Чайковский до перми доведет. Наталья осипова стала прима-балериной пермского театра Союз с Полуниным

Правообладатель иллюстрации Nikolai Gulakov Image caption Наталья Осипова показала в лондонском театре Sadler"s Wells спектакль современного балета

На сцене лондонского театра Sadler"s Wells прошла мировая премьера спектакля из трех одноактных балетов, в которых известная российская балерина Наталья Осипова выступила в жанре современного танца.

Между классикой и современностью

Артисты классического балета вступают на путь современного танца, как правило, тогда, когда их путь в академическом театре подходит к концу. При всей заманчивости сольных антреприз с твоим именем крупными буквами на афишах, такой шаг все же считается некоторым отступлением, на который звезда идет лишь в случае невозможности по тем или иным причинам успешно продолжать свою классическую карьеру.

В применении к Наталье Осиповой все эти соображения кажутся совершенно неуместными. Ей только что исполнилось 30 - возраст в балете не юный, но никоим образом не предполагающий завершения академической карьеры. Она постоянно появляется в ведущих партиях на сцене Большого театра в Москве, Михайловского в Санкт-Петербурге, Гранд Опера в Париже, Американского балетного театра в Нью-Йорке.

В 2012 году она стала приглашенной солисткой Лондонского Королевского балета (Ковент-Гарден), а в 2013 была принята в труппу в качестве прима-балерины. Она танцевала "Лебединое озеро", свою любимую "Жизель", Татьяну в "Онегине", Джульетту в "Ромео и Джульетте" и многие другие партии.

Однако, как Наталья Осипова признавалась в недавнем интервью газете Sunday Times, преследовавшие ее травмы, в том числе и крайне болезненный вывих бедра, привели к отмене множества спектаклей и к длительному перерыву.

Поворот к современному танцу стал способом выйти - пусть и временно - из жесткой, временами беспощадной репетиционной рутины классического балета.

Этот поворот, впрочем, ни в коем случае нельзя назвать внезапным или неожиданным. Еще в Большом она танцевала в спектакле "В комнате наверху" современного американского хореографа Твайлы Тарп, в Ковент-Гардене специально для нее создавали партии ведущие британские хореографы Кристофер Уилдон, Уэйн Макгрегор и Алистер Марриотт.

Два года назад три современных хореографа - бельгиец Сиди Ларби Шеркауи, израильтянин Охад Нахарин и португалец Артур Пита создали для нее и для ее тогдашнего партнера и на сцене, и в жизни Ивана Васильева спектакль из трех одноактных балетов "Соло для двоих", премьера которого прошла на сцене лондонского театра "Колизей" в августе 2014 года.

Союз с Полуниным

Правообладатель иллюстрации Bill Cooper Image caption Полунина британская пресса не без оснований называет enfant terrible классического балета

Нынешний спектакль, который театр современного танца Sadler"s Wells заказал трем хореографам специально для российской балерины, в немалом смысле идет по пути, проторенному двухлетней давности "Соло для двоих". И не только потому, что двое из трех постановщиков - Шеркауи и Пита - вновь работают с Осиповой. В двух из трех постановок она вновь на сцене только со своим партнером - и по сцене, и по жизни. Партнер этот, правда, теперь другой - Сергей Полунин.

Полунина британская пресса не без оснований называет enfan t terrible классического балета. В 2003 году 13-летний подросток, уроженец украинского Херсона, благодаря стипендии Фонда Рудольфа Нуриева перешел из Киевского хореографического училища в Школу Королевского балета. В июне 2010-го он стал самым молодым премьером в истории лондонского Королевского балета.

Однако уже в 2012 году он ушел из знаменитого театра. Ушел со скандалом, сопровождаемый слухами о злоупотреблении кокаином, сетуя, что балет не дал ему в полной мере насладиться свободой юности и заявив, что в академическом балете "художник внутри меня умирает".

Первое, что он сделал после ухода, - основал в Лондоне салон татуировки. Потом, уже в качестве фрилансера, он исчез за несколько дней до назначенной премьеры спектакля "Полуночный экспресс", сорвав таким образом премьеру.

С тех пор он мигрирует между российскими академическими театрами - Станиславского и Немеровича-Данченко в Москве и Новосибирским театром оперы и балета и престижными и коммерчески выгодными ангажементами на Западе - от Ла Скала до видео-клипов, снятых американским фотографом и постановщиком клипов в стиле "сюрреалистического гламура" Дэвидом Лашапелем.

