Жизнь по своим правилам. Георгий Вицин. Жизнь по своим правилам Вицин документальный фильм

Москва. Арбат. В подъезде одного из жилых домов - столпотворение, журналисты с камерами и фотоаппаратами штурмуют неприметную квартиру. Ободранная дверь, за которой в ответ на настойчивые звонки - тишина. Сквозь толпу людей продирается хорошо одетый мужчина с конвертом в руках. Он приехал сюда, чтобы вручить телеграмму с поздравлениями от президента Ельцина Георгию Вицину.

У актера юбилей - 80 лет (хотя на самом деле родился Вицин не в 1918-м, а в 1917 году, поэтому 23 апреля 1998 года ему был уже 81 год). В итоге неприступная дверь все-таки приоткроется. Сквозь щель супруга Вицина на мгновение протянет руку, возьмет телеграмму и снова спрячется в квартире… К прессе артист так и не выйдет. И это лишь подогреет интерес к его затворничеству. Долгие годы знаменитый комик тщательно скрывал свою жизнь от посторонних глаз.

В нашем фильме зритель увидит эксклюзивные кадры «домашних» съемок, где Вицин и его близкие - такие, какими они были в своей, закрытой от посторонних глаз жизни. Дочь Вицина, когда они вместе ездили в экспедиции на съемки, всегда брала с собой любительскую кинокамеру с восьмимиллиметровой пленкой. Мы покажем уникальные рисунки самого актера, а также расскажем историю о том, как Георгий Вицин должен был спеть в картине «Джентльмены удачи». Песня уже была артистом записана, но художественный руководитель фильма Георгий Данелия посчитал, что вор не может петь, и убрал из картины «Песню про слона» в исполнении вицинского Хмыря. Запись эта сохранилась, и впервые зрители Первого канала смогут не просто услышать этот несостоявшийся шлягер, но и узнать, в каком месте картины он должен был прозвучать.

После смерти Вицина его дочь Наталья дала всего одно интервью. Слишком много боли их семье причинили журналисты. В тот единственный раз наследница актера обмолвилась, что по темпераменту отцу куда более подходила его первая несостоявшаяся профессия - художник. Георгий Михайлович в буквальном смысле всю жизнь не расставался с карандашом. Рисовал везде: в поездах, на съемках, в антрактах между спектаклями. Чаще всего это были карикатуры на коллег - добрая ирония без злого умысла. Актер не любил рисовать о людях плохо, впрочем, как и говорить. Сам Вицин на вопрос, почему он все-таки выбрал лицедейство, а не рисунок, отвечал, что сбился с пути…

В 44 года Вицин проснулся не просто знаменитым - бешено популярным! Да, он уже был замечен зрителями в фильмах «Запасной игрок» и «Она вас любит!», но настоящая слава накрыла Вицина именно в 44. Зрители толпами ходили в театр Ермоловой. Все хотели своими глазами увидеть легендарного Труса из «Операции "Ы"» и «Кавказкой пленницы». Но громкий успех гайдаевских фильмов сыграл с актером злую шутку. Его слава многих раздражала. Коллеги говорили: «Гоша, ты позоришь театр, твои шуточки порочат имена наших учителей!». Руководство тоже было не в восторге. Комик прогуливал репетиции, предпочитая их съемкам. Выговор следовал за выговором. В итоге дирекция поставила ультиматум: «Либо ты присутствуешь на всех репетициях, либо покидаешь труппу». И Георгий Михайлович ушел из театра, ставшего родным. Хотя за все эти годы здесь так и не поставили ни одного спектакля под Вицина - несмотря на его колоссальную популярность и потрясающий актерский диапазон.

Для миллионов зрителей Вицин так и остался Трусом, Веснушкиным, Бальзаминовым… Простачок, балагур, выпивоха, виртуозный шутник. Его роли расходились на цитаты. Георгий Михайлович сыграл более чем в сотне фильмов. Многим зрителям казалось, что за легкостью кинообразов, созданных актером, стоит настоящий Вицин - беззаботный и милейший человек! Но… в реальности вся жизнь Вицина контрастно отличалась от экранной.

