Кража картины из музея. Как находят украденные картины. Ключевая фигура артнеппинга

Самые знаменитые похищения картин

Во вторник ночью из роттердамского музея Кунстель были похищены 7 шедевров, среди которых картины

Пикассо, Мастисса, Моне и Гогена.

Это ограбление стало самым крупным ограблением, имевшим место в Голландии, за последние 20 лет. Одна из картин - знаменитый "Мост Ватерлоо" Клода Моне. Воры порой используют самые невероятные способы совершения своих преступлений. Узнайте о самых знаменитых кражах картин.

Похищение "Моны Лизы" Леонардо да Винчи

Более сотни лет назад шедевр Леонардо да Винчи "Мона Лиза" стал самым известным полотном в мире после того, как был похищен из музея Лувр в Париже 21 августа 1911 года.

Украденная неким Винчензо Перуггия, который утверждал, что влюбился в Мону Лизу, как только посмотрел в ее глаза, картина в течение двух лет стояла у него на кухне. "Джоконда" , другое название этой уникальной картины, стала мировой сенсацией. Известность принесла пользу в поисках картины, так как ее невозможно было продать какому-либо коллекционеру, готовому раскошелиться.


Перуггия, рабочий из Парижа, который когда-то работал в Лувре, просто снял картину со стены в тот день, когда музей был закрыт, и вышел из здания, пряча шедевр у себя под одеждой. Хотя вор утверждал, что он украл картину из патриотических соображений, перспектива заработать кучу денег от продажи полотна была истинным мотивом кражи. Итальянцы, конечно, никогда не забывали о происхождении картины, поэтому активно выступали за то, чтобы вернуть полотно во Флоренцию. Это ограбление стало одним из самых известных похищений картин в истории.

Самый успешный вор картин

Стефана Брайтвисера, пожалуй, можно назвать самым успешным вором предметов искусства в истории, по крайней мере, можно было назвать, пока он не был пойман.

Официант, историк искусств-самоучка и путешественник, Брайтвисер украл в общей сложности 239 произведений в период с 1995 по 2001 годы общей стоимостью 1,4 миллиарда долларов.



Его поймали в ноябре 2001 года прямо на месте преступления в городе Люцерн, Швейцария. Согласно прессе, после ареста Брайтвисера его мать сожгла более 60 украденных шедевров.

За свои преступления Брайтвисер получил 3 года, но отсидел всего 26 месяцев тюрьмы, а его мать была осуждена, как соучастник, и провела в тюрьме 18 месяцев.

Самое крупное ограбление американского музея искусств

18 марта 1990 года переодетые полицейскими воры вошли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне и совершили самое крупное в истории США ограбление, которое до сих пор не раскрыто. Воры надели на ночных сторожей музея наручники под предлогом, что имеют ордер на их арест.



Несмотря на то, что их запечатлели камеры слежения и засекли сенсоры движения, преступники пробыли на месте преступления 81 минуту и никто их не остановил. По некоторым оценкам, стоимость одной из украденных картин составляла 200 миллионов долларов. Это "Концерт" Яна Вермеера, написанный во второй половине 17-го века.



Также среди 13-ти украденных шедевров оказалась картина Рембранта "Шторм на Галилейском море" . Стоимость всех украденных картин оценивалась в 300 миллионов долларов, однако некоторые эксперты утверждали, что эти картины могли стоить намного дороже.

Многие картины были вырезаны из своих рам, что позволило следователям предположить, что преступники не особо понимали что-то в искусстве.

Ограбление Музея Мунка в Осло

22 августа 2004 года вооруженные люди в масках средь бела дня проникли в Музей Мунка в Осло, Норвегия, и похитили две картины Эдварда Мунка "Крик" и "Мадонна" . Шедевры были найдены полицией в 2006 году, причем у каждой из картин были замечены следы повреждений, поэтому понадобилось еще 2 года для их реставрации, прежде чем они вернулись на свое место в музее.


"Крик" - наиболее известная картина художника и одна из самых узнаваемых в мире. Ее стоимость составляет 82 миллиона долларов, согласно изданию The Telegraph.

