Понятие о возрастном кризисе. Кризисы возрастного развития и их влияние на личность

Кризисы возрастного развития – явления, с которыми сталкивается в жизни каждый человек. Они проявляются в преобразовании отношений людей к окружающей действительности, психологическими изменениями в связи с развитием и совершенствованием на определенном возрастном этапе.

Чаще всего кризисы возраста характеризуются негативными изменениями, проявляющимися в стрессах и депрессивных состояниях.

Большинство людей с успехом справляются с данными этапами в жизни, выходя на новый, более продуктивный уровень развития. Однако в некоторых случаях может понадобиться помощь специалиста, который поможет справиться с причинами и последствиями стрессовых ситуаций.

Специфика определения

Мнения психологов на природу возрастных кризисов диаметрально разделились.

Одни считают, что кризисные периоды – необходимая составляющая физиологических и психологических изменений. Без них не сможет произойти развитие личности, ведь на протяжении жизненного пути у человека меняется система ценностей, взгляд на социум и самого себя.

Другие психологи заявляют, что появление кризисов в жизни человека связано с душевными расстройствами. То есть причисляют проявления этих этапов к разряду психологических заболеваний, которые обязательно нужно лечить.

В любом случае нужно понимать, что время наступления возрастного кризиса и тяжесть его проявления для каждого человека индивидуальны, хотя психологи и выделяют условные возрастные рамки.

Известный психолог и педагогический деятель Л. С. Выготский утверждал, что кризисные периоды не только нормальное и естественное состояние человека, обусловленное изменением физических и психологических факторов, но и весьма полезное явление, с помощью которого человек может перейти на новый виток своего развития. С их помощью человек развивает в себе волевые качества характера, расширяет личностный и социальный кругозор. Однако педагог подчеркивает, что произойдет такое воздействие на личность в том случае, если поведение окружающих имеет грамотный педагогический и психологический подход.

Если личность готова к изменениям, то и проблем с психологическим состоянием не возникнет. Однако люди часто жалеют себя, не желая менять что-либо в своей жизни. В этом случае можно говорить о том, что они сами провоцируют наступление таких депрессивных состояний, выбраться из которых поможет только специалист.

Черты проявления

Необходимо четкое осознание, что кризисные периоды – это этапы в жизни человека, когда не только формируются черты характера, но и принимаются важные, часто меняющие судьбу решения. Ведь слово «кризис» переводится с греческого языка как «развилка дорог». Человек выбирает свой жизненный путь, окружение, интересы.

Изменения в сознании людей проходят на фоне привычного уклада жизни. То, что начинает происходить с человеком, первое время непонятно ему и пугающе. Постоянное чувство дискомфорта преследует, лишает возможности чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Ощущение того, что нужно что-то менять в жизни и меняться самому, не покидает.

В это время происходят постоянные конфликтные ситуации с родными, друзьями и коллегами. Человек выражает недовольство всем, что его окружает. Происходит это из-за внутренних метаний, нежелания принять действительность, поиска идеальных решений.

В период кризиса человеку важно найти то, единственно правильное решение, которое поможет измениться ему в лучшую сторону. В обратном случае без помощи специалиста ему не обойтись.

Все кризисы развития характеризуются следующими положениями:

  • Кризисный период вызывает сложные психологические изменения, которым подвержен каждый человек. Это нужно принять, используя весь имеющийся потенциал для выхода из сложившейся ситуации;
  • Появившиеся изменения в сознании – не конец, а начало нового пути. Все накопившиеся противоречия за определенный промежуток времени выходят наружу и требуют решения;
  • Из любой ситуации есть выход, нужно лишь приложить усилия для реализации своего скрытого потенциала;
  • Правильно «пережив» переломный момент, человек становится сильнее, увереннее и интереснее. У него появляется уверенность в собственных силах, складывается комфортный стиль жизни.

Различные кризисы у человека базируются не только на физиологических изменениях, связанных с возрастом. Критические этапы могут возникать по разным причинам, связанным с личной жизнью, сферой профессиональной деятельности или состоянием здоровья. Это личные кризисы. На их появление влияет несколько факторов:

  • Физическая или психологическая травма;
  • Формирование личностных качеств и характера;
  • Воздействие окружающих: ровесников, взрослых, любых значимых людей для человека;
  • Желание добиться идеала во всех сферах деятельности;
  • Резкие изменения в привычном для человека ходе жизни.

Во время переломного периода перед личностью всегда стоит определенный выбор, который он должен осознать и принять. От правильности данного выбора будет зависеть успешность дальнейшей жизни человека.

Характерные особенности

Психологи выделяют «естественные» переломные этапы, которые возникают по достижению определенного возраста у всех людей.

Кризисы и возрастные изменения имеют тесную взаимосвязь. Особое значение переломные этапы имеют в детском и юношеском возрасте. В это время происходит интенсивное формирование личностных качеств, черт характера и отношения к окружающей действительности. Именно поэтому большинство возрастных переломных этапов происходит в детском возрасте.

В основном любой переходный этап у детей длится недолго, при грамотном подходе взрослых занимает всего несколько месяцев. Временные рамки тоже обозначить четко нельзя, так как физические и психологические возможности у малышей разные.

Детям свойственны резкие изменения в отношении к окружающим и самим себе.

Внешние изменения проявляются в непослушании, проявлении агрессивного поведения, капризах.

В юношеском возрасте протест против устоявшегося уклада жизни может выражаться пристрастием к вредным привычкам, снижением интереса к учебной деятельности, сосредоточение на одной проблеме, которая не несет в себе ничего важного.

Важной особенностью переломных этапов является появление новых черт характера, которые указывают на отношение к социуму и окружающей действительности. Стоит отметить, что такие новообразования носят временный характер и через непродолжительное время меняются на другие, более глубокие и устойчивые.

Отличительные черты

Человек, находящийся на этапе переломного жизненного момента, всегда выделяется из окружения. Существует несколько признаков, с помощью которых можно охарактеризовать наступление кризиса.

  • Отсутствующий взгляд. Люди постоянно погружены в себя, могут не замечать окружающих, не слышать задаваемых вопросов;
  • Резкое изменение настроения. Причем особенно ярко проявляется данный признак в подростковом возрасте, когда юноши и девушки еще не научились контролировать свои эмоции. В зрелые годы людям легче контролировать перепады настроения, однако здесь тоже все очень индивидуально.
  • Сознательно или бессознательно человек пропускает приемы пищи, плохо спит, видит кошмарные сны, которые не дают выспаться.
  • Переизбыток эмоциональности. Переживая переломный этап, люди впадают в две крайности: они либо видят все в негативных красках, либо надевают розовые очки, развивая бурную деятельность во всех направлениях.

Независимо от того, в каком возрасте наступает определенный переломный этап в жизни, окружающие не должны подавлять его проявления. Человек должен пережить этот период, чтобы вынести из него определенные уроки, иначе психологических расстройств избежать не удастся.

Для того чтобы помочь своим близким пережить кризисы развития, нужно знать их примерные возрастные рамки и специфику проявления.

Рассмотрим основные переломные периоды, связанные с взрослением личности.

Появление на свет

Делая первый вдох, новорожденный, в отличие от родителей, не испытывает радости от своего рождения. Первое чувство, которое посещает его, — страх перед новым неизведанным миром, где все так не похоже на то, что он испытывал раньше в утробе матери.

Яркий свет, громкие звуки, холод – все это вызывает сильнейший психологический дискомфорт у малыша. Обрезается пуповина, которая обеспечивала надежную связь с мамой. Начинается борьба за жизнь.

Начало пути

Первые попытки самостоятельного передвижения, звуки, которые начинают складываться в слова, желание все потрогать и попробовать на вкус. У ребенка появляются осознанные желания, которые все отчетливее выделяются на фоне рефлексных потребностей. Начинается медленное и болезненное, часто неосознанное первое отделение от мамы.

Болезненным это состояние является потому, что малыш еще очень нуждается в ее помощи и поддержке, как в физическом, так и психологическом плане. Однако желание исследовать мир становится все сильнее. Это первое внутреннее противоречие и вызывает конфликт личности.

Третий год

Один из самых эмоционально сложных переломных периодов в становлении маленького человека. Физическое развитие идет быстрыми темпами, малыш все хочет сделать сам. Однако это ему не всегда удается.

Начинает формироваться личность, отделение себя от родителей и сверстников. Желание проявлять самостоятельность, высказывать свою позицию выражается в бурных протестах к устоявшемуся образу жизни. Протесты проявляются в капризах, непослушании, агрессии.

Взрослые должны набраться терпения, потому что от их поведения во многом зависит, какой личностью вырастет их малыш, как будет относиться к окружающему и какие отношения сложатся у него в социуме. Ведь требования малыша обусловлены его неосознанными потребностями и желаниями, которые он еще понять не в силах.

Родителям важно выработать определенную стратегию поведения, с помощью которой они смогут показать все многообразие окружающей действительности и научить малыша правильно пользоваться всеми жизненными возможностями с позитивной стороны.