"Когда мы объединились, многие считали, что я сошла с ума", - признается Осипова. - Мне немедленно стали давать самые разнообразные советы. Но я всегда делала, что я хочу. И если сердце подсказывает мне, что я должна поступать именно так, то так я и буду делать".

Полунин отвечает ей взаимностью: "Танцевать с Натальей просто великолепно. Я погружаюсь в работу с головой, для меня это новая полноценная реальность, и я хотел бы танцевать с нею всегда".

Спектакль в Sadler"s Wells

Впрочем, в первой из трех постановок нового спектакля Осипова на сцене не с Полуниным, а с двумя другими танцовщиками. Спектакль называется Qutb: в переводе с арабского это слово означает "ось, стержень". Но это также и духовный символ, которым в суфизме обозначают совершенного, универсального человека.

Сиди Ларби Шеркауи родился в Антверпене. Его мать - бельгийка, но отец - иммигрант из Марокко. Он учился в медресе и, культура Востока для него такая же родная, как и культура Запада.

Правообладатель иллюстрации Alastair Muir Image caption В спектакле Qutb тела трех танцовщиков сплетены в единый клубок

Тела трех танцовщиков сплетены в единый клубок, в котором не поймешь, где мужчины, где женщина, где чья рука, нога или голова. В этом сплетении тел, впрочем, нет ничего эротического - по замыслу хореографа, Наталья Осипова олицетворяет Венеру, Джеймс О"Хара - Землю, а Джейсон Киттельбергер - Марс. Они вращаются вместе и вокруг друг друга в сопровождении суфистской музыки, олицетворяя - с некоторой, впрочем, претенциозностью - ни много, ни мало как процесс мироздания.

Второй спектакль - "Молчаливое эхо" в постановке британского хореографа Рассела Малифанта - самый абстрактный, самый авангардный, и, как это ни парадоксально звучит, самый традиционный. Осипова и Полунин возникают из полной темноты, по одному, выхваченные лучами прожектора в самых неожиданных местах сцены, то отдаляясь, то приближаясь к друг другу. Большую часть спектакля они не соприкасаются. В этой отстраненности, усиленной колючей, холодной электронной музыкой британского музыканта Робина Римбо, известного под артистическим именем Scanner, есть что-то потустороннее, максимально отдаленное от классического балета.

Механистические движения под механистическую музыку вызвали у меня ассоциации со сдержанной экспрессией классика хореографического авангарда Мерса Каннингема, как вдруг, в своей заключительной части, после двух сольных номеров танец обрел неожиданную классичность.

В этом признается и сам хореограф: "Я хотел создать форму, близкую к классическому па-де-де - дуэт, два соло, и опять дуэт".

Правообладатель иллюстрации Bill Cooper Image caption Балет "Беги, Мэри, беги" отличается игривостью, заставляющей вспомнить легендарную "Вестсайдскую историю" Джерома Роббинса

После эмоциональной скупости и сдержанной философской отрешенности двух первых частей спектакля в третьем эта самая эмоциональность бьет через край. Даже само название - "Беги, Мэри, беги!" - подразумевает историю, сюжет, что нечасто встречается в современном танце. У героев даже есть имена: Осипова - Мэри, Полунин - Джимми. Яркие, красочные, даже нарочито вульгарные костюмы; твист, рок-н-ролл, секс и наркотики; характер танца и движений заставил вспомнить классическую "Вестсайдскую историю" Леонарда Бернстайна и Джерома Роббинса.

Даже музыка относит к той же эпохе - началу 60-х. Девичья группа The Shangri-Las сегодня почти забыта, но их эмоциональные, часто разыгрываемые как театральные сценки песни вдохновляли Эми Уайнхаус, и, по замыслу хореографа Артура Питы, Осипова в своем внешнем облике и движениях призвана была повторить безудержное отчаяние безвременно ушедшей певицы. А жесткое, придуманное автором концепции "стена звука" Филом Спектором инструментальное звучание The Shangri-Las придает всему шоу характерный отзвук "дисков смерти" - именно так называли музыку группы.

Жесткий приговор прессы

Столь разношерстный, пестрый и лишенный единого стилистического стержня спектакль вызвал у британской критики весьма нелицеприятные оценки.

"Русская балерина потерялась в пространстве" - так озаглавила свою статью рецензент Guardian. Отдавая должность решимости Натальи Осиповой двинуться в сторону современного танца, газета пишет, что это долгий и трудный путь, и Осипова пока еще не достигла той свободы и раскованности, которой, в отличие от жестко регламентированного академического балета, требует это искусство.