Ограбление музея в Цюрихе

В феврале 2008 года вооруженные люди ворвались в музей Собрание Фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе, Швейцария, и похитили 4 шедевра, общей стоимостью 140 миллионов долларов. Это самая крупная кража произведений искусства в швейцарской истории.



Картина "Маковое поле близ Ветёйя" Клода Моне была одной из похищенных картин (на фото). Также преступники унесли такие шедевры, как "Людовик Лепик и его дочери" Эдгара Дега, "Цветущие ветви каштана" Винсента Ван Гога и "Мальчик в красной жилетке" Поля Сезанна.. Картины Ван Гога и Моне были быстро обнаружены полицией и их вернули в музей, остальные бесследно исчезли.

Ограбление музея Стеделек в Амстердаме

21 мая 1988 года грабители разбили окно первого этажа Музея Стеделек в Амстердаме, Голландия, и украли 3 картины общей стоимостью 52 миллиона долларов, согласно Associated Press. Сегодня стоимость этих картин составляет 100 миллионов долларов с учетом инфляции.


Это ограбление было крупнейшим в голландской истории, но к счастью, картины смогли обнаружить через 2 недели, когда преступники предприняли попытку продать добычу.

Одна из самых знаменитых и узнаваемых картин Ван Гога серии "Подсолнухи" (второй вариант 1889 года) была одной из украденных работ.

Ограбление музея в Рио-де-Жанейро

"Люксембургский сад" Анри Матисса была одной из картин, украденных из музея Рио-де-Жанейро, Бразилия. 24 февраля 2006 года, когда весь город отдыхал во время ежегодного Карнавала, четыре вооруженных человека ограбили музей и скрылись с работами таких известных художников, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Клод Моне.


Картинны до сих пор не найдены, а их стоимость так и не была установлена, согласно Федеральному Бюро Расследований.

Похищение "Мадонны с веретеном" Леонардо да Виинчи

"Мона Лиза" - не единственная картина Леонардо да Винчи, на которую когда-то положили глаз грабители. В августе 2003 года преступники под видом простых туристов посетили замок Драмлэнриг в Шотландии и прихватили с собой картину "Мадонна с веретеном" , скрывшись на автомобиле "Фольксваген-гольф". В музее замка находятся знаменитые картины таких художников как да Винчи, Рембрандта и Ганса Гольбейна общей стоимостью около 650 миллионов долларов.


Полотно Леонардо, написанное знаменитейшим художником 500 лет назад, оценивается в 65 миллионов долларов. К счастью, она была обнаружена 4 года спустя в Глазго. За причастность к преступлению были арестованы и осуждены 4 человека.

Ограбление Национального Музея в Стокгольме

22 декабря 2000 года из Национального Музея в Стокгольме , Швеция, исчезли картины Пьера Огюста Ренуара "Молодая парижанка" и "Беседа с садовником" , а также автопортрет Рембрандта. Трое мужчин, один из которых угрожал охраннику автоматом, успели скрыться со знаменитыми полотнами буквально за несколько минут.



Согласно сообщениям BBC News , полиция подозревает, что грабителям была оказана помощь в совершении этого преступления. В то время, когда в музее совершалось преступление, полицию отвлек вызов по поводу загоревшейся машины, причем как раз в тот момент, когда в музее включилась сигнализация.


"Беседа с садовником" неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев, а две других картины были найдены в 2005 году. Согласно ФБР, общая стоимость этих трех картин - 30 миллионов долларов.

Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме

Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме (Голландия) в апреле 1991 года, в результате которого было похищено целых 20 полотен, можно назвать самым быстро раскрытым похищением картин в истории. Все работы были обнаружены через 35 минут в машине похитителей, как сообщила газета New York Times .



Грабители совершили преступление после того, как спрятались в музее после его закрытия. Примерно в 3 часа ночи они выбрались из укрытия, одев маски-чулки с вырезами для глаз для того, чтобы скрыть свои личности.

