Из песни слов не выкинешь. Почему стоит посещать музеи? Что понимается под словом "участник"

Походы в разнообразные заведения - необходимое условие для культурной жизни. Они обязательны и для того, чтобы человек развивался личностно и духовно. Очень ошибочны представления о том, что для всестороннего личностного роста достаточно получать информацию из интернета. Пускай сегодня музеи можно посещать не выходя из дома, через сеть, пускай любые экспонаты можно рассматривать на экране монитора - это все равно никогда не выдерживает ровно никакого сравнения с настоящим походом в музей. Мать-природа не просто так дала людям целых пять чувств, а не только лишь зрение - они ему нужны для лучшего усвоения доступной информации. Музейные запахи, речь гида, атмосферная тишина музея - все перечисленное совсем не лишнее, чтобы лучше ознакомляться со всем тем, что выставлено на витрины.

Всем известно, что походы в музей позволяют несколько лучше развить фантазию. Как раз по этой причине музеи пользуются особенной популярностью у тех, у кого воображение живое и творческое. Что нужно обязательно посмотреть в Лувре .

Разглядывая все то, что выставлено в "натуральном" музее, человек у себя в голове сравнивает себя с тем, на что смотрит. Рассматривая исторические предметы, он словно бы уходит в давно минувшее время. Глядя на произведения искусства - как бы объединяется с духом изготовителя, живя его жизнью, испытывая то, что тот испытал, творя этот предмет.

Как раз это является причиной того, что походы в музеи приносят наибольшую пользу детям: они хороши для прививания им эстетического чувства, для того, чтобы приучить их изучать историю своего народа, края, города. Разумеется, сейчас в школах в обязательном порядке проходятся программы похода в самые разные музеи. Но школьным менторам не лишним будет создавать атмосферу, наиболее подходящую для того, чтобы не сделать это простой формальностью, а также предотвратить глумление, очень популярное среди современных школьников.

Следует заметить также, что иногда вещи, которые что музей использует для того, чтобы сохранять свои экспонаты, устаревают, могут даже прийти в негодность. Но все те экспонаты, что выставлены в музеях, всегда уникальны, иначе, просто-напросто, быть не может, так что не окажется абсолютно никаких оправданий в случае их утраты одного за другим. Вот потому всем взрослым и ответственным людям следует заметить, в каком сейчас состоянии музеи, а также приучить к тому же самому и молодежь. Особенно, если учесть, что в настоящее время наука дала все шансы на использование в музеях самых лучших средст защиты экспонатов от влияния времени.

Без культуры общество неизбежно скатывается вниз, так что следует иметь в виду, по крайней мере, одно: всегда должны быть меценаты, поддерживающие и развивающие, по мере сил и денег, культурный уровень родного народа.

Объекты культуры - музеи, театры, библиотеки – меняются в последние годы, буквально, на глазах. Там появляются такие привычные в практике бизнеса элементы, как интерактивные экраны, продажа билетов онлайн, электронные каталоги и многое другое. Но дело не только в технологиях. Музеи и библиотеки начали всерьез интересоваться своей аудиторией, работать с ней. Появилось понятие «культурный продукт» и специалисты, работающие с ним: маркетологи и пиарщики.

Вместе с тем, «интересоваться аудиторией» и системно работать с ней – разные вещи. Последнее требует проведения профессиональных исследований, но пока они проводятся лишь спорадически и обычно ставят перед собой лишь описательные цели. Мы попробовали отчасти восполнить этот пробел и продемонстрировать, как использовать данные опросов для решения бизнес-задач в сфере культуры.

Проект в формате QuickTest был выполнен в январе 2018 года компаниями Content Research (концепция, обработка и анализ данных) и Online Market Intelligence (проведение онлайн-опроса с использованием собственной access панели). В опросе приняли участие 14500 респондентов возраста 18 – 65 лет, проживающих в городах с населением свыше 50 тыс. жителей. Структура выборки соответствовала интернет-населению городской России.

Мы ставили перед собой задачи изучения потребительского поведения посетителей культурных мероприятий и объектов, определение особенностей отдельных сегментов аудитории и точек роста. Респондентам задавали вопросы об их отношении к различным видам культурного отдыха: походам в музеи, посещении театров и экскурсий. При анализе результатов надо было, конечно, сфокусировать внимание на одном виде объектов. В качестве такового в данном случае были выбраны музеи, но результаты опроса позволяют решить аналогичные задачи и для экскурсий, театров или лекций по искусству.

