Тлеет скарлатины смертный огонек. Можно ли читать вслух «Смерть пионерки»

Кто-то говорит, что граждане страны уже докатились до безграмотности. Они верят в дикие суеверия, забивают себе головы ненужными, сомнительными проблемами. А кто-то говорит, что мы живем уже в 21 веке, зато действуем как в средние века. Так говорят люди, прочитавшие стих Эдуарда Багрицкого о пионерке.

Некоторых после чтения преследуют антинаучные взгляды. Само стихотворение физически ничего человеку сделать не сможет. Это простая угроза фанатичной бабушки, которая пытается девочку запугать. Раз она осмелилась поступить по-своему без разрешения. Но это случилось в прошлом веке! Тогда девочка могла бы увидеть, как надо правильно отстаивать личные убеждения, бороться за идею, не боясь смерти. Но кто-то убеждает, что в стихе «Смерть пионерки» содержится текст заклинания.

Из-за этого многие не рекомендуют читать его полностью. Не стоит читать это страшное стихотворение вслух целиком, хотя оно относится к школьной программе. Этот страшный стишок нельзя вытравить из памяти советского пионера. Настолько он цепкий. Смерть Вали-Валентины многих потрясла. Молодой, незамутненный верой мозг запоминает стих после первого чтения. А по-моему обыкновенная житейская история тех времен.

Конечно, трагедия, что мать жила, мечтала, что у девочки будет законопослушное поведение. На ее взгляд! А получилось «как всегда», я бы сказала. Но вообще-то отброшенный крестик значение имеет. Так говорят старые люди. Им можно верить. Они на своем веку повидали немало. Кто-то из детей после прочтения стиха плачет и расстраивается. Кто-то относится к ситуации спокойно, не применяет ее к себе. Именно подробное описание смерти шокирует. «Страшная болезнь, черная трава, воздух воспаленный» - эти слова кого угодно повергнут в шок. Особенно если человек восприимчивый к негативным ситуациям.

Идеалы коммунизма встретились с действительностью. Было много непонятного и неизведанного. Правдивость ребенка не смогла пережить столкновение. И вот финал! От восприимчивости непонятной ситуации ребенок может даже заболеть. В стихе не все ему будет понятно. И все-таки! Раз не советуют стих читать. Значит до конца его читать не надо! Предполагают, что в них есть определенные заклинания. Не зря же мы видим много предостережений от старых людей. Смотрим расследования экстрасенсов и предсказания. Они есть даже в передаче «Давай поженимся».

Есть какие-то силы, которые нам неведомы и непонятны. Или вот случай из детства одной девочки. Она выросла в семье, где было четверо детей. Родители постоянно были на работе, детьми оставалась бабушка. Жили небогато. Порой до прихода родителей они оставались голодными. Родители приносили еду. Однажды младший брат так захотел есть, что заплакал. Бабушка дала кусок черного хлеба ему, второй - девочке! Та обрадовалась и начала есть. А брат разозлился и сказал, что он никогда не будет есть один хлеб.
И бросил хлеб на пол. Над ним висела икона. Она упала, ударила его по голове! Он заплакал и запрыгал, стал истеричным. Бабушка хлеб подняла, вновь молча дала ему, он снова его бросил. Уже повешенная икона вновь упала, ударила в то же место, и перелетела на пол! Бабушка ему сказала: «Голова твоя будет болеть всегда!» Сказала зло! Слова запомнились на всю жизнь. Этот мальчик, будучи уже взрослым, застрелился от головной боли. Боли были невыносимые! Так вот это что.?

Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.

Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза.
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.
Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина,
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы.
Подымают вой.

Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.
А внизу склоненная
Изнывает мать:

Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить.
Валентине больше
Не придется жить.

Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу -
Как пойдешь к венцу!
Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова -
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом,-
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь - на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
`Валя, будь готова!` -
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

`Я всегда готова!` -
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.

И потом бессильная
Валится рука -
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И, припав к постели.
Изнывает мать.
За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все!

Но песня
Не согласна ждать.

Возникает песня
В болтовне ребят.
Подымает песню
На голос отряд.

И выходит песня
С топотом шагов
В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.
________________________________________ ___________________________________

Когда это произведение втюхивали нам в школе, классе примерно в третьем, у меняоно вызывало совершенно не те чувства, которые предполагала ленинская партия в лице учителя.

