Какая может быть роса. Знакомство с рассказом Львы Толстого «Какая бывает роса на траве

Тема урока: Знакомство с рассказом Львы Толстого «Какая бывает роса на траве»

    Обучающие : ознакомить с новым произведениемТолстого, обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в про­изведении, а также для выражения собственного отношения чи­тающего к изображенным событиям, героям и их поступкам;

    Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, внимания, памяти, творческих способностей.

    Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать любовь к книге, к природе, внимательное отношение друг к другу.

    Универсальные учебные действия : развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат, планировать свою работу, определять задачу урока, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера.

Тип урока: интегрированный

Оборудование: портрет Толстого, выставка сборников произведений.

    Чтение рассказа «Какая бывает роса на траве»

Сегодня мы ознакомимся с новым рассказом Льва Ни­колаевича Толстого. (Самостоятельное чтение учащимися.)

    Работа после чтения

Вы прочитали рассказ. Что было непонятно?

Алмазы - прозрачные драгоценные камни.

Бархат - плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Прочитаем текст еще раз по цепочке. Попробуйте прочи­тать выразительно, как будто читает один человек. (Повтор­ное чтение текста.)

(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Росинка, капелька, проскользнет.)

Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рас­сказ можно назвать описанием.)

Ребята, а вы знаете как появляется роса. В ясные ночи при слабом ветре на стеблях и листьях растений, на траве образуются капли росы. Появление росы - результат охлаждения приземного слоя воздуха. Водяной пар, содержащийся в нем, осаждается в виде мелких капелек воды. Они постепенно сливаются вместе в крупные капли, которые и называют росой. Роса нередко бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. «Утренняя роса добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается».
Летом очень сильная роса предвещает ясную погоду без осадков. Это нашло отражение в приметах: «Ранняя и вечерняя роса летом - к ведру», «Ночная роса - к ясному дню», «Роса сильная - к хорошей погоде», «Сухорос (то есть отсутствие росы) - к дождю». Ясная сухая погода переходит в неустойчивую с дождями и грозами, если вечером не выпадет роса: «Тихая, светлая ночь без росы - ожидай дождя», «Трава сухая - ожидай дождя». Выпадение росы задерживает образование заморозков, способствует произрастанию растений. Поэтому возникли приметы: «Обильные росы предвещают урожай», «Без росы и трава не растет». Французы говорят: «В апреле и мае росы - в августе и сентябре богатые покосы».

Вода, собранная с утренних лугов, издревле считалась чистой, чуть ли не святой. А особо чудодейственные свойства до сих пор приписывают росе, появившейся в первый день августа (по старому стилю), на Мокрый Спас. За ней приходят загодя, стараются собрать раньше других. Такая роса называется «непочатой» или «непитой» водой.

Даже в пустынях, где нет ни травы, ни деревьев, люди собирали росу на специально расстеленных полотнах и выжатую из них влагу употребляли в лечебных целях.
Огромную пользу для ног приносит постоянное хождение по утренней росе. Окунитесь в эту живительную влагу, и вы убедитесь сами в ее целебности.

Как известно, наш организм состоит на 70% из воды, и утренняя роса, воздействуя на человека, реагирует с его внутриклеточной жидкостью и особенно с кровью и лимфой. Роса одинаково хорошо впитывает как положительные, так и отрицательные эмоции, поэтому, прежде чем окунуться в росистый луг, обязательно прогоните прочь дурные мысли. Росу можно пить. Для этого применяется метод ускоренного сбора, который немного снижает живительную силу росы, но потерю качества компенсирует количество. Берется белая новая простыня и один день выветривается на солнце. Перед рассветом ее стелят на луг, после чего отжимают в тазик впитавшуюся влагу (в крайнем случае подойдут и несколько льняных белых полотенец, куски марли и т. п.).
Роса - это чистая космическая энергия звезд, отраженная на земле. Чем хороша роса? Тем, что никого не надо убеждать в ее магической силе. Достаточно один раз попробовать - и все тело начинает гореть и пульсировать, ведь энергия звезд и земли желает добра своим детям; утренняя роса буквально проникает во все поры. Уходят болезни, особенно кожные, грибковые, сосудов ног, а также снимается сглаз и некоторые виды порчи, к примеру, наведенная посредством крученого волоса. Утренняя роса буквально запоминает биологически активные молекулы всех трав, поочередно вбирая силу Луны и утреннего Солнца; впитывает голоса птиц, ветра, шелест листьев, теплоту земли, вообще дублирует энергоинформационное поле, которое подпитывает все живое и начинает подниматься снизу вверх, затем опускаясь вниз, ведь утренняя роса - это кожа матери-земли.

1) стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

2) развитие сенсорной памяти;

3) стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

1. Приветствие

Приветствие

2.Ритуал вхождения в сказку

Звездочет: «Сегодня мы попадем в сказку с помощью волшеб­ных бусинок. Посмотрите, у меня на ладошке лежат бусинки разного цвета и размера. Выберите себе ту, которая вам больше всего понра­вится. - Дети выбирают бусинки и кладут их себе на ладошки. - А теперь шепните своей бусинке: "Дай мне, пожалуйста, волшебной силы". Теперь крепко-крепко зажмите ее в ладошке. Почувствуйте, как от маленькой бусинки идет тепло. Это волшебная сила необыкновен­ной бусинки. Когда вы почувствуете, что силы вам уже достаточно, можете положить бусинку в эту волшебную шкатулку».

З.Цветотерапия «Цветок настроения»

Звездочет: «Сейчас каждый из вас возьмет по одному лепест­ку любого цвета, Это, который вам сейчас больше всего нравится».

Дети выбирают лепестки и общими усилиями выкладывают из них разноцветный цветок. Психолог обращает внимание на цвета, которые! выбрали дети.

Звездочет: «Замечательный цветок у вас получился. А вы были когда-нибудь в поле утром? Однажды утром, взглянув в свою подзорную трубу на утренний луг, я чуть не ослеп. Весь луг сверкал. Как вы думаете почему?

Вот послушайте».

4. Рассказ «Какая бывает роса на траве» (Л. Тол­ст о й)

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. - Что за алмазы можно увидеть утром на траве? Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли ката­ются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатит­ся, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и вы­пьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

5. Визуализация «Напиток из росинок» Звездочет просит детей вообразить, что в руках у них маленькие чашечки. И в эти чашечки Звездочет наливает из воображаемого вол­шебного сосуда свежую, только что собранную росу: «Она еще пахнет цветами. Попробуйте, какая она на вкус. Пейте ее маленькими глотка­ми. Когда вы допьете последнюю росинку, можете поставить вообра­жаемые чашечки на стол. Я тоже попробовал волшебного напитка из росинок, набрался волшебной силы, и теперь мне пора возвращаться на свою Планету».

6. Проблемные вопросы

Психолог предлагает детям вопросы для обсуждения:

Как появляется роса?

Кому хорошо, что появляется роса? Почему?

Кому плохо? Почему?

Куда потом девается роса?

Кого можно напоить одной маленькой росинкой?

Как можно использовать росинки?

Если бы росинки были размером с воздушный шарик, с пяти­этажный дом?

Если бы роса была из молока?

7. Ароматерапия

Психолог просит детей потереть ладошка о ладошку, затем капает им на ладошку капельку масла лаванды. Дети растирают масло в ла дошках и в течение нескольких минут вдыхают аромат лавандового масла.

8. Упражнение «На что похожа росинка»
Психолог предлагает детям найти, на что похожа росинка.

9. Сочинение сказки «Росинка - путешественница»

Психолог говорит детям, что сейчас им нужно придумать сказку, как росинка попала на луг и решила она попутешествовать по белу свету. А дальше с ней произошло вот что...

