Год написания:

1836

Время прочтения:

Описание произведения:

Драма в стихах Маскарад была написана в период с 1835 по 1836 годы Михаилом Лермонтовым , опубликована в 1842 году. Драма имеет четыре действия.

Главный герой драмы Маскарад - это мятежный по духу и уму дворянин Евгений Арбенин. Сама пьеса описывает петербургское общество 1830-х годов XIX века.

Ниже читайте краткое содержание драмы Маскарад.

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй…

Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на ее браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по ее представлению, дрль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает ее, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, ее старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская ее карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку ее настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»).

Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

Вы прочитали краткое содержание драмы Маскарад. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание драмы Маскарад не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию драмы.

«Маскарад» - драматическая пьеса М. Ю. Лермонтова в стихах - произведение, которое поэт создал непосредственно для постановки на сцене, чего при жизни увидеть ему так и не удалось. Пьеса была написана в 1835 году, изначально в трёх действиях, и заканчивалась смертью главной героини. Однако, драматическая цензура во главе с шефом жандармерии Бенкендорфом, пьесу к постановке не допустила. Причиной сему было посягательство поэта на костюмированные балы в доме влиятельных в ту пору Энгельгардтов, расцененное как вызов всему петербургскому великосветскому сообществу. История повторялась ещё дважды, и так же дважды Лермонтов переделывал сюжет. В итоге свет поэма увидела уже после смерти поэта, в 1842 году, в весьма сокращённом варианте, и только через 30 лет была напечатана полностью.

«Маскарад» не зря вызвал такую реакцию у чиновников от цензуры. Лермонтов хорошо знал сущность жизни русской аристократии и тематику театральных безлико-патриотичных постановок. Он создал произведение-вызов, обнажающее все те пороки, которые были присущи великосветскому обществу Петербурга начала 19 века. Назвав пьесу «Маскарад», Лермонтов имел в виду не только момент костюмированного бала в доме у Энгельгардтов. Всё происходящее в жизни общества он считал клубком завуалированных интриг, скрытых преступлений и замаскированных пороков, неприемля такой образ существования. Своё отношение к происходящему в кругах петербургской знати, он вложил в образ главного героя, Евгения Арбенина.

Арбенин, будучи частью этого общества, - один из участников «маскерада» жизни с его лицемерием и эгоизмом, интригами и фальшью, карточными играми и костюмированными балами. Арбенина нельзя назвать положительным героем. Он - карточный шулер, разбогатевший на этом. Но сила его духа и ума позволяют вырваться из порочного круга, чтобы начать новую жизнь.

…я все видел,
Все перечувствовал, все понял, все узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел,
И более всего страдал!
Сначала все хотел, потом все презирал я,
То сам себя не понимал я,
То мир меня не понимал.

Тем не менее, он реально ощущает невозможность достижения спокойствия и свободы души в мире, где смещены понятия чёрного и белого, и в этом его трагизм. Опыт предыдущей жизни навсегда поселяет в его душе неверие людям и недоверие ко всем, его окружающим, и жизни в целом. Он не любит общество «масок» , и оно пытается ответить ему тем же.

Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.

Евгений хочет уйти от реальности, забыв о карточных играх и пристав к тихой семейной гавани. После долгого соприкосновения с обществом порока и разгула, он боготворит свою юную жену, чистую и целомудренную Нину, он «воскрес для жизни и добра». Ныне он живёт только одним - любовью к своей жене.

Ты молода летами и душою,
В огромной книге жизни ты прочла
Один заглавный лист, и пред тобою
Открыто море счастия и зла.

Нина ангельски непосредственна, она по-детски обожает праздники, «и блеск, и шум, и говор балов» , и часто проводит время на них допоздна. Неудивительно, что именно бесхитростная Нина становится жертвой интриг и маскарадных сплетений судьбы.

Общество мстит Арбенину в лице окружающих его «масок», выискав его самое больное место и ударив по нему расчётливо и хладнокровно. Лицемерная баронесса Штраль, закрутившая трагическую интригу, пытаясь спасти своё положение в обществе, подставляет под удар Нину. Шприх, сущность которого Арбенин понял сразу

Улыбка злобная, глаза… стеклярус точно,
Взглянуть - не человек, - а с чертом не похож.

мстит за помощь Евгения князю Звездичу. Бывший сокартёжник Казарин, пытаясь вернуть Арбенина в карточные игры, как хорошего партнёра, подливает масла в огонь, после чего Евгений окончательно разочаровывается в Нине:

Прочь, добродетель: я тебя не знаю,
Я был обманут и тобой…

Чёрным демоном вьётся вокруг Арбенина Незнакомец. Когда-то Евгений лишил его всех средств, выиграв по-крупному в карты и не простив долга. Много лет тот вынашивает план мести, который наконец-то претворён в жизнь. Именно он открывает Евгению глаза на то, что Нина невиновна.

