Хорватское наивное искусство. История искусств Текст научной работы на тему «Наивная живопись Хорватии: Иван Веченай»


Хочу немного познакомить читателей сообщества с хорватской живописью. И рассказать об одной из самых знаменитых хорватских художниц и величайшей художнице-акварелистке этой страны - Славе Рашкай.

Ее творчество неразрывно связано с трагической историей ее жизни.


Родилась Слава в 1877 г. в городе Озаль, богатом хорватской историей. Городе, который был владением самых влиятельных аристократических семей, в котором имел резиденцию бан Петар Зрински, и который в 17 веке был литературным и культурным центром. Глухонемая от рождения, Слава была замкнутым ребенком и недостаток общения с людьми компенсировала общением с природой, что помогло ей глубоко понимать, ценить природу и прекрасно изображать ее на своих картинах.

Первые карандашные рисунки цветов появились уже в Венской школе для глухонемых детей, где она училась в возрасте от 7 до 15 лет. Художественную одаренность Славы впревые заметил учитель из ее родного города, приехавший в Загреб для того, чтобы занять пост руководителя Института по обучению детей с ослабленным слухом и речью. Он отвел Славу к известному тогда художнику Белe Чикош-Сесию (одному из создателей Академии Искусств в Загребе), у которого она стала учиться живописи. Отбросив художественное влияние Чикоша, которое состояло в использовании преимущественно темных тонов, Рашкай нашла себя в акварели, ставшей ее любимом видом художественного самовыражения.

Творчество С. Рашкай обычно делят на 2 фазы, в первой из которых рисунок и цвет - это результат чистого наблюдения, кристально ясного видения красоты природы. Для второй фазы характерно выражение своих впечатлений (импрессия) и в этот период были написаны ее лучшие акварели. Тогда был написан знаменитый цикл Рашкай "Кувшинки", родившийся под впечатлением от маленького озера в ботаническом саду Загреба.

В 1898 г. она участвовала в выставке хорватских художников в Загребе, а в 1899-1900 выставлялась в Москве и Санкт-Петербурге.

Славу Рашкай называют иногда Офелией хорватской живописи. Не только из-за необычных, особой красоты тонов, и особенности переживаний, выраженных в ее картинах, но и из-за ее романтичной, но трагичной судьбы молодой девушки. Она была несчастно влюблена в своего учителя и эти чувства, по словам нeкоторых авторов, нашли отражение в портрете Белы, который она написала (как я ни старалась, к сожалению, не смогла найти этот портрет). Существует две версии о том, каковы были отношения Рашкай и Чикоша. По одной, они были лишь близкими коллегами и только сотрудничали в области живописи. По другой, это все же была любовная история, тайная, поскольку Чикош был не только сильно старше Славы, но и был женат. Правду об этих отношениях узнать, видимо, уже не удастся. Считается, что Слава подробно рассказывала о своей жизни в письмах матери, которые она завещала похоронить вместе с собой в гробу, но они сгорели при пожаре в доме ее сестры в Будапеште. К трагичным обстоятельствам жизни можно причислить и разрушение ее дома в родном городе, около 40 ее утерянных работ.

Незадолго до своего душевного заболевания она написала Автопортрет, а после этого в ее работах появляется все больше экспрессии, смешение визуального и фантастического. Состояние глубокой депрессии, из-за которого она была помещена в больницу для душевнобольных в 1902, безусловно, отразилось и в картинах, в выборе тонов и изображаемых мотивов - развалины, заброшенные мельницы...

Умерла она от туберкулеза в 1906 г. в возрасте всего лишь 29 лет, в Загребе, и останки были перенесены в родной город Славы Рашкай - Озаль.

При жизни Слава Рашкай была лишь отчасти признана как художница. Она участвовала в выставках, некоторые ее работы были проданы, но за суммы, невероятно малые по сравнению с ценой картин других художников тогдашнeго времени. Отчасти и потому, что она была художница, а женские работы критиками часто воспринимались скорее как прихоть и развлечение, а не настоящее искуство, отчасти потому, что акварель и ее малые форматы были совсем "не в ходу", жанр считался несколько несерьезным, а богатые покупатели искали большие массивные полотна.А критиков смущала и любовь Славы к пленэру, поскольку свои пейзажи она писала полностью на открытом воздухе, а не завершала их в студии, как было тогда принято. Однако, критик В. Луначек признал, что не может выделить не одну художницу того времени, кроме Славы Рашкай, которая, по его мнению, стала бы популярна и при жизни, продлись она дольше.

Выставка с таким названием, открывшаяся в Москве в Музее наивного искусства, стала поводом для интервью с коллекционером Владимиром Темкиным. Он привез в столицу работы 16 хорватских художников, представителей четырех поколений последователей знаменитой Хлебинской школы.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript. Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM

«Наивная подравская живопись характеризуется мотивами из повседневной деревенской жизни, спокойными пейзажами, а также живым локальным цветом, особенно характерным для уникальной техники живописи на стекле. Мотивы, цвета и техника настолько типичны, что картину Хлебинской школы в равной степени узнают и мировые эксперты, и критики, и простые любители», — зачитывает Владимир собственную цитату в одном из каталогов. С хорватскими художниками он дружит довольно давно, причем именно дружит - с 13 из 16 авторов работ на выставке в Москве Владимир Темкин был знаком лично. Коллекционер признается, что для него это не просто покупка произведений искусства, но возможность для обретения друзей, общения, творчества.