Родился Георгий Вицин в Териоки - теперь это город Зеленогорск под Петербургом на Финском заливе. Родители будущего актера никакого отношения к искусству не имели. Мама приехала из Пензы, а отец - из-под Владимира. Когда Георгию было восемь месяцев, родители увезли мальчика с собой в Москву. Мама устроилась работать билетером в Колонный зал Дома Союзов, и детство Вицина прошло за кулисами. Кстати, мама сделала Вицина на год моложе, исправив в документах год рождения с 1917-й на 1918-й - это понадобилось для того, чтобы ее сына взяли в оздоровительную лесную школу. Потом Вицин учился в 26-й московской школе-семилетке, где прекрасно занимался в драмкружке. После окончания школы Георгий Михайлович поступил в Театральное училище им. Щепкина, но на втором курсе был оттуда отчислен с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу».

В своем последнем интервью актер признался: «Я был всегда словно нервный и зажатый, поэтому я пошел в актеры, чтобы немножко уйти от жизни, которая меня дожимает». Вот только многие факты из биографии Вицина характеризуют его как отнюдь не закомплексованного человека. Режиссер Владимир Андреев вспоминает, как, придя в Театр Ермоловой, он стал свидетелем бурного романа Георгия Михайловича. Артист активно ухаживал за молодой реквизиторшей Тамарой, своей будущей женой. Вицин любил пышнотелых женщин и часто шутил, что аппетитные формы привлекают его куда больше, чем худышки, напоминающие карандаши. Гоша и Тома расписались всего через четыре месяца после знакомства. Это был первый и единственный официальный брак актера. Но в его жизни была еще одна женщина, которую он полностью содержал практически до самой ее смерти.

Этот роман мог стоить Вицину карьеры. О том, что начинающий актер увел жену у народного артиста СССР Николая Хмелева, сплетничала вся театральная Москва. Скандал был неимоверный! Красавице Дине Тополевой было 35, Георгию - 19, и она ответила ему взаимностью. В этом водевиле была еще одна пикантная деталь: Хмелев - художественный руководитель театра, куда давеча устроился Вицин. Но мэтр простил неверную жену и своего ученика. Георгий Михайлович по-прежнему получал роли.

Дина и Гоша более 15 лет прожили вместе, так и не расписавшись. Дина постарела, а Вицин хотел детей. Не сложилось. Но даже расставание не поставит точку в их истории. Даже женившись на другой, расстаться с бывшей возлюбленной актер так и не смог. Его дочь дружила с Диной, а жена с годами смирилась с этой странной ситуацией. Тополева сильно болела. Георгий Михайлович ее полностью содержал: оплачивал домработницу, лекарства, снимал дачу на лето.

К слову, у четы Вициных не было не только загородного дома, но и отдельной жилплощади. Долгие годы семья жила в коммунальной квартире. Собственное жилье у актера появилось только в 50 лет. Знаменитой троице - Вицину, Моргунову и Никулину, - были открыты двери в любые кабинеты, но своей славой скромный комик пользоваться не хотел. Любил повторять, что суетиться стыдно.

Когда у Вицина появилась возможность приобрести собственный автомобиль, он публично пошутил: «Самое страшное, что придумало человечество, - это машина». Все бы ничего, вот только эта фраза была произнесена сразу после войны, во время концерта на заводе имени Сталина. За такие шутки можно было схлопотать срок. Лицедею повезло - всерьез его не восприняли. Хотя актер был предельно честен. До глубокой старости он будет преданно ездить на общественном транспорте.

«Проживи незаметно» - так звучало жизненное кредо знаменитого комедианта. И это не шутка. Когда актера узнавали на улице, он отвечал: я не Вицин, я его брат. Коллег Георгий Михайлович тоже не жаловал. В перерывах между съемками одиноко спал за декорациями вне зависимости от времени суток.

