Фонвизин Д.И. «Недоросль» как произведение классицизма: идеи просветительства

План сочинения

1. Вступление. Классицизм как художественный метод. Стиль комедии Фонвизина.

2. Основная часть. Принципы классицизма и отступления от них в «Недоросле». Реалистические элементы в комедии.

Гражданская тематика произведения.

Сохранение Фонвизиным принципа трех единств.

Традиционные амплуа героев и отступления драматурга от принятой традиции.

Функция внесценических персонажей.

Принцип единства характеров в обрисовке положительных героев.

Многогранность отрицательных образов.

Изображение характера в типических обстоятельствах.

Принцип «говорящих» фамилий в комедии Фонвизина.

Отражение в речи героев их личностных особенностей и жизненных обстоятельств.

3. Заключение. Синтез элементов классицизма и реализма в комедии Фонвизина.

Классицизм – это художественное направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX веков, для которого характерна высокая гражданская тематика, культ разума, строгая сюжетно-композиционная организация произведений, наличие одного конфликта, разрешающегося «торжеством добродетели» и «наказанием порока» в финале, иерархия жанров («высокие» и «низкие»), наличие условных героев, положительных и отрицательных, однозначность характеров, наличие определенной «системы амплуа» персонажей в произведении. В основе эстетики этого художественного направления лежит принцип рационализма. Своим идеальным образцом теоретики классицизма считали античность, а также определенные каноны искусства эпохи Возрождения. Для русского классицизма была характерна сатирическая направленность, преобладание национально-исторической тематики в литературе. Русские писатели и поэты, творившие в стиле классицизма, – М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была создана автором в русле классицистической традиции. Однако в произведении присутствуют и черты реалистического стиля. Попробуем рассмотреть это вопрос более подробно.

О классицизме напоминает нам сама тематика комедии. В ней Д.И. Фонвизин касается многих важнейших социальных проблем. Изображая быт и нравы семейства Простаковых, драматург блестяще иллюстрирует тему российского воспитания и образования, затрагивает проблему крепостного права, политики правительства, обличает невежество, жестокость, самодурство, столь распространенные в российской помещичьей среде. По замечанию В.Г. Белинского, Д.И. Фонвизин правдиво изобразил современную ему действительность, выставил ее «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…». Комедия «Недоросль» явилась блестящей и острой сатирой на пороки современного ему общества.

Далее отметим, что в комедии «Недоросль» сохранен классицистический принцип «трех единств»: единства места, единства времени и единства действия. События происходят в доме помещицы Простаковой в течение суток. В пьесе пять действий. Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге – взаимоотношениях Софьи с претендентами на ее руку и сердце (Милоном, Скотининым и Митрофаном). Однако у Фонвизина намечена и другая линия: в пьесе ощутимо звучит мотив противостояния передовых, просвещенных людей своего времени и невежественных, «злонравных» помещиков. Конфликт в «Недоросле» разрешается вполне в традиционном духе: «порок наказан» и «добродетель торжествует». В финале пьесы Софья остается с Милоном, планы госпожи Простаковой и ее брата терпят полный крах, по правительственному указу дом и деревни Простаковых отдают в опеку Правдину, государственному чиновнику, присланному в округ для надзора за порядком, Митрофана же собираются отправить на службу.

Система персонажей комедии отчасти сопряжена с системой персонажей классицистической семейно-бытовой комедии с любовным треугольником, где легко просматриваются амплуа героев: «благородный герой» – «любовник», «героиня», «второй любовник», «субретка» (служанка, помощница), «благородный обманутый отец». В комедии «Недоросль» такой героиней является Софья, «благородным любовником» – Милон, роль второго любовника отведена, вероятно, – Митрофану. Но у Фонвизина появляется еще и третий потенциальный жених – Скотинин, брат госпожи Простаковой. Однако этим персонажем, как и Митрофаном, владеет не любовь, а лишь корыстный расчет. И неоперившегося недоросля, и умудренного определенным опытом дядюшку привлекает состояние Софьи. Также мы не видим в пьесе «благородного обманутого отца» (героиня является сиротой). Отчасти функцию эту выполняет Стародум, родственник Софьи. Однако мотив обмана здесь не присутствует: сердечные предпочтения героини и намерения ее дядюшки чудесным образом совпадают.