Среди похищенных картин оказалась картина "Едоки картофеля" Ван Гога из его раннего творчества. Общая стоимость всех похищенных полотен составляет около 500 миллионов долларов. К сожалению, практически все картины были повреждены, особенно три из них.

Похищение «Моны Лизы» Леонардо да Винчи

Более сотни лет назад шедевр Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стал самым известным полотном в мире после того, как был похищен из музея Лувр в Париже 21 августа 1911 года.

Украденная неким Винчензо Перуггия, который утверждал, что влюбился в Мону Лизу, как только посмотрел в ее глаза, картина в течение двух лет стояла у него на кухне. «Джоконда», другое название этой уникальной картины, стала мировой сенсацией. Известность принесла пользу в поисках картины, так как ее невозможно было продать какому-либо коллекционеру, готовому раскошелиться.

Перуггия, рабочий из Парижа, который когда-то работал в Лувре, просто снял картину со стены в тот день, когда музей был закрыт, и вышел из здания, пряча шедевр у себя под одеждой. Хотя вор утверждал, что он украл картину из патриотических соображений, перспектива заработать целое состояние от продажи полотна была истинным мотивом кражи. Итальянцы, конечно, никогда не забывали о происхождении картины, поэтому активно выступали за то, чтобы вернуть полотно во Флоренцию. Это ограбление стало одним из самых известных похищений картин в истории.

Самое крупное ограбление американского музея искусств

18 марта 1990 года переодетые полицейскими воры вошли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне и совершили самое крупное в истории США ограбление, которое до сих пор не раскрыто. Воры надели на ночных сторожей музея наручники под предлогом, что имеют ордер на их арест.


Несмотря на то, что их запечатлели камеры слежения и засекли сенсоры движения, преступники пробыли на месте преступления 81 минуту и никто их не остановил. По некоторым оценкам, стоимость одной из украденных картин составляла 200 миллионов долларов. Это «Концерт» Яна Вермеера, написанный во второй половине 17-го века.


Также среди 13-ти украденных шедевров оказалась картина Рембранта «Шторм на Галилейском море». Стоимость всех украденных картин оценивалась в 300 миллионов долларов, однако некоторые эксперты утверждали, что эти картины могли стоить намного дороже. Многие картины были вырезаны из своих рам, что позволило следователям предположить, что преступники не особо понимали что-то в искусстве.

Ограбление Музея Мунка в Осло

22 августа 2004 года вооруженные люди в масках средь бела дня проникли в Музей Мунка в Осло, Норвегия, и похитили две картины Эдварда Мунка «Крик» и «Мадонна». Шедевры были найдены полицией в 2006 году, причем у каждой из картин были замечены следы повреждений, поэтому понадобилось еще 2 года для их реставрации, прежде чем они вернулись на свое место в музее.


«Крик» — одна из самых узнаваемых в мире картин

«Крик» — наиболее известная картина художника и одна из самых узнаваемых в мире. Ее стоимость составляет 82 миллиона долларов, согласно изданию The Telegraph.

Ограбление музея в Цюрихе

В феврале 2008 года вооруженные люди ворвались в музей Собрание Фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе, Швейцария, и похитили 4 шедевра, общей стоимостью 140 миллионов долларов. Это самая крупная кража произведений искусства в швейцарской истории.


«Маковое поле близ Ветёйя» Клод Моне

В 2008 году в Швейцарии похитили произведений искусства на $140 млн

Картина «Маковое поле близ Ветёйя» Клода Моне была одной из похищенных картин. Также преступники унесли такие шедевры, как «Людовик Лепик и его дочери» Эдгара Дега, «Цветущие ветви каштана» Винсента Ван Гога и «Мальчик в красной жилетке» Поля Сезанна. Картины Ван Гога и Моне были быстро обнаружены полицией и их вернули в музей, остальные бесследно исчезли.

Ограбление музея Стеделек в Амстердаме

21 мая 1988 года грабители разбили окно первого этажа Музея Стеделек в Амстердаме, Голландия, и украли 3 картины общей стоимостью 52 миллиона долларов, согласно Associated Press. Сегодня стоимость этих картин составляет 100 миллионов долларов с учетом инфляции.