Мне было очень жалко мать. Девчонка мне казалась скверной и непослушной. Прямо наглой. Мама просит поцеловать маленький и к тому же золоченый крестик, а эта дура отказывается. Не говоря о том, что помереть решила нис того ни с сего. Слово скарлатина нам ни о чем не говорило, а в жизни чтобы дети умирали я не видела . Упорство, с которым девица гнула свое и вскидывала рукупионерском салюте меня на подвиги не вдохновляло. Я была послушным ребенком и зачем так себя вести мне было совершенно непонятно.

В общем весь пафос произведения был растрачен напрасно.

Что касается качества произведения, то, перечитывая его сегоднявижу, что тут много совершенно идиотских оборотов. Просто чудовищных.

Возникай содружество
Ворона с бойцом,-
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом

Возможно, время требовало такой чудовищной патетикивредящей смыслу, но трудно сегодняэто оправдать. Как трудно оправдать тех, кто включил этот ужас в школьную программу. Да еще начального обучения.

Поэма Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» когда-то входила в школьную программу. И я до сих пор помню отрывок из неё, который мы учили наизусть: «Нас водила молодость в сабельный поход…».

Помню и своё тогдашнее отношение к поэме. С одной стороны, она мне нравилась. Было чувство огромного сострадания к девочке Вале, которая умирает, у которой «тоньше паутины из-под кожи щек тлеет скарлатины смертный огонек».

Но, с другой стороны, я до конца не понимала поэму. Удивлялась, почему Валя упорно не хочет надеть крестильный крест, как того просит её мама. Хоть я сама в бога не верила и в этом понимала Валю, мне казалось, что она могла бы просто надеть крестик, чтоб успокоить маму.
Теперь я понимаю, почему она этого не сделала: она, даже умирая, жила своими идеалами, в которых для крестика не было места – именно эта её стойкая верность идеалам и вдохновила Багрицкого на написание поэмы. Мысль эта достаточно очевидная, и не то чтобы я этого совсем не понимала в детстве - понимала, конечно. Но понимание не было окончательным. И поэма как бы дробилась в моём сознании, не обретая целостности.

Но теперь всё складывается в цельную картину. Умирающая девочка Валя, отвергающая крестик и грезящая пионерскими отрядами ("над больничным садом, над водой озер, движутся отряды на вечерний сбор")... "сабельный поход"... "боевые лошади"... мужество, которое укрепляется сталью и свинцом… Молодость, которая никогда не умрёт, которая будет лететь песней по "открытому бешенству ветров" миру.

P.S: На всякий случай (вдруг кто-нибудь не так поймёт): я вовсе не хочу сказать, что верить в Бога и носить крестик это плохо. Дело вообще не в религии. Дело именно в верности идеалам и, как следствие этой верности, в вечно живой Молодости.

Отрывок из поэмы Багрицкого «Смерть пионерки» .
Читает Екатерина Иванова.

отрывок прочитан на концерте, состоявшемся в Ростове-на-Дону 7 ноября 2015 г.:
Ещё один ролик с концерта:

Для общей информации: Эдуард Георгиевич Багрицкий (настоящая фамилия - Дзюбин, 1895-1934) - русский советский поэт, переводчик и драматург.
Поэма «Смерть пионерки» написанна им в 1932 году. Впервые опубликована в журнале «Красная новь» в 1932 году в октябрьском номере (№ 10), к 15-летней годовщине Октябрьской революции.

Э. Багрицкий СМЕРТЬ ПИОНЕРКИ
Грозою освеженный,
Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист!

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.

Говорить не можешь -
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.
Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза...
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.
Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина -
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы
Подымают вой.
Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.

А внизу, склоненная
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить -
Валентине больше
Не придется жить.

Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу -
Как пойдешь к венцу!
Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова -
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь - на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
"Валя, будь готова!" -
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

"Я всегда готова!" -
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.
И потом бессильная
Валится рука
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И, припав к постели.
Изнывает мать.

За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все!

Но песня
Не согласна ждать.

Возникает песня
В болтовне ребят.

И выходит песня
С топотом шагов

В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.

    Пронзительные строки..,без слёз не читаются….

    Святослав Иванов

    Ужас, ведь этот бред нас заставляли учить, ставили оценки.

    Сергей Свиридченков

    Года два назад я так смеялась с этого стиха…
    Сейчас — просто трогательно. Но не до слёз, потому что я против коммунизма.

    Дарья

    Стихотворение «Смерть пионерки» содержит текст заклинания. Не стоит читать его вслух целиком.