Но покладистый и сговорчивый актер однажды устроил настоящую забастовку. Во время съемок «Кавказской пленницы» он наотрез отказался пить пиво в кадре. Я не пью - и не буду! Реквизиторы голову сломали. В ход пошел отвар шиповника. Но сколько его ни лили - пены не было. Вата поверх жидкости проблемы не решила. И Вицин сдался - сделал глоток «зелья», с трудом сдерживая отвращение.

В истории кино, наверное, не было актера, который сыграл такое же количество пьяниц, как он. А ведь Георгий Михайлович не только вообще не употреблял спиртное, но и не ел мяса, никогда не пил лекарств и фанатично занимался йогой - прямо на съемках! Правда «йог-комик» честно признавался, что его цель - укрепление сосудов мозга в надежде избежать инсульта. Кстати, долгое время среди актерской братии ходила легенда, что Вицин разгадал секрет вечной молодости. А иначе как в 38 он умудрился сыграть 18-летнего спортсмена Веснушкина, а в 48 - молодого оболтуса Бальзаминова?!

В конце жизни гонорары за выступления и президентскую пенсию Вицин будет тратить на корм для голубей и бродячих псов. Себе он покупал дешевую лапшу, а дворовой своре - дорогую колбасу. "Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак"… Эту известную фразу Вицин в последние годы жизни вспоминал особенно часто. Чем же простые смертные так досадили Георгию Михайловичу? По всей видимости, его раздражало настойчивое внимание к его персоне со стороны журналистов. Ведь чего только не писала пресса в 90-е: актер болен, бедствует, собирает бутылки, его жилище в кошмарном состоянии. Газеты открывали в помощь «несчастному лицедею» благотворительные счета, а его семья в ответ лишь хранила молчание. Только самые близкие знали - Георгий Михайлович наконец живет, как хочет.

Символично, но в конце жизни знаменитый комик зарабатывал, читая со сцены рассказы Михаила Зощенко, практически без зубов. Вицин часто повторял: «Мы приходим сюда без зубов, и без зубов должны уйти. Все закономерно». Постаревший артист перестал бороться со временем. Он не принимал лекарств и с каждым днем чувствовал себя все хуже. При этом Вицин уверял, что абсолютно счастлив: его наконец оставили в покое.

Сегодня, спустя много лет после съемок картин, сделавших Вицина кумиром миллионов, новые поколения зрителей с удовольствием пересматривают эти ленты и восторгаются удивительным актером, так не похожим на нынешних модных артистов.

В фильме принимают участие:

Владимир Андреев - актер, режиссер;

Олег Анофриев - актер;

Татьяна Конюхова - актриса;

Лариса Лужина - актриса;

Наталья Селезнева - актриса;

Зоя Зелинская - актриса;

Владимир Цукерман - создатель Музея трех актеров, биограф гайдаевской троицы;

Инна Костюковская - дочь драматурга Якова Костюковского;

Яков Костюковский - драматург, сценарист фильмов Гайдая (съемка 2009 г.);

Наталья Дрожжина - актриса;

Александр Олешко - телеведущий;

Режиссер: Иван Цыбин

Продюсер: Дарья Пиманова

Производство: ЗАО «Телекомпания "Останкино"»

Он остался в истории советского кино как гениальный комик. Но разглядеть себя настоящего не дал.

Он вышел на сцену, чтобы избавиться от застенчивости. Хочешь победить собственную робость - притворись кем-то другим, надень маску. Это Георгий Вицин понял еще в детстве. То, зачем люди обычно идут в артисты - слава, поклонники, аплодисменты - все это было ему совершенно безразлично.

СОВСЕМ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК

По документам Георгий Михайлович Вицин появился на свет в 1918 году в Петрограде. На самом деле Вицин был на год старше и родился в финском городке Терийоки, ныне это российский Зеленогорск.

Гоша часто болел, учился на тройки. Мальчик рос худым и очень стыдливым. Неожиданно в 12 лет Гоша записался в школьный театр. Ему прилепили бороду, надели парик и выпустили на сцену. Гоша был абсолютно счастлив, ведь в гриме он стал другим человеком.