Это ограбление было крупнейшим в голландской истории, но к счастью, картины смогли обнаружить через 2 недели, когда преступники предприняли попытку продать добычу.

Одна из самых знаменитых и узнаваемых картин Ван Гога серии «Подсолнухи» (второй вариант 1889 года ) была одной из украденных работ.

Ограбление музея в Рио-де-Жанейро

«Люксембургский сад» Анри Матисса была одной из картин, украденных из музея Рио-де-Жанейро, Бразилия. 24 февраля 2006 года, когда весь город отдыхал во время ежегодного Карнавала, четыре вооруженных человека ограбили музей и скрылись с работами таких известных художников, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Клод Моне.


Картинны до сих пор не найдены, а их стоимость так и не была установлена, согласно Федеральному Бюро Расследований.

Похищение «Мадонны с веретеном» Леонардо да Виинчи

«Мона Лиза» — не единственная картина Леонардо да Винчи, на которую когда-то положили глаз грабители. В августе 2003 года преступники под видом простых туристов посетили замок Драмлэнриг в Шотландии и прихватили с собой картину «Мадонна с веретеном», скрывшись на автомобиле «Фольксваген-гольф». В музее замка находятся знаменитые картины таких художников как да Винчи, Рембрандта и Ганса Гольбейна общей стоимостью около 650 миллионов долларов.


«Мадонна с веретеном» оценивается примерно в 65 млн долларов

Полотно Леонардо, написанное знаменитейшим художником 500 лет назад, оценивается в 65 миллионов долларов. К счастью, она была обнаружена 4 года спустя в Глазго. За причастность к преступлению были арестованы и осуждены 4 человека.

Ограбление Национального Музея в Стокгольме

22 декабря 2000 года из Национального Музея в Стокгольме, Швеция, исчезли картины Пьера Огюста Ренуара «Молодая парижанка» и «Беседа с садовником», а также автопортрет Рембрандта. Трое мужчин, один из которых угрожал охраннику автоматом, успели скрыться со знаменитыми полотнами буквально за несколько минут.


Согласно сообщениям BBC News, полиция подозревает, что грабителям была оказана помощь в совершении этого преступления. В то время, когда в музее совершалось преступление, полицию отвлек вызов по поводу загоревшейся машины, причем как раз в тот момент, когда в музее включилась сигнализация.


«Беседа с садовником» неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев, а две других картины были найдены в 2005 году. Согласно ФБР, общая стоимость этих трех картин — 30 миллионов долларов.

Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме

Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме (Голландия) в апреле 1991 года, в результате которого было похищено 20 полотен, можно назвать самым быстро раскрытым похищением картин в истории. Все работы были обнаружены через 35 минут в машине похитителей, как сообщила газета New York Times.

В апреле 1991 года в Амстердаме украли картин примерно на $500 млн


Грабители совершили преступление после того, как спрятались в музее после его закрытия. Примерно в 3 часа ночи они выбрались из укрытия, одев маски-чулки с вырезами для глаз для того, чтобы скрыть свои личности.

Среди похищенных картин оказалась картина «Едоки картофеля» Ван Гога из его раннего творчества. Общая стоимость всех похищенных полотен составляет около 500 миллионов долларов. К сожалению, практически все картины были повреждены.

Похищение произведений искусства, кажется, не в силах предотвратить даже самое современное охранное оборудование. На днях на ярмарке Art Miami злоумышленники похитили серебряное блюдо работы Пикассо. Пока преступников ищут, мы решили рассказать о других громких музейных кражах

Самая знаменитая кража: приключения "Моны Лизы"

В наши дни знаменитую "Джоконду" сложно не то что украсть, но и просто сфотографировать исподтишка. Сто лет назад "Мона Лиза" тоже считалась жемчужиной коллекции Лувра, однако отсутствие современных технологий не позволяло охранять ее так же ревностно, как сейчас. В 1911 году картину украли. В преддверии Первой мировой ограбление обросло политическими домыслами. Мол, немцы похитили "Мону Лизу", чтобы унизить Францию. Немцы, в свою очередь, предположили, что французы обворовали сами себя, чтобы дискредитировать их. Но злоумышленником оказался итальянец Винченцо Перуджа, трудившийся в Лувре в качестве разнорабочего. Знакомый с музейным распорядком, похититель смог незаметно вынести полотно. Разоблачили злоумышленника только в 1913 году, когда тот предложил "Мону Лизу" директору итальянского музея Уффици, который тут же вызвал полицию — вскоре картина вернулась в Париж. Раскрыли преступление очень своевременно: через несколько месяцев страны-участницы столкнулись в Первой мировой.

