Иоанн береславский - кто же он? Иоа́нн Московский, Большой колпак, Христа ради юродивый

Блаженный Иоанн (Береславский Вениамин Яковлевич) — всемирно известный духовный лидер, величайший помазанник Премудрости и выдающийся мыслитель современности, обладает старческой, пророческой харизмами. Как церковный пастырь он наследует свято-отеческую традицию нестяжательного, подвижнического духоносного и светоцентрического христианства, особое место уделяя пути святости через практику святых. Как пророк – в полете духа открывает человечеству величайшие глубины познания Бога, на высочайших ступенях обожения и Теогамии. В личном и церковном опыте, а также богословски он великолепно раскрывает аспекты духовности в перспективе будущего – уже для человечества третьего тысячелетия. В простонародии его называют блаженным Иоанном или просто отцом Иоанном. Бесстрашный, огненный, ревностный, мессианистический царь - так можно описать этого удивительного человека.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Блаженный Иоанн (Береславский) родился в Москве в 1946 году. Прошел обучение в Музыкальном колледже и Московской консерватории им. Чайковского, закончил Московский институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Работал переводчиком, преподавал нормы английского языка. Получив классическое образование, постепенно обратился в веру и при­мкнул к Истинно-Православной (катакомбной) церкви, которая избежала коммунисти­ческого влияния. Для его духовного роста оказало огромное влияние знакомство со святой молитвенницей – старицей Евфросинией из Почаева, которая открыла ему красоты практического подвижничества и старческого православия Святого Духа. Блажен­ный Иоанн, имея хиротонию от митрополита УАПЦ Иоанна Боднарчука, стал наследником мистических традиций Истинно-Православной церкви, ведущей преемство от патриарха Тихонома и собора соловецких новомучеников во главе с патриархом-мучеником Серафимом Соловецким, проведшим 39 лет в сталинских лагерях ГУЛАГа».


В ноябре 1984 года стали выходить его первые книги о духовности, святости и перспективах возрождения Русской Церкви в России. Позднее усилием единомышленников организуется благотворительный фонд и издательство, ставшее известным как «Центр Богородицы в России» которое создавало публикации уникальных текстов живых откровений Божией Матери и Господа в России и по всему миру с комментариями и редакцией блаженного Иоанна Береславского. Как гений профетической мысли и мастер слова, отец Иоанн написал более 350 книг, тысячи статей, несколько многотомных изданий на русском и других языках. На сегодняшний день в России и за рубежом издано более 300 книг блаженного Иоанна. Среди них – только 40 книг Слова Божией Матери – записанной летописи Российского Откровения, и 7-томник о Второй Соловецкой Голгофе, ставший русским бестселлером.

ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

После падения коммунизма немаловажным фактором в России явилось учреждение отцом Иоанном движения возрождения «Новая Святая Русь», в которое вошли представители мыслящей интеллигенции, священники, философы и мн. другие, кто сердцем и душой болел за Россию. Как участник событий августа 91-го отец Иоанн встречался со многими политическими лидерами с целью предотвращения кровопролития и насилия, убеждая их в необходимости решения конфликта мирным путем. Его активная антикоммунистическая позиция помогла стране отказаться от мнимых идеалов атеистической эпохи, выйти из кризиса и духовного застоя, и обратиться к истинным общечеловеческим ценностям.

Отец Иоанн был первым в России, кто после падения коммунистического режима воссоздал и сформулировал национальную идею о мессианизме русского народа через утверждение идеалов «Новой Святой Руси». В отличие от известных идеологов-маргиналов, под термином «Новая Святая Русь» блаженный Иоанн подразумевает «божественный призыв к страдающему русскому народу о возвращении к извечным аксиомам осмысленного и активного следования истине, нравственности, любви и красоте, о божественном промысле, в соответствии с которым русская нация должна определять свой дальнейший путь».

Блаженный Иоанн впервые проанализировал и описал глубокий кризис современной церкви, в особенности в ходе истории 20-го века, который по его мнению является основной причиной духовной деградации современного общества.

Широта его мировоззрения, масштабность ума и полет мысли не ограничивается рамками отдельной веры, народа или традиции, но многогранно раскрывает духовный путь как гуманистический, нравственный идеал, имеющий общечеловеческую важность. Им впервые после падения коммунизма была дана духовная оценка постсоветского общества и сформулирована концепция мессианизма русского народа. Изложив в своей знаменитой серии книг «Огонь покаянный» главные принципы духовного пути и выхода из кризиса для современного общества, отец Иоанн определил конкретные цели, духовные средства и нравственные обязанности для каждого человека, вытекающие из этих принципов.

ПИСАТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ, ПРОРОК


В своих трудах он выражает идею мессианистического предназначения человека, как образа и подобия Божия, раскрываемого в святости и нестяжательной жизни, о которых учили Франциск Ассизский, Совонарола, Сократ, св. Нил Сорский, Лев Толстой. России. Ряд книг посвящен раскрытию сути сверхъестественных явлений, происходящих на рубеже 20 и 21 веков: напр. теофаний (явлений) Соловецкой Голгофы, мироточения икон, крестов, фотографий, мощей святых, помимо свидетельств очевидцев и богословских комментариев дается историческое осмысление явления и обширный духовно-научный анализ.

В настоящее время отец Иоанн является ведущим исследователем мировой философской мысли в области теологии и богословия, а также экспертом по явлениям и откровения Богоматери по всему миру. Он - автор обширных исследований о творчестве выдающихся мыслителей прошлого в традициях Владимира Соловьева. На сегодняшний день многотомное сочинение его трудов представляет собой огромную библиотеку, на изучение которой можно затратить целую жизнь. Его книги переводятся на разные языки, его одинаково читают люди разного возраста, независимо от рода занятий и круга интересов. Большое значение он придает аутентичности перевода на языки мира священных и духовных текстов, используя сравнительный анализ морфологии древних языков. Ему с легкостью доступна высота мудрости учителей суфизма и дзен-буддизма. Венцом его духовных изысканий является великолепный сборник трудов под названием «Теосис. Теогамия. Богосупружество», где раскрывается высшее предназначение человека как образа и подобия Божьего и цель прихода в этот мир как вступление в брак с Богом, соединение в одно с Творцом.

Как непревзойденный писатель, он акцентирует внимание всего человечества на величайшую роль Пресвятой Богородицы в судьбах мира. Как мыслитель - открывает дыхание премудрости, от которого оживают труды авторов прошлого и древних философов. Как поэт, подобно Мандельштаму, он черпает вдохновение от высочайших озарений и мистических тайн Божественной Премудрости. Как пророк, подобно Моисею, он открывает духовную миссию Божьего народа и перспективы будущего человечества. Его поддержкой и советом часто пользуются видные политические деятели, а его бескомпромиссная позиция в прессе как духовного авторитета начала 90-х гг. (наравне с отцом Александром Менем и отцом Глебом Якуниным) сыграла существенную роль в крушении коммунистической идеологии в России.

Заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ А. А. Тутунов пишет о нем: «огромная библиотека книг о. Иоанна является духовным кладезем для современного общества. В своих книгах он являет синтез многолетних мистических откровений Слова Богоматери по всему миру, отражающий многогранный опыт, накопленный веками…».

Его творчеством интересуются английские библиографы. Как выдающийся мыслитель современности блаженный Иоанн Береславский входит в элиту интеллектуалов мира - так описывает его деятельность Английский каталог «Кто есть кто», отмечая особый вклад блаженного Иоанна для мирового сообщества.