Financial Times, впрочем, возлагает вину за неудачу не столько на самих танцовщиков, сколько на театр и хореографов: "Артисты оказались в ловушке жуткой неадекватности и чудовищной претенциозности Sadler"s Wells. Спектакль искажает и не дает проявиться их дару и их подлинному лицу.

Не менее жестко звучит и вынесенный в заголовок рецензии приговор Daily Telegraph: "Звездная пара Осипова и Полунин дают осечку в неэротичном триптихе".

"Где огонь, где страсть? - задается риторическим вопросом критик. - Планка задрана высоко, но в целом спектакль оставляет впечатление напрасно растраченного таланта". Впрочем, рецензент не считает, что в этой области шансов у танцовщиков нет: "Будем надеяться, что Осипова и Полунин "долго запрягают", и лучшее у них все еще впереди".

У спектакля есть возможность для совершенствования: после короткого премьерного показа он отправится в августе на Эдинбургский театральный фестиваль, затем в сентябре вернется в Sadler"s Wells, а в ноябре будет показан в New York City Centre. Планов гастролей в России пока нет.

Правообладатель иллюстрации Bill Cooper Image caption По мнению британской прессы, Осипова и Полунин пока еще не достигла той свободы и раскованности, которой, в отличие от жестко регламентированного академического балета, требует современный танец

Очень уж много на "Сплетнике" всяких "Изумрудовных".) Захотелось сделать пост про настоящую балерину.

Открыла эту балерину три года назад, на концерте к открытию отремонтированного "Большого театра". Просто шикарно она там танцевала, с таким драйвом и такой невероятной техникой! Потом она учавствовала в проекте Первого канала "Балеро" с Романом Костомаровым, и заняла там второе место. Я думаю у неё большое будущее. И муж у неё кстати, Иван Васильев, тоже шикарный танцор.

Биография, фото и видео.

Ната́лья Петро́вна О́сипова- род. 18 мая 1986, Москва. С пятилетнего возраста занималась спортивной гимнастикой, но в 1993 году получила травму, и занятия спортом пришлось прекратить. Тренеры порекомендовали родителям отдать дочь в балет. Обучалась в Московской государственной академии хореографии (класс ректора Марины Леоновой). После окончания в 2004 году вошла в балетную труппу Большого театра, дебютировав 24 сентября 2004 года. C 18 октября 2008 года - ведущая солистка, с 1 мая 2010 года - прима-балерина Большого театра. Репетировала под руководством народной артистки СССР Марины Кондратьевой.

В 2007 году на гастролях Большого театра в Лондоне на сцене театра Ковент Гарден балерина была тепло встречена британской публикой и получила Британскую Национальную премию в области танца, присуждаемую Сообществом критиков (Critics" Circle National Dance Awards ) за 2007 год - как лучшая балерина в разделе «классический балет».

В 2009 году, по рекомендации Нины Ананиашвили, стала приглашённой балериной Американского балетного театра (Нью-Йорк), выступив на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера в заглавных партиях балетов «Жизель» и «Сильфида»; в 2010 году вновь принимала участие в спектаклях АБТ на сцене Метрополитен-оперы в партиях Китри в балете «Дон Кихот», Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева (хореография К. МакМиллана), Авроры в «Спящей красавице» Чайковского (постановка К. МакКензи; партнер Дэвид Холберг).

В 2010 году состоялись дебюты в Гранд Опера (Клара в «Щелкунчике», Балерина в «Петрушке») и Ла Скала (Китри в «Дон Кихоте»), выступление в Лондонской королевской опере (Медора в «Корсаре»).

В 2011 году исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) с балетом Баварской государственной оперы. Дважды принимала участие в международном балетном фестивале «Мариинский», исполнив партии Китри в балете «Дон Кихот» и Жизели в одноименном балете.

С декабря 2012 года - приглашенная солистка Лондонского Королевского балета, станцевав в этом качестве три «Лебединых озера» с Карлосом Акостой. В том же октябре она - единственная приглашенная балерина среди штатных артистов Королевской труппы - участвовала в гала-концерте в честь бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II.

В настоящее время вместе является прима-балериной American ballet theatre .

В апреле 2013 года Наталья Осипова заключила постоянный контракт с лондонским Royal Ballet .

С мужем, Иваном Васильевым.

