Разработка урока литературы по произведению джека лондона "сказание о кише". Конспект урока по литературе "Дж.Лондон.Сказание о Кише" Джек лондон портрет героя сказание о кише

Урок литературы в 5 классе

Д.Лондон «Сказание о Кише» как рассказ о взрослении человека в суровых условиях

Цель: выявление художественной идеи сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.

Задачи:

1.формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, художественного пересказа, работы с текстом, лексической работы;

2.развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова дерзкий.

Ход урока

1. Слово учителя .

Какие события и факты из жизни юного Джека Лондона показались вам необычными, произвели на вас особое впечатление? Почему?

Настоящее имя писателя Джон Гриффит. Две страсти владели им на протяжении всей жизни – любовь к книгам и любовь к приключениям. Именно тяга к путешествиям и авантюрам гнали его ловить устриц в запрещённых местах, заниматься пушным промыслом у Берингова побережья, стать свидетелем и участником «золотой лихорадки» на Клондайке.

Годы странствий и приключений не прошли бесследно: предания севера, удивительные человеческие судьбы нашли воплощение на страницах его книг.

Дома вы прочитали «Сказание о Кише». Сказание, или предание, легенда – жанр фольклора, сообщающий о событиях «давно минувших дней», сохранившихся в благодарной памяти потомков.

2.Беседа с классом.

Где происходили события, описанные в сказании? Как вы представляете себе жизнь канадских эскимосов?

Почему же однажды на совете племени раздался голос тринадцатилетнего Киша? Какова его манера держаться со взрослыми?

- «Справедливость» - ключевое понятие в словах Киша. Что хотел добиться Киш? Почему на совете не удалось сделать это? За что же прогневались на Киша мужчины племени?

Лексическая работа: определите значение слова дерзкий . Какое из значений более всего подходит для характеристики поступка Киша?

3.Работа по группам. Одна группа доказывает правоту охотников, другая приводит обратные доводы.

4.Работа с текстом.

Какие чувства владели Кишем, когда он покидал совет? Как автор передаёт внутреннее состояние мальчика?

Удалось ли Кишу отстоять свою правоту?

Почему удачная охота Киша стала вызывать в посёлке толки о колдовстве?

В чём была тайна Киша и как она раскрылась?

Почему Киш раскрыл свой секрет мужчинам племени?

Уважение к Кишу повлияло и на отношение к его матери. Расскажите, как жили женщины племени. Почему Айкига пользовалась в посёлке особым почётом?

Почему легенда о Кише пережила его самого? Чем привлекателен образ главного героя? Можем ли мы назвать Киша человеком гордым и смелым, честным и трудолюбивым? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Как вы понимаете последнюю фразу рассказа? Какой смысл вкладывает автор в финал своего рассказа?

Почему Киш стал первым человеком в своём посёлке?

5 .Подведение итогов урока.

Каким, по вашему мнению, вырастет Киш и можно ли будет его роду гордиться им?

Чему учит рассказ Лондона? (написать письменный ответ на вопрос)

«Сказание о Кише» главные герои рассказа Джека Лондона показывают пример поведения в сложный жизненных ситуациях.

«Сказание о Кише» главные герои

  • Киш -главный герой
  • Айкига -мать Киша
  • Клош-Кван -вождь племени
  • Массук -соплеменик
  • Ук-Глук -охотник племени
  • Бим и Боун -два молодых, лучших в поселке охотника

«Сказание о Мише» характеристика Киша

Черты характера Киша – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства.

Главный герой 13-летний мальчик по имени Киш взял ответственность за свою жизнь и жизнь своей матери. Чтобы выжить, ему пришлось стать мужчиной уже в 13 лет, и отправиться на охоту.

«Справедливость» является ключевым понятием в словах Киша. Киш хотел добиться справедливости и равенства, несмотря на возраст. Он считал справедливо помогать своему племени, если ты можешь это делать и неважно сколько тебе лет. Справедливо, если каждому жителю города достанется хороший кусок мяса. Но мужчины племени считали несправедливо, если им будет указывать какой-то маленький мальчик, не повидавший жизнь

Покидая совет Киш испытывал злость, расстройство и досаду. Автор передаёт его чувства словами: «Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам…. он стиснул зубы и пошёл».

Кишу всё-таки удалось отстоять свою правоту, потому что он сумел доказать, что он может сам убить медведя без какой-либо помощи.

Удачная охота главного героя стала вызывать в посёлке слухи о колдовстве. Этому есть объяснение. Мальчик убил пятерых медведей, а на нем не было царапин. Вот почему жители считали его колдуном.