В 1934 году Вицин поступил в театральное училище, но через год был отчислен. Официальная формулировка: «За нарушение учебной дисциплины». Оказалось, парень не посещал занятий по политинформации - ему это было неинтересно. Однако ниже, в приказе на отчисление, было сказано, что студента Вицина принимают в Школу-студию МХАТ. Сам Николай Хмелев взял студента на поруки.

ЛЮБОВЬ ЗРИТЕЛЕЙ

Ему пророчили будущее драматического актера, но кино сделало Вицина комиком. Во всем виноват фильм «Пес Барбос и необычный кросс». Если бы Георгий Михайлович не сыграл Труса, то стал бы Гамлетом. Пробы на эти роли шли одновременно. Однако съемки у Гайдая начались раньше, в итоге Гамлета сыграл Смоктуновский, а Вицин стал Трусом.

«Когда он хотел привлечь к себе внимание, он так натягивал улыбку, как маску. Не могу сказать, что он притворялся, но мгновенно входил в образ, и его сразу узнавали, кричали ему. Все его воспринимали как персонажа, а он был не такой. Он любил зрителей, и они его любили. Хотя не думаю, что он любил этот образ», - говорит народный артист РСФСР Вячеслав Шалевич.

Роль Труса Георгий Вицин сыграл семь раз. После он стал Хмырем в «Джентльменах удачи», пьяным папашей в комедии «Не может быть». Менялись имена персонажей, фамилии режиссеров, но роль оставалась прежней - смешной простачок, выпивоха. Драм и трагедий Вицину играть уже не предлагали.

Со временем зрители привыкли к персонажам Вицина. Многие стали думать, что актер не просто блестяще играет алкоголиков, но и сам любит выпить. В жизни же Вицин и капли в рот не брал.

ЙОГА

Для популярного на всю страну артиста у Вицина было слишком много странностей. И все они выдавали в нем аскета, а не прославленного, любимого миллионами актера. Не пьет, не курит, мяса не ест, а в перерывах между репетициями стоит на голове.

О том, что Вицин - йог, знали все коллеги. Он жил по своему особенному распорядку. Каждый день, даже на гастролях и в командировках, по утрам сидел в позе лотоса, отказывался от лекарств и почти ничего не ел.

«Мы однажды на полянке все собрались, и он стал нам рассказывать, что стоит за этим учением. Это целая наука, и он очень серьезно к этому относился. То, что он стоит на голове - было как данность. Надо было к этому относиться с уважением, так к нему и относились», - вспоминает народная артистка РСФСР Татьяна Конюхова.

Йога для Вицина - не просто диета и упражнения, это философия, которая совпала с его собственными взглядами на жизнь.

БЕЗ ВОЗРАСТА

Йога, диета, образ жизни держали Георгия Вицина в прекрасной физической форме. Это позволяло ему работать без дублеров. Каскадерские трюки Вицин выполнял всегда сам, во всем стремится к совершенству. Ради кино он научился кататься на водных лыжах, играть в футбол и даже боксировать.

Спартанский образ жизни сделал Вицина не только физически выносливым человеком, но и «актером без возраста». Вицин до старости удивительно молодо выглядел. Казалось, он вовсе не стареет.

Десятиклассника Васю Веснушкина в картине «Запасной игрок» актер сыграл в 37 лет, а двадцатилетнего Бальзаминова - почти в 50. Единственное ухищрение: Вицин сам себе подрисовывал веснушки - маскировал морщинки. Кстати, роль Бальзаминова - одна из самых желанных работ Вицина. Сыграть в пьесе Островского он мечтал еще в Школе-студии МХАТ. Осуществить мечту удалось 30 лет спустя.

На протяжении многих лет Вицин изображал на экране Труса. Однако в жизни Георгий Михайлович был смелым человеком. Во время съемки «Женитьбы Бальзаминова» Вицина чуть не разорвали собаки.

