Открыть компанию в италии. Бизнес в италии

Италия - излюбленное место российских шопинг-туристов. Фэшн-индустрия, а также отделочные материалы - наиболее перспективные ниши для малого и среднего бизнеса, привлекающие почти каждого заезжего россиянина. Основные же причины, по которым наши предприниматели терпят крах в Италии, - неспособность налаживать связи с местным деловым сообществом и сравнительно низкий уровень бизнес-культуры.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как открыть бизнес в Италии
  • Ключевые ошибки россиян, открывающих бизнес в Милане
  • Нюансы и сложности ведения бизнеса в Италии

Открыть бизнес в Италии мы решились не сразу. Поначалу у нас была мысль наладить производство в Китае или странах Европы. В итоге выбрали Италию, поскольку в Милан стекаются закупщики со всего мира, а кроме того, здесь налажено производство тканей и одежды. Сюда же едут фэшн-туристы за эксклюзивной фирменной качественной одеждой по доступной цене.

Лучшая статья месяца

Мы подготовили статью, которая:

✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.

Что касается других сегментов бизнеса, в Италии востребованы услуги в области дизайна интерьера и продажи отделочных материалов. Многие туристы, в том числе россияне, приезжают сюда именно за этим. Прибыльным может стать и юридический консалтинг для российской диаспоры. Достаточно рентабельными признаются металло-механическое производство, продажа бензина и других горюче-смазочных материалов для автомобилей (открытие автозаправочных станций). Кроме того, иностранцы все чаще стремятся обзаводиться в Италии небольшими магазинами, отелями или ресторанами, особенно на побережье, - в последние годы это направление малого бизнеса Милана стало весьма популярным. Однако не стоит покупать готовый бизнес в Италии без отличного знания рынка, языка и менталитета.

Бизнес в Милане: кузница кадров

Для производства красивой и добротной одежды в России условий нет, отсутствуют навыки качественного пошива, кадры практически не готовят. С 1990-х годов, когда исчезло Министерство легкой промышленности, ситуация только ухудшается.

А вот в Италии и Франции не только производят ткань, но и знают, как с ней обращаться, могут создавать первоклассный продукт. К примеру, когда Наталья рисует новую коллекцию, ей сразу нужны помощники, которые поймут ее идею и доведут до логического завершения. Вот она, к примеру, создает юбку из ткани с определенным рисунком. Ей нужна команда дизайнеров, которые бы помогали найти всех исполнителей - фабрики по изготовлению ткани, аксессуаров, швейные фабрики. Затем необходимо проконтролировать качество продукции. В Италии этот процесс очень хорошо организован, и именно здесь работают все известные заказчики разного уровня - Gucci, Prada, Zara.

  • Система мотивации менеджеров по продажам: ключевые осоебнности

Именно здесь вырастают профессионалы фэшн-индустрии мирового уровня. Их выпускают и самый знаменитый Институт Марангони, и другие школы. Каждый год появляются новые специалисты, которые не просто знают свое дело, а чувствуют моду и хотят занять свою нишу в фэшн-бизнесе, быть частью этой машины. То есть менталитет отличается от российского: здесь не все хотят стать дизайнерами и быть Джорджо Армани. В первую очередь специалисты стремятся стать высокими профессионалами в сфере моды и быть востребованными на рынке.

А вот в Москве коммерческих директоров в фэшн-индустрии - всего несколько человек. Они знают об этом и завышают требования к зарплате в четыре-пять раз. В Италии, как я уже сказал, таких специалистов много, поэтому и нанимать их я советую именно здесь.

Затраты на шоу-рум

Вообще для любого участника фэшн-рынка иметь шоу-рум в Италии - необходимость. Мы выбрали Милан. Хотя, безусловно, могли бы подписать соглашение с любым шоу-румом и выставлять у них коллекцию. Отметим, что они берут себе 20–30% дохода от продаж.

Для всего процесса производства и реализации нам понадобятся как минимум пять человек - помощники и сейлз-менеджеры. В Италии вы можете купить готовый бизнес под ключ, заодно получив право на аренду помещения. Также у иностранца есть возможность приобрести долю в действующем предприятии или зарегистрировать собственную компанию. Среди организационно-правовых форм наиболее распространена Sоcietà a responsabilità limitata (S.r.l.) - общество с ограниченной ответственностью.

  • Кросс-маркетинг: как быстро и дешево привлечь клиентов

Учреждение компании в Италии нам обошлось в €5000 и заняло примерно три недели. Здесь нет специальных условий для учредителей-иностранцев. За любой консультацией, со всеми административными вопросами вы можете обратиться в Итало-российскую торговую палату, членство в которой стоит €300 в год. Для членов палаты все услуги бесплатны.

Территориально российский бизнес сосредоточен в основном в Ломбардии, Венето, Эмилии, Романье, сферы деятельности - прежде всего торговля и логистика. Крупнейшие российские игроки в Италии - «Вымпелком» и «Ренова».

Бизнес в Италии: экономим на налогах

В Италии довольно сложная налоговая система. Так, налог на добавленную стоимость составляет 4, 10 или 20% - в зависимости от товара или услуги. Есть корпоративный налог IRPEG (Imposta sul Reddito delle Persone Giuridiche - налог на прибыль юридических лиц) - им облагается чистая прибыль компании за вычетом всех допустимых затрат; здесь ставка единая - 28%.

