Комедия призраки, приют комедианта. Спектакль «Призраки

«Приют комедианта»
Спектакль «Призраки»
Режиссер Григорий Дитятковский

Тени


Спектакль «Призраки» по произведению Эдуардо де Филиппо - это комедия характеров, комедия положений, в которой герои попадают в разнообразные курьезные и непредвиденные ситуации.
Так, главный герой Паскуале Лойяконе (Степан Пивкин) поселяется в старом доме с призраками для того, чтобы в городе забыли о слухе, что дом полон злых духов. Паскуалю Лойяконе платят жалование, чтобы он каждый день выходил на балкон с чашечкой кофе и радостно общался с соседями, демонстрируя жителям, что призраков в доме не существует.
Перед переездом в дом, героя запугивает привратник Раффаэле (Михаил Самочко).
Он рассказывает будущему постояльцу легенду о том, как в этом доме несколько сотен лет назад муж заподозрил свою жену в неверности и замуровал ее с любовником в одной из 365-ти комнат здания. И с тех пор души умерших не могут найти себе покоя. Он учтиво предупредил мужчину о том, что в доме иногда пропадают предметы, перед своим уходом стащив еду постояльца.

Сценография спектакля состоит из длинного железного балкона и лестницы, ведущей на «второй» этаж. Балкон служит и предбанником, и выходом «на улицу». Весь первый акт половина сцены завешана пыльно-серым тюлем, напоминающим лёгкую сетку. Она может крутится вокруг своей оси, удаляться в глубину сцены или находится прямо у ее основания, и актеры играют с занавесом так, как им угодно. В определенный момент действия на тюле появляются тени - так обыгрываются «призраки» этого дома.
Сценография выполнена в темных тонах, на сцене присутствует много железных конструкций (лестница, «второй этаж», приставной балкончик). В центре стоит стол, покрытый белой скатертью, по левую сторону разместились шкафы, полочки, чайник и небольшая плиточка. Между шкафами создан небольшой подступ, уводящий в кулисы, но ощущение будто там расположена спальня новоиспеченного постояльца.
В этом спектакле хочется особенно отметить актерскую игру.
Михаил Самочко в роли привратника Раффаэле околдовывает своим голосом, прекрасной дикцией и искренностью. Его Раффаэле настоящий плут и хитрец, способный урвать свой кусок хлеба у кого угодно. Он и учтив, и нагл одновременно. Как хозяин он представляет будущие покои, заставляя относиться к себе с уважением и особым вниманием. Его Раффаэле многое знает и многое скрывает для своего же блага. Он всегда имеет козырную карту в своем рукаве, чтобы при случае выложить ее, выйдя победителем практически из любой ситуации.
И лишь единственный раз Раффаэля сумел облапошить Паскуале Лойяконе, который оказался на много наглее пожилого пройдохи. Раффаэле не ожидал такого поворота событий и оказался в удивлении от случившегося. Как такое возможно? Его обманули и забрали «кровно заработанные» денежки! А вот так, ведь Паскуале Лойяконе оказался еще более пронырливым, а точнее - алчным, чем Раффаэле.


Фото: с сайта театра «Приют комедианта»

Лойяконе наивно полагал, что деньги, которые он неожиданно находит в разных местах, оставляет ему привидение. Он пребывал почти в детской эйфории от этой мысли, желая скорее разбогатеть и открыть в доме пансионат. Но деньги он находил не благодаря доброму духу, а благодаря любовнику свой жены Марии.
Мария (Соня Горелик) тайно встречалась с Альфредо Марильяно (Дмитрий Луговкин), и тот решил помогать непутевому мужу своей возлюбленной. Он снял комнату этажом выше, чтобы встречаться с любимой. О, как играл своего героя Дмитрий Луговкин! Можно было удалить со сцены всех, оставив лишь его одного и бутафорию! Его герой - тонкий, чуткий, активный аристократ с пылким нравом и неуемным нутром. Он страстно и горячо переживает все свои чувства к Марии, активно проявляя их. Его Альфредо Марильяно приносит цветы, накрывает стол скатертью, сервирует его, разливает по бокалам вино… Всегда в белом костюме, накрахмаленной рубашке и с истинно итальянским темпераментом! По сцене он не ходит, а буквально танцует от одного угла к другому, от Марии до шкафа, в котором прячется от мужа. И привозят Альфредо, такого высокого, в дом тоже в шкафу! Но как он выходит оттуда: будто распахнув дверцы не шкафа, а дворца; поправляет прическу, стряхивает пыль с пиджака. Настоящий аристократ! Чувствуется, как люба эта роль Дмитрию Луговкину.


Фото: с сайта театра «Приют комедианта»

Мария же, ради которой рыцарь в белом костюме готов практически на все, радостная наивная дурочка, глупая-глупая, с пухлыми губками и широко раскрытыми глазами. Настоящая девочка-ромашка, не понимающая ни того, что она творит, ни того, для чего это творит. Ей по-детски весело с горячим Альфредо и, конечно, очень скучно со «слепым» Паскуале, который старше ее на много лет. Марии хочется праздника, феерии, конфет, сладкой ваты и воздушного шарика в руке! Что и доставляет ей пылкий Альфредо.


Фото: с сайта театра «Приют комедианта»

Весь спектакль проходит очень задорно и активно. Декорации меняются прямо на глазах зрителей, и Раффаэле самостоятельно объявляет антракт.
Второй акт более драматичный, между супругами происходят частые конфликты, влюбленный Альфредо не может быть со своей возлюбленной, от чего впадает в сильнейшую депрессию. Зритель знакомится с супругой пылкого Альфредо, которая посещает этот каламбурный дом с призраками.
Местами кажется, что вот-вот действие перейдет в драматическое или трагическое направление, что в скором времени все-таки появятся обещанные призраки, но все они, как и положено хорошей комедии, остаются лишь в воображении героев и зрителей.

Спектакль «Призраки» Григория Дитятковского - это технически сложенная точная конструкция со всеми основными комедийными приемами и маневрами. В этом спектакле кроме наличия режиссерского слова, есть и само произведение Эдуардо де Филиппо - доступное, веселое, красивое и понятное.
Этот спектакль именно тот случай, когда в театре расслабляешься и отдыхаешь, наблюдая за действительно безупречной игрой актеров и общего сочинения постановки.

Я начал открывать для себя московские театры. Первым стал МХТ имени Чехова. И сразу с премьеры. Спектакль «Призраки» Эдуардо Де Фелиппо в постановке Евгения Писарева. Комедиям в театре отношусь хорошо, особенно после трёх очень серьезных спектаклей, заставивших задумать. Хотелось чего-то лёгкого, потому что очень сложные с многолинейными сюжетами, с замысловатыми текстами и сверх глубоким смыслом смотрю тяжело. Мой предел - «Мария Стюард». Комедия неаполитанца Де Филиппов как то, что надо. Состав главных действующих лиц: муж Паскуале (Игорь Хрипунов), жена Мария (Анастасия Городецкая), любовник жены Альфредо (Виталий Егоров), хитрый привратник Рафаэль(Станислав Дружинников, хотя эту роль играет и Александр Семчёв), а также родственники главных героев, среди которых тесть Альфредо - Саверио (его роль играет Василий Немирович-Данченко — известный театральный музыкант и артист) и сестра Рафаэля — Армида (Мария Сокова). Типичная ситуация. У жены есть любовник, муж не догадывается, привратник знает, но молчит. Банально вроде. Но это только кажется. Действие происходит на этаже дома с приведениями! В него въезжает единственные постояльцы — Паскуале с женой. Хозяин дома предложил им квартиру бесплатно, лишь бы они развеяли нехорошую славу дома. Сначала Паскуале не верит в сверхъестественные чудеса, творящиеся в доме, но вскоре происходит череда мистических явлений, а еще и привратник нагоняет страху. А раз в доме есть призраки, значит можно и живым изобразить их шалости. Куда делась дыня? Призраки стащили. И шляпа? Тоже они. И обещанные 2000 лир? И это они. Паскуале чувствует, что не все дело в приведениях, что и сам Рафаэль подворовывает. Но он включается в игру и тоже вполне успешно морочит голову привратнику, ссылаясь на проделки призраков. А тут еще любовник неожиданно появляется и исчезает. Может и он призрак? Точно он! Иначе и быть не может. Так решает муж.