Хлебинская школа в Хорватии никогда не выглядела как классическое учебное заведение с программами, партами и учениками. Этим термином принято называть процесс передачи знаний и традиций из поколения в поколение хорватских художников самоучек. У истоков этого процесса в 30-е годы прошлого века стоял академический художник, выходец из села Хлебине в Хорватии Крсто Хегедушич. После учебы в Париже молодой художник вернулся на родину и интуитивно искал возможность самовыражения для себя и своего народа. «Хлебинская школа в период становления одновременно испытала на себе влияние и социокультурного контекста, и идей, вдохновленных профессиональной живописью, и народного чувства-настроения той поры», — пишет в каталоге к выставке заместитель директора Музея наивного искусства Александра Володина, — «Выбранные Хегедушичем средства выразительности - живопись по стеклу и яркий колорит - теперь являются визитной карточкой Хлебинской школы».

Примерно в 90% случаев хорватские наивные художники пишут картины на стекле так называемым реверсным способом. По словам Владимира Темкина, это очень трудоемкая техника, ведь автор накладывает масляную краску на картину в обратном порядке - сначала прорисовывает блики и мелкие детали, а затем слой за слоем наносит рисунок. Работая этой техникой, ничего не возможно исправить, потому что самый первый слой, который видят зрители через стекло, для автора остается как бы на «дне» произведения, к которому уже нельзя вернуться. Чтобы создавать картины в этой технике нужно обладать прекрасным пространственным мышлением и острым вниманием. Разглядывая скрупулезно прорисованные картины последователей Хлебинской школы зрители зачастую замечают, что «не такая уж она и наивная, эта наивная хорватская живопись».

Сюжеты из крестьянского быта, выполненные сложной техникой живописи на стекле, получили признание во всем мире. Как рассказал Владимир Темкин, художники Хлебинской школы побывали с выставками на всех континентах, принимали участие в приемах президентов и членов королевских семей.

Однако когда впервые основатель Хлебинской школы Крсто Хегедушич показал широкой публике работы своих учеников, молодых крестьян, в Загребе разразился скандал. Картины Ивана Генералича, Франьо Мраза и других учеников Хегедушича, которые не имели классического художественного образования вначале не хотели признавать в качестве искусства. Как подчеркивает Темкин, Хегедушич активно продвигал творчество крестьян и стремился доказать, что талант не связан с происхождением и не является привилегией высокого класса, как это было в академическом искусстве. Хегедушич настоятельно просил своих учеников ничего не придумывать и не фантазировать, рисовать только то, что их окружает, быт простого крестьянина.


Так и сложилось, что наивные хорватские живописцы не только представляли бытовую жизнь села Хлебине в своих работах, но и сами оставались крестьянами. «Все, о ком мы говорим, не смотря на то, что они всемирно признанные художники, они и сейчас остаются крестьянами. Например, Мийо Ковачич, до сих пор живет на своем хозяйстве. Каждый день пропадает в виноградниках, сеет кукурузу, сажает картошку, гонит мед, занимается пчелами. Все это продолжается, несмотря на то, что человек признан во всем мире как художник», — рассказывает Владимир Темкин.

Наш собеседник привел пример из жизни наивного живописца Ивана Веченая. Однажды в 70-х годах художник познакомился с голливудским актером Юлом Бриннером, который находился в то время в Югославии на съемках фильма. Юл буквально влюбился в творчество хорватских наивных художников, с удовольствием рассматривал картины, обсуждал их. И в итоге пригласил Ивана Веченая с женой к себе в Америку на отдых. Когда двухнедельный отпуск подошел к концу, супружеской паре предложили продолжить путешествие и поехать на берег океана во Флориду. На что жена Веченая ответила, что им пора возвращаться, потому что созрела кукуруза и нужно было собирать урожай.


На выставке представлены работы живописцев примерно за 80 лет существования феномена Хлебинской школы. Авторская литография Ивана Генералича (первое поколение), картины Мийо Ковачича, Ивана Лацковича, Йосипа Генералича, Мартина Мехкека и живописцы, которые, стоят на пороге истории, их произведения тоже являются признанными. Среди них Никола Веченай Лепортинов, Мартин Копричанец (второе поколение).

Третье поколение наивных художников Хорватии наиболее многочисленное. Степан Иванец, Нада Швегович Будай — это авторы, работы которых находятся в постоянной экспозиции Музея наивного искусства в Загребе. По следам их творчества написано большое количество статей и монографий. Кроме того к третьему поколению относят Владимира Иванчана, Мирко Хорвата, Ивана Андрашича, Бисерку Златар.

По словам Владимира Темкина, к четвертому поколению последователей Хлебинской школы можно причислить буквально пятерых художников. Самым талантливым из них, по признанию многих критиков и искусствоведов, является Дражен Тетец, кстати участник Триеннале «Фестнаив-2013» в Москве.