Есть и специальный налог IRAP (Imposta Regionale sulle Attività Produttive - региональный налог на производственную деятельность) со ставкой 4,25%, который исчисляется из чистой прибыли, но до вычета суммы выплаченной заработной платы всех сотрудников.

  • Система продаж в условиях спада: как скорректировать стратегию

Чтобы минимизировать налоговые вычеты, мы наладили схему импорта-экспорта. Официально предприятие будет полностью работать на экспорт. Параллельно в Великобритании мы учреждаем компанию, которая будет закупать нашу продукцию для внутренних продаж и не станет платить налоги в Италии. Таким образом, нам не потребуется платить 19% НДС при продаже одежды, поскольку продавцом будет выступать иностранная компания.

Вообще существует множество подобных схем, выберите наиболее подходящую для вашего бизнеса. В этом поможет хороший адвокат или консультант. Да, это дорогое удовольствие - по всей Европе такие услуги стоят от €300 в час. А высококвалифицированный и известный на рынке специалист обойдется и в €1000 в час, но эти деньги и время точно не будут потрачены впустую.

Покупка бизнеса - для знатоков

Основная проблема российских предпринимателей, покупающих готовый бизнес в Италии, - нежелание ассимилироваться и общаться с местными игроками, которые могут дать толковую консультацию или добрый совет.

Как правило, русские будут делать то, что им посоветовала «тетя Маша», потому что она уже открыла или купила бизнес в Италии, пусть всего несколько месяцев назад, но ее уже считают экспертом. Не поддавайтесь: вам просто необходимо интегрироваться - наладить контакт с теми, кто ведет бизнес в Италии не первый десяток лет. Помните и о том, что итальянцы - традиционалисты. Здесь очень сильна роль дружественных и родственных связей (последних особенно), в том числе и в бизнесе. По оценкам экспертов, до 80% итальянских предприятий являются семейными.

Допустим, вы приобрели автомобильный завод. Требуются колеса, краска, алюминий. Их производят компании, с которыми нужно скооперироваться. А где их найти? Мой совет: еще при покупке этого убыточного завода следовало познакомиться с его владельцем, поужинать с ним, спросить совета, взять все контакты, которые он захочет передать. Вместо этого россияне просто приходят к хозяину бизнеса, спрашивают цену, выкупают, а потом этот бизнес закрывают или перепродают через год из-за нерентабельности.

  • Уникальное торговое предложение: идеи, примеры для разработки

Помните, что отсутствие продуманного подхода и связей в момент моздания бизнеса в Италии делает вас крайне уязвимым - конкуренты вас просто задавят. К примеру, если вы открываете такой бизнес в Милане, как, к примеру, ресторан, то у кого-то вы переманите повара, у кого-то кассира. Оппоненты будут ставить вам палки в колеса: к примеру, пожалуются в санинспекцию, проверяющие придут и найдут у вас в углу дохлую мышь, ресторан прикроют на гигиеническую инспекцию на три месяца.

Россиянин в таком случае попытается дать взятку, а за это ресторан могут вообще закрыть. Таких историй в Италии с участием российских бизнесменов много, а причина всегда одна - нежелание наших соотечественников вникать в местную бизнес-культуру. Вместо этого они сознательно замыкаются в своей диаспоре.

Никола Саворетти,

соучредитель, Natalia Valevskaya

Информация об авторе и компании

Никола Саворетти - соучредитель дома моды Natalia Valevskaya. В 1995 году создал в Москве телекоммуникационный провайдер Ursus Telecom Russia (c 1997 года - NNT Group). В 2003 м основал российскую компанию Мultichannel Solutions, оказывающую широкий комплекс SMS-услуг. Также владеет платформой DATA компании Monaco Telecom.

Дом моды Natalia Valevskaya учрежден в 2003 году, назван в честь его главы - дизайнера Натальи Валевской, театрального художника, члена Союза художников России, обладательницы престижных наград в области моды. Официальный сайт - www.nataliavalevskaya.com

Год назад я решила, что займусь бизнесом. Это будут свадьбы для русских пар. О том, как я познала на собственном опыте, что такое предпринимательство в Италии, читайте в этой статье.

Расстановка сил среди родственников

В Италии есть неписаное правило: все, что происходит между мужем и женой, должно обсуждаться на семейном совете. Значит, с мамой мужа, его сестрой, тетей и многочисленными кузенами. Правда, мои русские родственники тоже не отставали: папа вырабатывал план, как лучше общаться с первыми молодоженами, а друзья подсовывали всякие полезные ссылки из интернета.

Разница была в том, что родственники с моей стороны прилагали все усилия, чтобы помочь мне запуститься: если Вика решила, значит всем надо работать в этом направлении! Итальянская же родня пыталась понять, чем мой бизнес будет полезен, или наоборот, вреден каждому из ее представителей. Сестра мужа прикидывала, как будет одалживать декор для праздников, супруг – сколько придется вложить денег и нервов в эту авантюру, дальние родственники уже измеряли мои гонорары и предполагали, поделюсь я с мужем или положу деньги на личный банковский счет…

Начинать свое дело в такой обстановке было непросто.

Но мне очень хотелось.

Предпринимательство в Италии начинается с…

Мой муж радостно уцепился за эту идею!!!

Ему не просто не хотелось, чтобы я начинала свой бизнес. У него были на то веские основания.

