Входит в валовую прибыль предприятия. Бухгалтерская прибыль предприятия. Видео: В чем отличие между прибылью и валовым доходом

Того или иного предприятия, полученная от разного рода деятельности. Однако она может различаться в зависимости от того, каким видам предприятий она принадлежит. Рассмотрим далее, как правильно рассчитать данный вид прибыли, и какие предприятия им владеют.

Разновидности и схема валовой прибыли

  • Валовая прибыль экономики . Масштабное понятие, которое действует в рамках отдельных государств. Под собой подразумевает разницу между ВВП и основными расходами и затратами производителей на обеспечение производства, в том числе заработную плату сотрудников, импорт, закупку сырья и т.д. В конечном счете, валовая прибыль экономики – это показатель, который характеризует убыток и прибыль резидентов от реализованного производства и иного рода доходов.
  • Валовая прибыль от реализации . Отдельный вид валовой прибыли, полученной только от реализации определенных товаров либо услуг. То есть, например, сюда не будет плюсоваться доход от дивидендов или иной доход, выполняющий пассивную функцию.
  • Валовая прибыль банка . Такой прибылью называется вся прибыль банка целиком, полученная ото всех проведенных операций без учета каких-либо издержек. Сюда входят прибыли от сделок, доходы от реализованных операций, различные дивиденды и т.д.
  • Чистая валовая прибыль . В данном случае принято понимать разницу между всей целиком взятой прибылью и издержками на её получение. То есть вначале необходимо сложить все полученные доходы, а после вычесть из полученной суммы себестоимость реализованных товаров или услуг.

Схема распределения валовой прибыли выглядит следующим образом:

Именно валовая прибыль считается основным показателем дохода или прибыльности. Нередко именно её используют для того, чтобы охарактеризовать эффективность предприятия.

Правила расчета и формулы

Существует несколько разновидностей валовой прибыли, и для каждой из них имеется своя формула расчета. При этом сами формулы достаточно просты по составу, однако, главное, что нужно знать, это состав каждого из компонентов формулы. Изучим их далее более внимательно:

  1. Валовая прибыль производителя . Исчисляется по следующей формуле: от реализованных товаров или услуг – Себестоимость реализованных товаров и услуг (учитывая также амортизацию).
  2. Валовая прибыль розничной торговли . Вычисляется данный вид прибыли по формуле: Общая сумма всей выручки – Себестоимость реализованной продукции и товаров.
  3. Валовая прибыль через товарооборот . Более сложная формула, которая используется реже: Товарооборот*Расчетная надбавка / 100 – Себестоимость реализованных услуг либо товаров. Расчетную надбавку в данном случае можно вычислить согласно следующей формуле: Торговая надбавка/ 100+Торговая надбавка.

Классическая формула гласит, что валовой прибылью является разница между произведением цены на объем производства и валовыми издержками:

Таким образом, мы видим, что в обеих формулах фигурирует два основных понятия – выручка и себестоимость. В разных случаях они берутся для реалий отдельных предприятий.

  1. В качестве выручки производственной фирмы можно считать основные средства, произведенные товары, активы нематериального характера, находящиеся на балансе фирмы различные товары и услуги, ценные бумаги.
  2. В качестве выручки от продаж необходимо учитывать доходы, полученные от реализации: купленных ранее продуктов и товаров, различных реализованных услуг платного характера, имеющееся имущество организации.

При расчетах также надо обязательно учитывать все имеющиеся расходные статьи организации при их наличии. Как правило, самая сложная часть вычислений заключается в том, чтобы включить целиком все доходы предприятия, а также некоторые расходы на себестоимость и производство. Упростить этот процесс сможет лишь качественный и своевременный бухгалтерский учет.

Видео: В чем отличие между прибылью и валовым доходом?

Наиболее серьезные ошибки при вычислениях происходят в том случае, когда человек не знает разницы между прибылью в её классическом проявлении и валовой прибылью. Как избежать этой ошибки и в чем заключаются различия между этими понятиями, отвечает опытный специалист по налогам и бухгалтерскому учету Оксана Булат:

Как правило, частый подсчет валовой прибыли не имеет смысла и не может отразить реальной ситуации предприятия. Поэтому, чаще всего, в рамках отдельных организаций подсчет валовой прибыли производится 1 раз в год.

– это параметр, отображающий разницу между тем доходом, который получен предприятием, и себестоимостью проданного товара (услуги), но без вычета налога на прибыль.

Валовая прибыль – это общий доход компании, который получен за какой-то фиксированый временной промежуток. В нем учтена прибыль от всех видов деятельности компании (в счет берется, как производственная, так и непроизводственная сферы) за вычетом затрат на производство. Расчетный показатель фиксируется в бухгалтерском балансе.

Валовая прибыль экономики – это показатель, который учитывает разницу между ВВП и тратами производителей, связанных с оплатой импорта, чистых налогов и заработной платы сотрудников. Данный параметр характеризует доход или убыток, полученный компанией от производства продукции, до учета прибыли от собственности.

Анализ валовой прибыли

Для анализа валовой прибыли делается горизонтальный и вертикальный анализ изменений доходов. При этом все результаты заносятся в специальную таблицу, после чего подбиваются и анализируются.


По приведенному примеру видно, что деятельность компании является весьма успешной. За отчетный год удалось добиться положительного баланса практически по всем показателям, кроме внереализационной прибыли (последняя уменьшилась практически на три тысячи рублей). Основной рост заметен в таких показателях, как прочие операционные доходы, и так далее если бы не повышение операционных трат и рост процентов к выплате, то валовая прибыль компании за была бы намного выше.