Хлебинская школа наивных живописцев за период своего существования пережила как полное отрицание и преследование, так и всеобщее признание и любовь. По свидетельству искусствоведов, период развития феномена Хлебинской школы подошел к концу. Но на наш вопрос о том, что ждет мировое наивное искусство в будущем Владимир Тёмкин отвечает с оптимизмом: «Я думаю, что наивное искусство ждет очень большое будущее. Восприятие меняется. Все больше людей сами занимаются живописью, пытаются самовыражаться и тем самым признают и лучше понимают окружающих людей. Происходит обмен. Человек, который в состоянии понять и принять, хоть академическое, хоть не академическое искусство, может завтра купить и повесить у себя дома работу и наивного художника. Какая разница наивный/не наивный художник? Он творец и если это настоящее произведение искусства, то оно трогает душу, не так ли?».

Выставка «Волшебный мир хорватского наива» продлится до 6 июля в Музее наивного искусства по адресу: Москва, Измайловский бульвар, д. 30. Подробнее на сайте музея http://naive-museum.ru/

Матиа Скурьени (Matija Skurjeni) классик хорватского наивного искусства, один из самых ярких представителей "независимых" (наравне с Рабузиным и Фейшем), художник, чье творчество заслужило большое международное признание.

Мир животных, масло/холст. 1961 г.

Родился Матиа Скурьени 14 декабря 1898 года в селе Ветерницы, рядом с городком Златар, в Хорватском загорье, седьмым ребенком в семье. Отец и мать работали, но были настолько бедными, что даже не смогли отправить маленького Матиа в школу. Грамоте научился у старших братьев, а как следует читать и писать уже намного позже, в армии. До двенадцати лет работал в своем селе пастухом, затем уехал на строительство железной дороги, и стал железнодорожным рабочим. В том же 1911 году начал понемногу учиться художественному искусству (а попросту малярному ремеслу) - росписи стен. Во время Первой мировой войны, в 1917 году был отправлен на восточный фронт, в Бессарабию (ныне Молдавия), в начале 1918 года был ранен в бою и отправлен в военный госпиталь.

В конце 1918 года, в составе хорватских добровольческих отрядов принял участие в освобождении Меджимурья. После демобилизации вернулся в родные Ветерницы, и стал работать шахтером.

В 1923 году возвращается в город Метлику, где завершает свое "художественное" образование, тогда же начинает рисовать первые акварели. Во время Второй мировой войны работает на государственной железной дороге, в качестве оформителя - разрисовывает вагоны. В 1946 году участвует в основании художественной секции железнодорожников RKUD "Vinko Jedut" в Загребе, тогда же начинается настоящее "обучение" художественному мастерству. Среди наставников были известные академические художники и скульпторы.

В 1948 году Матиа впервые принимает участие в одной из коллективных выставок в Загребе. Только в 1956 году, после выхода на пенсию, Скурьени целиком посвящает себя творчеству, и только тогда начинается его настоящая художественная карьера. В 1958 году организуется его первая самостоятельная выставка в Галерее примитивного искусства (будущий Музей наивного искусства) в Загребе. В 1959 году получает первую награду на 4 Интернациональной Художественной выставке в Мюнхене, в 1960 выставляется в Риме.

Самостоятельная выставка в Париже, в галерее "Mona Lisa", в 1962 году становится знаменательной вехой в его жизни. После этого - серия выставок и большое количество наград во многих странах. В 1964 году участвует в основании Общества наивных художников Хорватии.

В 1975 году Матиа Скурьени тяжело болеет (апоплексия), вследствие чего перестает работать правая рука, но творчество не оставляет - успешно рисует левой рукой. В 1984 году жертвует собрание своих картин для основания Галереи Матиа Скурьени в Запрешиче (пригород Загреба), в 1987 году происходит ее открытие.

Когда-то началось, никогда не кончается, масло/холст. 910х1315 мм. 1973 г.

Ангел войны, масло/холст, 700х905мм. 1959 г.

Музыкальная секция, масло/холст, 530х690 мм. 1959 г.

Цыганский праздник, масло/холст, 700х900 мм. 1960 г.

Первая космонавтская пара, масло/холст, 490х550 мм. 1960-1963 гг.

Старый Париж, масло/холст, 800х1300 мм. 1964 г.

Три брата заиграли в атомную свирель, масло/холст, 730х1000 мм. 1964 г.

Цыганская любовь, 1966. Холст, масло

Горгона, масло/холст, 700х560 мм. 1968 г.

Мне приснилось, что я переплываю эту бурную Саву, масло/холст, 710х530 мм. 1969 г.

Третья мировая война, масло/холст, 940х1380 мм. 1969 г.

Обнаженная с цветами, масло/холст, 700х1300 мм. 1970 г.

Марсель, масло/холст, 1300х800 мм. 1971 г.

Вид на город и мост, масло/холст. 1969 г.

Задумчивая пристань, масло/холст

Обнаженная, масло/холст, 650х850 мм. 1973 г.

Крепость, масло/холст, 744х926 мм. 1973 г.

Сон, где я голый перед мастерской И. Мештровича, масло/холст. 950х1370 мм. 1974 г.

Зоосад, масло/холст, 550х720 мм. 1974 г.