10. Ре флексия

11.Ритуал прощания

Проводится так же, как на первом занятии.

Домашнее задание

Сочинение стихотворения или сказки на тему «Путешествие ро-синки».

Занятие 27 ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЯЦ

2) развитие умения направлять свой потенциал в сферу творчества;

3) гармонизация эмоционального состояния.

1. Приветствие

Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.

2.Ритуал вхождения в сказку

Звездочет: «Сегодня мы с вами попадем в удивительную сказ­ку. Но, чтобы попасть туда, надо настроиться на ее лад. А поможет вам попасть туда ваш внутренний телевизор, который может показать лю­бые воображаемые вами картинки. Закройте глаза и представьте себе луг. В вашем воображении возник какой-то уголок знакомого вам луга. Помогите себе увидеть его. Вспоминайте образы и звуки. Зеленая лу­жайка... Ветер качает травы... Они колышутся, как большое зеленое море... Прислушайтесь, как стрекочет кузнечик. Где-то далеко слышна песня жаворонка... А теперь откройте глаза. Все смогли очутиться в сказке? Ведь именно на лугу и произошла та необыкновенная исто­рия, которую я вам расскажу. И каких только чудес на свете не бывает в удивительном мире сказки».

3. Сказка «Зеленый заяц» (Г. Цыферов) Летом было все зеленое на лугу: зеленая трава, зеленые листья, зе­леные деревья. По зеленой траве скакали зеленые лягушки и громко кричали: «Квак- квак».

Ну а потом на эту зеленую лужайку пришел серый заяц. Его увидел лягушонок и начал говорить:

Квак-квак, зимой ты белый, а летом серый. Летом надо быть зеле­ным. Ступай и перекрасься.

Пошел заяц, перекрасился в зеленый цвет. И никто его не узнал.

Только все сказали:

Посмотрите, какая смешная лягушка. У нее очень длинные уши.

Звездочет: «Вот такая история может произойти с тем, кто пе­рестанет быть самим собой. А еще я принес с собой волшебные стек­лышки, которые превращают обыкновенный мир в зеленый».

4. Цветотерапия «Зеленый мир»

Звездочет предлагает детям с помощью волшебного зеленого стек­лышка оказаться в зеленом мире.

Дети рассматривают все предметы в комнате через зеленое стек­лышко.

Звездочет: «Ребята, мне пора улетать. А вы, пожалуйста, при­думайте для моей волшебной книги зеленые сказки».

5. Упражнение «Сочини сказку»

Психолог раздает детям карточки, на которых нарисованы солныш­ко, дождик, снег, девочка и т. п., и предлагает детям придумать сказку, как в один прекрасный день какой-то предмет или персонаж стал вдруг. зеленым и что с ним могло произойти.

6. Рисование «Нарисуй свою сказку»

Используя как можно больше оттенков зеленого цвета, дети рис ют свои зеленые сказки.

7. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.

8.Ритуал прощания

Проводится так же, как и на первом занятии.

Домашнее задание

Сочинение стихотворения о зеленом зайце.

Занятие 28

ПРОЩАНИЕ Q ПЛАНЕТОЙ ЧУДЕС

1) стимулирование творческого самовыражения;

2) развитие вариативности и оригинальности мышления;

3) развитие коммуникативных навыков.

1. Приветствие

2.Ритуал вхождения в сказку

Звездочет: «Сегодня мы попадем в сказку с помощью волшеб­ного колечка. Его надо надеть на палец и сказать: "Кто колечко повер­нет, тот и в сказку попадет"». Дети, передавая кольцо по кругу, надева­ют его, поворачивая вокруг пальца.

