Зачем мы ходим на «Бессмертный полк», и почему кто-то от этого беснуется? О тех, кто против "бессмертного полка" из патриотических соображений

Некоторые публицисты, в целом разделяющие — а во многом определяющие — мнение большинства граждан Российской Федерации, довольно резко выступают против проведения марша этих самых граждан с фотографиями их родных и близких, участвовавших в Великой Отечественной войне, в тот же день, когда мы празднуем победу в этой войне. На их взгляд, поминовение павших уместнее в годовщину её начала.

Действительно, психологически трудно совместить праздничное ликование с грустью о погибших ради этого праздника или преждевременно ушедших из жизни вследствие непомерной затраты сил ради преодоления чудовищной угрозы всей стране и всему народу. Куда проще разделить чувства: 9-го мая праздновать Победу, а 22-го июня проходить маршем «Бессмертного полка».

Желание разделить праздник и траур вполне понятно и естественно. Но, на мой взгляд, неосуществимо. Формула «радость со слезами на глазах», найденная Владимиром Гавриловичем Харитоновым (1920.06.24-1981.08.14) в песне «День Победы», очень точна. Ведь мы действительно одержали крупнейшую в своей истории победу, но крупнейшая она не только по силе сокрушённого нами врага (что тоже грандиозно: второй раз после 1812-го года на нас пошла — людскими или техническими ресурсами — практически вся континентальная Европа), а ещё и по числу жизней, отданных ради неё. И отделять эти жизни от самого факта победы вряд ли допустимо, ибо таким разделением мы изрядно обесцениваем подвиг наших предков.

Я в институтские времена неплохо изучил марксистско-ленинскую философию. Это, пожалуй, наивысшее достигнутое в мировой истории сочетание достижений многих разных (и, по мнению их авторов, несовместимых) философских учений. Заслуга Карла Хайнриховича Маркса (1818.05.05-1883.03.14), Фридриха Фридриховича Энгельса (1820.11.28-1895.08.05) и Владимира Ильича Ульянова (1870.04.22-1924.01.21) не столько в изобретении новой философии, сколько в гармоничном сочетании найденного их предшественниками. Это учение можно и не называть марксистско-ленинским, но жизненно необходимо знать и понимать, чтобы ориентироваться в сложностях жизни.

Очень существенный элемент этой философии — диалектика, то есть умение подходить к каждому предмету с разных сторон, наблюдать его в динамике, а не в статике. Не буду перечислять ключевые положения диалектики. В данном случае нам очень подходит положение «единство и борьба противоположностей». Сочетание таких очевидных противоположностей, как победа и человеческие жертвы ради неё, как раз в День Победы наиболее ярко и выпукло, и мы должны воспринимать марш «Бессмертного полка» как свидетельство единства и борьбы этих противоположностей. Для человека, знакомого с основами философии, шествие «Бессмертного полка» именно в этот день — дело совершенно естественное.

Почему же не все — даже очень патриотически настроенные — деятели опознают это самое единство и борьбу противоположностей? Что поделаешь: не все интересуются философией — и не все умеют в ней ориентироваться. Я тоже, мягко говоря, далеко не философ — просто в данном случае ситуация столь очевидна, что даже я её опознал без особого труда. Чего и всем остальным, кто на эту тему будет писать, желаю.

15/05/2015

Не успели в сети отпраздновать 70-летие Победы, как разгорелась новая война – война за память. Поводом стала акция «Бессмертный полк», прошедшая во всех крупных городах России.


О на моментально заглушила все шутки по поводу танка, заглохшего на репетиции московского парада, прекратила поиски ряженых ветеранах на трибунах у стен Кремля и вообще положила конец разговорам о «рейдерском захвате» Победы, инициированным накануне юбилея популярным психологом Людмилой Петрановской. Десятки тысяч людей шли с портретами погибших на войне предков.

Ошеломительный эффект акции Ирина Арутюнова описала так: «Я смотрела на «Бессмертный полк» на Невском проспекте. Это было потрясающе!!! Неповторимое зрелище. Нескончаемый поток людей с просветленными лицами с портретами в руках. Это шествие живых потомков, поднимающих вверх в небо фото молодых предков. Ощущение соприсутствия».