Апостол, масло/холст, 800х650 мм. 1975 г.

Матиа Скурьени. 1927 год

Матиа Скурьени. 1988 год. Фото М. Ленкович

Наивная живопись. Иван Генералич - патриарх наива Хорватии

Знаменитый представитель хлебинской школы наивной живописи ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ (Generalic) -- хорватский художник-самоучка (21 дек. 1914, село Хлебине, Хорватия — 27 нояб. 1992, там же). Создав в 1930 в родном селе Хлебине школу крестьянских живописцев, он стал одним из самых известных в мире мастеров «наивного искусства». Его живопись (по холсту или на стекле) в целом красочна и мажорна, полна фольклорного оптимизма, но включает и немало скорбных мотивов памяти о терроре времен Второй мировой войны.

Биография родившегося в крестьянской семье художника не изобилует событиями — всю жизнь он прожил в родном Хлебине. Интерес к искусству проявился рано, но профессионального образования он не получил. Всерьез заняться живописью его побудил загребский живописец Крсто Хегедушич, представитель левых интеллектуалов: в 1931 он привлек Генералича и его односельчан, Франьо Мраза и Мирко Вириуса, к участию в выставке своей группы «Земля» в Загребе.

В межвоенное двадцатилетие открытие профессионалами творчества «наивных» художников, свободных от догм традиции, отвечало задаче демократизации общества, открывало новые выразительные возможности искусства.Творчество хлебинцев положило начало Хлебинской школе наивной живописи, ныне известной всему миру, а Иван Генералич по праву считается патриархом наивной живописи Хорватии.

Особенности творчества. Темы социального неравенства, характерные для раннего периода, сменились рассказами о крестьянской жизни Хлебина. Это жанровые, реже аллегорические сцены с множеством деталей крепко сколоченного мужицкого быта, пейзажей, оживленных фигурок людей. Проза ежедневья соседствует со сказкой: свирепые быки и райские птицы, отрешенные олени и таинственные единороги. Емкие символы в картинах «Подсолнухи» (1970), «Кот у свечи» (1971), «Олень в лесу» (1956) представляют народную фантазию и высокую поэтичностью личности художника.


Произведения Генералича — камерных размеров и написаны маслом по стеклу. Подобным образом в старину писались иконки в альпийских областях Хорватии и Словении — свет, проходя через стекло, создает особо насыщенный колорит. Художник верен народному промыслу и в манере изображать мир: уплощенное изображение, четкость контура, ритмичность ковровой композиции, в которой все детали равновелики и равнозначны. Народное видение мира, наивное и мудрое, сочетается с опытом знакомства художника с массовой изобразительной продукцией — кичем, что породило неповторимый сплав детской непосредственности восприятия со смелостью художественных решений.

Творчество Генералича, оторвавшееся от народного ремесла и не примкнувшее к образованному искусству, образовало особую нишу, влившись в интернациональный художественный процесс. Художник свободен от рамок традиции и норм стиля, однако подспудно история искусств все же отразилась в его творчестве. Так, его знаменитая картина «Под грушевым деревом» (1943) высоким горизонтом композиции и сдержанным колоритом напоминает полотна Брейгеля Старшего, картина «Оленьи сваты» (1961) полна очарования древневосточных рельефов, а «Хлебинская Мона Лиза» (1972) в виде курицы осмеивает расхожие стереотипы.

Патриарх хорватской наивной живописи Генералич создал целую плеяду мастеров хлеинской школы. Вместе с ним картины писал и его сын Иосип. Произведения Генералича и его коллег хранятся в галерее Наивного искусства в Загребе, а также в музеях многих стран мира.

Ключевые слова

ИВАН ВЕЧЕНАЙ / IVAN VECENAJ / ХЛЕБИНСКАЯ ШКОЛА / HLEBIN SCHOOL / НАИВНОЕ ИСКУССТВО / NAIVE ART / ХОРВАТСКИЙ ПРИМИТИВ / CROATIAN ART / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / ART HISTORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы - Лагранская Софья Антоновна

Статья посвящена творчеству художника Ивана Веченая, представителя Хлебинкой школы ведущего направления в хорватской наивной живописи. Автором была предпринята попытка анализа творчества художника, интерпретация архаичных символов в произведениях подстекольной живописи на примере анализа конкретных произведений, помогающих понять концепцию Хлебинской школы в целом, её неразрывную связь с фольклорными традициями и народными обычаями. К сожалению, в отечественном искусствознании нет материалов, посвящённых исследованию творческого пути Ивана Веченая. Автор надеется, что данная статья поможет всем интересующимся наивным искусством и примитивом открыть для себя многогранный талант этого художника.

