Пётр Лукич Проскурин: биография. Виктор проскурин - биография, информация, личная жизнь Виктор Проскурин в фильме "Чокнутые"

Виктор Алексеевич Проскурин. Родился 8 февраля 1952 года в Атбасаре Акмолинской области (Казахстан). Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1995).

По отцу имеет казахские корни.

Родители работали на железной дороге. Именно будучи в командировке по делам службы мать и родила его в Атбасаре.

Свидетельство о рождении Виктора было оформлено в Актюбинске. Затем мальчик оказался с родителями в Москве.

Детство прошло в бараках на окраине столицы.

С ранних лет его тянуло к творчеству. Начинал с литературного кружка в школе. Далее стал посещать театральную студию при Доме пионеров имени Павлика Андреева на улице Большая Полянка, 43. Именно в театральной студии его приметила ассистентка режиссёра киностудии им. Горького и предложила сняться в кино.

И в 1968 году Виктор Проскурин дебютировал на экране в роли молодого бойца-чапаевца Витьки в фильме «Орлята Чапая» режиссёра Юрия Победоносцева. А сниматься начал с 14 лет (в 1966-м), на время съемок, которые проходили в Крыму, Проскурин был зачислен на учёбу в одну из Ялтинских школ.

Виктор Проскурин в фильме "Орлята Чапая"

Из средней школы после съемок ушел, устроился на завод, работал станочником в экспериментальном цехе на фетрообувной фабрике. Десятый класс Виктор доучивался в вечерней школе.

Затем решил поступить в театральное училище, однако этот процесс для него оказался непростым. В Школе-студии МХАТ ему сказали, что ни внешностью ни ростом он не вышел. В ГИТИСе ему указали на дверь вместе с советом возвращаться на завод.

Дважды поступал в Щукинское училище. Как он вспоминал, в первый раз ему указали на разрез глаз, доставшийся от отца-казаха: «Молодой человек, у вас же нет глаз. Что вы будете делать с таким лицом на сцене?». Во второй раз он также недобрав проходной балл - по рассказам актера, написанное им на вступительных экзаменах сочинение вошло в историю училища как рекордное по числу грамматических и стилистических ошибок. Однако все-таки был принят по дополнительному набору.

В 1973 году окончил театральное училище им. Б. Щукина.

Поначалу был принят в Театр на Таганке, но там не сработался в коллективе и очень скоро ушел оттуда.

В 1973-1988 годах - актер Московского театра им. Ленинского комсомола, среди его работ: «Тиль», мюзикл Г. И. Гладкова и Г. И. Горина по Ш. де Костеру - Палач; «Автоград XXI» Ю. И. Визбора и М. Захарова - Студент; «Трубадур и его друзья» Ю. С. Энтина и В. Б. Ливанова - Его Величество Глупый король; «В списках не значился» Ю. И. Визбора по повести Б. Л. Васильева - Сальников; «Колонисты» Ю. Мочалова по мотивам книг А.С. Макаренко - Братченко; «Конец Хитрова рынка» А. Гинзбурга по одноименной повести А. Безуглова и Ю. Кларова - Володька Хиромант; «Парень из нашего города» К. М. Симонова - Сергей Луконин; «Гамлет» Шекспира - Могильщик; «Революционный этюд» М.Ф. Шатрова - Корреспондент РОСТа Долгов; «Вор» В. Мыслёвского - Валек; «Люди и птицы» Б. Штейна и Ю. А. Махаева - Анатолий Черепанов; «Проводим эксперимент» В.К. Черных и М.А. Захарова - Борис Петрович Костин; «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского - Вайнонен, матрос-финн, коммунист; «Диктатура совести» Михаила Шатрова - генерал Карбышев.

В 1988 году ушел из театра Ленинского комсомола со скандалом.

В 1988-2012 годах - актер Московского театра им. М.Н. Ермоловой (реально играл только до 1994 года), среди его работ: «Прощай, Иуда...» И. Иредыньского - Иуда; «Приглашение на казнь» по роману В. Набокова - Жанпьер; «Бесноватая» Н. Климонтовича по роману Ф. М. Достоевского «Идиот» - Мышкин.

Играл на сцене Театра Антона Чехова: «Гамлет» Шекспира - Клавдий. В Театре «Арт Хаус» был задействован в постановке «Эскориал» М. де Гельдерода - Король.

В 2010-м актер представил в Московском Доме Музыки моноспектакль «Жизнь - удача в лабиринтах» (продюсер - Ирина Хонда).

Широкую известность актеру принесли роли в кино.

Еще будучи студентом он снялся в телевизионном сериале «Назначение» (вышел на экраны в 1973-м) с Еленой Кореневой в главной роли. Благодаря ей он познакомился с её отцом - режиссёром Алексеем Кореневым. Последний и позвал Виктора в звездный для него фильм «Большая перемена», в котором он сыграл роль Генки Ляпишева.