Поток восхищенных отзывов не перебивали ни портреты Сталина и Ленина, которые люди несли в Иркутске, ни портрет Берии и живой Хирург, шествовавшие в Москве, ни фотографии плакатов, якобы брошенных участниками на улице сразу после марша.

Вот только было у этой акции одно «но», которое сразу же отметил Олег Кашин: «Большие массовые акции по типу "несколько тысяч тинейджеров вешает нескольким тысячам ветеранов на шею по гильзе с поздравлением к 9 мая" - это были крупнейшие акции "Наших" в нулевые. И какая ирония судьбы, что они этот формат создавали много лет и тестировали, а в итоге главной и, видимо, уже прижившейся общенациональной акцией этого формата стала та, которую придумали не они, а томский независимый телеканал, в этом году разгромленный государством».

О том, что государство «перехватило» искреннее начинание журналист томского ТВ-2 и председатель совета межрегионального историко-патриотического движения «Бессмертный полк» Сергей Лапенков жаловался еще в апреле. Состоявшиеся акции его опасения подтвердили. Разговор о «рейдерском захвате» всего святого пошел бы здесь на второй круг, если бы огромное впечатление, оставленное акцией, не породило размышлений более философского свойства: очень многим она показалась шествием зомби.

Одним из первых этот эффект заметил Павел Арсеньев: «Если в случае политической манифестации участники требуют защиты или расширения своих прав, т.е. декларируют способность действовать от своего лица, то 9 мая люди представляли не самих себя, а (предположительно) своих (предположительно) воевавших родственников, в чем главное могло бы быть с точностью подмечено только Вагиновым и Юфитом: они представляли не себя, а мертвецов».

Сергей Зенкин, анализируя логику обрядов, пишет: «Есть обычные, стандартные формы поминовения усопших. Главная из них - посещение кладбища (или памятников, символически заменяющих могилы). Здесь же все наоборот: марш "бессмертного полка" - это такая антипасха (вскоре после настоящей), когда не живые направляются к могилам мертвых, а сами мертвые сходят со своих могильных изображений и плотной колонной шествуют по городу. Зомби не зомби, но это кладбище, вышедшее на улицы».

Оживших мертвецов во всех культурах принято бояться - их стараются почтить и задобрить, потому что повторение прошлого не нужно никому. Фотографии российских городов, наполненных идущими колонной покойниками, свидетельствуют о том, что сейчас их, наоборот, стараются мобилизовать. Зенкин констатирует: «неладно что-то в национальной памяти и самосознании», а Роман Лейбов, сравнивая придуманное «Мемориалом» чтение имен репрессированных у Соловецкого камня с шествием «Бессмертного полка», ставит более точный диагноз: «Они отчетливо противоположны по смыслу.

"Возвращение имен" - это о том, что нельзя забывать, чтобы не повторялось. "Бессмертный полк" - это о том, что нельзя забывать, чтобы бесконечно повторялось». И оно, кажется, повторяется - уже и дети в школе разучивают вот какую песню.

Правда в том, что вам хочется так её видеть. Вы изначально ищете в Бессмертном полку что-то плохое и находите, потому что в любом масштабном мероприятии можно найти, как позитивное, так и негативное.

Я же ищу позитивное. И нахожу его таким огромным, что негативные моменты выглядят просто исчезающе малыми, на его фоне. Тут много говорят о том, что в Бессмертном полку плохо. А я расскажу, что в нём хорошо.