Похожие темы научных работ по искусствоведению, автор научной работы - Лагранская Софья Антоновна

  • О творчестве сербских художников-самоучек Илии Босиля Башичевича и Саввы Секулича

    2017 / Лагранская Софья Антоновна
  • Фольклоризм в неопримитивизме русского авангарда первых десятилетий XX века

    2016 / Алексеева Татьяна Петровна, Виницкая Наталья Владимировна
  • Вербальные и визуальные нарративы наивных художников

    2019 / Бобрихин Андрей Анатольевич, Граматчикова Наталья Борисовна
  • Социально-исторический контекст евангельских сюжетов в русской живописи второй половины XIX века

    2016 / Шахова Илона Валерьевна
  • Наивный художник Коровкин и его стеклянный зверинец

    2019 / Бобрихин Андрей Анатольевич
  • 2018 / Суворова Анна Александровна
  • Луи Каравак и секуляризация русского искусства

    2017 / Андреева Юлия Сергеевна
  • Драматизм в образной структуре русской исторической живописи XIX века

    2015 / Мутья Наталья Николаевна
  • Архитектурный и урбанистический пейзаж 1970-1980-х годов в творчестве уфимских художников

    2015 / Капина Татьяна Николаевна
  • Библейско-евангельская сюжетика в современном изобразительном искусстве (на примере творчества художников тюменского региона)

    2017 / Черниева Зинаида Леонидовна

Croatian naive art: Ivan Vecenaj

Lying aside from professional art, painting of the Croatian primitivists and the individuality of their position proved to be not only close to the aesthetic thinking of the 20th century, but also an organic consequence of the influence of the culture of the urban lower classes and folklore. The peasants are with no doubts deeply religious, but in their paintings it wasn"t practically reflected: the artists, with a reasonable share of selfishness, were rather focused on nature and people near themselves. The exception is Ivan Vecenaj (1920-2013) and his biblical cycle atypical for the peasant primitive which opened a new page in the Croatian naive art . Like most representatives of the Hlebin school the largest trend in Croatian naive art Vecenaj worked by oil on glass. This is an old technique, based on which artist paints in a reverse way layer by layer from details to the background. Vecenaj added a little bit of fantasy to his characters whether it was multicolored foliage in the middle of winter or a purple hue of a cow"s wool. In his works, Vecenaj tends more to realism, but with elements of expression, grotesque and irony. Vecenaj moved The Scriptures in space and time, modernizing them and placing them in a familiar environment. His paintings are depiction of suffering and reverent aware of faith. The palette is bright and saturated, as if it reflected the hysteria of the stories. In the Vecenaj"s works the spectator encounters the cruelty of the image that is uncharacteristic for peasant naive art and it"s lies not so much in the subjects as in the repulsive depiction of landscapes: scorched deserts, charred trees, thorny bushes, and blood-red sky all this creates a feeling of discomfort and fear emotions that are completely uncharacteristic for the pastoral naive art of the Hlebine school. The prevailing majority of genre scenes in the peasant primitive is due to the fact that for peasants it"s just more simple and clear to represent the surrounding. Therefore, in an endless series of harvesting and feast scenes, individualism which Ivan Vecenaj has created is so valuable. The artist"s contribution to the Hlebin school lies precisely in his religious works here he discovers a unique traditionalism in the context of sacred topic for the peasants relations with God.

Текст научной работы на тему «Наивная живопись Хорватии: Иван Веченай»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2018. № 30

УДК 7.031.2+75.023.15 Б01: 10.17223/22220836/30/14

С.А. Лагранская НАИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ХОРВАТИИ: ИВАН ВЕЧЕНАЙ

Статья посвящена творчеству художника Ивана Веченая, представителя Хлебинкой школы - ведущего направления в хорватской наивной живописи. Автором была предпринята попытка анализа творчества художника, интерпретация архаичных символов в произведениях подстекольной живописи на примере анализа конкретных произведений, помогающих понять концепцию Хлебинской школы в целом, её неразрывную связь с фольклорными традициями и народными обычаями. К сожалению, в отечественном искусствознании нет материалов, посвящённых исследованию творческого пути Ивана Веченая. Автор надеется, что данная статья поможет всем интересующимся наивным искусством и примитивом открыть для себя многогранный талант этого художника.

Ключевые слова: Иван Веченай; Хлебинская школа; наивное искусство; хорватский примитив; история искусства.

Живопись хорватских примитивистов оказалась не только близка эстетическому мышлению ХХ в., но и явилась органическим следствием слияния городской культуры с фольклором: она влилась живой струей в интернациональный художественный процесс и высоко поднялась в период повышенного интереса к творчеству наивных художников в Европе шестидесятых годов.

Крупнейший югославский исследователь наивного искусства Ото Биха-ли-Мерин небезосновательно предполагал, что для понимания художника обычно достаточно изучить его работы, «однако для крестьянских мастеров понятия „жизнь" и „творчество" неразделимы» . Они занимались искусством в свободное от полевых работ время - творчество было продолжением линейности их жизни, не вызывая стихийных приливов вдохновения и не отодвигая крестьянские заботы на второй план. «Их работы полны энергии и отражают природную проницательность и наивное поэтическое видение» - как все наивные художники хорватские примитивисты использовали насыщенную цветовую палитру, придерживались четких контуров и не всегда владели перспективой. И хотя крестьяне являлись людьми глубоко верующими, в сюжетах картин всё же преобладали повседневные заботы и радости, а отношения с религией отошли на задний план. Исключением по праву считаются работы Ивана Веченая (1920-2013) - его библейский цикл, не типичный для крестьянского примитива, открыл новую страницу в хорватском наивном искусстве.

