Что говорят когда дают милостыню. Всем ли просящим подавать милостыню

Что такое милостыня и как ее подавать? Казалось бы, что тут сложного? Оказывается, что не всем и не всегда можно помогать, даже если просят. Подаяние - целая наука. Перед тем как обучиться ей, следует хорошо изучить и понимать язык богословия.

Милостыня - это что? Притча о подаянии

Существует множество притч, где говорится, что подавать должен богатый бедному. И тогда воздастся сострадающему за милосердие его, а просящему - за терпение.

Согласно религии, милостыня - это подаяние бедному. Делиться с ближним - это один из главных жизненных постулатов истинного христианина. Но тут надо правильно трактовать понятие «подать милостыню». Кому действительно стоит помочь, а кого нужно обойти стороной и этим спасти и свою душу, и просящего?

Притча о блуждающих евреях

Этому вопросу также посвящается одна из притч библейских. Евреи, блуждающие по пустыне, два раза приносили жертву золотом. В первом случае они собрали все украшения своих женщин и отлили из них теленка. Этот подарок преподнесли они дьяволу. Во второй раз все еврейские мужья собрали все золотые и серебреные монеты. Их они преподнесли в дар господу Богу.

О чем это говорит? Что когда человек тратит заработанное на всякие свои прихоти, такие как гулянья, одежда, дорогие украшения, то все это он преподносит своему демону. То есть тем самым питает его. А если нажитое имущество и деньги он относит беднякам или же покупает им еду и одежду, то человек спасает душу свою. Ведь он делает преподношение светлой стороне своего внутреннего существа.

Действительно ли человек нуждается?

Но в нашем мире порой очень сложно определить, кто истинно нуждается, а кто мошенничает, выпрашивая деньги на свои алчные потребности. Нельзя подносить пожертвования каждому, кто просит, а самое главное, сколько он просит. Надо уметь различать истинно нуждающихся и типичных спекулянтов, зарабатывающих деньги. Об этом также говорится в Библии. То есть каждый должен давать в зависимости от своего достатка. Тот, кто побогаче, соответственно, больше. Бедняк же может отдать по силам своим. А зачтется им одинаково. Ведь отдают они одинаково по возможностям своим.

Делать нужно добрые дела правильно

Так как же все-таки надо раздавать милостыню? Помните, делайте все от чистого сердца и с добрыми намерениями. Если вы видите, что человек нуждается больше вас, отдайте, не жалейте. Мошенников обходите стороной и старайтесь других подающих предупредить о нечистых намерениях просящего. Взгляд должен быть приветливым и светлым. Ни в коем случае нельзя отдавать с сожалением или нежеланием. Мол, подать надо, а не хочется. Или как многие делают, в особенности богачи: швыряют милостыню беднякам с одолжением. Все это вернется к вам с той же болью, которую испытывал в этот момент просящий вас человек.

Ведь Библия гласит, что подаете вы не просто бедняку нуждающемуся, а Богу своему. Тем самым благодарите его за все дела добрые и испытания насущные. Тут как нельзя лучше действует поговорка «Как посеешь, так и пожнешь». То есть чем больше пожертвуешь с чистым сердцем, тем больше тебе потом возвратится в делах господних.

«Когда подает правая рука, левая не должна знать об этом». Что это значит? Когда вы делаете пожертвования, никто не должен знать об этом. И сами вы не должны считать, сколько вы отдали, а сколько осталось еще добра. Если сделали подобное дело, то забудьте. Чем больше отдадите, тем больше обретете.

Подавайте вовремя

Помните, что милостыня, как и все в этой жизни, должна быть своевременна. Подавайте тогда, когда еще не стало поздно. Пока еще бедняк не встал на дорогу темную. Ведь многие для того, чтобы прокормить себя и своих детей, могут идти на преступление. Могут воровать, обманывать, принуждать других дарить им свое имущество и, что самое страшное, - совершить убийство. Помните, что еду давать надо тогда, когда человек голоден, а не тогда, когда он умер, так и не увидев пищу. Помогайте сиротам или оступившимся, чтобы и вам не пришлось потом отвечать перед Господом. Могли помочь, а мимо прошли, человек руки на себя наложил, взяв грех большой на душу свою. А вы могли что-то предпринять и не захотели, значит, и вам ответ нести потом перед всевышним.

Подаяния могут быть разные!

Ведь милостыня - это доброе человеческое отношение к нуждающемуся.

Видите, на улице женщина плачет - не пройдите мимо. Вдруг ее обокрали, и ей помочь нужно. Или, может, у нее дома беда, а ей поделится не с кем, и она плачет. Возможно, что просто человеку плохо стало, а о помощи попросить сил нет. Ведь и вы или ваши близкие могут оказаться в такой ситуации, и хорошо ведь, когда не пройдут чужие равнодушно мимо.

Или оглянитесь, может, у вас есть соседка старенькая, к которой дети не ездят, или она одинокая совсем, и помощь нужна. В магазин пойти, воды наносить, дров нарубить, в доме прибраться или просто поговорить за чашкой чая. Многим одиноким старикам ваши полчаса времени не только настроение подымут, но и к жизни их вернут. И делать это надо каждый день, а не когда сами плохо себя чувствуете и вспоминаете о других.