ДВА МИРОВОЗРЕНИЯ

Извечен конфликт мировоззрений старого и нового. Не удивительно, что новизне и самобытности отца Иоанна апонентами его учения вменяется в вину «неследование фундаментальным церковным предписаниям и канонам». Так, отдельные отечественные группы, поддерживающие сторону фундаменталистски настроенных представителей религиозного традиционализма, из-за личностных интересов предают бойкоту отца Иоанна и его труды, не желая признать собственную духовную несостоятельность.

Существовавший во все времена конфликт двух мировоззрений, состоящий в противопоставлении разных идей, как в религиозном, так и в этическом смысле, является борьбой за сохранение самобытности и жизненной индивидуальности против рамок традиций и устоявшихся мертвых схем. С этим связаны многочисленные нападки приверженцев традиционных церковных институтов на деятельность отца Иоанна - как инструмента Божественной воли, открывающего человечеству Божественный мир как высшую реальность бытия.

К восстановлению у современного человека пораженной грехом и компромиссами совести, призывает блаженный Иоанн. Как практику веры, ему присуща глубокая церковность и верность высоким идеалам нравственности. В своей бескомпромиссной позиции он мужественно отстаивает собственную точку зрения, через что формирует абсолютно новый взгляд на различные сферы светской и духовной жизни общества, что выводит его в ряд выдающихся духовных мыслителей современности. Любопытно заметить, что в трудах блаженного Иоанна нет той нарочитой светскости и односторонней поверхностности, которая свойственна многим исследователям религии и публицистам, «извне» наблюдающим над важнейшими религиозными процессами, происходящими в человеческом обществе. Его взгляд всегда внутренне обоснован и убедителен, его выводы и заключения всегда соответствует глубокому знанию предмета и своевременности преподносимой им духовной концепции видения ситуации.

ГЕНИЙ ПРОФЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Блаженный Иоанн (Береславский) – превосходный знаток и исследователь священных текстов иудаистского цикла (таких как Тора, Талмуд, Мишна, Перке Абот), Библии, апокрифических писаний Старого и Нового Завета, древних документов и манускриптов, писаний святых отцов христианства, западных мистиков и восточных исихастов, как это видно из его многочисленных работ. Он стоит у истоков созданной им профетической школы мистического богословия, и практики следования святым, через озаренность в Христианстве и поклонение тайнам Премудрости. Ученики его школы, перенимая образы нестандартного мышления и новаторство блаженного Иоанна, становятся яркими самостоятельными мыслителями, богословами и мистиками, продолжая развивать новую духовную традицию и русскую философско-религиозную школу.

Многочисленные конференции, проводимые отцом Иоанном, открывают людям сокровенные тайны бытия, сферу живого мистического озарения, накопленный веками опыт величайших подвижников христианства, таинственный мир божественных откровений. Приводя различные трактовки в переводах священных текстов, блаженный Иоанн часто прибегает к возможностям сравнительного анализа морфологии древних языков, которыми в совершенстве владеет. При разрешении парадоксов иногда ему доступна высота мудрости учителей суфизма и дзен-буддизма.

Известный российский искусствовед - профессор Е.М. Левашов, в своем исследовании творчества о. Иоанна, в частности, пишет: «автор всемерно обогащает и подтверждает свои суждения непроизвольными отсылками к областям не только религиозных, но и светских наук – фонетики и даже исторической египтологии. Он обладает полнотой многогранной научной и
художественной эрудиции».


БОГОТВОРЕНИЯ БЛАЖЕННОГО ИОАННА

Блаженный Иоанн создал новую духовную школу Музыки, воспитал сотни талантливейших и свыше одаренных учеников Премудрости. Открыл человечеству новые переспективы познания Бога и обожения через мистический Брак с Божеством.

В сфере богослужений блаженный Иоанн разработал концепцию совершенно новых подходов к литургии, как мистическим таинствам Самого Христа, раскрывая суть богослужения в многообразии форм и нестандартности подходов, делая ее доступной для простых людей, в то же время раскрывая на новой высоте всю глубину и красоту Божественной литургии – как Мессианистической трапезы Грааля, что в свою очередь находит применение в изображении на новых одеяниях, хоругвях и в новой иконописи. Определенное внимание уделяется внешним формам и богослужебной культуре, опираясь на многовековую культурную традицию в создании форм и символике цвета. Особое место в богослужении занимает мистериозность, в нее входит пластическая молитва: выражение языка сердца на языке пластических движений. Тем самым блаженный Иоанн вернул литургиям их мистериальность и жизненную первозданность.

В вокально-инструментальной сфере им введен целый ряд новых выразительных элементов с использованием богатства мелоса и фонетики древних и современных европейских языков, а также составлена новая уникальная система церковных ладов-гласов.

В творческой художественно мастерской о. Иоанна создаются шедевры живописи и мастерства, разрабатываются новые художественные формы и стили.

Он преподнес новую концепцию образования для детей и учителей, основав институт семьи. Основа этой концепции состоит в особом понимании образования как вдохновенного познания глубин общечеловеческих истин через праведность, святость, духовность вне формализма и начетничества, через привития любви к учебе, к учителю и способность достижения глубокого диалога.

Как международный лидер духовный лидер он объездил пол-мира, провел сотни конференций и встреч. Беседуя с о. Иоанном на одной из встреч, посвященной диалогу христианства и мусульманства, лидер российских мусульман Гейдар Джемаль заинтересовался вопросом пересмотра концепции церковной истории и системой взаимоотношений в семье, сказав, что опыт отца Иоанна может быть неоценим и для мусульманского мира.

Его стремление сплотить прогрессивную русскую творческую и духовную интеллигенцию вылилось в создание Санкт-Петербургской «Независимой Ассоциации Российских Религиозных Писателей и Философов».

ФЕНОМЕН ЕГО КНИГ

Высочайший уровень духовности, высота творческого озарения и глубина пророческого видения, приносят несомненные плоды огромной деятельности блаженного Иоанна. По словам одного из историков отечественной культуры - «…обнаруживающиеся в его трудах печати практической духовности, глубокое преемство образов и взаимосвязей раскрывают в нем восприемника мистического опыта величайших русских святых, непосредственно переданного ему от живых носителей благодати и благословения Соловецких новомучеников».