Дело в том, что в Италии принято вести финансовые дела через особого посредника – коммерчалиста, эквивалент этого слова по-русски я не нахожу. Что-то вроде бухгалтера, который работает не на одного предпринимателя, а сразу на нескольких. При этом он не состоит ни у кого из них в штате. Коммерчалист имеет свой собственный кабинет, и обслуживает столько клиентов, сколько захочет.

У моего мужа тоже есть свой коммерчалист. Он ведет дела его семьи на протяжении последних 30 лет и, естественно, запустил свои щупальца в них так глубоко, как только смог. Сегодня без него невозможно даже заплатить за газ. Мой муж тоже имеет свой бизнес, с солидным годовым оборотом.

И вот супруг слышит, что я хочу вступить в ряды итальянского предпринимательства. Естественно, я тоже пойду к его коммерчалисту. Конечно, он против. Он понимает, что и без того огромные гонорары коммерчалиста вырастут еще больше. И оплачивать их будет он, по крайней мере первые несколько лет. А принесет ли мой бизнес прибыль – это еще бабушка надвое сказала.

Поэтому мы решили, что я брошу все силы на поиск клиентов, а вопрос регистрации ИП пусть пока повисит в воздухе.

Улыбка кота Базилио

Все же нам вскоре захотелось нанести пробный визит коммерчалисту. Рассказать о моих планах, получить несколько бесплатных советов и, главное, узнать, на сколько придется раскошелиться в случае, если мы решим воспользоваться его услугами.

Осенним вечером мы подъехали к офисному зданию в тихой парковой зоне. Навстречу вышла пожилая секретарша с ярко-красной помадой на лице и кумачовым маникюром. Под мышкой у нее сидела карликовая собачка. Мы обнялись, как родственники. Она проводила нас в кабинет, где за большим столом возвышался, как бюст Ильича, коммерчалист в золотых очках. Он плотоядно улыбнулся… К нему пришел новый клиент, и это, как он думал, сулило ему нечто приятное…

Коммерчалист заверил меня, что ему понадобится неделя на то, чтобы открыть ИП на мое имя. Он должен собрать информацию, внести меня в реестр предпринимателей, зарегистрировать в пенсионном фонде и проинструктировать, как оформлять счета-фактуры. По его словам, я как новичок в предпринимательстве Италии подпадаю под режим «минимум» и плачу всего лишь 5% налога в первые пять лет. Отчисления в пенсионный фонд составляют еще 27% от моей прибыли. Но это, как сказал коммерчалист, дело будущего, деньги сначала надо заработать.

Сколько будет стоить открытие ИП? – спросила я без обиняков.

Ну что ты, дорогая, ты же понимаешь, что как жена одного из моих лучших клиентов ты можешь рассчитывать на меня в любое время дня и ночи, -- начал коммерчалист. – Чисто символически. Это будет сумма, совершенно неощутимая для кошелька твоего мужа, тебе не о чем беспокоиться.

Мой супруг развернул конфетку и засунул ее в рот. Он нервничал.

Чисто символически? Сколько это в цифрах?

За открытие ИП я возьму 150 Евро.

А если у нее не пойдут дела, ты сможешь закрыть ИП? -- спросил муж.

Конечно, но это будет стоить дороже.

Пора было уходить от коммерчалиста, он и так сказал очень много, учитывая, что консультация была бесплатной. Дальнейшее мы подсчитали сами: открытие ИП, оформление каждой фактуры, зачисление в пенсионный фонд. «Первый год твоей работы обойдется мне приблизительно в 1000 Евро», -- констатировал муж. Решай сама. Я считаю, что у нас в семье уже есть бизнес, мой. А ты можешь устроиться в магазин продавщицей обуви и радоваться жизни без геморроя…

В дело вступает свекровь…

В это самое время у меня появилась первая пара, которая мечтала о сказочной свадьбе в Италии, и работать она хотела именно со мной. Ребята прочли договор, подписали его и требовали с меня банковские реквизиты, чтобы внести предоплату за будущий праздник…

Что было делать? Они верили в меня, а я верила в них…

Ранним утром я побежала в налоговую инспекцию, именно там я еще не была.

Позиция мужа была вполне понятной. Обращаться к его коммерчалисту мне казалось глупостью, но к кому тогда обращаться? На этот вопрос я и хотела найти ответ в налоговой.

Неожиданная помощь пришла от свекрови.

Как истинная итальянская бабушка, она мечтает проводить все свое время с внуком. Я в данном случае являюсь для нее препятствием, убрать которое, по мнению свекрови, поможет мое трудоустройство, желательно на полную занятость и подальше от дома. Идею свадеб свекровь поддержала всеми фибрами души. В то утро она приехала на своем автомобиле, на ней был ярко-красный костюм от «Фредди», во всем читался решительный настрой. Свекровь распахнула передо мной дверь авто, закурила сигарету и сказала, что такой потрясающей невестки нет ни у кого из ее подруг…

Как я стала итальянской предпринимательницей

В налоговой инспекции есть специальная очередь, посвященная вопросам предпринимательства в Италии. Заняв место на стуле напротив служащей, я спросила, имею ли я право открыть ИП и как это сделать.

За консультацией идите к коммерчалисту, мы их не даем. А ИП могу вам открыть хоть сейчас, паспорт давайте…

Конечно, хочу, -- сказала я.

Через десять минут я уже была полноправной итальянской предпринимательницей с так называемой «партита ива», то есть учетным номером налогоплательщика.

С тех пор я живу совершенно счастливо, официально провожу свадьбы в Италии и не испытываю никаких проблем. Муж так обрадовался, что я обошла его коммерчалиста и бесплатно открыла ИП, что даже пригласил меня на торжественный ужин в ресторан и теперь носит на руках.

Немного разочарована осталась свекровь, так как я теперь часто работаю вдали от дома, но увожу внука с собой. Почти всегда с нами уезжает и муж, так что ей приходится коротать воскресения одной. Но ничего, я чувствую, что скоро она тоже присоединится к нашей команде.

Единственное, что меня немного беспокоит – это уплата налогов через год. Вот тогда я узнаю, правильно ли я оформляла фактуры и вела документацию. Но это уже тема для новой статьи…

СЛОВАРИК ДЛЯ ГОСТЕЙ ИТАЛИИ:

Предприниматель Un imprenditore Ун импрендиторе
Коммерчалист Il commercialista Иль коммерчалиста
Оборот Giro d`affari Джиро д`аффари
Выручка Fatturato Фаттурато
Прибыль Guadagno Гуаданьо
Счет-фактура Fattura Фаттура
Налоговая инспекция Agenzia delle entrate Адженсия делле ентрате
Индивидуальный номер налогоплательщика Partita iva Партита ива
Банковский перевод Bonifico bancario Бонифико банкарио
Счет в банке Conto bancario Конто банкарио
Пенсионный фонд INPS -- Istituto Nazionale della Previdenza Sociale Национальный институт социальной защиты

Каждый гражданин, имеющий в Италии вид на жительство и финансовую базу, по законодательству страны может открыть свое дело. Условия регистрации бизнеса в Италии не предполагают подтверждения выгодности проекта для государства, что выигрышно отличает их от таковых для других стран Евросоюза.

Привлекательность солнечной Италии для иностранных инвесторов объясняется многими факторами:

  • Признание итальянского качества;
  • Стабильность экономики;
  • Доступность банковских кредитов по итальянским процентным ставкам;
  • Реализация новшеств и реформ, учреждаемых правительством, сокращение бюрократии.

Весомым преимуществом инвестирования капитала в собственный бизнес является возможность открытия филиалов фирмы в других государствах ЕС.

Особенности бизнес-иммиграции в Италию

Открытию собственного бизнеса в Италии предшествует определение типа создаваемой фирмы и правовой формы собственной компании. Процедура ее регистрации не предусматривает специальных требований по величине годового оборота, количеству обязательно заключаемых трудовых соглашений.

Главное требование – своевременная уплата налогов. Эффективность бизнеса – личное дело учредителя.

Что такое бизнес-виза, и какой её вид можно получить в Италии

Въезд иностранцев в страну для занятия бизнесом (lavoro autonomo) возможен по иммиграционной визе, которая существенно отличается от документа с названием «деловая виза». Последняя не дает права на занятие индивидуальной трудовой деятельностью на территории Италии.

Такой визовый документ относится к долгосрочному и оформляется консульским отделом страны проживания на протяжении от одной до двух недель.

Чем обеспечивается выгодное ведение бизнеса

Реально «приземлиться» русскому человеку возможно в малый или средний бизнес в Италии.

При этом создание небольших предприятий лучше всего осуществить по таким направлениям:

  • Гостиничное хозяйство;
  • Сфера услуг;
  • Сельское хозяйство;
  • Торговля.

Учитывая, что конкуренция со стороны итальянских компаний в этих секторах очень большая, не лишним будет создать свою оригинальную рыночную нишу для ведения бизнеса или сделать упор на не очень распространенный в Республике сервис.

Условия иммиграции в Италию для русских предпринимателей

Итальянское законодательство и нормы конвенции между Италией и Россией предусматривают создание иммигрантами компаний на территории иностранного государства. Согласно его законам, положениям и подзаконным актам, в зависимости от выбранного вида бизнеса меняются и требования к учредителям в плане их финансовой состоятельности.

Сумма, которую нужно подтвердить для въезда с целью открытия бизнеса, должна равняться 10–50 тысячам евро.

Выбор нужной визы, условия её получения

Национальная виза для открытия собственного бизнеса с нуля или перевода бизнеса – это категория D.

При оформлении визы для бизнес-иммиграции необходимо оговорить такие моменты:

  • Цель въезда в страну;
  • Доказательство наличия временного места жительства (декларация гостеприимства от итальянского гражданина, жителя ЕС или бронь места в гостинице);
  • Владение достаточной суммой финансов;
  • Наличие медицинского страхового полиса, действительного в этой стране (на сумму от 30 тыс. евро).

При соблюдении всех требований российскому гражданину может быть выдана виза сроком на несколько лет.

Как получить вид на жительство, ПМЖ, гражданство в Италии

Получение вида на жительство должно обеспечиваться выполнением следующих условий:

  • Отсутствием запрета на выбранное направление бизнеса;
  • Экономическая выгодность будущего предприятия;
  • Отсутствие у претендента на ВНЖ нарушений международного, европейского и итальянского законодательства.

При соблюдении таких условий российский бизнесмен может учредить на территории Италии товарищество, индивидуальное предприятие или ООО.