Звездочет: «Сегодня мы встречаемся с вами последний раз. За время наших встреч вы многому научились. - Звездочет подводит детей к столу, на котором лежат оформленные в виде книжек сказки и стихи, сочиненные ими во время занятий и дома. - Посмотрите, ка­кие замечательные книжки получились. В них все ваши рисунки. Я думаю, у меня появится еще одна волшебная книга, которую я буду читать другим детям. А еще вы научились находить выход из самых необычных ситуаций. Я думаю, что вы догадались, что необычное можно найти в любом предмете, ведь сказка живет не только на Пла­нете чудес, но и на планете Земля. Главное, научиться находить ее в окружающем вас мире. И вы научились видеть, слышать, наблюдать, быть внимательными. Вы научились творить. И это обязательно помо­жет вам в жизни. А сейчас мы с вами напишем Гимн Планете чудес. Для этого каждый из вас скажет что-то сказочное об этой Планете».

З.Гимн Планете чудес

Первую строчку придумывает психолог, а дети по кругу продолжа­ют. Например:

■- Что такое Планета чудес?

Это мир, где сказки живут.

Это страна волшебная.

С волшебными деревьями и цветами, со сказочными домами.

Там бродят звери волшебные.

И птицы летают расчудесные.

И бегают слонопотамы.

И мы не боимся их, потому что они добрые.

А еще там живет Звездочет.

Он знает много сказок.

Мы ждем, когда он придет опять.

4. Рсунок «П л а н е т ы чудес»

Звездочет: «Молодцы! Замечательно получилось! А теперь нарисуйте мне, пожалуйста, все вместе рисунок под названием "Пла­нета чудес". Сначала обсудите, кто и что будет рисовать, и присту­пайте».

После окончания работы дети рассказывают, что каждый из них нарисовал на рисунке.

5. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.

б.Ритуал прощания

Проводится так же, как и на первом занятии.

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.

И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Из книги Книга для таких, как я автора Фрай Макс

Мужества не бывает без страха Для меня (как, наверное, и для подавляющего большинства читателей) Эрих Мария Ремарк начался с романа "Три товарища". Признаться, мне трудно припомнить книгу, которая оказала бы на меня столь же мощное эмоциональное воздействие. Даже сейчас, за

Из книги Историко-философские сочинения князя Н.С. Трубецкого(заметки последнего евразийца) автора Гумилев Лев Николаевич

ЧТО БЫВАЕТ, КОГДА АВТОР БОЛЕЕ ПРАВ, ЧЕМ ЕГО УТВЕРЖДЕНИЕ Особого обсуждения заслуживает одна из ключевых «евразийских» работ Н.С. Трубецкого – «Наследие Чингисхана: взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока». То, что патриотически настроенного автора интересует

Из книги Любовь к далекой: поэзия, проза, письма, воспоминания автора Гофман Виктор Викторович

Из книги Статьи из журнала «Искусство кино» автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

Из книги Три комиссара детской литературы автора Цукерник Яков Иосифович

Из книги Сполохи [Літературна критика та есеїстика] автора Москалець Костянтин

Из книги Стихотворения. 1915-1940 Проза. Письма Собрание сочинений автора Барт Соломон Веньяминович

Из книги По тонкому льду автора Крашенинников Фёдор

Из книги автора

Из книги автора

Трилогия «Мальчик со шпагой» («Всадники со станции Роса»-«Звёздный час Серёжи Каховского» - «Флаг-капитаны» Не сразу, едва выявив некое несоответствие в реальной жизни супротив привычных формул, начинает писатель новую книгу. Так и между «Валькиными друзьями и

Из книги автора

Роса на рівнині Адасі Негода, і нікуди не хочеться йти. Сиджу за письмовим столом, дивлюсь на хуртовину цвіту, гортаю «Записки від нудьги» Кенко-хосі. Кенко-хосі жив у цьому безмежному і скороминущому світі якихось сім століть тому. Сьогодні я не відчуваю велетенської