Недавно вышли из печати первые две книги многотомного исследования из серии «Распечатанная псалтирь», посвященной открытию феномена псалмов как живого жанра духовного творчества. На ее страницах даны многочисленные комментарии к текстам церковнославянских псалмов, сравнительный анализ стихов с применением цитат из Священного Писания, древней и современной полемики толкователей.. Блестяще раскрыто мистическое содержание отдельных псалмов в контексте страстного опыта мучеников ГУЛАГа, богооткровенных эпизодов из жизни средневековых святых и современных боговидцев. Впервые опубликованы на русском языке исследования ведущих мировых экспертов из области Мариологии, таких как аббат Рене Лорентан, Архиепископ Фултон Шин, доктора богословия Викентий Давыдов, Илья Попов. Через весь труд проходит непрерываемая нить живого обращения к величайшим подвижникам-практикам недавнего прошлого, которым и посвящено исследование – блаженной старице Евфросинии Почаевской (духовной матери автора) и Св. Серафиму Умиленному, под впечатлением от горьких песней и псальм которого, написанных в годы преследований, блаженный Иоанн составил несколько циклов поэтических парафраз-переложений псалмов, молитв и духовных стихов. Один из таких циклов был недавно опубликован в виде сборника под названием «Свеча страстного» и приобрел широкую популярность как среди верующих, так и среди поклонников духовной поэзии и художественного перевода. К области работ блаженного Иоанна, посвященных псалмам и их творческой интерпретации, несомненно относятся «Светлая псалтирь» и «Соловецкий псалтирьград» - капитальные труды, в которых собран опыт принципиально нового, стилистически и этимологически выверенного русского перевода псалмов Давида, выполненного автором по просьбе современных пастырей-наставников, филологов и учителей словесности, работающих в сфере преподнесения образов духовного наследия прошлого и живых традиций настоящего широкому кругу современной отечественной аудитории. Потрясает также великое множество новейших книг блаженного Иоанна о религии Грааля, о Премудрости и мн. Др.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

В его работах четко просматриваются перспективы духовного развития человечества в третьем тысячелетии, определяются черты новой духовности и пророческого видения будущего, объясняется процесс эволюции Христианства от ветхого и нового завета до наших дней. В теологических изысканиях важное значение уделяется личности человека и взаимоотношениям Творца и творения. Так, впервые на страницах его книг преподносится новая концепция высшей цели духовного пути - Тэогамии, как «брака Бога с человеком», и вытекающее отсюда учение о Божественном тэогенезе и антропогенезе. Выражением этих тезисов служит ставшая своеобразным девизом молитва: «Я пришел в этот мир, чтобы вступить в брак с Богом через страждущее человечество». Таким образом, последовательным изложением новой для современного богословия концепции «богосупружества» или «тэогамии» и применением ее в практической жизни людей отчетливо высвечивается характер принципиально новых религиозных отношений между Творцом и Его творением. Тем самым, на рубеже веков созидается основа для новой духовности в третьем тысячелетии. По мнению последователей блаженного Иоанна именно она станет надежной альтернативой искусственно-синкретической религии «нью-эйджа» и во многом превзойдет популярность оккультных учений Востока.

Без сомнения, труды блаженного Иоанна закладывают основу новой духовности будущего для нового мышления и духовного мировоззрения человечества в аспекте третьего тысячелетия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы блаженный Иоанн много пу­тешествует по европейским странам, Север­ной Америке и восточно-азиатским странам с миротворческой миссией, где он не устает учить об открытых ему Божественной Премудростью духовных истинах и общечеловеческих. Примечательно его общение не только с другими ветвями христианства, но и с иными религиями, таки­ми как ислам, буддизм и др.. В круг его общения входят шейхи, кардиналы, духовные лидеры, политические деятели. Наряду с открытостью и диалогичностью поражает его спо­собность доступно и ясно преподносить Божественные по­слания и пророческие тексты, с раскрытием глубоких тайн и мистических высот. Многих поражает и вдох­новляет его посвященность в сложнейшие те­ологические, философские и социальные во­просы во всех сферах жизни. Активная миротворческая деятельность отца Иоанна позволила ему стать специальным консультантом Международной Ассоциации Преподавателей за мир во всем мире, имеющей свои представительства в более чем 90 странах.

Возвращаясь к духовным трудам блаженного Иоанна, скажем в заключение, что его книги теперь становятся все более доступны и для англоязычных читателей, у которых вызывает интерес деятельность блаженного Иоанна, которая привела к возникновению в России непревзойденной по своим масштабам новой духовной школы будущего.

Блаженный Иоанн родился в конце XV века в Вологодском крае. В юности он оставил родительский дом и стал безмездно работать «водоносцем» на солеварнях. С тяжелым трудом святой соединил строгий пост и молитву. Затем он перешел в Ростов, где и принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради: он ходил полунагой, носил на себе вериги в виде тяжелых железных крестов и на голове большой железный колпак, за что прозван был «Иоанн - Большой колпак». Питался святой подвижник хлебом и водой один раз в день. Часто бывало так, что блаженный Иоанн выходил на улицу на народ, полагал на землю колпак и, стоя на нем, подолгу смотрел на солнце и молился. Прохожие смеялись над ним и оскорбляли его, но святой с кротостью и терпением переносил насмешки. В Ростове он был знаком с преподобным Иринархом, затворником Ростовским (+1616; память 13/26 января).
Из Ростова блаженный Иоанн переселился в Москву, где продолжил подвиг юрод-ства. Зимой и летом он ходил в рубище, претерпевая в непогоду холод и сырость. Блаженный Иоанн получил от Бога дары прозорливости и чудотворений. Так, он предсказал большие беды России, Смутное время и нашествие поляков, говоря, что «в Москве будет много видимых и невидимых бесов». Он безбоязненно говорил правду всякому, какое бы положение тот не занимал. Даже самому царю Борису Годунову часто говорил слова: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет». Однажды святой встретил хромого человека по имени Григорий. Он расспросил его о болезни и узнал, что Григорий два года назад вывихнул ногу и с тех пор нога не заживает. Во время разговора блаженный Иоанн как бы нечаянно наступил на больную ногу, и она тотчас стала здоровой.
Перед смертью святой Иоанн указал себе могилу у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного. Готовя себя к погребению, ибо ему был открыт день кончины, он снял вериги и трижды облился водой. Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня. Блаженный Иоанн скончался в 1589 (или 1590) году.
На погребении святого в Покровском храме были царь Феодор Иоаннович, архи-ереи Русской Церкви и множество народа. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Господь попустил в наказание за неисполнение завета своего угодника во время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна.
Служба блаженному Иоанну была составлена вскоре после его кончины, при царе Феодоре Иоанновиче (+1598 г.). Житие составлено, согласно некоторым источникам, монахом Иосифом (в миру священник Иоанн Наседка, сотрудник преподобного Дионисия Радонежского (+1633; память 12/25 мая) по исправлению богослужебных книг) в 1647 году. Нетленные мощи угодника Божия были открыты 13 июня 1672 года. 17 января 1916 года придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе, где под спудом почивали святые мощи, был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.
Память этого святого празднуется 25 (12) июня и 16 (3) июля.

Тропарь, глас 8:

Иже Христа ради, волею оставив свое отечество - град Вологду/ и вся красная мира сего возненавидев,/ желанием духовным вселился еси во град Ростов/ и, яко в пустыни скитался в нем,/ гладом, и жаждею и безмерною тяготою плоть свою изнуряя,/ и работая Господеви день и нощь,/ в посте и молитве пребывая в притворе церковнем,/ власы же главы своей пеплом и смолою удручая,/ и, ревнуя Василию блаженному,/ пришел еси в царствующий град Москву/ и в целомудрии и терпении течение добре скончав,/ преселился еси к вечным обителем,/ чудес лучи испущая,/ преблаженне Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Иже Христа ради наложивый на себя мудростию юродство,/ образом буйства зрим от человек,/ умныма же крылома горе возлетая,/ все тело свое веригами обязал,/ яко злато многоценное, соблюдеся в народе,/ очистив ум от страстей,/ веселием духовным прешел еси море мятежнаго сего жития,/ обрете светлость жизни вечныя,/ молим тя, блаженне Иоанне,/ молися прилежно Христу Богу нашему/ сохранитися нам от всякаго навета/ и злых обстояний видимых и невидимых враг, да зовем ти:/ радуйся, многострадально, яко да молитвами твоими направляеми,/ предстоя присно с нами,/ в Троице славимому Богу поем Ему: аллилуйя.