Кроме того, анализируя систему персонажей комедии «Недоросль», нужно отметить, что внесценические персонажи (родители Софьи, граф Честан) расширяют жизненное пространство комедии, расширяют круг явлений и понятий, находящихся в поле зрения автора и читателей.

Для комедий классицизма характерна была однозначность в обрисовке характеров героев (у каждого одна доминирующая черта). Персонажи четко делились на положительных и отрицательных. Такое противостояние мы наблюдаем и в комедии Фонвизина. Стародум, Милон и Правдин противопоставлены в пьесе всему семейству Простаковых. Стоит отметить, определенный схематизм драматурга в обрисовке положительных героев пьесы. Так, Стародум, например, является в комедии героем-резонером, выражая взгляды самого автора. Этот персонаж замечает, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование также очень важно, однако оно не должно являться самоцелью. Главная цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Однако «отрицательные» герои у Фонвизина уже многогранны, он пытается избежать схематизма в обрисовке персонажей. Так, Митрофанушка в «Недоросле» не только невежествен, но и груб, труслив, злонравен. В финале он фактически отрекается от собственной матери, потерпевшей полную неудачу в своих намерениях. Госпожа Простакова бросается к сыну, пытаясь найти у него поддержку и утешение, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» В определенном смысле многогранен и характер самой помещицы. Госпожа Простакова изображена в пьесе в различных ипостасях: это и жестокая в своих отношениях с крепостными помещица, и властная жена, и мать, слепо любящая свое чадо.

Причем Фонвизин показывает нам истоки зарождения характеров. Из реплик матери Митрофана мы узнаем об условиях ее жизни в родительском доме, где детей ничему и никогда не учили, не прививали им никаких понятий о нравственности, добре и зле. В результате гражданский долг, честь, совесть, культура, милосердие – все эти понятия оказались чуждыми для всех членов семейства Простаковых. Пунктиром намечена и жизненная история Тараса Скотинина: некогда он служил в гвардии, затем вышел в отставку и стал жить в своей деревне. Драматург сделал попытку показать определяющую роль социальной среды в формировании характера героя, что является свойством реалистического стиля. Живописуя быт и нравы определенной среды, Фонвизин стремился показать своих персонажей в типических обстоятельствах. В комедии было так организовано чередование сцен, что смена их отражала типический распорядок дня помещичьего дома. Так, с утра госпожа Простакова бранит своего портного за сшитый им кафтан, затем она обсуждает с Еремеевной завтрак Митрофана, потом разговаривает с мужем и братом, представляя им пришедшего Правдина. Затем слуга приносит весть о приходе в деревню солдат, и это известие вносит переполох в тихое течение усадебной жизни. Таким образом, драматург стремился к максимально достоверному отражению действительности.

Персонажи комедий классицизма являлись обладателями «говорящих» фамилий. Принцип этот был реализован и в пьесе «Недоросль». Драматург наделяет своих персонажей именами и фамилиями, указывающими на их основные черты. Так, Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Фамилия Простакова произошла, от слова «простак», означающего во времена Фонвизина «малоумный», «оплошливый». Столь же красноречивы и фамилии других персонажей пьесы: Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин, Цыфиркин.

Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, в речи помещицы Простаковой часто встречаются грубые, бранные, оскорбительные выражения. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится», – доверительно сообщает она Правдину. «Скот», «вор», «воровская харя», «каналья», «бестия», «собачья дочь» – таковы ее обращения к дворовым. Мужа она считает «уродом» и «рохлей». Ласковые, заискивающие интонации, передающие материнскую любовь, появляются у нее лишь при общении с сыном: «друг мой сердешный», «душенька». Речь Скотинина также ярко очерчивает круг его интересов: «Ну будь я свиной сын, если…», «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». Исследователи неоднократно отмечали, что уподобление героя животному – один из основных приемов создания сатирических персонажей. Этим приемом активно пользуется и Фонвизин в своей комедии, подчеркивая животное начало всех «отрицательных» героев «Недоросля». Символический характер обретает реплика Скотинина о самом себе: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». Речь учителей Митрофана также отражает их личность и жизненные обстоятельства. Так, недоучившийся семинарист Кутейкин часто использует в своей речи слова высокого стиля, церковнославянизмы: «трапеза», «персты», «притча во языцех». Отставной сержант Кутейкин своими репликами напоминает нам о военной службе: «Желаем вашему благородию здравствовать…». Немец Вральман, обучающий Митрофана французскому языку, также открывает нам в своих репликах следы своей бывшей «профессии» (ранее он был кучером у Стародума): «конь», «лошатки», «карета». Яркой и колоритной является речь Еремеевны, кормилицы Митрофана. В ее репликах присутствуют устойчивые обороты («дым столбом», «насилу ноги унесла»), повторы («венчаться, мой батюшка, венчаться»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («головушка», «братец»).

Таким образом, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, определение персонажей как положительных и отрицательных), драматург стремится к широкому охвату явлений современной ему действительности, к многогранности образов. Драматург показывает зависимость характеров и поведение героев от среды, в которой они живут. Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль».

Черты классицизма в комедии Д.М. Фонвизина «Недоросль»

Классицизм - это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый. Возник во Франции в семнадцатом веке. Теоретик классицизма - Николя Буало. Основные черты: Регламентированность, служение государству, утверждение разумного начала, отчуждение неразумного. Основная идея: Конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного. Эстетические принципы: 1. Сохранение целостности личности героя (т. е. герой не еняется на протяжении повествования) 2. Герои - носители одной добродетели и одного порока. 3. Принцип единства содержания и формы при ведущей роли содержания. 4. Основано на исторических событиях, и соответствует каноническим представлениям о них. 5. Рационализм. 6. Служение в первую очередь государству и его интересам. Правила Классицизма в литературе: Имеет место быть правило Трех Единств: Места (действие происходит в одном месте) Времени (действие происходит в течение одних суток) Действия (одна сюжетная линия, один конфликт) Жанры: комедия, трагедия. Жанры. В классицизме жанры подразделяются на высокие и низкие. К высоким относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. Низкие жанры рассказывают о частной жизни буржуа, третьего сословия. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле. Герои. Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые "типические образы". В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо. Сатирические комедии уместны лишь только если они повествуют о буржуа. Представители классицизма: П. Корнель, Ж. Расин, М. В. Лермонтов, Г. Р. Державин, В. К. Тредиаковский, Д. И. Фонвизин.

1. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но Фонвизин нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. 2. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). 3. Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои -- Стародум, Софья, Милон -- говорят правильным литературным языком, их речь поучительная. Отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире").4. Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»). 5. Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения.

Успех комедии “Недоросль” был предопределен идейной атмосферой самой эпохи, потребностью качественного отечественного репертуара в становлении русского театра. Но что позволяет ему выходить за рамки только своего времени, быть актуальным и сейчас? Означает ли это, что, как талантливый художник, Фонвизин вышел за рамки литературной традиции своего времени и сделал следующий шаг в изображении человека, который является главным предметом литературы?
Автор неукоснительно следует правилу драматического триединства в своей комедии. Его герои соответствуют литературным типам классицизма: они четко делятся на положительных и отрицательных, а последние становятся живым воплощением одного из человеческих пороков. Нравоучительные интонации автора мы слышим в словах резонера Стародума. Все эти моменты очевидны. Поэтому нас будет интересовать, что в этом произведении не соответствует традиции классицизма.
Сюжет комедии изобилует неожиданными поворотами и интересен сам по себе. То есть комедию можно смотреть не только ради воспитания, но и просто ради развлечения. Обратим также внимание, насколько велика роль случаи в судьбе героев.
Язык комедии живой, образный, афористичный. Автора отличает знание разговорной речи, оттенков и значений слов, Писатель-драматург не имеет возможности описывать своего герои – он должен быть представлен через поступки и словесные реплики. Именно поэтому уже в начале произведения у нас складывается конкретное представление о каждом из действующих лиц: от черт характера до положении в доме Простаковых.