На валовую прибыль и ее составляющую влияет несколько основных факторов:

1. Внешние факторы :

Природные, транспортные, социально-экономические условия;
- стоимость производственных ресурсов;
- уровень развития внешнеэкономических связей и так далее.

2. Внутренние факторы можно условно разделить на два типа:

- факторы первого порядка – доход от продажи товара, проценты к получению (выплате), прочая и прочие внереализованные доходы или расходы компании;
- факторы второго порядка – продукции, структура проданного товара, объемы продаж и стоимость, которую установил производитель.

Кроме перечисленных выше, к внутренним факторам можно отнести нюансы, которые связаны с нарушением дисциплины в период деятельности предприятия – ошибками в установлении цен, низким качеством продукции, нарушениями условий труда, экономическими санкциями и наложенными штрафами.

Обе категории факторов, как первого, так и второго порядка, непосредственным образом влияют на величину валовой прибыли. При этом факторы 1-го порядка – это составляющие валового дохода, а факторы 2-го порядка оказывают непосредственное влияние на доход от продаж и, соответственно, общую величину прибыли компании.

С целью дальнейшего увеличения доходов компании должны быть реализованы следующие мероприятия:

Применение методики ЛИФО при оценке запасов,
- уменьшение налогов за счет пользования льготами по налогообложению;
- своевременное списание долгов компании, которые относятся к категории безнадежных;
- оптимизация издержек компании;
- эффективное проведение ценовой политики;
- использование дивидендов акционеров для оптимизации оборудования компании и повышения качества продукции;
- формирование нормативов, позволяющих контролировать .
Эффективное управление валовой прибылью и ее применение хорошо рассмотрено на блок-схеме, представленной ниже

Составляющие валовой прибыли

Прибыль – один из основных результатов деятельности компании, который покрывает потребности не только компании (в частности), но и в сумме с другими видами бизнеса бюджет страны. Вот почему для бизнесмена так важно определить не только размер, но и состав дохода. При этом общая сумма прибыли компании называется валовой.

К основным факторам роста валовой прибыли можно отнести – повышение объемов производства той или иной продукции (услуг), уменьшение себестоимости единицы товара, улучшение качества, расширение ассортимента продукции, эффективное использование всех производственных факторов, имеющихся в распоряжении копании. Особое внимание должно уделяться росту производительности труда, от которого зависят общие объемы выработки.

Есть также факторы, которые не зависят от «внутренней» работы организации – особенности государственной политики в области регулирования цен, влияние транспортных, природных или технических условий на процессы продажи продукции или ее производство. При этом на формирование валовой прибыли влияют все факторы, как внешние, так и внутренние.

Состав валового дохода – это общая прибыль компании, полученная в процессе ведения деятельности. Основная часть валовой прибыли - доход от продажи товарной продукции, рассчитанный путем простой формулы – общий объем выручки от продажи товара (предоставления услуги или выполнения работ) «минус» акцизы, НДС ( на добавленную стоимость), общие на производство и продажу. При этом доход от продажи товарной продукции – это основа валовой прибыли.

Кроме этого, в состав валового дохода обычно включается:

Прибыль от продажи прочего товара и услуг, имеющих нетоварный характер. К ней можно отнести средства, полученные от автомобильных, сельских или лесозаготовительных хозяйств, которые находятся на балансе компании;
- прибыль от продажи основных средств и прочих материальных ценностей организации;
- внереализационная прибыль с учетом вычета внереализованных трат. По сути, этот параметр отображает результаты всех операций компании вне сферы продаж изготовленной продукции;
- доход от продажи активов компании (акций, облигаций), а также инструментов срочных сделок, которые не находятся в свободном обращении на организованном рынке.

Почти 95% валового дохода компании – это продажа товарной продукции. Вот почему так важно уделять ему особое внимание.

Кроме этого, приведенные выше факторы, как правило, влияют на доход от продаж изготовленной на предприятии продукции (предоставленных услуг). При этом некоторые из них требуют максимально детального изучения.

На доход, полученный путем продажи товара , оказывает влияние изменение остатков несвоевременно проданных изделий. Чем больше таких остатков, тем меньше доход компании. При этом объемы непроданного товара во многом зависят от ряда причин. Самая распространенная – производство товара в объемах больших, чем компания может продать. Особенность непроданных остатков еще и в том, что из-за них может вырасти удельный вес более ренальной продукции. Как следствие, объемы нереализованной продукции увеличатся. Чтобы исключить такие проблемы, производитель должен всеми силами стараться сократить объемы остатков, как в суммарном, так и в численном выражении.


На объем дохода от проданной продукции влияет несколько основных факторов:

- изменение объемов производства товара к его продажам . Чем активнее реализуется товар на рынке, тем выше прибыль компании, и наоборот. Здесь прослеживается прямая зависимость;
- изменение уровня себестоимости товара . В отличие от объемов производства, которые прямо пропорционально влияют на доходы компании, повышение себестоимости оказывает обратное воздействие. Здесь чем выше , тем ниже прибыль производителя, и наоборот. Вот почему при анализе себестоимости продукции так важно снижать этот параметр к минимуму. Для этого разрабатываются целые комплексы мероприятий, составляются планы, подбирается более дешевое сырье и так далее;
- стоимость продукции. При выставлении цены производитель ориентируется на несколько основных факторов – рыночную стоимость таких изделий, себестоимость производимой продукции, уровень спроса на товар, его конкурентоспособность и так далее. С другой стороны на стоимость могут влиять и независящие от компании факторы - это , политика монополистов в данной сфер и так далее. При этом уровень цен во многом зависит от своевременной модернизации производства, его технического совершенствования и так далее;
- изменения в структуре выпускаемого и продаваемого товара . Чем большая доля рентабельного товара, тем больший доход получит . И наоборот, если объем малорентабельной продукции слишком высокий, то это может повлечь за собой снижение дохода.