Веченай родился в бедной крестьянской семье в деревне Гола. Будущий художник был старшим из шести братьев, окончив четыре класса школы, помогал отцу по хозяйству, подрабатывал у более обеспеченных крестьян. Любовь к творчеству мастер проявил еще ребенком, коротая долгие зимние вечера за карандашными рисунками, но писать крупные работы красками начал только в 1953 г., познакомившись с Крсто Хегедушичем (1901-1975), загребским художником, идейным вдохновителем Хлебинской школы, и

Иваном Генераличем (1914-1992), наиболее известным художником-крестьянином. Уже через два года Веченай участвовал в совместной с другими хлебинцами выставке в Музее города Копривницы. В конце пятидесятых годов Веченай освоил технику подстекольной живописи, продемонстрированной ему Хегедушичем: картина пишется реверсным способом - не на лицевой, а на обратной стороне стекла. Под стекло подкладывается карандашный эскиз, часто очень схематичный, обозначающий общую композицию картины, далее прописывается передний план, все мелкие детали, и так послойно, вплоть до фона.

В середине шестидесятых художник продолжает заниматься живописью, параллельно увлекаясь лингвистикой и этнографией. В Хорватии Веченай известен также как поэт и краевед - в его родном доме в Голе насчитывается порядка тысячи объектов этнографической коллекции, посвященной быту и истории родного края художника. Веченай является автором семи книг: томов по краеведению и лингвистике, словаря, а также двух художественных романов и сборника стихов. С 1999 г. Веченай являлся членом Союза писателей Хорватии. Его дом в Голе был отреставрирован, а бывшие конюшни отданы под галерею, где находится самое большое собрание работ художника. Его сын, Младлен, также занимается живописью и увлекается этнографией. Вместе с отцом они сделали небольшой краеведческий музей в хозяйственных пристройках своего поместья.

Работы Веченая хранятся в частной коллекции князя Монако, а также в крупных музеях и галереях по всему миру - Париже, Турине, Нью-Йорке, Мюнхене, Токио. В 1987 г. в Лондоне была издана «Библия искусства двадцатого века», в которой среди картин классиков академической живописи, есть и работа Ивана Веченая «Четыре всадника Апокалипсиса» (рис. 1).

Художник считал это большим достижением не только для хорватского наивного искусства, но и для своей страны в целом. В 1996 г. Американский биографический институт номинировал Веченая на премию «Человек года» и вручил художнику золотую медаль с надписью: «Присуждается за вклад в развитие человечества в области живописи». Творчеству Веченая посвящены многочисленные очерки и две крупные монографии хорватских искусствоведов Г. Гамулина и Т. Мароевича. Веченай участвовал в Загребском триеннале (1970, 1973 и 1987) и фестивале наивного искусства в Братиславе (1966, 1969, 1972, 1994), а также принимал участие в групповых выставках хорватских наивных художников по всему миру. Наиболее примечательными и получившими восторженные отзывы являлись международные выставки в Лондоне (Галерея Меркури, «Хлебинская школа», 1965), Токио (Музей искусств города Сетегаи, «Одиннадцать художников из Югославии», 1994) и Санкт-Петербурге, Флорида, США («Фантастический мир хорватского наивного искусства», 2000).

Веченай, как и другие хорватские художники, тяготеет к описательности и повествовательности: картина обязательно должна нести в себе историю или обрывок воспоминания. Эпиграфом к библейскому циклу художника может послужить цитата из Откровения Ионна Богослова: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». Веченай был человеком глубоко религиозным: выросший в патриархальной бедной деревенской семье, юношей он не имел средств для покупки книг, так что Библия заменяла ему их все. В 1962 г. он пишет первые работы библейского цикла,

обращаясь к сюжетам Ветхого и Нового Завета. В этих первых работах Вече-най использует характерный для наивных мастеров прием: он переносит сюжеты Писания в пространстве и времени, осовременивая их и помещая в привычную для себя среду подравинского крестьянства. И хотя герои могут быть изображены в набедренных повязках или вовсе обнаженными, подобно моделям ренессансной живописи, у зрителя не остается сомнений, что все происходящее неразрывно связано с окружающей художника действительностью. Это же свойство мастер проявляет и в жанровых работах, демонстрируя гармонию отношений между человеком и природой: герои являются «плоть от плоти» художника - те же грубые черты лица, узловатые пальцы, обгоревшее на солнце лицо, испещренное морщинами и закаленное ветрами; и занятия их вполне типичны для представителей своего сословия - уборка урожая, выгул скота, покос, крещения, свадьбы, похороны. К своим персонажам мастер добавляет частицу фантазии - будь то одетые в разноцветные листья деревья в середине зимы или фиолетовый оттенок шерсти коровы. В своих пейзажах и жанровых сценах Веченай тяготеет скорее к реализму, но с элементами экспрессии, гротеска и иронии.

Рис. 1. Всадники Апокалипсиса. 1978. Стекло, масло. Галерея Ивана Веченая, Гола

Веченай часто обращается к образу петуха: этот персонаж присутствует почти в каждой картине, выступая в роли проводника в мир фантазий художника. Хорватский искусствовед и публицист Божица Елушич считает образ петуха символом метафоричного и метафизического в творчестве художника: на фоне покосившихся домов и крестьян за работой движется целый ряд ярких петухов, исполненных мистики, свойственной религиозным и магическим культам, словно «петух играет символическую роль, указывающую на одну из его добродетелей - гордость, решимость борца, храбрость, доброту и верность» .