Школьные реалии

Данный переходный период не столь ярко выражен эмоционально, как у трехлеток. Однако дети испытывают сильнейший дискомфорт при поступлении в школу, ведь меняется привычный уклад жизни, повышаются требования, предъявляемые взрослыми.

Родителям важно в этот период поддержать малышей, ведь это время становления самооценки детей. От грамотного подхода педагогов зависит не только успеваемость школьников, но и их отношения со сверстниками, уверенность в себе и своих действиях.

Формирование личности в этот период происходит очень интенсивно. Педагоги и ровесники становятся людьми, которые влияют на становление характера детей, ведь малыши проводят в школе большую часть времени.

Если по каким-то причинам у ребенка не сложились отношения в школьном социуме, родители должны заполнить этот вакуум, показать выходы из тупиковых ситуаций, научить решать спорные и конфликтные ситуации.

Почти взрослые

В это время формирование личности происходит под влиянием мнения социума: для подростка очень важно, что скажут о его поступках значимые для него люди.

Проявление негативизма, агрессии, желание самостоятельности любой ценой – признаки кризиса переходного возраста.

Влияние авторитета родителей зависит от их грамотной позиции. Если взрослые станут для повзрослевших детей друзьями, способными понять, помочь и направить, а не осудить, то это поможет избежать конфликтных ситуаций дома.

От родителей во многом зависит, как быстро пройдет этот сложный, но очень важный для формирования личности период.

Жизненное определение

После окончания школы, когда гормональные страсти уже улеглись, перед молодыми людьми встает ряд новых важных проблем. Нужно определиться с выбором будущей профессии, дальнейшего жизненного пути, постановкой целей.

Молодые люди уже осознанно планируют свою будущую взрослую жизнь. Современные реалии предоставляют огромный выбор различных путей, и они отчаянно пытаются найти свой, только им нужный и важный. При этом часто ошибаются, принимая за единственно правильный вариант тот, что навязали им родители. Расплатой за эту ошибку станет затянувший кризис среднего возраста.

Кризис тридцати

Казалось бы, данное время должно стать надежным и стабильным для определившейся личности. Однако именно в это время человек начинает задумываться о правильности сделанного выбора в юности, отчетливо видит и может проанализировать допущенные ошибки.

Для одних эти годы станут лучшим временем в жизни, так как, сумев проанализировать все, что их не устраивает, люди смогут добиться больших высот в карьере и личностном развитии. Другие начнут бездейственный самоанализ, который приведет к депрессиям и полному отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Ближе к сорока

Пожалуй, самый сложный период для уже сформировавшейся личности.

К человеку приходит осознание, что половина жизни уже прожита, а многое из того, что хотелось, так и не получилось воплотить.

Семья, карьера, привычное окружение кажется ненужным балластом, который мешает «свободному плаванию».

Именно в этот период разрушается большинство семей, люди меняют профессию, круг общения и пристрастия.

Мужчины чаще всего пытаются реализоваться в любовных утехах, женщины – в занятиях самоанализом. Люди пытаются каким-либо образом изменить привычный жизненный уклад, остерегаясь не успеть сделать важных, на их взгляд, вещей.

Выход на пенсию

Возраст анализа, осмысления прожитых лет. Как только человек подходит к пенсионному рубежу, происходит четкое осознание непреложной истины: жизнь подходит к завершению, былую молодость уже не вернуть.

Многие люди, особенно те, у кого нет родственников или по каким-то причинам сложились плохие отношения с ними, впадают в депрессивное состояние, остро чувствуя свое одиночество.

Это тот жизненный момент, когда поддержка родных жизненно необходима. Пожилым людям важно знать, что они нужны и полезны.

Очень радует, что последнее время в нашей стране наблюдается тенденция увеличения людей, которые научились наслаждаться своим преклонным возрастом. Ведь теперь у них много свободного времени, нет никаких обязанностей перед взрослыми детьми, и они могут жить в собственное удовольствие, занимаясь любимым делом, на которое никак не находилось времени в рабочие будни.

Всем кризисам назло

Если в детском возрасте переломные моменты в становлении личности помогают пережить родители, то в зрелые годы справляться с проблемами приходится человеку самому.

Психологами разработаны советы, которые помогут извлечь урок из любой кризисной ситуации, стать лучше, а не погрязнуть в депрессии.

  • Научитесь находить радость в простых вещах. Счастье состоит из мелочей.
  • Научитесь расслабляться и получать удовольствие от пребывания наедине с собой.
  • Физическая активность способна убить любую депрессию. Займитесь танцами, йогой или просто пробежками по утрам. Заряд бодрости и хорошего настроения вам обеспечен.
  • Занимайтесь в свободное время только тем, что приносит вам удовольствие.
  • Полюбите себя. Возьмите за правило хвалить себя за любые мелочи, поднимайте самооценку любыми способами.
  • Не подавляйте эмоции. Если хочется плакать, не стоит сдерживать себя. Таким образом, вы сможете избавиться от груза накопившихся негативных эмоций.
  • Как можно больше общайтесь, не замыкайтесь в себе. Если чувствуете, что любое общение вызывает у вас дискомфорт, обратитесь за помощью к специалисту.

