Храм николы на берсеневской набережной история. Церковь николы чудотворца на берсеневке. Церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках

Grazyna 05.09.2016
На этом месте находился монастырь известный с 1390 г. Храм известен с 1625 г. Ныне сохранившееся здание храма в стиле "Русское узорочье" построено в 1656-1657 г. думным дьяком Аверкием Кирилловым. Храм был закрыт около 1931 г. Богослужение возобновлено в 1992 г.

Grazyna 05.09.2016
Храм Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках В 1390-93 гг. в этом месте был вотчинный монастырь Николы на Песках. В 1493 г. упоминается уже церковь Николы на Песках. Деревянный храм стал преемником древнего вотчинного монастыря; в 1475 г. к нему относят летописное упоминание "церковь Николы на Песках, зовумая Борисова". В XVI в. двор, в котором стоял храм, принадлежал боярам Белемишевым. Владение Беклемишевых после казни боярина Ивана Берсень- Беклемишева (1525 г.) перешло в казну, потом было пожаловано государеву садовнику Кириллу. В 1566 г. храм уже именовался Николой на Берсеневке. В эти годы храм был перестроен. В 1625 г. была построена новая каменная церковь "по обещанию приходских и разных посторонних людей". С 1625 г. церковь именовалась "Великий чудотворец Никола за Берсеневскою решеткою". Главный престол ее был освящен во имя Живоначальной Троицы, но храм продолжал именоваться Никольским. В 1655 г. двор Беклемишевых получил думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший Государевыми Садами. При нем был создан существующий ансамбль жилых палат и церкви. Поставленный на подклет двусветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой, галереей- папертью вдоль северного фасада и крыльцом вытянут с севера на юг. Четверик перекрыт сомкнутым сводом. Барабан центральной главы - световой, остальные главы глухие. Четверик завершают два ряда килевиднчх кокошников. Две главы выделяют боковые членения апсиды - в них были приделы храма. Северное членение имеет отдельный вход с галереи. Богатые по рисунку профилированные наличники на фасадах, парные колонки на углах, карниз, изразцы - все это делает храм неповторимо нарядным. С запада к храму примыкала одноэтажная трапезная. Очень красиво крыльцо на бочкообразных столбах с гирькой над входом. Новое строительство велось с учетом сложившейся планировки и с использованием старых зданий. В убранстве палат и церкви много общего. Оба здания соединялись крытым переходом. Вместе с Красным крыльцом палат ансамбль украшало северное крыльцо храма. Под папертью расположилась усыпальница рода Кирилловых (состояла из нескольких склепов). В 1694 г. была возведена колокольня с проездными воротамии надвратной церковью Казанской Богоматери. По сторонам ворот построили невысокие здания причта и богадельню - Набережные палаты. В 1766-68 гг. архитектор И.Я.Яковлев перестроил Набережные палаты и обновил колокольню. Храм тоже перестраивался. В какой-то период он утратил Никольский придел, однако к 1755 г. по просьбе прихожан придел был возобновлен. К 1775 г. горка кокошников храма была преобразована в ступенчатую пирамиду путем надкладывания рядов. Церковь сильно пострадала в пожаре 1812 г. В 1817-23 гг. разрушенную трапезную с Никольским и Феодосьевским приделами возобновили в классическом стиле, с колонным портиком. К 1820 г. старая колокольня была сломана. В 1853-54 гг. к западу от церкви архитектор Н.В.Дмитриев поставил новую колокольню - ярусную, с колонками по углам ярусов, с островерхим граненым шатром. В 1871 г. часть палат была разобрана, а оставшиеся стены были включены во вновь построенное двухэтажное здание, фасады которого были обработаны под формы XVII в. После 1918 г. на втором этаже дома разместились ЦГРМ (Центральные Государственные реставрационные мастерские). В 1930 г. работники ЦГРМ добились закрытия церкви св. Николы. В этом же 1930 г. по просьбе ЦГРМ Моссовет вынес решение о сносе колокольни, затемнявшей окна рабочих помещений. В 1931 г. архитектор Б.Иофан, строитель "Дома на набережной" внес в Моссовет просьбу о сносе храма. В 1932 г. храм начали разбирать, но снесли только колокольню. В 1958 г. здание храма отдали НИИ музееведения. Позже, в 1960-70-х гг., здание храма и палат занял НИИ культуры РСФСР. В 1992 г. храм вернули верующим, богослужения были возобновлены. В 1996 г. восстановлена полихромная окраска четверика. В правом приделе почти полностью сохранился двухцветный итальянского мрамора иконостас. При храме действуют воскресная школа и приходская библиотека.

