Первая жена адама теория заблуждения. Лилит на растущаей Луне. Лилит и херувимы

Некоторые ранние апокрифы христианства, не вошедшие в библейский канон, гласят, что первой женой Адама была отнюдь не Ева. Каждый из нас знает, что после сотворения мира Бог создал по своему образу и подобию Адама, а затем, обнаружив, что первый человек одинок, взял у него ребро и сотворил из него Еву. Однако есть мнение, что некоторую часть истории первых лет человечества от нас тщательно скрывают.

Исходя из древних текстов, многие считают, что первой женщиной и супругой Адама стала Лилит, созданная Господом вместе с мужчиной. Однако Лилит была отвергнута и изгнана Творцом из Эдема после того, как оказалось, что она была не глупее Адама и имела волевой характер, не желая подчиняться во всем мужу. В Книге книг этот персонаж, дескать, не упоминается по той причине, что Лилит не соответствует церковным канонам, по которым женщина должна быть кроткой и слабой, целиком покоряясь мужчине.

Ни для кого не секрет, что традиционная Библия подвергалась значительной цензуре (причем не раз), и немала, изначально находившаяся в ней информация, была отфильтрована. В вышеупомянутых сохранившихся апокрифах утверждается, что Бог создал одновременно мужчину и женщину.

В Библии короля Иакова написано, что Лилит появилась на свет равной Адаму, причем не только душевно и умственно, но также физически. Согласно апокрифическим текстам, подвергшимся католической цензуре, Лилит могла даже превосходить Адама по всем параметрам. У нее был твердый характер, и в своем браке она желала быть наравне с мужем. К примеру, она имела такой же большой сексуальный аппетит, как Адам. Она не хотела лишь удовлетворять интимные потребности супруга, и требовала, чтобы тот делал для нее то же самое.

Изгнание Лилит из рая

Считается, что именно своенравие и непослушание Лилит, выливавшиеся в постоянные конфликты с Адамом, привели к тому, что первая женщина была отвергнута как Создателем, так и своим мужем. Согласно одной теории, Адам попросил Всевышнего избавить его от присутствия непослушной супруги. Другая версия гласит, что Лилит самой надоело такое несправедливое отношения, и она произнесла в гневе тайное имя Бога, после чего добровольно покинула рай.

Но куда же она после этого отправилась, если на Земле было всего два человека? Существует предположение, что Лилит побежала прямиком к начальнику демонов и ангелу смерти Самаэлю, который охотно принял ее в свои объятия. Лилит превратилась в злого демона, после чего родила новому мужу потомство. В каббалистической теории говорится, что впоследствии, когда людей в мире стало больше, она начала убивать младенцев и издеваться над спящими мужчинами.

Адам же, опять оставшийся один, попросил Бога создать себе новую подругу жизни. И на этот раз, чтобы женщина была куда более покорной, Отец Небесный сотворил ее из ребра Адама. Однако и она в итоге оказалась плохой женой, вкусив сначала сама, а потом и супруга соблазнив запретным плодом. В итоге пара была навсегда изгнана из Эдема, как и Лилит до этого. Человечество, расселившееся по всему миру за пределами райского сада, впало в постоянный грех и начало страдать.

Вероятно, в патриархальном обществе духовенство не могло допустить, чтобы верующие имели перед собой пример сильной и независимой женщины, которая хотела и, главное, могла быть равной мужчине. Но ведь Всевышний абсолютно справедлив ко всем своим детям, а потому Лилит непременно существовала до Евы и именно такой, какой ее описывают древние апокрифы. Все остальное, как говорится в самом святом писании, от Лукавого…

Имя Лилит происходит от слова "Лайла”-ночь (AlNavy: иврит), переводя при этом "Лилит” как "ночная” (AlNavy: Лейлит, если быть точным). Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги – Бытия.

Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек” в древнееврейском оригинале написано как "Адам”, которое произошло от слова "Адама” (AlNavy: земля). Слово "Адам” относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо быть человеку одному” (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.