Из всего сказанного выше очевидно, что возрастные кризисы свойственны каждому человеку без исключения. А вот то, как эти переломные моменты будут проходить, зависит от взрослого поколения, которое смогло вовремя оказать нужную поддержку, направив на правильный путь.

Чем правильней был подход родителей к кризисам в детском возрасте, тем легче будут проходить переломные жизненные моменты у человека в зрелые годы.

Феномены психического развития.

Специфика.

В теории Л.С.Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Возрастные кризисы

   ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ (с. 122) (от греч. krisis - переломный момент, исход) - условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (З.Фрейд, А.Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л.С.Выготский разработал оригинальную концепцию в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены так называемых стабильных и критических возрастов (см.: - ). В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрастном кризисе. Выготский описал следующие кризисы: кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 года - отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет - переход к дошкольному возрасту; кризис 7 лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту.

На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка - возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. Возрастные кризисы - закономерные и необходимые этапы развития ребенка; таким образом, понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, и т.п.). Источник этого явления - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возрасте в рамках возрастных кризисов у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания кризисов оказывают влияния индивидуальные особенности ребенка.

Яркую негативную окраску имеет, например, кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.

Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен значительно смягчат протекание возрастных кризисов.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "возрастные кризисы" в других словарях:

    Возрастные Кризисы - теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и… … Психологический словарь

    ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ - ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ. Развитие человеческой личности не представляет собой равномерно идущего процесса, а в известные периоды прерывается быстрыми сдвигами, из которых каждый кладет начало новой фазе жизненного цикла; эти сдвиги и принято называть… … Большая медицинская энциклопедия

    ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ - – онтологическая характеристика психического развития человека. В теории Л. С. Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. В. к. обусловлены, прежде всего, разрушением привычной… …

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - англ. age crises; нем. Lebensalterkrisen. Переходные этапы от одного возрастного периода к другому, сопровождающиеся резкими изменениями и негативными явлениями в поведении индивида в связи с трудностями адаптации к новым возрастным ролям.… … Энциклопедия социологии

    - (англ. age crises) условное наименование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными (литическими) периодами (см. Возраст, Периодизация психического развития). К. в. рассматриваются в концепциях, призна … Большая психологическая энциклопедия

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера кризисы возрастные относятся к нормативным… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - – особые, относительно непродолжительные (до года) периоды, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. К.в. являются нормальным процессом, необходимым для становления личности молодого человека. К.в. могут возникать при переходе от… … Терминологический ювенологический словарь

    Кризисы возрастные - (от греч. сrisis переломный момент, исход) условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления… … Педагогический терминологический словарь

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - (от греч. krisis переломный момент, исход), условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В дет. психологии эмпирически отмечалась неравномерность дет. развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При… … Российская педагогическая энциклопедия

    кризисы возрастные - особые,относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза,характеризующиеся резкими психологическими изменениями.Выделено 8 психосоциальных кризисов.В зависимости от прохождения кризисных периодов может измениться отношение человека к… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Спираль судьбы. Циклы, кризисы и их преодоление , Андрэ Надежда, Некрасова Светлана. Описать законы человеческого жития-бытия многократно пытались философы, мудрецы, ученые. Жизнь человека пытались описать самыми разными способами. Жизнь человекаизучают медицина, психология,…

Кризис - это то, с чем приходится сталкиваться многим людям. Практически каждому человеку, если быть точнее. Понятие произошло от греческого слова krisis, которое в переводе означает «поворотный пункт» или «решение». Соответственно, кризис - это такой жизненный период, во время которого человек переходит на новый уровень возрастного развития, который характеризуется психологическими изменениями. И сопровождается данный процесс разрушением привычного социального уклада.

Первый этап

Сначала стоит отметить вниманием кризис новорожденности. Период, в котором нет никакой психической составляющей, поскольку он подразумевает переход от внутриутробной жизни к реальной. Рождение является первой травмой, которую переживает каждый из нас. И она очень сильна. Настолько, что вся следующая за рождением жизнь проходит под знаком данной травмы.

