Примеры племен. Современная дикость. Каннибалы из Папуа Новой Гвинеи

тип этнич. общности и социальной организации доклас. общества. Отличит. чертой этого типа этнич. общности служит существование кровнородственных связей между ее членами, деление на роды и фратрии. Другими признаками П. являются: наличие племенной терр., определенная экономич. общность соплеменников, выражающаяся, напр., в коллективных охотах и обычаях взаимопомощи, единый племенной язык, племенное самосознание и самоназвание, а у племен эпохи развитого родового строя также племенное самоуправление, состоящее из племенного совета, воен. и гражд. вождей. Для этого этапа характерно наличие племенных культов и праздников. По наиболее общепринятой точке зрения, П. в зачаточном виде возникает одновременно с родом (по другой - несколько позже него), т. к. экзогамность последнего предполагает наличие постоянных связей (хоз., культурных, идеологич. и в первую очередь - брачных) как минимум между двумя родовыми коллективами. П. обычно существует до перехода к клас. обществу. Разложению П. предшествуют развитие имуществ. расслоения, появление племенной знати, увеличение роли воен. предводителей, появление союзов племен. В пережиточных формах П. может сохраняться и в клас. обществе, переплетаясь с рабовладельч., феод. и капиталистич. отношениями (племена кочевников-арабов, туарегов, курдов, афганцев и др.). Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ.. Л., 1934; Бутинов Н. A., О первобытной лингвистич. непрерывности в Австралии, "СЭ", 1951, No 2; Косвен М. О., Об историч. соотношении рода и племени, там же; Формозов A. A., О времени и историч. условиях сложения племенной организации, "CA", 1957, No l; Першиц А. И., Племя, народность и нация в Саудовской Аравии, "СЭ", 1961, No 5; Токарев С. A., Проблема типов этнич. общностей, "ВФ", 1964, No 11. Л. А. Фейнберг. Москва.

ПЛЕМЯ племени; мн. племена, -мён, -менам; ср. 1. Тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя (кровнородственные связи между членами, деление на роды, общий язык, общая территория). Союз племён. Совет племён. Толковый словарь Кузнецова

  • племя - Общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и существительное плод (с измененной корневой гласной). Этимологический словарь Крылова
  • племя - сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  • племя - ПЛ’ЕМЯ, род. и дат. племени, племенем, племени, мн. племена, племён (племян ·устар.), племенам, ср. 1. В доклассовом обществе - совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных (в той или иной форме) родовыми отношениями... Толковый словарь Ушакова
  • племя - Племя, племена, племени, племён, племени, племенам, племя, племена, племенем, племенами, племени, племенах Грамматический словарь Зализняка
  • племя - пле́мя ср. р., род. п. пле́мени, диал. племя́, укр. пле́м᾽я, ст.-слав. племѩ, род. п. племене σπέρμα, φυλή (Супр.), болг. пле́ме, сербохорв. пле̏ме, словен. pléme, род. п. plemẹ́na, чеш. plémě, род. п. рlеmеnе, слвц. рlеmä, рlеmеnо, польск. plemię. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • племя - племя ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. || перен. устар. Народ, народность. 2. перен. Группа, категория людей, объединенных по какому-либо общему признаку. Толковый словарь Ефремовой
  • племя - 1. ПЛЕМЯ, мени, мн. мена, мён, менам, ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племён. Кочевые племена. 2. перен. Народ, народность (во 2 знач. Толковый словарь Ожегова
  • племя - Одна из наиболее древних форм этнической общности, состоящая из родов. Этнографический словарь
  • Племя - Тип этнической общности и социальной организации доклассового общества. Отличительная черта П. - существование кровнородственных связей между его членами, деление на Роды и фратрии (См. Фратрия). Другие признаки... Большая советская энциклопедия
  • племя - племени, мн. племена, -мён, -менам, ср. 1. Социально-этническое объединение людей в эпоху первобытнообщинного строя, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. Кочевые племена. Первобытные племена. 2. устар. Народ, национальность. Малый академический словарь
  • племя - ПЛЕМЯ ср. (плод) в обширном значении: вид животных. Вся племена земная. Племя человеческое, все люди. || Колено, поколенье, род, потомство. Племя Пожарских вымерло и угасло. || Приплод. || Народ, язык, совокупность местных уроженцев. Толковый словарь Даля
  • ПЛЕМЯ - ПЛЕМЯ - англ. tribe; нем. Stamm. Тип этносоциальной общности, характеризующийся коллективной собственностью, общим языком, специфической соц. организацией (общеплеменное собрание, вождь, совет и т. д.), общеплеменными обычаями, культами. Социологический словарь
  • племя - орф. племя, -мени, тв. -менем, мн. -мена, -мён, -менам Орфографический словарь Лопатина
  • ПЛЕМЯ - ПЛЕМЯ - тип этнической общности и социальной организации первобытного общества. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания... Большой энциклопедический словарь
  • Племя - (антр.) - термин, употребляемый для обозначения группы людей, связанных между собою известными общими признаками, а иногда и предполагаемой общностью происхождения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена. 2. перен. Народ, народность (во 2 знач.) (устар. и высок.). 3. ед; перен. Люди, поколение людей (высок.). Молодое п. II прил. племенной, -ая, -ое (к 1 знач.). П. союз. П. язык. Племенное родство. П. быт.