Арбенин пытается освободиться от нравственных устоев окружающего его общества, но всё же идёт на поводу у него, поверив в измену Нины. Отравив её, он не просто расплачивается с ней за якобы неверность, он мстит за крушение того единственного светлого в его жизни, что у него оставалось…

Мысли и действия Арбенина и других персонажей говорят о том, что автор своей пьесой не только пытался раскритиковать существующее светское общество, он предостерегал от нарастающего безраздельного царствования зла и самых низменных качеств и поступков.

«Маскарад» - самая зрелая драматическая пьеса Лермонтова, в ней прослеживается отточенное мастерство автора: богатый язык, меткие фразы, фактурные диалоги, глубина образов, конкретность проблематики, что заслуженно ставит пьесу в ряд лучших произведений русской драматургии.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

Впервые пьеса «Маскарад» была представлена Лермонтовым в цензуру в 1835 году. Тогда в ней усмотрели «прославление порока», и её возвратили автору. Ни во второй, ни в третьей редакции пьеса не смогла удовлетворить официальных ревнителей нравственности, поэтому впервые «Маскарад» был опубликован лишь в 1842 году.

Лермонтов, потеряв надежду на цензурное разрешение «Маскарада», оставил поприще драматурга. Но то, что уже было создано им, с полной ясностью характеризует его как выдающегося драматурга прогрессивно-романтического направления, протестанта и бунтаря, устремлённого в будущее и ненавидящего блестящий свет.

Тема «Маскарада» - петербургский свет, его люди и страсти и ещё шире – человек и смысл его жизни.
Идейный пафос пьесы – в обличении светского общества в игорном доме, маскараде, на балу, у гроба Нины.
Представители этого света – черствые, жестокие себялюбцы, коварные завистники, сплетники.

В сцеплении образов «Маскарада» проглядывает и более глубокая его идея разоблачение индивидуализма и эгоизма, утверждение человечности, гуманности, протест против условий, унижающих человека.

(из лекции) Кроме того в пьесе очень важна трактовка философской темы одиночества: Арбенин был наказан за свою гордыню. Он - главный герой - персонаж демонического толка, не способный уйти от своего демонического злого начала, наказанный за свою гордыню и неспособность любить без гордости и индивидуалистического подхода.

Среди персонажей, олицетворяющих собой среду, обычаи и нравы светского общества, главную роль играет Евгений Арбенин. Его образ дан романтически . Это не конкретно-исторический тип, последовательно, до конца связанный с определённой социально-бытовой средой, интеллектуально исключительная, «демоническая» личность, возвышающаяся над породившей его средой и поставленная в условия трагической безысходности.
Его облик овеян загадочностью, а на протяжении всей жизни его сопровождает одиночество.
Арбенин – и порождение светского общества, и одновременно его неистовый враг. По натуре своей он не злодей. В юности его обуревали стремления к большой гражданской деятельности, светлые надежды и мечты. Но условия светской жизни сделали его сатанински самолюбивым эгоистом, орудием зла. «С душой кипучею, как лава», он прошёл все круги светского ада и стал самым отъявленным его дьяволом.

В своей порочности Арбенин оставался выше подавляющего большинства людей мишурного света. Он ненавидел их и мстил им за ничтожество влечений, чувств и дум. Презирая творимое им зло, он оставался страдающим эгоистом.

В гармонии с обликом ведущего героя, страдающего эгоиста применены романтические средства : эмоционально-драматический монолог и диалог, «рембрандтовский» контраст, острые переходы, сложная интрига, авантюра, тайна. Здесь и таинственная маска (её предостережения Арбенина на балу), и потерянная вещь (браслет Нины, случайно попавший к Звездичу), и письмо, случайно оказавшееся в других руках (письмо Звездича к Нине у Арбенина), и невыслушанные слова (баронессы Штраль к Арбенину о невиновности Нины), и намеки, и предсказания.

Исследователь Д.Е. Максимов заметил: «Эта драма – романтическое произведение с мятежным романтическим героем, с бушеванием трагических страстей, с лирической парией чистосердечной и прелестной героини, с Мефистофелем, скрывающимся под маской бытового персонажа (Казарин), с таинственным незнакомцем, одержимым «долгом мести», и с отравлением».