Ведь большинство из нас в храм идет, когда кто-то из близких начинает болеть или сам нездоров. Вот тогда и свечи в церкви ставим, и бедным раздаем. А правильно ли это? Нет, конечно. Каждый день кому-то нужна помощь, а не только тогда, когда мы вспомним об этом, и то только ради того, чтобы себя спасти. Лучше делать поступки, когда вы в здравии, и делиться этим с окружающими.

Бывает и такое, что богачи настолько скупы, что даже своим детям не помогают и не делятся богатством своим. А когда уже находятся на смертном одре, то вспоминают о них. Тогда и начинают делить, кому что достанется. А может ли такой человек быть уверен, что дети исполнят его последнюю волю? Он ведь при жизни не чтил их, и они могут отплатить ему тем же. Если Господь благословляет богача через богатство его, то и делиться им надо при жизни.

Подаяния в церкви

Многие задаются вопросом: а как правильно подать милостыню в церкви? Сейчас можно наткнуться на нечестных батюшек. Все они как один утверждают, что если милостыню подавать в церкви, то и воздастся за нее вдвойне. А вот где же это написано и сказано в Библии, что добрые дела в храме удваиваются? Все это похоже на маркетинговую схему тех отцов церковных, которые в свой карман положить все хотят. Здесь тоже каждый должен различать, где нужно оставить пожертвование, а какой храм стороной обойти лучше.

К сожалению, в некоторых современных соборах и церквях даже не знают батюшки молитв всех, да не просто не знают, а даже и Библию не дочитали. Но нельзя относиться категорично ко всем. Большинство из них все же истинно служат Господу. Также многие бедные церквушки нуждаются в подаяниях или просто физической силе. Ведь не та церковь хороша, что с куполами огромными и внутри вся так и пышет богатством и золотом. А та, где священник поможет и грехи отпустит со светлой и чистой душой. Церковь принято считать домом Господним, где люди собираются и разговаривают с ним. Кто-то просит о здоровье, кто-то - о душевном спокойствии.

Хороший священник благодарит за то, что уже имеет. Многие приходят в храм почтить память близких и родных людей. Или же просто приносят пожертвование. Но в Писании не сказано, что дом Господень должен быть в золоте и богатстве большем, чем прихожане, которые приносят милостыню к дверям его.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что милостыня - это благой дар со стороны дающего нуждающемуся. Поэтому помогайте людям от чистого сердца!

Неважно, где подается милостыня: церковь это или просто оживленная улица. Главное - помочь нуждающемуся если не деньгами, то хотя бы добрым словом.

Многие верующие, особенно живущие в городах, смущаются: давать ли тем, кто просит милостыню у храмов. Опыт жизни показывает, что таковые просящие в большинстве своем - профессионалы-попрошайки. Во всех ли случаях нам нужно безрассудно руководствоваться словами Христа: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5:42), или все же следовать другому: «Будьте мудры, как змеи»(Мф. 10:16)? Всегда ли будет польза в подаче милостыни, или иногда не подать, и это будет лучше милостыни: не дать лихоимцу лихого имения?

Подойдите к любому архиерею, настоятелю храма или монастыря и попросите несколько миллионов. Даст ли? Скорее всего, нет. Дело даже не в том, что у самой Церкви средств мало. Даже если бы и были средства, то любой член Церкви задался бы вопросом: а зачем тебе? Будет ли польза? Не корыстно ли просишь?

Апостол Иаков пишет: «Прóсите, и не получаете, потому что прóсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.» (Иак. 4:3).

Итак, если и Бог не всем дает, нам ли всем давать? Знаю таких, которые имеют и квартиры, и пенсии, но сидят и попрошайничают, потому что одержимы пьянством или сребролюбием. Они лицемерно, притворно крестятся, а в храмах не бывают и не молятся ни в воскресенье, ни в великие праздники,- даже на Рождество и Пасху не заходят. Но ведь Господь попускает даже крайнюю бедность для того, чтобы смирить и призвать к Себе человека. «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Есмь в скорби, и избавлю его и прославлю его.» (Пс. 90). Но до Бога таким людям нет дела. У них здесь, на паперти, свой бизнес.

Мой друг привез из Дивеева следующий рассказ.