Российская балерина Наталья Осипова , известна как прима-балерина Михайловского театра, Лондонского Королевского балета и театра American ballet theatre.

Наталья родилась в Москве в 1986 году. Виртуозно владея своим телом, она с пяти лет увлеклась спортивной гимнастикой, однако уже спустя два года этот вид саморазвития пришлось оставить – семилетняя Наташа получила серьезную травму, исключающую дальнейшие занятия. По совету тренера родители отвели девочку в балетную школу, где Наталья и нашла себя и свое дело на долгие годы. Профессиональное обучение она позднее получила в Московской государственной академии хореографии.

Творческий путь Натальи Осиповой / Natalya Osipova

Спустя десять лет после первого упражнения у станка Осипова уже принята в балетную труппу Большого театра. Еще через четыре года она играет ведущие роли, а в 2010 становится прима-балериной. Однако, желая развиваться дальше, в 2011 году Наталья переезжает в Петербург и там становится примой Михайловского театра.

Параллельно балерина принимает участие в зарубежных постановках: ее все чаще приглашают для выступления в Гранд Опера, Ла Скала, Лондонскую королевскую оперу, Американский балетный театр, лондонский Royal Ballet.

Однако, не смотря на большую востребованность в классическом балете, Наталья все больше смотрит в сторону современного танца. По словам артистки, к такому решению привели ее полученные травмы и рутина балетных репетиций.

В мир современных танцевальных шоу вчерашняя балерина входит не одна, а со своим партнером, скандальным Сергеем Полуниным. Вместе они выступают в постановке из трех одноактных балетов на сцене лондонского театра Sadler"s Wells.

Наталья Осипова: «Когда мы объединились, многие считали, что я сошла с ума. Мне немедленно стали давать самые разнообразные советы. Но я всегда делала, что я хочу. И если сердце подсказывает мне, что я должна поступать именно так, то так я и буду делать».

Новый стиль Осиповой критики пока оценивают как спорный и требующий доработок, но при этом не утрачивают веры в то, что Наталья еще завоюет расположение публики в современном танце.

Балерина Дата рождения 18 мая (Телец) 1986 (33) Место рождения Москва Instagram @nataliaosipova86

Наталья Осипова - знаменитая артистка балета, в репертуаре которой числятся партии Жизели, Джульетты, Золушки, Авроры и Сильфиды. Известная балерина блистала на сценах Михайловского балетного театра, а также Лондонской Королевской Оперы, Американского, Нью-Йоркского «Метрополитен», Баварской Государственной Оперы и Ковент Гарден.

Биография Натальи Осиповой

Будущая прима-балерина родилась в Москве. Маленькая собиралась связать свою жизнь со спортом и с пяти лет ходила на спортивную гимнастику. Карьеру перечеркнула травма позвоночника, которую она получила в семь лет. После реабилитации тренер предложил родителям девочки записать ее в балетную студию.

После окончания большой Московской хореографической академии Наталья примкнула к рабочей труппе Большого театра. Еще до дебюта в 2004 году Осипова была награждена Гран-при Международного балетного конкурса в Люксембурге. Ценители охарактеризовали ее выступления как нечто особенное, глубоко индивидуальное и не всегда присущее классическому балетному исполнению. Визитной карточкой балерины Натальи Осиповой стали высокие «летящие» прыжки и особый лирический стиль танца.

Наставниками Осиповой были блестящие хореографы Марина Леонова, Марина Кондратьева, Кеннет Макмиллиан, Уэйн Макгрегор. По признанию примы, большую роль в ее успешной карьере сыграло наставничество и мудрое руководство директора Большого театра Алексея Ратманского. Гастролируя с труппой в США и Европе, прима завоевала любовь и признание зарубежного балетного сообщества.

В номинации «классический балет» Наталью Осипову признали лучшей балериной в 2007 году. В 2008-м ей досталась «Золотая маска» за партию в балете «Комната наверху» (Ф. Гласс), в 2009-м - спецпремия за партию Сильфиды от жюри «Золотая маска». За 8 лет занятий балетом Наталья получила 12 наград и премий от международных хореографических ассоциаций.

В 2009 году балерина стала сотрудничать с Нью-Йоркским балетным театром. Она год проработала приглашенной актрисой до того, как туда устроился ее бывший директор А. Ратманский. На протяжении последующего года Осипова дебютировала в театрах Ла Скала (Дон Кихот), Гранд Опера (Щелкунчик) и Лондонской Королевской Опере (Корсар).