Киш не считал секретом или тайной свою удачную и лёгкую охоту. Он взял китовый жир и облепил смятый ус, концы которого были очень острыми и получился комок жира с китовым усом внутри. Эти комки жира приносили большую боль медведю и с ним можно было легко расправиться. Мужчины хотели получить тайну его охоты украдкой, но нужно было только спросить. Когда к нему пришел Клош-Кван и попросил рассказать, как он охотится. Мальчик не задумываясь рассказал об этом.

Из родителей у главного героя была только мама. Она жила не богато, жители города не обращали на неё внимание, ей доставалось плохое мясо, как и многим женщинам из племени. Жила мама Киши в маленькой игле. Но потом, когда Киш начал ловить медведей, на маму Киша и на него самого смотрели другим взглядом.

Несмотря на то, что его прогнали с совета, он не озлобился, он приносил мясо всему посёлку, кормил всех, делил всё по справедливости, и не забывал и о семье, о доме: «Я хочу построить себе новую иглу, — сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. — Это дожлна быть просторная игла, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить».

Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым.

Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться, а не колдовство.

Конспект урока по литературе

5 класс

Д.Лондон «Сказание о Кише» как рассказ о взрослении человека в суровых условиях

Цель: выявить художественную идею сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.

Задачи:

1.формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, художественного пересказа, работы с текстом, лексической работы;

2.развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова дерзкий.

: 1)познакомить учащихся с произведением Д.Лондона «Сказание о Кише»;

2) продолжить формирование навыка работы с текстом;

3)ввести понятие «сказание» в контексте литературоведческого образования;

4)продолжить работу над характеристикой героя;

5) помочь разобраться в мотивах человеческих поступков; определить, что значит быть взрослым.

Слово учителя

Джек Лондон – один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей.

С этим именем у нас ассоциируются бескрайние просторы Севера,

экзотические края южных морей, благородные и бесстрашные животные и суровые и

мужественные люди, способные преодолевать любые трудности. Его биография, его

личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских

героев, вызывала не меньший интерес, чем

его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало. ДЛ прожил

небольшую, но трудную жизнь, а его путь к славе не был усыпан розами. Он голодал,

бродяжничал, работал по 14 – 18 часов. Но никогда не угасали в нем жажда знаний, любовь

к книгам. Только упорный труд, постоянная работа с книгами, настойчивое стремление

добиться успеха и завоевать место под «литературным солнцем» привели его к

заслуженному торжеству. Первую славу писателю принесли рассказы о Севере. Они

переносят нас на Аляску и реку Клондайк.

- В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединенных Штатов Америки).

И все – таки Клондайк открыл ему свою золотоносную жилу: на много лет он стал источником сюжетов рассказов. Север подарил миру большого писателя.

Никогда он не забывал он величественных картин суровой арктической природы, своеобразные нравы и обычаи золотоискателей, их взаимоотношения с местными индейскими племенами.

Клондайк подарил Лондону тему Севера, его поэзию и правду.

Настоящее имя писателя Джон Гриффит. Две страсти владели им на протяжении всей жизни – любовь к книгам и любовь к приключениям. Именно тяга к путешествиям и авантюрам гнали его ловить устриц в запрещённых местах, заниматься пушным промыслом у Берингова побережья, стать свидетелем и участником «золотой лихорадки» на Клондайке.

Годы странствий и приключений не прошли бесследно: предания севера, удивительные человеческие судьбы нашли воплощение на страницах его книг.

Дома вы прочитали «Сказание о Кише». Сказание, или предание, легенда – жанр фольклора, сообщающий о событиях «давно минувших дней», сохранившихся в благодарной памяти потомков.

Какие события и факты из жизни юного Джека Лондона показались вам необычными, произвели на вас особое впечатление? Почему?

2.Беседа с классом.

Где происходили события, описанные в сказании? Как вы представляете себе жизнь канадских эскимосов?

Почему же однажды на совете племени раздался голос тринадцатилетнего Киша? Какова его манера держаться со взрослыми?

- «Справедливость» - ключевое понятие в словах Киша. Что хотел добиться Киш? Почему на совете не удалось сделать это? За что же прогневались на Киша мужчины племени?

Лексическая работа: определите значение слова дерзкий . Какое из значений более всего подходит для характеристики поступка Киша?

3.Работа по группам. Одна группа доказывает правоту охотников, другая приводит обратные доводы.

4.Работа с текстом.

Какие чувства владели Кишем, когда он покидал совет? Как автор передаёт внутреннее состояние мальчика?

Удалось ли Кишу отстоять свою правоту?

Почему удачная охота Киша стала вызывать в посёлке толки о колдовстве?