В своих работах Веченай зачастую передает настроение в картине при помощи различных оттенков неба и многообразия растительности: природа пасторальных пейзажей, искрящаяся яркой голубизной неба и изумрудными заливными лугами, выступает в качестве полноправного участника картины наряду с брутальными фигурами крестьян, а в работах библейского цикла колючие черные кустарники и темные облака скорее являются аккордом, дополняя сюжет, отражая его символичность. Небо у Веченая - это архаичный символ древности, созерцая который, человек преисполнялся ужасом и восторгом, благоговением и страхом. Небо привлекало его и в то же время отталкивало - оно казалось сверхъестественным по самой своей природе, и, в результате, стало священным символом: «Людям казалось, что устремляясь к небесам, сулящим трансценденцию, можно выйти за пределы бренного человеческого бытия и обрести нечто иное» .

Этот же прием прослеживается и в работе «Всадники Апокалипсиса». Смысловой центр картины - четыре вооруженных всадника, уродливые скелетообразные создания, посылающие на Землю вихри ледяного дождя, сеющие разрушение и смерть. В левом нижнем углу художник поместил схематичное изображение обращенных в бегство людей. Фон представляет собой грозовое небо, затянутое темно-синими тучами. В правом нижнем углу расположился ястреб: птица является предвестником грядущего, аллегорией перерождения. В этой работе Веченай отражает богобоязненные нравы, бытовавшие в окружавшем его обществе, страх перед неизбежностью небесной кары. Но в то же время художник пытается пробудить от летаргического сна сознание крестьян, встряхнуть их, предостерегая, что хоть Апокалипсис и неизбежен, но не стоит отчаиваться в борьбе за свою душу, ведь каждому «воздастся за дела ваши». В другой работе библейского цикла «Голгофа» (рис. 2) тот же драматизм, выраженный посредством фона, - выжженная пустыня на заднем плане как символ бесплодной земли передает ощущение безысходности. Персонажи непропорционально удлинены, словно на картинах Сальвадора Дали, но Веченай рождает их из своего собственного воображения, не стремясь подражать гениальному сюрреалисту. Прибит гвоздями к стволу оголенного дерева Иисус - его терновый венок уже обагрился кровью, но стражник продолжает колоть его копьем, и из грудной клетки Христа фонтаном брызжет кровь. Двое разбойников - розовато-серые фигуры в искаженных позах - привязаны к угольным стволам деревьев - скорее повешены, нежели распяты (этот же вариант изображения Веченай использует и в других работах, иллюстрирующих сцену Распятия). Петух, выступающий в роли проводника между мирами живых и мертвых, застыл с поднятыми вверх крыльями у ног Христа как еще один скорбящий. Вся работа проникнута тос-

кой и болью, словно художник хочет передать страдания, которыми Спаситель искупил грехи людей.

Рис. 2. Голгофа. 1977. Стекло, масло. Галерея Ивана Веченая, Гола

В работе «Евангелисты на Голгофе» (рис. 3) черные облака на багряном небе отражают трагичность происходящего, словно жертва, принесенная Христом, доставляет страдания природе в равной степени с людьми. В центре картины изображен распятый Иисус, глаза его закатаны, что говорит о предсмертной агонии, а цвет тела серо-зеленый, словно он уже давно мертв. Испещренный кровоточащими ранами, Христос прикован шестью гвоздями -символами страданий и страстей - все его тело жилисто, натянуто, с просвечивающими сквозь тонкую кожу мышцами и венами. Его образ исполнен в готической манере с присущей художнику экспрессией. Вокруг главного героя расположены непроходимые заросли и четыре фигуры в соответствии с каноничными символами, символизирующие апостолов: орел, лев, бык и

ангел - глаза всех четверых устремлены на Христа. Двое разбойников также представлены: тот, что обрел веру, изображен смиренно принявшим свою судьбу по правую руку от Спасителя, в то время как по левую от него безбожник, умирающий в мучениях.

Рис. 3. Евангелисты на Голгофе. 1966. Стекло, масло. Хорватский музей наивного искусства, Загреб

Внизу креста символ первородного греха Змий и лестница, символ Вознесения. В правом верхнем углу схематично прописана группа из восьми человек, словно художник предлагает зрителю самому домыслить, кто изображен здесь - праздные зеваки или персонажи Нового Завета. Согласно красным одеяниям, характерным для женских персонажей, и описаниям Евангелия, четверых из них можно определить как «Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» . Другие же трое - скорее всего святой Петр, Иоанн Креститель и Иаков; четвертый персонаж, сидящий на земле почти без одежды, является неопознанным - возможно, это автопортрет. В глуби зарослей художник поместил фигуру повешенного Иуды как символ предательства, а свечи, символы божественности, расположены рядом с апостолами, каждый из которых держит манускрипт с цитатами из Евангелия. Эти обрывки фраз формируют завершенный образ, который хотел передать художник: картина является манифестом страданий Христа, актом великого самопожертвования, одновременно сопряженного с невероятными страданиями и удивительными чудесами.