Мы оба равны, [потому что оба созданы из земли]. Я не стану покоряться тебе.
- Я создан по образу Элоима (AlNavy: Элоим-Бог (иврит)) и не могу унизиться до твоего уровня. Ты не что иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве (AlNavy: или Иегова- Создатель (иврит)). Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор.

Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит” речь пойдет далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:

О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.

Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, – чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.

Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве Адаму.– А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.

Три ангела нашли Лилит в пещере. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

Оставьте меня! – отвечала она. – Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.

Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами.

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры”. Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!” На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву – новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль(AlNavy: или Сатана). Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать "лил ин” или Шедим (или Сиддим) (AlNavy: Черти - иврит), которые стали странствовать по миру в качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи – в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе от Иоанна” Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Яхве одновременно. От этого "брака” Ева родила Авеля и Каина.] Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.

Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан).

Самый распространенный образ Лилит– это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.)

Необходимо заметить, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было тотальное игнорирование ее имени. Имя "Лилит” встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи (XXXIV, 14): "…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой”. В оригинале стоит слово "Лилит”, однако новые толкователи (не неподверженные христианской морали) склонны переводить "Лилит” как "ночное привидение” (AlNavy: Как уже было сказано- на самом деле "Лилит"- просто "ночная" на иврите).

Несмотря на то, что Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат (AlNavy: Аграт- дочь Махлат (иврит)) постоянно враждовали с Матерью всех демонов. Лилит обладала войском, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было 478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. По средам и субботам Аграт, дочь Махлат, путешествует по воздуху в колеснице в сопровождении ста восьмидесяти тысяч злых духов.

Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием "Зогара” – монументальной мистической книги раввина Моисея Леона (кстати знакомого с "Алфавитом Бен Сиры”) – немного по-другому смотрят на историю Лилит. Их трактовка оставила позади мифологический и даже религиозный аспекты Лилит. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду, необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н.э. был разрушен Второй Храм. Почему это так важно, становится ясно из идеи о том, что каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Адоная (AlNavy: Адонай- Господь (иврит)) и Шехины, которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась самого Адоная. Существовало только одно место, где Адонай и Шехина соединялись, дабы через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра. Этим единственным святым местом был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм, как мы знаем, был разрушен, а его сокровища распространились по языческим странам. Вместе с этим Адонай и Шехина лишились единственного места, где могли встречаться, и Адонай исчез из мира. Оставшись без покровительства Бога, Шехина была похищена язычниками, которые постоянно насиловали ее.

Этим символизировалось рассеяние евреев по миру, прежде всего по Азии, Европе и Африке, где иудеи встречали недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных убеждений.

Однако Адонай не мог оставаться без женской половины, иначе это бы вызвало вселенский диссонанс. Тут на сцене появляется Лилит, занявшая место супруги Адоная, но она никогда не была действительной любовью Бога, скорее она стала его наложницей. В этом отношении Лилит представляла собой прямую противоположность Шехины, будучи символом Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что, несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир. С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие от жены первочеловека Адама к образу бытового злого демона, как, побывав женой Асмодея и Самаэля, Лилит стала супругой самого Адоная, но, с другой стороны, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла вместить в себя огромное количество черт, как негативного, с точки зрения Закона Моисея, характера, так и позитивного, с точки зрения простых человеческих нужд.

Возвращаясь к каббалистическому осмыслению Лилит- Зло, отождествляемое с ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не могла оставаться с Адонаем и уходила в пустошь, где кричала от боли, пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу есть возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Адонаю и воссоединив последнего "в эсхатологическом событии избавления” с Шехиной, его истинной супругой.

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной…

Лилит была первой женой Адама. В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной, жаждущей приключений и свободы.

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети...А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании — дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания. Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог — Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.