Бессмертный полк - очень хорошая акция, потому что в ней много позитивного. Например: люди вспоминают своих ветеранов, неся их портреты в символическом строю. Это, несомненно, духовная акция. Когда несёшь портрет своего предка, (лично его представляешь), то ты просто не можешь отвлекаться на пустяки, не можешь быть плохим, жадным, жестоким. Я думаю, что обратись к тебе в этот момент кто-то, просто от стыда сгоришь, если сморозишь какую-нибудь глупость, не будешь хотя-бы немного соответствовать своему герою. Выбросить портрет в урну??! Вы, что, с ума сошли?? Даже опустить его, перевернуть вниз головой и то кощунство... Бессмертный полк - это акция единения. Ты оглядываешься по сторонам и видишь, что вокруг тебя народ, простые люди. Впрочем, может и непростые, но в это время они все для тебя родные. Потому что это не просто здесь и сейчас - это живая история страны. Смотришь на портреты и на людей, которые их несут, и находишь сходство между дедами и внуками. Я нигде раньше такого не видел! История как будто оживает перед тобой. Поколение дедов и прадедов, поколение дочерей, сыновей, внуков, и поколение правнуков - вот они, на плечах у своих отцов. Тут принято говорить, что наш народ плохой. А я увидел светлый, одухотворённый народ. Именно народ, а не толпу. Тут же, в самой гуще шли маленькие дети, их родители не боялись что кто-то толкнёт, затопчет. Потому что не толпа, а люди... По обеим сторонам дороги - тоже люди, много людей, смотрят, снимают на телефоны. Уже за то, что Бессмертный полк даёт возможность единения, социализации людям, которые в обычное время не имеют такой возможности, уже за это - он необходим. Так, я видел, людей с серьёзными болезнями, людей с ДЦП. Около деревянного дома, мимо которого проходило шествие, сидел на стуле один такой парень с цветком в руках. Подойдя к какому-то дому, увидели в раскрытом окне стареньких деда и бабушку - дед махал нам рукой. Особенно много криков Ура было именно здесь. Я не помню другого случая, чтобы дед посылал (в том числе и мне) воздушные поцелуи... Вот вы говорите, что акцию используют нечестные политики, власть. А для меня намного важнее то, что Бессмертный полк - это творение обычных людей. Его не придумывали в больших кабинетах, его придумали мои земляки из Томска и он зажил своей собственной жизнью. Тут говорят, что акцию вырвали из рук организаторов, а я говорю, что это счастье, когда что-то светлое, которое ты придумал, начинает жить после тебя. Это только доказывает, что оно не искусственное, ещё неизвестно даже кто кого придумал... Такие вещи невозможно контролировать. Власть их обслуживает, а не контролирует. Бессмертный полк проходил и без её помощи и власти не осталось ничего другого, как принять эту акцию. Бессмертный полк - это гордость за своих предков, за народ, который вынес тяжелейшую войну, сдюжил, оказался сильнее всех обстоятельств. Бессмертный полк - это память, передающаяся от родителей к детям. В конце концов - это обновление, новая жизнь дня Победы. Многие задавались вопросом: А что будет с 9 мая, когда уйдёт последний ветеран? И вот он - Бессмертный полк, как ответ - останется память. Не просто в архивах, куда почти никто не приходит или в книжках, которые почти никто не читает. Память останется у людей. А если так, то рано или поздно и книги начнут читать, и в архивы ходить. Скажу за себя. Именно день Победы стал для меня началом интереса к истории своих предков. Если бы не 9 мая, я бы не узнал кто был мой дед по матери, имена и истории многих других своих предков. И Бессмертный полк, несомненно, помогает мне в этом деле.

Всем привет. Я долго не мог понять, что мне не нравится в идее бессмертного полка. Скажу сразу: я не против самой идеи почитания Подвига своих предков. Все верно – должны помнить, знать, передавать детям. Идея правильная и замечательная, но… Что-то грызло мою душу (тм).

Какой-то маленький непонятный червячок. Когда на АШ появились предложения на День Победы сменить аватарки на фото дедов, мне показалось это мелким и незначительным. А кроме этого, есть еще несколько моментов: воевали деды, прадеды, их братья. Многие не вернулись никогда, и даже не оставили потомства – их Подвиг от этого стал меньше? Были и те, кто канул без вести, и тоже не оставил после себя никого, кто мог бы пройтись по улице с его портретом. Победа ковалась не только теми, кто выжил, но и погибшими, и пропавшими без вести и умершими от голода в осажденном Ленинграде. Победу делал весь Народ. И распечатав фото своего деда и пройдя в строе по улице вместе с другими такими же людьми, не умаляем ли мы Подвиг людей, которые положили свою жизнь тогда, и которых сейчас даже вспомнить некому. Могила Неизвестного Солдата она ведь неспроста взялась – были герои, о которых даже вспомнить некому.

Конечно, необходимо знать, помнить и передавать детям и внукам подвиги своих предков. Но только зачем выпячивать этот подвиг напоказ. Ведь наши деды выполняли свой долг, а не для медальки старались, и уж тем более не для того, чтобы внук с его портретом ходил по улице. В этом есть такой хитрый момент: это подвиг Моего Деда (именно моего) – был большой Подвиг Народа, а стало много маленьких индивидуальных подвигов. Этот момент терзал мою душу (но не сильно) пока не прочел коммент редактора раздела Комментарий такой:

По российской земле носят портрет немца Ольденбурга ни как не причастного к Великой Победе.И ни кто не пронес портрет Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса И.В.Сталина.

И действительно, ни одного портрета Сталина!!! Волосы дыбом на голове встают от дикой несправедливости. То есть, каждый считает, что Его Дед сделал для Победы больше, чем Сталин?!! Все действительно так думают?

А еще немного подумав, я понял, что даже выйдя на улицу с портретом Генералиссимуса лично я буду чувствовать себя некомфортно. Ведь это так трудно пойти против течения. Сразу будут задавать вопросы: как? Да вы что? Он же тиран (тм)! И на эти вопросы придется отвечать. Проще распечатать фото деда и выйти с ним, даже никто не спросит кто это у тебя на фото. А если и спросят, то гордо расскажешь о его подвигах. Это же Мой Дед. Это проще и комфортней себя будешь чувствовать в толпе, но это НЕПРАВИЛЬНО.

Вот так вот и получается бессмертный полк, без комполка…

Почему я никогда не пойду на акцию "Бессмертный полк".

Во-первых, потому, что мне не нравится приставка "Бес - смертный". Звучит очень неутешительно. Без - смертный, звучит лучше.

Во-вторых, неистовый государь Петр Алексеевич, планируя устройство Петербурга, противопоставил в пространстве имперскому Адмиралтейству Александро-Невскую лавру, куда ведет першпектива Невского проспекта. "Не нам, не нам, но Имени Твоему", - говорит эта першпектива. Вчера официозная акция "Бессмертный полк" шла не от Адмиралтейства к лавре, где могла бы в конце перед Богом быть провозглашена Вечная память всем погибшим в ту войну. Факт, что ничего более утешительного для живых, чем церковная молитва за умерших, нет. Никакие "минуты молчания" по воздействию на человека не сравнятся с трегубым "Вечная память!".

Но шествие, во главе которого был советский упырский флаг с серпом и молотом, шло в другую сторону. Направление от святыни к имперским символам. Не Имени Твоему, а нам, нам! Идолам (имперским) и страхам. (А империя без Бога и права, это уже и не империя вовсе, а тирания).

В-третьих, при таком раскладе гуманитарная и мемориальная акция памяти предков превращается в демонстрацию какого-то горделивого неистовства, человекобожества. Вот, смотрите, сколько народу угробили, а все равно победили! Вопросы о том, была ли или нет эта победа пирровой, находятся под запретом в общественном информационном поле и вытеснены на задворки, на интеллигентские интернет-кухни. Да что там, она просто превращается в демонстрацию лояльности к режиму, потому что у нас главный распорядитель "Победы" - это гос. власть. Получается, мои погибшие деды ее поддерживают.

Извините, если кого чем обидел. Но диспозиция на сегодня такова.

Протоиерей Алексий Лебедев

Комментарий ред. СРН

Первоначально акция "Бессмертный полк" была спонтанной, ее впервые провели в Томске 6 лет назад в виде патриотического мемориального "флешмоба". Ее участники захотели публично почтить память родственников, погибших в годы войны, и вышли с их плакатными фотографиями. Однако в дальнейшем на акцию обратили внимание официальные мастера пропаганды. Они предложили организаторам помощь: назначили координаторы на окладах, финансовую и мощную информационную поддержку от структур “ОНФ” и “Единой России” ‒ и тем самым успешно советизировали акцию, как ранее и георгиевскую ленту. Получилось то, против чего протестует в своей заметке о. Алексий Лебедев.