Кроме Мийо Ковачича (р. 1935), в начале семидесятых, ни одни художник Хлебинской школы не был так убедителен в своих трактовках Писания. Но, несмотря на схожесть творчества Веченая и Ковачича, в библейских циклах художников можно увидеть отличительные черты: «Ковачич идет по пути нивелирования канонических традиции, выражая в большей мере иронический взгляд на христианство, Веченай же, напротив, скорее строго следует Библии, не подвергая её экстраполяции» . Религиозные работы Веченая наполнены сказочностью и фантасмагоричностью, словно старинные легенды, и отражают видение художника, его личное отношение к притчам Ветхого и Нового Завета.

Превалирующее большинство жанровых сцен в крестьянском примитиве происходит оттого, что крестьянам просто и понятно изображать окружающее. Поэтому в бесконечной череде сцен уборки урожая и праздничных застолий так ценен индивидуализм, который в рамках устоявшихся канонов проявляет наивный художник, формируя свой идиосинкратический стиль. Скромное количество библейских мотивов объясняется сугубо личным переживанием веры, которым крестьяне не привыкли делиться публично, и вклад Веченая в направление заключается именно в его религиозных работах -здесь расскрывается уникальный традиционализм в рамках сакральной для крестьян темы отношений с Богом.

Литература

1. Bihaljia-Merin O. Modern primitives: Masters of Naive Painting. New York: Abrams, Cop. 1959. 304 р.

2. Jelusic B. Vecenajevih pet prstiju. Zagreb: Galerija Mirko Virius, 2010. 130 с.

3. Армстронг К. Краткая история мифа. М. : Открытый мир, 2005. 160 с.

4. Библия, Евангелие от Иоанна [Электронный ресурс] URL: http://allbible.info/bible/sino-dal/joh/19#25 (дата обращения: 19.06.2017).

5. Jacob M.J. Naive and Outsider Painting from Germany: An Introduction // Naive and Outsider Painting from Germany and Paintings by Gabriele Munter. Chicago: Museum of Contemporary Art, 1983. 118 р.

Lagranskaya Sofia A., State Institute of Art Studies (Moscow, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2018, 30, pp. 139-146.

DOI: 10.17223/2220836/30/14

CROATIAN NAIVE ART: IVAN VECENAJ

Keywords: Ivan Vecenaj; Hlebin school; naive art; Croatian art; art history.

Lying aside from professional art, painting of the Croatian primitivists and the individuality of their position proved to be not only close to the aesthetic thinking of the 20th century, but also an organic consequence of the influence of the culture of the urban lower classes and folklore.

The peasants are with no doubts deeply religious, but in their paintings it wasn"t practically reflected: the artists, with a reasonable share of selfishness, were rather focused on nature and people near themselves. The exception is Ivan Vecenaj (1920-2013) and his biblical cycle - atypical for the peasant primitive - which opened a new page in the Croatian naive art.

Like most representatives of the Hlebin school - the largest trend in Croatian naive art - Vecenaj worked by oil on glass. This is an old technique, based on which artist paints in a reverse way - layer by layer from details to the background.

Vecenaj added a little bit of fantasy to his characters - whether it was multicolored foliage in the middle of winter or a purple hue of a cow"s wool. In his works, Vecenaj tends more to realism, but with elements of expression, grotesque and irony.

С.А. HaspancKan

Vecenaj moved The Scriptures in space and time, modernizing them and placing them in a familiar environment. His paintings are depiction of suffering and reverent aware of faith. The palette is bright and saturated, as if it reflected the hysteria of the stories. In the Vecenaj"s works the spectator encounters the cruelty of the image that is uncharacteristic for peasant naive art - and it"s lies not so much in the subjects as in the repulsive depiction of landscapes: scorched deserts, charred trees, thorny bushes, and blood-red sky - all this creates a feeling of discomfort and fear - emotions that are completely uncharacteristic for the pastoral naive art of the Hlebine school.

The prevailing majority of genre scenes in the peasant primitive is due to the fact that for peasants it"s just more simple and clear to represent the surrounding. Therefore, in an endless series of harvesting and feast scenes, individualism which Ivan Vecenaj has created is so valuable. The artist"s contribution to the Hlebin school lies precisely in his religious works - here he discovers a unique traditionalism in the context of sacred topic for the peasants - relations with God.

1. Bihaljia-Merin, O. (1959) Modern primitives: Masters of Naive Painting. New York: Abrams,

2. Jelusic, B. (2010) Vecenajevih pet prstiju . Zagreb: Galerija Mirko Virius.

3. Armstrong, K. (2005) Kratkaya istoria mifa . Translated from English by A. Blaze. Moscow: Otkritiy mir.

4. Bible, Evangelie ot Ioanna . Available from: http://allbible.info/bible/sinodal/joh/19#25. (Assessed: 19th June 2017).

5. Jacob, M.J. (1983) Naive and Outsider Painting from Germany: An Introduction. In: Munter, G. Naive and Outsider Painting from Germany and Paintings. Chicago: Museum of Contemporary Art.