    Надежда

    100 процентов православных текстов (молитвы, псалмы и т.д.) содержат заклинания.. их.. тоже не читать вслух??

    Владислав

    Это всё ужасно. Я впервые прочитала данное стихотворение в 9 лет. Теперь мне почти 46. Как всё меняется. Коммунисты сгинули, сгинули пионеры, комсомольцы сгинули. А Вера осталась. И КАК была Права мама Валюши — крестик не съест!!!

    Алина Сергеева

    Юлия

    Стих из детства. Очень длинный и очень грустный. Жалко Валю.

    Максим

    Антон

    Не знаю, что сказать. Слов не хватает, почему-то…

    Валентина Андрюшина

    Вот тоже вспомнил несколько строк из этого стихотворения моего детства и решил прочитать.
    ПЛАМЕННЫЙ СТИХ!!! Таких сейчас никто не пишет. Да и не для кого писать …

    Алан

    Какая мерзость. Стихотворение про человека, который вырос в мороке и умер в нем, отвергнув Бога ради бесовских идеалов. Последние две строки прямое указание на авторство этого морока, на мир как совокупность живущих по страстям и на его управителей, на демонов злобы поднебесной. По крайней мере честно написано. Можно жить в банановой республике или варварском капитализме, но невозможно жить человеку в богопротивной атеистической стране, в том уродливом зоопарке, который благополучно издох в 91 году. И Слава Богу!

    Андрей

    мне было лет 10 когда я его прочитала.оно мне так понравилось что я выучила 3 столбика из литературы моего брата за 8 класс..я с нетерпением ждала когда я буду учить это произведение.именно когда я перешла в 8.литру нам поменяли и выдали новые книги.было обидно.но я так и не забывала про него.сейчас вспомнив нашла прочитала.еле слёз сдержала.

    Ольга

    Грустно, раньше были идеалы, верность, честность, а сейчас в наших детях воспитывают извращенность и прочую гадость. Стих из моего детства. До сих пор он мне нравится.

    Назар

    Раньше задавалась вопросом, почему нельзя читать стих «Смерть пионерки» вслух. Но в то, что там заклинания, люди, вы серьезно?)

    Вероника

    больше 50 лет прошло, у нас в школе очень проникновенно читала девочка из параллельного класса,до сих пор помню.

    Людмила Саморукова

    Моей маме тоже нравится этот стих, нам его с детства рассказывала

    Кристина

    Сатанинские образы, а ведь в школе учили этот бред. Слава Богу, скоро им конец.

    Людмила

    Да, точно. Мне вот только часть про молодость нравится. А вот когда в школе заставляли его учить, у меня эффект прямо противоположный был.

    Света

    Отказалась от Бога, и умерла. Вот так.

    Света

    Она маленькая была, прости ее Господи…

    Людмила

    Случайно вспомнились строки этого стихотворения, в свое время учили в школе,захотела перечитать, удивилась тому, что кто то тоже ностальгирует по прошлому!

    Ольга Сняткова

    Даша

    На уроках литературы эти стихи читали в усеченном виде. Потом на эти сокращенные стихи наложили музыку и получился ремикс (в интернете роликов до кучи)

    Михаил Чазов

    Учили мы, начиная со строфы: «Нас водила молодость в сабельный поход» до
    «Чтоб земля суровая
    кровью изошла». Это самое лучшее в стихе. Всему своё время.

    Татьяна Дмитриева

    До сих пор знаю все наизусть, часто перечитываю, всему свое время правильно, но я считаю это даже историческое стихотворение, пронимает дрожь. Мне иногда кажется, что поэты прошлого времени знали какой-то стихотворный секрет, ничего подобного за 40 лет своей жизни я так и не слышу, все повтор того, что было когда-то у кого то, да и то это в лучшем случае. Склоняю голову перед классикой.

    Елена

    Да, в школе мы читали эти стихи, любили, наизусть заучивали, а вот своей внучке я не стала их читать, православная девочка очень трепетно относится к своему крестику и не поняла бы значение и смысл этих стихов. Наверное, всему свое время…

    Ирина Карцева

    Все это стихотворение учили в школе. Мне оно очень нравится.

    Янина

    Не хочу полемизировать с Андреем на религиозные темы, да и бесполезно. «Какая мерзость!», «Бесовские идеалы!» Так и вижу, как он брызжет слюной, набивая эти строки. Наверное, недавно крестился; они все такие, новые адепты веры. Один единственный аргумент: это поколение Вали через десять лет примет на себя и вынесет всю тяжесть страшной войны, вынесет, победит и потом отстроит великую страну. Они, живущие в мороке, сделают это. А вы? А мы, не живущие в мороке, смогли бы? А?!

    Сергей

    Этим стихотворением и ещё многими другими Советская власть просто учила нас маленьких смерти не боятся и если потребуется сдохнуть за неё за эту власть под видом любви к Родине. Смело мы в бой пойдём за власть Советов и как один умрём в борьбе за это.(вариант выжить не рассматривается)

    Иван

    Что я сейчас прочитала? Это же бред бредовый!

    Аня

    А. сам родом откуда? Из СССР поди? Да, союз развалили. Так это история НАША — гордиться нужно а не грязью поливать. Этак мы недалеко уйдём. Коммунисты на корню всё поменяли захотели новый мир построить… И почти получилось. А чем вы лучше? Ничем, батенька. Такой же рьяный фанатик, готовый рвать и уродовать собственную историю, за светлый идеал Веры, за Христа.
    Учитывая, что Русь была крещена насильно…
    Грош вам цена…
    с ув.

    Андрей

    Это стихотворение вызывает какой то мистический ужас!!Прямо хоррор.И образы все жуткие,черные,толпы мрачных фанатичных зомби появляющиеся из ниоткуда и заслоняющие горизонт))все в крови и на костях что то зреет новое))какой кошмар,и это учили дети в школе,их готовили умереть за эту власть

    Инна

    Откуда то из памяти всплыли строки про скарлатину из под кожи щек… Нашел стих здесь, перечитал. Но мне кажется в школьной программе он все таки в сокращении был. А в полном издании, он действительно ужас навевает. Или мне показалось?!? Не имею права судить выше спорящих Сергея и Андрея. Скорее всего у них разница в возрасте. И людям воспитаным на старых жестких идеалах, очень трудно, а порой и невозможно так взять и переобуться в новые. Может и я такой же. Ну а новому поколению совсем не стоит глумиться и называть бесовскими идеи того поколения. Ведь люди того поколения родили и Вас… Не странно ли осуждать своих предков. Кто дал право такое. Какая вера сподвигла на это??? Если конечно есть вера у того, кто предков осудить взялся.

    Николай Михеев.

    Не берусь судить,кто прав,кто нет,тоже читала и учила 50 лет назад,да вера и крестики были под запретом,тем более папа был коммунист.Вспомнила про него,когда увидела в инстагр. Отрывок про мальчиша-кибальчиша(очень похоже),но мы тогда про веру не знали(ну кто без бабушек жил),а про коммунизм не думали,просто девочку жалко,не знаю,с каким вообржением в нем можно разгглядеть мистику,заклинания? А то,что мы были пионерами,нас это сплачивало,были какие-то моральные устои,мы боялись,что за плохие поступки могут забрать пионерский галстук,нас учили дружить,помогать пожилым людям,и что в этом плохого? Я не говорю,что надо вернуть пионерию,пусть это по другому называется,лишь бы детей хорошему учили,в семьях некогда,учителям не надо,вот и надо какую то организацию,что бы организовывала! А стихотворение очень проникновенное!

    ольга

    Пересматривал «Дикая собака Динго» и как героиня Галины Польских Татьяна вместо басни рассказала этот стих,браво,это великолепно.

    Альберт

    Удивительное совпадение,Галина Польских родилась в тот же год когда книга увидела свет..,1939

    Альберт

    эдуард багрицкий оскорбил мои чувства а я человек веруоющий я ненавижу багрицкого вот и пишу его имя с маленькой буквы долой оскорбление чувств верющих долой стихи багрицкого в нашей стране

    артем

    Потрясающее стихотворение. Никакая религиозность даже сравниться не может. Хоть и пожрал ныне народ этот самый душегубский крест. Но память о свободе и совести — не убить, не вытравить.
    А умственно неполноценные, которые в своей тупой ненависти к народу все советское ненавидят… Ну, галоперидол им в помощь. Их ненависть убьет их самих.

    Андрей

    Дело не в крестике, а в том, что мать говорит у постели дочери. Не о душе она думает, а о материальных вещах. Видимо и дочке тесно было в вечном накопительстве жить. А пионерия давала духовные ценности. Наставничество, помощь друг другу и так далее. А сейчас высоко духовные люди вместо того, чтобы помочь, на сотовый телефон снимают.