Из книги автора

51. «В траве высокой странная покорность…» В траве высокой странная покорность… Ты здесь усни, воспоминание мое! Где ночь была, - восходит час дозорный, Занесено и бдит и ждет Его копье, Под юным небом юные скитанья… Ты здесь усни, воспоминание мое! И если вновь к устам

Из книги автора

167. «Письмо ее… Какая в нем тревога!..» Письмо ее… Какая в нем тревога! В дыханьи частом строки до конца. И точно крылья, крылья у порога - Загар колосьев и загар лица. Как пальцы в дым… как спутанные травы, Огромных слов порыв и немота. И чем же боль, чем скорбь свою


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • ознакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения.
  • развивать навыки словесного рисования;
  • развивать речь, воображение, внимание.
  • прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном

Оборудование: Презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения.

Что мы будем делать на уроке (Слайд 2 ):

II. Разминка. (Слайд 3)

Надо речью управлять.

лето, утро, роса, алмаз, листок, шарик

Как вы понимаете слово алмаз?

Сегодня мы на уроке постараемся разобраться со словом алмаз и увидеть настоящие алмазы. Хотите?

Скажите, а кто видел алмазы?

Итак, нас объединяет проблема, интерес, и желание получить ответ на поставленный вопрос: где можно найти алмазы? А значит - настоящее исследование! (Слайд 4)

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

Итак, у нас урок литературного чтения. Мы начинаем разговор об алмазах. Как вы думаете, какова стилистика текста, рассказывающего про алмазы?

Дети: это может быть художественный текст или научный текст.

1. Закрепление знаний сведений из биографии писателя

А творчество какого писателя мы стали изучать? (указать на портрет писателя). (Слайды 5, 6)

Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого?

Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? ("Как меня в лесу застала гроза", "Старый дед и внучек", "Корова", "Лгун", "Прыжок", "Акула", "Филиппок", "Лев и собачка", "Осел и лошадь", "Лев и мышь":

Назовите стиль произведений этого замечательного писателя?

2) Закрепление знание произведений писателя

Узнайте отрывки, из каких произведений прозвучат? (Работа по карточкам в парах)

  • №1, №10, №15 - "Как меня в лесу застала гроза"
  • №2, №13 - "Корова"
  • №3 - "Лгун"
  • №4, №8 - "Старый дед и внучек"
  • №5, №9, №12, №14 - "Акула"
  • №6, №11 - "Филиппок"
  • №7 - "Лев и собачка"

У нас самопроверка, проверьте свой ответ и тот, который вы видите на экране.

Всё правильно? (Слайд 7)

Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный)

К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование? (Слайд 8)

(Открыть таблицу на доске)

IV. Новый материал

Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу?

Словесное рисование детьми

Где можно ещё узнать что-нибудь о росе? (из книг, из словарей, из энциклопедий)

Как называется стиль текста в справочной литературе?

Воспользуйтесь словарями в классе, прочитайте про росу. (Самопроверка Слайд 9)

А вот какой увидел росу Лев Николаевич

Чтение учителем произведения "Какая бывает роса на траве".

  • Понравилась ли вам описание росы?
  • Какие чувства у вас вызвало это произведение?
  • С какой целью Толстой написал его?

Первичное чтение детьми вслух.

Вы слушали, как я читаю. Скажите, какой из текстов вам понравился больше: научный текст на слайде, дающий описание росы или текст, написанный Львом Николаевичем Толстым? (Слайд 9)

Дети высказывают своё мнение и говорят о том, что понравился текст Л.Н. Толстого.

Словарная работа с непонятными словами. (Слайд 10)

Кто может объяснить значение этих слов?

Ульяна: Я знаю, что алмаз - это красивый драгоценный камень.

Ты права, правильно

Маша: Мохнатый - это как мой щенок дома, он мохнатый и пушистый, мягкий, у него такая шерсть, что хочется гладить и гладить. И мама говорит, что наш Бим мохнатый.

Егор: Это щенок у тебя мохнатый, а тут про листья рассказ, на них же шерсть не растёт. Разве нет?

