Опубликованы интересные факты о комедиях гайдая. Леонид гайдай интересные факты

Вот уж кто точно знал, что шутки - дело серьезное.

У автора знаменитых комедий, человека, благодаря которому появились на экранах Шурик, товарищ Саахов, Трус, Балбес и Бывалый, а заодно и Иван Васильевич, который меняет профессию (уникальный случай, когда героям лент одного режиссера ставят 11 памятников по всей стране!)- день рождения. Пусть и не юбилей, не круглая дата. Пусть и самого Леонида Гайдая давно нет с нами. Но его ленты, которые смотрят и старики, и школьники - по-прежнему интересны и любимы. А, значит, стоит вспомнить его - с улыбкой.

Факт первый. Леонид Гайдай и «проба пера»

О первой, весьма комической, «пробе пера» легендарного режиссера мало кто знает. А говорить об этом случае без смеха невозможно. 1937 год, Иркутск. В детстве Леня Гайдай, как и его брат, пробовал перо. Но вот беда. Девятиклассник Саша Гайдай, старший брат и известный в будущем журналист, публикует в «Пионерской правде» стихотворение. Леня Гайдай, младший брат, тоже рассчитывает на будущую славу (и небезосновательно). Поэтому переписывает вирши от руки и относит в местную газету. Там находят строки небездарными и публикуют. Гордый Леня Гайдай хвастается брату. Занавес...

Факт второй. Первая роль в Театре Сатиры — открывать занавес и бегать за водкой

Ирония судьбы это или нет, но первая роль в театре у Леонида Гайдая, хотя и мельком, но связана с сатирой, которая станет его призванием. Гайдаю 17 лет, 1941 год, он выпускник школы. Только что началась война. И перед призывом он устраивается рабочим сцены в иркутский областной драмтеатр. Вскоре в город эвакуируют московский театр Сатиры. Леонид ставит декорации, открывает и закрывает занавес, знакомится со знаменитостями, бегает для них за водкой в монопольку. Вскоре знает все роли наизусть. Нет, все-таки это была судьба.

Факт третий. С ним шли в разведку

В 1942 году Леонид Гайдай попадает на фронт. Сначала в Монголию, а вскоре его перевели на Калининский фронт в пешую разведку. Как выяснилось совсем недавно, во время войны он совершил подвиг. Тому есть и документальное подтверждение. В Приказе № 069 по 1263-му стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии говорится так: «Красноармеец пешей разведки Гайдай Леонид Иванович (отчество Иович было непривычным, но остальные данные совпадают. - Прим. авт.) за то, что боях за деревню Енкино 14.12.1942 г. забросал гранатами огневую точку противника, лично уничтожил трех немцев и вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленного, награждается медалью «За боевые заслуги». В одном из боев Гайдай подорвался на противопехотной мине. Медики хотели ампутировать ногу, но Леонид ее «отвоевал». В 1944-м его комиссовали по инвалидности. Рана терзала до последних дней жизни.

Факт четвертый. “Пес Барбос и необычайный кросс” появился на основе газетного фельетона.

Талант -он кто? Талант — он видит в обычном — необычное, в сто раз виденном — новое. Так и Гайдай. Иркутск. Именно здесь, на чердаке отчего дома, он наткнулся на старую подшивку “Правды” с фельетоном Степана Олейника и под его впечатлением написал сценарий короткометражки “Пес Барбос и необычайный кросс”. Отстуканные одним пальцем на старенькой машинке листы “Барбоса” домочадцы восприняли критически: ну и что смешного в том, что по лесу три мужика бегают от собаки? Они и представить не могли, какая эксцентрика, какие сцены уже рождаются в воображении Гайдая-младшего. По сути, на чердаке появились на свет Балбес, Трус и Бывалый - легендарная тройка российского кино.

Факт пятый. Веселые истории - дело серьезное

Требуют подготовки. Правду говорят о том, что авторы комедий — люди отнюдь не легкомысленные! Вот доказательства. Для работы над эпизодом драки Шурика с Балбесом на рапирах пригласили преподавателя фехтования. Он учил их драться профессионально. Но Гайдай смотрел скучающим взглядом:

— Деретесь вы, конечно, хорошо, но все это тоскливо. У нас же комедия, надо искать изюминку.

Нашли. Гайдай предложил Шурику проткнуть Балбеса шпагой, и когда тот полезет за пазуху, то рука окажется в крови. Играет похоронная музыка. Балбес опечален. Оказывается, Шурик попал шпагой в бутылку, которую тот спрятал за пазуху. Бутылка разбилась, красное вино разлилось...