Итальянские законы предоставляют возможность иностранным инвесторам, живущим в стране не менее 5 лет, иметь ПМЖ (постоянное место жительства). Этот вид разрешения на проживание бессрочный.

Получить итальянский паспорт становится возможным при наступлении следующих обстоятельств:

  • На основании заключения брачного союза с гражданами Италии;
  • При законном проживании на итальянской территории в течение десятилетия;
  • При рождении малыша, если один из родителей – итальянец, новорожденный становится гражданином Италии.

Если родители без гражданства или они неизвестны – рожденный в стране будет признан итальянцем.

Покупка готового бизнеса или открытие его с нуля

Чтобы купить готовый бизнес и потом не пожалеть об этом, обязательно нужно провести полный аудит продаваемой фирмы, который включает:

  • Анализ последнего баланса;
  • Оценка стоимости фондов;
  • Проверка юридических данных, истории компании;
  • Получение информации о штате.

Особый интерес должна вызвать информация об объекте в средствах массовой информации.

Для иностранца, открывающего с нуля новый инновационный бизнес, есть возможность получить льготы на ведение коммерции.

Эти привилегии касаются вопросов:

  • Найма и оплаты труда;
  • Освобождения от гербовых сборов;
  • Платежа в Торговую палату и пр.

Какие варианты ведения бизнеса чаще используются русскими бизнесменами

Прибыльность бизнеса сильно зависит от региона проживания. На севере, где развитой отраслью хозяйства является промышленность, выгоднее всего заняться дизайном, ремонтом недвижимости, строительством, открыть ресторан или сервисное предприятие в IT-сфере. Доходность при создании программных продуктов может достигнуть 200%.

На юге страны более развито сельское хозяйство. Здесь наши соотечественники ведут бизнес, занимаясь выращиванием злаковых, винограда, оливок, сахарной свеклы, табака. Доходность предприятий туристического бизнеса характерна для всех регионов Республики и достигает 250 – 300%.

Идеи бизнеса с минимальными вложениями

Без больших капиталовложений наши земляки успешно ведут бизнес в сфере оказания услуг, открывая компании в таких направлениях:

  • Сервис по ремонту электронной техники;
  • Услуги по уходу за немощными и пожилыми гражданами;
  • Агентство по переводу оффлайн и онлайн;
  • Разработка компьютерных программ, их обеспечение и обслуживание.

Самыми популярными видами бизнеса для русского предпринимателя являются:

  • Открытие мини-отеля, салона красоты;
  • Приобретение виноградника или предприятия агротуризма.

О чем рассказывают русские предприниматели, иммигрировавшие в Италию

Для Татьяны встал вопрос: «Чем заняться?», когда она приехала в Верону, и вот уже четыре года там живет. Таня заметила, что итальянцы реально интересуются русской культурой, ведением бизнеса в России и др. Чтобы удовлетворить интерес своих знакомых местных жителей она создала свое дело – «Русский центр».

Здесь проводятся консультации для желающих продавать итальянскую брендовую одежду, сыры, оливковое масло в России, работают кулинарные курсы русской кухни. Недавно она открыла при Центре небольшой магазинчик русских сувениров, книг русской классики. Теперь она сотрудничает с турагентством, специализируясь по русскому культурному туризму.

Наш соотечественник Александр Котляр открыл в Генуе дело, с нюансами которого он знаком не понаслышке. Его агентство оказывает помощь русским гражданам, которые хотят иммигрировать в Италию с целью создания бизнеса.

Юридические нюансы

Самостоятельное учреждение и регистрация ИП (индивидуального предпринимателя) или фирмы занимает немало времени, но в результате иммигрант становится полноправным владельцем своей компании в Италии, ни от кого не зависящим. Он самостоятельно выбирает самую приемлемую форму организации своего бизнеса.

Этапы регистрации бизнеса в Италии

Получив ВНЖ будущий бизнесмен должен пройти такие стадии оформления своего дела:

  1. Разработать и утвердить нотариально уставные документы;
  2. Открыть банковский счет;
  3. Оплатить пошлину государству;
  4. Оформить соответствующую лицензию;
  5. Уведомить местное бюро труда о найме работников;
  6. Оформить бухгалтерскую документацию.

При соответствии документов норме Торговая палата зарегистрирует новую фирму. Стоимость оформления составит 220–300 евро.

Самыми популярными видами предприятий – юридических лиц в Италии – являются следующие:

  • Полное товарищество Società in nome collettivo , или SNC . Эта форма предусматривает наличие нескольких учредителей бизнеса с оговоренным распределением прибыли;
  • Коммандитное товарищество Società in accomandita semplice , или SAS . Эта форма предполагает как наличие участников, так и вкладчиков или коммандистов;
  • Открытие ООО характерно для крупного бизнеса, такие фирмы имеют штат сотрудников более 250 человек.

Открытие собственного ИП (индивидуального предприятия) наиболее подходит для начала предпринимательской карьеры.

Налогообложение

Система налогообложения Италии является самой сложной во всей Еврозоне. Поступления в госбюджет составляют 80% от всех государственных доходов.

Государством предусмотрены такие ставки налогов:

  • Налог с дохода, исчисляемый по прогрессивной ставке – 23–43%;
  • Налог в госбюджет с прибыли – 24% , в региональный – 4,25%;
  • НДС – 22% (для продовольствия – 10,5% , книжной продукции – 4%).