Хорошо поработали переводчики. Все таки итальянский юмор близок нам.

Рафаэль;« Раньше по карнизу ходил призрак воина, одетого в средневековую одежду! Он как часовой ходил по карнизам. Но уже два месяца его не видели. »

Паскуале: « Может его отправлении в запас?»

*****

Рафаэль Паскуалю «Будьте осторожны. Как-то сюда зашла моя сестра. Она была черноволосая, стройная, веселая. А вышла из комнаты седой, толстой и помешанной» .

Вообще диалоги мужа и привратника как стержень всего произведения. Очень комичная пара, невысокий худенький наивный муж и огромный, полный, расчётливый привратник. И какие песни поют! Пели на итальянском, но настолько в тему, что и без перевода понятно. А уж когда Паскуале и Рафаэль запели дуэтом и начали зажигательно танцевать, зрители не удержались и захлопали в такт весёлой песне!

Но кроме комедийных моментов, есть и очень серьезные. Ближе к концу Паскуале открывает свою душу одному из «призраков»: «Деньги делают нас уверенными в себе, без ни ты чувствуешь себя тряпкой». Еще понравилась мысль высказанная им, что прощание это всегда не только грустно. Но и страшно. Человек уходит за дверь. А ты не знаешь, вернется ли он? Вдруг ты видишь его в последний раз? Кроме людей в спектакле есть невидимый герой - профессор. Его не видно со сцены, не слышно его голоса, но он постоянно рядом. Они говорят с ним. Он будто призрак в начале. Но под конец появляется ощущение, что как раз он единственный человек. А все остальные призраки или души: невинные, заблудшие, страждущие, потерянные, проклятые и обреченные каждый на своё

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Режиссер-постановщик – Григорий Дитятковский
Художник-постановщик - Эмиль Капелюш
Художник по свету – Игорь Фомин
Художник по костюмам – Ирина Цветкова
Звукорежиссер - Алексей Родичев
Режиссер по пластике – заслуженный деятель искусств России, лауреат Госпремии Сергей Грицай
Педагог по вокалу – Николай Морозов

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ДУШИ:
Паскуале Лойяконе – Степан Пивкин
Мария – Соня Горелик
Альфредо Марильяно - Дмитрий Луговкин
Армида - Дарина Дружина
Раффаэле, привратник – засл. арт. РСФСР Михаил Самочко
Кармела, его сестра - Елизавета Кизикова
Гастоне Калифано - Руслан Мещанов
Два грузчика: Владислав Виноградов
Дмитрий Чистяков / Олег Борисов

Паскуале Лойяконо, уже немолодой, но очень активный предприниматель, безуспешно пытается найти работу. Принимая сомнительное предложение – бесплатно поселиться в заброшенном особняке, где, по слухам, обитают привидения, он задумывает основать там пансион и стремится убедить привратника Раффаэле, стать его компаньоном. Не останавливаясь ни перед чем в желании разбогатеть, он сталкивается с событиями, куда более «загадочными», чем мог предположить.

Каждый из персонажей блестящей итальянской комедии старается устроить жизнь в соответствии с собственными представлениями о морали. Главный герой, увязший в нищете, готов пойти на многое, лишь бы выбиться в люди. Ради достижения желанного комфорта хороши все средства, включая обман, подлог и даже небольшой шантаж. Однако цена иллюзий, которыми Паскуале питает себя, может оказаться непомерной как для него самого, так и для окружающих.

Режиссер Григорий Дитятковский о спектакле:
«Пьеса «Призраки» – редкий случай безупречной драматургии, где на редкость удачно сочетаются комедия положений и комедия характеров. «Театр – это жизнь, инсценировка реальной жизни», – так определял сам автор главное направление своего ремесла. Однако все его персонажи имеют одну редкую особенность: они могут восприниматься как живое человеческое лицо и в то же время наделены всеми признаками условного комического персонажа. Имеют все свойства человека, но и наделены чертами театральной маски» .

Продолжительность спектакля 2 часа 50 минут, с одним антрактом.
Премьера состоялась 27 апреля 2015 года.