(No Ratings Yet)

  1. Литература классицизма оправдывала свой статус “образцового” искусства, предлагая не только образцовые правила, по которым надо писать сочинения, но и “образцового героя классицизма”, который был примером для подражания жителям государства. Поскольку...
  2. Относительно эстетических ориентаций на прошлые эпохи, то нужно отметить, что классицисты и просветители абсолютизировали роль античности, ее прозрачность, гармоничную простоту и четко продуманную симметрию (как колоннады знаменитых античных храмов). Средневековье...
  3. Древнерусская литература и литература XVIII века Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Русский историк В. О. Ключевский очень справедливо писал о том, что комедия “Недоросль” – “бесподобное зеркало....
  4. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.2. Требования теоретиков классицизма Франсуа Малербу: видный лирик начала века. Ему принадлежит пальма первенства в утверждении классицистических норм в лирике. Малербу создатель од, стансов,...
  5. Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Митрофан Терентьевич Простаков. Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может, таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын – отражение...
  6. А. С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших...
  7. ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Пьетро Аретино (pietro aretino) 1492-1556 Комедия о придворных нравах (La cortigiana) (1554) В прологе Иностранец допытывается у Дворянина, кто сочинил комедию, которую вот-вот будут разыгрывать: называется несколько имен...
  8. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ В годы изгнания, оказавшиеся наиболее плодотворными для Данте, он создает главное произведение своей жизни – поэму “Божественная комедия”. Это произведение распадается на три части...
  9. Д. И. ФОНВИЗИН НЕДОРОСЛЬ Комедия в пяти действиях Действие первое Госпожа Простакова, помещица, бранит лакея Тришку за то, что он к сговору (обручению) дядюшки Скотинина шил ее ненаглядному единственному сыночку...
  10. В разных временах были свои герои, которые совершали подвиги, какие – то действия во благо страны или мира. Но бывало и такое, что в то время, когда жил человек и...
  11. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА В русской литературе XVIII век – это время интенсивного развития на основе освоения достижений западноевропейской культуры – пре­жде всего классицизма. Классицизм (от лат. classicus – образцовый)...
  12. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.6. Основные представители литературных направлений Классицизм выдвинул своих теоретиков – Жана де Ла Тай, Франсуа Малербу, Пьера Корнеля, Н. Буало-Депрео. Главным теоретиком данного...
  13. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался...
  14. Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Они жили в самом начале XIX века… Рылеев,...
  15. Выдающийся русский драматург и дипломат, поэт и композитор настоящий русский дворянин Александр Сергеевич Грибоедов вернувшись из заграничной командировки в 1816 году, был приглашен на один из аристократических вечеров. Жеманство, лицемерие...
  16. КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее...
  17. Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно...
  18. КЛАССИКА А. Н. ОСТРОВСКИЙ А. Н. ОСТРОВСКИЙ И РУССКИЙ ТЕАТР С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в истории российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто...
  19. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.8. Сложность композиции трагедии “Сид” Композиция драмы Корнеля осложнена второй сюжетной линией – любовью инфанты к Родриго. В образе героини также Корнель раскрывает противоречивость...
  20. Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа “Евгений Онегин” было создание комедии, похожей на “Горе от ума” Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался...
  21. В подтексте произведения есть еще и эстетические проблемы, связанные, прежде всего с Мольеровой оценкой тогдашней эстетической ситуации во Франции. Не забывайте, что гениальный драматург, а ныне национальная гордость Франции –...
  22. Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.2. Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях “Школа мужей” и “Школа жен” Молодой Мольер...
  23. Появление комедии “Ревизор” в 1836 г. вызвало в обществе приподнятое, волнующее чувство. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня....
  24. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.4. Теоретические взгляды Корнеля Имя Корнеля неразрывно связано с утверждением главного жанра классицизма – трагедии. Корнель первым в истории французской литературы поднял драматургию до...
  25. Недавно я закончила читать книгу. Это научная фантастика – “Путешествие Алисы” Кира Булычева. У этого автора есть огромная серия книг об Алисе Селезневой, она главная героиня в каждой из них....
  26. Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, был Жан Батист Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра. В комедии “Мещанин во дворянстве” Мольер отразил сложные процессы разложения старого...
  27. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Авторская позиция – это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в...
  28. На уроках литературы я встретился со многими произведениями, достойными внимания и размышления о проблемах, которые поднимает тот или иной автор на страницах книги. Но самый глубокий след в моей жизни...
Недоросль как комедия классицизма

