Исполнение гамма на блок флейте постановка пальцев. Как учить гаммы. История создания инструмента

На первом занятии самоучителя «Блокфлейта для начинающих» мы подробно рассмотрели основы игры на блокфлейте и вы готовы уже схватить свою блокфлейту и задать ей жару. Похвально! И, перед тем как взять блокфлейту в руки, давайте пронумеруем пальцы на руках.

Ничего сверхъестественного делать не будем. Пальцев на руках останется, по-прежнему, десять.
Но номера им дадим как на рисунке:

нумерация пальцев для расположения на дудочке

На сайте «Свирельки» будем придерживаться такой нумерации пальцев потому, что «Свирелька» подходит для обучения игре на разных продольных флейтах. И в игре на этих флейтах участвуют разное количество пальцев. На блокфлейте, например, играют девять пальцев — мизинец левой руки (пятый палец) в игре не участвует. На хроматической сопилке задействованы все десять пальцев. В общем, пальцы мы пронумеровали и теперь берем блокфлейту в руки.

Блокфлейта для начинающих. Расположение рук

Левая рука располагается сверху, правая снизу (если не указано по другому, то берем так все продольные флейты):

руки на блокфлейте

Располагаем пальцы на блокфлейте:

  • Первым пальцем закрываем единственное отверстие снизу блокфлейты.
  • Второй, третий и четвертый пальцы располагаются на трех верхних отверстиях.
  • Пятый палец отдыхает во всякое время, когда вы играете на блокфлейте.
  • Шестой палец поддерживает блокфлейту снизу. Ему, хоть, отверстий и не досталось, но без него блокфлейта имела бы неустойчивое положение или, вообще, выпала бы из рук …
  • Седьмой, восьмой, девятый и десятый пальцы закрывают оставшиеся четыре отверстия блокфлейты.

На некоторых блокфлейтах два нижних отверстия сделаны сдвоенными. То есть, вместо одного отверстия для девятого и десятого пальцев сделаны по два отверстия разного диаметра. Вот и хорошо! Плотно закрываем их все как показано на рисунке:

расположение пальцев на блокфлейте

Обратите внимание на положение локтей. Локти разводим в стороны, не прижимаем, отводим их от туловища, чтобы можно было свободно двигать руками при игре на блокфлейте.

Теперь важная информация для раздела «блокфлейта для начинающих»!

Закрывать отверстия на блокфлейте следует подушечками слегка согнутых пальцев. Не надо ставить пальцы «молоточками» как на клавишах фортепиано. На блокфлейте пальцы распрямлены. Поэтому разогните свои пальцы! И никакого напряжения. Держать пальцы следует свободно. Главное, это полное закрытие отверстия. Если отверстие закрыть пальцем не плотно, в него будет проходить воздух и звук блокфлейты изменится. Это вы услышите немедленно. Кстати, даже, если давить на отверстия блокфлейты изо всей дури, но, при этом отверстия закрыть не полностью, игры не получится. Поэтому перечитайте этот абзац ещё раз и поймите — пальцы держим свободно, чуть сгибаем и «подушечками» плотно закрываем нотные отверстия блокфлейты.

Никакой сложности в закрытии отверстий на дудке нет.

Нужна всего лишь тренировка. Тренировка слаженности дыхания и пальцев. Дыхание плавное, пальцы слегка согнуты (распрямлены) без напряжения плотно закрывают отверстия. В моменты, когда пальцы закрывают или открывают отверстия, дыхание замирает. Иначе ноты будут смазаны. Появится противный шипящий/свистящий звук.

На самом деле, это дольше объяснять. На первом занятии нашего самоучителя было продемонстрировано видео, где можно было увидеть правильное расположение пальцев юной блокфлейтистки. Теперь посмотрите как это делает блокфлейтист — профессионал. Запись смотрите до конца. Она короткая. Все внимание на пальцы блокфлейтиста и на его рот. Смотрите как он располагает пальцы и как от вдыхает воздух на паузах:

Если поняли как правильно ставить пальцы на блокфлейте, поставьте лайк:


Берите в руки дудочку и начинайте практиковаться. С самых простых мелодий. «Свирелька» тут просто незаменима.

И помните, что пальцы на блокфлейте ставят вот так:

пальцы на отверстии блокфлейты

На блокфлейте, на сопилке, на свирели и на других продольных флейтах пальцы ставим так!
Обратите внимание на большие пальцы рук. Если они располагаются на нотных отверстиях блокфлейты, то их тоже ставят прямо (под углом 45 градусов), а не «молоточком». Молоточек на блокфлейте, это всегда брак в игре!

Все, без исключения, профессиональные музыканты играют гаммы. Всегда. И вы так поступайте. Даже, когда вам покажется, что вы само совершенство в игре на блокфлейте, продолжайте играть гаммы. И диатонические и хроматические. Обязательно!

Резюме урока «блокфлейта для начинающих »:
1. Пальцы свободно располагаются подушечками на отверстиях блокфлейты полностью закрывая их.
2. Регулярно (лучше каждый день) играем гаммы, даже, если вам кажется, что блокфлейта для начинающих это пройденных этап. Ноты гамм найдете на сайте «Свирельки».