Очень важно, чтобы период новорожденности протекал под наблюдением взрослых. В принципе, так оно и происходит в нормальном обществе - рядом с младенцем всегда находятся родители, которые обеспечивают ему переход к новому типу функционирования. Младенец беспомощен. У него даже нет заранее сформированного поведенческого принципа. Потому что всему этому только предстоит возникнуть. И самое главное - ребёнок в период новорожденности не рассматривается отдельно от взрослого. Поскольку у него нет способа взаимодействия со средой.

Когда же происходит «выход» из кризиса новорожденности? Ученые утверждают - тогда, когда ребёнок начинает взаимодействовать с родителями, и те замечают развитие его эмоциональной сферы. Как правило, это второй месяц жизни младенца.

Кризис трёх лет

Это - следующий этап. Период, в течение которого происходит переход от раннего возраста к дошкольному. В этот момент сложившиеся личностные механизмы кардинально перестраиваются, и у ребёнка формируются новые черты личности и сознания. Плюс ко всему, он переходит на новый уровень взаимодействия с окружающим миром и людьми. Важно отметить, что четких временных границ у данного периода нет.

Симптомы

Интересно представляет кризис трёх лет советский психолог Лев Семёнович Выготский. Он выделяет семь самых ярких «симптомов» в поведении ребёнка, которые выдают то, что он проходит через вышеупомянутый период.

Первое - это негативизм. Ребёнок отказывается делать нечто лишь из-за того, что это было предложено ему конкретным взрослым человеком. И он, как правило, действует с точностью наоборот.

Следующий симптом - упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то лишь потому, что отказаться от своего решения он не может из принципа. Даже если изменились обстоятельства.

Третье, что отмечается - строптивость. То есть склонность делать всё наперекор. Четвёртый симптом - это своеволие. Или, говоря простым языком, всем знакомое, инициативное «Я сам!», направленное на самоутверждение и стимулирование самолюбия.

Ещё один симптом - бунт-протест. Проявляющийся в регулярных конфликтах со взрослыми. Как правило из-за того, что ребёнок не чувствует уважения к нему и к его желаниям.

Также имеет место быть обесценивание. Ребёнка перестаёт интересовать всё то, что было интересно ему раньше. Но последний симптом самый неприятный. Это деспотизм. Ребёнок выходит из-под контроля и требует у взрослых мгновенного исполнения всех его желаний и требований. Взглянув на всё это, возникает вопрос: для кого кризис трёх лет тяжелей - для ребёнка или для родителей?

Третий этап

После всего вышеперечисленного следует кризис семи лет. Все мы через него прошли. Причины кризиса кроются в психологических изменениях личности. У ребёнка развивается внутренняя позиция, начинает вырисовываться какой-то «стержень» и собственное «Я». В этот же период он поступает в школу, попадая в совершенно другую окружающую среду. До того момента он играл. Теперь же ему придётся учиться. Для многих детей это - первое проявление труда.

Есть и другие сопутствующие причины кризиса. Некоторые дети, поступив в школу, начинают бояться выполнения порученной им работы, впервые ощущая ответственность за результат. Они осознают себя теперь и как школьника, товарища. Им важно стать полноценными членами нового общества - а это стресс. Период кризиса семи лет важен, поскольку именно в это время у детей формируется отношение к людям, к самому себе и к обществу. Как правило, обретённый стержень, так называемый «ствол» остаётся потом на всю жизнь. Да, он потом, в течение жизни, обрастает «веточками» и «листиками», но основа закладывается в детстве.

Подростковый кризис

Это тот самый период, который отчётливо помнит большинство из нас. Поскольку он протекает уже в полностью сознательном возрасте. После 12-13 лет, если быть точнее. Считается, что это период, в течение которого ребёнок переходит от детства к взрослости. Он может длиться долго. В этот момент подростки развиваются очень динамично - как в физическом, так и умственном плане. У них образовываются потребности, которые удовлетворить сразу не получается, поскольку сами они ещё не достигли социальной зрелости.

Подростковый кризис - это период, сопровождающийся чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А ещё запретами, ссорами, возникающими из-за попыток их обойти и многого другого. Всё это мешает подростку познать себя и выявить особенности, присущие только ему - как отдельной личности.

О специфике и особенностях подросткового периода

Данный этап является одним из самых тяжелых в жизни человека. У подростка, помимо новых потребностей, появляются особенные мысли, раздумья, важные вопросы, проблемы. И большинству, как правило, тяжело пережить этот период, поскольку родителям всё перечисленное кажется не важным. «Какие проблемы могут быть у ребёнка? Слишком мал ещё, не пожил!» - отмахивается большинство взрослых. И очень зря.