Еще одна важная составляющая валовой прибыли – доход от продажи прочих товаров и услуг, имеющих нетоварный характер. Доля этого показателя в составе валовой прибыли – всего несколько процентов. При этом результаты деятельности от прочих продаж могут быть, как с положительным, так и с отрицательным балансом. Предприятия торговых организаций и сельских хозяйств, которые находятся на балансе производителя, могут приносить не только доходы, но и убытки. Как следствие, размер валовой прибыли будет меняться.

Доход от продажи основных средств и прочего имущества также входит в состав валовой прибыли. В процессе ведения деятельности у компании могут образоваться излишки материальных ценностей, к примеру, по причине изменения объемов изготовления продукции, проблем в системе снабжения, сбоях в продаже товаров и так далее. В итоге полученная выручка будет намного ниже, чем цена покупки. Следовательно, продажа излишних товаров может принести не только доходы, но и дополнительные расходы для компании. В отношении продажи лишних основных средств, то доход будет рассчитываться, как разница между стоимостью продажи изделия и начальной ценой фондов, не учитывающей индекс роста инфляции.

Внереализованая прибыль компании за вычетом внереализованных трат – хоть и незначительная, но является частью валовой прибыли. В составе этого показателя могут быть предусмотрены курсовые разницы по валютным счетам в случае производства сделок в валюте. Начиная с 1998 года, в состав такой прибыли включены также доходы инвестора при выполнении договора о разделе продукции. Кроме этого, в составе внереализованной прибыли доходы от предоставления имущества в аренду, долевого участия в жизни других компаний, выплат по ценным бумагам и так далее.

Расчет валовой прибыли

Все мероприятия по расчету валовой прибыли должны быть произведены еще до расчета налогов. При подаче формы C-EZ валовая прибыль будет определяться в сумме с дополнительной прибылью, о которой будет идти речь немного ниже.

При этом расчет должен производиться с учетом типа предприятия:

1. Компании, занимающиеся торговлей товаров – категория «Businesses that sell products». Для расчета валового дохода необходимо определить размер общей чистой прибыли. Делается это по форме С (пункт третий). Чтобы определить чистую выручку необходимо вычесть из общей суммы зачетов все скидки и возвраты при работе компании. После этого от размера чистого дохода (срока три) вычитается себестоимость проданной продукции (отображается в строке 4). Полученная разница – это и есть валовая прибыль компании.

2. Компании, которые торгуют услугами . Если предприятие относится к категории «Businesses that sell services» и занимается предоставлением услуг (без продажи товаров), то валовый доход будет равен чистой выручке предприятия. Расчет в этом случае производится путем вычета из общего валового дохода общей суммы возвратов и скидок. В большей части предприятия, которые предоставляют только услуги, производят именно по такой упрощенной схеме.

Перед началом расчета валовой прибыли важно уделить внимание следующим аспектам:

- валовой выручке. В конце каждого рабочего дня необходимо проверять, что вся , касающаяся кредитных и денежных поступлений, нашла правильное отображение в отчетности. При этом объемы поступления можно отслеживать с помощью установленных кассовых аппаратов. Также необходимо открыть отдельный счет в банковском учреждении и научиться пользоваться счетами-фактурами;
- взысканному налогу продаж . Важно убедиться, что в отчетности правильно указывается показатель, отображающий размер взысканного налога. Суть в следующем. Если с покупателей взимаются местные и штатные налоги с продаж (которые государство берет с продавца), то все взысканные средства должны быть включены в общей объем валового дохода;
- товарно-материальные запасы (оценивается показатель на начало каждого текущего года). Данный параметр сравнивается с ценой итоговой прибыли за предыдущий год. Если все нормально, то показатели должны быть идентичными;
- покупки. Если в процессе деятельности покупает какие-либо товары для личного пользования или передачи членам семьи, то потраченную сумму стоит вычеркнуть из себестоимости проданной продукции;
- товарно-материальные запасы на завершение года . Убедитесь, что учет всех запасов на предприятии ведется с соблюдением норм и правил. При этом обязательное условие – применение правильного метода образования цены. Для подтверждения всех имеющихся товарно-материальных запасов достаточно лишь формы инвентарной описи. Такие бланки можно купить в магазине. Их особенность – наличие специальных столбцов, в которые вносятся данные о количестве, цене и стоимости каждого товара. На бланке есть место фиксации данных человека, которые оценивал товары, производил подсчеты и проверял их правильность. Именно эти формы представляют собой доказательство того, что опись проведена правильно и без серьезных нарушений.


3. Проверка проведенных расчетов. Если компания занимается розничной или оптовой продажей, то пересчет не займет много времени. Все, что требуется – поделить валовый доход на чистую прибыль. Полученный показатель выражается в процентах и показывает разницу между себестоимостью проданных товаров и номинальной стоимостью.