Гербовый налог полагается уплатить при оформлении юридических документов для ведения бизнеса.

Другие нюансы

Чтобы быть признанным в среде партнеров по бизнесу – итальянцев, лучше некоторое время узнать тонкости местной жизни, выучить язык, обычаи и нравы жителей страны. Менталитет итальянцев сказывается на ведении бизнеса русским предпринимателем. Жители страны ведут размеренный образ жизни, такой же ритм предпочитают и в деловых отношениях.

Они могут на час-полтора опоздать на деловую встречу, но очень обращают внимание на то, как партнер по бизнесу одет и во что обут, на его ухоженность и опрятность. Коррупция в стране тоже есть, но в завуалированной форме: от чужого человека никто из чиновников взятки не возьмет. Все решают родственные или дружеские отношения.

Как зарегистрировать фирму в Италии

Гражданин России, страны, не относимой Италией к числу нежелательных, в соответствии с итальянским законодательством, имеет право купить итальянскую компанию или зарегистрировать новую и владеть ею как инвестор. Но, ввиду того, что Россия до сих пор не является членом ряда международных организаций, для того, чтобы управлять собственной компанией, россиянину необходимо стать резидентом Италии Наиболее распространенной организационно-правовой формой компании, является “Sоsieta" a responsabilita" limitata (S.r.l.)” - общество с ограниченной ответственностью.

Минимальный уставный капитал “S.r.l.” составляет 20 миллионов итальянских лир (около 10.000 USD).

Учредителями могут быть как физические так и юридические лица.

Юридический адрес - должен быть обязательно, причем реально функционирующий.

Возможности использования уставного капитала итальянских предприятий такие же, как и в других странах Европы, т.е. может быть использован для деятельности предприятия.

Если у “S.r.l.” один участник, то уставный капитал должен быть оплачен 100% к моменту регистрации. Если участников больше, то возможно вначале оплатить лишь три десятых от уставного капитала, однако в любом случае к моменту активизации компании необходимо иметь полную оплату заявленного уставного капитала Компания вносится в Регистр предприятий той провинции, где она официально находится.

Балансовый отчет сдается один раз в год, однако отчеты по отдельным видам налогов предоставляются в офисы по налогам, в зависимости от оборота, ежеквартально или даже ежемесячно. В Италии, занимаясь бизнесом нужно иметь соответствующее профильное образование, опыт работы в данном направлении. И только ряд исключений из этих правил, которые появились совсем недавно, делают для россиян доступным самостоятельное управление собственной компанией, без необходимости прибегать к услугам, не всегда добросовестных, “номинальных директоров”.

Уникальной особенностью Италии, является то, что более 80% итальянских предприятий являются предприятиями фамильными, т.е. принадлежащими одной семье. Эта особенность придает особую устойчивость итальянской экономике, но, одновременно, она придает ей и некоторую “патриархальность”. В частности, итальянский рынок бизнеса весьма отличается от американо-английского варианта.

Публичных продаж действующего бизнеса в Италии фактически не практикуется. В итальянских газетах, каталогах и интернете практически невозможно встретить предложения типа американского “business for sale”.

Продажа бизнеса в Италии весьма приватная процедура, можно сказать интимная. Однако, с помощью профессиональных консультантов все можно уладить быстро, законно и достаточно дешево и выгодно для соискателя. Что касается публичных продаж, то они привились на итальянской почве, если не считать недвижимости, фактически только для франчайзинга, также привнесенного из США, Англии… А этот сектор рынка пока весьма не значителен в Италии.

В отличие от других стран Европы, Вы не должны ежегодно доказывать, что Ваша компания приносит пользу стране. Т.е. итальянское законодательство не устанавливает никаких требований к уплачиваемым компанией налогам, ее годовому обороту, количеству нанятых работников и т.п. Успехи в бизнесе - личное дело бизнесмена, а налоги и прочее - предмет его отношений с налоговыми органами, но не с “иммиграционными” службами.

Информация о законопослушном резиденте Италии (его доходах, активах…, как в Италии, так и в других странах Объединенной Европы), без его письменного согласия не может быть передана третьей стороне, ни итальянскими властями, ни властями других стран Объединенной Европы.

Немаловажно, что созданная россиянином резидентная итальянская компания имеет право в заявительном порядке регистрировать филиалы во всех странах Объединенной Европы, со всеми вытекающими последствиями для ведения бизнеса,
пребывания и т.д.

Заграничные доходы. Международное и национальное права в области налогообложения однозначно делят персон не на граждан, а на резидентов. Это означает, что главным является место постоянного пребывания. Русская персона, получившая итальянскую резиденцию а также итальянская фирма, созданная этой персоной, однозначно есть резиденты Италии, а следовательно имеют статус “non residente” касательно всех других стран. Резиденция всегда одна и не может быть двух резиденций. Согласно конвенции между России и Италией (Рим, 26 февраля 1985г.) полученные за рубежом доходы беспрепятственно переводятся в Италию и повторно налогом не облагаются (Италия имеет конвенционные соглашения об исключении двойного налогообложения с большинством стран мира, в т.ч. с Россией).

Валютные ограничения. В Италии, как и в любой другой развитой европейской стране, есть валютное регулирование. Все расчеты внутри Италии совершаются только: наличными - в итальянских лирах, безналичными - в ЕВРО. Приобретение недвижимости, а также ряда других крупных ценностей, возможно только сто счета в итальянском банке. Иностранные банки на финансовый рынок Италии допущены совсем недавно и непопулярны среди граждан и компаний. Расчеты между Россией и Италией возможны только в валютах, квотируемых Банком Италии, к которым рубли не относятся.