«Привезли трех огромных собак - как телята сами и головищи как у львов, - вспоминает Татьяна Конюхова. - Мы вошли с Георгием Михайловичем в клетку. Я должна была тихонечко отодвинуть задвижку, чтобы сначала куры выбежали большой стаей, а за ними гналась собака. А он должен был взобраться на стог сена. И вот начинает Георгий карабкаться, но что-то идет не так, он соскальзывает вниз. Куры кудахчут, и собака пытается схватить. Тут я его под попку подсадила и втолкнула. Он еще подшучивал, мол, чего страшного - она ж за курами гоняется. Невозмутимо так, может, он мантры какие произносил, не знаю».

СТРАСТИ-МОРДАСТИ

«Мой дом - моя крепость», - считал Вицин. В его квартире не было гостей. Не пускал Георгий любопытных и в личную жизнь. А между тем там кипели шекспировские страсти. Он пользовался успехом у женщин, ведь такого актера нельзя было не заметить.

В 1936 году знаменитую театральную студию в Москве, руководителем которой был народный артист Николай Хмелев, потрясла новость. От режиссера ушла красавица-жена, актриса Дина Тополева. Причем ушла она к молоденькому актеру. Отчаянному влюбленному Георгию Вицину тогда было 18 лет, а Дине - 35.

«Она была намного старше него. Но это была женщина, которая его любила, опекала, спасала и отпустила, когда он встретил свою главною любовь. Но об этом нужно говорить очень осторожно, это было личное, глубоко его», - говорит актер театра и кино Владимир Андреев.

Увести жену у руководителя труппы - для актера это смертельный номер. Но чувства окрыляют и придают смелости. Дина Тополева и Георгий Вицин прожили в гражданском браке почти 20 лет.

В 1952 году Георгий Вицин познакомился с племянницей знаменитого советского селекционера Тамарой Мичуриной. Через четыре месяца они поженились. Жили в коммуналке на Чистых прудах. Вскоре у молодых родилась дочка Наташа. Когда девочка выросла, решила стать художником.

ОТШЕЛЬНИК

«Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак», - часто повторял Вицин. Бродячие собаки собирались возле его дома каждое утро, ждали, когда актер выйдет их покормить. На свои небольшие заработки он покупал хорошую колбасу и скармливал ее бездомным собакам.

В одном из интервью дочь Вицина Наташа рассказала, что Георгий Михайлович не любил солнца, но обожал шторм. Предпочитал отдыхать на море в некурортное время. По пляжу гулял, когда там не было никого из отдыхающих - только он и птицы.

«У него всегда в кармане были грецкие орехи, - вспоминает Владимир Андреев. - Он мог любого угостить, если кто-то хотел. Но эти орехи и семечки он носил еще и для того, чтобы выходить и во дворе театра кормить голубей, ворон и воробьев. Он выходил и наблюдал, как городские вороны учат летать своих птенцов. Рассказывал, как вороны очень мудро в луже размачивают сухарь, а потом своим клювом и головой под крыло подталкивает птенца и заставляет его летать. Он об этом мог очень образно рассказывать».

СВЯТОЙ

Вицин жил скромно для именитого артиста. В отдельную квартиру из коммуналки Георгий Михайлович переехал только в 50 лет. Последние годы жизни провел с женой в крошечной двухкомнатной квартирке и был счастлив.

Большого богатства Вицин не нажил. Однако и не бедствовал, как писали газеты после его смерти. В роскоши никогда не жил, не потому что не смог себе этого позволить, просто не хотел.

Последние семь лет жизни Вицин нигде не снимался и не играл. С окружающими либо не шел на контакт, либо отшучивался. Откровенно почти ни с кем не говорил.

«Вообще он был очень одинокий человек и всей этой популярности боялся, не хотел и последние дни он не подпускал к себе. Когда я стал руководителем театра, у нас с ним был серьезный разговор. Я ему предлагал прийти в этот театр, чтобы стать почетным членом труппы, но он сказал, что просто так получать зарплату не может, а играть не хочет», - говорит народный артист РСФСР Вячеслав Шалевич.

Актер Георгий Вицин остался в истории советского кино как гениальный комик. Но разглядеть себя настоящего не дал, не позволил, не захотел - посчитал ненужным. За всю свою жизнь Георгий Вицин не дал ни одного интервью, предпочитая популярности и славе жизнь в собственном мире, по своим законам и правилам.