(www.saints.ru; иллюстрации - rusk.ru; dic.academic.ru)


Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, родился в вологодских пределах в в конце XV - в первой половине ХVI века. В молодости он трудился на солеварнях, где был «водоносцем». С тяжелым трудом святой соединил строгий пост и молитву.

Позже он перешел в Ростов, где начал подвиг юродства. Носил вериги в виде тяжелых железных крестов и на голове большой железный колпак, за что прозван был «Иоанн – Большой колпак». Также он носил на пальцах тесные железные кольца. Питался святой подвижник хлебом и водой один раз в день. Часто бывало так, что блаженный Иоанн выходил на улицу, на народ, полагал на землю колпак и, стоя на нем, подолгу смотрел на солнце и молился. Прохожие смеялись над ним и оскорбляли его, но святой с кротостью и терпением переносил насмешки.

Около 1580 г. посетил блаженного Иринарха, затворника Ростовского (1616 г.; память 13/26 января) и предсказал ему нашествие поляков и их поражение: «Даст тебе Бог поучать людей от востока до запада, наполнять землю учениками, отводить людей от пьянства. За беззаконное же пьянство и разврат Господь Бог нашлет на Русскую землю иноплеменных... Но их Святая Троица Своею силою прогонит».

В Москве он жил на улице, без крыши, полуодетый зимой и летом. Носил длинные волосы. Посты его были суровы и молитва непрестанна. Он был в дружбе с разными подвижниками. Его поведение было вызовом мирскому самодовольству, поступки и порой загадочные слова намекали на скрытую повседневную жизнь. Блаженный Иоанн часто обращался с откровенным или обличительным словом к сильным мира сего, его знали даже и цари, терпя от него то, что не вынесли бы от другого. Даже самому царю Борису Годунову часто говорил слова: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет».
В Москве ходил босой и почти нагой даже в самые лютые морозы, предсказывал большие беды России, смутное время и нашествие поляков, говоря, что «в Москве будет много видимых и невидимых бесов».

Однажды блаженный Иоанн пришел в Калугу. В течение целого дня он бегал по улицам и кричал: «Железные ворота, железные ворота!» Горожане поняли, что это предупреждение, и снесли все свое имущество в амбары с железными воротами. На другой день вспыхнул пожар. Весь город сгорел, но никто разорен не был.
Перед смертью святой Иоанн указал себе могилу у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного. Готовя себя к погребению, он снял вериги и трижды облился водой.

Перед самой смертью († 1589) у блаженного открылся дар исцелений. Так, однажды на пути из храма исцелил не владевшего ногой человека: блаженный как бы нечаянно наступил на ногу, и она стала здорова.
Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня. Затем он лег на лавку, просил у всех прощение и завещал отнести свое тело к гробу бла¬женного Василия в Покровский храм. С этими словами блаженный Иоанн мирно преставился к Богу 3 июля 1589 (1590) года. Во время его погребения исцелился человек, двадцать лет страдавший глазной болезнью.

О подвигах его знали многие современники. По указу царя Феодора Иоанно¬вича было совершено торжественное погребение блаженного Иоанна. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Гос¬подь попустил в наказание за неисполнение завета Своего угодника во время богослу¬жения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна. Блаженный Иоанн являлся и больным, находив¬шимся далеко от Москвы, и они выздоравливали.

Вскоре после блаженной кончины святого Иоанна, Московского чудотворца, были составлены житие и служба. Мощи святого были обретены нетленными 12 июня 1672 года и погребены под спудом в приделе Рождества Пресвятой Бого¬ро¬дицы в Покровском соборе. А 17 января 1916 года этот придел был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Память святого совершается в день его блаженной кончины.

Тропарь
Иже Христа ради, волею оставив свое отечество - град Вологду/ и вся красная мира сего возненавидев,/ желанием духовным вселился еси во град Ростов/ и, яко в пустыни скитался в нем,/ гладом, и жаждею и безмерною тяготою плоть свою изнуряя,/ и работая Господеви день и нощь,/ в посте и молитве пребывая в притворе церковнем,/ власы же главы своей пеплом и смолою удручая,/ и, ревнуя Василию блаженному,/ пришел еси в царствующий град Москву/ и в целомудрии и терпении течение добре скончав,/ преселился еси к вечным обителем,/ чудес лучи испущая,/ преблаженне Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
Иже Христа ради наложивый на себя мудростию юродство,/ образом буйства зрим от человек,/ умныма же крылома горе возлетая,/ все тело свое веригами обязал,/ яко злато многоценное, соблюдеся в народе,/ очистив ум от страстей,/ веселием духовным прешел еси море мятежнаго сего жития,/ обрете светлость жизни вечныя,/ молим тя, блаженне Иоанне,/ молися прилежно Христу Богу нашему/ сохранитися нам от всякаго навета/ и злых обстояний видимых и невидимых враг, да зовем ти:/ радуйся, многострадально, яко да молитвами твоими направляеми,/ предстоя присно с нами,/ в Троице славимому Богу поем Ему: аллилуйя. Мария Пронина Автор-составитель 01.08.2011

Блаженный Иоанн Богомил (Вениамин Яковлевич Бересла́вский , род. 1946) - мистик, музыкант, поэт, мыслитель, духовный писатель, подвижник, белый старец, мессия XXI века, пророк, основоположник школы духовности III тысячелетия.

Биографические сведения

Родился в 1946 г. в Москве, в семье служащих. Детство провел в московской коммуналке на улице Домниковская 3/15, в доме, где до революции располагались привокзальные гостиничные номера для мелких купцов и приезжего люда. Учился и закончил среднюю школу в Москве. Прошел длительный путь духовного преображения под руководством старицы Евфросинии Почаевской , затем (после начала российского Откровения Божией Матери) в прямом смысле слова слеплен свыше Царицей Небесной , как отец нового поколения серафитов , человечества Богоцивилизации III .

Еще с детства проявилась на нем печать избранничества. Духовной интуицией тянулся к иррациональным сферам в поисках таинственного Божества. Упивался мистицизмом поэтической каббалы. Постигал в оригинале Шекспира. Чутким посвященным слухом уловлял вибрации музыки Царствия в сонатах Бетховена. Грааль вел своего избранника сокровенными путями, предуготовляя к миссии отца серафического богочеловечества. Грааль преподнес своему помазаннику жемчужину славянского национального архетипа - теогамическую Чашу и добрую веру в Отца чистой любви катаров и богомилов .

Миссия

Блаженный Иоанн - феномен новой цивилизации, знамение нарождающейся эпохи великого просветления умов и преосенения духа, провозвестник эры возжженных светильников ночной пустыни. Вершитель революции духа, он в буквальном смысле опрокинул небосвод ложных представлений старых религий и перевернул земной свод фальшивых ценностей и мнимых сокровищ. Вверг человечество в блаженный шок ослепительной перспективой раскрытия неиссякаемого потенциала человеческой души. По сути, о. Иоанн упразднил старого Бога со злыми его доктринами страшного суда и вечных мук и открыл человечеству нового Бога - Отца чистой любви.