Все признаки романтического мировосприятия свойственны «Маскараду» Лермонтова. В характерах персонажей он выделяет обычно одну ведущую черту и максимально укрепляет её . Испытываемые ими чувства доводятся до крайнего накала и превращаются в кипящие страсти. Мстительный незнакомец живёт одним стремлением – отомстить Арбенину. Арбенин швырнул Звездичу карты в лицо, Звездич скомпрометирован и поэтому готов участвовать в любой интриге, лишь бы отомстить обидчику. В этой среде Арбенин выделяется действительно незаурядными способностями, но и он живёт одной страстью. И когда ему показалось, что его жена неверна ему, он присвоил себе право судить и казнить единолично. Как ни презирает он светскую толпу, но и живёт по её законам и отравляет Нину.

Воспроизводя драматическую сумятицу человеческих страстей, Лермонтов придаёт пьесе динамический характер. Её эмоционально-психологическая напряжённость начинается уже с экспозиции.
Пьеса открывается сценой проигрыша Звездича, решающего его судьбу. Совершенно неожиданно Арбенин, сочувствуя Звездичу, садится за игорный стол и возвращает проигрыш, тем самым спасая ему жизнь.
Вторая сцена ещё более динамичная быстрой сменой эпизодов: Звездич и завлекающая его маска; Арбенин и угрожающая ему маска; потеря браслета одной женской маской, его находит другая маска и передаёт на память о свидании Звездичу. В третьей сцене происходит завязка драмы. Арбенин заметил отсутствие у Нины браслета, вспомнил его в руках Звездича и заподозрил жену в измене. Психологическое напряжение, достигшее в первом акте большой остроты, не снижается, а повышается в последующих актах. Кульминация пьесы – диалог Арбенина и Неизвестного: Арбенин убеждается в невиновности Нины. Развязка пьесы – сумасшествие Арбенина и торжество Неизвестного.

Пьеса “Маскарад”, написанная М.Ю. Лермонтовым в стихотворной форме в 19 веке, актуальна даже в наш 21 век. Поскольку в произведении остро подмечены злободневные проблемы знатной касты общества. Все части драмы пропитаны романтическим духом, но его на самом деле автор явно пересекает с трагедией скверных поступков дворянских людей.

В начале пьесы подробно показана азартная карточная игра. Просто противен обман, которым пользуются игроки, чтобы им достались все ставки. Наигранность общения с другом и попытки показать свое воспитание, на самом же деле это только верхний слой, под которым видна одна только театральность общения и выгода. Поэт тщательно старается передать всю муку союза людей, которых только и скрепляет энтузиазм выиграть деньги. В этих событиях читатель впервые видит пришедшего просто понаблюдать за игрой — главного героя Евгения Арбенина. Его изобразил Лермонтов спокойным, стойким, самоуверенным и богатым человеком. Но, когда в далее прочитанном говорится, что в прошлом он был пройдохой, который мошенническими уловками в азартных играх сколотил себе приличное состояние, тут то уже и понятно, что здесь описывается маскарад, только без костюмов, но с живыми масками людей, как говорят, из самого цвета общества.

Далее, самое отвратительное, что разбирает поэтапно автор, это главный бал - маскарад. Все высокое общество вырядилось в неузнаваемые костюмы, и все это для удобства плести интриги и сплетни, а так же поступать мерзко и низко, играя друг с другом в плутовские игры. Так, баронесса Штраль, из за которой произошли все главные козни, в следствие ее поступков под неузнаваемой маской на балу, у Арбенина появляется подозрение измены жены. Князь Звездич, которому помог Евгений, как профессионал карточного обмана в азартных играх, решает поразвлечься на маскараде с женщиной. Из за злополучного браслета, потерянного на балу женой Арбенина Ниной, все путается, и получается настоящая интрига. Из которой просто невозможно выпутаться жене Арбенина. Былой сокартежник Евгения Казарин и князь Звездич только ухудшают ситуацию, ни в чем не разобравшись, а баронесса Штраль, проявив трусость, не помогает Нине опровергнуть обвинение в измене.