Потом взрослые удивляются - почему отношения с их ребёнком испортились? А потому, что они были безразличны. Не считались с его мнением, продолжали воспринимать его, как малыша. А последствия кризиса, между прочим, могут быть очень плачевными. В данном случае тоже может проявиться пресловутая строптивость. Если родители запретили идти на вечеринку, то что сделает подросток? Сбежит через окно! И неизвестно, какие будут последствия вечеринки - может, за них придётся расплачиваться всю последующую жизнь. Поэтому очень важно считаться с подростком, строить с ним отношения, как со взрослым человеком. И уметь идти на компромиссы. Так делают адекватные взрослые люди.

Юность

Этот период также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные кризисы. В психологии юность также считается таковым. Почему? Потому что это время, когда человек начинает принимать действительно важные решения. Он должен определиться с будущей профессией, общественной позицией, мировоззрением, построить жизненные планы. Раньше считалось, что юность - это 22-23 года. Но сейчас - 17-18, а то и раньше, поскольку многие родители считают, что чем раньше их ребёнок окончит школу - тем лучше.

Но, всё же, в юности очень важно сделать правильный выбор. И если говорить о том, какие возрастные кризисы в психологии самые динамичные, то юность будет на одном уровне с подростковым периодом. В этот период многое происходит, помимо выбора профессии. Служба в армии, например, или даже первый брак, нередко сопровождающийся спонтанным рождением ребёнка. В юности многие совершают ошибки по причине социальной незрелости. И в наше время, как показывает практика, этот период не сопровождается тем, что раньше считалось характерной особенностью юности. И это - преодоление человеком зависимости от взрослых (родителей). В частности, финансовой.

Период «середины»

Теперь можно поговорить про так называемый «тридцатилетний» кризис. Это в психологии называется периодом ранней взрослости. Люди понимают, что пик их молодости уже позади. Многие подводят какие-то итоги, начинают трезво смотреть в будущее. Большинство людей начинает ощущать потребность в спокойствии стабильности. Появляется желание отыскать смысл жизни.

У некоторых возникает ощущение зря потерянного времени. Приходит осознание - я живу на этом свете целых 30 лет! И чего я добился? Озираясь назад, многие понимают - не так уж и много. Добивает сравнение себя с успешными сверстниками или даже более молодыми людьми. Ещё хуже, если они - близкие или знакомые. Так и до депрессии недалеко. А у многих женщин, к тому же, всё перечисленное сопровождается осознанием того, что они уже не так молоды, свежи и красивы. Вот он - типичный тридцатилетний кризис. Это в психологии один из самых «печальных» периодов.

Кризис среднего возраста

Это, пожалуй, тот период, о котором наслышан каждый. Он является длительным эмоциональным этапом, который напрямую связан с переоценкой жизненного опыта. В этот период человек осознает, что наступление старости не за горами. Она близко, а не как в молодости - «когда-нибудь в далёком будущем». Момент, в который человек понимает, что ему никогда не быть юным - это и есть кризис среднего возраста.

Симптомы многочисленны. Пресловутая депрессия, жалость к себе, ощущение опустошенности, чувство того, что жизнь несправедлива. Человек отказывается признавать успехи, которых он достиг, несмотря на то, что они оцениваются остальными людьми положительно. Он теряет интерес ко многим сторонам жизни - даже к тем, которые раньше были для него значимыми. Круг референтных лиц меняется - мнение случайных людей ценится больше, чем то, что говорят близкие/коллеги/друзья. Может даже происходить изменение ценностных ориентиров. А ещё становится другим поведение и стиль. Человек пытается создать видимость преображения жизни методом изменения каких-то внешних проявлений.

Последствия

Итак, особенности проявления кризиса среднего возраста понятны. Теперь - пару слов о последствиях. В случае с данным периодом они могут быть тяжёлыми. Потому что степень серьёзности совершенных ошибок прямо пропорциональна возрасту человека.

Возможен глубокий «поиск себя», внезапное увольнение с хорошей работы, на которой человек протрудился далеко не один год, желание переехать куда-то или радикально сменить род деятельности. Но самое серьёзное последствие - это разрушенная семья. Одни люди уходят от своей «второй половинки», с которой был прожит не один десяток лет, из-за погасших чувств. Другие не покидают семью, а просто ищут «развлечений» на стороне, что ничуть не лучше. Женщины ищут любовников, чтобы убедиться - они все ещё привлекательны. Мужчины находят любовниц по той же причине.