Вент 05.09.2016
Богослужения по старому обряду.

А. 05.09.2016
По старому?

tyyytty 05.09.2016
Существует мнение, что из подвала храма идёт подземный ход на другой берег реки Москвы. Там (на месте храма Христа Спасителя) находилось подворье Малюты Скуратова, которое сетью подземелий было связано со многими окружающими строениями, в том числе и с кремлём.

ВВП 05.09.2016
На противоположном берегу имеется храм Св. Николая. Справа от входа в здание храма, приблизительно на расстоянии 5-8 метров, под землею имеется пустота и большого объема. Если попрыгать на этом месте, в тихое время можно услышать характерный гул от прыжков, когда есть подземная пустота. Немного к западу, на территории Дома Пашкова, приблизительно в 30м, в 90-х годах был раскопан ход времен Ивана Грозного, выложенный из белого камня плотно пригнанного. Искатели библиотеки Грозного дошли до пробки, под которой обнаружили, после откачки грунтовых вод, просто грязь. Так вот в ограде храма они не копали, а именно там и есть та самая пустота, которую они искали. Проверьте сами. В 90-х же годах сотрудники КГБ специальной апааратурой "прозванивали" землю между домом Пашкова и этим храмом, на территорию же храма до сих пор никто не догадался войти с целью исследовать эту пустоту под землей. Метро проходит на много глубже.

ЛЕНИНЪ 05.09.2016
это у библиотеки Ленина.

Surprise 05.09.2016
Прямо перед храмом стоит памятный Крест. Один сотрудник с этой территории сказал, что когда велись раскопки, то обнаружили много расстреляных останков в виде скелетов. Это были политические расстрелы.....

Melkh 05.09.2016
В "Науке и жизни" в 1980е была статья-воспоминания о попытках углубиться по ходу, который якобы ведет от храма в сторону Москвы-реки

Татьяна 05.09.2016
Действительно, была очень интересная статья в "Науке и жизни" про путешествие по подземному ходу от Пашкова дома. Не могу вспомнить в каком номере. Кажется за 1985 год.если кто-то точноо помнит, может напишите?

«Живите в доме - и не рухнет дом». (А.Тарковский)

Мой самый любимый храм из всех существующих - вот этот «пряничный домик», церковь Святого Николы Чудотворца на Берсеневке (Берсеневская набережная, д.18).

По мнению многих исследователей, это старейший храм Замоскворечья. Ещё в 12-ом веке здесь располагался Никольский на Болоте монастырь, в котором была деревянная «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова».

Маленькую деревянную церквушку перестроили в 1657 году. Правда, тогда она звалась Троицкой и лишь позже получила имя святителя Николая.

Найти этот храм довольно сложно. Попасть в него можно только с набережной, он не виден с основных трасс Москвы, разве что с другой стороны Москва-реки в районе Патриаршего моста.

Изначально церковь Николая Чудотворца на Бересеневке в Верхних Садовниках была домовой некоего садовника государя Кириллова. При его внуке Аверкии Кириллове и была возведена нынешняя церковь святителя Николая в Берсеневке, а также роскошные палаты.

Аверкий Кириллов был убит во время бунта стрельцов, и тело его захоронили в притворе храма. Здесь же похоронили и его жену.

Здание храма сохранилось практически без изменения с 1657 года, несмотря на то, что церковь сильно пострадала в пожаре 1812 года.

На территории храма почти никогда никого нет. Правда, я там бывал только по выходным. Здесь много деревянных строений, например, маленькая колокольня.

Изредка из храма выходит служитель, поднимается на колоколенку и звонит. Звук тихий, но очень светлый.

Какое это странное место! Здесь полная тишина, с двух сторон его огораживает знаменитый "Дом на набережной", через реку - Храм Христа Спасителя и шумная Пречистенская набережная, а сзади подпирает фабрика "Красный октябрь".