Сидел он в Арзамасе на вокзале, ждал своего автобуса. В зал ожидания вошла семья: муж и жена с маленьким ребенком. Они имели жалкий вид, были плохо одеты. Через некоторое время они ушли и вернулись в другой, очень хорошей одежде. Сели рядом с моим другом. Тот вопросил их: что это, мол, за маскарад такой? От радости бесовской, от лихомства потеряв осторожность, его новые знакомые ответили: «А мы ездим в Дивеево и притворяемся нищими». Мужчина изображал калеку, женщина кормила грудью ребенка, у всех вызывая жалость. «Вот, - говорили они, - еще раз съездим и себе двухэтажный дом достроим». Друг мой был потрясен их ответом и сказал, что в этом доме они счастливо жить не будут… На это мужчина и женщина, озлобившись, стали его поносить, могла возникнуть драка. Не желая последнего, мой друг взял свои сумки и ушел от этих лженищих. И таких историй очень много. Не случайно начальство Дивеевского, Верхотурского и других монастырей запрещает давать милостыню рядом с монастырями . Они говорят (и совершенно справедливо, объективно оценивая ситуацию), что нищих у них нет; что те, кто нуждаются, могут потрудиться в монастыре и заработать. Говорят, что монастырь печется и о семьях нуждающихся, помогает. А сидящие и просящие у ворот и на папертях - ряженые профессионалы.

Другой мой друг как-то подал такому нищему милостыню. Затем подумал и спросил его: «Скажи честно, надо ли было тебе давать, или нет? Вот, я сам студент, живу в общежитии, у нас маленький ребенок, сами нуждаемся. Надо ли было тебе давать?» Тот подумал и ответил: «Да, лучше бы ты мне не давал…» Таких лихоимцев очень-очень много. Им предлагаешь, к примеру: возьми метлу, подмети у храма, и мы тебе заплатим. Взрослые, трудоспособные мужики отвечают: сам мети, не хочу. Или просят «на хлеб», предлагаешь: пойдем в магазин, купим, что нужно, - отвечают: сам иди, не хочу. Некоторым дают продукты, а они от них отказываются, или берут и после твоего ухода выбрасывают и снова просят, ожидая денег. Как противно видеть как «нищие» у храма из горлышка пьют спиртное, у храма же и блудят на газонах. Как-то у храма на Радоницу видел лежащую на асфальте женщину. В обеих руках ее были большие сумки, набитые едой. Я подошел посмотреть, жива ли, не надо ли помочь. И тут из кустов появляется улыбающаяся физиономия пьяницы средних лет: «Да ты ее не трогай, она пьяная», - сказала физиономия, - «Просто лишку хлебнула».

Просят также семьи таджикских цыган - люлли. Они сидят с детьми, даже с младенцами. Сидят и летом и зимой, но какое здоровье надо иметь, чтобы подолгу сидеть на морозе и просить, конечно одеты они соответственно… Наши семьи боятся заводить третьего или четвертого ребенка, потому что не на что будет кормить, одевать, учить. Но цыганки рожают, значит, их сборов вполне хватает, да и дети их с малолетства зарабатывают сбором милостыни. Как кукушки, подбрасывающие свои яйца в гнезда других птиц, они перекладывают содержание своих детей на плечи окружающих. Будут ли их дети учиться, честно работать? Легче быть наркокурьерами, заняться криминалом, изображать из себя нищих, но не работать. А где их мужчины, которые обязаны содержать своих жен и детей?

Мошенники-лихоимцы, лженищие бывают наглы и изобретательны. Не стесняются одеваться как священники или монахи в подрясник и скуфью, отпуская бороду.

Как-то мой друг подал щедро одной «старушке», стоящей в подземном переходе. Та, согнувшись, как крючок, опиралась на палку, лица не было видно за платком, надвинутым низко на глаза. Удаляясь от нее, почувствовал: что-то не то… Стал вспоминать все медленно, и в памяти всплыло: протянутая рука была не старческой, а рукой молодого человека, - парня или девушки. Бывают случаи, когда таких лженищих выгоняют из храма, за пределы церковной территории, на что эти наглецы обращаются в прокуратуру с жалобой на настоятеля храма, якобы нарушающего их «права человека».

Так всем ли давать? Не слышат они слов Св. Писания: «Смерть грешников люта» (Пс. 33), и «…лихоимцы Царства Небесного не наследуют» (1Кор. 6:10). Своими ушами я слышал, как одна грозила пожилому священнику, выгонявшему ее из храма, расправой: повесить его на его же кресте, висящем на груди. Знаю молодых, работоспособных женщин и мужчин, которые днем рядятся и просят милостыню, а вечером гуляют в совсем иной одежде, с пивом в руках и с бесовской радостью в душах.

«Завещаем же вам, братия,.. удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно… ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работали ночь и день, чтобы не обременить кого из вас… чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо, когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают…» (2Фес.3:6-11). Некоторые, получив отказ, могут задуматься: может, лучше заработать?

В XIX в. был открыт древний памятник церковной письменности, «Учение двенадцати апостолов», датируемый концом I -началом II в.н.э. На него ссылались святитель Климент Александрийский, святой Афанасий Великий включает его в список Богодухновенных книг. Изучение этого памятника входит и в семинарский курс патрологии. Напечатан он в 8-м томе «Настольной книги священнослужителя» и изобилует цитатами из Евангелий и Апостольских посланий. Вот что мы в нем находим касательно нашего вопроса: «Горе принимающему, ибо, если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен ; если же кто принимает, не имея нужды, тот даст отчет, почему принял, и на что… Но и о сем так же сказано: пусть милостыня твоя запотеет (запреет) в руках твоих , пока ты не узнаешь, кому дать .» (гл. I ст. 5-6). На кого ссылается автор этого памятника? Вероятно, на слова Христа не вошедшие в Св.Писание, но передаваемые изустно. Подобные ссылки мы находим и у апостола Павла, так называемые аграфы.