Для самых нетерпеливых, кто хочет играть на блокфлейте немедленно посмотрите урок от проекта ««Музыка для всех»» из Якутии. На этом уроке показано как держать блокфлейту и извлекать из нее музыкальные звуки.
Урок ведет Лена:


Спасибо Лена! Ждем новых уроков!Просим обратить внимание, что на видео пальцы, которые не закрывают отверстия на блокфлейте сильно подняты над инструментом. Здесь это вполне допустимо, чтобы было лучше видно положение тех пальце, которые участвуют в игре. Вам же, при обучении и в дальнейшем при игре необходимо придерживаться метода — пальцы располагаются над своими отверстиями и лишь немного приподняты над ними.

И ещё, на видео показаны первые ноты на блокфлейте. Это немного опережает наш самоучитель, но вполне допустимо, чтобы вы их пробовали сыграть. Они простые. У вас получится!

Теперь начинаем извлекать из блокфлейты первые звуки.

Перейдите на страницу:

Занятие 3

Музыкальная пауза.

Пете 4 года. Посмотрите для вдохновения. Блокфлейта для начинающих:

Перейдите на страницу:

Занятие 3

Блокфлейта для начинающих

Оставьте свой комментарий:

Занятие 2 : 19 комментариев

  1. Наталья

    Здравствуйте, посоветуйте, пожалуйста,модель инструмента для девочки,левша,7 лет,только начинает

  2. Дмитрий

    Хотел бы научиться играть на духовых инструментах, хотя бы на уровне начинающего.
    Не знал как подступиться. Самоучитель для начинающих самое то!

  3. Василий

    А у вас подобная программа для обучения на флейте Пана есть?

  4. Ольга

    Начали пользоваться программой.
    Вообще учится играть ребенок (6 лет), а заодно и я (мама). Играем на блокфлейте сопрано (не барочная) если я ничего не путаю.
    Программа очень понравилась, сначала ребенок играл просто по нотам потом на небольшом темпе включили и исполнение в программе, сейчас оттачиваем мастерство и наращиваем постепенно темп. Очень-очень здорово.

) мы говорили о гаммах вообще. Сегодня я хочу конкретно затронуть вопрос работы над гаммой – как работать с ней, чтобы достичь поставленных целей. Как вы помните, основные из них – это ровность, четкость и беглость. Но, для начала, давайте разберемся, какие гаммы будут «первопроходцами» в Вашей музыкальной жизни пианиста. В школьных программах первым стоит изучение гаммы До мажор. Она держит лидерство по причине отсутствия знаков – то есть, играется по белым клавишам. Однако, не смотря на мнимую простоту, гамма не очень удобна пианистически. Существует такое понятие, как «формула Шопена», в соответствии с которым самое удобное расположение руки предоставляет гамма Си мажор. Если расположить пальцы, начиная от ее субдоминанты – ми-фа#-cоль#-ля#-си, то рука приобретает самое природное положение – рычаги (1 и 5 пальцы) опущены – они лежат на белых клавишах; а средние пальцы образуют естественный купол. Для подтверждения этого тезиса хочу привести слова известного российского пианиста и педагога Льва Оборина: «Естественнее всего рука себя чувствует, когда первый и пятый пальцы лежат на белых клавишах, а второй, третий и четвертый пальцы на черных клавишах. Эта позиция, рекомендованная в свое время еще Шопеном, наиболее практична для выработки естественной постановки руки. Освоив ее, можно перейти к менее удобным позициям...»

Итак, для начала можно поупражняться на этой шопеновской формуле, играя ее легким нон легато с участием кисти. Когда формула будет усвоена, начинаем изучать всю гамму Си мажор, и далее переходим к остальным гаммам.

Можно выбрать другой порядок изучения гамм – по квинтам: До – Соль – Ре – Ля – Ми и т. д. Что дает этот способ – это изучение ладотональной системы музыки. Проработав по квинтовому кругу все гаммы, Вы разберетесь во всех тональностях и закрепите теорию практикой.

Так же Вы можете играть ту гамму, в которой написано разучиваемое произведение. Здесь плюс в том, что знаки в гамме уже известны, и пальцы сами будут ложиться на нужные клавиши. А если произведение содержит гаммообразные пассажи, то тем более гамма будет уместной и полезной на данном этапе.

Хочу заметить, что в паре с мажорной играется параллельная минорная, то есть та, которая лежит на малую терцию ниже от нее.

Теперь, давайте поговорим о технических трудностях в гаммах.

Первое, на что нужно обратить внимание – это аппликатура. Верно выученная очередность пальцев – залог быстрой и ровной игры. Все аппликатурные принципы я уже изложила в предыдущей статье. В этой же статье Вы найдете и виды гамм, которые надо играть. Но, чтобы к ним перейти, для начала нужно хорошо выучить основной вид, ведь, это остов для всех видов.

Самым проблемным моментом является, как Вы уже знаете, подкладывание первого пальца. Здесь хочу обратиться к психологической установке российского пианиста и педагога Г. Г. Нейгауза: «понятие подкладывания первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным понятием перекладывания руки через первый палец». Ведь психологически легче перенести руку через первый палец, чем подложить его под ладонь…

А вот упражнение, которое он рекомендует: играя до-мажорную гамму, останавливаемся на звуке ми, поддерживая клавишу в опущенном положении. Следующий звук - Фа - играется попеременно то четвертым, то первым пальцами. Аналогичная остановка на VII ступени (си), после чего следующее за си до играется то пятым, то первым пальцами:


Еще одно упражнение, которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в вычленении в звукоряде гаммы лишь тех звуков, на которые приходится подкладывание:


Другой педагог и пианист В. Сафонов предлагает вот такой вариант работы над данной проблемой: взяв традиционное пятипальцевое упражнение, играть его не всеми пальцами подряд, а последовательно перемещая большой палец:

Это упражнение поможет достичь независимости пальцев и их координации и научиться осуществлять подкладывание и перекладывание.