В 2010 году Наталья снялась в документальном автобиографическом фильме «Я балерина». Через несколько месяцев она присоединилась к коллективу Михайловского театра, став прима-балериной. В 2012 году Осипова трижды танцевала в Лондонском Королевском театре «Лебединое озеро». Осипова удостоилась чести быть единственной иностранной звездой, участвовавшей в спектакле по случаю юбилея королевы Англии Елизаветы Второй.

После сезона в разъездах в 2013 году балерина решила полностью посвятить себя работе в Лондонском театре и переехала в Англию. По ее признанию, Ковент-Гарден - восхитительное место для творчества и самореализации. После полученной на сцене травмы (2015), танцовщица два месяца посвятила реабилитации. В 2016 году Осипова совместно с Сергеем Полуниным участвовала в постановках театра Садлерз Уэллс.

Главные российские суперзвезды мирового балета

Главные российские суперзвезды мирового балета

Главные российские суперзвезды мирового балета

Сергей Полунин: «Внутренне я ощущаю себя как главный герой фильма «Пьянь» - сумасшедший, свободный и разрушительный»

Личная жизнь Натальи Осиповой

Во время работы в Большом театре Наталья завязала роман с коллегой Иваном Васильевым. Он был недолгим. В 2010 году, после громкого расставания, Осипова покинула Россию и длительное время не заводила серьезных отношений.

Со скандально известным танцором, неформалом Сергеем Полуниным Наталья познакомилась во время работы в Королевском театре в Лондоне. Проникнувшись его тягой к современному танцу, прима решила сменить направление своего творчества. Пара участвовала в четырех совместных постановках. По отзывам международных критиков, выступления выглядели блекло, жалко и недостаточно темпераментно, но это не охладило настойчивости Натальи.

Балерина Наталья Петровна Осипова известна не только у себя на родине, в России, но и далеко за ее пределами. Она выступает как прима в Лондонском Королевском балете и Михайловском театре. На концерты с ее участием выстраиваются очереди поклонников.

Родилась талантливая девушка в самой столице - городе Москве 18 мая 1986 года. Изначально ее привлекал отнюдь не балет, а гимнастика, но из-за травмы занятия пришлось прекратить. По рекомендациям специалистов родители отдали девочку на балет, потому как она подавала довольно большие надежды и талант нужно было развивать. После школы Наталья стала студенткой Московской академии хореографии, а по ее окончании зачислена в труппу Большого театра.

Далее карьера Натальи Осиповой развивалась с завидной скоростью. В 2007 году она уже получила премию как лучшая балерина классического балета, а в 2009 ее пригласили балериной в Американский балетный театр на главные партии. Такое везение выпадает далеко не каждому, многие талантливые балерины так и не удосуживаются попасть на такие сцены.

Но на этом достижения Натальи не закончились. Она продолжала совершенствоваться и развиваться, ей покорялись все новые вершины как отечественного, так и зарубежного балета. Сейчас Наталья Осипова занимает почетное звание примы American ballet theatre. С 2013 года между ней и Royal Ballet (Лондон) заключен постояннодействующий контракт.

Не смотря на то, что Наталья достигла запредельных высот в своей профессии, многие критики недоумевали, как ей это удалось. Ведь ее фигура далека от балетных стандартов и идеалов, манерность тоже далеко не изысканная, да и движения порой выдают недостаток правильной постановки. Однако все перекрывает Наташина харизма и умение совершать прыжки так, как никто другой этого сделать не сможет. Многие смотрят на ее зависания в воздухе, на то, как она порой просто парит над сценой и недоумевают, как у этой девушки все это получается. Но известная балерина не раскрывает своих профессиональных секретов.

В личной жизни у Натальи Осиповой пока не все так гладко, как в карьере. Несколько лет у нее длился роман с коллегой по сцене Иванов Васильевым. Пара проводила вместе много времени не только на сцене, но и за ее пределами. Однако в один момент в их отношениях произошло нечто, что положило им конец. Ребята просто решили расстаться, а вместе с этим прекратили совместное сотрудничество. Сейчас пресса поговаривает о том, что Иван решил жениться Марии Виноградовой. А вот Наталья Осипова продолжает оставаться завидной невестой. От вопросов по поводу личной жизни девушка тактично уходит, а если уж и отвечает на них, то только то, что у нее сейчас очень много работы и ни о какой личной жизни речи не может быть.
Возможно вам также будет интересна статья