В ходе погони на складе Балбес натыкается на скелет. Было отыграно восемь вариантов. Победил один. Никулин сделал жест, непредусмотренный сценарием: сунул палец между челюстями, скелета, те щелкнули... Первые зрители - это обычно киномеханики студии, народ поднаторевший в кино- хохотали.

И третья история. В новелле "Наваждение" в сцене, когда Шурик и Лида, обалдевшие от экзаменов, идут вместе, читая учебник, режиссер добавил новые кадры. Помните, собака-боксер, мимо которой движется парочка, удивленно смотрит ей вслед. Смешно. Но Гайдаю мало. Он ложится под собаку, командует оператору: "Снимай!" — а сам поднимает ей передние лапы, отчего плечи ее шевелятся. Получилось, что она как бы пожимает от удивления плечами, мол, ну и ну!

Факт шестой. Деньги - сор, кайф - в работе

Когда в 1966-м в прокат вышла «Кавказская пленница», он получил за нее гонорар 600 рублей. И приехал в Иркутск.

Это были огромные деньги, и мы их попросту растранжирили, - с улыбкой вспоминал артист Виктор Егунов. - Я зарплату получал 69 рублей. Он ночевал у меня, мы с ним беспробудно пили. Трепались обо всем. С Егуновым Гайдай учился в театральной студии, потом не раз встречались в Москве. Как вспоминал актер драмтеатра, Леонид Ивович «остроумный, смешной, много анекдотов рассказывал. Но внешне производил впечатление смурного. Никто бы не сказал, что он артист».

Леонид Гайдай не умел экономить. В «Иване Васильевиче» - в сцене «банкета» - он решительно забастовал против осетров из папье-маше и, потратив бешеные по тем временам 200 рублей, раздобыл все натуральное. Без проблем была куплена только икра заморская - баклажанная. Когда сцену сняли, обнаружили, что вместе с икрой и осетрами по оплошности засняли бутылку боржоми. Надо переснимать и все покупать снова.

Факт седьмой.8451 Gaidai

Это не цифры пароля. А нечто другое. Совершенно нет данных, как режиссер Леонид Гайдай относился к тому, что его имя носит целая планета. Правда, малая планета. И ее видели разве что астрономы. Наверное, с юмором. И то — если вообще знал о ее существовании. Тем не менее планета 8451 Гайдай открыта 11 сентября 1977 года астрономом Н. С. Черных и названа в честь любимого кинорежиссера.

Факт восьмой. Борьба с цензурой и принцип разведчика

Помните Штирлица? Главный разведчик советского кино справедливо считал - запоминается последнее. Этим же маневром пользовался в реальной жизни режиссер Леонид Гайдай, обходя цензуру.

После своего первого фильма «Жених с того света», он было заработал клеймо антисоветчика. И Гайдай, с подсказки Пырьева, научился маневрировать и торговаться: когда ему «выкатили» сорок поправок к «Бриллиантовой руке», он приделал в конце фильма ядерный взрыв, и в итоге вырезали только его.

«Я требую продолжения банкета!», «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Птичку жалко!»... Почти все знаменитые фразочки, которые потом стали крылатыми, Гайдай подслушал на улице или у друзей. В его комедиях нет ни одного случайного слова. Даже иностранная тарабарщина в «Бриллиантовой руке» - это не просто набор звуков. Ночью перед съемками Гайдай с Никулиным за бутылочкой вина ломали себе голову над «переводом» диалога с турецкой путаной: «Что ты наделал, глупый вонючка!» - «От глупой вонючки и слышу!» Никулина озарило: вонючка - это скунс, а все вместе - крукл скунс табл шляхт! Гайдай говорит: «Здорово, надо усилить! Крукл скунс табл шляхт мордюк!» «Почему, - спрашивает Никулин, - мордюк?» - «А я вчера с Мордюковой поругался».

Факт девятый. 22 Остапа

На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актеров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили. Гайдай срочно пригласил его на пробы и сразу же принял. В «Госкино» возмутились:

Почему Бендером будет грузин?

Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой? - среагировал Гайдай.

Гомиашвили сыграл Бендера, но на озвучание не пришел из-за болезни. Его герой говорит в фильме голосом актера Юрия Саранцева, что ужасно не нравилось Арчилу Михайловичу.

Факт десятый. А за мышей ответишь!

Творческие люди обидчивы. Вот что рассказывал "КП" москвич Владимир Цукерман, который знает про Труса, Балбеса и Бывалого буквально все.