Главу Х II приведу полностью: « 1 Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного. 2 Если приходящий - странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух дней, и то, если нужда оказалась. 3 Если же он пожелает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. 4 А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь о нем, но так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. 5 Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!»

Видим, что неизвестный апостол называет таких людей христопродавцами, уподобляя Иуде-предателю или торговцам именем Христовым.

Святитель Василий Великий пишет: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности. Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто дает всякому мимоходящему, тот бросает псу, который докучает своей неотвязностью, но не возбуждает жалость своей нищетой». Он же повторяет выше приведенные слова: « милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь».

Иногда люди, подав милостыню, испытывают затем внутреннее смущение и смятение. Это оттого, чтодал напрасно, не в пользу; это не от скупости и жадности, но это известие от Бога . Если же человек сделал доброе дело, то в сердце приходит великая, чистая радость и умиление, «душа поет». Напротив, вследствие недолжного поступка душа тяготится, смущается. Как же нам узнать, когда подавать милостыню, а когда нет? Необходимо молиться и рассуждать, просить совета у Бога. «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк.22:40), «Ибо без меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), «Проси́́те и дастся вам» (Мф. 7:7). Если, помолясь, ум и сердце молчат, то проходи спокойно мимо; если требует дать, — дай, но спроси у Бога, сколько дать. Если сердце смущается, то не торопись подать. Можно спросить у людей, работающих в храме, или у священника, который в нем служит. Они в лицо знают прилепившихся к храму профессионалов-нищих. Господь устрояет так, чтобы люди научались и друг от друга.

Конечно, мы должны быть милостивы, и без этого нам не спастись. Милостыню нужно совершать разнообразно, и словом, и делом, и заботой о ближних, и делать это с радостью, с умом и рассуждением. И слова Христа «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.» (Мф. 6:3) обозначают не слепое и безумное делание (не напрасно нам дан ум и рассудок), но означают, что делание милостыни должно быть у нас таким естественным, как естественно, без задержки, руки справляются с привычным делом. И «руки» в этих словах Христа нужно понимать не только буквально, но и в переносном смысле, как образ действия. Сюда входит и доброе, любящее слово, утешение, мудрый совет, молитва. И это – милостыня, но без участия рук.

Если же хотите помочь материально, то проси́те у Бога, и ищите, кому можно дать и кто истинно нуждается. Много бедных семей, больных людей, брошенных детей. И чаще они нуждаются не столько в еде, одежде, но более в духовной помощи. Многие пребывают в неведении о Христе, о Церкви, о вечной жизни. Если не знаете, как правильно поступить, можно подойти к священнику, предложить свою помощь в тех социальных, миссионерских, душепопечительских проектах, в которых участвует тот или иной храм. Кто-то занимается с молодежью, в школах, в детдомах, кто-то посещает дома престарелых, больницы, тюрьмы, взаимодействует с правоохранительными органами, армией. Кто-то помогает в распространении и финансовой поддержке православных печатных изданий; хорошо, если кто-то будет посильно помогать детям-инвалидам, откликнется на призывы участников проекта «Эра милосердия» или на подобные. Может быть, появится желание помогать восстанавливать и устраивать монастыри и бедные сельские храмы, где денег и помощников иногда очень не хватает. В общем, форм милостыни очень много.

Почти каждый день на своем жизненном пути мы встречаем бездомных, в народе презрительно именуемых «бомжами». У вокзала, возле метро, любого более-менее людного места и, конечно, почти у каждой церкви можно встретить просящих и даже требующих денег бездомных. И каждый раз у многих сердце мучительно решает вопрос: «Подать милостыню или не подать?» И тут же возникают другие вопросы: «Сколько именно? Как именно подать? А есть ли смысл в этом?»

В основном люди делятся на две группы. Первые - те, кто в меру своих сил подает и помогает всем, не рассуждая и не задавая лишних вопросов, следуя словам Господа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). А вторые - те, кто не подает милостыню «бомжам», считая, что нельзя поощрять «бомжовскую мафию», что если подашь, то окажешься соучастником их греха пьянства, тунеядства, лжи и т.д. Эти люди готовы исполнить заповедь Христову и рады помочь человеку, но лишь тому, который реально нуждается в помощи. При этом они тоже приводят слова святых отцов о том, что наивысшей добродетелью является рассуждение, ибо без рассуждения, не в меру сил и не вовремя творимые, ни пост, ни молитва, ни милостыня и ни одна другая добродетель не принесут человеку пользы . Действительно, вряд ли кто-то подаст деньги просящему на веревку, чтобы повеситься, как бы слезно и настойчиво тот ни просил. Но такой веревкой может быть и бутылка спиртного, которая с каждым днем все сильнее сдавливает горло несчастному. Или веревка лжи, которой ты должен, подавая, потакать. И таких «веревок» сотни и тысячи.