«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

British Museum - The "Queen of the Night"

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу , при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

Данте Габриэль Россетти - , (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

…Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Хуго ван дер Гус - Грехопадение (1476—1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева…

Имя Лилит давно уже стало нарицательным, но смысл при этом в него нередко вкладывают разный. Для одних - это ночная демоница, порожденная преисподней. Для других - символ индивидуальности и независимости женщины. Так кто же на самом деле она такая, эта Лилит?

Как известно из Ветхого Завета, у прародителя человеческого рода была одна жена - Ева. Однако в ряде неканонических текстов существует и другая версия: у Адама было две жены, причем Ева была второй. Встречается это утверждение во многих средневековых апокрифических, то есть не признанных официальной церковью, произведениях, а также в более ранних древнееврейских текстах. Однако в Библии все- таки можно найти упоминание имени Лилит. В одном из переводов оно означает ночную птицу, в другом трактуется как одно из демонических имен. Но скорее всего это имя происходит от древнееврейского слова “лайла” - ночь.

Согласно апокрифической легенде, Бог создал для Адама жену и назвал ее Лилит. Примечательно, что в отличие от Евы, второй жены, эту женщину он создал не из бедра первого мужчины, а так же, как и Адама, - из глины. Какое-то время Лилит и Адам жили вместе. Однако постепенно Лилит обуяла гордыня. Она не могла смириться с мыслью, что женщина должна подчиняться мужчине и во всем его слушаться. Лилит считала, что она гораздо умнее своего мужа и должна если не главенствовать в семье, то по крайней мере может быть равной Адаму. Между двумя первыми людьми произошел конфликт, и Лилит бежала из Рая. За ней были посланы три ангела, которые должны были убедить Лилит вернуться к мужу. Настигли они ее якобы у Красного моря.

Все старания ангелов оказались напрасными - Лилит категорически не собиралась больше оставаться в Раю. Более того, она заявила посланцам, что теперь станет духом мщения, превратившись в демоницу, которая будет душить новорожденных младенцев и соблазнять мужчин,“являясь им в прекрасном облике. Правда, ангелы смогли заставить Лилит принести клятву, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Она также приняла на себя наказание: отныне ежедневно будут умирать сто из детей, котооых ей удастся родить. Приняв условия договора, Лилит первой из человечества ушла из Рая в грешный мир. В отлично от Адама и Евы - добровольно. На первый взгляд такая версия кажется несколько неправдоподобной. Ведь бунт Лилит против мужа произошел еще до грехопадения, а значит, ей, как и ее мужу, еще не были ведомы добро и зло. Так почему же Лилит осмелилась бунтовать против Бога, уготовившего ей участь жены первого мужчины?

Специалисты по мифологии считают, что любой легендарный персонаж нужно рассматривать исключительно в совокупности со всеми известными мифами и легендами о нем. И только тогда картина станет более-менее ясной. Так обстоят дела и с образом Лилит. Причину ее падения и превращения из человека в демоницу можно понять из другого апокрифического текста, относящегося ко временам раннего Средневековья. Согласно нему, Лилит была создана не Богом, а его вечным противником - Сатаной. Сатана создал Лилит на горе людям в облике прекрасном и соблазнительном, однако душой она была подобна своему создателю. И с тех пор на земле стало жить два типа людей: злые и жестокие были детьми Лилит, а добрые и милосердные - детьми Евы. В этом же тексте утверждается, будто Каин убил не родного своего брата, а сводного, так как Авель был сыном Евы, а Каин - сыном Лилит. Древний автор апокрифа явно пытался таким образом решить сложнейшую философскую проблему - природу добра и зла в людях.
Однако на добровольном исходе гордой Лилит из Рая история ее отношений с Адамом не заканчивается. После того как вслед за ней Адаму и Еве пришлось покинуть Эдем и поселиться на испорченной их грехопадением земле, Лилит пожелала вернуться к мужу. Он принял ее, и их дальнейшее сожительство длилось 130 лет.