Виктор Проскурин в фильме "Большая перемена"

Далее актер стал регулярно сниматься в кино, как в ярких второплановых ролях, так и в главных: «Двое в пути» (Юра), «12 стульев» (Коля), «Весенний призыв» (рядовой Сергей Конов), «Время выбрало нас» (Пётр Молчанов), «День возвращения» (Вилли).

Виктор Проскурин в фильме "12 стульев"

Виктор Проскурин в фильме "Весенний призыв"

В начале 1980-х исполнил главные роли в картинах «Однажды, двадцать лет спустя» (Кирилл Круглов) и «Единственный мужчина» (Дмитрий Тимофеев). Заметной стала роль в фильме «Военно-полевой роман» (заместитель председателя исполкома Новиков).

Но самыми звездными работами 1980-х стали роли Василия Данилыча Вожеватова в драме «Жестокий романс» и пограничника Александра Блинова в мелодраме «Выйти замуж за капитана».

Виктор Проскурин в фильме "Жестокий романс"

Виктор Проскурин в фильме "Выйти замуж за капитана"

Снимался в 1990-е годы. Среди наиболее запомнившихся зрителю работ - фильмы «Шкура» (Гриша Храпунков), «Чокнутые» (террорист Иван Иванович Иванов), «Отражение в зеркале» (Виктор).

Виктор Проскурин в фильме "Чокнутые"

Востребованным остался актер и в 2000-е годы. Его постоянно приглашали в отечественные фильмы и сериалы.

Сыграл главные роли в таких проектах как «Игры в подкидного» (Земляника), «Кобра» (Сергей Страхов), «День хомячка» (Степаныч), «Экстренный вызов» (Сергей Иванович Корнеев), «Автобус» (Валерий Петрович), «Фарфоровая свадьба» (Михаил Николаевич Утешин).

Также стоит отметить роли Сталина в фильме по повести Б. Пильняка «Повесть непогашенной луны», Терентия Шапорина в «Формуле стихии», капитана Афанасьева в военной драме «И была война», отца Юрия Гагарина в биографической ленте «Гагарин. Первый в космосе», полковника спецназа в отставке Михаила Сергеевича Соколова в криминальном детективе «Ищейка».

Виктор Проскурин в сериале "Ищейка"

Рост Виктора Проскурина: 170 сантиметров.

Личная жизнь Виктора Проскурина:

Пять раз был женат. Имеет дочь.

Первая жена - Ольга Васильевна Гаврилюк, актриса-травести, его однокурсница. Она была старше Проскурина на 5 лет. У пары родилась дочь Александра Проскурина, актриса (имеет сына и дочь).

Через год после рождения их дочери Саши Проскурин влюбился в другую - актрису Татьяну Дербенёву. Он ушел к ней, оставив жену и маленькую дочь.

"Мы прожили вместе меньше года. Пока я возилась с крохотной дочуркой, муж пропадал на работе в театре. Там-то, в «Ленкоме», он и влюбился в актрису Татьяну Дербеневу. И ушел к ней. Я рыдала в подушку, думала, как бы мне все это пережить. И справилась", - вспоминала Ольга Васильевна. После расставания с Проскуриным Ольга вышла замуж за артиста Михаила Васькова.

Ольга Гаврилюк - первая жена Виктора Проскурина

Вторая жена - Татьяна Дербенёва (ныне Якобсен), актриса. Вместе прожили 3 года. Ныне Татьяна проживает в Копенгагене (Дания).

Третья жена - Светлана Проскурина (Колганова), режиссёр (её фильм «Перемирие» завоевал главный приз на «Кинотавре-2010»). Вместе они прожили 20 лет.

Светлана Колганова - третья жена Виктора Проскурина

Четвёртая жена - Ирина, она была намного младше его. Брак продлился недолго.

Пятая жена - Ирина Хонда. Она была с ним в самые трудные годы жизни.

Болезнь Виктора Проскурина

В середине 1990-х годов он попал в тяжелую автомобильную катастрофу: зимой его машину занесло на скользкой трассе, столкнувшись с другим авто, артист сильно ударился головой о руль. Медики сделали сложнейшую операцию. Также получил травму ноги, после которой несколько лет ходил с палочкой.

В мае 2007 года перенёс сложную операцию на суставах кисти руки из-за старой травмы.

Весной 2016 года пятая жена актера Ирина Хонда сообщила, что . Он похудел до 42 килограмм.

Ирина призналась, что актер тихо и незаметно для всех угасал от анорексии, а затем и алкоголизма: "Когда у меня на глазах человек похудел до 42 килограмм, я не знаю, как он вообще выжил, когда он даже запил. Это было тоже жестко. Я прошла тоже как женщина глубочайшие трансформации от ненависти к этому человеку, потому что я никогда не общалась с людьми пьющими, и для меня это было удивление, когда я увидела его первый раз пьяным. И это было очень жестко. Я и ругалась, и ссорилась, а потом я себе сказала: "только молитва, больше ничего". Я просто за него молилась...".

«Он похудел до 42 кг и тихо умирал...» Исповедь жены Виктора Проскурина. Прямой эфир.

Пишет стихи, увлекался энтомологией.

Фильмография Виктора Проскурина:

1968 - Орлята Чапая - Витька, чапаевец
1970, 1971 - Звёзды не гаснут (Ulduzlar Sönmür) - курсант (нет в титрах)
1970 - Белорусский вокзал - Петька
1971 - Офицеры - красноармеец (нет в титрах)
1972-1973 - Большая перемена - Генка Ляпишев
1973 - Назначение - Петя
1973 - Двое в пути - Юра
1974 - Незабытая песня - Петя «Улыбка»
1975 - Последняя жертва - гусар, подельник Салай Салтаныча
1976, 1978 - Время выбрало нас - Пётр Никандрович Молчанов
1976 - Весенний призыв - Сергей Владимирович Конов, рядовой
1976 - Будёновка - дядя Егор Собакин
1976 - 12 стульев - Коля
1977 - Школьный вальс - прораб
1977 - И это всё о нём - Боря Маслов
1978 - Шла собака по роялю - авиамеханик
1978 - Поворот - Кобозев, водитель "Волги"
1978 - Парень из нашего города (фильм-спектакль) - Сергей Луконин
1978 - Осенние колокола - придворный
1978 - Летняя поездка к морю - летчик
1979 - Путешествие в другой город - Герман Николаевич Репин, проектант
1979 - По данным уголовного розыска... - Валентин Червяков, механик с автобазы
1979 - Задача с тремя неизвестными - Геннадий Потапов
1979 - День возвращения - Вилли
1980 - Однажды, двадцать лет спустя - Кирилл Круглов, муж Нади, многодетный отец
1980 - Два долгих гудка в тумане - Вадим Петрович Чекин, директор дворца культуры
1981 - Трижды о любви - Саша (озвучил Игорь Ефимов)
1981 - Рожденные бурей - Пшигодский
1981 - Родительский день (короткометражный) - Николай Алексеевич, отец
1981 - Кто остался на трубе? (короткометражный)
1981 - Единственный мужчина - Дмитрий Михайлович Тимофеев
1981 - Вакансия - Онисим Панфилыч Белогубов
1982 - Пиковая дама - Германн
1982 - Дом, который построил Свифт - Джек, констебль
1982 - День рождения - Виталий Тихонович Деревякин
1983 - Рядовой Прохоров (короткометражный)
1983 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона - Тадеуш Шолто / Бартоломью Шолто
1983 - Обещаю быть! - Альберт Жмуркин, физрук
1983 - Военно-полевой роман - Новиков, заместитель председателя исполкома
1983 - Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова - Куров, следователь прокуратуры
1984 - Булат Окуджава поёт свои песни (документальный) - зритель на концерте
1984 - ТАСС уполномочен заявить... - сотрудник КГБ, в засаде на АЗС
1984 - Под чужим именем (Voora nime all) - офицер контрразведки
1984 - На миг оглянуться... - Борис Степанович Житков
1984 - Лев Толстой (Lev Tolstoj) - Андрей Львович Толстой, сын
1984 - Заморозки имели место (короткометражный) - Зотов
1984 - - Василий Данилыч Вожеватов
1985 - Когда становятся взрослыми - Владимир Кузнецов
1985 - Дикий ветер (Дивљи ветар) - Николай
1985 - Выйти замуж за капитана - Александр Петрович Блинов, пограничник
1986-1988 - Жизнь Клима Самгина - Тагильский
1987 - Детская площадка - Карпов
1988 - Диктатура совести (фильм-спектакль) - генерал Карбышев
1988 - Бич божий - Леонид
1988 - Без мундира - Пётр Леонидович Шухов, "журналист"
1989 - Случайный вальс - Виктор Степанович
1990 - Последняя осень - Игорь Дмитриевич Корнеев, майор московского уголовного розыска
1990 - Повесть непогашенной луны - Сталин
1990 - Гол в Спасские ворота - Николай Николаевич Романов, председатель Спорткомитета
1991 - Шкура - Гриша Храпунков
1991 - Чокнутые - Иван Иванович Иванов, специалист по переворотам
1991 - Семь дней после убийства - Шурик, сосед по даче
1991 - Афганский излом - Симаков
1992 - Очень верная жена - Влас Искрин, журналист
1992 - Отражение в зеркале - Виктор, известный театральный артист
1992 - Время вашей жизни - Блик
1993 - У попа была собака... - Олег Иванович Шевцов, следователь
1993 - И увидел во сне
1993 - Эскадрон (Squadron / Szwadron) - врач
1995 - Дорога на край жизни
1996 - Карьера Артуро Уи. Новая версия - Эмануэле Гири, гангстер
1997 - Убить лицедея - Гриша Попов, театральный актёр
1999 - Очаровательные негодники
2000 - Любовь.ru - Атаманчик
2000 - Два товарища - Сергей Важенин, отец Валеры
2000 - Дальнобойщики - Скворцов
2000 - Воспоминания о Шерлоке Холмсе - Тадеуш Шолто (Бартоломью Шолто)
2001 - Кобра - Сергей Страхов, подельник Раудсеппа
2001 - Игры в подкидного - Земляника
2002 - Приключения мага - Утаров / двойник Утарова
2003 - Чистые ключи - Николай Потапыч, фельдшер
2003 - Замыслил я побег - отец Олега
2003 - Желанная - Евгений Кондратьевич, следователь
2003 - День хомячка - Степаныч
2004 - Усадьба - писатель
2004 - Против течения - Семен
2004 - Место под солнцем - Бориска
2005 - Человек войны - Семин, майор госбезопасности
2005 - Сыщики-4 - Роман Вишняков, начальник страховой компании
2005 - Персона нон грата - Монгол
2005 - Ой, мороз, мороз! - Начальник колонии
2006 - Кинофестиваль, или Портвейн Эйзенштейна - генерал, начальник 2-го Главного управления КГБ / его дед
2006 - Вызов-1 - Григорий Аркадьевич Перескоков
2007 - Формула стихии - Терентий Васильевич Шапорин
2007 - Спецгруппа - Глебов (Нобель)
2007 - Наблюдатель (Beholders, The / Спостерiгач) (не был завершен)
2007 - Экстренный вызов - Сергей Иванович Корнеев
2008 - Срочно в номер-2 - Волоков Игорь Сергеевич, врач
2008 - Наталья Гундарева. Наша Наташа (документальный)
2008 - Автобус - Валерий Петрович
2009 - Черчилль - Дмитрий Степанович Могдановский, актер
2009 - Час Волкова - 3 - Грач, уфолог
2009 - И была война - капитан Афанасьев (озвучил Александр Андриенко)
2010 - Грозное время - новгородский боярин
2011 - Фарфоровая свадьба - Михаил Николаевич Утешин, отец Нины
2012 - Топтуны - Бессмертный, уголовный авторитет
2012 - Тайны советского кино. Однажды двадцать лет спустя (документальный)
2012 - Лесник - Фомич
2013 - Царевна Лягушкина - Илья Ильич Лягушкин, отец Насти
2013 - Истребители - дед Трофим
2013 - Гагарин. Первый в космосе - Алексей Иванович Гагарин, отец Юрия
2014 - Скорый "Москва-Россия" - Грызодуб
2014 - Бессонница - Олег, адвокат
2015 - Ищейка - Михаил Сергеевич Соколов, полковник спецназа в отставке
2015 - Власик. Тень Сталина - старик Николай Угодник
2015 - Вакантна жизнь шеф-повара - комик
2015 - А зори здесь тихие... - Макарыч, почтальон
2016 - Наше счастливое завтра - дядя Коля
2017 - Триптих
2017 - Магдалина
2017 - Легенда о Коловрате
2018 - Хор

Петр Лукич Проскурин; Москва, Россия; 22.01.1928 – 26.10.2001

Книги Петра Проскурина достаточно широко известны в нашей стране. Он удостоен множества премий и почетных званий. Его роман «Судьба» достаточно успешно экранизирован, а его произведения сравнивают с .

Биография Петра Проскурина

Петр Лукич Проскурин родился в поселке Косицы, Севского уезда, Брянской области в 1928 году. Его отец Лука Захарович был одним из инициаторов создания в их поселке колхоза. Затем он принимал активное участие в раскулачивании. За это односельчане его невзлюбили и ему пришлось переехать в Назрань. Но и там он не прижился. Был арестован и на родину вернулся уже в конце 30-х годов. На родине у него начала гнить рука из-за чего с началом Второй мировой войны в армию его не взяли. С приходом немцев он как коммунист попал в концлагерь. Это окончательно сломило его и вскоре он вернулся в родной поселок в качестве старосты. На своей должности он усердствовал из-за чего при наступлении Красной армии ему пришлось бежать. Семью он бросил и их чуть не расстреляли. Спас случайно проезжавший глава района.

После войны Пётр Лукич работал в колхозе. В 1950 году был призван в Советскую армию в войска ПВО. Служба проходила в Подмосковье. Здесь то он и напечатал свои первые стихи. Они были изданы в газете «Красный воин». После окончания армии отправился к тетке в Грозный, но вскоре отправился на Камчатку, где работал в лесозаготовке. В 1957 году решил вернуться домой. Дорога пролегала через Хабаровск. Где он случайно попал в редакцию журнала «Дальний Восток». Там он продемонстрировал свои рукописи, и они заинтересовали местного редактора. Вскоре вышел первый рассказ Проскурина «Цена хлеба». А в 1960 год вышла первая книга Петра Проскурина – «Глубокие раны». Второй роман Проскурина «Корни обнажаются в буре» уже заинтересовал московские издательства и в 1962 году он был издан в Москве. И несмотря на разгромную критику от некоторых литературоведов Петра Лукича принимают на Высшие литкурсы.

В 1964 году после окончания курсов Петр Проскурин отправляется в Орел, где и живет до 1968 года. Это наиболее плодотворное время автора. Он задумывает и работает сразу над несколькими романами. Но вышли романы «Черта», «Судьба», «Имя твое» уже в 70-х. К тому времени писатель жил в Москве. Кроме литературной деятельности немало времени отнимала работа в редакционной коллегии «Роман-газеты», членом которой Петр Лукич был в 80-х годах.

Во времена перестройки Петр Проскурин выступает с резкой критикой в адрес так называемой либеральной литературы. Пытается определить причины неприязни к русскому народу и пишет свой последний роман «Число зверя». В 2001 году Петр Проскурин умер.

Книги Петра Проскурина на сайте Топ книг

В рейтинги нашего сайта Петр Проскурин попал благодаря популярности его романа «Судьба». Книга представлена в нашем и занимает там достаточно высокое место. Но интерес роман Петра Проскурина читать носит эпизодический характер и вполне возможно в следующих рейтингах книга не будет представлена.

Петр Проскурин список книг

  1. Азъ воздам, Господи
  2. Глубокие раны
  3. Горькие травы
  4. День смятения
  5. Исход
  6. Камень сердолик
  7. Корни обнажаются в бурю
  8. Любовь человеческая
  9. Полуденные сны
  10. Порог любви
  11. Словом, не убий
  12. Цена хлеба
  13. Черные птицы
  14. Черта
  15. Число зверя

Трилогия:

  1. Имя твое
  2. Отречение

Вырос в крестьянской семье. Когда фашисты захватили родные места, отец Проскурина стал сельским старостой. Позже он отступил вместе с немцами. После освобождения Брянщины наши поторопились мать Проскурина вместе с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели случайно проезжавший мимо руководитель района. После войны работал в колхозе. В 1950 году был призван в войска ПВО. Почти вся служба прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые (правда, очень слабые) стихи в окружной газете «Красный воин». Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре завербовался на Камчатку, где три года крутил баранку в северных леспромхозах. В 1957 году по пути на Брянщину остановился в Хабаровске, где случайно ему попалась редакция журнала «Дальний Восток». Видно, это был знак свыше. Дело в том, что домой Проскурин возвращался не с пустыми руками: в чемодане лежали бумаги с текстами нескольких рассказов и черновики романа. Первым читателем рукописей стал Сергей Рослый. По его протекции один из рассказов - «Цена хлеба» появился в 1958 году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда». Но Рослый считал, что Проскурин должен всё бросить, чтобы прежде всего дописывать роман. В Хабаровске через полгода ждали знаменитостей из московских журналов. Как полагал Рослый, рукопись Проскурина будет в жилу. Так оно и оказалось. Дементьев, представляя в Хабаровске интересы «Нового мира», признал, что для его журнала проскуринское сочинение ещё не дотягивает, но местных издателей оно даже очень может заинтересовать. И уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу Проскурина. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Естественно, автор в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, Проскурин вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в буре». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году. Но теперь писатель услышал не только похвалы. Больше всех его принялся громить Г.Бровман. Тем не менее в том же 1962 году писателя приняли на Высшие литкурсы в Москве. Через два года, окончив курсы, он уехал в Орёл, где жил вплоть до 1968 года. В Орле Проскурин задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые в конечном счёте вылились в трилогию «Судьба» (1972), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987 - 1990). В начале 1980-х годов Проскурин написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис. В перестройку чуть ли не каждая статья Проскурина вызывала шквал откликов. Он первым заявил о ненормальной ситуации с «толстыми» журналами, которые, в какой-то момент утратив всякий интерес к текущему литпроцессу, увлеклись републикациями эмигрантских сочинений и архивными публикациями. Проскурин это увлечение сравнил с некрофилией. Естественно, либеральная критика тут же упрекнула писателя в агрессивном невежестве. Хотя доля правды в размышлениях Проскурина, несомненно, была. Позже, на излёте перестройки писатель удивился, почему вдруг в прессе стали стесняться слова «коммунист». Это уже потом выяснилось, что верхушка партии, предвидя крах господствовавшей тогда идеологии, вовсю готовила себе запасные аэродромы и пыталась навязать обществу иную лексику. Гнев ультрарадикалов вызвали и рассуждения Проскурина в 1988 году о Сталине. Проскурин тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ» («Книжное обозрение», 1988, 22 января). В 1995 году Проскурин опубликовал роман «Седьмая стр