Можно испробовать вариации аппликатуры – поиграть всю гамму 1-2,1-2; 1-3,1-3, и 1-4,1-4.

Важно следить за рукой во время подкладывания. Очень часто локоть и все предплечье слишком «выворачивается» вместе с первым пальцем. Этого нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и изгибов.

Для того чтобы скоординировать работу обеих рук, а также для ритмической ясности, я рекомендую делать в гамме на четыре октавы акценты по четыре звука, при чем, во всех видах. Но, акцент не должен превращаться в громкий стук, стоящий на месте, и заканчивающий всякое движение вперед. Акцент, как в гамме, так и в любом произведении, - это то место, от которого нужно оттолкнуться, чтобы двигаться. Здесь акцент исполняется замахом пальца, в умеренной громкости.

Охватывающие движения играют так же немаловажную роль. Представьте, что Ваше предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые опоздали на него. Эти образы наглядно объясняют те движения, которые должны присутствовать в игре гамм: Вся рука рисует линию и идет впереди пальцев, то есть, пальцы подчиняются руке. Помочь этим движением может динамика. Здесь она проста: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Можно представить тот же поезд, который едет издалека, поравнялся с Вами и уехал. Таким образом, Вы убьете двух зайцев – и движения появятся, и гамма станет яркой и интересной.

Для уяснения ритмической четкости и динамической яркости, поиграйте гамму разными ритмическими формулами – триолями, пунктирным ритмом, синкопами; и в разных динамических градациях – от pianissimo до fortissimo. А игра в разных темпах позволит избежать унылого заигрывания, а заодно и определить Ваш технический предел.

Отдельный пласт в игре гамм занимает арпеджио. Здесь задачи те же, а технические проблемы другие. Но об этом мы поговорим уже в следующей статье.

При копировании, перепечатке материала или его части, активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт http://сайт обязательна.

Всем привет!:)
Сегодня будет необычный, не свойственный для моего блога пост. Тем не менее, очень нужный многим людям, которые наверняка найдут в нем ключ к решению своих задач.

Дело в том, что пару дней назад я совершенно спонтанно и неожиданно для себя купил в музыкальном магазине… музыкальный инструмент. Нет, не большой и не дорогой, но самый настоящий. Этим музыкальным инструментом оказалась обычная блокфлейта.

Блокфлейта

Таким образом, мне просто захотелось подудеть в большую свистульку с дырками, позаписывать ее чудные звуки и даже вставлять их изредка в качестве сэмплов в свои музыкальные треки. Поэтому как-то раз идя с работы я зарулил в музыкальный магазин, чтобы купить ее. Стоит она от 176 рублей, но цена более-менее качественной модели начинается только от 500. Лучше брать блокфлейту фирмы Yamaha серии 2х или 3х, барочной или немецкой системы – на небольшую разницу в аппликатуре этих двух систем не обращайте серьезного внимания: она минимальна. Свистулька фирмы Hohner стоит дороже, в районе 1500-2000 рублей.

А вообще – берите то, что вам будет по душе и по карману. В любом случае, мы – чистый лист, и правила любой из блокфлейт будем принимать как должное. Переучиваться нам не с чего. А пластмассовый звук, если такой будет иметь место, все равно так или иначе присутствует в моделях низшего ценового сегмента. Дорогие деревянные модели вряд ли кто будет покупать – а вдруг не понравится учиться в принципе? Или разонравится инструмент. Поэтому берем то, что нравится. МОЖНО недорогое, можно.

С или F, или как я ложанулся

Единственный аспект: просите продавца, чтобы блокфлейта была в ключе “ДО мажор” , или попросту С . Для подобных инструментов написано подавляющее количество учебников и видеоуроков, в том числе и представленная ниже книжка, и также звучит она куда более приятнее, чем блокфлейта в ключе “ФА” (F) . Я поспешил и купил именно такую – в “фа”. Вы, конечно, тоже можете взять любую, а при занятиях брать ноты согласно аппликатуре вашего инструмента, но лично мне блокфлейта в ключе ФА звучит очень высоко. Еще бы: самый низкий звук, который она способна издать – это фа второй октавы. Сопраниссимо.
Про систему – барочную или немецкую – еще раз повторю, сильно не переживайте. Отличия в аппликатуре незначительны и указаны в инструкции к инструменту. Выучите так, как того потребует инструмент.

Итак, с выбором инструмента определились, купили. Домой принесли. Подудели, может быть, даже. Что дальше. Вот тут и наступает пора представить на ваш суд один очень неплохой самоучитель по игре на блокфлейте.

Самоучитель игры на блокфлейте для начинающих

Эта книга попалась мне в руки совсем недавно, когда я так же решил освоить диковинный для себя инструмент. Искал долго, пересматривал какие-то видеоуроки, смотрел выступления флейтистов, разучивал километры каких-то аппликатур… В общем, всё оказалось выше моих сил, каша в голове образовывалась крутая, и тут я познакомился именно с этой книгой. Называется она “Без музыкалки - самоучитель для сачков” и предназначена на самых-самых зеленых представителей класса самоучек – без нотной грамоты, без слуха и каких бы то ни было прочих заявок в крутые музыканты, автор страница за станицей, упражнение за упражнением постепенно раскрывает для нас весь мир этого замечательного инструмента.