С ним мечтали выпить все алкоголики Советского Союза. Поклонницы считали несчастным и стремились обогреть и приголубить. Передовая молодежь так и сыпала цитатами его киногероев... Открыть зрителю одного из самых любимых актёров нашего кино попытались авторы документального фильма "Георгий Вицин. Не надо смеяться".

О Георгии Михайловиче Вицине не написано ни одной книги. За свою жизнь он не дал ни одного телевизионного интервью, избегал шумных компаний, почти не пил и придерживался диеты. И мало кого пускал в свою личную жизнь. Наверное, поэтому одни называли Вицина отшельником, другие - чудаком, третьи - аскетом. Но все лично знакомые с актером сходились в одном: он совсем не такой простачок, каким кажется на экране. И разгадать истинную натуру Вицина, скрытую под маской Труса, дано очень немногим.

1990-е годы. Непростое время для кино. Период, когда лучшие артисты оказались без средств к существованию и хватались за любую возможность заработать. Не миновала эта участь и Георгия Вицина. Труса из знаменитой гайдаевской троицы публика обожала. Неудивительно, что его часто приглашали поработать "лицом" перед самой разнообразной аудиторией. Чего ждала публика от Вицина? Конечно же, шуток и кривляний в стиле Труса. А Вицин выходил на сцену серьезным и собранным и... читал классику - Зощенко, Гоголя. И очень быстро подчинял себе вкусы толпы.

Привлечь внимание публики Георгий Михайлович умел всегда, вне зависимости от эпохи, состава аудитории и степени собственной известности. Даже в начале своей актерской карьеры, в далекие 30-е годы, молодой артист приковывал к себе взгляды зрителей. И неважно, насколько значительной была его роль.

Как и большинство киноактеров, родившихся в начале ХХ века, актёр начинал свою дорогу к славе с театральных подмостков. В театре Ермоловой, где он служил, артист считался настоящей звездой. Публика специально ходила на спектакли "с Вициным".

Но в какой-то момент артист всё же устал от ограниченного театрального репертуара, повторяющегося изо дня в день, и нападок коллег. И чтобы вырваться за его рамки, решил попробовать свои силы в кино. В начале своей кинокарьеры артист трижды сыграл роль Николая Васильевича Гоголя. Но стать воплощением Гоголя на экране Вицину так и не удалось. Этот его кинообраз, в отличие от Труса, не запомнился ни зрителям, ни режиссерам.

Как подающего надежды киноактера Вицина заметили после роли простого советского паренька, когда в 1954 году на экраны вышел фильм "Запасной игрок". Его герою, футболисту Васе Веснушкину, было восемнадцать, самому актеру - тридцать семь. Но зритель даже не заподозрил "подлога".

С внешностью Георгия Михайловича плохо сочетается образ героя-любовника. Тем не менее, актер слыл сердцеедом. Женщин к нему влекло всегда. А красавица-актриса, которая по возрасту больше годилась Вицину в матери, души не чаяла в своем супруге. Брак Вицина и Тополевой в итоге распался. Актер мечтал о детях, которых у них быть не могло. Разрыв оба переживали тяжело. Вторая жена подарила актёру долгожданную дочку, но мудрый Вицин, заведя новую семью, не бросил свою первую жену. Он продолжал с ней общаться и заботился до конца ее дней.

Переломным для актера стал 1961 год. Режиссер Леонид Гайдай утвердил Вицина на роль Труса в короткометражке "Пес Барбос и необычный кросс". Согласившись сыграть браконьера-недотепу, актёр и подумать не мог, насколько это определит не только его карьеру, но и всю дальнейшую жизнь. Как относился к Вицину Леонид Гайдай? Сколько раз всего снялась вместе знаменитая троица? Какой знаменитый эпизод был придуман актёром в "Кавказской пленнице"?