Расходы на обслуживание компании

Расходы на обслуживание компании в Италии во многом ниже чем в других странах Европы.

Итальянский закон не устанавливает никаких специальных требований для компаний созданных гражданами других стран, в том числе и россиянами. Нет требований ни к количеству нанятых местных работников, ни к минимальному годовому обороту, ни к количеству уплаченных за год налогов и т.д.

Нет так же требований касательно обязательного найма секретарей, директоров, бухгалтеров или иного персонала.

Фактически компания может иметь только Единственного Администратора (он же участник) и все.

Обязательным является наличие юридического адреса компании, причем реально функционирующего, и исполнение обязанностей налогоплательщика . Здесь возможны варианты.

  • Первый вариант, обычный в Италии, когда компания заключает договор с "Dottore Commercialista" на регулярное и постоянное бухгалтерское обслуживание. Такое обслуживание включает в себя регистрацию фактур, текущее ведение и учет коммерческих, финансовых и других хозяйственных документов компании, составление и подачу текущих и годовых налоговых форм и деклараций, а также балансов; представительство в налоговых органах. При таком обслуживании платится ежемесячно фиксированная сумма, в независимости от того, была ли в этом месяце реальная деятельность. Для маленьких предприятий данная сумма колеблется от 650.000 до 1.200.000 итальянских лир в месяц.
  • Вторым вариантом является случай, когда предприятие само ведет текущую работу и обращается за помощью к "dottore commercialista", лишь для составления годового баланса и годовых деклараций. В этом случае платится сумма по договоренности, которая может быть в районе 3,5 миллионов лир, если было мало операций. Однако в этом случае само предприятие также несет ответственность за текущий cчет и текущие декларации и само контактирует с налоговыми органами (для Италии практически неиспользуемая схема).

Налогообложение предприятий в Италии

Остановимся только на основных налогах.

Для компании типа "S.r.l." основными налогами являются:

  • Налог на добавленную стоимость (I.V.A.) - имеет три ставки, 4%, 10% и 20%, в зависимости от товара или услуг. Все товары и услуги, для предприятий, учитываются без НДС и предприятия лишь выполняют функцию оперирования движения расчетов по НДС.
  • Корпоративный налог "IRPEG" - им облагается чистая прибыль компании за вычетом всех допустимых затрат и он составляет единую ставку 37% . Налог реально не существенный, так как по обычной практике таких сумм у предприятий, как правило, нет. Обычно доходы тратятся на развитие компании, на заработную плату, на вознаграждения и т.п., а система формирования себестоимости в Италии вполне разумна.
  • Специальный налог “IRAP” со ставкой 4,25%, которая исчисляется из чистой прибыли, но не уменьшенной на суммы выплаченной заработной платы, вознаграждений и прочих выплат, увеличивающих доходы физических лиц, являющихся наемным персоналом или независимыми профессионалами или участниками компании. Данный налог является уже заметным и практически напоминает собой налог на прибыль, используемый в других странах.
  • Налоги на дивиденды - их расчет в настоящий момент не имеет твердой ставки в связи с изменением законодательства. Сейчас применяется сложная формула, упрощенно можно исходить из ставки 15% (для примера, Норвегия - 20%, Испания - 18%, Дания - 15%).
  • Налоги на проценты и роялти - 0 % (например, для Канады это 15% и 10%).
  • Налог на доходы физических лиц - он рассчитывается по шкале и зависят от вида декларирования, индивидуального или семейного; суммы совокупного дохода и прочих всевозможных условий и льгот. Ставка - от 5% до 35%. Для упрощения можно говорить, что при средних доходах, с учетом всевозможных льгот, ставка будет 5-7%.

На этом налоги можно завершить, хотя, конечно, не все так просто и итальянская налоговая система очень сложна и запутана. Отметим лишь, что не нужно доверять "специалистам", утверждающим, что в Италии огромные налоги на фирмы. На самом деле они меньше чем в соседних Германии, Франции, Швейцарии, не говоря уже про скандинавские страны. При правильном налоговом планировании, их можно существенно минимизировать.

Юридические аспекты

Законодательство Италии позволяет иностранцам, которые являются гражданами стран, не относимых Италией к числу нежелательных (Россия к таким не относится), осуществлять инвестиции и капиталовложения в бизнес, недвижимость, ценные бумаги, относимые к юрисдикции Италии, так же, как и итальянским гражданам.

Однако существуют определенные необходимости, в частности:

  • оплата приобретений должна быть осуществлена строго определенным образом;
  • приобретатель должен быть идентифицирован, то есть невозможно анонимное лицо, он должен легально находиться в Италии;
  • приобретатель должен иметь итальянский налоговый код;
  • приобретатель, как правило, должен быть представительной персоной, т.е. иметь поручителей из числа резидентов Италии;
  • сделки должны быть зарегистрированы в специальных государственных реестрах и только с момента их регистрации приобретают юридическую силу, а также нотариально удостоверены;
  • и многое другое

В наши дни бизнес в Италии становится все более привлекательным. Сделать это можно различными путями, начиная от покупки уже существующей компании либо дела и заканчивая организацией с нуля. Открытие бизнеса в Италии выгодно по самым различным причинам. Это и относительно низкий уровень налогов, возможность начала привлекательного дела при относительно небольших затратах, отсутствие ограничений при наборе местного персонала.