В «Кавказской пленнице» тяжело давались сцены погони. Гайдай нервничал: «Не смешно!» Обстановка накаленная. В час ночи всегда шел просмотр снятого за день материала, на который никого не пускали, даже жен - там как раз отдыхали жены Вицина и Никулина. А Моргунов пришел туда с девушкой.

И в этой нервной обстановке сказал: «Гайдай, ты мышей не ловишь!» Тот проглотил. За него вступился директор картины: «Посторонние должны покинуть помещение!» Моргунов - девушке: «Сиди, сиди, это к тебе не относится». «Прошу очистить помещение!» - повторил директор. Моргунов держит девушку. Тогда директор сказал: «Просмотр отменяется, а с вами это наш последний фильм». Гайдай обиделся за мышей. Многие пытались позже их помирить, тот же Бондарчук, которого Бывалый привел в искусство. Но Гайдай был непреклонен. И только спустя 27 лет, когда на открытии Музея трех актеров я специально посадил их рядом, они помирились.

В творческой копилке Леонида Гайдая всего 20 фильмов, но почти каждый из них сейчас входит в золотой фонд советского кинематографа. «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция “Ы”», «12 стульев», «Пес Барбос и необычный кросс» - все эти фильмы считаются шедеврами советской комедии и любимы несколькими поколениями зрителей. Однако у каждого из них был свой долгий путь к большим экранам, причем подчас обойти запрет цензуры и добраться до зрителя комедиям Гайдая помогали судьбоносные случайности.

«Иван Васильевич меняет профессию»

  • Если бы не цензура, Иван Васильевич менял бы профессию на 10 минут дольше – Гайдая заставили вырезать 177 метров отснятого материала.
  • Главному редактору Госкино больше всего было обидно за царя: «Я не позволю издеваться над Иваном Грозным! Что вы его дураком выставляете?!» Гайдай отвечал, что это не царь, а переодетый управдом, но тот был непреклонен: «Это бросает тень на царя!» Из-за этого «Иван Васильевич» дважды оказывался на полке.
  • В режиссерской версии фильма был эпизод, где Иван Грозный стоит на кухне Шурика у плиты и жарит котлеты. Тот самый главный редактор Госкино долго убеждал худсовет, что из-за этой сцены нужно как минимум отказать фильму в прокате. Но Гайдай уговорил коллегию просто вырезать этот эпизод, оставив Ивана Васильевича без котлет.
  • Первоначально на вопрос управдома-царя Бунши «За чей счет этот банкет? Кто оплачивает это изобилие?» был ответ: «Народ, батюшка, народ!» Но для худсовета это было уж слишком явное подтрунивание над советской властью. В итоге лента вышла с фразой: «Во всяком случае, не мы!»
  • Проблемы возникли у Ивана Грозного и с местом жительства. Сцена допроса милиционером Ивана Васильевича предполагалась такой: «Где живете? Адрес, я спрашиваю!» - «Москва. Кремль». Но цензура назвала Кремль «святым местом», над которым смеяться нельзя, и потому в конечном варианте герой Яковлева живет в «палатах царских».
  • Подвергли критике и реплику Бунши о репертуаре. В цитате «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь!» зацензурировали творческую интеллигенцию.
  • Однако не все правки испортили картину. Например, в сцене, где управдом-царь Бунша принимает шведского посла, фразу «За мир и дружбу!» заменили на «Гитлер капут!»

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

  • Как должен был начинаться фильм про кавказскую пленницу? Дощатый забор. Мимо идет Трус. Пишет слева букву Х. Потом подходит Балбес. Правее приписывает букву У. Бывалый же, появившись в кадре, завершает: «Художественный фильм». Цензура юмора не оценила и постановила сцену вырезать.
  • Казалось бы, чего аморального в песне о султане? Однако в Госкино назвали ее пропагандой аморального образа жизни. Вот что рассказывал о ней Яков Аронович Костюковский, сценарист и соавтор слов к песням из «Кавказской пленницы»:

«Многострадальная песня! Мы с соавтором Слободским так радовались, когда Юрий Никулин ее блестяще спел. Но Пырьев - в то время худрук объединения «Луч» на «Мосфильме» - заявил, что ее нужно выбросить. Гайдай же отстоял песню, согласившись вырезать лишь некоторые слова».

А вот как полностью выглядит текст песни «Если б я был султан»:

Если б я был султан, я б имел трех жен,
И тройной красотой был бы окружен.
Но, с другой стороны, при таких делах
Столько бед и забот, ах, спаси Аллах!