Маша: Но ведь и на листочках есть ворсинки, и они кажутся мохнатенькими.

Егор, посмотри, и вы, ребята, посмотрите, у нас в классе на подоконнике стоят цветы. Вот, например, замечательный цветок - герань. Рассмотрите листья этого растения. Видите, на листочках мелкие ворсинки, конечно, это не шерсть животного, но тем не менее благодаря этим ворсинкам такой листок можно назвать мохнатым. А вот фикус, есть у него на листочках ворсинки? У фикуса листочки мохнатые? Уверена, что вы разобрались со значением слова "мохнат".

А что такое бархат?

Лиза: Это, наверное то, из чего делают бархатную бумагу.

Лиза, ты не совсем права, бархат - это ткань, она мягкая и приятная на ощупь. Вспомните свои ощущения, когда вы гладите бархатную бумагу.

Итак, с непонятными словами разобрались. Перейдём к произведению Л.Н. Толстого. Прочитайте его ещё раз в полголоса и, работая в паре, найдите как писатель описывает росу. Зачитайте найденные фрагменты.

Дети читают, работая в парах. (подготовка к выборочному чтению)

Ангелина: в траве видны алмазы.

Соня: переливаются на солнце разными цветами - и жёлтым, и красным, и синим.

Люда: блестят на солнце

Понравилась ли вам описание росы? Почему?

Люда: Мне понравилось, потому что это красиво.

Я предлагаю вам полюбоваться с помощью нашей презентации алмазами в траве (Слайды 12-19 )

Скажите, а как вы думаете, как Лев Николаевич Толстой относится к росе, к тем капелькам, которые он увидел на траве?

Дима: Я думаю, что они ему очень нравятся, потому что они красивые.

Лиза: Я думаю, что он ими восхищается.

Почему вы так решили?

Лиза: Я так думаю, потому что он очень красиво описал росу на листьях.

Посмотрите, у вас в учебнике на этой же странице есть слова в словаре, прочитайте их. Подходят ли эти слова к этому произведению?

Возьмите карточку о росе, которую вы читали в начале урока, можно ли по этому тексту определить отношение автора к написанному?

Как называется текст, в котором чувствуется отношение автора?

Ваня: Такой текст называется художественным.

Правильно, молодец, Ваня! А если это художественный текст, то автор обязательно использует средства художественной выразительности, чтобы показать нам красоту, передать свои чувства и переживания.

Лиза: Я нашла в этом тексте сравнение: листок, как бархат

Умница, Лиза.

Ваня: Здесь ещё есть скрытое сравнение - в траве видны алмазы. Там на самом деле не алмазы, а росинки.

Правильно, Ваня. А кто запомнил, как называется скрытое сравнение?

Лиза: Это эпитет

(Слайд 20)

Правильно, Лиза. А мы продолжаем работать над текстом. Определите жанр этого художественного произведения (Слайд 21) , не забывайте, что свой ответ обязательно надо обосновать.

Маша: Я думаю, что это рассказ, а так как в нём рассказывается и описывается, какая роса - то это рассказ - описание

Учитель: Молодец, Маша, ты своим ответом опередила мой следующий вопрос. Как вы думаете, какой вопрос я бы задала? Проверьте себя. (Слайд 22)

IV этап. Подведение итогов.

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная.

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили? (Слайд 23)

С чем или с кем мы сегодня познакомились?

Яна: Мы познакомились с произведением Льва Николаевича Толстого "Какая бывает роса на траве"

Учитель: Что мы читали на уроке?

Люда: Мы читали рассказ из учебника и на карточках

Учитель: А что мы исследовали?

Ваня: Мы исследовали и анализировали рассказ-описание "Какая бывает роса на траве"

Учитель: Молодцы, вы всё правильно сказали. У меня к вам только один вопрос: зачем же Лев Николаевич Толстой написал свой рассказ? Какова цель написания этого рассказа?