ажа». Как считает Николай Федь, «в «Седьмой страже» тесно переплелись, смешались мощные потоки реалистического и фантастического, образуя фантасмагорию. Именно здесь автор пытается выявить глубинные причины неприязни стоящих над русским народом правителей всех мастей к слову «русский» и особую, почти зоологическую ненависть к нему разноплеменной литературной братии, выбравшей для обеспечения своей затратной и прожорливой жизнедеятельности именно русский язык, но и на дух не принимающей слово «русский». Последним романом писателя стала книга «Число зверя». Герой Социалистического Труда (1988). Лауреат Госпремии России (1974) и Госпремии СССР (1979). В 2000 году стал почётным гражданином Орла.

Вячеслав ОГРЫЗКО

22 января 1928, посёлок Косицы, Севский уезд, Брянская губерния, РСФСР, СССР - 26 октября 2001, Москва, РФ.

Русский писатель.
Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького (1964).

Вырос в крестьянской семье. Когда фашисты захватили родные места, отец Проскурина стал сельским старостой. Позже он отступил вместе с немцами. После освобождения Брянщины наши поторопились мать Проскурина вместе с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели случайно проезжавший мимо руководитель района. После войны работал в колхозе. В 1950 году был призван в войска ПВО. Почти вся служба прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые (правда, очень слабые) стихи в окружной газете «Красный воин».
Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре завербовался на Камчатку, где три года крутил баранку в северных леспромхозах. В 1957 году по пути на Брянщину остановился в Хабаровске, где случайно ему попалась редакция журнала «Дальний Восток». Видно, это был знак свыше. Дело в том, что домой Проскурин возвращался не с пустыми руками: в чемодане лежали бумаги с текстами нескольких рассказов и черновики романа. Первым читателем рукописей стал Сергей Рослый. По его протекции один из рассказов - «Цена хлеба» появился в 1958 году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда». Но Рослый считал, что Проскурин должен всё бросить, чтобы прежде всего дописывать роман. В Хабаровске через полгода ждали знаменитостей из московских журналов. Как полагал Рослый, рукопись Проскурина будет в жилу. Так оно и оказалось. Дементьев, представляя в Хабаровске интересы «Нового мира», признал, что для его журнала проскуринское сочинение ещё не дотягивает, но местных издателей оно даже очень может заинтересовать. И уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу Проскурина. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Естественно, автор в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, Проскурин вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в буре». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году. Но теперь писатель услышал не только похвалы. Больше всех его принялся громить Г.Бровман. Тем не менее в том же 1962 году писателя приняли на Высшие литкурсы в Москве. Через два года, окончив курсы, он уехал в Орёл, где жил вплоть до 1968 года. В Орле Проскурин задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые в конечном счёте вылились в трилогию «Судьба» (1972), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987-1990).
В начале 1980-х годов Проскурин написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис. В перестройку чуть ли не каждая статья Проскурина вызывала шквал откликов. Он первым заявил о ненормальной ситуации с «толстыми» журналами, которые, в какой-то момент утратив всякий интерес к текущему литпроцессу, увлеклись републикациями эмигрантских сочинений и архивными публикациями. Проскурин это увлечение сравнил с некрофилией. Естественно, либеральная критика тут же упрекнула писателя в агрессивном невежестве. Хотя доля правды в размышлениях Проскурина, несомненно, была. Позже, на излёте перестройки писатель удивился, почему вдруг в прессе стали стесняться слова «коммунист». Это уже потом выяснилось, что верхушка партии, предвидя крах господствовавшей тогда идеологии, вовсю готовила себе запасные аэродромы и пыталась навязать обществу иную лексику. Гнев ультрарадикалов вызвали и рассуждения Проскурина в 1988 году о Сталине. Проскурин тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ» («Книжное обозрение», 1988, 22 января).
В 1995 году Проскурин опубликовал роман «Седьмая стража». Как считает Николай Федь, «в «Седьмой страже» тесно переплелись, смешались мощные потоки реалистического и фантастического, образуя фантасмагорию. Именно здесь автор пытается выявить глубинные причины неприязни стоящих над русским народом правителей всех мастей к слову «русский» и особую, почти зоологическую ненависть к нему разноплеменной литературной братии, выбравшей для обеспечения своей затратной и прожорливой жизнедеятельности именно русский язык, но и на дух не принимающей слово «русский». Последним романом писателя стала книга «Число зверя». Похоронен в Брянске.