    ПЛЕМЯ - книги

    …ченный континент. Он полон загадок, мифов и легенд, которые появляются благодаря многочисленным племенам. Каждый народ, каждое племя имеет свои неповторимые традиции и обычаи, которые, порой, могут по…

    ПЛЕМЯ - слова близкие по значению

    • ПЛЕМЯ (2) , потомства. Оставить бычка на племя.
    • ЭТНОС , -а, м. (спец.). Исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация.
    • ПЛЕМЕННОЙ , -ая, -ое.1. см. племя. 2. Относящийся к чистокровной породе. П. скот. Л. бык (предназначенный для продолжения породы)....
    • БАЛТЫ , -ов, ед. балт, -а, м. Древние племена, населявшие в 1 тыс. н. э. юго-запад Прибалтики, Верхнее Поднепровье и бассейн реки...
    • КОЧЕВОЙ , -ая, -ое. Не проживающий постоянно на одном месте, переходящий с места на место со своим жильем и имуществом (о народе,...
    • ЛАТИНЫ , -ов, ед. латин, -а, м. Древние племена, в I тыс. до н. э. населявшие доисторическую область Лациум, располагавшуюся...
    • ИНКИ , -ов, ед. инк, -а, м. Древнее высококультурное индейское племя, жившее в Южной Америке в бассейне реки Амазонки. Культура...
    • ПЕЧЕНЕГИ , -ов, ед. -ег, -а, м. Тюркские и сарматские племена, кочевавшие в 9-11 вв. на юго-востоке Европы. II прил....
    • ПАСТУХ , -а, м. Работник, пасущий скот. П.-оленевод. II уменьш.-ласк. пастушок, -шка, м. II ж. пастушка, -и. II прил....

    Они не знают, что такое автомобиль, электричество, гамбургер и Организация Объединенных наций. Они добывают себе пищу охотой и рыбалкой, верят, что дождь посылают боги, не умеют писать и читать. Они могут умереть, подхватив простуду или грипп. Они являются находкой для антропологов и эволюционистов, но они вымирают. Они – это дикие племена, сохранившие уклад жизни своих предков и избегающие контактов с современным миром.

    Иногда встреча происходит случайно, а иногда ученые специально разыскивают их. Например, в четверг, 29 мая, в джунглях Амазонки недалеко от бразильско-перуанской границы было обнаружено несколько хижин, окруженных людьми с луками, которые попытались обстрелять самолет с экспедицией. В данном случае специалисты из перуанского центра по делам индейских племен прицельно облетали джунгли в поисках поселений дикарей.