Роль, которая позволила актеру хотя бы на время вырваться из "плена" Труса, предложил Вицину его студенческий товарищ, режиссер Константин Воинов. Он ждал почти 25 лет, чтобы снять актёра в фильме "Женитьба Бальзаминова". Не смутил режиссера и возраст героя - на момент съемок Вицин был существенно старше своего персонажа. Какой казус чуть было не сорвал съёмки фильма "Земля Санникова"? Для чего в прессе был растиражирован образ актёра как бедно одетого, беззубого и одинокого человека? Авторам документального фильма удалось выслушать мнение актрисы Натальи Селезневой:

В каждом из нас есть что-то от чудака, в ком-то больше, в ком-то меньше. Просто к нему было приковано внимание, поэтому люди замечали эти качества. Да, он ходил на улицу, он кормил голубей, он потом очень увлекся этим.

Георгию Вицину так и не удалось вырваться за рамки комедийного амплуа. И сегодня можно лишь рассуждать о том, какого великого драматического артиста кино потеряло. Но для публики он навсегда останется бессмертным Трусом, тем, кто может заставить зрителя смеяться и плакать одновременно.

В 2017 году исполнилось 100 лет со дня рождения великого артиста – Георгия Вицина. Первый канал в субботу, 23 декабря, покажет документальный фильм, в котором расскажет о малоизвестных фактах из жизни актера. Также проект вместил в себя редкие фото и видео из семейного архива поистине народного артиста и удивительного комика с грустными глазами.

В документальном фильме Первого канала под названием «Георгий Вицин. Чей туфля? » зритель увидит эксклюзивные кадры «домашних» съемок, где актер и его близкие такие, какими они были в своей, закрытой от посторонних глаз жизни. Дочь Вицина, когда они вместе ездили в экспедиции на съемки, всегда брала с собой любительскую кинокамеру с 8мм пленкой.

Кроме того, авторы проекта с позволения родных Георгия Вицина покажут уникальные рисунки самого актера, а также расскажут историю о том, как артист должен был спеть в картине «Джентльмены удачи » и песня уже была им записана. Но художественный руководитель фильма Георгий Данелия посчитал, что вор не может петь и убрал из картины «Песню про слона » в исполнении вицинского Хмыря . Запись эта сохранилась, и зрители Первого канала смогут не просто услышать этот несостоявшийся шлягер, но и узнать, в каком месте картины он должен был прозвучать.

После смерти Вицина его дочь Наталья дала всего одно интервью. В тот единственный раз наследница актера обмолвилась, что по темпераменту отцу куда более подходила его первая несостоявшаяся профессия – художник. Георгий Михайлович в буквальном смысле всю жизнь не расставался с карандашом. Рисовал везде: в поездах, на съемках, в антрактах между спектаклями. Чаще всего это были карикатуры на коллег. Добрая ирония без злого умысла. Актер не любил рисовать о людях плохо, впрочем, как и говорить. Сам Вицин на вопрос, почему он все-таки выбрал лицедейство, а не рисунок отвечал, что сбился с пути…

И тем не менее Георгий Михайлович сыграл более чем в сотне фильмов. Причем в истории кино, наверное, не было актера, который сыграл такое же количество пьяниц, как Вицин. А ведь он не только вообще не употреблял спиртное , но и не ел мяса, никогда не пил лекарств и фанатично занимался йогой – прямо на съемках. Правда «йог-комик» честно признавался, что его цель – это укрепление сосудов мозга в надежде избежать инсульта.


В конце жизни гонорары за выступления и президентскую пенсию Вицин будет тратить на корм для голубей и бродячих псов. Себе он покупал дешевую лапшу, а дворовой своре дорогую колбасу. Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак… Эта известную фразу Вицин в последние годы жизни вспоминал особенно часто. Чем же простые смертные так досадили Георгию Михайловичу? По всей видимости, его раздражало настойчивое внимание к его персоне со стороны журналистов. Ведь чего только не писала пресса в 90-е: актер болен, бедствует, собирает бутылки, его жилище в кошмарном состоянии. Газеты открывали в помощь «несчастному лицедею» благотворительные счета, а его семья в ответ лишь хранила молчание. Только самые близкие знали – Георгий Михайлович, наконец, живет, как хочет и абсолютно счастлив…