Каждая строка из полутысячи написанных им книг беременна неудержимостью излить горячие потоки отчей любви. Нелегок крест помазанника: запечатлеть невозможность выразить в ограниченной скудости человеческих слов вибрации любви, мелодику музыки Царствия, спектры божественных гармоний небесных сфер. К книгам Иоанна Богомила надо относиться как к высокой музыке. Не столько читать, сколько слушать таинственный голос любви, звучащий в тайнописи иероглифов букв и фраз. Мистику пророческого слова должно вкушать, как младенец, наслаждаясь, пьет теплое молоко материнских сосцов.

Чтобы понять Иоанна Богомила, необходимо выйти за пределы стереотипов человеческого мышления и сложившихся образов обветшалых вековых традиций. Каждая его проповедь, книга, откровение - уникально новое слово, всякий раз впервые открываемое человечеству. Со страниц его книг звучит ода гимнического магнификата человеку в божественном его потенциале. Читаешь - и в мгновение ока исполняешься Духом Святым . Осеняешься таинственным смыслом прочитанного - и в сердце возжигается свеча священнобезумия любви. Входишь в мистику слова - и заурядная и, казалось бы, никчемная личность превращается в прекрасноликого ангела, сошедшего с неба, и испытываешь потрясение до глубины души: как таинственен и прекрасен человек перед очами любящего Отца.

Тайна помазанника

Тайна помазанника не столько в том, что он обладает сверхъестественными дарами, сокровенными знаниями, сколько - он находится в особом завете с Премудростью. Помазанник воспринимает Премудрость не как сумму тайн сверхъестественных законов, которыми управляется бытие, но как личностно проявленное Божество. Избранник достигает духовной ступени, когда он становится одно с Премудростью, сливается с Ней в мистическом браке, когда становятся одно, пожалуй, более тесно, чем вино, растворенное в воде.

В этом мистическом союзе и кроется разгадка теогамии (богосупружества). Помазанник становится не просто сосудом и инструментом Премудрости, но Ее олицетворением, проявлением, напрямую воздействуя на окружающий мир.

Книги блаженного Иоанна - плоды этого мистического брака. В том же аспекте следует относиться и к интеллектуальным гениям, достигшим мастерства в своих сферах: В.Соловьев, Н.Бердяев, Д.Мережковский… Эти выдающиеся личности необходимо рассматривать как феноменальный мистический брак избранника с Премудростью, когда плодом их чудесного синтеза являются шедевры богочеловеческого гения.

Устремляя человечество к тайнам Соловьиной горы, блаженный Иоанн являет ослепительную высоту духовной миссии и предназначения человека. Утонченным нервом сокровенного сердца проницает сокрытое желание всякой души вырваться за пределы одномерной обыденности и постигнуть неисповедимые глубины божества.

Как и подобает мастеру слова, блаженному Иоанну удается доступно и просто говорить о сложнейшем в понимании двух несовместимых путей: истинной и фальсифицированной веры. Помазанник, стирая ложные летописи, открывает человечеству истинную его историю, утверждая, что новая религия Отца чистой любви вернет истерзанный адамов род к первоисточнику превечных идеалов и истинных духовных ценностей.

Отличительная черта блаженного Иоанна - преосененность Духом Святым. Мирровое божество Отца чистой любви буквально растворено в его внутреннем человеке, проявляется в благородных чертах лица, трогательно-нежных вибрациях голоса и обжигающе-горячем взоре любви.

Блаженный Иоанн не столько учит и наставляет, сколько устремляет вослед обаянием небесной любви, возвращая человеку мистическую память первозданной красоты девства. Устремляет в пакибытийные сферы неизреченных блаженств. Учит, казалось бы, о невозможном: как обретать Христа, сходя во внутренняя от ступени к ступени, от замка к замку, достигая последней глубины, где сияет Брачный чертог и в фонтанирующих мирровых источниках открывается обжигающий Христос.

Поэтическая орфеева лира

Особая тема - поэзия блаженного Иоанна. По сути, новый род духовного творчества, основанного на брачных узах Отца чистой любви со своим избранником. Кто-то сравнивает стихотворения блаженного Иоанна с творчеством Иоанна Креста, проводит аналогии с мистикой Франциска Ассизского. На наш взгляд, это опять-таки склонность современных мастеров пера умозаключать в пределах сложившихся традиций. Поэтика блаженного Иоанна неизмеримо выше. Его творческая мысль - богочеловеческого источника. Пером поэта водит удивительная гармония, божественный союз двух влюбленных: Отца и сына, Жениха и невесты.

Музыкальность поэтической лиры и мелодика небесных сфер его стихотворений позволяет выразить ему вибрации любви пакибытийных сфер, которые невозможно передать никакими словами. Оригинальность слога, юродивость рифмы и ошеломляющий каскад образов пробуждает в душе читателя сокрытый источник дремлющей любви, роднит их с гениальными сонатами Бетховена и пронзительной афористичностью Шекспира.

Иоанн Богомил - преосененный теогамический царственный помазанник Духа, опытно осваивающий тайны ста сорока четырех внутренних замков божественного потенциала для того, чтобы распространить сокровищницу истинной веры на земле и во множестве иных миров.

Мессия, предтеча второго пришествия Христа Святого Духа , посол богоцивилизации - величают его выдающиеся мистики в разных странах мира. Тысячи его последователей, ставших свидетелями многочисленных чудесных исцелений, считают его великим чудотворцем; потрясенные читатели - непревзойденным мыслителем современности. Близкие, ученики и духовные чада называют просто - наш отец чистой любви .

Ссылки

  • Биография на сайте Avemaria.ru (автор - священник Илья Христов-Граалев).

Краткое житие блаженного Иоанна Московского

Ро-дил-ся в пер-вой по-ло-вине XVI ве-ка в Во-ло-год-ской зем-ле и в мо-ло-до-сти тру-дил-ся на соле-вар-нях. Юрод-ство-вать на-чал, пе-ре-се-лив-шись в Ро-стов. Но-сил тя-же-лые вери-ги и на го-ло-ве же-лез-ный кол-пак, за ко-то-рый и по-лу-чил свое про-зви-ще. Око-ло 1580 г. по-се-тил бла-жен-но-го Ири-нар-ха, за-твор-ни-ка Ро-стов-ско-го (1616 г.; па-мять 13/26 ян-ва-ря) и пред-ска-зал ему на-ше-ствие по-ля-ков и их по-ра-же-ние.

По-след-ние го-ды жиз-ни про-вел в Москве, где да-же в са-мые же-сто-кие мо-ро-зы хо-дил по-чти об-на-жен-ным, не сни-мая с се-бя же-лез-ных ве-риг. Он без-бо-яз-нен-но го-во-рил прав-ду вся-ко-му, ча-сто об-ра-ща-ясь с об-ли-чи-тель-ным сло-вом к силь-ным ми-ра се-го, не ща-дя и ца-рей. Пе-ред са-мой смер-тью у бла-жен-но-го от-крыл-ся дар ис-це-ле-ний.

Так, од-на-жды на пу-ти из хра-ма ис-це-лил не вла-дев-ше-го но-гой че-ло-ве-ка: бла-жен-ный как бы неча-ян-но на-сту-пил на но-гу, и она ста-ла здо-ро-ва.