    Хотя в последнее время ученые редко описывают новые племена: большинство из них уже было обнаружено, и на Земле почти нет неизведанных мест, где они могли бы существовать.

    Дикие племена обитают на территории Южной Америки, Африки, Австралии и Азии. По приблизительным оценкам, всего на Земле насчитывается около ста племен, не вступающих или редко вступающих в контакт с внешним миром. Многие из них предпочитают любыми способами избегать взаимодействия с цивилизацией, поэтому точный учет численности таких племен вести довольно трудно. С другой стороны, племена, которые охотно общаются с современными людьми, постепенно исчезают или утрачивают свою самобытность. Их представители постепенно усваивают наш образ жизни или вовсе уходят жить "в большой мир".

    Еще одно препятствие, мешающее полноценному изучению племен, - их иммунная система. "Современные дикари" долгое время развивались изолированно от остального мира. Самые обычные для большинства людей заболевания, такие как насморк или грипп, для них могут оказаться смертельными. В организме дикарей нет антител против многих распространенных инфекций. Когда вирус гриппа поражает человека из Парижа или Мехико, его иммунная система сразу распознает "нападающего", так как она уже встречалась с ним раньше. Даже если человек никогда не болел гриппом, иммунные клетки, "натренированные" на этот вирус, попадают в его организм от матери. Дикарь практически беззащитен перед вирусом. Пока его организм сможет выработать адекватный "ответ", вирус вполне может убить его.

    Но в последнее время племена вынуждены менять привычные места обитания. Освоение современным человеком новых территорий и вырубка лесов, где обитают дикари, вынуждают их основывать новые поселения. В том случае если они окажутся поблизости от поселений других племен, между их представителями могут возникать конфликты. И опять же, нельзя исключать перекрестного заражения типичными для каждого племени заболеваниями. Не все племена смогли выжить, столкнувшись с цивилизацией. Но некоторым удается поддерживать свою численность на постоянном уровне и не поддаваться соблазнам "большого мира".

    Как бы то ни было, антропологам удалось изучить образ жизни некоторых племен. Знания об их социальном устройстве, языке, орудиях труда, творчестве и верованиях помогают ученым лучше понять, как шло развитие человека. Фактически, каждое такое племя – модель древнего мира, представляющая возможные варианты эволюции культуры и мышления людей.

    Пираха

    В бразильских джунглях, в долине реки Мэйки, живет племя пираха. В племени около двухсот человек, они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в "социум". Пираха отличают уникальные особенности языка. Во-первых, в нем нет слов для обозначения оттенков цвета. Во-вторых, в языке пираха отсутствуют грамматические конструкции, необходимые для формирования косвенной речи. В-третьих, люди пираха не знают числительных и слов "больше", "несколько", "все" и "каждый".

    Одно слово, но произносимое с различной интонацией, служит для обозначения чисел "один" и "два". Оно же может означать "примерно один" и "не очень много". Из-за отсутствия слов для чисел пираха не умеют считать и не могут решить простейших математических задач. Они не в состоянии оценивать количество объектов, если их больше трех. При этом у пираха не наблюдается признаков снижения интеллекта. По мнению лингвистов и психологов, их мышление искусственно ограничивается особенностями языка.

    У пираха нет мифов о сотворении мира, а жесткое табу запрещает им говорить о вещах, не являющихся частью их собственного опыта. Несмотря на это, пираха довольно коммуникабельны и способны к организованным действиям в составе небольших групп.

    Синта ларга

    Племя синта ларга также обитает в Бразилии. Когда-то численность племени превышала пять тысяч человек, однако сейчас сократилась до полутора тысяч. Минимальной общественной ячейкой у синта ларга является семья: мужчина, несколько его жен и их дети. Они могут свободно перемещаться из одного поселения в другое, но чаще основывают свой дом. Синта ларга занимаются охотой, рыбалкой и земледелием. Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома.