Но очень плохо с другой стороны.

(Куплет не вошел в фильм)
Зульфия мой халат гладит у доски,
Шьет Гюли, а Фатьма штопает носки.
Три жены - красота, что ни говори,
Но, с другой стороны, тещи тоже три.

Не очень плохо иметь три жены,

(Куплет не вошел в фильм)
Если даст мне жена каждая по сто,
Итого триста грамм - это кое-что!
Но когда «на бровях» прихожу домой -
Мне скандал предстоит с каждою женой!

Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.

Как быть нам, султанам, ясность тут нужна:
Сколько жен в самый раз - три или одна?
На вопрос на такой есть ответ простой:
Если б я был султан - был бы холостой!

Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.

  • Песня про медведей, впрочем, тоже оказалась «неправильной» по мнению Госкино. В оригинале текста медведи чесали спину о земную ось. Но редколлегия придралась: «Почему медведи в песне чешутся? У них блохи? Не эстетично!» Так медведи перестали чесаться и исполнили рекомендацию партии.
  • Знаменитую фразу «А в соседнем районе жених украл члена партии!» Балбеса должен был произносить герой Фрунзика Мкртчяна, но при чтении сценария чиновники потребовали убрать эти слова: «Это оскорбляет и порочит членов партии!» Однако Никулин, решив, что все дело в акценте Мкртчяна, посоветовал Гайдаю передать эти слова его герою – Балбесу. И оказалось, что дело совсем не в акценте, а в персонаже, который эти слова произносит: в устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза о члене партии прозвучала настолько по-дурацки, что казалась очередной его выдумкой и не очерняла ни одного коммуниста в СССР. Как и все остальные фразы, произнесенные незабываемой троицей («Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!»).
  • Первоначально «Кавказская пленница» была запрещена к показу. Но фильм совершенно случайно попал к Леониду Брежневу, и тот, по большей части оставшись довольным комедией, разрешил пустить ее в прокат. В итоге «Кавказская пленница» занимает четвертое место в СССР по сборам.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

  • Поначалу сценарий ленты шел под тривиальным названием «Несерьезные истории» (или «Смешные истории»), но худрук и цензор Иван Александрович Пырьев, который потом не раз то разносил, то спасал фильмы Гайдая, предложил назвать его «Операция "Ы"». Всем, включая Гайдая, понравилось.
  • Первоначально Шурика звали Владик – Владлен Арьков. Но как у комического персонажа может быть имя вождя мирового пролетариата? Естественно, цензура постановила переименовать главного героя.
  • Песня «Постой, паровоз» показалась цензурному комитету слишком уж блатной, и Гайдай согласился вырезать один куплет, чтобы остальная песня, все же, осталась в фильме. По словам сценариста Якова Костюковского, вырезанный куплет звучал так:

Пусть гадом я буду -
Я пилку достану,
Решетку я ею перепилю.
Пускай луна светит своим коварным светом,
Но я из тюряги убегу…

  • На финальном смотре цензурная комиссия отказала фильму в широком прокате. Причиной стал отказ Гайдая вырезать сцены, где студенты сдают экзамен (потому что, по мнению комиссии, это больше напоминало какой-то капустник) и где «негр» Верзила гоняется за Шуриком по стройке («совершенно лишняя, не несущая никакого смысла сцена» - говорили о ней цензоры). Гайдай категорически отказался вносить правки, и фильму была присвоена 2 категория. Только после вмешательства худрука Пырьева и директора «Мосфильма» Сурина картина была спасена и выпущена как фильм 1-й категории.

«Бриллиантовая рука»

  • После тотальной правки сценария (40 замечаний!) Госкино отправило к Гайдаю на съемочную площадку «Бриллиантовой руки» контролера из КГБ: человек должен был наблюдать за съемками, вовремя останавливать режиссера и обо все докладывать «наверх».
  • Чтобы съемки начались без дополнительных проверок, режиссеру пришлось все же еще поработать со сценарием: сделать более заметной роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «Как говорит шеф, главное в нашем деле - социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год».
  • Эпизод стриптиза Светланы Светличной был одним из первых на удаление – цензоры признали его слишком соблазнительным, отметив, что формулировка «Он сам пришел!» вины с актрисы не снимает.
  • Цензоры с самого начала просмотра картины отметили, что Лёлика в фильме быть не должно – уж слишком он напоминает Брежнева. Особенно когда состоялся его крепкий «поцелуй» с Гешей.
  • Если внимательно смотреться в сцену, где управдомша тов. Плющ (Нонна Мордюкова) говорит Наде, жене Семена Семеновича «И я не удивлюсь, если завтра узнаете, что ваш муж тайно посещает любовницу!», то можно заметить, что губы у нее произносят совсем другое слово – «синагогу». Дело в том, что именно так Гайдай первоначально хотел видеть реплику. Но цензоры воспротивились: пусть уж лучше к любовнице!