Заботливая мать: как шедевры погибли в мусорном баке

Стефан Брайтвизер — один из самых известных арт-преступников последних лет. Музейное воровство он поставил на широкую ногу: его жертвами стали музеи во Франции, Нидерландах, Германии, Австрии и Бельгии. Официально молодой человек работал официантом, а неофициально был незаконным обладателем предметов искусства общей стоимостью почти $1,5 миллиарда. С 1995 по 2001 Брайтвизер украл более 200 экспонатов, среди которых — работы Брейгеля, Антуана Ватто, античные вазы, старинные музыкальные инструменты. Хранились украденные шедевры дома у матери Брайтвизера. Попался грабитель на краже охотничьего рожка в швейцарском музее. Узнав из газет о поимке любимого чада, матушка Брайтвизера поспешила уничтожить "улики": полотна она разрезала и выбросила в мусорный бак, а антиквариат скинула в водный канал. Кажется, за подобное преступление даже в демократичной Европе злоумышленникам должно светить самое суровое наказание. Как бы не так: мать и сын, повинные в краже и уничтожении целой коллекции арт-объектов, отсидели 18 и 26 месяцев соответственно.

Игра в переодевание: как ограбили Музей Изабеллы Гарднер

Если Брайтвизер похищал предметы искусства долго и методично, то главные действующие лица следующей криминальной истории за один присест похитили шедевры, стоимость которых по разным оценкам составляет от $200 до $500 миллионов. В ночь на 19 марта 1990 года из бостонского Музея Изабеллы Гарднер были похищены "Мужчина и женщина в черном" и "Шторм в Галилее" кисти Рембрандта, "Концерт" Вермеера, работы Эдуарда Мане, акварели Дега и другие шедевры. Злоумышленники, переодевшись в полицейских, без труда проникли в музей, связали охранников, вырезали полотна из рам, прихватили пленку из камер видеонаблюдения и отправились восвояси. Все это они проделали менее чем за полтора часа. Искали их гораздо дольше — ФБР объявило о раскрытии дела лишь в 2013 году. Личности преступников установили, но пропавшие шедевры так и не нашли — залы Музея Изабеллы Гарднер до сих пор украшают пустующие резные рамы, ожидающие возвращения своих дорогостоящих хозяев.

Голливудская история в Стокгольме

Злоумышленники, обворовавшие Национальный музей в Стокгольме, тоже отличились изобретательностью, однако оказались куда менее удачливыми, чем американские грабители. Прежде чем отправиться в музей, преступники решили обезопасить себя не самым изящным образом — заложив бомбу на другом конце города. Пока датская полиция разбиралась со взрывчаткой, злоумышленники проникли в музей, прикарманили несколько полотен Рембрандта и Ренуара общей стоимостью $30 миллионов. С места преступления грабители скрылись весьма живописным способом — на скоростной лодке. Получилась история в духе американского блокбастера. "Хеппи-энд" не заставил себя ждать — банду из восьми человек поймали две недели спустя. Правда, полотна нашли несколько позже: "Разговор с садовником" Ренуара обнаружили в 2001 году, а автопортрет Рембрандта — в 2005.