Вячеслав ОГРЫЗКО

призы и награды

Герой Социалистического Труда (21.01.1988)
орден Ленина (21.01.1988)
орден Трудового Красного Знамени (23.01.1978)
орден «Знак Почёта»
медали
Государственная премия СССР (1979) - за сценарии фильмов «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977)
Государственная премия РСФСР имени Горького (1974) - за роман «Судьба» (1972)
Международная премия имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства
Почётный гражданин города Орёл (2000)
Почётный гражданин Брянской области

Петр Проскурин

Книга первая

Адамов корень

Часть первая

Ночь выдалась тяжелая и долгая, все шел дождь, и раскисшая дорога тонула во тьме; уж каким чудом находила дорогу эта измученная баба, было непостижимо; она не чувствовала ни мокрых лохмотьев, прилипших к телу, ни отяжелевшего от дождя холщового мешка за спиной; давно превратились в густую кашу куски хлеба, собранные перед вечером в большой деревне; она не знала ни названия этой деревни, ни того, как она туда пришла, но ей все время помнилось: высокая, худая старуха, в длинной серой юбке под самые груди, вынесла ей чуть не полковриги душистого ржаного хлеба и ломоть желтого, старого сала, у старухи были спокойные, выцветшие глаза; такие глаза встречаются у людей, много поживших и узнавших. Нищенка не приняла ее жалости к себе, взяла хлеб и сало, опустила их в мешок и пошла своей дорогой, неразборчиво пробормотав застывшими губами «спасибо» и не сказав ни слова больше, и старуха, отделяя ее от себя, обмахнулась привычным крестом; истовое, застывшее лицо старухи и теперь было перед ней, строгое, из нездешнего, потустороннего мира. И еще все время свежо пахло, несмотря на дождь, размокшим хлебом, этот запах окружал ее, и ноздри шевелились от его сытости, и голова мутилась; она не хотела есть сейчас, но этот хлебный запах жизни не могла переносить спокойно и жалела пропадавший от дождя хлеб. И хотя она не чувствовала застывшего, продрогшего тела, она все время чувствовала свой тяжелый, опустившийся к коленям живот. Он мешал ей идти, и в самые трудные минуты она поддерживала его руками и через руки слышала ту странную жизнь в себе, что с этого вечера уже становилась чужой, отдельной от нее. На ногах у нее было подобие высоких, цыганских ботинок с давно отвалившимися подошвами, и она терпеливо морщилась, если ей под пальцы попадало что-либо твердое или острое; ноги задубели, она уже не чувствовала боли. Пожалуй, она бы давно упала и осталась лежать, если бы не появившееся в последние часы какое-то почти животное чувство страха; она не обращала внимания ни на дождь, ни на грязь и лишь все время прислушивалась к себе; просто нельзя было остановиться, боль усиливалась и даже в промежутки между схватками не исчезала совсем, а оставалась, притаившись, в теле; женщина двигалась наедине с болью, в мире, наполненном сырым мраком; у нее сейчас не было ни прошлого, ни настоящего, лишь она и боль; и когда боль становилась нестерпимой, женщина, прихватывая зубами затвердевшие, холодные губы, издавала глухие утробные звуки, похожие на вой. Боль шла от живота; когда под руками у нее начиналось постороннее живое шевеление и толчки, словно облегчение наступало в теле, в глазах прояснялось, легче было вытаскивать ноги из грязи, и ей всякий раз мерещились огоньки; сгребая с лица воду, она всматривалась во мрак и опять ничего не видела.