Но здесь другой мир, этакий оазис с благоухающими клумбами и деревенским огородиком. Время замерло.

Это довольно необычный православный храм. До сих пор в нём поддерживаются старообрядческие традиции и используются отдельные элементы дониконианского обряда.

С этим странным местом связано несколько московских легенд. Правда это или нет, я сказать не берусь. Говорят, что сюда вел подземный ход прямо из Кремля. Как бы то ни было, но какой-то тайный ход был обнаружен мальчишками. Возможно, он выходил из этого колодца или сарайчика рядом.

Ещё говорят, что здесь в одной из келий содержали под стражей митрополита Филиппа. Того самого, убитого рукой Малюты Скуратова. Ну, в общем, которого играл О.Янковский.

Ещё по одной легенде, здесь хранилась хоругвь времен Ивана IV вся усыпанная драгоценными камнями. Считалось, что после каждой сотни убиенных царь раскаивался и укреплял на ней сапфир. Когда на Крестных ходах хоругвь выносили, народ пытался сосчитать количество жертв.

Я очень люблю эту странную стену, которая как бы отделяет храм от палат.

Церковь составляет один архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова, и как-то без них уже и не мыслится.

Сейчас в этих палатах располагается НИИ Культуры. Не знаю, чем они занимаются, но иногда кто-то входит и выходит.

Такое ощущение, что эти древние палаты подпираются с боков какими-то сваями (хотя на самом деле это водоотводящие лотки), и кажется, они вот-вот рухнут, но это невозможно. Дома как люди, они живы, пока в них есть душа.

Откуда взялось слово «берсеневка» так до конца и не понятно. Свое название местность могла получить от имени боярина Берсени-Беклемишева, который был в особом почете у Ивана III и выполнял особые поручения царя. По другой версии, так раньше назывался крыжовник - «берсеня». Его выращивали здесь в большом количестве.

Fais se que dois adviegne que peut.

Храм во имя святителя Николы Чудотворца на Берсеневке, старейший храм Замоскворечья, поставленный на месте Зареченского монастыря Николы Старого.

Храм известен с 1625 года, современная постройка с 1656-1657 гг. Храм трёхпрестольный (Троицкий, Никольский и Феодосиевский приделы). Имеются трапезные палаты и освященный придел преп. Феодосия Великого. Пение наонное. Службы совершаются ежедневно утром и вечером. Имеется воскресная школа для детей. Регулярно проводятся беседы со взрослыми. Община деятельна в распространении старого обряда в Русской Православной Церкви.

Храм Николы Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

Храм расположен в районе Якиманка, Центрального административного округа города Москвы (Берсеневская набережная д. 18), составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Святителя Николы Чудотворца, в честь Феодосия Великого Киновиарха.

Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).

В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, «изукрашен» — к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее (видимо, в 1690-е) к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание. В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела — Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году храм был закрыт. В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.

Храм расположен в районе Якиманка Центрального административного округа города Москвы. Храм составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Святителя Николая, в честь Феодосия Великого Киновиарха.

Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

История

Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовал деревянный храм, именуемый в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчиннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).

В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца.


N. A. Naydenov (1834-1905) , CC BY-SA 3.0

В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, «изукрашен» - к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками».


Ludvig14 , CC BY-SA 4.0

Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз.


Mashka , CC BY-SA 3.0

С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых.

В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ирина Симеоновна передала церкви двухэтажные палаты на набережной для размещения в них дьякона и богадельни. Над палатами была выстроена колокольня.

Кроме того был заказан большой 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным и пожертвованы ещё пять колоколов, массой от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов.


Надежда Пивоварова , CC BY-SA 3.0

В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви.

Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной в 1817–1823 годах была отстроена новая в классицистическом стиле, в ней были устроены два придела - Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха.

Старая колокольня была разобрана «за ветхостью» между 1815 и 1820 годами (двухэтажные палаты под колокольней простояли до 1871 года, сейчас на их месте находится дом причта).

В 1853–1854 годах у западной стены трапезной храма была построена новая колокольня по проекту архитектора Н. Дмитриева.


Надежда Пивоварова , CC BY-SA 3.0

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году храм был закрыт. В 1930-е Б. Иофан, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма.

В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу.

Сейчас храм возвращён Русской православной церкви, при нём работают воскресная школа и библиотека. На приходе храма поддерживаются старообрядческие традиции и используются отдельные элементы дониконианского обряда (но официально приход не считается единоверческим).

Именно так следует правильно называть храм, который все по привычке именуют “Никола на Берсенёвке”. Он стоит на Берсенёвской набережной Москва-реки напротив и входит в комплекс .

Любопытно, что возведение храма совпадает по времени с постройкой – 1656-1657 годы. Очевидно, что заказчиком новой каменной церкви во имя Живоначальной Троицы был Аверкий Кириллов. Наверное поэтому во многих советских источниках (напр. “Памятники архитектуры Москвы”) её принято считать домовым храмом рода Кирилловых. Более поздние источники указывают на то, что вокруг храма существовало кладбище. Из этого напрашивается вывод, что церковь была не домовой, а приходской. Кроме того, Николай Чудотворец на Берсенёвке, как и многие другие храмы Москвы, построен на месте древней деревянной церкви конца XIV столетия.

Церковь св. Николая на Берсенёвке стоит настолько близко к , что в конце XVII века существовал крытый переход, соединявший храм с палатами. Логично, что знатная семья Кирилловых считала его своей домовой церковью. Сам Аверкий и его супруга похоронены в северном притворе храма.

В конце XVIII века к церкви св.Николая пристроили новую классицистическую трапезную. Она выглядит совсем чужеродной по сравнению с церковью, выполненной в традиционном для середины XVII века стиле русского узорочья.

Северный фасад церкви Николая Чудотворца на Берсенёвке.

До 1932 года в комплекс храма также входила колокольня.

Старая фотография церкви св.Николая на Берсенёвке с колокольней из альбома Н.А.Найдёнова. Снимок с сайта http://oldmos.ru/old/photo/view/20391

Её снесли по просьбе сотрудников реставрационных мастерских, они ссылались на то, что колокольня препятствовала правильному освещению мастерских. В настоящее время с южной стороны церкви возвели временную деревянную звонницу.

Б.Иофан, советский архитектор, автор неосуществлённого проекта Дворца Советов на месте разрушенного , добивался сноса и самой церкви св.Николая на Берсенёвке, но, слава Богу, разрушить её то ли не успели, то ли не посчитали нужным.
С 1958 года в храме размещались помещения научно-исследовательского института музееведения. Богослужения возобновились с 1992 года.

Чаще всего мы подходим к храму с набережной и сразу видим северную часть церкви с нарядным крыльцом. Поднимем глаза вверх и полюбуемся пятиглавием храма.

Центральный барабан красиво убран тройным рядом аркатуры.

Верхний ряд аркатуры – непрерывный, два нижних имеют разрывы, это так называемый расчленённый ряд аркатурного пояса.

Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature - ряд арок) - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада). Такая аркатура состоит из деталей которые наложены на поверхность стены. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах. Такой вариант решения аркатуры был типичен для храмовой архитектуры Владимиро-Суздальского княжества.

Четверик храма с внешней стороны оформлен двумя рядами кокошников. Это бесстолпный храм, поэтому на нём нет закомар. Нижний ряд кокошников украшен накладными ромбами и змейками. В верхнем ряду увидим витые валики, перехваченные жгутами, розетки.

Торжество убранства продолжается на северной стене. Три больших окна убраны замысловатыми навершиями.

Теперь рассмотрим интересное крыльцо. Оно примыкает к небольшой галерее-паперти.

Разнообразные архитектурные элементы храма отличаются ярким многоцветием. Раскрашенные детали крыльца сразу привлекают внимание. Розовым цветом выделен внешний килевидный валик свода и полуколонки по бокам, вислый камень или “дынька”, обрисован контур двойной арки. Зелёным цветом подчёркнута дуга над входом, жёлтым – капители полуколонок. Внизу, на основаниях и капителях кувшинообразных столбов есть вкрапления голубой краски.
Интересно, что на старых чёрно-белых фотографиях храм кажется или монохромным (белым), или двухцветным. (Нижние снимки взяты с сайта соборы.ру http://sobory.ru/photo/178223)

Бочкообразная кровля крыльца уникальна и не имеет аналогов в московском каменном зодчестве. Бочкообразное перекрытие крыльца хорошо видно с некоторого расстояния.

Из-за покрытия в виде бочки понадобилось возвести и килевидное завершение кровли крыльца.
Внутри над дверью едва видны остатки росписи.

Крыльцо примыкает к галерее-паперти. Она также очень нарядна. С северной стороны большие арочные окна галереи обрамлены ширинками с изразцами.

Изразцы хорошо сохранились.

Наличие двуглавых орлов на изразцах свидетельствует о государственной службе главного вкладчика храма Аверкия Кириллова.

На восточной стене галереи видим такие же детали, как и на северной.

На левой апсиде малое окошко отличается от двух соседних – вокруг него нет валика, нет и треугольного навершия, как на центральном и правом малых окошках. Скорее всего, эти детали утрачены.

Три большие окна на апсидах нарядно обрамлены полуколонками с бусинами, которые опираются на кронштейны. В центре треугольных наверший помещаются украшения в виде кувшинчиков.

Чтобы рассмотреть верхнюю часть восточной стены лучше чуть-чуть отойти назад.

Ряды килевидных кокошников мы уже рассматривали на северной стене. Их верхний ряд здесь гораздо проще, по сравнению с парадной северной стороной.

Верхняя часть четверика по всему периметру выделена причудливым карнизом.

Восточная стена разделена двойными полуколонками.

Ещё раз обратим внимание на пятиглавие. Главы церкви посажены на высокие барабаны. В нижней части они украшены килевидными кокошниками. Центральный барабан является световым, в нём прорезаны узкие длинные окошки. Четыре боковые барабана глухие. Их стенки украшены рядом аркатурно колончатого пояса.
Детали восточной стены в основном раскрашены в ярко-розовый цвет с небольшими вкраплениями голубой, зелёной и жёлтой красок.

Обратим внимания на две малые главки над апсидами церкви. Они возведены над двумя приделами во имя святителя Николая и преподобного Феодосия Великого.

Южная сторона четверика также очень нарядна. Здесь особенно интересны окна верхнего уровня. Особенно замысловато выглядит среднее окно с двойной рамкой по боковым сторонам, разделённое вислым камнем, с причудливым тройным навершием.

Килевидные навершия боковых окон повторяют форму закомар.

К западной стене церкви в первой четверти XIX века (1823г.) добавлена просторная классицистическая трапезная.

Трапезная палата церкви Николы на Берсенёвке. Северный фасад.

На её западной стене изображены святые, их имена написаны рядом с ликами.

Слева – св.Марк Эфесский, справа – св. архиепископ Геннадий. Слева – преподобный Иосиф Волоцкий, справа – св. Максим Исповедник.

Внешняя реставрация трапезной ещё не закончена.

Войти в храм мне не удалось, в середине буднего дня он был закрыт. Подлинного убранства в церкви не сохранилось. На официальном сайте храма есть фотографии особо чтимых икон. http://bersenevka.info/sanctuary.shtml

Набережные палаты

Кроме церкви и собственно палат, усадьба Аверкия Кириллова включала в себя так называемый Набережный корпус или Набережные палаты. Первоначально на рубеже XVII-XVIII веков на границе церковного участка появился ряд построек для причта и богадельни. После пожара 1812 года их разобрали и объединили в одно знание. Поскольку строение удлинили, то проездная арка в нём расположена асиметрично.

В основе Набережных палат – колокольня церкви 1690 года с проездной аркой и надвратной церковью Казанской Божией матери. Её разобрали в XVIII веке и выстроили новую, которая тоже не сохранилась.
Со стороны реки на Набережных палатах видны наличники, повторяющие формы XVII века. К подлинным деталям XVII столетия они отношения не имеют, это поздняя стилизация в духе русского узорочья.
Продолжим знакомство с московскими храмами XVII века:

.

Литература:
“Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье”. М., “Искусство”, 1994 г.
“Сорок сороков”, т.2 Составитель П.Г.Паламарчук, М., 1994 г.
И.Л.Бусева-Давыдова, М.В.Нащокина, М.И.Астафьева-Длугач “Москва. Архитектурный путеводитель”. М, Стройиздат, 2001 г.
П.В.Сытин “Из истории московских улиц”, М., 1952 г.