Главное и страшное описание - это диалог выяснения измены между Евгением и Ниной. Арбенин до этого случая видел в своей жене свое спасение от лживых игр общества. Она для него была отдушиной, ангельской защитой от его ужасного прошлого. Евгений жил обманом, был гулякой и повесой, и другой вообще не знал. Однако Нина стала для него лучиком божественного света. Значимость ее присутствия в его жизни Арбенин сильно ценил. Хотя какое шаткое оказалось … Настоящая сплетня сгубила их семейные узы. Евгений, до конца не разобравшись в происходящем, полностью обвиняет свою супругу в подлости измены, и агрессивно отворачивается от ее доводов, которым не верит. Арбенин сам не видит, как превращается в такого же безжалостного игрока по жизни, находясь в тумане мщения. Сначала унижает при всех князя Звездича, и подлый персонаж Шприх только этому и содействует. После этого Арбенин решается убить свою возлюбленную ядом. Особое место в пьесе отведено этому ужасному событию. Цинично отравляет Евгений Нину, подмешав яд в мороженое. Все доброе, нежное и чистое в своей жизни он перечеркивает этим поступком. Себя же он оправдывает в своих размышлениях об этом, и считает здесь подходящей только месть. Здесь так же присутствует и таинственный герой пьесы, который через многие года принес в жизнь Арбенина свое мщение. В бурной прошлой азартной жизни Евгений до последней нитки обыграл этого несчастного. Отмщение его заключалось в несвоевременно рассказанной правде о непричастности и невинности Нины и о враждебных обманах, привлекших ее в это болото лжи. Увы, когда вскрылась истина случившейся истории, было уже поздно - возлюбленная Нина умерла. Яд, отравивший ее, убил ни в чем не повинные душу и тело, зато откровенный Лермонтов демонстрирует всех других персонажей с гадкими душонками, пропитанными ядом жизни, разъеденными изнутри, а снаружи прикрытыми лишь масками, которые уже въелись в человеческую суть, и они сами не видят их разрушающего эффекта. Арбенин же стал страдающей стороной, потерпевшей несправедливость общества, ну и а так же злодеем с бесчеловечным воздаянием отмщения.

. «Маскарад» - романтическая драма. 2. Характер Арбенина, его взаимоотношения с обществом и с женой. 3. Что хотел сказать М. Ю. Лермонтов, развивая основную сюжетную линию? 4. Кульминация драмы. 5. Творчество М. Ю. Лермонтова как зеркало темных сторон человеческой натуры. Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» занимает особое место как в творчестве поэта, так и во всей русской драматургии. Эта социально-психологическая романтическая драма, основной сюжетной линией которой является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обстановки, а также с самим собой. Евгений Александрович Арбенин - главный герой произведения. Он игрок - как по своей натуре, так и по способу обогащения. Сам герой характеризует свою жизнь, большая часть которой прошла за карточными играми, следующим образом: Я здесь давно знаком; и часто здесь, бывало, Смотрел с волнением немым, Как колесо вертелось счастья. Один был вознесен, другой раздавлен им, Я не завидовал, но и не знал участья: Видал я много юношей, надежд И чувства полных, счастливых невежд В науке жизни... пламенных душою, Которых прежде цель была одна любовь... Они погибли быстро предо мною... Арбенин сожалеет о том, что его никто не смог уберечь от подобной жизни. Он не скрывает печали и горечи в разговоре с Звездичем: ...я был Неопытен когда-то и моложе, Как вы, заносчив, опрометчив тоже, И если б... (останавливается) кто-нибудь меня остановил... Для общества того времени это было падение. В начале драмы Арбенин уберегает Звездича от краха, помогая ему отыграться. Однако, разбогатев с помощью карт, Арбенин решает перестать заниматься игрой, жениться и стать добропорядочным семьянином. Посватавшись, прежде всего «по размышленье зрелом», он сумел полюбить, и весьма сильно, свою юную жену. Здесь Лермонтов раскрывает одну из основных мыслей, которая обозначена во многих произведениях. Это преображение человеческой натуры из-за любви, которая облагораживает героя. Арбенин, не скрывая чувств, говорит о жене следующее: Созданье слабое, но ангел красоты: Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье... Я человек: пока они мои, Без них нету меня ни счастья, ни души, Ни чувства, ни существованья! Именно на маскараде происходит завязка основной сюжетной линии. Случайно ли это? Для Лермонтова маскарад является не только символом борьбы с окружающей действительностью, но противостояния скрытого, проходящего под маской, чужой личиной. Именно здесь нивелируются разные социальные статусы («Под маской все чины равны...»), отметаются душевные особенности («У маски ни души, ни званья нет, есть тело»). Человек, надевший маску, становится более решительным и откровенным. Арбенин отмечает: И если маскою черты утаены, То маску с чувств снимают смело. Маскарад - это демонстрация откровенности, настоящих чувств и действительности, не ограниченных этикетом и моралью. Но, с другой стороны, маска скрывает личность человека, дает ему возможность действовать не от своего имени, а инкогнито. Главный герой Арбенин появляется на маскараде вместе с Звездичем. Он явно чужой здесь. Лермонтов, чтобы подчеркнуть это, даже не надевает на героя маску. Но и Арбенин невольно втягивается в круговорот маскарада. Именно с этого вечера начинается разлад его с Ниной, появляется мучительное чувство ревности, которое впоследствии привело к несчастью. Именно здесь впервые появляется Неизвестный - загадочный персонаж, предрекающий Арбенину несчастье в праздничную зимнюю ночь. Звездич, напротив, попадает в любовную интригу. Незнакомка дарит ему браслет в знак своей глубокой душевной привязанности.