Похищение Ван Гога: кража, раскрытая за полчаса

Преступники, похитившие 20 полотен из Музея Винсента Ван Гога в 1991 году, действовали по плану, который может разработать любой школьник средних классов. Сначала надо спрятаться в музее перед закрытием. Затем, натянув на головы чулки с дырочками для глаз, набрать картин стоимостью в несколько сотен миллионов долларов и скрыться с места преступления. Схема до смешного стереотипная, простая. Так же просто оказалось поймать злоумышленников и вернуть картины знаменитого живописца — полиция потратила на это чуть более получаса. Ложку дегтя в бочку сыскного меда добавляет только то, что даже за такой короткий промежуток времени преступники успели повредить практически все украденные полотна.


Как это ни удивительно, но факт похищения произведений искусства прямо из музея – это не сюжет из старого фильма или классического детектива. К сожалению, это реалии сегодняшнего дня: половина самых ценных украденных картин были похищены в конце ХХ – начале ХХІ вв. Несмотря на усиленную охрану, камеры наблюдения и сигнализацию, криминальным талантам удается и в наши дни совершать подобные «подвиги». В нашем обзоре – самые дорогие картины, украденные и до сих пор не найденные.



В 2010 г. во Франции произошла кража, которую назвали «ограблением века»: из Парижского музея современного искусства грабитель вынес 5 полотен, взломав оконную решетку. В числе похищенных были картины Матисса, Пикассо, Брака, Модильяни, Леже. Через полтора года полиции удалось найти и заказчика, и исполнителя, но картины исчезли бесследно: заказчик утверждал, что уничтожил их, когда обнаружил за собой слежку. Самой дорогой среди пропавших была картина Пикассо «Голубь с зеленым горошком» – ее стоимость оценивают в 28 млн долларов.



Самым любимым художником грабителей можно назвать Ван Гога – уже несколько его полотен исчезли бесследно. В 2002 г. из Музея Ван Гога в Амстердаме украли две картины стоимостью 30 млн долларов каждая – «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» и «Вид моря в Шевенингене». Воры проникли в музей через крышу. Двух подозреваемых задержали через год, но полотен у них не нашли.



А в 2010 г. из Музея Мухаммеда Махмуда Халиля в Каире среди бела дня украли картину Ван Гога «Маки» («Ваза с цветами»), стоимостью около 50 млн долларов. Из 43 камер видеонаблюдения работало только 7, а сигнализация была отключена. При этом с момента открытия и до обнаружения пропажи в музее побывали всего 10 посетителей. Эту же картину в 1978 г. уже похищали, но тогда удалось найти вора и вернуть ее в музей. На этот раз ни одна из украденных картин до сих пор не найдена.



Громкие преступления случались и в ХХ в. Одним из них было похищение 13 картин из бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер в 1990 г. Воры оделись как полицейские, скрутили охранников, заперли их в подвале и вынесли полотна, среди которых была картина «Шторм на море Галилейском» Рембрандта ван Рейна и картина Вермеера «Концерт». Эти две работы сегодня называют самыми дорогими из украденных, стоимость каждой – 500 млн долларов.



Многие картины исчезли во время Второй мировой войны, когда нацисты конфисковывали полотна из музеев и частных коллекций. Бесследно пропала картина Рафаэля «Портрет молодого человека», вывезенная из польского музея Чарторыйских в 1939 г. На сегодняшний момент это одна из самых дорогих пропавших картин – ее оценивают в 100 млн долларов.



Печальная судьба ждала картину Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием»: в 1969 г. она исчезла из часовни Сан Лоренцо в Палермо. В краже обвиняли сицилийскую мафию, в 2009 г. один из обвиняемых признался на суде в том, что картину держали в сарае, где ее обглодали крысы и свиньи. После чего шедевр стоимостью 20 млн долларов сожгли. Впрочем, эта версия не была подтверждена или опровергнута.

топ-10 самых дорогих картин в мире.

Весьма нетривиально и смешно пишет на тему искусствоведения. Автор книги «Омерзительное искусство. Юмор и хоррор шедевров живописи» рассказывает про причудливую судьбу картины Рафаэля, похищенной немцами во время войны, которую лично она считает самым дорогим из украденных полотен.