Ветер, не меняясь, дул ей в правый бок, и она шла косо, выставив вперед плечо и слегка отвернув лицо, и от этого шея затекла; в память пришла какая-то молитва или еще что-то, рассказанное в детстве полуслепым дедушкой Мокием о потопе и конце света, в котором перемешались птицы, звери и люди, и, словно с потемневшей иконы, из кромешной тьмы мелькнули пустынные, отрешенные от всего земного глаза, и ей показалось, что она оглохла Уже ни ветра, ни дождя она не слышала, стояла в голове тяжелая немота, и только запах раскисшего в мешке хлеба становился все сильнее, и от его сытости опять поднялась тошнота; она выставила вперед руки, чтобы упасть на них и переждать, и нащупав какие-то намокшие, скользкие ветви, цепко схватилась за них, тяжело, всем ртом дыша; чутье подсказало ей, что дальше идти она не сможет, ноги в минуту ослабели, и она впервые за последние часы почувствовала их, и от тоски, от страха перед ночью она беззвучно, как скотина, заплакала, одними глазами, все еще борясь и удерживаясь на ногах. Если бы она села, она бы уж не могла встать, и она начала молиться богу; в ее представлении он был чем-то огромным, как тьма вокруг и как боль в ней самой, как эта беспросветная земля, бесконечные потоки дождя, которые захлестывали ее, и она молилась ему без слов и жалоб; он должен был услышать ее немой крик, она верила, у нее ничего не оставалось больше, она знала, что он должен помочь ей, и когда до нее донесся какой-то живой, прозвучавший, как благовест, голос, она подумала, что это он отозвался; голос повторился опять и опять, и к нему присоединились такие же, и она стояла и слушала, она не могла вспомнить, что это такое, хотя чувствовала что-то знакомое и теплое; что-то мешало ей вспомнить, она где-то раньше слышала такие же звуки, и не раз, и когда они послышались снова, она ахнула. Да це журавли, журавушки, видно, сели ночевать в поле, да и перегугукиваются, оце ж, милые, спасибо вам, птушечки, рoдные.

Нищенка пошла дальше, и ей казалось, что идти теперь легче и живот не так тянет книзу, и она больше не думала, что заблудилась и жилья может и не быть еще двадцать верст; что-то переменилось в мире, и он показался ей иным, ближе и понятней; она словно вечно вот так шла по жгучей земле в покойном и теплом сне; она поймала себя на том, что засыпает на ходу, идет и засыпает, и пробормотала что-то неразборчивое, лишь бы услышать свой голос; час прошел или больше после журавлей, она не знала; в ноздри ей ударил запах прелого навоза и мокрого дыма, и, словно ожидая именно этой минуты, боль полоснула по низу живота и кинула ее на дорогу, она глухо завыла, прикусила губу, поползла, с трудом переставляя трясущиеся руки, и платок сбился ей на глаза; каким-то бессознательным чутьем она угадывала дорогу, и под ее руками зашелестело наконец сухое сено; она стала выдергивать его из слежавшегося стожка, корчась от муки, от боли. По телу волной разливался жар. Не дай бог, собаки учуют, подумала она неясно, или хозяин услышит, и, чтобы не кричать, ткнулась лицом в пахучее сено, забирая его оскаленным ртом, и задавила крик, какая-то сила тотчас перебросила ее на спину, и тело ее словно разделилось, и сразу наступило облегчение. Она почувствовала в ногах горячее и живое движение, стала непослушными руками натаскивать на себя сено; больше она уже не могла и стала засыпать, хотя все время знала, что спать нельзя и надо что-то делать; несколько раз опять подымалась боль, и то, что было в ногах у нее, двигалось и принималось пищать; изловчившись, она освободила из под ног тяжелый и беспокойный комок и, сделав все, что могла, что подсказывал ей инстинкт и разум, как бы почувствовала на это короткое время прилив сил и, развернув рваную, намокшую свитку, расстегнув кофту, приложила его к набухшей груди, чтобы хоть немного согреть; она прижала это к себе, к своему теплу, и оно затихло, и ее сразу отпустили и боль и страх; она лишь чувствовала усилившуюся слабость, перед глазами стоял туман; остатки сил уходили от нее, и она подумала, что это ей уже снится, и с благодарностью к теплому сену, к журавлям, к тому огромному богу, что услышал ее и послал ей живой крик и сухое тепло, она шевельнула высохшими губами и с трудом выпростала из расшитого ворота рубахи закаменевшую, тяжелую грудь, постаралась дать сосок ему, но это было уже не осознанное желание, а инстинкт, - она затихла, уходя от всего, и ее набухшую, болезненную грудь теперь грело оно. И это, уже чужое, но все-таки свое тепло еще продолжало некоторое время держать ее, но даже и это ощущение слабело больше и больше, и, когда под утро хозяин избы, молодой, высокий мужик, вышел надергать корове и овцам сена и наткнулся на нее, она уже ничего не чувствовала, и лишь сладко пахло холодной кровью. Почти полузадушенного младенца мужского пола не сразу смогли вызволить из ее задубевших рук и вместе с ней внесли в избу, а когда положили на лавку и отвели с ее лица густые ссохшиеся волосы, увидели белое лицо в застывшей, успокоенной красоте; она глядела, как живая, и от чадившей керосиновой лампы в мертвых глазах у нее дрожали тени, и жена хозяина Ефросинья, державшая у груди голозадого сосунка, ахнула и попятилась; а Захар, ее муж, растерянно почесал волосатую грудь, озадаченно выдохнул: «Ну, не было мороки», - и всей натруженной ладонью от лба к губам провел по твердому лицу мертвой, закрывая ей глаза.