Одной из сложнейших задач, стоящих перед учителем литературы, является формирование у учащихся понятия о литературном направлении. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – уроки литературы, которые дают представление о характерных чертах каждого из этих направлений, являются трудными как для детей, так и для учителей. Практика показывается, что усвоение столь непростого материала ребятами 9 класса возможно лишь при поэтапном его рассмотрении. Позволим себе назвать эти этапы, сделав несколько попутных пояснений:

  • чтение установочной лекции с записью отдельных положений, новых понятий (возможно работа по заранее составленному учителем плану-опоре);
  • чтение и анализ имеющейся у учащихся учебной статьи, дополнение материалов лекции (эта работа проводится дома);
  • чтение литературных текстов, анализ их как произведений того или иного литературного направления;
  • привлечение искусствоведческого материала, позволяющего расширить представление об изучаемом направлении (это может быть интегрированный урок, проведённый совместно с учителем МХК, сообщения, сделанные учащимися старших классов или самими учащимися, особенно если они обучаются в художественной школе);
  • проведение в классе занятия в рамках спецкурса “Литература и музыка”, например по теме “Классицизм в музыке” (это привычная практика нашего учебного заведения: такие занятия проводятся совместно с преподавателем школы искусств).

Идя таким путём, учитель помогает ребятам в освоении ими сложнейших понятий. Это становится залогом успешной работы с литературными произведениями как зарубежной, так и русской литературы. Ребята постепенно учатся видеть особенности каждого направления, нашедшие отражение в произведениях разных авторов. Это позволяет учителю говорить с учащимися о том, как соотносятся “правила” и “признаки” направления и творческая индивидуальность писателя. Но особое место занимают уроки, посвящённые произведениям, которые дают возможность увидеть, как в “недрах” произведения зарождается нечто новое, нарушающее законы и правила литературного направления. Именно такому уроку мы посвящаем наш материал.

Завершая изучение темы “Русский классицизм”, мы проводим двухчасовое занятие по теме “ ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН. КОМЕДИЯ “НЕДОРОСЛЬ”: ОТ КЛАССИЦИЗМА К РЕАЛИЗМУ”. Перед уроком проводится предварительная работа. Начинают свою деятельность творческие группы учащихся, руководят которыми ученики-консультанты и ученики-режиссёры. Одна группа готовит литературоведческий материал, две другие – инсценировки. Роль учеников-руководителей очень ответственна. Хотя они работают в контакте с учителем, но многое им приходится решать самим, например набирать актёров, осуществлять постановку, отбирать состав группы, выбирать форму представления материала. Помощь учителя, таким образом, сводится к минимуму или оказывается очень ненавязчиво, с уважением к предложениям ребят, их творческим поискам.