4. Дополнительные источники валовой прибыли . Если компания получает прибыль из источников, которые не имеют отношения к основной деятельности, то доход должен быть записан в строку номер 6 формы С и суммироваться с валовым доходом. Итог суммирования – это и есть валовый доход предпринимателя. В случае, если для ведения отчетности пользоваться формой C-EZ, то прибыль должна записываться в строке 1. К примеру, к таким доходам можно отнести прибыль от зачетов, возврата налогов, сделок с металлоломом и так далее.

Налог на валовую прибыль

Валовая прибыль - это сумма доходов от всех сделок, связанных с продажей товаров (услуг или работ), включая продажу основных фондов, продажу прочего имущества и прибыли от внереализационных сделок. Из полученного показателя вычитается общая сумма расходов по данным операциям.

Прибыль от продажи продукции – это разница между суммарных доходом компании от продажи товаров без учета акцизных сборов и НДС (налога на добавочную стоимость), а также тратами на продажу и производство.

Компании, которые работают во внешнеэкономической сфере, при исчислении должны вычитать пошлины на экспорт. Кроме этого, льготы, которые предоставляются компаниям по закону, также не облагаются налогами.

Для выплаты налогов валовый доход может быть уменьшен на сумму:

Прибыли от долевого участия в работе других компаний. Сюда не включается прибыль, полученная за пределами страны;
- прибыли в виде дивидендов, которые получены по акциям, а также прибылью в виде процентов, которые получают держатели государственных активов всех уровней (в том числе и субъектов РФ и органов местного управления);
- доходов от совершения посреднических сделок. Это актуально, если налог на прибыль, который отчисляется в бюджет страны, отличается от процента, которые отчисляется в бюджет субъекта РФ;
- доход страховых операций (условие аналогично предыдущему);
- доход от продажи произведенной с/х или охотохозяйской продукции;
- доход от проведения банковских операций.

При расчете налога компании могут рассчитывать на определенные льготы. В частности, уменьшается на сумму:

Взносов на благотворительность (не больше 5%),
- отчислений на финансирование капитальных вложений производственного назначения и финансирования жилищного строительства;
- отчислений на восстановление или поддержание объектов социальной сферы;
- отчислений, направленных на проведение исследовательских или конструкторских работ, а также перечисленных в фонды технологического развития или фундаментальных исследований.

С учетом всех перечисленных выше льгот размер налогооблагаемой суммы может быть уменьшен более чем на половину.


Размер налога на прибыль снижается для компаний, в которых работает более 50% инвалидов. Кроме этого, в первые два года налог на доход не выплачивают предприятия, работающие в следующих сферах деятельности – производство продуктов, производство и переработка с/х продукции, производство продукции народного потребления, производство лекарств, медицинской техники, строительство объектов социального, производственного, природоохранного и жилищного назначения. Льготы распространяются на те компании, выручка которых от указанных выше правлений деятельности не меньше 70%

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Любая предпринимательская деятельность направлена на извлечение прибыли из предприятия. Размер доходов является прямым отражением результативности производственной деятельности. Под термином «валовая прибыль» следует понимать разницу между доходом от реализации товарно-материальных ценностей и прибылью, покрывающей себестоимость изготовляющихся товаров . В данной теме мы рассмотрим, что такое валовая прибыль простыми словами.

Валовая прибыль – это разница между прибылью от продажи продукции и прибылью, которая рассчитана на себестоимость этой продукции

Для чего используется понятие «валовая прибыль»

Как уже было сказано выше, термин «валовая прибыль» трактуется как общая выручка предприятия, полученная за определенный временной промежуток. Здесь следует учитывать полный объем выручки, кроме издержек, связанных с покрытием производственных расходов. Сведения об итоговой сумме, полученной в результате предпринимательской деятельности, отражаются в бухгалтерском балансе. Разница между валовой прибылью и чистой, заключается в том, что последний аспект включает в себя траты, связанные с налоговыми отчислениями и другими обязательными платежами.

Существует несколько факторов, которые влияют на итоговую сумму, полученную в результате предпринимательской деятельности . Такие факторы можно разделить на две условных категории. Первая категория факторов связана с действиями администрации компании. Каждый предприниматель самостоятельно контролирует масштабы своего производства. Для того, чтобы добиться максимального результата, осуществляются меры, направленные на снижение затрат, связанных с производством товара и увеличением объемов изготавливаемой продукции. Размер валовой прибыли зависит от степени эффективности продаж, а также производственных масштабов предприятия. Для того чтобы получить постоянный доход, необходимо постоянно проводить различные мероприятия с целью повышения качества изготовляемой продукции.

Внешние факторы, имеющие влияние на размер выручки, относятся ко второй категории. В данном вопросе следует учитывать:

  1. Особенности законов, на основании которых осуществляется деятельность предприятия.
  2. Состояние экономики и определенного рыночного сегмента, к которому относится продукция компании.
  3. Месторасположение предприятия.
  4. Природные ресурсы и экология.

Прибыль и доход в чем разница

Ведение предпринимательской деятельности подразумевает понимание различных экономических тонкостей . В первую очередь, это осознание разницы между доходом и прибылью. Термин «доход» используется для подсчета разницы между суммой, полученной от реализации продукции (оказания услуг) и себестоимости производства. Итоговая сумма, полученная в результате проведения подобных расчетов, является доходом. В том случае, когда предпринимательская деятельность осуществляется только на рынке услуг, уровень дохода приравнивается к выручке за проданную продукцию и оказанные услуги.