Например, вы идете на работу, а подвыпивший нищий просит у вас денег. Что делать? Не поленитесь и спросите, зачем ему деньги. Часто они просят на еду. Это самый простой случай. Тогда нужно пойти вместе с ним в ближайший магазин и купить ему то, чего он наверняка был лишен долгие годы. Устройте ему праздник, как если бы это был ваш старый добрый одноклассник. Подойдут хорошие и подороже колбасы, жареные или копченые куры, сыр, йогурты - иными словами, то, чем никто из них не «закусывает» и из-за дороговизны почти никогда не покупает в качестве еды. И даже если бездомный соврал вам вначале, то он все равно окажется вам благодарен - постарайтесь эту благодарность перенести на Господа, чтобы он благодарил Господа, а не лично вас. Например, скажите ему, что именно Христос послал вас сегодня к нему. И это будет милостыня телесная и духовная. Постарайтесь увидеть в нем глубоко страдающего человека, и если вы не можете увидеть даже в самом последнем «бомже» образ Божий, может быть, очень испачканный, замутненный, но все-таки величественный образ Божий, то, наверное, это предмет для молитвы и обсуждения с духовником.

Спросите бездомного, как его зовут, как часто и где он бывает, когда у него день рождения, крещен ли он. Будьте с ним искренни и добры. Бездомные очень чувствительны к неискренности. Не спешите осуждать. Мы не знаем, какие были бы мы, если бы Господь лишил нас Своего покрова и не уберег бы нас от демона пьянства и прочих пороков. Не были бы мы намного хуже этого человека? Говоря одним словом: полюбите его. Полюбите, насколько это возможно вашему сердцу; полюбите искренне, ради Христа. И если в вашем сердце родится хоть немного любви к этому человеку, то в следующий раз, выходя из дома, вы наверняка подготовитесь ко встрече с ним: захватите домашнюю еду, теплую одежду, книгу или что-нибудь приятное для него. Вы выйдете на 15 минут раньше из дома на работу и найдете его, дождетесь его, назовете его по имени, проявите о нем заботу и умножите любовь в этом мире, нехватка которой ощущается все острей. И так изо дня в день можно жить ради Христа, заботясь даже об одном нищем. Не откупайтесь деньгами, не ограничивайтесь одноразовой помощью: она хороша, но это несовершенный плод. Нельзя любить только полчаса, а потом забыть.

Единственное, о чем стоит предупредить: не давайте денег ни под каким предлогом, не поддавайтесь на уговоры! Человек на улице и в столь бедственном положении столь болен духовно, что в абсолютном большинстве случаев не сможет деньгами правильно распорядиться. Покупайте ему то, в чем есть надобность, живите хотя бы немного его жизнью и проблемами.

Важно заботиться о теле человека, но еще важнее заботиться о душе. Делайте это ненавязчиво: пусть сердце вам само подскажет, когда человеку сказать о духовном, как и когда его подтолкнуть помириться с Богом. Когда стоит рассказать ему об исповеди, о молитве и о безграничном милосердии Божием, о том, что настоящая жизнь и исцеление возможны только через исцеление Господом его души, чего не может случиться без его желания. Бывает, что человек жаждет и готов это услышать сразу, а бывает, что только через годы. Об этом пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское, с чистосердечной любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной» .

Конечно, только едой все возможные случаи нужды не ограничиваются, и есть масса других . Но все объединяет одно: без любви заповедь Христову «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36) выполнить невозможно. И на примере бездомных это становится как нельзя более очевидным. Но это касается и других случаев: если вы помогаете больному, то нельзя ему просто купить лекарства; нельзя арестанту просто послать посылку; нельзя просто прислать игрушки в детский дом и т.д. Все это хорошо, но без искренней любви часто все это обесценивается, порождает грех и пороки среди тех, кому эта помощь адресована и кто ее распределяет. Лекарства рождают зависть других больных; арестанты проигрывают в карты ваш чай, сало и конфеты; дети в детдомах становятся просто вымогателями и т.д. И мы вновь и вновь, унывая, будем возвращаться к вопросу: как быть? И все тот же ответ: любить, любить ради Христа . Молиться за больного, навещать его, утешать его, покупать ему лекарства, разговаривать с другими больными, устраивать им маленькие радости и праздники, рассказывать о Божием величии и милосердии; переписываться с арестантом, посылать ему посылки, утешать и проповедовать, вселяя надежду и заставляя задуматься о прожитой жизни; приезжать к детям, привозить им игрушки, рисовать с ними, петь, угощать тортиками, научить молиться, надеяться и доверять Господу Богу и т.д. И так жить изо дня в день ради Христа. Конечно, многие не могут выделить время на все выше перечисленное. Тогда, по крайней мере, помогайте тем, кто уже искренне этим занимается, а сами молитесь за них от всего вашего сердца, которое, без сомнения, создано для любви.