Рейтинги украденного искусства обычно возглавляют всякие там свистнутые Пикассо, цены на которые на мировых аукционах составляли больше ста миллионов долларов. В отличие от этой картины - которую никто не оценивал деньгами. Но, по моему личному мнению, именно она самая ценная из утраченного. Потому что Пикассо написал тысячи картин, а Рафаэль - лишь десятки. Полюбуйтесь вместе со мной на этот шедевр.

Как же получилось, что этот шедевр украли? Все вполне предсказуемо: Вторая мировая война.

Картина, как и «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, в начале 1800-х годов была куплена в Италии князем Чарторыйским, который привез их домой, в Польшу. Там она и хранилась долгие годы, с 1880-х годов в музее князей в Кракове.

Существуют версии, согласно которым «Портрет молодого человека» (1513-1514 гг.) является автопортретом художника. Это мнение основывается на сходстве с единственным достоверным (по свидетельству Вазари) изображением Рафаэля - в толпе на фреске «Афинская школа».

В 1939 году три самые ценные картины из коллекции Чарторыйских были упакованы в сундук с буквами LRR (Леонардо, Рембрандт, Рафаэль) и спрятаны. Однако коллекция была найдена немцами и отправлена в Рейх. Недолго портрет находился в Музее кайзера Фридриха в Берлине, но в конечном итоге он должен был стать частью экспозиции Гитлеровского музея в Линце. В результате неизвестных обстоятельств - возможно, как подарок от Гитлера - картина попала в руки Ганса Франка, генерал-губернатора Польши. До конца войны она, вероятно, висела в резиденции Франка в Вавеле. Именно там ее, по крайней мере, видели в последний раз.

Копия картины, хранящаяся в Академии Каррара (Бергамо). Считается, что цвета в этих списках «правдивей», чем на единственной цветной репродукции-открытке тридцатых годов

Сбегая из Кракова перед советским наступлением, Франк приказал отвезти «свое имущество» в Германию - сначала в Силезию, а потом на собственную виллу в Нойхаус-ам-Шлирзее. Его полномочный представитель по искусству Вильгельм Палезье, предположительно, перепутал портрет с другой работой, что в конечном итоге привело к его исчезновению.

Копия в Canterbury City Council Museums and Galleries (Великобритания), она же на первом фото в посте

Американцы арестовали Франка 3 мая 1945 года до суда за военные преступления (он был казнен в 1946 году по приговору Нюрнберга). Польский представитель в Комиссии союзников по поиску произведений искусства отметил некоторые картины, украденные Франком, и потребовал их возвращения от имени Чарторыйского музея. Однако портрет молодого человека и 843 других предмета отсутствовали на складе. (А вот «Даму с горностаем» нашли и вернули.)


Кадр из 22-й серии 8-го сезона «Симпсонов» «Разгневанный Эйб Симпсон и его недоделанный внук в «Проклятии летучих пираний»»

После войны картина не была найдена, и неизвестно, что с ней случилось. Иногда появляются какие-то слухи, но все они оказываются беспочвенными.

В 2016 году коллекция Чарторыйских была продана Польше - с сохранением права претензий на эту картину, если она когда-нибудь вновь всплывет (а также на 843 другие пропавшие работы из той же коллекции). Иногда кое-что из этих предметов всплывает (ковер, распятие).

В музее рядом с картиной Леонардо висит пустая рамка с фото

Сколько бы мог стоить «Портрет», появись он сейчас? Нисколько, это государственное имущество.

Кадр из фильма Клуни The Monuments Men, где предполагают, что картина уничтожена

А вот если бы Чарторыйские оставили право на него за собой и выставили на аукцион как свое законное имущество, то портрет реально мог бы переплюнуть «Спасителя мира» Леонардо за полмиллиарда (потому что биография у него более достоверная и вообще красивее картина сама по себе). И улетел бы он к каким-нибудь арабам…

По теме того, сколько всего драгоценного награбили фрицы и как все-таки удивительно, что практически все удалось вернуть, рекомендую документальный фильм от National Geographics. На русском под названием «Защитники культурного наследия» (по-английски - The Monuments Men). Стандартный документальный западный телефильм про искусство. Намного увлекательней и логичней, чем одноименная кинолента режиссера Клуни.