Единственный минус для крупного бизнеса - это необходимость проведения финансового, юридического аудита активов при покупке акций предприятия. Поэтому многие предпочитают начинать дело с самого начала, что намного проще в оформлении, регистрации.

Как открыть бизнес в самой Италии?

Для многих сегодня собственный бизнес в такой стране, как Италия, становится все более привлекательным. Эта высокоразвитая европейская страна предоставляет все больше возможностей, при этом заниматься собственной деятельностью могут граждане, которые только имеют вид на жительство. Специально для иностранцев есть несколько вариантов, как можно открыть собственное дело.

Налоги в Италии начисляются в полном соответствии с тем, какой статус имеет компания.

Если большая часть для деятельности осуществляется на территории страны, то предприятие считается резидентом и размер налога составляет 33%, кроме того, начисляется специальный региональный налог в размере 4,25% от всего дохода.

Нерезиденты такого регионального налога не платят, только от прибыли, полученной на территории Италии. Но если компания работает от трех месяцев именно в стране, то региональный налог начинают насчитывать.

Вернуться к оглавлению

Документация для открытия бизнеса

Чтобы начать бизнес в самой Италии, необходимо подготовить ряд документов на бизнес-визу. При этом весь пакет документации следует перевести дополнительно на английский либо итальянский язык. Такой пакет включает в себя:

Вернуться к оглавлению

Идеи для бизнеса

При вопросе, какой именно начать бизнес с Италией, чтобы он стал прибыльным, многие традиционно указывают на сельское хозяйство и объекты туризма. Сегодня именно эти сферы очень развиты, но, несмотря на большую конкуренцию, тут есть множество вариантов.

Но сначала рассмотрим, почему бизнес именно в Италии является таким выгодным перед остальными странами:

  • закон в Италии позволяет нанимать любое количество работников. Вовсе не обязательно, чтобы количество их было строго определенным, как во многих других странах;
  • руководство компании не обязательно должно включать только местных специалистов;
  • не требуется обязательный минимальный оборот, который часто становится причиной отказа от ведения дел во многих странах Европы;
  • получить лицензию на ведение бизнеса в Италии можно только в том случае, если вы являетесь резидентом страны либо у вас есть вид на жительство. Но большим плюсом стало то, что налоги тут самые маленькие в Европе. Если у вас нет вида на жительство, то единственным выходом является оформление своего дела на какого-либо местного жителя, то есть стать соучредителем. Но тут есть немалый риск, поэтому необходимо взвесить все «за» и «против».

Итак, какой открыть бизнес в Италии лучше всего? Очень часто местные жители самостоятельно организовывают какое-либо дело только для того, чтобы впоследствии продать его иностранцам. Поэтому, перед тем как что-либо начинать, ознакомьтесь с местными законами и условиями работы. Если вы не можете понять какие-то моменты, то лучше проконсультироваться со специалистами.

Но есть один совет, который рекомендуется соблюдать для всех: не покупайте уже готовый бизнес, лучше начинать собственный, получить на него лицензию и только после этого приобретать местные компании.

Как уже было отмечено выше, самое выгодное направление для бизнеса - сельское хозяйство. Речь идет о виноградниках, которыми славится Италия. Это самый популярный вид деятельности, бизнес с Италией в этом направлении сегодня ведут самые различные страны мира. Это связано непосредственно с поставками самого винограда либо продукцией виноделен. Но не стоит думать, что раз вы приобрели виноградник, то дела сразу пойдут в гору. Это очень серьезное и ответственное дело, выбирать участок для покупки также необходимо тщательно. Сами специалисты заявляют, что на продажу выставляются только самые плохие виноградники, то есть прибыли от них никакой вы не получите.

Если приобретаете такой бизнес, как хобби, то можно и искать в открытой продаже, но для серьезного дела подбирать компанию на открытых торгах не стоит. Да и цена хорошего виноградника не так мала - порядка от одного до восьми миллионов евро! Какой совет тут можно дать? Сначала разберитесь в вопросах виноделия, проконсультируйтесь со знающими специалистами, только после этого можно приступать к выбору.

Вернуться к оглавлению

Как на счет гостиничного бизнеса?

Есть еще один вид бизнеса, приносящий в Италии хороший доход. Это касается гостиничного и ресторанного дела. Сегодня продается большое количество гостиниц и мини-отелей, особенно на побережье, куда круглый год съезжаются туристы со всего мира. Но есть здесь и свои подводные камни.

Если вы собираетесь заниматься серьезным делом, то не стоит покупать сеть мини-отелей, число номеров в которых составляет до ста. Это связано с тем, что подобными заведениями пользуются только местные жители, а вот туристам они интересны редко. Кроме того, местные заселяются только сезонно либо во время праздников. Да и сдать в аренду такой отель для специальной управляющей компании не получится, они не интересуются такими заведениями.

Какой выход есть? Покупайте большой отель, к примеру, гостиница на 200 и больше номеров способна очень быстро окупить вложенные средства и начать приносить реальную прибыль. Самыми доходными считаются отели с количеством звезд 3-4, которые пользуются наибольшей популярностью среди туристов даже в условиях экономического кризиса.