Пред-ска-зал свою кон-чи-ну, ис-про-сив у на-сто-я-те-ля По-кров-ско-го со-бо-ра ме-сто для сво-е-го по-гре-бе-ния. Скон-чал-ся 3 июля 1589 г. и был по-гре-бен в По-кров-ском со-бо-ре на Крас-ной пло-ща-ди. Во вре-мя его по-гре-бе-ния ис-це-лил-ся че-ло-век, два-дцать лет стра-дав-ший глаз-ной бо-лез-нью. Нетлен-ные мо-щи бла-жен-но-го Иоан-на об-ре-те-ны в 1672 г.

Полное житие блаженного Иоанна Московского

Бла-жен-ный Иоанн ро-дил-ся в кон-це XV - в пер-вой по-ло-вине ХVI ве-ка. Он из-ве-стен по-дви-га-ми бла-го-че-стия в эпо-ху, пред-ше-ство-вав-шую вре-ме-ни смут-но-му и опас-но-му для Рус-ской зем-ли. Бла-жен-ный был уро-жен-цем Во-ло-год-ской зем-ли. В мо-ло-до-сти он тру-дил-ся на соле-ва-рен-ных за-во-дах, за что его впо-след-ствии на-зы-ва-ли «Во-до-нос-цем». От-сю-да он ушел в Ро-стов, где на-чал ред-кий по-двиг юрод-ства. На го-ло-ве он стал но-сить же-лез-ный кол-пак, из-за че-го его про-зва-ли «Боль-шим кол-па-ком». Так-же он но-сил на паль-цах тес-ные же-лез-ные коль-ца, а на те-ле - тя-же-лые вери-ги из кре-стов. Пи-тал-ся свя-той по-движ-ник хле-бом и во-дой один раз в день. Ча-сто бы-ва-ло так, что бла-жен-ный Иоанн вы-хо-дил на ули-цу, на на-род, по-ла-гал на зем-лю кол-пак и, стоя на нем, по-дол-гу смот-рел на солн-це и мо-лил-ся. Про-хо-жие сме-я-лись над ним и оскорб-ля-ли его, но свя-той с кро-то-стью и тер-пе-ни-ем пе-ре-но-сил на-смеш-ки.

В Ро-сто-ве он был зна-ком с пре-по-доб-ным Ири-нар-хом, за-твор-ни-ком Ро-стов-ским († 1616; па-мять 13/26 ян-ва-ря). По-се-тив его од-на-жды в Ро-сто-ве (ок. 1580 г.), свя-той Иоанн про-ро-че-ски пред-ска-зал ему на-ше-ствие по-ля-ков: «Даст те-бе Бог по-учать лю-дей от во-сто-ка до за-па-да, на-пол-нять зем-лю уче-ни-ка-ми, от-во-дить лю-дей от пьян-ства. За без-за-кон-ное же пьян-ство и раз-врат Гос-подь Бог на-шлет на Рус-скую зем-лю ино-пле-мен-ных... Но их Свя-тая Тро-и-ца Сво-ею си-лою про-го-нит».

По-след-ние го-ды сво-ей жиз-ни бла-жен-ный Иоанн про-вел в Москве. Хо-дил он с рас-пу-щен-ны-ми во-ло-са-ми, по-чти об-на-жен-ный, да-же и в же-сто-кие мо-ро-зы. Его по-ве-де-ние бы-ло вы-зо-вом мир-ско-му са-мо-до-воль-ству, по-ступ-ки и по-рой за-га-доч-ные сло-ва на-ме-ка-ли на скры-тую по-все-днев-ную жизнь. Бла-жен-ный Иоанн ча-сто об-ра-щал-ся с от-кро-вен-ным или об-ли-чи-тель-ным сло-вом к силь-ным ми-ра се-го, его зна-ли да-же и ца-ри, тер-пя от него то, что не вы-нес-ли бы от дру-го-го. Так, ца-рю Бо-ри-су Го-ду-но-ву ча-сто он го-во-рил сло-ва: «Ум-ная го-ло-ва, раз-би-рай Бо-жьи де-ла. Бог дол-го ждет, да боль-но бьет».

Св. Иоанн сам пред-ска-зал свою кон-чи-ну, ис-про-сив у про-то-и-е-рея Ди-мит-рия, на-сто-яте-ля хра-ма По-кро-ва Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы на Рву, впо-след-ствии на-зван-но-го со-бо-ром Ва-си-лия Бла-жен-но-го, ме-сто сво-е-го упо-ко-е-ния.

В на-род-ной па-мя-ти оста-лись со-бы-тия, пред-ше-ство-вав-шие кон-чине свя-то-го. По пу-ти из хра-ма бла-жен-ный ис-це-лил че-ло-ве-ка, не вла-дев-ше-го но-гой: как бы неча-ян-но свя-той на-сту-пил на нее, и но-га ста-ла здо-ро-ва. За-тем он по-шел в ба-ню и там, впер-вые сняв вери-ги, три-жды об-лил-ся во-дой, го-то-вясь к по-гре-бе-нию. Свя-той за-по-ве-дал со-вер-шить по-гре-бе-ние не ра-нее тре-тье-го дня. За-тем он лег на лав-ку, про-сил у всех про-ще-ния и за-ве-щал от-не-сти свое те-ло к гро-бу бла-жен-но-го Ва-си-лия в По-кров-ский храм. С эти-ми сло-ва-ми бла-жен-ный Иоанн мир-но пре-ста-вил-ся к Бо-гу 3 июля 1589 (1590) го-да.

О по-дви-гах его зна-ли мно-гие совре-мен-ни-ки. По ука-зу ца-ря Фе-о-до-ра Иоан-но-ви-ча бы-ло со-вер-ше-но тор-же-ствен-ное по-гре-бе-ние бла-жен-но-го Иоан-на. Од-на-ко са-мо по-гре-бе-ние со-вер-ша-лось не в ука-зан-ный бла-жен-ным день, а рань-ше. Гос-подь по-пустил в на-ка-за-ние за неис-пол-не-ние за-ве-та Сво-е-го угод-ни-ка во вре-мя бо-го-слу-же-ния слу-чить-ся силь-ной гро-зе с мол-ни-я-ми, так что в По-кров-ском хра-ме опа-ли-лись неко-то-рые ико-ны и да-же по-стра-да-ли несколь-ко кли-ри-ков и ми-рян. Во вре-мя по-гре-бе-ния и позд-нее мно-гие бо-ля-щие по-лу-ча-ли ис-це-ле-ние по мо-лит-вам бла-жен-но-го Иоан-на. Бла-жен-ный Иоанн яв-лял-ся и боль-ным, на-хо-див-шим-ся да-ле-ко от Моск-вы, и они вы-здо-рав-ли-ва-ли.

Вско-ре по-сле бла-жен-ной кон-чи-ны свя-то-го Иоан-на, Мос-ков-ско-го чу-до-твор-ца, бы-ли со-став-ле-ны жи-тие и служ-ба. Мо-щи свя-то-го бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ны-ми 12 июня 1672 го-да и по-гре-бе-ны под спу-дом в при-де-ле Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в По-кров-ском со-бо-ре. А 17 ян-ва-ря 1916 го-да этот при-дел был пе-ре-име-но-ван во имя бла-жен-но-го Иоан-на, Хри-ста ра-ди юро-ди-во-го, Мос-ков-ско-го чу-до-твор-ца. Па-мять свя-то-го со-вер-ша-ет-ся в день его бла-жен-ной кон-чи-ны - 3/16 июля и в день об-ре-те-ния его нетлен-ных мо-щей - 12/25 июня.