Для того, чтобы посчитать полученную прибыль, следует отнять от полученного дохода, сумму равную затратам на его получение . К данной категории трат относятся страховые выплаты, заработная плата наемных сотрудников, транспортные расходы и другие виды выплат. Важно обратить внимание на то, что уровень доходов является положительным значением, в отличие от прибыли. Отрицательное значение прибыли появляется в том случае, когда уровень производственных расходов, превышает итоговую выручку.


Валовая прибыль - это общий доход фирмы, полученный ею за определенный период времени

Понятия чистой и валовой прибыли

В бухгалтерском деле, прибыль подразделяется на две категории: чистую и валовую. Валовая прибыль - это разница между полученной выручкой и производственными расходами. В данных расчетах следует учитывать различные траты, связанные с закупкой сырья для производства, налоговые отчисления, зарплату сотрудникам и другие нюансы. Следует сделать акцент на том, что налоговые платежи осуществляются именно из валовой прибыли.

Производственные издержки довольно сложны в подсчете, поскольку необходимо учитывать множество различных нюансов. Долги кредиторам, страховые выплаты, штрафные санкции от проверяющих органов и расходы, связанные с арендой недвижимости – являются обязательными составляющими расчетов. Оставшаяся сумма после проведения операций, связанных с осуществлением всех необходимых выплат, является чистой прибылью.

Таким образом, валовая прибыль предприятия – это итоговая сумма, которая остается у предпринимателя после оплаты производственных расходов. В случае с коммерческими предприятиями, данная сумма основывается на результатах реализации продукции. Валовая прибыль фирмы, ведущей свою деятельность в сфере услуг, является итоговой суммой, из которой вычтены все необходимые расходы.

Следует обратить внимание, что методы расчета уровня прибыли регламентируются на законодательном уровне. Данные ограничения со стороны государства направлены на упорядочивание расчетов и создание равных налоговых условий для каждого лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Знание данных аспектов и понимание термина «валовая прибыль» объясняется тем, что большая часть налоговых выплат производится именно из валовой прибыли. Основываясь на этом факте, важно понимать какие траты можно включать в подобные расчеты.


От чистой, валовая прибыль отличается тем, что она включает в себя затраты по уплате налогов и иных обязательных платежей

Правила проведения расчетов

Следует акцентировать внимание на то, что расчеты налоговых выплат осуществляются только после подсчета размера валовой прибыли. Последняя определяется как итоговая сумма в совокупности с дополнительной прибылью. Во время подготовки необходимых расчетов, следует учитывать деятельность предприятия:

  1. Торговые предприятия . В первую очередь, рассчитывается размер общего дохода. Для того, чтобы получить сумму чистой прибыли потребуется вычесть из итоговой суммы все расходы, связанные с предоставлением скидок и возвратом бракованных изделий. Из полученной суммы вычитаются траты, связанные с себестоимостью продукции. Полученный результат является валовой выручкой предприятия.
  2. Компании, специализирующие на оказании услуг. В подобных организациях размер валовой выручки приравнивается к чистому доходу. Для того чтобы получить итоговую сумму необходимо посчитать разницу между полученным доходом и тратами, связанными со скидками и претензиями от заказчиков.

Помимо этого, во время проведения вычислений следует сконцентрировать внимание на нескольких нюансах. В первую очередь, следует проверить правильность отражения сведений в отчетных ведомостях, связанных с ежедневным поступлением средств. Здесь учитывается как наличность, так и банковские платежи. Также необходимо уделить внимание товарно-материальным запасам. Оценка данного показателя производится в начале года. Полученный результат сопоставляется с размером выручки за прошлые годы.

Одинаковый показатель – является свидетельством об эффективности предприятия.

Далее учитываются издержки на приобретение различных товарно-материальных ценностей. Это могут быть как служебные автомобили и недвижимость, так и различные предметы офисной мебели. Данный вид трат, в обязательном порядке исключается из расчетов себестоимости производства. После этого, производятся расчеты товарно-материальных запасов на конец года. Необходимость этих вычислений объясняется важностью выявления факта соблюдения требований, установленных государством. В этих расчетах необходимо использовать методички по ценообразованию. Для того чтобы подтвердить размеры товарно-материальных ценностей, потребуется провести инвентаризацию.

Далее производится анализ правильности составленных расчетов. В том случае, когда деятельность предприятия основывается на розничной или оптовой торговле, подобные вычисления занимают короткий промежуток времени. Для получения необходимого результата достаточно разделить сумму валовой прибыли на показатель чистой выручки. Полученные проценты являются разницей между себестоимостью товарно-материальных ценностей и ценником при реализации.

В заключении учитываются дополнительные источники выручки. В том случае, когда предприятие получает доходы из источников не связанных с основной деятельностью, данная сумма прибавляется к валовому доходу. Полученный результат является валовой выручкой.


Расчет валовой прибыли должен осуществляться до расчета налогов

Примеры произведения расчетов

Существует несколько различных формул, которые применяются в бухгалтерском расчете для подсчета размера валового дохода. В большинстве случаев используется простая формула:

«ВП = Д – (С + З)».

Давайте рассмотрим, что означают данные сокращения:

  • «ВП» — сумма валового дохода;
  • «Д» — доход, полученный от реализации товаров;
  • «С» — себестоимость производства;
  • «З» — дополнительные траты.

Валовая прибыль формула расчета с использованием бухгалтерского баланса:

«В» (с. 2110) – «СР» (с. 2120) = «ВП», где:

  • «В» — выручка;
  • «СР» — себестоимость реализации.

Для того чтобы составить грамотные расчеты потребуется детально проанализировать все траты предприятия, включая расходы связанные с себестоимостью продукции.

Расчеты на основе товарооборота используются в тех случаях, когда на различные виды выпускающихся товаров устанавливается единый размер наценки. Следует обратить внимание на то, что произведение подобных расчетов довольно удобно, поскольку в основу берется величина товарооборота компании. Термин «товарооборот» используется для характеристики итогового значения дохода, с учетом НДС. Для того, чтобы получить необходимые данные, следует:

«Т*РН/100-С=ВП», где:

  • «ВП» — валовый доход;
  • «Т» — результат товарооборота;
  • «С» — себестоимость товарно-материальных ценностей;
  • «РН» — расчетная надбавка.

Для определения расчетной надбавки потребуется провести следующую операцию: «Т/100+Т=РН». Показатель товарной надбавки вычисляется в виде процентов.

Ниже предлагаем ознакомиться с тем, как рассчитывается валовая прибыль предприятия на примере ИП «Цветочек», деятельность которого основывается на производстве и реализации сувенирных изделий. Ниже представлены финансовые ведомости за последние несколько лет, основывающиеся на сведениях о финансовой деятельности компании:

Основываясь на вышеупомянутых формулах, мы получаем, что доход предприятия увеличился на 30 000 рублей. Выбранная стратегия реализации готовой продукции позволила увеличить уровень выручки. Поиск новых путей развития компании может увеличить итоговую сумму в 2019 году.


Для проведения грамотного расчета размера валовой прибыли требуется подробно изучить все статьи затрат, включающихся в себестоимость товаров

Как избежать ошибок при составлении расчетов

Во время составления подобных расчетов с целью определить размер валовой выручки, многими людьми допускаются типичные ошибки, связанные с неправильными данными о себестоимости продуктов. Для предотвращения подобных ошибок необходимо учитывать размер НДС и бюджетные выплаты. Также следует обратить внимание на то, что некоторые товары подлежат списанию. Это означает, что продукция, формально отсутствующая на складе предприятия, зарегистрирована как подлежащая реализации. Подобный расклад является свидетельством необходимости проведения инвентаризации. Осуществить данные действия необходимо после реализации имеющейся продукции.

Также следует обратить внимание на сходство маржинальной и валовой выручки. Ошибкой многих людей является мнение о том, что данные понятия взаимозаменяемы. В реальности валовая выручка, является разницей между доходом и расходами (постоянные и переменные). При расчетах маржинальной прибыли учитываются лишь переменные расходы. Так как ведение предпринимательской деятельности подразумевает различные издержки, сумма валовой выручки значительно меньше маржинальной. В категорию постоянных расходов входят коммунальные выплаты, арендная плата и другие траты.

Средства, оставшиеся в результате оплаты всех текущих расходов, включая налоговые обложения, лицензию и патенты, являются прибылью, которая может использоваться на усмотрение предпринимателя.

Хозяйственная деятельность предприятий основана на получение прибыли. Она становится показателем качества работы всех его сотрудников. Валовая прибыль характеризует результативность использования всех возможностей организации.

Для некоторых видов предприятий существуют различия в определении валовой прибыли. Не все могут воспользоваться этим экономическим показателем.

Производительность различных компаний сравнивают по показателю ВП. Дополнительно вычисляют валовую прибыль для других видов работ внутри организации, чтобы проанализировать результативность выпуска товара.

Что такое ВП

Валовая прибыль представляет собой количественное значение приобретённой выгоды от различных типов работ, уменьшенное на сопряженные траты. Например, основная прибыль идет от продажи товара, а его первоначальная стоимость будет тратой. Отличие между двумя значениями будет валовой прибылью по основному виду работ.

Аналогичным образом определяют валовую прибыль от всех возможных типов работ. Интересно, что в торговле она будет количественным отличием продажной и начальной цены. Для производства валовую прибыль находят по более сложной формуле, так как себестоимость включает множество составляющих, которые подчиняются определенным правилам.

Под торговлей понимают извлечение прибыли с посредничеством между конечным потребителем и производителем. Организация должна купить продукцию у производителя по цене близкой к себестоимости, а потом отправить ее на торговую точку для продажи покупателям со своей наценкой.

ВП - отличие между суммой приобретения товара и его реализацией. Различия валовой и чистой прибыли в том, что первая равна доходу, полученному до обязательных отчислений, вычетов. Прибыль валовая не содержит траты на выплату налогов и неизбежных выплат.

Виды валовой прибыли

Рассмотрим понятие, особенности валовой прибыли для различных случаев:

  • Валовая прибыль экономики - масштабное понятие, которое используют для определения экономических показателей стран. Его определяют как разницу ВВП и затрат на производство, включая заработные платы, закупку сырья, импорт и др. В результате, валовая прибыль экономики характеризует прибыль или убыток резидентов от проданных товаров и других их видов дохода.
  • ВП от реализации - это отдельный вид, состоящий только из реализации конкретных товаров, услуг. В него не входят поступления от дивидендов и других пассивных источников.
  • Валовая прибыль банка. Это вся прибыль финансового учреждения полностью, полученная от проведенных операций, не учитывая какие-либо издержки. Она состоит из прибыли от сделок, дивидендов, доходов от проведенных операций.
  • Чистая валовая прибыль - разница между всей полученной прибылью и издержками. Сперва складывают весь полученный доход, потом вычитают размер себестоимости реализованных услуг, товаров организации.

Валовая прибыль будет основным показателем прибыльности или дохода. Ее часто используют для анализа эффективности предприятия.

Подсчет валовой прибыли

Чтобы правильно определить ВП, необходимо учитывать все траты без исключения, включая себестоимость товара. Под себестоимостью понимают комплекс трат в денежном эквиваленте для изготовления товара.

На размер валовой прибыли влияет два вида причин. К первой относят внутренние факторы, зависящие от руководства предприятия:

  • скорость роста объемов производства;
  • увеличение ассортимента;
  • эффективность продаж;
  • выполнение мероприятий для ее увеличения;
  • снижение первоначальной стоимости;
  • качество продукции;
  • предельное значение использование производственных мощностей;
  • результативность рекламных компаний.

Внешними считают те, на которые влиять невозможно:

  • природные и экологические факторы;
  • местоположение;
  • правовые акты;
  • внешние причины, оказывающие влияние на снабжение автотранспортом и ресурсами;
  • стимуляция бизнеса со стороны государства;
  • экономическое и политическое состояние в стране;

Весомее считают причины, на которые возможно влиять. От них зависит потребность в товарах.

Ценообразование

Рассмотрим организацию ценовой политики. В условиях кризиса руководство организации должно грамотно подходить к ценообразованию. Нужен правильный подход к потребителям, чтобы использовать минимум средств для их привлечения.

Однако постоянное снижение цены способно увеличить товарооборот, но не всегда обеспечивает финансовое благосостояние организации. Лучше будет хороший объем по приемлемой цене, чем продать больше подешевле.

При анализе рентабельности, зная точный покупательский спрос, допустимо расширить выпуск востребованной продукции, снизив или убрав другую категорию продукции. Это поможет получить прибыль с востребованных товаров и снизить затраты на невостребованные.

Формула расчета ВП

Существует несколько видов валовой прибыли, а соответственно и формулы для их расчета отличны. Классическая формула для расчета ВП достаточно простая и понятная - разница между чистой прибылью от продаж и первоначальной ценой товара (себестоимость). В отличие от чистой прибыли она не содержит переменные или операционные траты, размер налогов.

ВП = П - С

ВП - валовая прибыль;

П - прибыль от продажи продукции;

С - себестоимость продукции.

Чтобы оптимизировать величину ВП, начинают работать со статьями затрат, введенных в первоначальную стоимость, и охватывать не заложенные ранее в расчет переменные.

Ориентируясь в затратах на производстве, продажу товара, можно точно определить валовую прибыль в определенный период.

Организации розничной, оптовой торговли

Организации, учет которых основан на продажных ценах, рассчитывают финансовый результат в бухучете другим методом. Так как учет идет по цене, которую заплатил потребитель, то фактическое списание со счета 90 идет по цене продажной цены. Другими словами, выручка от покупателя равна сумме, которую списывают с кредита сч. 41-2 в дебет сч. 90 для субсчета «Себестоимость». Для нахождения финансового результата списывают не продажную стоимость, а разницу розничной и приобретенной цены - сторнировать торговую наценку на сч. 42. Эта разница будет валовым доходом или реализованным наложением.

После проведения сторонняя торговая наценка на сч. 90 образует кредитное сальдо, которое будет валовым доходом от продажи продукции.

Расчет по товарообороту

Допустимо использовать розничными организациями, если все товары реализуют по одной торговой наценки в процентном отношении.

Под товарооборотом считают общую выручку с НДС, что прописано в п. 2.2.3 Методических рекомендаций №1-794/32-5.

ВД по товарообороту:

ВД = Т*РН

Т - общий размер товарооборота, для оптовых организаций используют оптовый товарооборот со складским и транзитным;

РН - расчетная наценка:

РН = ТН/(100% + ТН)

ТН - установленная торговая наценка.

Рассмотрим пример. В магазине на весь ассортимент торговая наценка 30%. Выручка за рассматриваемый период 170 тыс. с учетом НДС.

РН = 30%/(100%+30%) = 0,23

ВД = 170 000*0,23 = 39 100 руб.

Если торговая наценка в отчетном периоде изменялась, то использование метода возможно, но ВД определяют рассчитывают отдельно для отличных периодов.

Расчет по ассортименту товарооборота

Способ расчета используют при установке разной торговой наценки для различных видов товаров.

Валовый доход рассчитывают:

ВД = (Т1*РН1+…+ Тn*РНn)/100

Товарооборот (Т) и расчетная наценка (РН) берут отдельно по группам.

Пример. В магазине реализую молочную продукцию с наценкой 25%, а хлебобулочные изделия - 20%. Выручка за период в молочном отделе 120 тыс. рублей, а хлебном - 90 тыс. рублей.

Расчетная наценка в молочном отделе РН = 25*(100-25) = 0,2. Размер реализованных наложений ВД = 120 000*0,2 = 24 000 рублей.

Расчетная наценка в хлебном отделе РН = 20*(100-20) = 0,17. Размер реализованных наложений ВД = 90 000*0,17 = 15 300 рублей.

Общий размер валового дохода: ВД = 24 000 + 15 300 = 39 300 руб.

При изменении наценки расчет проводят отдельно по группам.

Валовая прибыль по среднему проценту

Наиболее распространенный метод в розничной торговле. ВД определяют:

ВД = (Т*П)/100

Т - товарооборот

П - средний процент ВД:

П = (Нн+Рп-Нв)/(Т+Ок)*100%

Нн -наценка на оставшийся товар в начале отчетного периода. Это сальдо счета 42 на начало периода.

Нп -наценка на поступивший товар (месячный оборот по кредиту счета 42).

Нв -наценка по выбывшим товарам (месячный дебетовый оборот по сч. 42). Выбывшие товары те, которые имеют документальное подтверждение: возврат поставщику, списание брака и др.

Ок - остаток на конец периода (сальдо сч. 41.2)

Пример. В бухучете остатки по счету 41.2 - 80 тыс., по счету 40 - 15 514. Поступило товара за период 120 тыс. рублей, наценка на них - 27 692. Выручка за этот период - 165 тыс. рублей. Выбывших товаров не зафиксировано. Остаток товара в конце отчетного периода 35 тыс. рублей.

П = (15 514+27 692)/(165 000 + 35 000))*100% = 21,6%

ВД = 165 000 * 21,6% = 35 640 руб.

ВД по ассортименту остатка

Способ применяют редко, так как требуется размер начисленной, реализованной наценки по всем наименованиям. Если есть возможность учета по определенным товаром, то лучше вести бухучет по покупным ценам.

Валовый доход:

ВД = Нн+Нп-Нв-Нк

Нн - наценка на начало периода по остаткам: сальдо сч. 42;

Нп - наценка прибывшего товара за отчетный период: кредитовый оборот сч. 42;

Нв -наценка по выбывшему товару: дебетовый оборот сч. 42;

Нк - наценка на конец периода по остатку: сальдо сч. 42.

Особенности расчета

  • Для выручки производственной организации можно использовать основные средства, выпущенные товары, нематериальные активы, которые есть на балансе, ценные бумаги, прочие товары, услуги.
  • Выручкой от продаж будут доходы от реализации приобретенных ранее товаров, оказанных услуг платного характера, имущество предприятия.

При расчетах потребуется использовать данные всех расходных статей при их наличии. Сложность расчета в том, что требуется включить все доходы и ряд расходов на производство, себестоимость.

Своевременный и качественный бухгалтерский учет значительно упростит расчет валовой прибыли. В нем быстро можно найти требуемые статьи расходов и доходов.

Прибыль предприятия

Не все имеют точное представление о понятии валовой прибыли предприятия. Часто ее путают с бухгалтерской прибылью.

ВП - доход от продажи продукции, который вычисляют через удержание из общей суммы выручки после реализации товара НДС, расходов и акциз на производство и реализацию, включенные в себестоимость. Главная часть ВП состоит из дохода от продаж.

Бухгалтерская прибыль - объединенная валовая прибыль, благоприятный финансовый исход, который вычисляют по данным бухучета организации за требуемый период. При ее определении учитывают все хозяйственные процедуры и статьи баланса.

Бухгалтерская прибыль основана на двух тезисах:

  • идея накопления капитала или стабилизации состояния;
  • понятие результативности, увеличения капитала.

Доход предприятия

Существует несколько взглядов на понятие «доход». Одни считают его приростом поступлений финансовых средств во время рассчитываемого периода от вложенных учредителями средств, следствие усовершенствования благосостояния. В основу этого определения лег тезис А. Смита: доход - затрачиваемая сумма без покушений на часть основного капитала.

Изложенный тезис получил название идеи прибыли, сформированной на изменениях баланса организации: пассив - источники, актив - ресурсы. Метод эффективен только при росте активов или сокращении пассивов, затраты - наоборот. Доход является ростом финансовых ресурсов, а убытки - сокращение.

Второе понятие дохода - количественная разница между полученной прибылью и понесенными расходами. Доход становится следствием грамотного распределения выручки и затрат по периодам. Прибыль становится активом, а затраты - пассивом даже в будущих периодах. На этом основана двойная запись в бухгалтерии, образующая двойной финансовый результат.

Бухгалтерская прибыль предприятия

Бухгалтерской прибылью считают разницу ВД и внешних издержек:

ПБ = ВД - ИВ

ПБ - бухгалтерская прибыль;

ВД - годовой доход организации вследствие хозяйственной деятельности в денежном эквиваленте (разность выручки и затрат, образованных на получение);

ИВ - затраты на изготовление продукции (себестоимость) - зарплата, материальные траты, кредиты.

Внешние издержки будут переложены на потребителя товара.

Расчет экономической прибыли

Экономическая прибыль - доход, остающийся у организации после удержания очевидных и неявных расходов.

П = СД - И

П - прибыль;

И - совокупные издержки;

СД - совокупный доход.

Серьезные ошибки при расчете появляются, когда человек путает классическую прибыль от валовой. Избежать ошибок поможет видео, где экономист объяснит все особенности этих двух различных понятий.

Расчет валовой прибыли каждый месяц или квартал нецелесообразен и бессмысленный. Данные не покажут реальную ситуацию. Как правило, расчеты проводят единожды в год.

Следует внимательно относиться к распределению ВП в организации, так как это позволит совершенствоваться, повышать мощности предприятия, увеличивать потенциал сотрудников, повышать чистую прибыль в будущем. Основным будет построение торгового процесса рационально и экономически выгодно.