Выслушиваются ответы детей, и появляется (слайд 24).

Дима: Я только не пойму, почему росу сравнивают с алмазом, это не правильно, роса мокрая, и если дотронуться, то пальцы намочишь, а алмаз твёрдый. Они с одной стороны похожи, потому что блестят на солнце, а с другой стороны - не похожи.

Работа над возникшей коллизией.

Ребята, Дима прав, он сегодня очень наблюдательный, что же, получается, что писатель ошибся?

Егор: Они же блестят.

Лиза: Я думаю, что алмаз и роса не могут быть полностью похожи, писатель просто вспомнил, что ещё, кроме росы, красиво блестит на солнце и вспомнил про алмаз.

Правильно, Лиза, молодец, именно блеск на солнце подтолкнул писателя сравнить такие два непохожих предмета, именно этот признак приклеек внимание писателя.

Очень хочется задать вам сегодня необычное домашнее задание, оно сегодня творческое и каждый выбирает задание по своим силам и возможностям. I уровень задания более сложный, рассчитан больше на самостоятельную подготовку, он более трудный. II уровень полегче, он рассчитан на работу в учебнике. Каждый из вас выберет своё задание. Согласны? (Слайд 25)

Опрос детей и каждый выбирает домашнее задание.

Спасибо за урок. Урок закончен.

Наверно трудно найти человека, который бы не знал что такое роса. Вспомните прошлое лето на даче. Просыпаетесь рано-рано, как только первые лучи солнца коснутся земли. Выглядываешь в окно и замираешь от восторга. Яркие солнечные лучи радужно сверкают в капельке воды, которая повисла на зеленой траве, листьях деревьев, поверхности разных предметов. Тишина невероятна. Только неожиданное дыхание утреннего ветерка колышет стебельки травы, принуждая капельки росы сверкать игривой радугой.

Сказочное явление природы. А как образуется роса? Еще из школьной поры помним, что роса образуется в случае, когда влажный теплый воздух попадает на охлажденную поверхность. Температура поверхности должна быть такой, чтобы заставить водяную пару конденсироваться, превращаться в капельки. Когда наступает безоблачная ночь, поверхность земли начинает охлаждаться, отдавая дневное тепло. На протяжении ночи температура земной поверхности медленно снижается и достигает так называемой «точки росы». Еще одно обязательное условие — безветренная погода.

Наибольшая роса образуется в тропиках. Там приземный слой воздуха всегда насыщен водяной парой. А в течение ночи, земная поверхность интенсивно охлаждается, и подавляющая часть влаги активно конденсируется. В пустыне утренняя роса часто бывает основным источником воды для всех живых существ. У жителей пустыни — бедуинов, существуют специальные, испытанные тысячелетиями, приемы добывания воды.

Наверно вы заметили, что на растениях капелек росы значительно больше, чем на окружающих предметах. Почему? Ведь температура воздуха вокруг одинакова. Оказывается, блестящие капельки воды на траве и листьях это не только конденсат. Большое количество влаги на растениях создано самими растениями. Таким способом растения борются с высокой дневной температурой. Испаряющаяся на протяжении дня вода будет охлаждать растение.

Роса на растениях это смесь воды и сока растения . В ней сконцентрированы те же компоненты, что и в самом растении. Поэтому роса, за народными верованиями, имеет чрезвычайные лечебные свойства. Помните народные сказки, в которых девушки, чтобы сохранить красоту умывались утренней росой. Известная всем Ванга рекомендовала летом ходить босиком по росистой траве, особенно это важно для детей. Она считала, что утренняя роса насыщена целебными веществами, которые выделяют растения. Исследование официальной медицины подтверждают эти утверждения. Кроме лечебных свойств роса на траве является замечательным синоптиком. Интенсивная утренняя роса свидетельствует о замечательном солнечном дне. Нет росы — жди дождя.