Канон Андрея Критского (видео сюжет Ивана Дяченко):

Закон Божий Канон св.Андрея Критского

Если мы придем в храм вечером в один из первых четырех дней Великого поста, многих поразит необычная картина: в церкви темно, люди стоят с горящими свечами, звучит строгий и торжественный голос священника… Это читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач , раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

Чтение Великого покаянного канона в первую неделю Великого Поста в нашем храме совершается в понедельник, вторник, среду и четверг в 17:00

В пятую неделю Великого поста в четверг (среда в 16:00)

Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге.

Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере .

(Сделать это удобнее всего «режиме для печати», нажав соответствующую ссылку под заголовком публикации).

Покаянный канон Андрей Критского, Понедельник. Читает Святейший Патриарх Московский и всеЯ Руси Кирилл. 2009 г.:

Покаянный канон Андрей Критского, вторник. Читает Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл. 2009 г.:

Покаянный канон Андрей Критского, среда. Читает Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл. 2009 г.:

Покаянный канон Андрей Критского, четверг. Читает Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл. 2009 г.:

Вечером четверга первой недели Великого Поста закончится чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского… Но не спешите отложить книжку в сторону: до того, как он зазвучит вновь на 5-ой неделе поста, теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона.

На вечернем богослужении читается канон прп. Андрея Критского . Великий канон Андрея Критского - это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» - с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.

«Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься…» – удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.

Текст Великого канона Андрея Критского, перевод, АУДИО

Полный текст Великого канона преподобного Андрея Критского

Скачать

  • Канон Андрея Критского (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского (текст + аудио)

Записи чтения канона преподобного Андрея Критского

  • (АУДИО)
  • (АУДИО)

Перевод на русский язык

Разбираем текст канона – толкование трудных мест

  • – статья филолога Л. Макаровой

Размышления над страницами канона

  • Епископ Вениамин (Милов)
  • Протопресвитер Александр Шмеман
  • Монахиня Игнатия (Петровская)
  • Иеромонах Димитрий Першин (беседа + видео)
  • Протоиерей Николая Погребняк (читая канон через иконы)
  • Оливье Клеман
  • Протоиерей Сергий Правдолюбов
  • М.С. Красовицкая

Канон Андрея Критского в искусстве

  • !Рекомендуем (АУДИО)
  • Анна Ахматова

Проповеди после канона преподобного Андрея Критского

  • Протоиерей Валентин (Амфитеатров)
  • Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский
  • Архимандрит Кирилл (Павлов)

Про автора канона. Об Андрее Критском

В Великом каноне Андрея Критского речь идет о покаянии души и о сложном пути души по направлению к Небесному Отцу, к Богу. Автор канона писал его на склоне лет, прожив длинную и трудную жизнь. Андрей Критский появился на свет в Сирии, в Дамаске. Он жил и трудился в Сирии, в Константинополе, на Крите. Эта поэма посвящена покаянию его собственной души, но личная история пропущена через призму истории Ветхого и Нового Завета. Великий христианский богослов и автор множества гимнов, святитель Андрей Критский известен в большей степени благодаря покаянному канону, который читается во время Великого поста. При рождении Андрей Критский не мог говорить, причастившись в семь лет Святых Таин, он обрел голос. Подростком он вел аскетичную жизнь монаха в монастыре преподобного Саввы Освященного. Позже он стал архидиаконом при храме Святой Софии в Константинополе. Его мощи были перенесены в Константинополь, но скончался он на острове Лесбос, до конца служа Церкви и Господу.

Почему канон называется Великим?

Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В оригинале канон Андрея Критского был написал на греческом языке, позже его перевели на церковнославянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме. Поскольку во время чтения великого канона совершается много земных поклонов, может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Существует много переводов канона Андрея Критского. Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл, лучше всего прочитать Священное Писание. Считается, что он наиболее полно раскрывает весь ужас греха и страдания души, пораженной им.

Канон Андрея Критского разбит на четыре части. Это великое поэтическое и богословское произведение, которое готовит верующих к поприщу Великого поста. Ведь суть поста не в ограничении в пище, а в духовном упражнении, в том, чтобы научиться покаянию и молитве. После каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон. Канон Андрея Критского состоит из более чем 250 строф. Его текст находится в Триоди постной. Великий канон Андрея Критского положен на музыку и исполняется многоголосием.

Когда читается канон Андрея Критского

На первой неделе Великого поста в течение четырех дней в храме читается покаянный канон Андрея Критского. В центре Великого поста – изменение человека, изменение через покаяние. Без покаяния невозможна духовная жизнь и возрастание человеческого духа. Раскаяние в грехе предполагает совершить суд над самим собой, а судить себя сложно, но необходимо, если речь идет о духовном росте.

Многие христиане, которых называют “неофитами”, недавно уверовавшие, приходят на богослужения Великого поста. Им кажется тяжелым выстоять длительное покаянное богослужение, которое говорит о покаянном и непростом пути грешной человеческой души к Совершенному Создателю. Практика чтения канона бывала разной в разных древних рукописях. Церковь решила поделить канон на четыре части, чтобы постепенно подготовить человека к великому покаянию. Если прочитать весь канон сразу, ощущение будет тяжелым. Устав Церкви предлагает читать канон Андрея Критского по частям. Но в четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова, уже целиком. К этому моменту человек уже подготовлен к длительному богослужению обычно духовно. Как пример великого покаяния читается житие Марии Египетской. Ведь именно Мария Египетская достигла святости, выдержав великий подвиг покаяния. Канон Андрея Критского напоминает нам о силе Божьей благодати, которая очищает любое сердце. Даже то, которое, казалось бы, окончательно погрязло во грехе.

Канон Андрея Критского можно читать и дома. Молитвослов как книга появился только в VIII веке. В древние времена канон Андрея Критского читали и дома, тем более, в связи с огромным количеством переводов, можно уточнить суть фраз, которые непонятны на церковнославянском языке. Если нет возможности прийти в храм, лучше прочитать канон Андрея Критского дома, чем не прочитать совсем. Это будет вполне уместно. Читать канон в келейной молитве в другое время, не только в период Великого поста, также допускается. Чувство покаяния перед Господом, желание очиститься от греха должно сопровождать христианина не только в определенное время года.

6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

Великий покаянный канон – бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И еще – вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?

1. – не единственное сочинение святого Андрея Критского , ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского – более семидесяти.

2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.

3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона – жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришел на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяженностью. Так, Великий покаянный канон – отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.

4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского устава, который предписывал петь Великий покаянный канон на Пятой седмице . Иногда канон при этом дробили на части, иногда – он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском уставе.

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.

5. Изначально же Великий покаянный канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы . Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.

Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создает свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.

6. Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны» . Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе «Лето Господне».

Видео о каноне Андрея Критского: