Что нужно делать на день рождения покойного. Когда можно ходить на кладбище: народные приметы

Смерть близкого человека - это большое горе. И особенно драматично, когда это событие совпадает с днём его рождения, хоть это происходит довольно редко. Случается, что по семейным или непредвиденным жизненным обстоятельствам не выходит организовать поминание в назначенный день. Тогда люди планируют его на другую дату, но что делать, если она случайно совпадает с днём рождения усопшего? В подобных случаях родственники и близкие начинают задумываться, можно ли поминать покойного в день, когда он родился, либо правильнее будет перенести поминки на день раньше или позднее.

Как поступали наши предки

Наши предки годами изучали законы жизни и природы, и во многих сферах понимали больше, чем современное прогрессивное общество. В те далёкие времена люди так же уважительно относились к обрядам и соблюдали традиции, но, обладая важными знаниями, они поступали не так, как привычно для последующих поколений. К примеру, было не принято посещать кладбище и приносить на место захоронения поминальную еду и соответствующие атрибуты (полотенца, свечи). Также не устраивали поминальные процедуры в кругу семьи в честь дня рождения умершего человека.

Можно посчитать это неуважением и подумать, что родные забывали о таком важном дне, но это связано с поверьем того времени, которое гласит, что день смерти является новым днём её рождения. Так как душа навеки покинула тело, именно эта дата считается достойной поминания. Смерть считалась моментом возрождения души в новом теле, поэтому поминали покойного в день его ухода в иной мир. Поминание усопшего в день рождения считалось плохим поступком, насильно возвращающим ушедшего в прошлую жизнь, не давая ему возродиться заново. Также это плохо влияет на душевное состояние родных покойного, которые угнетают себя печальными мыслями и не могут отпустить родного человека.

Мнение священников

Для тех, кто не знаком с основными правилами христианства, может стать новостью, но православные священники считают поминки с пышно накрытыми столами и наличием спиртных напитков - языческими атрибутами, сохранившимися с давних времён. Душа покойного не нуждается в пище и алкоголе, поэтому подобные вещи не обязаны присутствовать на процедуре поминания. Не исключается присутствие на столе простой мирской еды: риса, мёда, хлеба. Но нет места для алкогольных напитков там, где вспоминают молитвой и добрым словом покойного родственника.

Главное правило для живых - поминать ушедших молитвой, вымаливать упокоение их душ. Традиционными поминальными днями с трапезой считаются третий, девятый и сороковой дни. Православная церковь не запрещает поминать усопшего в остальные дни, в том числе и день рождения, но это должно быть, в первую очередь, молитвенное поминание.

Нужно ли идти на кладбище в день рождения покойника?

    На кладбище ходят по большим праздникам- Пасху, Красную горку, Вербное, родительское и в другое для человека удобное время. В день рождения умершего вспоминают дома, в кругу родственников, друзей, знакомых. Большую часть людей поминают день смерти, ходят в церковь, заказывают молебен.

    Давно еще слышала такое мнение, что после смерти человека уже не считают его день рождение и в этот день не надо идти на кладбище.

    Но мне кажется, что это не совсем верно. Если вы чувствуете, что хочется в этот день сходить на кладбище, то в этом нет ничего плохого, а наоборот, стоит сходить.

    Негатив от людей, связанных с церковью или близких к ней, к посещению кладбища в дни рождения усопшего пошел, насколько знаю, лишь в последнее время. И связан он с тем, что кладбища в нашей многонациональной стране посещают не только представители, скажем так, славянской культуры (которые принесут цветочки, приберутся и уйдут), но и представители некоторых иных культур, у которых прямо на кладбище принято праздновать и пировать. Но они, однако, тоже относят себя к православным. Призыв воздержаться адресован в первую очередь к шумным празднованиям дня рождения усопшего на кладбище, ибо в славянской культуре кладбище ну никак не место для этого. Просто же посетить кладбище как минимум можно.

    На кладбище ходят тогда, когда есть желание туда идти. Хотя и говорят, что день рождения - для живых, а для умерших - только дата смерти. Но вы же идете на могилку не справлять день рождения, а просто есть такая потребность, что этот человек в вашей памяти, в вашем сердце. Человеку, который потерял своего самого дорогого человека, нет дела до всяких предрассудках, он идет тогда, когда ему хочется. Только согласна с тем, что не нужно долго плакать и звать умершего, упрекать, что покинул этот мир. Нужно смириться с потерей.

    Хотя сама не люблю посещать кладбище, ноги не идут туда и не хочу себя ругать за это..

    Передо мной однажды тоже вставал такой вопрос, я обратилась к батюшке в церкви и он мне сказал, что дни рождения умерших не отмечают. С чем это связано не знаю. Наверно потому, что действительно человек уже ушел из этой жизни, можно просто его вспоминать в этот день хорошим, добрым словом.

    Ну это конечно трудно сказать. Возможно кто то и ходит на кладбище в день рождение знакомых, родственников. Но я думаю что лучше день смерти считается более нормальным, чем день рожденье. Но ведь на кладбище можно сходить всегда. А на день рождение надо просто вспомнить какоц он хороший был, и все доброе про этого человека.

    Если посетите кладбище в день рождения близкого человека, то в этом греха нет. Просто по церковным канонам, день смерти человека считается более приоритетным, чем день рождения. А посетить место захоронения никогда не будет лишним.

    В нашей семье принято ходить.До дня рождения мы прибираемся,красим оградки,поправляем все.А в сам день рождения просто приезжаем ненадолго,помянуть,оставить цветы,ну и так,конфетки кладем всем родственникам на могилы.

    Люди близкие к церкви скажут более точно. Но и они разнятся в своих суждениях. Одни скажут, что не надо бы беспричинно появляться у могил, беспокоить умерших. Другие, ортодоксы будут призывать чуть ли не жить на кладбище.

    Нигде не сказано надо, сказано почитайте усопших.

    Посещать кладбище можно в любые дни и в любое время. Надо ли, Вам подскажет Ваше состояние души, Ваше сердце. Чувствуете необходимость - идите. Никто не осудит и не похвалит.

    Не стоит напоминать умершим об их прошлой жизни. Поэтому, в дни рождения на кладбище лучше не ходить. Будет гораздо лучше, если посещать могилу человека непосредственно в день смерти. Даже есть такие понятия как год со дня смерти, пять лет со дня смерти и т д. Если душе умершего напоминать о его жизни, то ей будет неспокойно.

    надо записку обязательно заказать в Храме,а лучше в нескольких.

08.10.2010, 17:08


Клубникина

08.10.2010, 17:14

Я знаю что многие ездят, в первый раз слышу что в др. нельзя, вот в воскресенье точно нельзя.

08.10.2010, 17:15

Я тоже слышала, что в день рождения не принято приходить на могилу. Я знаю есть специальные дни, когда можно прийти на кладбище к близким. Есть родительские субботы, но когда, в какие дни и числа, к сожалению не могу сказать. Нужно в православном календаре посмотреть.

08.10.2010, 17:16

Подскажите, кто знает- ходят ли на кладбище в день рождение умершего? Мы завтра собирались ехать к отцу мужа, но свекровь говорит, что нельзя, что никто на др не ездит, что якобы есть какие-то правила, что на др нельзя..
Собственно вот и вопрос, правда есть какое-то правило или это все предрассудки и миф?

Я езжу на день рождение бабушки. Ничего плохого в этом не вижу

08.10.2010, 17:16

Тоже слышала такое, что на ДР нельзя. Причины не знаю.

Сейчас погуглила, нашла, что это суеверие и можно ходить на кладбище в любой день.

08.10.2010, 17:22

08.10.2010, 17:27

У всех видно разные правила, у нас обязательно на д.р. покойного или накануне ездят.

Клубникина

08.10.2010, 17:29

08.10.2010, 17:30

08.10.2010, 17:30

Спасибо за ссылку на календарь, да там есть дни - Особые дни поминовения усопших.

08.10.2010, 17:32

Мне кажется, что туда ходят по зову сердца.
вот соглашусь. Для меня нет дней, праздников, и т.д.
Хожу регулярно, для себя.

08.10.2010, 17:33

Вот нашла на ддном православном форуме

"Во Святых Отец наш Иоанн Златоуст рекомендовал христианам как можно чаще бывать на кладбище. Нам, мирским людям, иногда трудно бывает собраться с силами и заставить себя посетить даже и могилки наших близких усопших родственников. Что уж гворить просто о посещении кладбищ. Поэтому день рождения усопшего родственника может быть не менее хорошим поводом к посещению его могилы, как и день его представления ко Господу. Посещать же кладбище можно в любые дни и в любое время. Я слышал о благочестивой традиции посещения кладбища до Божественной Литургии, чтобы можно было затем подать записки об упокоении на Проскомидию и самому же Причаститься в тот день, сделав его особым днем поминовения усопшего, когда за него лично из просфоры вынимаются частицы и омываются Кровью Христовой.

Но в целом, имхо, пребывание на кладбище - это одно из самых подобающих занятий для любого христианина в любое время."

О, спасибо что нашли это!:flower: Не хочется нарушать какие-то законы, а раз можно и есть желание, тогда поедем точно.

Клубникина

08.10.2010, 17:33

спасибо за ссылку на календарь, да там есть дни - Особые дни поминовения усопших.
Завтра никакого праздника и такого дня нет, вот не знаю даже ехать или нет. У мужа не часто появляется желание поехать, то времени нет, то еще что-то, да и это не очень близко от города, а тут вроде обрались, но свекровь говорит нельзя.

В воскресенье нежелаьельно. с днем рождения это никак не связанно...если хотите съездить в воскресенье. то желательно успеть до литургии..она обычно в большинстве храмов начинается в 10...

08.10.2010, 17:34

В воскресенье нежелаьельно. с днем рождения это никак не связанно...если хотите съездить в воскресенье. то желательно успеть до литургии..она обычно в большинстве храмов начинается в 10...

Завтра др- в субботу.

Клубникина

08.10.2010, 17:35

завтра др- в субботу.

А тогда все в порядке, езжайте конечно, не сомневайтесь:)

08.10.2010, 17:35

08.10.2010, 17:38

вот соглашусь. Для меня нет дней, праздников, и т.д.
Хожу регулярно, для себя.

Мужу за 40, отец умер, когда он был еще мальчиком. Ездит иногда, а тут думаю раз захотел надо ехать, а тут свекровь.. Сама я не очень люблю кладбища, тк мне кажется, что память она живет в нас, и никак не привязана к месту, где захоронен человек. Связь с душой или чем-то таким остается, ко мне иногда во снах приходят умершие знакомые, говорят со мной, даже собака приходит иногда и морс. свинка:065: (хотя лет 15 прошло). Ну это уже все очень индивидуально конечно. Очень завидую буддистам и их отношению к смерти и душе.

08.10.2010, 17:43

Мужу за 40, отец умер, когда он был еще мальчиком. Ездит иногда, а тут думаю раз захотел надо ехать, а тут свекровь.. Сама я не очень люблю кладбища, тк мне кажется, что память она живет в нас, и никак не привязана к месту, где захоронен человек. Связь с душой или чем-то таким остается, ко мне иногда во снах приходят умершие знакомые, говорят со мной, даже собака приходит иногда и морс. свинка:065: (хотя лет 15 прошло). Ну это уже все очень индивидуально конечно. Очень завидую буддистам и их отношению к смерти и душе.

:flower: Согласна.
А с собакой и свинкой морской улыбнули!

Клубникина

08.10.2010, 17:44

А почему в воскресенье нельзя?

Воскресный день христиане обычно посвящают Богу...

08.10.2010, 17:47

Клубникина

08.10.2010, 17:51

Хожу на кладбище к маме когда хочу и когда могу.На д.р. приезжала и в воскресенье.

Вообще сама считаю что так более правильно...по зову сердца..

08.10.2010, 17:52

Помидорки

08.10.2010, 17:52

мы ездим(

08.10.2010, 17:53

Подскажите, кто знает- ходят ли на кладбище в день рождение умершего? Мы завтра собирались ехать к отцу мужа, но свекровь говорит, что нельзя, что никто на др не ездит, что якобы есть какие-то правила, что на др нельзя..
Собственно вот и вопрос, правда есть какое-то правило или это все предрассудки и миф?
предрассудки и миф.

08.10.2010, 17:56

Девочки.простите за офф..Вот я совсем не могу ходить на кладбище..К своим..
Просто так я могу ходить по кладбищу..А к своим -нет...Мне очень тяжело и морально и физически..Просто, как выжатый лимон...Хожу на кладбище максимум раз-два в год..Хотя у меня там и папа и мама и бабушки с дедушками, тетя..За могилами следит тетя, они в порядке..Деньги я даю..на работы..

Тем не менее, я вспоминаю близких чуть ли не каждый день.Все время думаю, что сказал бы папа, как поступила бы мама...Не могу я отождествить могилу с родствениками.Думается мне, что если и есть где-то мои родители-то они не там..

Чувствую себя какой-то ущербной из-за этого...Или это не так страшно- то, что не хожу,Главное-помнить..Вот я например на любимом папином озере постоянно вспоминаю его. как мы рыбу ловили и т.д.
я как-то проще(если можно так сказать) отношусь к этому... Я знаю, что нужно идти, я и поговорить могу, и повспоминать, меня болше убивают неухоженные могилки, с травой по пояс, и упавшими памятниками или крестами...

08.10.2010, 17:57

Девочки.простите за офф..Вот я совсем не могу ходить на кладбище..К своим..
Просто так я могу ходить по кладбищу..А к своим -нет...Мне очень тяжело и морально и физически..Просто, как выжатый лимон...Хожу на кладбище максимум раз-два в год..Хотя у меня там и папа и мама и бабушки с дедушками, тетя..За могилами следит тетя, они в порядке..Деньги я даю..на работы..

Тем не менее, я вспоминаю близких чуть ли не каждый день.Все время думаю, что сказал бы папа, как поступила бы мама...Не могу я отождествить могилу с родствениками.Думается мне, что если и есть где-то мои родители-то они не там..

Чувствую себя какой-то ущербной из-за этого...Или это не так страшно- то, что не хожу,Главное-помнить..Вот я например на любимом папином озере постоянно вспоминаю его. как мы рыбу ловили и т.д.
У меня такое было. Я рано потеряла всех близких, и мне было очень-очень тяжело ходить на кладбище. Усугублялось всё тем, что за могилами было некому ухаживать, кроме меня + бесконечно болеющий ребёнок. В-общем,:001: .С возрастом все "выровнялось". Сейчас совершенно спокойно посещаю кладбища, и даже испытываю душевный подъём. Так что со временем и Вам будет легче. время действительно лечит:flower:

08.10.2010, 17:57

для меня нет никаких правил относительно походов на кладбище, хожу, когда душа просит, не просит - не хожу.

08.10.2010, 18:05

Девочки.простите за офф..Вот я совсем не могу ходить на кладбище..К своим..
Просто так я могу ходить по кладбищу..А к своим -нет...Мне очень тяжело и морально и физически..Просто, как выжатый лимон...Хожу на кладбище максимум раз-два в год..Хотя у меня там и папа и мама и бабушки с дедушками, тетя..За могилами следит тетя, они в порядке..Деньги я даю..на работы..

Тем не менее, я вспоминаю близких чуть ли не каждый день.Все время думаю, что сказал бы папа, как поступила бы мама...Не могу я отождествить могилу с родствениками.Думается мне, что если и есть где-то мои родители-то они не там..

Чувствую себя какой-то ущербной из-за этого...Или это не так страшно- то, что не хожу,Главное-помнить..Вот я например на любимом папином озере постоянно вспоминаю его. как мы рыбу ловили и т.д.

Да, мне тоже как-то тяжело осознать, что любимый близкий человек пересилился жить на кладбище, где нужно его навещать.. потеря и так всегда тяжела, а еще эта атмосфера.. Ничего ущербного в вашем отношении нет, память она в душе, в голове, внутри нас. Мне на эту тему очень нравится стихотворение Симонова, когда его в первый раз прочитала еще в школе-это сформировало мое отношение к потерям. Сейчас найду
Вот
Памяти Бориса Горбатова

Умер друг у меня - вот какая беда...
Как мне быть - не могу и ума приложить.
Я не думал, не верил, не ждал никогда,
Что без этого друга придется мне жить.
Был в отъезде, когда схоронили его,
В день прощанья у гроба не смог постоять.
А теперь вот приеду - и нет ничего;
Нет его. Нет совсем. Нет. Нигде не видать.
На квартиру пойду к нему - там его нет.
Есть та улица, дом, есть подъезд тот и
дверь,
Есть дощечка, где имя его - и теперь.
Есть на вешалке палка его и пальто,
Есть налево за дверью его кабинет...
Все тут есть... Только все это вовсе не то,
Потому что он был, а теперь его нет!
Раньше как говорили друг другу мы с ним?
Говорили: "Споем", "Посидим", "Позвоним",
Говорили: "Скажи", говорили: "Прочти",
Говорили: "Зайди ко мне завтра к пяти".
А теперь привыкать надо к слову: "Он был".
Привыкать говорить про него: "Говорил",
Говорил, приходил, помогал, выручал,
Чтобы я не грустил - долго жить обещал,
Еще в памяти все твои живы черты,
А уже не могу я сказать тебе "ты".
Говорят, раз ты умер - таков уж закон,-
Вместо "ты" про тебя говорить надо: "он",
Вместо слов, что люблю тебя, надо: "любил",
Вместо слов, что есть друг у меня, надо: "был".
Так ли это? Не знаю. По-моему - нет!
Свет погасшей звезды еще тысячу лет
К нам доходит. А что ей, звезде, до людей?
Ты добрей был ее, и теплей, и светлей,
Да и срок невелик - тыщу лет мне не жить,
На мой век тебя хватит - мне по дружбе светить.

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38-46; 12, 45).
В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.
Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ.

Согласно христианской традиции, поминки по усопшему проводятся в день похорон (на третий день после смерти), на девятый и сороковой день после смерти. В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного.
На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. Поминальная трапеза в сороковой день схожа с поминками в день похорон. На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.
Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.
Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые совершаются в мясопустную родительскую субботу (за неделю до Великого Поста), в Радоницу (через девять дней после Пасхи), накануне Троицы и в Димитриевскую родительскую субботу (суббота до 8 ноября). Кроме того, в три субботы в Великом Посту (2-ю, 3-ю и 4-ю) Вселенская Церковь постановила поминать всех умерших христиан соборно.
Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами.
Свеча, поставленная за упокоение «на канун», является одним из непременных видов поминовения. При этом необходимо вознести Господу молитвы за усопших: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».
Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей.

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.
Панихида - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.
«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...».

Дни поминовения усопших.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших. Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды.

Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели.

В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

ЭТО ВАЖНО! Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. Усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

Как поминают усопших в дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких.

К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших. Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Когда можно ходить на кладбище:

*в день похорон;

*на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;

*каждый год в день ухода человека из жизни;

поминальные дни – понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;

*Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;

*2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;

*Троицкая суббота – день перед праздником Святой Троицы;

*Дмитровская суббота – первая суббота ноября.

Когда нельзя ходить на кладбище:

*православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;

*Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;

*считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;

*женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола.

Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.

По приходе на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего. Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.

Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них. Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.

В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).

Уходя с кладбища, не оборачивайтесь и тем более не возвращайтесь. Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.