Сам урок начинается с чтения и анализа темы, записанной на доске. Ребятам даётся задание:

Вы - учитель. Исходя из темы урока, сформулируйте цели, которые вы должны достигнуть в итоге проведённого занятия.

Учащиеся хорошо справляются с предложенным заданием: они понимают, что должны увидеть традиции классицизма и новаторство в пьесе замечательного русского драматурга, о которой В.Г.Белинский сказал: “Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина.”

Далее в своём вступительном слове учитель говорит следующее: “Ряд наших уроков был посвящён изучению литературы XVIII века. Ведущее направление эпохи – классицизм, лучшие достижения которого были восприняты писателями других эпох и определили особенности русский литературы в целом. Писателями-классицистами были сделаны художественные открытия, которые проложили путь направлению, ставшему ведущим и достигшему своих высочайших вершин в XIX веке. Я говорю о реализме. Итак, вы правильно поняли тему. Ещё раз подчеркну: наша задача сегодня, во-первых, оценить комедию “Недоросль” как произведение классицизма, во-вторых, увидеть в ней те черты, которые мы определяем как новаторские. Литературовед А.П. Валагин писал: “Не случайно комедия Фонвизина начинает собой в русской литературе традицию “обманных” комедий, где за кажущейся простотой драматических построений кроется сложность противоречивой жизни, а за смехом “неведомые миру слёзы”. Эту особенность фонвизинской пьесы поняли и почувствовали уже современники драматурга. Об этом вам расскажет группа ребят. Руководитель, ученица вашего класса, определила состав участников, а вместе ребята отобрали материал, нашли форму для своего рассказа о том, как пьеса “Недоросль” шла на сцену, кто помогал её автору на этом пути и, наконец, о том, как она была встречена её первыми зрителями.”

Опыт проведения таких уроков показал, что учащиеся предлагают самые разнообразные формы преподнесения указанного материала: это и светская беседа- диалог дам о представлении комедии и вызванных им впечатлениях, это и разговор автора с актёрами: Иваном Афанасьевичем Дмитревским, первым исполнителем роли Стародума, Петром Алексеевичем Плавильщиковым, исполнителем роли Правдина, Авдотьей Михайловой (Простакова), Яковом Даниловичем Шумским, которого уговорили исполнить роль Еремеевны; диалог-спор с противниками Фонвизина и его сторонниками. Конечно, предложенный в такой форме учебный материал воспринимается слушателями с живым интересом. Не забудем и о том, что таким образом мы даём возможность ребятам проявить свои творческие способности, инициативу, творческую активность.

Следующий этап урока представляет собой эвристическую беседу. Она, с одной стороны, позволяет многое повторить (ведь детьми тема, посвящённая русскому классицизму, изучена!), с другой стороны, даёт возможность углубления знаний, получения новых сведений, их систематизации. С этой целью учитель заранее готовит для каждого ученика специальный лист, где обозначены важнейшие понятия, на которые нужно будет обратить внимание; кроме того, здесь же даётся словарь-опора. Лист-распечатка выглядит следующим образом:

  1. Предмет изображения в комедии.
  2. Характер конфликта.
  3. Изображение положительных героев.
  4. Изображение отрицательных героев.
  5. Сохранение жанровой формы.
  6. Элементы сюжета.
  7. Соблюдение основных правил классицизма.

Словарь: животрепещущие вопросы общественной жизни, прогрессивные взгляды, “говорящие” фамилии, фразы- саморазоблачения, внесюжетные сцены, внесценические персонажи, приём прямого соотнесения характеров, прямое выражение авторского идеала, резонёрство, индивидуализация речи, анахронизм

Такой лист каждый ученик получает перед уроком, работать же с ним он начинает именно теперь. Учитель, оценив работу первой творческой группы, обращается к классу: “С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Мы начнём с вами беседу, в которой, я надеюсь, вы примите активное участие. В процессе беседы вы будете работать на листах, которые лежат перед вами. На них обозначены те аспекты, которые будут обсуждаться в связи с поставленной целью урока. Все записи и пометы вы будете делать прямо на листах. Обратите внимание на предложенный вам словарь. В конце урока сделанные вами записи помогут нам обобщить материал, о котором будет идти речь. Итак, начнём.