Пусть столь долгий срок но вызывает у читателей удивления. Все персонажи первых книг Ветхого Завита жили очень долго. Так, о Ное сообщатся, что он строил свой ковчег целых 500 лет. Вместе с тем существует гипотеза, что на самом деле в Библии подразумеваются не годы, а лунные месяцы. Так что вполне возможно, что Лилит и Адам жили вместе лишь 130 лунных месяцев. Хотя и это, конечно, тоже солидный супружеский стаж.

Как гласит апокрифическое предание, от Адама Лилит нарожала племя чудовищ и нечистых духов, коих в результате расплодилось на земле великое множество. Возможно, данную часть легенды стоит понимать иносказательно: от Адама у Лилит родились не бесы, а как раз порочные и жестокие люди. Но некоторые эксперты придерживаются мнения, что авторы апокрифов вкладывали в свои слова буквальный смысл: ведь во многих мистических текстах разного рода нечисть - демонов, вампиров, оборотней - очень часто называют детьми Лилит. Кстати, сама Лилит обладает многими присущими этим жутким тварям чертами. Подобно вампирам, она сосет кровь у новорожденных младенцев Подобно вампирам, она сосет кровь у новорожденных младенцев. На манер оборотней она может принимать как различные женские обличия, так и превращаться в зверей чаще несл о в кошку или гусыню. Что ж, в этом случае следует понимать так, что эмигрантка из Рая передала свои качества жуткому потомству на генетическом уровне.

О том, сколько лет прожила Лилит, в легендах ничего не говорится. Также ни в одной из них ничего не сказано о том, как и где она умерла. Однако некоторые исследователи древних оккультных и религиозных текстов считают, что Лилит вовсе не умирала, а живет и по сей день. В мифологической традиции- и христианство здесь не составляет исключения - для некоторых особо значимых персонажей принято делать исключение из общих правил.

Так, например, пророк Илия не умер, а был вознесен огненной колесницей на небо. Агасфер - вечный жид, проклятый за оскорбление Христа, вынужден бесприютно скитаться до Страшного суда. Так что же стало с Лилит? Известно, что ее муж Адам умер. Причем богословы полагают, что он был похоронен под той самой Голгофой, где был распят Спаситель. Кровь убитого Христа окропила его останки - потому-то внизу распятия часто изображается череп.

Однако Лилит своим отречением от Рая и мужа как бы вывела себя за грань судеб смертных и стала созданием демоническим. В христианской традиции принято считать, что демоны, в отлично от ангелов, смертны, но про срок их жизни доподлинно ничего но известно. Тик что почему бы Лилит не пребывать в нашем мире и по сей день? Причем в теле, которым она обладала изначально.

В одной из легенд, на которую, безусловно, повлияли идеи каббалы о переселении душ, говорится, будто Лилит из века в век рождается заново в ком-то из своего потомства. И так будет продолжаться до Страшного суда.
Откровение Иоанна Богослова является многозначным, крайне трудным для толкования каноническим библейским произведением. Некоторые богословы опять же считают, что все написанное Иоанном нужно понимать буквально. По мнению других, числа и символы апокалипсиса по большей нести являются метафорами.

Один из самых примечательных персонажей «Откровения Иоанна» - Вавилонская блудница. Разброс мнений относительно того, кто или что скрывается за этим образом, весьма велик. Ряд религиозных мыслителей считает, что это обобщенный символ падения и развращенности мира перед концом света. По словам других, так будут называть страну - “империю зла”, в которой будет править Антихрист. Однако есть и такие, кто уверен, что Вавилонская блудница - это и есть та самая пренебрегшая Богом и Раем Лилит.

Основания для последней из гипотоз отнюдь не беспочвенны. Чтобы понять почему, нам следует обратиться к Иранской и вавиловской мифологии. В иранской мифологии Лилит представляет собой прародительницу Аримана -- верховного злого божества, учение о природе которого довольно подробно разработал пророк Заратустра. По многим признакам Ариман подходит под описание Антихриста из «Откровения Иоанна». В вавилонской мифологии присутствует божество Лилиту, в функции которого входит соблазнение мужчин и умерщвлениение младенцев. А в авторитетном каббалистическом тексте Лилит именуют Блудницей, Вероломной, Нечистой и Черной. Сопоставив эти черты, мы получим фигуру Вавилонской блудницы. истории о том, что Лилит и есть та самая Вавилонская блудница, придерживается известнейший писатель-мистик и философ Даниил Андреев. В одной из своих книг он говорит о том, что Лилит станет невестой Антихриста во время его недолгого царствования на земле перед Страшным судом.