    У каждого синта ларга несколько имен. Одно – "настоящее имя" - каждый член племени держит в секрете, его знают только самые близкие родственники. В течение жизни синта ларга получают еще несколько имен в зависимости от их индивидуальных особенностей или важных событий, приключившихся с ними. Общество синта ларга патриархально, в нем распространена мужская полигамия.

    Синта ларга сильно пострадали из-за контактов с внешним миром. В джунглях, где живет племя, произрастает много каучуковых деревьев. Собиратели резины планомерно истребляли индейцев, утверждая, что они мешают им выполнять работу. Позже на территории, где проживало племя, были обнаружены залежи алмазов, и несколько тысяч горняков со всего мира бросились разрабатывать землю синта ларга, что является незаконным. Сами члены племени также пытались добывать алмазы. Между дикарями и любителями алмазов часто возникали конфликты. В 2004 году 29 горняков были убиты людьми синта ларга. После этого правительство выделило племени 810 тысяч долларов в обмен на обещание закрыть шахты, разрешить выставить возле них полицейские кордоны и самостоятельно не заниматься добычей камней.

    Племена Никобарских и Андаманских островов

    Группа Никобарских и Андаманских островов расположена в 1400 километрах от побережья Индии. На удаленных островах в полной изоляции проживало шесть примитивных племен: великие андаманцы, онге, джарава, шомпенс, сентинельцы и негрито. После разрушительного цунами 2004 года многие опасались, что племена исчезли навсегда. Однако позже выяснилось, что большая часть из них, к огромной радости антропологов, спаслась.

    Племена Никобарских и Андаманских островов по своему развитию находятся в каменном веке. Представители одного из них – негрито – считаются самыми древними жителями планеты, сохранившимися до наших дней. Средний рост негрито составляет около 150 сантиметров, и еще Марко Поло писал о них как о "каннибалах с собачьими мордами".

    Корубо

    Каннибализм – довольно распространенная практика у примитивных племен. И хотя большинство из них предпочитает находить другие источники пищи, некоторые сохранили эту традицию. Например, корубо, живущие в западной части долины Амазонки. Корубо – чрезвычайно агрессивное племя. Охота и набеги на соседние поселения являются основными способами их пропитания. Оружием корубо являются тяжелые дубинки и отравленные дротики. Корубо не практикуют религиозных обрядов, зато у них широко распространена практика убийства собственных детей. Женщины корубо обладают равными правами с мужчинами.

    Каннибалы из Папуа Новой Гвинеи

    Самыми известными каннибалами являются, пожалуй, племена Папуа Новой Гвинеи и Борнео. Каннибалы Борнео отличаются жестокостью и неразборчивостью: они поедают как своих врагов, так и туристов или стариков из своего племени. Последний всплеск людоедства был отмечен на Борнео в конце прошлого - начале нынешнего веков. Это произошло, когда индонезийское правительство попыталось колонизовать некоторые районы острова.

    На Новой Гвинее, особенно в восточной ее части, случаи людоедства наблюдаются значительно реже. Из живущих там примитивных племен только три - яли, вануату и карафаи - по-прежнему практикуют каннибализм. Самым жестоким является племя карафаи, а яли и вануату поедают кого-нибудь в редких торжественных случаях или по необходимости. Яли, кроме этого, знамениты своим праздником смерти, когда мужчины и женщины племени раскрашивают себя в виде скелетов и пытаются ублажить Смерть. Раньше они для верности убивали шамана, мозг которого поедал вождь племени.

    Неприкосновенный запас

    Дилемма первобытных племен заключается в том, что попытки их изучения зачастую приводят к их уничтожению. Антропологам и просто путешественникам трудно отказаться от перспективы отправиться в каменный век. Кроме того, ареал обитания современных людей постоянно расширяется. Первобытные племена сумели пронести свой уклад жизни через многие тысячелетия, однако, похоже, в конце концов дикари пополнят список тех, кто не выдержал встречи с современным человеком.

    (англ. - tribe, нем. - stamm) - один из типов этнической и социопотестарной общности, неодинаково понимаемой разными, в том числе и отечественными исследователями.

    До 1960-х годов в этнографии СССР П. рассматривалось как присущий всей классической первобытности тип этнической общности или этноса (см.), приходящий на смену первобытному человеческому стаду и с переходом к классовому обществу уступающй место следующему типу - народности (см.). При этом, вслед за Л.Г.Морганом и Ф.Энгельсом, был выделен ряд отличительных черт П.: представление о дальнем реальном или фиктивном родстве соплеменников, наличие племенной территории, языковой (диалектной) и культурной общности, общеплеменной власти, племенного самоназвания и самосознания. Однако уже тогда было обращено внимание (С.А.Токарев, Н.Н.Чебоксаров и др.) на то, что этнические параметры П. (язык, культура, самосознание) формируются ранее, чем его социопотестарная общность (организация власти).

    В дальнейшем понятие П. как этнической и социопотестарной общности, свойственной первобытнообщинному строю, подверглось переосмыслению. Была выдвинута точка зрения, согласно которой в охотничье-собирательских коллективах (в частности, у аборигенов Австралии), как правило, еще не было П. даже как этнического единства, а существовали лишь аморфные “ предэтнические общности”, или “протоэтносы”, только самым зачаточным образом фиксировавшие родственную и культурно-языковую близость локальных групп - общин (В.Ф.Генинг, В.В.Чеснов, В.А.Шнирельман). К этому близок взгляд, по которому в таких обществах первичной этнической общностью была община, П. же - только вторичной и формирующейся (В.Р.Кабо). Тогда же было высказано мнение, что и в более поздних первобытных обществах в роли основной этнической единицы выступало не П., а соплеменность (см.), понимаемая как группа родственных племен, живущих по соседству, говорящих на диалектах одного языка и обладающих значительной культурной общностью (Н.Н.Чебоксаров, С.А.Арутюнов, В.Ф.Генинг). Приведенные взгляды в значительной мере подтверждаются фактическими данными о раннепервобытных П., существовавших только в форме этникосов (см.) с их действительно нередко размытыми границами. Понятие П. стало использоваться главным образом применительно к позднепервобытным этносам, уже сложившимся как особые этносоциальные организации (см.), а тем самым и как более дискретные этникосы (Ю.В.Бромлей).

    В эпоху класообразования многие П. консолидировались в этносоциальные союзы П. и собственно этнические семьи племен или “метаплемена”, в которых происходило их формирование в государства и народности (см. Метаэтническая общность). Однако подчас и после этого даже у оседлых земледельцев сохранялось воспоминание о таких образованиях (или самих разросшихся П.), напр., в “варварских королевствах” германцев или первых славянских княжествах. Еще большая устойчивость П. и их союзов сохранилась у большинства кочевных скотоводов Евразии и Северной Африки, долгое время прослеживаясь у них и в классовом обществе. У пуштунов, луров, бахтиаров, белуджей, арабских бедуинов, туарегов Сахары и т.д. из-за специфических природных условий вплоть до капиталистического времени оставались или остаются в силе племенные формы этнической общности. Пережитки таких форм существовали и у некоторых народов СНГ, напр., туркмен.

    Тенденция пересмотра понятия П. как основного типа этнической общности первобытности еще раньше, чем в отечественной этнографии, выявилась в ряде работ западных ученых. Некоторые из них, напр., М.Фрид, пошли особенно далеко, подвергнув сомнению собственно этнические функции П. и истолковав как вторичные, порожденные контактами с классовыми обществами, этносоциальные функции П. Однако всеобщего признания в западной литературе такие взгляды не получили.

    Термин П. имеет и более широкое, бытовое значение - потомство, род, народ. В последнем смысле его английский эквивалент широко употребляется в англоязычной литературе для обозначения таких уже давно миновавших племенной уровень развития народов, как многомиллионные хауса и йоруба в Западной Африке или таких “зарегистрированных” П., учитываемых переписями Индии, как многомиллионные сантачи, гонды и др.

    ЛИТ.: Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.

    Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей// ВФ, 1964, N II.