Обозначения на простых карандашах по мягкости. Жесткость карандашей. Как выбрать карандаши. Обзор простых карандашей

Простые карандаши для художника

Любой человек, который когда-либо писал, рисовал или чертил простым карандашом, знаком с графитом. Мы привыкли считать простые карандаши сделанными сделанными из графита, и не задумываемся о том, что но на самом деле стержень графитового карандаша сделан из смеси графита и глины, и запакован в корпус, чаще всего деревянный. Именно к оличество глины определяет степень твердости или мягкости карандаша.

Графит это минерал, который является одной из форм углерода. Добывают его различных горных пород, а также изготавливают его искусственные аналоги. Сырьём для этого, к примеру, могут служить карбиды, которые подвергают воздействию высоких температур, или чугун, который, напротив, постепенно охлаждают, чтобы получить искусственный графит.

Основная линейка деления карандашей по твёрдости такова: «H»-карандаши и «B»-карандаши. «H»-карандаши твёрдые, и чем выше номер (он проставляется рядом с буквенным обозначением, например: 1Н или 2Н), тем светлее линии. К арандашом номера 6H, например, будет чертить гораздо легче, чем карандашом 2H. «B» карандаши мягкие и чем выше число, тем темнее линии или штрихи он будет делать. Что соответствует русской маркировка «Т» (твёрдый) и «М» (мягкий). Для рисования обычно используются карандаши мягкости «В», или «М» — если по нашему.

Нижерасположенная схема показывает полный спектр твёрдости графитовых карандашей, принятый на Западе, с которым нам тоже приходится сталкиваться постоянно. «НВ» означает по-русски и соответствует по свойствам маркировке «ТМ» - твёрдый-мягкий - и является серединой шкалы. Маркировка «F» соответствует «ТМ», просто она реже встречается.

Шкала твёрдости импортных карандашей

Самый чёрный (и самый дорогой) графит все же лишен интенсивности черноты, кроме того, ему, как и графиту вообще, свойственен блеск. Рисунок, исполненный графитом (тем более твёрдым) блестит. Поэтому в некоторых художественных работах его заменяют рисовальным , который даёт интенсивную густую черноту и не имеет блеска. Вот почему графит пригоден исключительно для небольших, преимущественно альбомных рисунков, которые хорошо сохраняются без (если для рисунка не был взят слишком мягкий графит).

Другие формы художественного графита

Две другие формы графита, которые обычно используются в рисовании: бездревесный карандаш и графитовый брусок (или палочки).

Бездревесный графитовый карандаш. Он же «графит в лаке».

Б ездревесный карандаш (как вы можете догадаться) это графит без деревянного корпуса. В продаже часто бывает под названием «графит в лаке» или «графитовые стержни» (тогда они будут не покрыты лаком). В основном, грифель имеет круглую форму. Затачивать бездревесные карандаши нужно обычной точилкой. Они сделаны для черчения и рисования и обычно на мягкой стороне шкалы твёрдости, чаще в HB, 2B, 4B, 6B и 8B. Опять же, разные производители предлагают разные степени твёрдости. Бездревесным карандашом можно проводить как очень тонкие, так и широкие штрихи, которые делаются скошенной стороной пишущего острия.

Графитовые бруски (палочки)

Графитовые рисовальные бруски

Удобны для больших изображений и для быстрого покрытия больших площадей. Они также выпускаются разной степени твёрдости, и некоторые производители, как Caran d’Ache (на фото выше) делают их разных размеров.

В повседневной жизни и работе, каждому из нас, в той или иной степени необходимы карандаши. Для людей таких профессий, как художник, конструктор и чертежник важно такое значение, как твердость карандаша.

История появления карандашей

В XIII веке появились первые прообразы карандашей, изготовлявшиеся из серебра или свинца. Стереть то, что было ими написано или нарисовано, было невозможно. В XIV веке стали использовать стержень, изготовленный из глинистого черного сланца, который называли «итальянским карандашом».

В XVI веке в английском местечке Камберленд пастухи случайно наткнулись на месторождение материала, внешне очень похожего на свинец. Пуль и снарядов из него получить не удалось, а вот рисовать и метить овец им получалось великолепно. Из графита стали изготавливать тонкие стержни, заточенные на конце, которые не годились для письма и очень сильно пачкались.

Несколько позднее кто-то из художников подметил, что рисовать графитовыми палочками, закрепленными в дереве, значительно удобней. Вот так у простых грифельных карандашей и появился корпус. Конечно, в то время про твердость карандаша никто еще и не задумывался.

Современные карандаши

Тот вид, в каком карандаши известны нам сегодня, придумал в конце XVIII века французский ученый Никола Жак Конте. В конце XIX и начале XX в. в конструкцию карандашей было внесено несколько важных изменений.

Так, граф Лотар фон Фаберкастл изменил форму корпуса карандаша с круглой на шестигранную. Это позволило уменьшить скатываемость карандашей с различных наклонных поверхностей, используемых для письма.

А американский изобретатель Алонсо Таунсенд Кросса, задумавшийся об уменьшении количества расходуемого материала, сделал карандаш с металлическим корпусом и выдвигаемым на нужную длину графитовым стержнем.

Почему так важна твердость?

Любой человек, хотя бы пару раз что-нибудь рисовавший или чертивший, скажет, что карандаши могут оставлять штрихи и линии, отличающиеся между собой насыщенностью цвета и толщиной. Подобные характеристики важны для инженерных специальностей, ведь сначала любой чертеж выполняется твердыми карандашами, например Т2, а на заключительном этапе - более мягкими, с маркировкой М-2М, чтобы увеличить четкость линий.

Не менее важна твердость карандаша и для художников как профессионалов, так и любителей. Для создания эскизов и набросков используются карандаши с мягкими грифелями, а для конечной доработки произведения — более твердые.

Какими бывают карандаши?

Все карандаши можно разделить на две большие группы: простые и цветные.

Простой карандаш имеет такое название потому, что конструктивно он очень прост, да и пишет он самым обычным графитовым грифелем, без каких-либо добавок. Все остальные виды карандашей имеют более сложную структуру и обязательное введение в состав разнообразных красителей.

Видов довольно много, наиболее распространенные - это:

  • обычные цветные, которые могут быть как односторонними, так и двухсторонними;
  • восковые;
  • угольные;
  • акварельные;
  • пастельные.

Классификация простых графитных карандашей

Как уже говорилось, в простых карандашах установлен грифель из графита. Такой показатель, как твердость грифеля карандаша, является основанием для их классификации.

В разных странах приняты различные маркировки, обозначающие твердость карандашей, из которых наибольшее распространение получили европейская, российская и американская.

Российская и европейская маркировки чернографитных, как еще называют простые карандаши, от американской отличается наличием как буквенного, так и цифрового обозначения.

Для обозначения твердости карандаша в российской системе маркировки принято, что: Т - твердый, М - мягкий, ТМ - средний. Для уточнения степени мягкости или твердости введены, рядом с буквенными, цифровые значения.

В европейских странах твердость простых карандашей также обозначается буквами, взятыми из слов, характеризующих твердость. Так, для мягких карандашей используется буква «B» от слова blackness (чернота), а для твердых - буква «H» от английского hardness (твердость). Кроме того, существует еще и маркировка F, идущая от английского fine point (тонкость) и показывающая средний тип карандаша. Именно европейская система маркировки твердости буквами считается мировым стандартом и является наиболее распространенной.

А в американской системе, по которой определяется твердость карандашей, обозначение ведется только цифрами. Где 1 - мягкий, 2 - средний, а 3 - твердый.
В том случае, если на карандаше не указана никакая маркировка, то по умолчанию он относится к твердо-мягкому (ТМ, НВ) типу.

От чего зависит твердость?

Сегодня для изготовления грифеля графитного карандаша используется и графит. От пропорций этих веществ, смешиваемых на начальных этапах производства, зависит твердость карандаша. Чем больше заложено белой каолиновой глины, тем более твердый получается карандаш. Если же увеличено количество графита, то грифель будет более мягким.
После смешивания всех необходимых компонентов полученная смесь подается в экструдер. Именно в нем формируют стержни заданной величины. Затем графитовые стержни обжигают в особой печи, температура в которой достигает 10 000 0 С. После обжига стержни погружают в специальный масляный раствор, создающий поверхностную защитную пленку.

Сегодня я расскажу о маркировке простых карандашей, о известнейших фирмах по их производству, а также о том, как их нужно выбирать.
Карандаши бывают совершенно разными — восковые, графитовые, цветные, угольные, пастельные, механические и даже акварельные. С самого детства нас привлекают эти художественные принадлежности, но со временем у многих возникает вопрос — как нужно выбирать карандаши.

Маркировка простых карандашей по твердости

У обыкновенных графитовых карандашей существует маркировка, позволяющая определить степень жесткости (ну, или мягкости). Bold (сокращённо B ) — значит жирный, то есть мягкий. Hard (сокращённо H ) — жесткий, твердый.

Маркировку карандаша непосредственно указывают буквами на деревянной части. Перед буквой обозначения жесткости ставится коэффициент — чем он больше, тем мягче или тверже карандаш. В России жёсткость обозначают буквами Т и М .
Карандаши варьируются от самых жестких до очень мягких. Существуют также карандаши HB — перехода жесткости H к B. Есть и переходная форма от H к HB, которая обозначается буквой F.

Цветные карандаши

Название говорит само за себя — у этих карандашей есть большая гамма цветов, с помощью которой можно создавать красочные рисунки. Стержень акварельных карандашей состоит из прессованной акварельные краски, поэтому при размытии рисунка водой получаются интересные переходы, как при рисовании акварелью. Пастельные карандаши наподобие с акварельными состоят из пастели в деревянной оболочке, то есть ничем не отличаются от пастели, кроме как тем, что можно с их помощью проработать мельчайшие детали в рисунке.

Лучшие фирмы карандашей

Самой известной фирмой по производству графитовых карандашей является чешская компания Koh-I-Noor . Действительно, эти карандаши очень качественные, имеют большой спектр жесткости, для их изготовления используется качественная древесина. Карандаши Derwent мягече Koh-I-Noor, но, на мой взгляд, не уступают им по качеству. Настоящей роскошью для художника можно назвать карандаши марки Faber Castell .

Как выбрать карандаш

Когда приходит пора идти в магазин за новыми графитными карандашами, нам следует обратить внимание на то, что лучше всего покупать карандаши упаковкой, а не поштучно, так как при такой покупке снижается риск нарваться на подделку. Обязательно откройте упаковку, проверьте каждый карандаш на то, чтобы грифель не был ломким, а древесина была цельной без зазубрин. Помните, что у настоящих карандашей марки Faber Castell очень хорошо лежит краска. Если вы заметили недочеты или трещины, то это скорее всего это подделка.

Применение карандашей

Для того, чтобы наметить рисунок, вам нужен твердый карандаш, например, 2H (российский 2T). Для нанесения штриховки вам подойдет карандаш 2B (российский 2М). Для штриховки самой темной части нашего рисунка, нам будет необходим карандаш очень мягкий, например 8B или 12B.

Поиск в инженерном справочнике DPVA. Введите свой запрос:

Дополнительная информация от Инженерного cправочника DPVA, а именно - другие подразделы данного раздела:

  • Вы сейчас здесь: Твердость простых карандашей для черчения. Таблица соответствия шкал твёрдости США, Европа, Россия. Какие карандаши используют для черчения.
  • Масштабы изображений на чертежах и схемах. Допустимые масштабы чертежей.
  • Допуски и посадки, основные понятия, обозначения. Квалитет, нулевая линия, допуск, предельное отклонение, верхнее отклонение, нижнее отклонение, поле допуска.
  • Допуски и отклонения размеров гладких элементов. Условные обозначения допусков, квалитеты. Поля допусков - квалитеты. Значения допусков по квалитетам для номинальных размеров до 500 мм.
  • Допуски (буквенные - в цифры) свободных размеров согласно DIN ISO 2768 T1 и T2.
  • Таблица допусков и посадок гладких соединений. Система отверстия. Система вала. Размеры 1-500 мм.
  • Таблица. Поверхности отверстий и валов в системе отверстия в зависимости от класса точности. Класс точности 2-7 (Квалитет 6-14). Размеры 1-1000 мм.
  • Принципы и правила выбора допусков для сопрягаемых размеров, методы обработки и достижимые квалитеты
  • Шероховатость поверхности (чистота обработки). Основные понятия, обозначения на чертежах. Классы шероховатости
  • Метрические и дюймовые обозначения чистоты обработки поверхности (шероховатости). Таблица соответствия различных обозначений шероховатости. Достижимые чистоты обработки поверхности (шероховатости) для различных методов обработки материалов.
  • Метрические обозначения классов чистоты обработки поверхности (шероховатости) до 1975 года. Шероховатость по ГОСТ 2789-52. Шероховатость по ГОСТ 2789-73 до и после 01.01.2005 года. Способы достижения (обработки поверхности). Таблица соответствия.
  • Таблица. Достижимые шероховатости поверхности при различных механических методах обработки. Поверхности: наружные цилиндрические, внутренние цилиндрические, плоскости. Вариант 2.
  • Типичные значения шероховатости (чистоты обработки) поверхности для основных материалов труб, теплообменников и насосов - мм и дюймы.
  • Условные графические изображения в проектах отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и теплохолодоснабжения, согласно ANSI/ASHRAE Standard 134-2005 = СТО НП АВОК
  • Технологическая схема и схема КИПиА, Схема трубопроводов и КИПиА, Схема трубной обвязки и КИПиА (Piping & Instrumentation Diagrams) символы и обозначения оборудования на технологических схемах.
  • Определитесь, для чего вам нужны карандаши.

    • Что вы собираетесь делать карандашом? Вы будете много писать? Или делать домашние задания? А может быть решать кроссворды? Или делать наброски и рисовать полноценные картины?
    • С какой силой вы давите на карандаш, когда пишете или рисуете?
    • Вы предпочитаете тонкую линию или толстую?
    • Склонны ли вы к тому, чтобы регулярно терять карандаши, давать их другим, жевать или портить их, или вы стараетесь беречь карандаши и хранить их исключительно в пенале?
    • Вы носите карандаши в кармане, рискуя поранить себя острием грифеля?
    • Вы стараетесь сохранить ластик на карандаше, или он, как правило, теряется? Вы пользуетесь ластиком редко, и он просто высыхает?

    Обратите внимание на то, что вам нравится или не нравится в карандашах, которыми вы пользуетесь. Возможно, какой-то очень удобно держать в руке, а другим, напротив, тяжело двигать по листу бумаги.

    Подумайте, что вам больше нравится: механический карандаш или традиционный.

    • Механические карандаши не нужно точить, но они требуют замену грифеля правильной толщины. Как правило, когда от грифеля остается примерно 1 сантиметр, им уже нельзя пользоваться.
    • Механические карандаши позволяют делать тонкие и равномерные линии, что может быть предпочтительно при создании технических чертежей или мелких рисунков.
    • Длина механического карандаша не меняется со временем.
    • Механические карандаши обычно дороже традиционных, особенно качественные, рассчитанные на продолжительное использование. Чаще всего, в механических карандашах предусмотрена возможность замены грифеля и ластика, что позволяет пользоваться им очень долго.
    • Обычные карандаши, как правило, дешевы. Толщина линии может различаться в зависимости от угла наклона и степени затупления грифеля.
    • Преимущества обычных карандашей заключаются в их дешевизне, доступности и простоте использования. Многим также нравятся ощущения при использовании обычного карандаша.
  • Определитесь с толщиной грифеля при выборе механического карандаша.

    • Если вы слегка неуклюжи и привыкли давить на карандаш с силой, попробуйте грифель с толщиной 0,9 мм. Карандаши с грифелем 0,9мм обычно темнее других, потому что их грифель почти вдвое толще обычного.
    • Грифель с толщиной 0,5мм предназначен для тех, кто предпочитает легкие движения. Такие карандаши позволяют делать даже очень маленькие рисунки аккуратными и детализованными.
    • Толщина 0,7мм является средним вариантом.
    • Художников и чертежников могут заинтересовать другие размеры грифелей, однако следует помнить, что толстые грифели требуют заточки, даже если это грифель от механического карандаша, а тонкие могут быть очень хрупкими.
    • Вообще говоря, толстый грифель является гибким решением, поскольку путем заточки можно получить нужную толщину.
  • Пишите с комфортом. Используйте карандаши с удобным корпусом. Некоторые конструкции могут препятствовать возникновению судорог, что полезно при написании объемных текстов.

    Выберите твердость грифеля. Разобраться в степенях твердости может быть трудно, потому что существуют две разные шкалы измерения, которые, к тому же, не очень хорошо стандартизированы. Можно, однако, понять основы разделения карандашей по твердости грифеля.

  • Определите, какими еще параметрами должен обладать ваш карандаш.

    • Должен ли быть встроенный ластик? Нужен ли вам колпачок?
    • С помощью какого действия вам будет наиболее удобно двигать грифель в механическом карандаше? Нажатием сверху или сбоку? Вращением определенной части карандаша?
    • Насколько прочна должна быть конструкция карандаша?
    • Удобно ли его держать в руке?
    • Сколько стоит карандаш?
  • Используйте цветные карандаши для раскрашивания, подчеркивания и других действий вплоть до разрисовывания книг.

    • Если вы занимаетесь рисованием профессионально, вам следует посетить специализированный магазин и приобрести цветные карандаши для художников. Хоть они и дороже, однако разнообразие цветов больше, а качество выше.
    • Карандаш для подчеркивания является разновидностью цветного карандаша. Хоть он и был вытеснен маркером, однако его по-прежнему можно найти в хорошем канцелярском магазине.