Но ни в коем случае нельзя брать на себя подвигов выше своих сил: ни в коем случае не приводить бездомных к себе домой ночевать, не ходить в места массового скопления «бомжей» одному, не брать деньги в долг, чтобы раздавать их бездомным. Нужно отдавать себе отчет в том, что большинство людей этой социальной прослойки весьма больны духовно, а часто и психически, и почти всегда физически. Попытки такого рода сверхподвигов нередко заканчивались трагически. Часто такие поступки - следствие гордости и неофитства.

Также в умах некоторых людей есть миф, что если человеку дать жилье, квартиру и работу, то он исправится. Практика показывает, что так не бывает. Без мира с Богом, без Божиего чуда исцеления души это невозможно, но мы можем быть соработниками Божиими, умножая любовь и располагая человека повернуться к Богу лицом.

Причем надо сказать, что оказывать милостыню надо всем - и богатым и бедным, и плохим и хорошим, только не потакать смертным грехам лжи, пьянства, распутства и прочим и ко всему подходить с любовью и рассуждением . «Творящий милостыню, подражая Богу, не делает различия между злым и благим, между праведным и неправедным в телесных потребностях» .

Так, в очень сложных случаях мне приходилось искренне говорить бездомному человеку, упрямому в своей лжи, что я ему абсолютно не верю, но помогу ради Христа, ради той любви, которую Христос мне дал к нему. Важно и то, что без любви даже такая великая добродетель, как рассуждение, может превратиться в осуждение, оправдание своей жадности и лени. Следует молиться, чтобы Бог дал этот дар рассудительности. А он дается за добрую, полную милосердия и любви жизнь во Христе .

Идя на дело милосердия, следует не забыть помолиться Богу, чтобы Он дал нам сил и разумения исполнить Его заповедь так, как это угодно Ему. Вообще молитва есть неотъемлемая составляющая дел милосердия. Без молитвы почти невозможно сотворить угодное Богу. Мы можем все рассчитать, обо всем договориться, быть уверенными в успехе, но если не было молитвы, то дела наши подобны дому, построенному на песке. Бездомный, не евший давно мяса, поев, может почувствовать себя плохо; новая куртка может стать поводом для его избиения; новый восстановленный паспорт может быть неожиданно украден «друзьями» и продан для темных дел, которые неизвестно как отзовутся в будущем; медицинская помощь может дать большие осложнения и т.д.

Если мы заговорили с кем-то, то хорошо бы кратко помолиться и об этом человеке, даже если мы не знаем его имени, и уж тем более, если знаем. Часто духовники благословляют читать про себя «Царю Небесный», особенно если разговор начался о духовном. Подходя, хорошо бы искренне улыбнуться. Ведь это чудесно - быть участником, исполнителем, проводником Божиего милосердия.

Ни в коем случае не следует сочетать свои дары с укорами относительно его образа жизни, с нравоучениями и непрошенными советами. Помогать надо просто, без стремления поучать человека. Ему и так нелегко, пусть даже и по его вине, и дополнительные укоры и поучения будут просто еще одним отягчающим обстоятельством для него. Наша же задача - не отягчать, а постараться хотя бы в мелочах на секунду облегчить его ношу. Советы же можно давать только уже узнав человека и полюбив его, имея с его стороны какое-то доверие, с молитвой и внутренним смирением.

Говоря с «бомжами», нужно следить, чтобы не проявлялась в нашей речи заносчивость. И если мы при оказании милостыни позволим себе превозноситься над этим человеком или тщеславиться, то это истребит нашу добродетель, сделает мерзким наше поведение в глазах Господа, и Он обязательно нас накажет за это, если мы не покаемся.

Все это может показаться трудно осуществимым, но эти усилия стоят того. Эти труды милосердия есть реальное, деятельное доказательство нашей веры и нашей любви ко Христу. И самое главное: Господь помогает, когда начинаешь творить милостыню, дает особую благодать, часто даже несмотря на наше тщеславие и лень. И если человек искренне пытается угодить и любить Господа, то Господь покрывает и исправляет, даже более того - обращает к славе Божией наши ошибки. Благодать начинает преображать душу, в ней начинает прорастать зерно Царства Небесного. Человек с каждым днем начинает ощущать эту особенную радость новой духовной реальности: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13: 44). Пребывание в этой благодати настолько преображает душу, что незаметно дела, которые казались невозможными, становятся простыми и даже желанными.

Помогая людям, не надейтесь изменить мир и всех бездомных, не ждите от них благодарности - творите все ради любви Христовой. Не унывайте и не пугайтесь, если кто-то вопреки всем вашим стараниям все-таки обратил вашу милостыню ко злу. «Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что… Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать» .

Безусловно, в наше время живут святые люди, но для обычных грешных людей - горожан, измученных гонкой потребительства, лишенных сердечной молитвы, не способных к совершенному постничеству, не имеющих времени на апостольское служение, погрязших в кредитах и житейских делах, - «милостыня, творимая ради Христа, ради любви к Нему, очищает от грехов важнее жертв, отверзает небеса важнее девства, может сделать равными апостолам» .