Ключевой фактор

Задача, которую мы решали, а это типовая и часто встречающаяся задача, заключалась в выделении сегментов, требующих различного маркетингового подхода: в одних случаях надо стимулировать людей впервые прийти в музей (сделать пробную покупку), в других – приходить в музей (покупать) чаще, в третьих – тратить в музее больше (увеличивать средний чек). И, конечно, все эти сегменты надо уметь различать по внешним признакам, а чаще – их сочетаниям.

В качестве ключевого фактора для сегментации аудитории мы выбрали частоту посещения музеев. Для нее мы выделили пять основных групп, основываясь общими сведениями о поведении людей. Подобные начальные сведения также можно получить как результат кабинетных исследований. В этой статье мы сосредоточили внимание на анализе только одной из них – «любителях музеев», но алгоритм анализа любой группы одинаков, так что при желании читатель может продолжить изучение аудитории самостоятельно. Таблица соответствий интуитивно понятных и измеряемых дескрипторов приведена ниже.

Результаты опроса показывают, что походы в музей – заметная часть культурной жизни россиян – лишь каждый пятый отметил, что ни разу не был в музее за последние пять лет. Примерно такая же по величине группа людей ходит в музей достаточно регулярно: один раз в два-три месяца или чаще (любители + частые).

Частота посещения музеев, доля, %, Россия, 2018 г.

Источник : данные Online Market Intelligence , расчеты Content Research

Как влияют на эту зависимость социально-демографические факторы? Это можно посмотреть на интерактивных диаграммах (рекомендуется открывать в новых вкладках). Кнопки для переключения – вверху слева. Доступны для просмотра зависимости от пола , возраста , образования , количества детей , р азмера города , дохода на члена семьи , семейного статуса .

Как видно из результатов опроса, гендерный фактор не слишком важен, когда речь идет об очень частых посетителях. Однако, чем меньшее место музеи играют в жизни наших сограждан, тем более заметны различия в ментальности: женщины ходят чаще. А вот в сегменте редких посетителей пропорции полов близки к средним по стране. Среди тех, кто не ходит в музеи, ожидаемо преобладают мужчины.

Заметна зависимость частоты посещений музеев от возраста и образования. Молодые люди довольно категоричны: если они ходят в музей, то часто. Если нет – то вообще нет. По мере взросления эти различия сглаживаются, так что в группе 45-54 года максимальна доля частых посетителей и минимальна тех, кто не ходит в музеи.

С образованием все просто: чем выше уровень, тем чаще люди ходят в музеи. Причем, студенты в этом случае ведут себя так же, как те, кто уже закончил ВУЗ, а люди со средним образованием – так же, как и средним специальным. Такую же простую, хотя и менее ожидаемую зависимость можно наблюдать по отношению к доходу: обеспеченные люди посещают музеи чаще бедных. Видимо дело все-таки в корреляции уровня образования и величины доходов, стоимость билета вряд ли служит серьезным барьером.

А вот семейный статус на частоту, практически, не влияет, можно выделить только несколько большую долю бездетных, которые не бывают в музеях (40% и около 30% - 32% для людей, имеющих детей).

Цели и задачи

Когда перед маркетологом того или иного объекта культуры (в данном случае – музея) стоит цель повысить эффективность его организации, то стандартным решением было бы поставить следующие задачи:

А. Стимулировать частых и очень частых посетителей (heavy-users) тратить больше, предлагая им дополнительные услуги и платный сервис. Это касается тех, кто посещает музей один раз в 2-3 месяца или чаще.

Б. Стимулировать редких посетителей приходить.

В. Менее важной, но все-таки необходимой представляется задача стимулировать «не посетителей» посетить их хотя бы один раз.

Оптимальная тактика работы с «промежуточной» группой (средние посетители) зависит от ситуации: эти люди могут вести себя и как «соседи (по диаграмме) слева», и как «соседи справа».

Однако к одной и той же цели можно идти разными путями. Чтобы выбрать оптимальный, надо глубже изучить свойства выбранного сегмента. Социально-демографических характеристик для этого мало, надо понимать интересы этих людей, стиль их жизни и т.п. Здесь мы ограничимся анализом одной из них – «очень частых посетителей».

Чем живут те, кто часто ходит в музеи

Приведенные выше данные по группам посетителей музеев позволяют описать группу очень частых посетителей. Это материально обеспеченные люди с высшим образованием (хотя бедных среди них тоже хватает), много молодежи и немало старшего поколения, среднего – заметно меньше, а остальное – как у всех. .

Самый простой путь понять интересы этих людей - узнать, как часто они посещают театры, концерты и другие культурные объекты и мероприятия. Это возможно, ведь по своей популярности музеи совсем немного уступают традиционному лидеру – театрам. Доля «любителей» составляет 6,7% и 7,3%, соответственно.

Доля «любителей» театров, музеев и других культурных объектов

Источник : данные Online Market Intelligence , расчеты Content Research

Интересно, что популярность экскурсий, если судить о ней по доле очень частых посетителей, статистически неотличима от музеев. А вот столь любимые когда-то опера и балет сдают свои позиции. Однако, нам сейчас интереснее другое: ходят ли любители в музеи столь же часто, как и в театры, на лекции и т.п.? Как показывают данные исследования – ходят. Но не все и не везде.

Ниже мы приводим один, но характерный пример – о посещении театров. Отношение посетителей музеев к другим видам культурного отдыха можно видеть на интерактивных диаграммах: лекции , экскурсии , концерты , опера/балет

Куда еще ходят «любители музеев»: театры, доля, %

Источник : данные Online Market Intelligence , расчеты Content Research

Как видно из диаграммы, среднее значение (Total) дает неверное представление о поведении аудитории – разброс между отдельными сегментами очень велик.

Подытоживая, можно сказать, что люди, любящие музеи, ведут активный в культурном отношении образ жизни: больше половины из них так же часто, как и в музеях, бывают в театрах, чуть меньше половины – на экскурсиях, каждый третий – на лекциях. Таким образом, чтобы вовлечь такую аудиторию в свою орбиту (и увеличить частоту покупок) музеи должны вести комплексную работу. Но тут возникает другой вопрос: в каком направлении ее вести - ведь у каждого музея своя тематика.

Популярные темы

Четких границ между темами музеев, конечно, нет, а те, что есть – подвижны. Организация музеями выставок, проведение лекций и т.п. позволяет гибко реагировать на настроения общества. Однако эти настроения до сих пор определялись интуитивно. Между тем, их можно измерить. Полученные данные довольно наглядно демонстрируют, что работать с heavy-users надо начинать с художественной тематики, а завоевывать расположение тех, кто не ходит в музеи, лучше с достопримечательных мест.

«Какие музеи для вас представляют наибольший интерес?», доля, %

Источник : данные Online Market Intelligence , расчеты Content Research

Интересно, что у каждого крупного музея складывается своя аудитория с индивидуальными качествами. В ходе опроса респондентов попросили назвать свои любимые музеи. Их список получился весьма длинным, но можно выделить две группы: крупные музеи, каждый из которых получил более 150 упоминаний в качестве самого любимого, и региональные (областные и районные), каждый из которых в силу локальной известности имеет 20 – 30 упоминаний. К первой группе относятся Эрмитаж (лидер своеобразного рейтинга), «Третьяковская галерея, «ГМИИ им Пушкина», Русский музей. Ко второй местные художественные и историко-краеведческие музеи, а также мемориальные музеи вне зависимости от их локации. Известность, кстати, не всегда сопровождается любовью, например, Московский Кремль получил совсем немного «голосов».

Анализ аудитории «фанатов» нескольких крупных музеев, таких как Эрмитаж, Третьяковская галерея и ГМИИ им. Пушкина, показывает, что предпочтения этих групп различаются, причем, часто довольно сильно. Например, доля «любителей» музеев и театров среди фанатов «Пушкинского» заметно выше, чем среди тех, кто предпочитает Эрмитаж.

Куда еще ходят те, кто упомянул крупные музеи в качестве любимых, доля, %

Примечание: на диаграмме представлена доля "любителей" (термин, обозначаающий частоту посещения) музеев, театров и др. (горизонтальная ось) среди тех, кто назвал любимыми музеи, упомянутые в легенде: ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж, Третьяковскую галерею.

Музеи и галереи – прекрасная возможность узнать много нового и интересного, увидеть потрясающие произведения и замечательно провести время. Экспонатами сегодня становится абсолютно все: исторические костюмы, картины современных художников и даже пластиковые окна . Все, что достойно внимания, находит свое место в такого рода заведениях. Мода на посещение музеев с годами возвращается, и объяснить это вполне просто.

Музеи как способ времяпровождения

В детстве многие из нас думают, что музеи – это неинтересно. Надо сказать, что в данном случае вина этого либо в экскурсоводе, который делает посещение увлекательного места скучнейшей рутиной, либо же в том, что тематика конкретного музея не подходит конкретному человеку.

Музей – замечательная возможность порадовать свой эстетический вкус. Например, если вы любите моду, то один из музеев костюмов станет для вас замечательным местом. Ну а если вы любите историю, то сами понимаете, насколько безграничны у вас возможности в данном случае. Бывают этнографические, археологические и даже анатомические музеи. Некоторые посвящены отдельным выдающимся личностям, и их основная цель – обогатить наши представления о жизни и творчестве данного человека. Главное – учесть свои интересы и предпочтения при выборе музея, и тогда его посещение обеспечит вам массу позитивных эмоций.

Важная миссия различных музеев – сохранять объекты культурного и исторического наследия социума, представляющие определенную ценность для конкретного города, области, страны или даже всего мира. Особенно интересно посещать музеи, находясь в других странах. Что может быть увлекательнее, чем полностью погрузиться в обычаи, культуру, традиции и убеждения другой страны?

Как видите, причин, по которым людям нравится посещать музеи, может быть множество, и для каждого они свои. Благо, разнообразие таких заведений дает возможность выбрать то, что будет по душе конкретному человеку.

Директор Центра прикладных экономических исследований Высшей школы экономики Татьяна Абанкина называет причины для разных социальных групп:

  • люди с высоким достатком слишком заняты и думают, что посещение музея займет слишком много времени;
  • небогатые люди считают, что музей - это дорого;
  • семьи с детьми уверены, что в музее очень строгие правила поведения, и их детям все время будут делать замечания;
  • инвалиды не хотят лишнего внимания, к тому же они прекрасно знают, что большинство музеев не готово к обслуживанию людей с ограниченными возможностями;
  • молодые люди стесняются своей необразованности, да и зачастую в музее им просто скучно;
  • и все они вместе считают себя неготовыми к восприятию “элитарного”, серьезного искусства.
    (по материалам публикации “Социальный маркетинг в “цивилизации досуга”)

Помимо этого, хотим мы того или нет, но современные люди приходят в музей не только за новыми знаниями, но и чтобы хорошо провести время, отдохнуть. А значит основная задача любого музея - создать комфортную обстановку для всех социальных групп и предложить интересный досуг для любой аудитории.

Своими методами и опытом поделятся ведущие специалисты Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, сотрудники петербургских музеев на семинаре ЦНТИ “Прогресс”

На семинаре вы узнаете:

  • как превратить музей в социальное пространство;
  • как “воспитать” лояльную аудиторию и увеличить посещаемость;
  • как работать с разными социальными группами (дети, молодежь, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и проч.);
  • как с помощью арт-терапии помочь особым посетителям;
  • какие новые технологии в музейной педагогике успешно применяют петербургские музеи;
  • как оживить музейную экспозицию при помощи театрализации.

На выездных практических занятиях слушатели семинара познакомятся с технологиями работы с посетителями Русского музея, Музея политической истории России, Музея “Разночинный Петербург”. А в рамках круглого стола “Глобальное и локальное во взаимодействии музея с посетителями” смогут обменятся мнениями и опытом с коллегами из разных регионов России.

Чтобы узнать больше о семинаре:

Узнать условия участия и записаться на семинар можно на сайте ЦНТИ «Прогресс» .

Об организаторе:
Центр научно-технической информации “Прогресс” - один из крупнейших в России центров повышения квалификации. Более 17 лет мы занимаемся разработкой и проведением семинаров и тренингов для специалистов различных отраслей, в т.ч. для сотрудников учреждений культуры.

  • загрузить фото из музея, парка или усадьбы, подтверждающих посещение?
    На странице Мои музеи в личном кабинете напротив каждого музея, который добавлен в список Мои музеи, есть окошко для прикрепления фотографии.
  • можно получить задания?
    Задания по музеям и усадьбам выдаются на месте сотрудниками.
    Задания по паркам можно скачать самостоятельно со страницы парка. Подробную информацию про то, как скачать задания по паркам и как отправить ответы можно найти на странице Как отправлять ответы по паркам.
  • публикуются результаты?
    На странице Мои результаты в личном кабинете.
  • можно найти критерии проверки работ?
    На странице Критерии проверки работ.

Что делать, если...

  • нет результатов из музея, хотя я в нем был(а) более двух недель назад?
    Следует написать на почту организаторов [email protected] с указанием кода участника, ФИО, названия музея и даты посещения. Желательно указать был ли бланк скачан с сайта или получен в музее.
  • потеряли зверушку-путешественницу?
    Выбрать новую зверушку и написать на почту организаторов [email protected] с фотографиями старой и новой игрушек, а также кодом участника.
  • хочется узнать, за какие именно вопросы выставили неполные баллы за посещенный объект?
    Если это парк, то в разделе Мои ответы по паркам можно увидеть детальные баллы.
    Если музей или усадьба, то в разделе Мои апелляции в личном кабинете следует выбрать тему "Запрос детализации", затем название посещенного объекта и заполнить необходимые поля просьбой выслать детализацию.
  • не согласны с выставленными баллами или непонятна причина отклонения фотографии-подтверждения посещения?
    В разделе Мои апелляции в личном кабинете следует выбрать соответствующую тему и посещенный объект, затем в полях внятно и корректно изложить причину своего несогласия с оценкой.
  • кажется, что неправильно суммируются баллы по посещенным объектам?
    Внимательно изучить раздел Подсчета результатов . Вероятно, вы не учитываете одно из правил сложения баллов в Общем зачете.
  • загрузили фото-подтверждение не к тому музею?
    После отклонения данного фото следует вместо него загрузить данное изображение , так мы будем считать фото удаленным.

Когда...

  • откроется музей, который обозначен в Каталоге музеев как тот, что "не принимает участников на данный момент"?
    Оргкомитет не может сообщать подобную информацию во избежание недоразумений. Музей считается принимающим участие только в случае, если музей имеет соответствующий статус в Каталоге музеев.
  • закроется регистрация на Олимпиаду?
    15 марта 2019 года.
  • состоится Финальная призовая игра?
    В одну из суббот мая, дата уточняется.
  • появятся мои результаты по посещенным объектам?
    Результаты по паркам появляются в течение двух недель с даты отправки ответов. Результаты по музеям и усадьбам появляются в течение двух недель с даты посещения музея. Если ваших результатов нет более двух недель, напишите на почту организаторам, пожалуйста.

Прочее

  • Сколько нужно посетить музеев, парков и усадеб?
    Для попадания в общий зачет необходимо посетить 4 музея и 1 парк или 4 музея и 1 усадьбу.
    Отдельно опубликованы критерии определения победителей и призеров олимпиады , а также критерии приглашения на призовую игру .
  • Нужна ли зверушка-путешественница на фото из музеев и усадеб?
    Нет, на фото-подтверждениях посещений зверушка-путешественница не нужна. Она нужна только на фотографиях, которые являются ответами на задания в парках, где нужно сделать фотографию.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете задать свой вопрос организаторам по почте [email protected] .

Основные определения, используемые на Олимпиаде

Что понимается под словом "участник"?

Участник - это один или несколько школьников (личный или командный тип участия соответственно) с взрослыми сопровождающими или без них.

  • Важно! Сопровождающий не является частью команды.

Что такое «Приглашение в Музей» и где я могу его взять?

По сути, это пропуск на очный тур основного этапа Олимпиады по музею или усадьбе (см. раздел «Этапы Олимпиады»). Приглашение можно скачать через личный кабинет в Единой Системе Регистрации (ссылку на скачивание приглашения можно найти на страничке каждого музея). Распечатанное приглашение необходимо иметь при себе каждому участнику при посещении музея или усадьбы. Оно должно быть предъявлено при входе в Музей и сдано после просмотра экспозиции вместе с заполненными ответами на вопросы очного тура.

  • Важно! Приглашения в парки с заданиями размещены на странице конкретного парка. Ответы на вопросы следует загрузить через специальную форму на сайте олимпиады (ссылка есть на странице каждого парка).