В чём была тайна Киша и как она раскрылась?

Почему Киш раскрыл свой секрет мужчинам племени?

Уважение к Кишу повлияло и на отношение к его матери. Расскажите, как жили женщины племени. Почему Айкига пользовалась в посёлке особым почётом?

Почему легенда о Кише пережила его самого? Чем привлекателен образ главного героя? Можем ли мы назвать Киша человеком гордым и смелым, честным и трудолюбивым? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Как вы понимаете последнюю фразу рассказа? Какой смысл вкладывает автор в финал своего рассказа?

Почему Киш стал первым человеком в своём посёлке?

5.Подведение итогов урока.

Каким, по вашему мнению, вырастет Киш и можно ли будет его роду гордиться им?

Чему учит рассказ Лондона? (написать письменный ответ на вопрос)

Какие краски в них преобладают? Почему?

Обратите внимание на контрастность картин. Как вы думаете, с чем это связано?

Почему человека привлекает Север? Почему ЛД выбрал это место для своего повествования? Что его интересует?

Законы Севера суровы. Он требует выдержки, мужества, стойкости, ответственности, чувства благородства. Каждый день проверяет человека на человечность.

«Север проверял человека, и становилось ясно, чего ты стоишь, кто ты: подлец или герой, трус или смельчак. Суровый север промывал человеческую породу. Слабые и робкие, нечестные и жадные уезжали, сильные и мужественные оседали здесь»)

3. Какой народ выбрал писатель в качестве своих героев? ( «Здесь издавна живут те, кто не знает южного солнца, теплой зимы, для кого север – это родина. А суровая природа кормит и одевает своих сыновей. Это коренные жители. Они отличаются от пришельцев с юга цветом кожи, языком, обычаями. Но добро и зло, глупость и мудрость, трусость и смелость одинаково понимают и оценивают все люди на земле независимо от национальности»).

4. Понравился ли вам рассказ? Почему?

- Назовите героев рассказа.

- Обратили внимание, что этот рассказ называется - «сказание».

Он создает как бы подражание местным индейским легендам, похожим на сказки.

Обратимся к опорным записям и прочитаем, что такое «сказание».

1. Какие строки этого произведения говорят о том, что это происходило очень давно?

2. Сюжет опирается на народное сказание о Кише.

3. Фантастика сочетается с зарисовками быта и нравов североамериканских индейцев.

4. Как писатель передает особенности речи рассказчика?

5. Как менялось отношение соплеменников к Кишу по мере его «мужания»? (тест)

Событие

Отношение соплеменников

1. Киш на совете старейшин

«Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью», «грозили совсем лишить мяса, обещали задать ему жестокую порку»

2. Киш отправляется на первую охоту

«Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головой, с сожалением смотрели на Айкигу»

3. «Пропажа» Киша

«Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины же молчали, готовясь идти на поиски тела»

4. Возвращение мальчика

«Сначала было много сомнений и споров», «не могли поверить», «увидели то, чему не хотели верить», «стали поговаривать о колдовстве»

5. Киш – отважный охотник

«На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана»

6. Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца?

Мальчику Кишу было по северному счету «13 солнц». В рассказе говорится, что солнце поднимается над землей, чтобы люди могли согреться и поглядеть друг другу в лицо. Как вы понимаете эти слова?

Несмотря на то что «Киш был всего только мальчик, а его мать - всего только женщина», он выступил на совете мужчин, не сгибая ни перед кем спину. Почему охотники сочли его слова дерзостью? Чего требовал Киш? Что увидел Киш на совете, поглядев этим людям в лицо?

- Как осуществил свои намерения Киш, что он сделал?

Нарушение обычая: мальчики 13 лет никогда не ходили на охоту

Как отнеслись соплеменники к пропаже Киша? Так ли уж были дурны эти люди? Как вели они себя, когда поднялась пурга, а Киш не вернулся с охоты?
- Чем увенчалась первая охота героя?

- Поверили ли этому соплеменники?

Но удача не покидала юного охотника. Это еще больше волновало соплеменников. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша?

- Как вы думаете, почему Киш не побоялся рассказать соплеменникам свою тайну?

- Из маленького мальчика Киш стал вождем племени. Это ему удалось благодаря качествам характера. Каким? (Бесстрашие, смекалка, наблюдательность, сила воли, чувство справедливости, ответственность перед соплеменниками) Торжество человеческой воли и ответственности.