Последний этап

Пенсионный кризис - последний в нашей жизни. Приходится, обычно, на 60-70 лет. Это тоже период не из лёгких. Большинство пенсионеров всю жизнь работали, и, выйдя на заслуженный отдых, просто не знают, чем себя занять. Здоровье с возрастом не улучшилось, друзья либо далеко, либо и вовсе покинули этот свет. Дети выросли, покинули родное гнездо и давно живут своей жизнью. Человек понимает - его время подходит к концу. Он ощущает себя ненужным и потерянным. И в таком случае очень важно найти в себе силы продолжить радоваться жизни, найти новый смысл, увлечение и единомышленников. В век современных технологий это представляется более, чем возможным.

Проблема возрастных кризисов одна. И заключается она в том, что они сопровождают нас всю жизнь. Только для некоторых людей это всего лишь периоды, а для других - действительно кризисы в традиционном понимании, которые отравляют существование. Что ж, самое главное - принять то, что без изменений жизнь невозможна. Это осознание поможет не только подготовиться к ним, но ещё и извлечь из них для себя пользу и урок.

Возрастной кризис – это переходный этап между возрастами человека, характеризующийся сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Кризисные периоды – неотъемлемый этап взросления. Каждый человек проходит несколько таких этапов в своей жизни.

Кризис дословно переводится как «разделение дорог». В китайском языке оно пишется двумя иероглифами, один означает «опасность», а второй – «возможность». На мой взгляд, это самая лаконичная и точная трактовка. Именно в кризисы, в том числе возрастные, происходит активное либо же ее «слом» при неудачном исходе периода.

Термин «возрастной кризис» ввел в обиход отечественный психолог Л. С. Выготский. У каждого возраста существуют определенные нормы, на которые ориентируются психологи. Они помогают отслеживать нормальность развития человека. Эти же нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития называются задачами возрастного развития. Период кризиса и есть период выполнения этих задач, интенсивных психофизиологических изменений.

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность варьируются в зависимости от социально-экономического положения человека, условий развития, индивидуально-личностных особенностей.

Несмотря на это, все же существуют две точки зрения на нормативность/ненормативность возрастных кризисов:

  • Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
  • Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных .

Основные кризисы

В психологии принято выделять такие возрастные кризисы:

  • (с момента рождения до месяца);
  • (11-12 лет);
  • (45-55 лет);

Кризис новорожденности, трех лет и подростковый относят к большим кризисам. На них приходится перестройка отношений ребенка и общества. Остальные кризисы относятся к малым. Они менее заметны внешне и характеризуются нарастанием самостоятельности и умений. Однако на момент любого кризиса дети отличаются негативизмом, непослушанием, упрямством.

На взрослую жизнь, как мы видим, приходится 4 кризиса:

  • Кризис молодости сопровождается становлением и самоутверждением человека в основных сферах жизни, отношениях (работа, семья, любовь, дружба).
  • На этапе кризиса зрелости человек анализирует свои успехи, соответствие планов и достижений. Последующие лет десять он закрепляет или меняет результат.
  • Кризис среднего возраста сопровождается осознанием упадка сил, красоты, здоровья, увеличения дистанции с выросшими детьми. Нередко человека охватывает депрессия, чувство усталости от рутины, печаль от мысли, что ничего лучше уже не будет.
  • Поздняя зрелость сопровождается стабилизацией предыдущего состояния, постепенным отходом от социальной и трудовой деятельности.
  • На этапе ранней старости человек осмысливает свою жизнь и либо признает ее уникальной и неповторимой, либо понимает, что она прошла зря.
  • На этапе старости человек переосмысливает свое профессиональное «Я», смиряется с неизбежным ухудшением здоровья и старением тела, избавляется от самоозабоченности. Это этап активного принятия естественного окончания жизни.

Стоит отметить, что детские кризисы (первые шесть) изучены гораздо больше, нежели кризисы взрослости, среднего возраста и старости. Последние чаще рассматриваются в характере индивидуального течения, хотя они так же во многом обусловлены возрастными изменениями.

Фазы кризиса

Л. С. Выготский выделил 3 фазы кризиса: предкритическую, критическую, посткритическую.

  1. Предкритическая фаза характеризуется возникшим и осознающимся самим человеком противоречием между сложившимися внешними условиями и его отношением к этим условиям. Человек начинает видеть образ более притягательного для него будущего, но реальных путей воплощения этого сценария пока не видит.
  2. На критическом этапе возникает максимальное напряжение в противоречии, оно достигает пика. Сначала человек старается повторить самые общие представления об увиденном идеале. Например, подростки с легкостью перенимают привычку курить или ругаться матом, думая, что это делает их частью взрослого, столь желанного и нового, открывшегося в перспективе мира. Позже осознаются внешние и внутренние преграды, стоящие на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешних избавиться более или менее просто, то осознание нехватки внутренних ресурсов толкает на освоение новой (в примере с подростками – выбор профессии, подработка). В завершение человек сравнивает, насколько ему удалось приблизиться к увиденному идеалу.
  3. На посткритической фазе противоречие разрешается, личность выстраивает новые гармоничные отношения с миром. Если результаты предшествующей рефлексии устраивают, то личность окончательно переводит воображаемое в реальное, иное в свое.