Надо сказать несколько слов и для тех, кто вообще не подает милостыни «бомжам», считая, что этот человек сам виноват во всех своих бедах. Скажу так: может, вы и правы, но разве Господь не всемогущ помочь и воскресить даже мертвого? Разве Он, сотворивший вселенную, небо и землю и все сущее, нуждается в наших копейках или миллионах? Разве Ему важно, в чьем именно кармане лежит наша 50-рублевка? Или Он не может накормить голодного, одеть мерзнущего, дать жилье бездомному? Благой Господь может все это, но доверяет сделать это нам. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 34-40). И для того чтобы послужить Христу, не надо жить 2000 лет назад, а можно просто дать сегодня тарелку супа бездомному и сказать Богу: «Ты голоден, Господи, на, поешь».

Есть большая разница и забытый ныне смысл в фразе, с которой подают милостыню. Если переставить слова местами, то получится следующее:

"Да оскудѣетъ рука моя" (клятва).

Ср." О, будочники и всѣхъ сортовъ квартальные добраго стараго времени! Да оскудѣетъ рука моя, если она напишетъ недоброе слово о васъ!" (Салтыковъ)

Подавайте побольше милостыни, говоря про себя: "Рука дающего да не оскудеет!" (Степанова)

" Рука дающего, да не оскуднеет " Я и не знала, что подавать милостыню надо очень аккуратно... т. е. не всем и не везде. Есть люди, наказанные Богом за грехи, а есть люди, которым ниспослано тяжкое испытание. Поэтому, проходя мимо, нужно вслушаться в себя и вопросить: "Этому подать?", и услышав голос своей души, услышим ответ, только будет он очень тихим, так что нужно быть внимательным.

Подавать можно, если нищие сидят, например: - у входа в храм, часовню, возле святых источников и святых мест; - у входа на базар; - на остановках.
Существует золотое правило: дается всегда на выходе, а на входе - ничего.
Нельзя подавать тем, кто сидит ниже уровня земли (в подземных переходах) и пьяным.
Также не следует подавать милостыню сидящим на перекрестках (конечно, не буквально на перекрестке), около аптек и медицинских учреждений (человек отдает свое здоровье), возле кладбищ и "нечистых мест", у почт, под священными деревьями (дуб, яблоня, осина), с табличками или с детьми (это чистой воды обман).
Детям до 15 лет давать только продукты, чтобы не развращать. Молодым и людям средних лет деньги давать с осторожностью (в случае злого умысла могут отобрать энергию, здоровье, жизненную силу).
Не следует подавать милостыню по средам - это день Меркурия (будут помехи в делах и торговле, ведь вы отдаете свой успех), в свои дни рождения и крестины.
Прежде чем дать милостыню, надо посмотреть на лицо просителя и его одежду. Если человек грязен и опустился, смотрит исподлобья, "птичьи" черты лица, одноглазый, сухорукий (если однорукий, одноногий - вначале вопросить себя, стоит ли давать? чаще будет ответ - нет), стоящим с шапкой в руке - не подавать.
Милостыню подавайте правой рукой, а что бы не перетянуть на себя несчастья от нищего, не следует передавать деньги ему в руки, а положите их в баночку или шапку, которые обычно у нищих в руках. И помните что деньги вообще не дают в руки. Шапка должна лежать на земле, рядом с ногами (в тонком мире мелкие медные деньги - это слезы, и когда человек наклоняется, с него в эту шапку все скатывается). Если нет возможности положить на землю, то воздержитесь от подачи милостыни. Давая милостыню шёпотом шепните: «Даю лишь дань, а своё оставляю себе!».
Если подаёте вечером, кладите деньги на землю, нищий сам их поднимет. Если вы уверены, что просящий пропьёт деньги, то не давайте их. Давая деньги на пропой вы можете привязать себя к «запойному месту».

Подавать следует средними и мелкими монетами, предпочтительно 5 коп, можно купюры с единицами и нулями (1, 10, 100 руб.). Нельзя подавать монеты с четным числом - 50 коп, разве только на церковь.
Подавать следует, не касаясь руки просящего. Если просят у какого-либо учреждения, например ЗАГСа, особенно с утра, строго определенную сумму мелких монет, это означает, что Всевышний специально послал этого человека, чтобы он забрал все грехи дающего, после чего подавший милостыню спокойно и надежно выйдет замуж или женится, и будет счастлив в браке.
Или, например, кто-то подходит и просит купить букетик цветов на вокзале за определенную сумму, тогда надо купить, и тогда в дороге у вас не будет никаких проблем и вы избежите крупных неприятностей.

Уходя с базара можно подать собирающим милостыню у входа на базар, если они сидят на корточках, на подстилке или стуле, а шапка лежит недалеко от ног.
Подающий сидящему на ящике скоро сам "сыграет в ящик".
Особо пристального внимания заслуживает милостыня, подаваемая в церкви. В церкви милостыню не давать никому. Просящим на монастырь подавать только в притворе церкви. Подавший на выходе из церкви оставляет все свои беды и грехи, снимает с себя груз, а подавший на входе - оставляет его себе, внося в храм и вынося оттуда обратно. Можно подать милостыню, если в ряду сидит нечетное число просителей (если четное - подаешь мертвым) - в этом случае желательно подать всем понемногу, если не в ряд - кому сочтешь нужным.
Существует также милостыня в скрытой форме. Например, отказ от сдачи в магазине. В данном случае продавец, получивший милостыню от покупателя, может взять себе его кармические болезни.

Ежедневно каждый из нас, по дороге на работу, в университет или по пути домой встречает людей, которые просят милостыню. У всякого просящего своя история, проблема и причина для обращения за помощью. Все мы невольно становимся перед выбором: «Подать милостыню или нет? Вдруг просящий лжет и мое подаяние он пустит на грех?».

Сегодня о благотворительности и помощи ближним говорят все чаще, но вопросов меньше не становится. О том, что такое милостыня, кому и как ее правильно подавать, беседуем с настоятелем Церкви Св. Иоанна Предтечи г. Якутска, иереем Нерсесом Хананяном.

В Святом Писании говориться, что Бог - милостив, и милость Его не имеет границ или условий: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102, 8-11). Господь призывает и нас быть милостивыми. Но понимаем ли мы значение этого слова? Что же такое милостыня и в чем она проявляется?

Милостыня — это добровольное пожертвование нуждающимся из своих личных средств (деньги, вещи, продукты), а также любое другое деяние, основой которого является любовь к ближнему, забота о нем. Но стоит также знать, что иногда более важной и ценной помощью для человека является душевный разговор. Если человек в печали, надо его подбодрить, если в болезни – навестить, если у него сомнения — наставить.

Благодаря именно этим наставлениям, советам, словам поддержки многие смогли перебороть страх, справиться с духовными и телесными испытаниями, найти в себе силы для совершения благих деяний во славу Божью. Молитва о ближнем, душеполезные разговоры, благочестивые поучения, а иногда строгое замечание ради блага человека являются милостынею в широком смысле.

В Святом Писании написано: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Но всякому ли просящему стоит помогать? Как узнать, кому действительно нужна помощь, чтобы не быть обманутым?

Иногда достаточно просто остановиться на пару минут, как бы сложно это не было в условиях городской жизни, и поговорить с человеком, задать пару простых вопросов, узнать для чего он просит милостыню, если на еду, то можно накормить его, если нужна медицинская помощь, то оказать содействие, или как минимум предложить обратиться в тот или иной храм, благотворительный фонд (таких сейчас сотни), а не давать деньги сразу. Обычно мы пробегаем мимо и думаем: «Не буду терять времени, брошу пару монет и пойду дальше. И человеку помог и времени не потерял». Таких людей большинство. Поэтому мы часто самовольно становимся жертвами «лженуждающихся».

Как же поступить при виде человека, находящегося в нетрезвом виде и просящего милостыню, стоит ли ему помогать?

Оказывая помощь важно также не оказаться соучастником греха. Не следует давать милостыню, когда мы точно знаем, что она будет использована на алкоголь. Есть, к сожалению, люди для которых прошение милостыни стало профессией. Таковые обнищали духовно и для них не важно каким образом деньги окажутся у них, главное удовлетворить свои потребности. Это можно понять по лицу, по тому как просят. Выслушав трогательную историю надо найти в себе силы не обмануться. Как правило, выпивший человек, утверждающий, что это в последний раз, говорит эти слова большинству прохожих. Мы должны понять, что не можем удовлетворить потребности всех просящих. Наши средства ограничены, а просителей очень много и помочь в первую очередь нужно тем, кто на самом деле нуждается, непрестанно молясь за остальных, которым помочь не смогли. Священное Писание говорит: «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сирах. 12:1-2).

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Величина милостыни оценивается не размером подаяния, а склонностью и расположением подающих». Возникает вопрос — как и с какими мыслями следует подавать милостыню?

Эта добродетель, имеющая особое значение в жизни христианина иногда может стать и причиной духовного падения человека. Речь идет о совершении милостыни напоказ, о чем нас очень ясно предупреждает Евангелие: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея 6:1-3).

Милостыню надо давать от чистого сердца. Если я помогаю нуждающемуся, а потом на протяжении всего дня размышляю над тем стоило ли отдавать ему из своих средств, то совершенное мною не будет иметь никакой пользы.

Зачастую можно увидеть, как люди приносят в храм вещи для нуждающихся и это радует душу. Но больно на сердце от того, что половину принесенных вещей приходится выбрасывать, из-за их непотребного состояния.

Мы должны с уважением и любовью относиться к тем, кто ждет от нас помощи. Если мы отдаем вещи, то они должны быть в хорошем состоянии, постиранными и поглаженными, если передаем продукты, то они не должны быть просроченными. Человек, который оказался в нужде ничем не отличается от нас, не думаю, что кто-то из нас употребит в пищу просроченный творог или молоко.

В первую очередь надо стремиться, чтобы чужая беда или нужда в действительности стала твоей личной.