    Ольга

    Артем, ненависть это один из смертных грехов. Кстати, фашисты тоже сжигали не удостаивающие их нравственности книги. Так кто же Вы верующий или……?

    Александра

    Разве искренне верующий может ненавидеть ненависть удел религиозных фанатиков

    Вадим

    Артём, люди, читающие Багрицкого, помнящие своё прошлое и жившие в то время, по крайней мере, грамотные. Посмотрите здесь — почти все верующие люди — злобные, не принимающие ничего, кроме пустого фанатизма, который они называют верой в Бога. К сожалению, и вера в светлые идеалы коммунизма извращены сейчас, извращена и вера в Бога. И первые, и вторые идеалы извращены жадными разбойниками — а носят они рясу, или из бандитов стали «уважаемыми» дельцами-бизнесменами, неважно. Важно то, что народ сейчас неграмотный, нищий, незащищенный и перспектив у такой страны нет. Идеалы Багрицкого — идеалы нравственные и лишенные поклонения золотому тельцу. Господи, прости заблуждающихся. Дай нам всем немного любви и открой нам глаза.

    Заур

    Не хочу ни с кем спорить.Восприятие стихов исходит от души,а если этого нет,что же тут поделаешь! Просто слишком многие видят мир из своей подворотни и не знают, что он велик и многообразен.Я с уважением и пониманием отношусь к творчеству Багрицкого и считаю,что таких поэтов нужно включать в школьную программу,а там пусть дети сами разбираются,что им ближе-поп или идеалы равенства и братства.

    зоя

    Стихи и проза таких революционных поэтов и писателей как Багрицкий, Маяковский, Островский (все на …ий) и им подобных мы в советское время, будучи пионерами и комсомольцами, воспринимали как должное, соответствующее принятой официальной государственной идеологии. Сегодня с позиций нашего времени читателями эти стихи,нового мира» оцениваются и воспринимаются иначе. В сегодняшних школьных программах по литературе ничего этого нет. Хорошо это или плохо??? Не знаю.

    28.07.2016

    Среди русской литературы есть большое количество произведений, с которыми связаны пугающие и мистические приметы. Какие-то из этих примет уже забылись, а некоторые до сих пор всплывают в памяти людей или на страницах в интернете. К примеру, бытует мнения, что ни в коем случае нельзя читать вслух поэму «Смерть пионерки», написанную Э. Барицким в 1932 году.

    В свое время стихотворение даже входило в школьную программу, поэтому у многих людей взрослого поколения остались довольно четкие воспоминания о нем. Некоторые называют произведение «пионерским кошмаром». Поэма отличается своей проникающей силой и цепкостью, но запомнилось оно бывшим пионерам по другой причине.

    Сюжет рассказывает о девочке-пионерке по имени Валентина, умирающей в больнице от скарлатины. На протяжении всего стихотворения рядом с девочкой сидит мать и уговаривает ее держаться. Она рассказывает дочери о том, какое чудесное будущее ждет девочку: богатое приданое и удачное замужество. Но умирающую девочку не увлекает рассказ матери, и воля к жизни к ней не приходит.

    В путающихся мыслях девочки возникают картины грозовых облаков и марширующих пионерских отрядов. Поэма заканчивается тем, что девочка «отдает салют», вскинув на мгновение руку, и затем умирает. Разумеется, такая сюжетная линия, оставляла глубокий след в сердцах школьников.

    Мрачности повествованию добавлял и тот факт, что поэма основана на реальных событиях. Со временем появилась примета, что в стихотворных строчках произведения скрыто заклинание, призывающее смерть. Вполне вероятно, что появлению таких слух способствовал особый «душный» слог стихотворения и слишком правдоподобное описание смерти от болезни.

    Сокрушительная драма, которая разворачивается на протяжении всей поэмы, оказывает сильное эмоциональное давление не только при первом прочтении. Произносить такие строчки вслух действительно не хочется. Тем не менее, стоит помнить, что стихотворение «Смерть пионерки» - это, прежде всего, произведение о храбрости и верности маленькой девочки идеалам того времени, а не мистическое послание.

    Безусловно, поэма отодвигает рациональные рассуждения на задний план, оставляя только эмоции. Сюжет стихотворения очень печален, поэтому вполне вероятно, что и не стоит зачитывать такие тяжелые строчки вслух. Но образ девочки-героини имеет право остаться нетленным на страницах книг и в заметках интернет-литераторов.