На этих фильмах выросли многие, так давайте теперь заглянем в историю их создания. Интересные факты о пяти самых популярных комедиях Гайдая, — предлагает сайт byaki.net

"Операция "Ы" и другие приключения Шурика"

В 1965 году в прокат вышла комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Этот фильм снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Баку и Одессе. Перед началом съемочного процесса сценарий, по традиции, проходил утверждение "в верхах". Цензоры-идеологи не давали разрешения на старт процесса, пока главный герой носит имя Владика. В итоге Леонид Гайдай согласился переименовать студента, назвав его Шуриком.

Известно, что на эту роль пробовалось много артистов. Среди них были Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Александр Збруев и Андрей Миронов. Поначалу Леонид Гайдай утвердил на роль Валерия Носика, но, увидев фотографию Александра Демьяненко, понял, что нашел идеального кандидата. А Носик сыграл эпизодическую роль студента-картежника.

На "Мосфильме" любят вспоминать историю, как Гайдай раскритиковал фигуру Натальи Селезневой. Молодая актриса рассердилась на его замечание, и в качестве доказательства своей стройности сняла сарафан. Интересно, что операторам заранее была дана команда "Мотор!", поэтому сцена с раздеванием произошла очень естественно.

"Кавказская пленница"

Этот фильм мог и не появиться на свет, если бы Леонид Гайдай не прочитал заметку о похищенной в Закавказье невесте.
Сегодня сложно представить, но поначалу комедию по цензурным соображениям отправили пылиться в архив. И лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств "Кавказская пленница" "пошла в народ". Одним из первых зрителей фильма стал генсек Леонид Брежнев, Ему показали комедию, намекнув, что в ней есть крамольные моменты, порочащие честь партийных лидеров. В частности, цензоры были недовольны провокационной фразой "А в соседнем районе жених украл члена партии!". Но первое лицо государства юмор Гайдая оценил, это и стало пропуском на широкий экран.

"Бриллиантовая рука"

Идея сценария для этой комедии Леониду Гайдаю также пришла во время чтения газеты. В "Правде" режиссер нашел статью о борьбе с контрабандистами, которые вывозили за границу ценные вещи в гипсе. Как и в "Кавказской пленнице", Гайдай придумал в фильме роль для Юрия Никулина. Артисту даже пришлось взять шестимесячный отпуск в цирке, чтобы воплотить задуманное режиссером. И какая началась паника, когда прокатился слух, что Никулин умер. Виновницей "утки" стала горничная гостиницы, обнаружившая муляж тела актера, накрытый простыней. Его подготовили для сцены, в которой Семен Горбунков падает из багажника "Москвича", летящего на вертолете. Пришлось срочно успокаивать общественность и демонстрировать живого актера.

"12 стульев"


В 1971 году зрители увидели новое творение Леонида Гайдая - комедию "12 стульев". Режиссер очень любил это произведение И.Ильфа и Е.Петрова, и когда получил разрешение на съемки, сценарий был готов всего за одну неделю.
О фильме "12 стульев" известен тот факт, что режиссер мечтал использовать в качестве реквизита настоящие стулья работы мастера Гамбса. Удалось найти лишь один из них, но владелица раритета не согласилась его продать. В результате пришлось создавать точную копию. Стулья заказывали за границей - в СССР не нашлось мастеров, которые сумели бы воссоздать мебельный шедевр.

"Иван Васильевич меняет профессию"

1973 год. И вновь поклонники творчества Леонида Гайдая стремятся в кинотеатры, чтобы посмотреть его новую комедию "Иван Васильевич меняет профессию". Интересно, что и к ней, как и более ранним фильмам режиссера, тоже были претензии у цензоров. Гайдаю пришлось изменить фразу царя о месте жительства. Поначалу она звучала, как "Москва, Кремль". В итоге, после критики, Иоанн Васильевич на вопрос милиционера отвечал, что живет в палатах.

У автора знаменитых комедий, человека, благодаря которому появились на экранах Шурик, товарищ Саахов, Трус, Балбес и Бывалый, а заодно и Иван Васильевич, который меняет профессию - день рождения. Пусть и не юбилей, не круглая дата - 93 года. И самого Леонида Гайдая давно нет с нами. Но его ленты, которые смотрят и старики, и школьники, по-прежнему интересны и любимы . Мы собрали малоизвестные, но очень занятные факты из биографии великого режиссера.