Молитвы

Тропарь блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

И́же Христа́ ра́ди во́лею оста́вив свое́ оте́чество, град Во́логду/ и вся кра́сная ми́ра сего́ возненави́дев,/ жела́нием духо́вным всели́лся еси́ во град Росто́в/ и, я́ко в пусты́ни скита́яся в нем,/ гла́дом, и жа́ждею и безме́рною тягото́ю плоть твою́ изнуря́я,/ и рабо́тая Го́сподеви день и нощь,/ в посте́ и моли́тве пребыва́я в притво́ре церко́внем,/ власы́ же главы́ своея́ пе́плом и смоло́ю удруча́я,/ и, ревну́я Васи́лию блаже́нному,/ прише́л еси́ в ца́рствующий град Москву́/ и, в целому́дрии и терпе́нии тече́ние до́бре сконча́в,/ пресели́лся еси́ к ве́чным оби́телем,/ чуде́с лучи́ испуща́я,/ преблаже́нне Иоа́нне, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Ради Христа ты по своей воле оставил отечество - город Вологду и, все блага мира этого возненавидев, стремлением духовным поселился в городе Ростове и, как в пустыне скитался в нем, голодом и жаждой и безмерными тяготами свою изнуряя, и служа Господу день и ночь, в посте и молитве пребывая в церковном притворе, волосы же на голове своей пеплом и смолой покрывая, и, подражая , пришел ты в царствующий город Москву и в и терпении окончив жизненный путь, переселился в вечные обители, испуская лучи чудотворений, преблаженный Иоанн, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Житие́ твое́ воздержа́нием и терпе́нием,/ благоюро́де Иоа́нне, украси́л еси́,/ и ча́стыми моли́твами и всено́щным стоя́нием/ ду́шу твою́ просвети́л еси́,/ и обяза́ те́ло твое́ и власы́, и кресты́ с вери́гами тя́жкими,/ мно́га ле́та тружда́яся до исхо́да души́ твоея́,/ и прии́де на твое́ преставле́ние из Росто́ва гра́да/ в ца́рствующий град Москву́,/ к Пресвяте́й Тро́ице и Пречи́стей Бо́жией Ма́тери,/ и ту погребо́ша тя святи́телие,/ и ны́не у гро́ба твоего́ то́чиши исцеле́ния приходя́щим ти с ве́рою./ Моли́ Бо́га приле́жно с пра́ведным Васи́лием о правосла́вных лю́дех./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Житие твое и терпением, благой Иоанн, украсил ты, и частыми молитвами и всенощным стоянием душу твою просветил, и, отяготив тело твое и волосы крестами с тяжелыми , многие годы трудился до исхода души твоей, и пришел на свое из города Ростова в царствующий город Москву, к Пресвятой Троице и Пречистой Божией Матери, и там тебя похоронили святители, и сейчас, от гроба твоего источаешь исцеления приходящим к тебе с верой. Моли Бога усердно с праведным Василием о православных людях. Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления.

Ин тропарь блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

Любве́ ра́ди Христо́вы/ возненави́дев ми́ра сего́ вся преле́стныя красоты́,/ в ми́ре живы́й, подвиза́ся до́бре, я́ко а́нгел на земли́,/ ве́чныя ра́ди жи́зни,/ и, от земны́х досто́инств таковы́х ду́шу воскреси́в ду́хом,/ плоть же порабо́тив и повину́в во всем ду́ху, Христо́ви распя́ся/ и к Боже́ственней высоте́ пресве́тло взя́тся благода́тию,/ прии́де в Небе́сный черто́г,/ иде́же ны́не, Пресвяте́й Тро́ице со а́нгелы предстоя́,/ во све́те неизрече́нныя ра́дости весели́шися, преблаже́нне Иоа́нне,/ тем благода́рственно вопие́м ти:/ сла́ва Избра́вшему тя в Руси́, блаже́нне, уста́ва изря́дна,/ сла́ва Укре́пльшему тя в наро́де,// сла́ва моли́твами твои́ми и нас спаса́ющему.

Перевод: Любви ради Христовой ты возненавидел все обманчивые блага этого мира, живя в мире ты отлично , как ангел на земле, ради вечной жизни, и, от земных свойств душу воскресив духом, же поработив и повиновав во всем духу, сораспялся Христу и на Божественную высоту преславно был поднят , пришел в Небесный чертог, где сейчас с ангелами предстоя Пресвятой Троице, торжествуешь во свете неизреченной радости, преблаженный Иоанн, потому с благодарностью взываем к тебе: «Слава Избравшему тебя на Руси, блаженный, как особое правило, слава давшему тебе Силу в народе, слава по молитвам твоим и нас Спасающему».

Кондак блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

И́же Христа́ ра́ди наложи́вый на ся му́дростию юро́дство,/ о́бразом бу́йства зрим от челове́к,/ у́мныма же крыло́ма горе́ возлета́я,/ все те́ло свое́ вери́гами обяза́я,/ я́ко зла́то многоце́нное, соблюде́ся в наро́де,/ очи́стив ум от страсте́й,/ весе́лием духо́вным преше́л еси́ мо́ре мяте́жнаго сего́ жития́,/ обре́те све́тлость жи́зни ве́чныя,/ мо́лим тя, блаже́нне Иоа́нне,/ моли́ся приле́жно Христу́ Бо́гу на́шему/ сохрани́тися нам от вся́каго наве́та/ и злых обстоя́ний ви́димых и неви́димых враг, да зове́м ти:/ ра́дуйся, многострада́льне, я́ко да моли́твами твои́ми направля́еми,/ предстоя́ще при́сно с тобо́ю, в Тро́ице сла́вимому Бо́гу,// пое́м Ему́: аллилу́ия.

Перевод: Ради Христа с мудростью возложивший на себя подвиг юродства, во образе безумия видимый людьми, умными (духовными) же крыльями взлетая ввысь, все тело свое веригами связал, как драгоценное золото, сохранился в народе, очистив ум от , с радостью духовной ты перешел море суетной этой жизни и обрел славу жизни вечной, молим тебя, блаженный Иоанн, молись настойчиво Христу Богу нашему о спасении нашем от всяких козней и злых нападений видимых и невидимых врагов, да взываем к тебе: Радуйся, много пострадав, ты всегда предстоишь с нами в Троице прославляемому Богу, Которому мы, направляемые твоими молитвами, воспеваем: «Аллилуия».

Ин кондак иной блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

Свято́е и пренепоро́чное поне́сл еси́ самово́льное муче́ние,/ я́ко ве́но пречестно́е, прине́сл еси́ те́ло твое́ к Пресвяте́й Тро́ице и Пречи́стей Богоро́дице/ и ту сотвори́л еси́ честно́е твое́ преставле́ние./ Терпе́нием твои́м и смире́нием а́нгельскии ли́ки удиви́л еси́/ и диа́вола мучи́теля посрами́л еси́,/ от челове́к отгоня́еши ду́хи те́мныя,/ разли́чная исцеле́ния подава́я./ Ра́дуйся, благоюро́де Иоа́нне, с блаже́нным Васи́лием,/ и печа́ль на́шу на ра́дость преложи́,/ моли́ся приле́жно стране́ Росси́йстей от междоусо́бныя бра́ни и от безбо́жных язы́к изба́витися.// Ра́дуйся, земли́ Росси́йския удобре́ние и гра́да на́шего Москвы́ вели́кое утвержде́ние.