"Спасибо Сталину за победу"...

22.2.2017. В Государственной Думе прошли парламентские слушания «Патриотическое воспитание граждан России: «Бессмертный полк». Мероприятие было организовано Комитетом Государственной Думы по образованию и науке совместно с Комитетом по обороне и Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов.

На слушаниях сопредседатель движения «Бессмертный полк России» депутат Государственной Думы ФС РФ Николай Земцов представил доклад «Документальная основа Народного проекта «Установление судеб пропавших без вести защитников Отечества», в рамках которого были проведены исследования убыли населения СССР в 1941-45 годах. Он изменил представление о масштабах потерь СССР в Великой Отечественной войне.

"Согласно рассекреченным данным Госплана СССР, потери Советского Союза во Второй мировой войне составляют 41 миллион 979 тысяч, а не 27 миллионов, как считалось ранее . Это — без малого одна треть современного населения Российской Федерации. За этой страшной цифрой скрываются наши отцы, деды, прадеды. Те, кто отдал свою жизнь за наше будущее. И, пожалуй, самое большое предательство — забыть их имена, их подвиг, их героизм, которые сложились в нашу общую великую Победу. — Общая убыль населения СССР 1941-45 гг. — более 52 миллионов 812 тысяч человек . Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны — более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения. Общая естественная смертность военнослужащих и гражданского населения за этот период могла составить более 10 миллионов 833 тысяч человек (в т.ч. 5 миллионов 760 тысяч — умерших детей в возрасте до четырёх лет).
Безвозвратные потери населения СССР в результате действия факторов войны составили почти 42 миллиона человек",- говорится в докладе-презентации. Приведенные сведения подтверждены огромным количеством подлинных документов, авторитетных публикаций и свидетельств.
https://polkrf.ru/news/1275/parlamentskie_slushaniya_patrioticheskoe_vospitanie_bessmertnyiy_polk

Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001), фронтовик, писатель, Герой Социалистического труда, лауреат 5 Государственных премий:
... Не надо лгать себе, Илья Григорьевич! Хотя бы себе! Трудно Вам согласиться со мной, но советская военщина — самая оголтелая, самая трусливая, самая подлая, самая тупая из всех, какие были до неё на свете. Это она «победила» 1:10! Это она сбросала наш народ, как солому, в огонь — и России не стало, нет и русского народа. То, что было Россией, именуется ныне Нечерноземьем, и всё это заросло бурьяном, а остатки нашего народа убежали в город и превратились в шпану, из деревни ушедшую и в город не пришедшую.

Сколько потеряли народа в войну-то? Знаете ведь и помните. Страшно называть истинную цифру, правда? Если назвать, то вместо парадного картуза надо надевать схиму, становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощение за бездарно «выигранную» войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови. Не случайно ведь в Подольске, в архиве, один из главных пунктов «правил» гласит: «Не выписывать компрометирующих сведений о командирах Совармии».

(Виктор Астафьев. «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник. 1952—2001 годы». Из письма от 13 декабря 1987 г.)

Да, в этой войне русский народ отстоял родную землю от внешних оккупантов. Но при этом укрепил власть оккупантов внутренних - большевиков, которые в конце концов привели страну к краху. В той войне они также распространили свою богоборческую власть на другие народы, сокрушив три православных монархии. И цель мiровой закулисы тоже была достигнута: было залито русской кровью национальное освобождение Европы от жидомасонства. Важнейшим результатом этой «победы над фашизмом» стало создание на святой земле жидонацистского государства для грядущего антихриста. Стоит ли нам 9 мая радоваться всему этому, или же пора отделить одно от другого: жертвенную оборону своей родины - от распространения марксизма и от помощи строителям Нового мiрового порядка?