Факт первый. Леонид Гайдай и «проба пера»

А говорить об этом случае без смеха невозможно. 1937 год, Иркутск . В детстве Леня Гайдай, как и его брат, пробовал перо. Но вот беда. Девятиклассник Саша Гайдай, старший брат и известный в будущем журналист, публикует в «Пионерской правде» стихотворение. Леня Гайдай, младший брат, тоже рассчитывает на будущую славу (и небезосновательно). Поэтому переписывает вирши от руки и относит в местную газету. Там находят строки небездарными и публикуют. Гордый Леня Гайдай хвастается брату. Занавес...

Факт второй. Первая роль в Театре Сатиры - открывать занавес и бегать за водкой

Ирония судьбы это или нет, но первая роль в театре у Леонида Гайдая, хотя и мельком, но связана с сатирой, которая станет его призванием. Гайдаю 17 лет, 1941 год, он выпускник школы. Только что началась война. И перед призывом он устраивается рабочим сцены в иркутский областной драмтеатр. Вскоре в город эвакуируют московский театр Сатиры. Леонид ставит декорации, открывает и закрывает занавес, знакомится со знаменитостями, бегает для них за водкой в монопольку. Вскоре знает все роли наизусть. Нет, все-таки это была судьба.

Факт третий. С ним шли в разведку

В 1942 году Леонид Гайдай попадает на фронт. Сначала в Монголию , а вскоре его перевели на Калининский фронт в пешую разведку. Как выяснилось совсем недавно, во время войны он совершил подвиг. Тому есть и документальное подтверждение. В Приказе № 069 по 1263-му стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии говорится так: «Красноармеец пешей разведки Гайдай Леонид Иванович (отчество Иович было непривычным, но остальные данные совпадают. – Прим. авт.) за то, что боях за деревню Енкино 14.12.1942 г. забросал гранатами огневую точку противника, лично уничтожил трех немцев и вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленного, награждается медалью «За боев ые заслуги». В одном из боев Гайдай подорвался на противопехотной мине. Медики хотели ампутировать ногу, но Леонид ее «отвоевал». В 1944-м его комиссовали по инвалидности. Рана терзала до последних дней жизни.


Факт четвертый. “Пес Барбос и необычайный кросс” появился на основе газетного фельетона.

Талант - он кто? Талант - он видит в обычном - необычное, в сто раз виденном - новое. Так и Гайдай. Иркутск. Именно здесь, на чердаке отчего дома, он наткнулся на старую подшивку “Правды” с фельетоном Степана Олейника и под его впечатлением написал сценарий короткометражки “Пес Барбос и необычайный кросс”. Отстуканные одним пальцем на старенькой машинке листы “Барбоса” домочадцы восприняли критически: ну и что смешного в том, что по лесу три мужика бегают от собаки? Они и представить не могли, какая эксцентрика, какие сцены уже рождаются в воображении Гайдая-младшего. По сути, на чердаке появились на свет Балбес, Трус и Бывалый – легендарная тройка российского кино.

Факт пятый. Веселые истории - дело серьезное

Требуют подготовки. Правду говорят о том, что авторы комедий - люди отнюдь не легкомысленные! Вот доказательства. Для работы над эпизодом драки Шурика с Балбесом на рапирах пригласили преподавателя фехтования. Он учил их драться профессионально. Но Гайдай смотрел скучающим взглядом:

Деретесь вы, конечно, хорошо, но все это тоскливо. У нас же комедия, надо искать изюминку.

Нашли. Гайдай предложил Шурику проткнуть Балбеса шпагой, и когда тот полезет за пазуху, то рука окажется в крови. Играет похоронная музыка. Балбес опечален. Оказывается, Шурик попал шпагой в бутылку, которую тот спрятал за пазуху. Бутылка разбилась, красное вино разлилось...

В ходе погони на складе Балбес натыкается на скелет. Было отыграно восемь вариантов. Победил один. Никулин сделал жест, непредусмотренный сценарием: сунул палец между челюстями, скелета, те щелкнули... Первые зрители - это обычно киномеханики студии, народ поднаторевший в кино- хохотали.

И третья история. В новелле "Наваждение" в сцене, когда Шурик и Лида , обалдевшие от экзаменов, идут вместе, читая учебник, режиссер добавил новые кадры. Помните, собака-боксер, мимо которой движется парочка, удивленно смотрит ей вслед. Смешно. Но Гайдаю мало. Он ложится под собаку, командует оператору: "Снимай!" - а сам поднимает ей передние лапы, отчего плечи ее шевелятся. Получилось, что она как бы пожимает от удивления плечами, мол, ну и ну!


В Иркутске Гайдай и Егунов прокутили гонорар за "Кавказскую пленницу".

Факт шестой. Деньги - сор, кайф - в работе

Когда в 1966-м в прокат вышла «Кавказская пленница», он получил за нее гонорар 600 рублей. И приехал в Иркутск.

 Это были огромные деньги, и мы их попросту растранжирили, - с улыбкой вспоминал артист Виктор Егунов. – Я зарплату получал 69 рублей. Он ночевал у меня, мы с ним беспробудно пили. Трепались обо всем. С Егуновым Гайдай учился в театральной студии, потом не раз встречались в Москве . Как вспоминал актер драмтеатра, Леонид Ивович «остроумный, смешной, много анекдотов рассказывал. Но внешне производил впечатление смурного. Никто бы не сказал, что он артист».

Леонид Гайдай не умел экономить. В «Иване Васильевиче» - в сцене «банкета» - он решительно забастовал против осетров из папье-маше и, потратив бешеные по тем временам 200 рублей, раздобыл все натуральное. Без проблем была куплена только икра заморская - баклажанная. Когда сцену сняли, обнаружили, что вместе с икрой и осетрами по оплошности засняли бутылку боржоми . Надо переснимать и все покупать снова.

Факт седьмой. 8451 Gaidai

Это не цифры пароля. А нечто другое. Совершенно нет данных, как режиссер Леонид Гайдай относился к тому, что его имя носит целая планета. Правда, малая планета. И ее видели разве что астрономы. Наверное, с юмором. И то - если вообще знал о ее существовании. Тем не менее планета 8451 Гайдай открыта 11 сентября 1977 года астрономом Н. С. Черных и названа в честь любимого кинорежиссера.


Факт восьмой. Борьба с цензурой и принцип разведчика

Помните Штирлица ? Главный разведчик советского кино справедливо считал -запоминается последнее. Этим же маневром пользовался в реальной жизни режиссер Леонид Гайдай, обходя цензуру.

После своего первого фильма «Жених с того света», он было заработал клеймо антисоветчика. И Гайдай, с подсказки Пырьева , научился маневрировать и торговаться: когда ему «выкатили» сорок поправок к «Бриллиантовой руке», он приделал в конце фильма ядерный взрыв, и в итоге вырезали только его.

«Я требую продолжения банкета!», «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Птичку жалко!»... Почти все знаменитые фразочки, которые потом стали крылатыми, Гайдай подслушал на улице или у друзей. В его комедиях нет ни одного случайного слова. Даже иностранная тарабарщина в «Бриллиантовой руке» - это не просто набор звуков. Ночью перед съемками Гайдай с Никулиным за бутылочкой вина ломали себе голову над «переводом» диалога с турецкой путаной: «Что ты наделал, глупый вонючка!» - «От глупой вонючки и слышу!» Никулина озарило: вонючка - это скунс, а все вместе - крукл скунс табл шляхт! Гайдай говорит: «Здорово, надо усилить! Крукл скунс табл шляхт мордюк!» «Почему, - спрашивает Никулин, - мордюк?» - «А я вчера с Мордюковой поругался».

Факт девятый. 22 Остапа

На роль Остапа-Сулеймана -Берта-Марии Бендер -бея Гайдай искал актеров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий , Алексей Баталов, Олег Борисов , Валентин Гафт , Евгений Евстигнеев , Андрей Миронов , Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт , Михаил Козаков , Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили . Гайдай срочно пригласил его на пробы и сразу же принял. В «Госкино » возмутились:


Факт десятый. А за мышей ответишь!

Творческие люди обидчивы. Вот что рассказывал "КП " москвич Владимир Цукерман , который знает про Труса, Балбеса и Бывалого буквально все.

В «Кавказской пленнице» тяжело давались сцены погони. Гайдай нервничал: «Не смешно!» Обстановка накаленная. В час ночи всегда шел просмотр снятого за день материала, на который никого не пускали, даже жен - там как раз отдыхали жены Вицина и Никулина. А Моргунов пришел туда с девушкой.

И в этой нервной обстановке сказал: «Гайдай, ты мышей не ловишь!» Тот проглотил. За него вступился директор картины: «Посторонние должны покинуть помещение!» Моргунов - девушке: «Сиди, сиди, это к тебе не относится». «Прошу очистить помещение!» - повторил директор. Моргунов держит девушку. Тогда директор сказал: «Просмотр отменяется, а с вами это наш последний фильм». Гайдай обиделся за мышей. Многие пытались позже их помирить, тот же Бондарчук , которого Бывалый привел в искусство. Но Гайдай был непреклонен. И только спустя 27 лет, когда на открытии Музея трех актеров я специально посадил их рядом, они помирились.

x HTML-код

Самые смешные фрагменты из фильмов Леонида Гайдая. 30 января знаменитому режиссеру исполняется 90 лет

Поделилось

30 января известному советскому кинорежиссеру Леониду Гайдаю исполнился бы 91 год. Он вошел в историю отечественного кинематографа как создатель искрометных комедий, многие из которых стали классикой жанра. Мы решили вспомнить интересные факты о любимых фильмах!

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
В 1965 году в прокат вышла комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Этот фильм снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Баку и Одессе. Перед началом съемочного процесса сценарий, по традиции, проходил утверждение «в верхах». Цензоры-идеологи не давали разрешения на старт процесса, пока главный герой носит имя Владика. В итоге Леонид Гайдай согласился переименовать студента, назвав его Шуриком.

Известно, что на эту роль пробовалось много артистов. Среди них были Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Александр Збруев и Андрей Миронов. Поначалу Леонид Гайдай утвердил на роль Валерия Носика, но, увидев фотографию Александра Демьяненко, понял, что нашел идеального кандидата. А Носик сыграл эпизодическую роль студента-картежника.

На «Мосфильме» любят вспоминать историю, как Гайдай раскритиковал фигуру Натальи Селезневой. Молодая актриса рассердилась на его замечание, и в качестве доказательства своей стройности сняла сарафан. Интересно, что операторам заранее была дана команда «Мотор!», поэтому сцена с раздеванием произошла очень естественно.

«Кавказская пленница»
Этот фильм мог и не появиться на свет, если бы Леонид Гайдай не прочитал заметку о похищенной в Закавказье невесте.
Сегодня сложно представить, но поначалу комедию по цензурным соображениям отправили пылиться в архив. И лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств «Кавказская пленница» «пошла в народ». Одним из первых зрителей фильма стал генсек Леонид Брежнев, Ему показали комедию, намекнув, что в ней есть крамольные моменты, порочащие честь партийных лидеров. В частности, цензоры были недовольны провокационной фразой «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Но первое лицо государства юмор Гайдая оценил, это и стало пропуском на широкий экран.

«Бриллиантовая рука»
Идея сценария для этой комедии Леониду Гайдаю также пришла во время чтения газеты. В «Правде» режиссер нашел статью о борьбе с контрабандистами, которые вывозили за границу ценные вещи в гипсе. Как и в «Кавказской пленнице», Гайдай придумал в фильме роль для Юрия Никулина. Артисту даже пришлось взять шестимесячный отпуск в цирке, чтобы воплотить задуманное режиссером. И какая началась паника, когда прокатился слух, что Никулин умер. Виновницей «утки» стала горничная гостиницы, обнаружившая муляж тела актера, накрытый простыней. Его подготовили для сцены, в которой Семен Горбунков падает из багажника «Москвича», летящего на вертолете. Пришлось срочно успокаивать общественность и демонстрировать живого актера.

«12 стульев»
В 1971 году зрители увидели новое творение Леонида Гайдая - комедию «12 стульев». Режиссер очень любил это произведение И.Ильфа и Е.Петрова, и когда получил разрешение на съемки, сценарий был готов всего за одну неделю.
О фильме «12 стульев» известен тот факт, что режиссер мечтал использовать в качестве реквизита настоящие стулья работы мастера Гамбса. Удалось найти лишь один из них, но владелица раритета не согласилась его продать. В результате пришлось создавать точную копию. Стулья заказывали за границей - в СССР не нашлось мастеров, которые сумели бы воссоздать мебельный шедевр.

«Иван Васильевич меняет профессию»
1973 год. И вновь поклонники творчества Леонида Гайдая стремятся в кинотеатры, чтобы посмотреть его новую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Интересно, что и к ней, как и более ранним фильмам режиссера, тоже были претензии у цензоров. Гайдаю пришлось изменить фразу царя о месте жительства. Поначалу она звучала, как «Москва, Кремль». В итоге, после критики, Иоанн Васильевич на вопрос милиционера отвечал, что живет в палатах.