Особенности преодоления кризиса

Никто не может избавить человека от прохождения кризиса. Преодолеть все трудности и найти новый баланс должен сам человек. Но процессом кризиса можно управлять и направлять. В этом и заключается помощь извне – научить человека управлять собственным кризисом, видеть и использовать возможности, грамотно обходя опасности ( , и другие ).

Кризис – это всегда выбор. Человек понимает, какая именно задача стоит перед ним, что именно он не может делать привычными средствами, но ему еще предстоит выбрать новые инструменты. Каждый кризис побуждает человека к поискам идентичности.

Особый интерес в рамках личностного развития представляет собой теория возрастных кризисов Э. Эриксона, хоть этапы и отличаются от названных ранее. Автор выделил следующие ступени возрастных переходов и выборов:

  • Первый год жизни. От того, насколько удовлетворены ребенка, зависит доверие/недоверие ребенка в будущем ко всему миру.
  • Первый опыт самообслуживания. Если родители помогают ребенку, логичны и последовательны в контроле, то у ребенка развивается автономия. Если же родители проявляют нестабильный или чрезмерный контроль, то у ребенка развиваются страхи относительно контроля над своим телом и чувство стыда.
  • Самоутверждение ребенка (3-6 лет). Если самостоятельность ребенка поддерживают, то он растет инициативным. В противном случае – покорным и с выраженным чувством вины.
  • Школьный возраст. Ребенок либо развивает вкус к деятельности (труду), либо теряет интерес к собственному будущему, испытывает чувство неполноценности в отношении собственного статуса и имеющихся у него средств.
  • Подростковая идентичность. От успешности усвоения подростком ролей и выбора референтной группы зависит его дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
  • Кризис взрослости сопровождается поиском близости с одним человеком. Если личность не может успешно решить задачу совмещения работы и семьи, то оказывается изолирована и замкнута на самой себе.
  • Кризис среднего возраста базируется на проблеме продолжения рода и его сохранении. Просыпается особый интерес к воспитанию всего нового поколения и своих детей. Человек продуктивен и активен во всех сферах жизни, в противном случае постепенно ухудшаются межличностные отношения.
  • Кризис старости, разрешение которого зависит от оценки пройденного пути. Если человек может свести все стороны своей жизни в одно целое, то он достойно проживает старость. Если же сложить цельную картину не удается, то человек испытывает страх перед смертью и невозможностью начать все сначала.

Это не единственная концепция и классификация возрастных кризисов. Их гораздо больше, но все авторы сходятся в одном:

  • кризис затрудняет движение и развитие;
  • при этом он создает возможности и побуждает к раскрытию внутреннего потенциала личности.

Каждый кризис заканчивается формированием конкретного новообразования. Неуспешное прохождение кризиса чревато застреванием на каком-либо этапе, развитием искаженного новообразования и (или) компенсаторного механизма.

В условиях кризиса разрушение старого уклада жизни и приобретение нового происходит только путем революции. Именно поэтому кризисы всегда переворачивают . Таким образом, в момент кризиса и после его прохождения происходят изменения в сознании и деятельности человека, взаимоотношениях с миром.

Помощь психолога

При преодолении кризиса нередко оказывается нужна помощь психолога. Психологическая помощь всегда носит индивидуальный характер. То есть анализируется конкретный случай, общих советов быть не может.

Как правило, назначается психокоррекция для детей и консультациях для подростков и взрослых. Кроме бесед в отношении детей применяется арт-терапия и сказкотерапия. Подросткам иногда оказывается групповая психотерапевтическая помощь. Взрослым показаны тренинги, пожилым людям – групповая психотерапия. В отдельных случаях в каждом возрасте возможно семейное консультирование.

Тяжелее кризис переносят, а значит и чаще нуждаются в поддержке, люди:

  • с и элементами инфантилизма в поведении;
  • несамостоятельные в принятии решений;
  • отличающиеся внешним локусом контроля (обвинение в неудачах окружения);
  • с восприятием кризиса как тупиковой ситуации, прерывающей жизнь, а не как возможности для роста.

Важно воспринимать кризис как трудную, но преодолимую ситуацию, требующую большой ответственности и обеспечивающей личностное развитие при успешном ее прохождении. Цель прохождения кризиса – научиться принимать нового себя с позиции .