Вопрос. Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать?

Ответ. Комедия классицизма –произведение низкого жанра, изображающее повседневную жизнь.

Комедия Фонвизина этому требованию соответствует. Действие происходит в усадьбе Простаковых.

Вопрос. Почему же, хотя предметом изображения стала частная жизнь одной дворянской семьи, пьеса зазвучала так остро?

Ответ. Комедия затрагивала злободневные для русской жизни конца XVIII столетия проблемы. Герои пьесы высказываются по самым животрепещущим вопросам общественной жизни.

Вопрос. Итак, каким может быть наш первый вывод?

Ответ. Пьеса Фонвизина как комедия классицизма была комедией общественной .

Вопрос. Напомните мне о том, каким был основной конфликт в комедии?

Ответ. Главный конфликт комедии – конфликт эпохи: борьба прогрессивных, просвещённых дворян с крепостниками- невеждами.

Вопрос. Какова цель в комедии классицизма?

Ответ. Смешить, “издёвкой править нрав”, просвещать.

Вопрос. Кто становится предметом осмеяния в комедии и за что?

Ответ. Это, конечно же, Скотинин, Простакова, Простаков, Митрофан. Это отрицательные герои комедии, невежественные, грубые, жестокие. Они гордятся своим невежеством. Всё в доме Простаковых устроено неразумно: муж унижен и безлик, жена, “злая фурия”, держит в страхе и мужа, и весь дом, сын хитёр и изворотлив, он жесток по отношению к матери, которая безумно его любит.

Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.

Вопрос. Это традиционные приёмы для комедии классицизма. Обратите внимание на появление внесюжетных сцен, т.е. сцен, не связанных с сюжетом, что было совершенно новым в русской драматургии. Назовите такие сцены. Как вы думаете, что это давало автору?

Ответ. Внесюжетные сцены – это, например, сцена с примеркой кафтана, разговор Простаковой с братом, с Еремеевной. Они позволили автору углубить представление о некультурной помещичьей семье, о низости её запросов и стремлений, отсутствии высоких идеалов, о неразумности такого внутрисемейного устройства. Всё это убеждало зрителя в правдоподобности и жизненности происходящего на сцене.

Вопрос. Теперь я предлагаю вам посмотреть отрывок из комедии. Кто участники этой сцены? Какова роль этих героев в пьесе?

Участники второй группы показывают сцену разговора Стародума и Милона.

После завершения выступления ученик- режиссёр говорит о том, что поставить эту сцену было сложно, так же как и исполнителям играть их роли. Учащимся понятно, почему это происходит. Они говорят о том, что в сцене действуют герои положительные. Они мало отличаются друг от друга, характеры их неинтересны, поэтому и исполнять их роли трудно: играть, как говорится, нечего.

Вопрос. Почему же современники встречали именно эти сцены бурными аплодисментами?

Ответ. Как и положено, комедия классицизма должна была не просто смешить, но и просвещать, поучать, утверждая разумное, положительное, выражать авторский идеал. Поэтому отрицательным героям обязательно противопоставлялись герои положительные. Приём прямого соотнесения характеров – одна из особенностей русской комедии классицизма. В комедии “Недоросль” четыре героя с одной стороны противопоставлены четырём с другой. Положительные герои лишь проясняли авторское отношение к происходящему. Они выдвигали разумный идеал в различных сферах человеческой жизни, жизни общества. Именно поэтому так близко было современникам Фонвизина всё то, о чём говорили Стародум, Милон, Правдин, Софья.