Считается, что Лилит вредит роду человеческому двумя способами. Под покровом ночи в облике прекрасной женщины она является женатым мужчинам, тем самым толкая их к измене. Дьявольская красотка может насылать на них эротические видения, а нередко приходит во плоти и сама, дабы зачать и тем самым пополнить сонм демонов, оборотней и вампиров. Нередко для этого Лилит можем принимать и облик реально существующих женщин особенно тех в связи с которыми у ее жертв возникали грешные помыслы. Поэтому Талмуд не рекомендует мужчинам ночевать в доме одним. Другим излюбленным злодейством Лилит является нанесение вреда младенцам, в первую очередь, тем, кого родители еще не успели окрестить. Она может выпить у крошки кровь, высосать костный мозг, вытянуть из него жизненные силы или защекотать его во сне до смерти.

Так, до сих пор, особенно в странах Ближнего Востока, бытует поверье, что если младенец смеется во сне, то с ним играет Лилит. Чтобы прекратить это на важдение, ребенка следует легонько щелкнуть по носу - иначе Лилит может защекотать его до смерти. Ей также приписывались порча рожениц и бесплодие женщин. Дошли до наших дней и способы защиты от Лилит. Самый простой из них - сказать вслух: “Сгинь, Лилит!” Другим способом является чтение псалма 121 (“Не спит и не дремлет страж Израилев…”), а также закрепление листков с псалмом у изголовья младенца. Однако самым действенным способом защиты от Лилит являются имена трех ангелов: Саной, Сансаной и Самнаглоф. Это те самые ангелы, которые пытались остановить Лилит, когда она бежала из Рая, обещав им, что не тронет новорожденных, у изголовья которых будут написаны их имена. Обычно имена пишутся на специальном амулете, который прикрепляется над дверью в комнату роженицы, но можно их написать и просто на листке бумаги. Ведь обещание, данное Лилит трем ангелам перед уходом из Рая, до сих пор остается в силе.

В разное время у людей складывалось совершенно противоположное отношение к Лилит. Так, в Средневековье и в эпоху Возрождения именем Лилит пугали непослушных детей, называли женщин легкого поведения ее дочерьми, а застигнутые за изменой мужья списывали все на наваждение ночной демоницы.

Но пришла эпоха Просвещения - и восприятие этого мифологического персонажа стало меняться. Лилит начали рассматривать как символ женской страсти, необузданности и вместе с тем загадочности. Она превратилась в первую воспетую в литературе “фам-фаталь” - роковую женщину, которая заставляет страдать других, но одновременно страдает и сама. В женщину-вамп, которая неотразима и имеет вместе с тем из-за своей тяги к независимости обречена на трагическое одиночество. Лилит противопостовляли Еве женщине заурядной и глупой, думающей лишь о поддержании хозяйства и во всем покорной мужу.

В XIX-XX веках образ ночной демоницы неоднократно использовали многие известные писатели и поэты. Среди них шотландец Джон Макдональд (роман “Лилит”), французский классик Анатоль Франс (рассказ «Дочь Лили Г) и наша Марина Цветаева (стихотворение “Попытка ревности», где сделанная из огня Лилит как раз и противопостовляется плотской, обыденной Еве).

Как это ни парадоксально, образ Лилит взяли на вооружение и нынешние феминистки. Даже одно из их обществ, представительство которого можно найти в интернете было названо ее именем, В манифесте общества Лилит превозносится как героиня, сумевшая сказать “нет» мужчине, который не хотел признавать во равной и не ценил всех ее достоинств в темноте.