Скачать книгу “Без музыкалки - самоучитель для сачков”

Скачать книгу можно из моего Яндекс.Диска – вот .
Распечатайте и принимайтесь за обучение! Кстати, книжка бесплатна, так что ничего у автора я не украл. Я только лишний раз высказал ему свое признание.

Кстати, распечатайте и аппликатуру:

Аппликатура блокфлейт Ямаха в ключах “С” и “F”.
Для обоих систем – барочной (английской) и немецкой (немецкой (прим. Кэпа).

Повесьте на стенку и учите. Учите. Учите. Ставьте пальцы, играйте “Чижика-пыжика” , читайте книжку и играйте. Одним словом – занимайтесь. Блокфлейта – это тот инструмент, который отплатит сполна своей преданностью и мелодизмом, если к ней отнестись с душой, за очень и очень небольшие затраты. Как материальные, так и умственные:)

То есть больше вам ничего не нужно. БОЛЬШЕ. НИЧЕГО. НЕ НУЖНО.
Только инструмент, книга и аппликатура. И усидчивость. И терпение. И желание. ВСЁ.

Upd. Заниматься нужно под метроном!

Чувство ритма, игра в ансамбле, под гитару – все эти навыки замечательно нарабатываются, если учиться под метроном. Это касается не только блокфлейты, но и любого другого инструмента. Поэтому не пренебрегайте этим простым решением, и КПД ваших занятий будет в разы выше.

Скачать метроном, которым сам пользуюсь: .

Этот пост был частью нового проекта Алаборна музыкальному обучению игре на инструментах, нотной теории и основам гармонии, технике вокала. Следите за новостями в моем блоге и дальше будет только лучше.

В большей части европейских языков аналогами нашего слова «гамма&r&waquo; будут слова «ступени&r&waquo; или «лестница&r&waquo;, что раскрывает самую суть этого понятия. Ведь гамма - это последовательность группы нот, которую можно сыграть на любом инструменте. Целью ее исполнения является не только помощь в понимании интервального состава мажорной или минорной гаммы, но и тренировка координации рук, повышение техники, чистоты и скорости.

Для того чтобы процесс был максимально эффективным, стоит использовать специальные учебные пособия, которые содержат в себе приемы исполнения гамм, ставшие практически универсальными.

Поэтому имеющаяся в учебнике аппликатура с большой долей вероятности окажется весьма удобной, ведь ее уже проверили на себе многочисленные поколения музыкантов.
Во время изучения гамм на каждом конкретном инструменте начинающий исполнитель наверняка столкнется с характерными сложностями. Для игры на струнном инструменте очень важно найти комфортную позицию, так как один и тот же звук можно извлекать на двух или трех струнах. Для того, чтобы сделать правильный выбор струны, необходимо учитывать и текущее положение рук, то есть в какую позицию будет перестроиться роще, и от положения струны после ноты, то есть в какую позицию нужно будет перейти после исполнения звука. Если же у музыканта руки имеют отличающуюся от стандартной форму и размер, необходимо сделать исключение и рассчитывать аппликатуру непосредственно в момент разбора и исполнения гаммы.

Для духовых инструментов используется другой подход, так как при игре на них многие ноты берутся при помощи «передувания&r&waquo;, то есть, например, для того, чтобы взять «до&r&waquo; из второй октавы, музыканту необходимо подать струю воздуха большей силы.

На фортепиано имеется свой, особый подход для разучивания гамм, включающий в себя три этапа. В начале разучивается партия для каждой руки отдельно — для правой, для левой, и затем вместе. Одна из самых распространенных аппликатур для исполнения гамм выглядит следующим образом: первый палец находится на приме, третий находится на терции, а потом первый подкладывается на кварту. На верхнюю приму для гаммы больше одной октавы берется первый палец либо пятый. Альтернативный вариант аппликатуры основан на правиле, при котором черные клавиши нельзя играть первым и пятым пальцами, и в этом случае она подбирается индивидуально для исполнителя.

    Как учить гаммы

    http://сайт/assets/modules/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.png

    В большей части европейских языков аналогами нашего слова «гамма&r&waquo; будут слова «ступени&r&waquo; или «лестница&r&waquo;, что раскрывает самую суть этого понятия. Ведь гамма - это последовательность группы нот, которую можно сыграть на любом инструменте. Целью ее исполнения является не только помощь в понимании интервального состава мажорной или минорной гаммы, но и тренировка координации рук, повышение техники, […]

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская школа искусств Надежда» Принята на заседании педагогического совета Утверждаю директор Кислухина Т. В Образовательная программа по музыкальному инструменту «Блок - флейта» на отделении музыкального искусства (подготовительный цикл) Автор программы: Ячменцев В. Ю. преподаватель ДШИ «Надежда» Рассчитана на детей с 5 6 лет. Срок обучения 2 года. г. Москва, 2009

2 Введение. История инструмента (блок-флейта). Из всех известных сейчас музыкальных инструментов, блок-флейта принадлежит, несомненно, к числу тех, история которых восходит к глубокой древности. Само слово «флейта» применялось древними весьма пространно, и этим понятием они обычно определяли все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Однако, подлинными предками современной флейты не являются такие инструменты, как флейта простая, фригийская и двойная. Все они только именовались «флейтами», но прямого отношения к ним не имели. Долгое время единственным подлинным предком современной блок-флейты считалась флейта с наконечником или flute a bec. Наиболее же убогим предшественником этой первой разновидности блокфлейты(бывшей во всеобщем употреблении до середины XVII),был флаксолет- это простенькая дудочка с «пищиком» и несколькими дырочками. Эта флейточка была популярна в народе, и даже сейчас, одна из её разновидностей (galoubet) пользуется большим успехом и вниманием в Провансе. Другая разновидность флейты, известная как «косая» или поперечная, является несомненным, хотя и весьма отдалённым, потомком античной флейты Пана или сиринкса. Возникла она,вероятно, в одно время с «прямой» флейтой, но в отличии от неё уже не имела «пищика», а располагала боковым отверстием(амбушюром). Блок-флейта - разновидность продольной флейты. Это духовой музыкальный инструмент из семейства свистковых, таких, как свирель, окарина. Отличается от них наличием семи пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной так называемого октавного клапана. Звук в блок-флейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (от нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха. Блок-флейта была популярна в Средние века в Европе, но к XVIII веку её популярность снизилась, т.к. предпочтение стало отдаваться оркестровым духовым инструментам, таким как поперечная флейта, обладающая широким диапазоном и громким звуком. В наше время блок-флейты изготавливают не только из дерева, но и из пластика. Плюсом таких инструментов является их дешевизна и прочность. Тем не менее, по мнению большинства исполнителей, лучше всего звучат деревянные флейты. Для их изготовления традиционно используют самшит или фруктовые деревья (груша, слива). Звукоряд блок-флейты диатонический, но с использованием вилочных аппликатур расширяется до полного хроматического. Блок-флейта инструмент не транспонирующий, поэтому ноты для инструментов в строе «до» и «фа» записываются в реальном звучании. Диапазон блок-флейты чуть более двух октав: для сопрано он составляет от «до» второй октавы до «ре» четвёртой октавы. Для извлечения более низких нот (альтовая блок-флейта) используется частичное закрытие раструба инструмента. В XVI-XVIII веках блок-флейта широко применялась не только как сольный инструмент, но и как ансамблевый и оркестровый. Она была очень популярна в домашнем музицировании; игрой на блок-флейте увлекались герцоги, князья, курфюристы. Появились выдающиеся флейтисты-виртуозы. Самым известный среди них Иоганн Кванц, автор около 300 флейтовых концертов, а также капитального методического труда, связанного не только с игрой на блок-флейте, но и со всей исполнительской практикой и музыкальной эстетикой середины XVII века. Для блокфлейты было написано огромное количество произведений. В числе композиторов, много писавших для этого инструмента, И.Бах, Ф.Гендель, А.Вивальди, Г.Телеман. С появлением поперечной флейты, блок-флейта со своим слабым звуком постепенно сходит со сцены. Но в наши дни интерес к этому инструменту резко возрос(в связи с исполнением старинной музыки). 2

3 Разновидности блок-флейт. Существуют блок-флейты различных размеров (до 250 см) и строев. Основные виды блок-флейт: 1. Сопрано (в строе F) диапазон: от f 2 до g Сопрано (в строе С) диапазон: от с 2 до d Альт (в строе F) диапазон: от f 1 до g Тенор (в строе С) диапазон: от с 1 до d Бас (в строе F) диапазон: от f малой до g 2. Менее распространённые виды: GARKLEIN, VOICE-FLUTE, бас, контрабас, субконтрабас, октоконтрабас. Блок-флейты классифицируются ещё и по аппликатурным системам. Существуют два вида аппликатурных систем: немецкая(«ренессанская») и английская(«барочная»). Немецкая аппликатура чуть проще, но большинство, действительно хороших профессиональных инструментов, делается с «барочной» аппликатурой. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Первый этап обучения требует от преподавателя большого внимания. Необходимо контролировать положение инструмента, следить за дыханием и за точностью интонации. Начинающему обучаться игре на блок-флейте необходимо заниматься не менее 2-х, 3-х раз в день, т.к. продолжительность каждого занятия не должна превышать 20 минут. На начальном этапе обучения главное внимание необходимо уделить качеству звука. С самых первых уроков развивать требовательность к красоте звучания и к чистоте интонации. В начале, занятия следует вести по «Школе», в которой даны упражнения, дающие возможность усвоить элементарные исполнительские навыки. Это извлечение лёгких звуков: «соль-1»,»ля-1»,»си-1». После того, как ученик овладел этими звуками, расширение диапазона должно быть постепенным. Главное, в этом периоде обучения, добиваться улучшения качества звучания, правильного положения губ на мундштуке и вертикального положения инструмента. Стремление поскорее освоить весь диапазон блок-флейты является педагогической ошибкой, влекущей за собой ускорение звуковых недостатков, неточностей координации пальцев, а самое главное-отвлечение внимания от работы над улучшением качества звука. Хорошие успехи могут быть достигнуты только в том случае, если в первоначальном периоде обучения была прочно усвоена правильная постановка и верные приёмы звукоизвлечения. Таким образом, на первом этапе обучения игре на блок-флейте следует решить определённые задачи: 1.Научиться правильно держать инструмент. 2.Играть спокойно, не делая лишних движений пальцами и корпусом. 3.Научиться правильно делать вдох и выдох при исполнении. 4.Добиваться чистого и приятного звука. 5.Играть с удовлетворительной интонацией. В достижении этих целей преподаватель должен быть очень требовательным и настойчивым. Ученик должен усвоить, чтобы научиться играть на блок-флейте необходимы: время и упорная работа. Методические сведения: Дыхание. Правильная постановка дыхания будет способствовать развитию лёгких, грудной клетки и дыхательных мышц. Неправильная постановка не только мешает развитию этих мышц, но и отрицательно влияет на формирование всего организма. 3

4 Развивать дыхание нужно осторожно, естественным путём. Грудобрюшной тип дыхания наиболее рациональный при игре на блок-флейте. Вдох следует производить ртом, через углы губ, не вынимая мундштук; частично носом, быстро, насколько возможно полнее и не прерывая звук. Выдох делается плавно, без толчков, не до конца. Артикуляция. Артикуляцией называется совокупность двигательных приёмов, которыми достигается тот или иной звуковой результат. Блок-флейта является тем инструментом, на котором звук можно извлечь путём вдувания струй воздуха без помощи языка, хотя это недопустимо. Необходимо добиться извлечения звука только с помощью языка; как бы при произнесении шёпотом слогов «тю» и «ти». Звукоизвлечение. Для того, чтобы произвести звук на блок-флейте, следует поместить её верхнюю часть (мундштук) между губами, чуть подтянув их внутрь. После этого набрать воздух, кончиком языка прикоснуться к внутренней стороне зубов верхней челюсти и со слогом «тю» или «ти» быстро оттолкнуть от них язык, открыв таким образом путь для проникновения струй воздуха в инструмент. Совокупность этих двух моментов (отталкивание языка от передних зубов верхней челюсти и проникновение струй воздуха во внутрь ствола блок-флейты) образуют хороший звук. Качество звука определяется чистой интонацией, динамическим разнообразием, тембровой окраской, необходимой продолжительностью. Развитие пальцевой техники. Под техникой пальцевого аппарата подразумевается организованное владение деятельностью пальцев, которое даёт возможность исполнителю выражать музыкальные образы. Расположение пальцев левой руки при игре на блок-флейте. Указательный, средний и безымянный пальцы находятся в чуть согнутом положении над тремя отверстиями на верхней части блок-флейты. Звуки выше «ми» 2-й октавы извлекаются при открытии большим пальцем октавного отверстия с тыльной стороны инструмента. Отверстие должно открываться, примерно, на половину. Расположение пальцев правой руки при игре на блок-флейте. Четыре пальца правой руки (указательный, средний, безымянный и мизинец) располагаются на нижней части блок-флейты, в чуть согнутом положении. Большой палец находится с тыльной стороны флейты, между указательным и средним пальцами. При правильной, естественной, постановке рук, кистей и пальцев напряжение снимается. Пальцы следует располагать так, чтобы они свободно опускались на звуковые отверстия. Мизинцы обеих рук, в слегка закруглённом положении, располагаются над лицевой частью блок-флейты. Нельзя опускать мизинцы подгибая их под ствол инструмента. Общая постановка блок-флейтиста. Учащийся должен заниматься стоя. Следует следить, чтобы не создавалось напряжения. Голову нужно держать ровно. Локти обеих рук приподняты на некотором расстоянии от грудной клетки, в зависимости от индивидуальных особенностей исполнителя. Техника игры на блок-флейте. Блок-флейта мгновенно откликается на легчайшее дуновение, и это накладывает отпечаток на всю манеру исполнения, весьма гибкую в отношении штриховки, и без ощутимой «атаки», звук у блок-флейты возникает как бы сам собой. Фразы и пассажи небольшого дыхания на блок-флейте получаются с поразительной лёгкостью. Особенно хороши комбинации небольших легатных фраз самого прихотливого чередования. Диатонические и хроматические гаммы, различные арпеджио получаются на блокфлейте довольно бегло и непринуждённо. Лишь кларнет может соперничать с ней в гибкости и подвижности легатной техники. 4

5 В стоккатной технике у блок-флейты нет равных соперников. Кроме обыкновенного быстрого стоккато, на блок-флейте возможен поразительной стремительности приём двойного языка и, почти столь же стремительный тройной язык. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый и второй год обучения I II III IV Тема Количество часов Обучение исполнительскому дыханию 4 Тренировка мышц губ и рта. 4 Извлечение звука на инструменте. 4 Изучения написания нот. 4 Обучение исполнительскому дыханию. 2 Извлечение звука на инструменте. Работа над постановкой. 2 Изучение написания нот. 2 Изучение мажорных гамм с одним знаком в одну октаву, в 2 медленном движении. Упражнения для усвоения аппликатуры и развития 4 первоначальных исполнительских навыков, а также изучение и исполнение лёгких пьес. Работа над постановкой при игре на инструменте (способ 4 держания инструмента, положение корпуса) Обучение исполнительскому дыханию. 2 Работа над штрихами (стаккато и легато). 2 Обучение навыкам быстроты зрительного восприятия нотного 2 письма. Изучение этюдов (5-7 этюдов) не сложных. 4 Изучение гамм (мажор с одним знаком в две октавы в 2 медленном темпе). Работа с пьесами. 4 Работа над постановкой. 4 Развитие исполнительского дыхания. 2 Изучение гамм в две октавы стаккато и легато. 2 Работа над этюдами. 4 Освоение пьес. 4 Всего: 72 5

6 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Первый год обучения В течение учебного года работа над постановкой, постановкой дыхания. Мажорные гаммы до одного знака включительно (в медленном движении), арпеджио, трезвучия, лёгкие этюды и упражнения. 1. Выдержанные звуки 2. С 1 по 10 упражнение из шк. Н.Платонова; 1-2 ансамбля (легкой сложности) пьес из школы И. Пушечникова Примерная экзаменационная программа: 1 полугодие: Гаммы: До мажор, Соль - мажор Этюды: 23,24 И. Пушечникова Украинская народная песня «Лисичка» Б. Майзель. «Кораблик» 2 полугодие: Гаммы: До мажор, Фа - мажор Этюды: 48, 51,52 И. Пушечникова Л. Моцарт. «Дуэт» Второй год обучения В течение учебного года проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные, арпеджио трезвучий в тональностях до двух знаков включительно (в умеренном движении); упражнения на легато; пьесы, этюды. Примерная экзаменационная программа: / полугодие: Гаммы: Ре мажор, си минор Этюды: 21, 57 И. Пушечникова И. Дюссек «Старинный танец» М. Иорданский «Песенка про чибиса» 2 полугодие: Гаммы: Си бемоль мажор, соль минор Этюды: 46, 53 И. Пушечникова М. Мильман «Барашек» В. Моцарт «Вальс» И. С. Бах «Песня» Рекомендованная литература. 1.Учебные пособия. 2.Методическая литература. 3.Методика обучения игре на духовых инструментах(очерки).под. ред.е.назайкинского М1964, Ю. Усова М 1966,1971, Б.Диков. Методика обучения игре на духовых инструментах М А.Федотов. Методика обучения игре на духовых инструментах М Д.Рогань-Левицкий «Беседы об оркестре». 7.Ю Булучевский, В.Фомин «Старинная музыка». 8.И.Пушечников. Школа игры на блок-флейте. 9.Ю.Усов. Методика обучения игре на духовых инструментах. 10.М.Чулаки «Инструменты симфонического оркестра». 6


И. Пушечников ШКОЛА ИГРЫ НА БЛОКФЛЕЙТЕ I. Pushechnikov THE SCHOOL OF RECORDER-PLAYING Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России») ОТ АВТОРА

Б Л О К Ф Л Е Й Т А I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная образовательная программа по предмету «блокфлейта», имеющая художественно-эстетическую направленность, предназначена для дополнительного образования

Введение в программу. Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки. Правильное положение корпуса, инструмента и смычка, освоение

Пояснительная записка Последние годы существенно изменился жизненный уровень людей. Жизнь стала более динамичной, насыщенной. Большой поток информации обрушивается на людей с экранов телевизоров, компьютеров,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 11 ИМЕНИ М.А. БАЛАКИРЕВА» Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению

Малый медный оркестр Корнет in B Этот инструмент является главным ведущим инструментом малого медного оркестра. Инструмент транспонирующий, записывается в скрипичном ключе и звучит тоном ниже нотируемой

Государственное образовательное учреждение города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Б. Гольденвейзера" Образовательная программа дополнительного образования детей «БЛОКФЛЕЙТА» для учащихся 1 3

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ИГРЫ НА ГИТАРЕ Переборы. Пальцевая техника В этом разделе мы рассмотрим стандартные переборы (арпеджио). Разучив и добросовестно их отработав, вы сможете с успехом применять их в дальнейшем

Государственное образовательное учреждение города Москвы «Детская музыкальная школа 18» Ул. Смольная, д. 37 тел. 458-05-63 Рекомендовано «Утверждено» Педагогическим советом Директор ГОУ ДМШ 18 ГОУ ДМШ

МБОУ ДО «Детская школа искусств 5 имени Д.Д. Шостаковича» города Курска Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств «Инструментальное исполнительство» Программа по учебному предмету «Музыкальный

Образовательная программа по классу блокфлейты. Блокфлейта в хоровой школе предмет факультативный. Занимаются блокфлейтой учащиеся только по желанию, наряду со специальными занятиями хором и двумя разами

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ФЛЕЙТА» Направленность программы: художественная Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 1 год Количество часов: 104

РЕЦЕНЗИЯ На рабочую программу «Общее фортепиано» для хореографического, ИЗО, струнного, народных инструментов и вокального отделений Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

Министерство культуры Ростовской области ГОУ СПО РО «Таганрогский музыкальный колледж» Аппликатурные комбинации при игре на кларнете Бёма (французской системы) в верхнем и высшем диапазоне. Автор Преподаватель

Пояснительная записка Занятия в классе флейты в ДМШ имени Н.П.Будашкина проводятся в соответствии с действующими учебными планами. Специфика флейты определяет оптимальные сроки обучения игры на этом инструменте

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание тем учебного курса 4. Требования к уровню подготовки обучающихся 5. Литература и материально-технические средства обучения

Пояснительная записка. Программа по обучению дошкольников музицированию на блокфлейте разработана на основе современных технологий отечественных педагогов музыкантов Виноградова Л. В. Программа «Элементарное

Дорогие друзья! Еще раз поздравляю вас со вступлением в Веб-Школу Yamaha на курс Питера Баартманса «Исполнительское мастерство»! Цифровые клавишные инструменты Yamaha позволяют воссоздавать звучание музыкальных

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа 6 «Перово» (ГБОУ Школа 6 «Перово») 54,город Москва, улица Плющева, д.а Телефон:(495)3090,факс:(495)3090

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Ю ЗАО ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 11»

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе дополнительной, общеобразовательной художественной направленности «В мире музыки». Программа курса «В мире музыки» рассчитана на индивидуальные

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Рассмотрена на педагогическом совете МАУДОД «Детская школа искусств» (протокол 4 от 28.12.2011 г.) УТВЕРЖДАЮ

2 I. Пояснительная записка Программа «Инструмент (флейта)» имеет художественно эстетическую направленность и разработана с целью музыкально эстетического развития детей от 6 до 12 лет, а также создания

1 Структура программы I. Пояснительная записка - Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе - Срок реализации программы - Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию

Пояснительная записка. Нормативно-правовая база для составления программы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 г.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО КЛАССУ ТЕНОРА, БАРИТОНА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В системе музыкального образования Детская музыкальная школа занимает базисное место. Именно в детской музыкальной школе формируются

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММАМЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (5,7 ЛЕТ) Автор составитель: преподаватель

I. ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАЧЕТЫ I полугодие 2-3 кл.: Диезные гаммы до 2-х знаков в 2 октавы мажорная и минорная, Этюд, чтение с листа, муз. термины. 4 кл.: Диезные гаммы до 3-х знаков в 4 октавы мажорная и минорная,

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Скрипка» Дополнительной общеразвивающей образовательной

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская школа искусств им. С.Т.Рихтера» Директор Образовательная программа дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДМШ 1 им. А.С.Данини МО г. Новороссийск» 353900 г. Новороссийск, ул. Новороссийской Республики, 14 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская Школа Искусств муниципального образования город Горячий Ключ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская музыкальная школа имени М. JI. Таривердиева» Утверждено: Приказ 30 от 19 января 2012 г. Директор

УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС I. Общие задачи: Привитие детям любви и интереса к музыке Накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкальнохудожественного вкуса Выявление и всестороннее развитие

Программные требования фортепианного отделения ДМШ 2 по предпрофессиональной программе на 2015-2016 г.г. Данные требования опираются на предпрофессиональную программу и учебные планы, предусматривающие

ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ТРУБЫ Первый класс по 7-летней форме обучения / первый класс по 5-летней Годовые требования В течение первого года обучения рекомендуется проводить занятия на корнете. Учащийся должен

ГЛАВА 1 ПРОСТЫЕ АККОРДЫ Аккорды и гармония Разучив основные аккорды, вы сможете аккомпанировать на гитаре. Это значит поддерживать вокальные партии игрой на инструменте. В большинстве случаев аккомпанемент

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени Ю.С.Саульского» УТВЕРЖДЕНО приказом ГБУДО г. Москвы "ДШИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Творческий конкурс, который проводит колледж Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского, призваны выяснить уровень общего развитие абитуриентов,

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа учебного предмета «Скрипка» составлена на основе примерной дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства, разработанной Институтом

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краткая характеристика предмета На современном этапе музыкального образования детей особую актуальность приобретает столь любимый и популярный в нашей стране инструмент, как гитара.

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Государсвтенное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Якутский колледж культуры и искусств» ЛОГИКО-ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

1 1. Пояснительная записка Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Изменения социально-экономической системы в стране, информационная перегруженность детей, ухудшение их здоровья потребовали

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ИГРЫ НА ГИТАРЕ Переборы. Пальцевая техника В этом разделе мы рассмотрим стандартные переборы (арпеджио). Разучив и добросовестно их отработав, вы сможете с успехом применять переборы в дальнейшем

Новая редакция Программы одобрена на заседании педагогического совета 19 июня 2015 года УТВЕРЖДЕНА приказом 86_ от 29 июля 2015 г. по Государственному бюджетному учреждению дополнительного образования

ПРОГРАММА по специальности «ТРУБА» (срок обучения: 7 лет, 5 лет) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ТРУБЫ Первый класс по 7-летней форме обучения / первый класс по 5-летней Годовые требования В

Комплекс основных характеристик 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Специальность (баян, аккордеон)» (далее программа) имеет художественную направленность.

1 Пояснительная записка Моя работа ориентирована на учащихся младших классов, обучающихся в музыкальной школе по пятилетней программе, имеющих средние данные. Для детей, имеющих данные выше средних, требуются

Глава 11 Êëþ åâûå çíàêè В этой главе... Обзор ключевых знаков Выбор правильной тональности Минорные тональности Последний танец К лючевые знаки это своего рода ключики, позволяющие открыть ларчик нотной

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Общий инструмент» дополнительной образовательной

Государственное образовательное учреждение города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Б. Гольденвейзера" Образовательная программа дополнительного образования детей «ТЕНОР, БАРИТОН, ТРОМБОН, ТУБА»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени И.С. Козловского» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБУДО г. Москвы ГГ «ДШИ имени -ИХ. Козловского» / / М.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена для обучения игре на синтезаторе разно уровневого контингента детей в возрасте от 7 до 8 лет. 3 год обучения учащиеся уже имеют основные теоретические

Государственное образовательное учреждение города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Б. Гольденвейзера" Образовательная программа дополнительного образования детей «ГОБОЙ» для учащихся 1 5 (6) классов

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская музыкальная школа имени А.Н.Александрова» Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального

1. Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное

ПРИНЯТО педагогическим Советом МБОУ ДОД «Холмская ДШИ» от 01.10.2014 г УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ ДОД «Холмская ДШИ» Т.В Фомина 01.10.2014 Требования и примерные программы для сдачи переводных экзаменов,

1 возрастная группа: 6,5-9 лет. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Общекультурный (ознакомительный) уровень I. Формирование вокальных навыков 1. Певческая установка и дыхание. Правильное положение корпуса, головы, плеч,

СОГЛАСОВАНО Педагогическим Советом ГБУДО г. Москвы «ДМШ им.а.н.александрова» протокол от "13" марта 2017 г. 2 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУДО г. Москвы «ДМШ им.а.н.александрова» М.А.Федорова приказ от "14" марта

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Вороновская детская школа искусств» «Принято» Педагогическим советом