Учитель обязательно должен добавить, что Фонвизин всё-таки пытался сделать положительных героев более интересными, уйти от схематизма и однозначности в изображении их характеров.. Так, например, у Стародума появилась биография, элементы биографии есть и у других положительных героев. Милон – человек ясного разума, но ему свойственны и проявления довольно сильных чувств. Драматург хотел индивидуализировать речь каждого, избежать её излишней книжности, но всего этого было недостаточно, поэтому образы положительных героев всё же остались традиционно классицистическими. По словам В.О. Ключевского, “это благородные и просвещённые резонёры, академики добродетели… не столько живые люди, сколько моралистические манекены.”

Далее предлагаем посмотреть ещё одну инсценировку. Это работа другой творческой группы. Обычно для постановки берут 1-4 явления 1 действия (или другие с участием отрицательных героев). После просмотра слушаем режиссёра, объясняющего свой замысел, оценивающего его реализацию. Затем обращаемся к учащимся: “Почему эти сцены смотрятся с неподдельным интересом?” Ответ находят довольно быстро: ребята понимают, что характеры героев отрицательных оказались жизненнее, глубже, интереснее. Учитель поясняет, что это произошло по ряду причин: драматург пытался объяснить характеры героев условиями их жизни, воспитанием. Учащиеся доказывают это примерами из комедии. Далее мы отмечаем, что речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, что тоже подтверждается примерами из текста. Затем мы предлагаем ребятам определить ещё одну особенность комедии "Недоросль", оттолкнувшись от слов Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”

Вопрос. Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

Ответ. В комедии соединились печальное и смешное, возвышенное и обыденное. И это было новым для классицизма.

Учитель уточнит, что Фонвизиным была разрушена замкнутая жанровая форма, и поставит следующий вопрос: “В чём вы увидели особенности финала комедии?”

Учащиеся обычно говорят о традиционной для комедии классицизма развязке: порок наказан, добродетель торжествует. Однако наиболее подготовленные ученики понимают, что по сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.

Вопрос. Соблюдены ли в комедии три правила классицизма?

Этот вопрос не вызывает затруднений, поэтому наступает момент, когда необходимо подвести итоги. Это заключительная часть урока. Опираясь на сделанные в ходе занятия записи, учащиеся говорят о чертах классицизма в комедии и, самое главное, о художественных открытиях писателя. Выслушав ряд высказываний, учитель подводит итог: “ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме. Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи? Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами? Какие слова героев “Недоросля” имеют право на жизнь и сейчас?”

Обсуждением этих вопросов мы и завершаем наше занятие. Методические пути, выбранные нами, конечно, далеко не единственные, но многократное использование данной методики в ходе проведения подобных занятий говорит об их эффективности. Всё остальное определит сам учитель, его опыт, знание особенностей классов, творческих способностей и познавательной активности учашихся.

1.Валагин А.П. Прочитаем вместе… М., “Просвещение”, 1991, с. 6

1. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин.М., Л., 1966

2. Ключевский В.О. “Недоросль” Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы)//

Ключевский В.О. Соч. М., 1959. Т.8. С. 263-287

3. Москвичёва Г.В. Русский классицизм. М., 1986 г.

4.Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1985.

5. Стенник Ю.В. Драматургия русского классицизма. Комедия. Л., 1982.

Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

Чем же комедия "Недоросль" соответствует положениям русского классицизма? Прежде всего, автор сохраняет все признаки "низкого" жанра.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность) , которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание) . Конкретности изображаемой действительности соответствует и язык произведения (одно из правил классицизма) . Например, речь Простаковой: грубая в обращении к слугам ("мошенник", "скот", "воровская харя" - портной Тришка; "бестия", "каналья" - нянька Еермеевна) , заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой ("век живи, век учись, друг мой сердешный", "душенька"). "Правильный", книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нём говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит подразделяет персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма) .

Соблюдается в комедии и правило трёх единств. Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места) . Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинения действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещённые (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам.

На этом следование традициям классицизма заканчивается. В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.

В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотёмное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращённого века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.
Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица, правда, традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыфиркин) .

Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепос