Петроглифы долины елангаш. Петроглифы долины елангаш Петроглифы долины елангаш

Изучение наскальных рисунков Алтая ведется больше столетия, но даже сейчас, ни один исследователь не может с полной уверенностью определить точное число петроглифических памятников. Большинство рисунков, относятся к эпохе бронзы. Рисунки отражают сложный и длительный процесс исторического развития культуры охотников, скотоводов и кочевников Алтая. По мнению исследователей, наскальное искусство было связано с культом камней и гор.

В долине реки Елангаш (Дьалангаш, Дъелангаш) находится самое известное и богатое место скопления наскальных рисунков.

Высказывается мнение, что рисунков может достигать 90 тысяч, а самым древним из них более 11 тысячи лет! Поля камней с рисунками протянулись на 18 километров по обоим берегам реки Елангаш, и до полутора километров в ширину. Наиболее распространенными сюжетами петроглифов являются олени, козлы, процессия быков, антропоморфные фигуры, верблюды, колесницы, борьба зверей и т.д. Рисунки выполнены в технике точечной выбивки и граффити.


На сегодня, учёными скопировано более 30 000 рисунков. Особенно целенаправленными и результативными были исследования Алтайского отряда ИИФФ СО АН СССР по изучению петроглифов Чуйской степи. Итогом 11 полевых сезонов, 1969 - 1979 годов, стало издание пяти сводных монографий, в которые вошло 14 000 скопированных рисунков. Ещё 15 000 рисунков Елангаша, хранятся в фондах Института этнографии (Санкт-Петербург) и ждут своей публикации. Наиболее часто звучат имена исследователей Елангаша: академик Окладников А.П. и Окладникова Е.А., этнограф Тощакова Е.М., профессор Кубарев В.Д.


Многие рисунки, найденные в долине Елангаш, это не отдельные изображения, а сцены из жизни.

<< Так на рисунке, выразительная сцена поединка четырех пеших лучников.

Лучники держат в руках большие луки с натянутой тетивой, хорошо переданы форма кибити луков в виде буквы «М», что можно считать признаком рефлексирующих луков.

Самые информативные наскальные изображения находятся в верховьях реки, они были открыты в 1972 году, при проведении археологической разведки в Юго-Восточном Алтае. В устье ручья Турай, впадающего справа в реку Елангаш, на заглаженных ледником коренных выходах, сконцентрированы петроглифы эпохи бронзы. Среди них также отмечены скопления рисунков колесниц, быков, оленей, лошадей, козлов, верблюдов и всадников.


Простая схема поможет самостоятельно ориентироваться в эпохах когда выполненны рисунки.

Добрать в долину Елангаш и посмотреть наскальные рисунки можно только на полноприводном автомобиле. Река Елангаш берёт начало с покрытых вечными снегами склонов Южно-Чуйского хребта. Сначала необходимо добраться до села Ортолык, проехать село насквозь в направлении дороги на старый Бельтир (Кызыл-Маны), в самом начале бельтирской дороги будет хорошо накатанный поворот налево, с него и начинается дорога в долину Елангаш. Покрытие каменистое, нужно быть осторожнее с покрышками автомобиля. Проехав три стоянки, дорога выходит в водоводной трубе, служащей для орошения. Нужно переехать за трубу и двигаться в направлении линии гор, труба останется по правую руку, и некоторое время будет идти вдоль дороги. Здесь дорога несколько раз петляет и раздваивается, держитесь направления в сторону гор и не отклоняйтесь далеко от маршрута. "За трубой" дорога значительно ухудшается, несколько раз спускается к реке, идёт вдоль самого берега. В скором времени появится стоянка пастухов. Уже здесь можно попытать счастье в поиске рисунков, но число их незначительно. Лучше продолжать двигаться дальше. Но на пути придётся преодолеть несколько бродов, заболоченных участков. На пути встретится ещё два зимовья.



Самое верхнее зимовье
Постоянно в них никто не живёт и можно остановиться на ночлег. У зимовий число рисунков очень велико. Переходя от камня к камню можно легко находить древние изображения. Далее последнего зимовья проехать очень проблематично, а ещё лучше сделать стоянку у

Удивительная природа, разнообразный ландшафт и климат, это не единственная прелесть нашего региона. Алтай - это слепок истории мира. Здесь великое множество курганов, стоянок древнего человека, каменных баб и наскальных рисунков. Вот как раз о последних, о петроглифах, как их по научному называют, я и расскажу...

Мест, где расположены наскальные рисунки на Алтае много, но наиболее крупное скопление расположено в долине реки Елангаш. Можно сказать, это целая галерея народного творчества, разных эпох, разных цивилизаций. По общедоступным данным, рисунков здесь найдено около 30 тысяч.

Долина расположена на склонах Южно-Чуйского хребта, дорога сюда есть, но плохого качества и достаточно сложная. Так, что если вы путешествуете самостоятельно имейте введу, без высоко поднятой машины проезд может быть затруднен. В определенный месяц, например в июне и вовсе не доступен, ввиду глубоких бродов.

Сама по себе долина расположена недалеко от крупного районного центра Кош-Агач (примерно 45 км). Двигаться необходимо в сторону села Ортолык, а далее по дороге на село Бельтир. Подъезжая ближе к горам не пропустите крупный поворот налево в сторону широкой долины с огромной ледяной вершиной (координаты поворота на Яндексе: 49.997820, 88.377211)

Наскальные рисунки начинаются уже на въезде в долину. Если в вас давно затаился Шерлок Хомс, то вы обязательно найдете рисунки даже на самых маленьких камнях и выступах. Но, а если вы хотите хлеба и зрелищ, то сразу езжайте дальше до самого крупного скопления рисунков в долине (координаты Яндекса: 49.851495, 88.085508)

В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Такие композиции приблизительно датируются VI-IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет то му назад.

March 12th, 2010 , 12:07 pm

Есть в Горном Алтае место которое называют по разному, местные говорят урочище Сары-Сатак, на картах написано Урочище Елангаш, я его назвал долиной реки Елангаш.

Попасть в эту долину можно свернув направо в село Ортолык, не доезжая до Кош-Агача в сторону Южно Чуйских хребтов. Сначала дорога идёт по степи называемой Чуйской (верхний заглавный кадр как раз из тех мест). На земле (точнее смеси песка и глины) там ничего нет кроме редкой травы да нор местных тарбаганов, это такие сурки на которых охотятся местные:) Зато в небе облака разыгрывают шоу которое можно наблюдать часами:)

Сама река небольшая, вода в ней когда чистая то бывает ярко изумрудного цвета.

Вдоль реки пастбища и плюшевые горы, которые действительно покрытые очень мягкой травой.

Но по мере приближения к истокам Елангаша, вокруг начала проступать каменистая порода.

И вот уже совсем близко белый конус принадлежащий священной вершине Джаниикту. Название которой происходит от сочетания слов Джан - уважительное обращение в тюркских языках, Иик (Ийык)- Дух места, Туу - гора ("Великий дух горы")

Но любой кто оказывается в этом месте должен знать, что место это необычное здесь на протяжении 18 км, найдено более 14 000 рисунков (петроглифов) – произведений эпохи бронзы и в раннескифского времени.
Петроглифы - это наскальные рисунки, оставленные на камнях и скалах во многих местах земного шара. Пришедшие к нам из глубины веков уникальные памятники наших предков кладут начало истории изобразительного искусства. Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой. Самое интересное чем красивее и точнее нарисован рисунок тем больше ему веков, видимо чем дальше тем все проще