Перевод: Ты перенес святое и пренепорочное мучение по своей воле, как драгоценное приданое, принес ты тело свое к Пресвятой Троице и Пречистой Богородице и сотворил там почтенное твое преставление. Терпением твоим и ты удивил ангельское собрание и посрамил мучителя диавола, прогоняя темных духов от людей, подавая различные исцеления. Радуйся, благой юродивый Иоанн, с блаженным Василием, и печаль нашу в радость преврати, молись усердно об избавлении страны Российской от междоусобной войны и от безбожных народов. Радуйся, земли Российской украшение и города нашего Москвы великая сила.

Молитва первая блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

О, преди́вный уго́дниче Христо́в, святы́й пра́ведный Иоа́нне, припа́дающе к ра́це цельбоно́сных моще́й твои́х, лобыза́ем честны́й твой о́браз с ве́рою и усе́рдием неле́стным; со изумле́нием и благогове́нием ду́ха прикаса́емся пречу́дным твои́м вери́гам, я́коже иногда́ Па́вловым главотя́жем и убру́сцем, ча́юще от них де́йствием Вы́шняго получи́ти цельбу́ души́ и те́лу. Прославля́ем всемогу́щество Зижди́теля тва́рей, Его́же ты в жи́зни сей доброде́телями твои́ми просла́вил еси́, ублажа́ем равноа́нгельское на земли́ житие́ твое́, е́же ты поще́нием, бде́нием и воздержа́нием преукра́сил еси́. Пропове́дуем тве́рдость ве́ры твоея́ и любве́, я́же к Бо́гу, те́мже, благогове́йно воспомина́юще богоно́сныя по́двиги твоя́, из глубины́ серде́ц на́ших вопие́м ти: предста́тельством твои́м умоли́ Творца́ и Влады́ку всех, да и мы, ве́рою еди́ною одушевля́еми, потщи́мся соблюсти́ едине́ние ду́ха, препоя́савше чре́сла на́ша и́стиною и обо́лкшеся в брань пра́вды. Ты предстои́ши Престо́лу А́гнца, заколе́ннаго от сложе́ния ми́ра; проле́й те́плыя моли́твы твоя́, да то́йже А́гнец упасе́т нас и наста́вит на живо́тныя исто́чники вод и оты́мет вся́ку слезу́ от оче́й на́ших любве́ ра́ди Христо́вы. Ты те́ло твое́ свято́е посто́м и бде́нием и ноше́нием тя́жких вери́г изможди́л еси́; соде́йствуй твои́м хода́тайством, да бу́дем и мы вы́ну освеща́еми сия́нием Незаходи́маго Со́лнца, да бу́дет зако́н Его́ свети́льник нога́м на́шим и свет стезя́м на́шим. Ты, соедини́вся с Бо́гом, непреста́нным Его́ зре́нием наслажда́ешися и в ве́чных кро́вех со А́нгелы бесе́дуеши; посо́бствуй моли́твами твои́ми, да и мы, предста́вивше к житии́ сем телеса́ на́ша же́ртву жи́ву благоприя́тну Бо́гови, сподо́бимся вкуси́ти с тобо́ю Небе́сных немерца́емых благ. Ами́нь.

Молитва вторая блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

О, вели́кий уго́дниче Христо́в Иоа́нне, собра́вшеся днесь во всечестны́й храм сей, усе́рдно припа́даем к тебе́ и, любо́вию ту целу́юще до́блественные по́двиги твоя́ и в них Са́мого прославля́емаго во святы́х Свои́х Подвигополо́жника Христа́ Спаси́теля, дарова́вшаго тебе́ не то́чию, е́же ве́ровати в Него́, но и е́же ре́вностно Ему́ после́довати, похвала́ми ублажа́ем и со слеза́ми мо́лим тя: о имы́й дерзнове́ние ко Христу́ Спа́су, о спасе́нии всех ве́рных хода́тае Иоа́нне! Моли́ с на́ми, по неизрече́нному твоему́ милосе́рдию, от всех умоля́емаго Бо́га о чадоро́дии безча́дных, и о всем оте́честве на́шем, о всех христоимени́тых лю́дей, да ми́лостивно не отста́вит от нас вся ко спасе́нию и житию́ ну́ждная проше́ния и да́рует христиа́нскую кончи́ну животу́ на́шему, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, Боже́ственных Та́ин прича́стну, и всем, на вся́ком ме́сте во вся́кой ско́рби и обстоя́нии тре́бующим Его́ человеколю́бия и по́мощи, вели́кую Свою́ пода́ст ми́лость, да Боже́ственною Его́ благода́тию и твои́м те́плым предста́тельством, душе́ю и те́лом всегда́ здра́ви пребыва́юще, вы́ну прославля́ем ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Изра́илева, не удаля́ющаго по́мощи Своея́ от нас всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

Влады́ко Человеколю́бче, Царю́ Небе́сный, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дый с Небесе́ и яви́выйся на земли́ и с челове́ки пожи́вый! Ве́лие есть Твое́ и неизрече́нное к ро́ду челове́ческому милосе́рдие, его́же ники́й язы́к изрещи́, ника́я уста́ испове́дати, ниже́ ка́я сердца́ возблагодари́ти по достоя́нию возмо́гут, оба́че наде́ждни су́ще на неизрече́ннаго благоутро́бия Твоего́ ми́лость, ко Твоему́ благосе́рдию, Влады́ко, припа́даем и мо́лим Тя: Го́споди Вседержи́телю, Благотерпели́ве и Многоми́лостиве, пода́ждь нам сла́вити Тя бо́дренным умо́м во вся дни живота́ на́шего. И па́ки вседу́шно со слеза́ми Тя про́сим: о Влады́ко, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, услы́ши нас, гре́шных, моля́щихся Тебе́, и поми́луй нас, и даждь нам свята́го и пра́веднаго Твоего́ уго́дника Иоа́нна, его́же многоцеле́бныя мо́щи соблю́л еси́, всем се́рдцем сла́вити и на по́мощь на́шу вы́ну того́ призыва́ти, свято́му о́бразу его́ усе́рдно поклоня́тися, и к честне́й его́ ра́це с ве́рою несумне́нною припа́дати, и его́ моли́твами пода́ждь моля́щимся Ти неизрече́нная чудеса́ и исцеле́ния мно́га. Те́мже и тебе́, о преди́вный чуде́с соверши́телю, святы́й уго́дниче, блаже́нне Иоа́нне, все единоду́шно про́сим: моли́ся Христу́ Бо́гу на́шему о чадоро́дии безча́дных, и о всех рабе́х твои́х, и поми́луй всех, приходя́щих к тебе́ с ве́рою, и моля́щихся тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем, и покланя́ющихся усе́рдно свято́му твоему́ о́бразу, и призыва́ти тя в ско́рбех и боле́знех на по́мощь. Бу́ди нам помо́щник скор и исцели́тель, да́руй нам неоску́дное здра́вие ко всем по́мощь неосла́бну, бу́ди засту́пник тверд сирота́м и вдови́цам, и всем пода́ждь я́же ко спасе́нию проше́ния, и сохрани́ всех нас, и соблюди́ от всех зол и от всех наве́тов вра́жиих. Ты бо, предста́в Престо́лу Влады́чню, дерзнове́ние и́маши моли́ти неотло́жно о нас, гре́шных и недосто́йных рабе́х твои́х, Христа́ Бо́га на́шего, я́ко Тому́ подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.