Север заставляет сражаться за существование. А для этого необходимы не только крепкие бицепсы и ясная голова, но непритупляющееся чувство милосердия и ответственности. Именно оно поднимает человека над суровой природой и дает ощутить себя ее частью и хозяином

Да, это качества не маленького мальчика, подростка, это – качества мужчины, который в любую минуту может прийти на помощь. Наверное, таковым видел себя и Киш, который прожил-то всего «13 солнц».

Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим, своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым». А как, по-вашему, что значит быть взрослым?

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока литературы по произведению Джека Лондона "Сказание о Кише"

Разработку урока прислала: Наумова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы, высей категории, МОУ СОШ №6 города Волжска, Республики Марий Эл.

"13 солнц Киша..." (Урок литературы в 5 классе по произведению Джека Лондона "Сказание о Кише")

Цель урока :

  • - Познакомить учащихся с произведением Д.Лондона "Сказание о Кише";
  • - Ввести понятие "сказание" в контексте литературоведческого образования;
  • - Продолжить работу над характеристикой героя;
  • - Определить, что значит быть взрослым.

Оборудование: Текст произведения; "Рабочие тетради по литературе для 5 класса М.Н.Наумовой; портрет Д.Лондона; опорные материалы урока.

Ход урока:

I. Предварительная работа по теме урока.

Учитель: Наше путешествие по стране Литературии продолжается... Произведения великих русских и зарубежных писателей уже были прочитаны нами в этом учебном году. Это не просто произведения, это начало великого знакомства с сокровищами русского и мирового искусства. Наши уроки построены по программе А.Г.Кутузова. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.

Сегодня очередная встреча с великим... Это рассказ Джека Лондона "Сказание о Кише".

Джек Лондон - один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало.

Так кто же такой Джек Лондон?

Ученица: Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима - Джона Лондона, фермера. Дела Джона Лондона шли с переменным успехом, так что его пасынок, едва окончив начальную школу, устроился на консервную фабрику с десятичасовым рабочим днём. Это был сущий ад, и пятнадцати лет Джек ушёл с фабрики - в устричные пираты залива Сан-Франциско. Затем он чередовал вольную жизнь с подневольным трудом и попытками завершить образование. Океанское плавание на шхуне "Софи Сазерленд", джутовая фабрика в Окленде, бродяжничество, тюрьма, полтора года в средней школе, семестр в Калифорнийском университете, случайные заработки; в разгар "золотой лихорадки" - зимовка на Клондайке.

Оттуда Джек вернулся без единой унции золота и полный решимости добывать средства к существованию писательским трудом. Он отчётливо сознавал, что таланта, впечатлений и усердия ему не занимать. Он положил себе за правило вырабатывать тысячу слов в день. Журналы не устояли. В двадцатый век двадцатичетырёхлетний Джек Лондон вошёл профессиональным писателем. И быстро стал писателем известным и высокооплачиваемым. Однако на этом не успокоился. В 1902 году, специально, чтобы написать книгу "Люди бездны", Джек Лондон, член Американской социалистической партии, три месяца провёл в лондонских трущобах, выдавая себя за списанного на берег матроса. В начале 1904 года отправился корреспондентом на русско-японскую войну. В 1907 году по собственному проекту построил яхту "Снарк" и совершил на ней двухгодичное плавание к островам Океании. Поблажек для себя в работе не допускал: тысяча слов в день - "Зов предков", "Морской Волк", "Мартин Иден"… Бешеные деньги и безумные траты. Нельзя сказать, что ему везло. Едва выстроенный "Дом Волка", задуманный как "родовой замок" для будущих поколений Лондонов, сгорел. Долгожданный наследник так и не появился. Творческое воображение иссякло.

Да, ребята, Джек Лондон был особенным человеком, даже внешне. Вот как описывает его писатель И. Стоун: "Джек был от природы добр, безрассудно щедр - воистину друг из друзей, король славных малых... Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце... Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос - они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. Не комнатный житель, а человек вольных просторов - словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды" (Обращение к портрету писателя)

Он прожил жизнь бойцом, "моряком в седле", как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг - итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ "Сказание о Кише". Дома вы прочитали это произведение.

II. Работа по анализу текста.

Понравился ли вам рассказ? Почему? (Да, он рассказывает о храбром мальчике, о том, как герой в свои 13 лет не испугался вождя племени и вступил с ним в противоборство; это рассказ о мужественном мальчике).

Назовите героев рассказа.

  • Киш - главный герой рассказа;
  • Клош-Кван - вождь племени;
  • Бок - отец Киша;
  • Айкига - мать героя;
  • Массук - соплеменник;
  • Уг-Глук - охотник племени;
  • Бим и Боун - два молодых, лучших в поселке охотника.

В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединенных Штатов Америки).

Продолжение урока в архиве.....