Что такое Отечество? Что такое Родина

отечество любезно, отечество это
, отчизна - родная страна.

Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

Родина (происходит от славянского - род; укр. роди́на - «семья», болг. роди́на - «родина, место рождения»,

  • 1 Этимология
  • 2 Эволюция значения
  • 3 Отечество и патриотизм
  • 4 Понятие Отечество в художественной литературе
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки Литература
  • 7 Примечания

Этимология

Понятие «Отечество», «Отчизна» (от отец) широко распространено в индоевропейских языках: русское слово семантически соответствует словам во многих других славянских языках (польск. ojczyzna, укр. вітчизна и др.), лат. patria (откуда патриотизм) и родственным романским словам, а также англ. fatherland и нем. Vaterland. ряде языков существуют также несколько отличающиеся синонимы, производные от слова «мать» (англ. motherland) и со значением «родные, свои места» (русское Родина, англ. Homeland, нем. Heimat, швед. fosterland(et) и т. д.).

Эволюция значения

Слово отечество, отечество в древнерусском и средне-великорусском языке до XVII в. значило не только «страна отцов», но также «род»; «избранная страна»; и «наследственные, родовые права». Так же именовался один из изводов иконописного изображения Троицы Новозаветной (где Бог-Сын изображён в виде отрока на коленях Отца); того же происхождения слово отчество. Слово отчизна того же происхождения, но более позднее; по Срезневскому его терминологизация также завершилась к XVII в..

По наблюдениям В. В. Виноградова, слово «отечество» имело особенно «острый общественно-политический и притом революционный смысл» в поколении декабристов и Пушкина, в то время как слово «родина» в эту эпоху ещё было нейтральным и означало просто «родные места», «город или деревня, где человек родился» и т. п. Подобный оттенок возник под влиянием Французской революции (где «патриот» фактически значило «революционер»); ещё в 1797 году Павел I приказал изъять из языка слово «отечество» и заменить на слово «государство» (вместе со словами гражданин, общество и т. п.)

В нацистскую эпоху слово Vaterland "отечество, земля предков" (в отличие от Heimat "родина") широко использовалось в немецкой пропаганде, а затем и в контрпропаганде союзников, в связи с чем соответствующее английское слово fatherland получило нацистские коннотации, и в нейтральных контекстах после войны предпочитается слово homeland. самом немецком языке этого не произошло, и слово Vaterland по разу упоминается в обеих строфах современного гимна Германии.

Отечество и патриотизм

«За любовь и Отечество». Девиз ордена Святой Екатерины

Понятие Отечества входит в число важнейших национальных ценностей в основные законы ряда стран, например, России и Чехии:

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»
Конституция РФ, Статья 59

Полные решимости строить, хранить и развивать Чешскую Республику в духе неприкосновенных ценностей человеческого достоинства и свободы как отечество (vlast) равноправных свободных граждан, осознающих свои обязанности по отношению к другим и свою общую ответственность…
Конституция Чешской республики, Преамбула

Памятник австрийским патриотам, павшим в борьбе с Наполеоном в 1809 г. «за Бога, Императора и Отечество (Fatherland)»

В комментарии к Конституции РФ указано: «…Наименования Российская Федерация и Россия определены как равнозначные, то есть как синонимы. том же смысле в преамбуле и в ст. 59 употреблены слова „Отечество“ и „Родина“».

Слово «Отечество» входит в состав припева Гимна СССР и Гимна РФ. Термин выступает как обозначение российского государства в ряде других названий: День защитника Отечества, орден «За заслуги перед Отечеством», школьный и университетский курс «История Отечества».

Согласно действующему Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации: "Если командир (начальник) в порядке службы поздравляет военнослужащего или благодарит его, то военнослужащий отвечает командиру (начальнику): «Служу Российской Федерации», но до изменений 2008 года вместо «Служу Российской Федерации» использовалась формулировка «Служу Отечеству!»

Обсуждению соотношения понятий отечество и патриотизм посвящена статья Н. П. Овчинниковой К вопросу о понятии «Отечество»

Слово Отечество (как и Родина, Отчизна) часто пишется с прописной буквы, причём такая традиция восходит в России к XVIII веку. «Согласно ломоносовской традиции, слово Отечество пишется с прописной буквы всюду, за исключением трагедий и словосочетания Отец отечества»

В период войн призыв к защите Отечества широко использовался многими государствами (лозунг «Отечество в опасности» времён Французских революционных войн, «За Веру, Царя и Отечество» в России до 1917 г., «Социалистическое Отечество в опасности!» времён Великой Отечественной войны, и др.)

Сами освободительные войны в историографии нередко получают названия, связанные с Отечеством - Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война.

Критическому разбору понятий «родина», «отечество», «государство» посвящено эссе Б. Б. Родомана Образы Государства, внедряемые в массовое сознание.

Понятие Отечество в художественной литературе

Лозунг «Да здравствует Родина!» («祖国万岁», «Цзуго ваньсуй») над Шанхаем
  • Строка Державина «Отечества и дым нам сладок и приятен» (подражание Горацию) впоследствии была использована Грибоедовым в «Горе от ума» с перестановкой слов («И дым отечества нам сладок и приятен») и далее цитировалась другими поэтами, в том числе Тютчевым.
  • У А. Розенбаума (популярный исполнитель авторских песен, кавалер медали «Защитнику Отечества») в песне «Романс Генерала Чарноты»:

«Mon cher ami, мы здесь с тобой Мишели,
Здесь нет Отечества и отчеств тоже нет,
Здесь нет Отечества и отчеств тоже нет…»

См. также

  • Отечество - один из иконографических вариантов икон Святой Троицы.

Ссылки Литература

  • Даль В. И. Что такое отчизна?
  • Карамзин Н. М. О любви к отечеству и народной гордости // Соч., т. 3. - СПб., 1848
  • Макаров В. В. Отечество и патриотизм. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1988
  • В Рунете запустили сайт со списком «предателей Родины»

Примечания

  1. П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь русского языка. М., 1993, т. 1, с. 611.
  2. Там же.
  3. Срезневский И. П. Материалы для словаря древнерусского языка; Спб., 1893-1912; То же: ГИС, 1958
  4. В. В. Виноградов. История слов. М., 1999, с. 998.
  5. А. А. Морозов. Примечания к «Избранным произведениям» М. В. Ломоносова

отечество, отечество quotes, отечество в опасности, отечество википедия, отечество да здравствует, отечество значение, отечество и отчество, отечество крым, отечество любезно, отечество это

Отечество Информацию О

Отечество - родная страна, Родина. Слово отечество обозначает страну предков, отцов, человека, а также имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, святостное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга.
Истоки любви к отечеству
Отечество вызывает у части его жителей (патриотов) особое чувство по следующим основным причинам: Отечество является коллективной собственностью людей, которые в нём проживают. Это источник благосостояния, который, по мнению патриотов, нужно чтить и охранять.
В отечестве, как правило, проходят молодые годы человека, в которые происходит становление его интересов, привычек, характера.
Отечество и его народ вкладывают в каждого нового гражданина затраты, усилия и труд, способствующие его становлению. Есть мнение, что вследствие этого возникает долг, который необходимо вернуть.
Для многих отечество - это страна, благословленная Богами - священная земля.

Отечества и идеология
Существует точка зрения, согласно которой стабильность государства и общественного строя во многом связана с тем, насколько веско господствующая идеология может сформулировать необходимость служения отечества именно в этом виде. Существуют следующие идеологические обоснования такой необходимости: Отечество ассоциируют с Богом. Таким образом, служить отечеству и его правителям - то же самое, что служить богу.
Отечество ассоциируют с принципами, на которых построено государство. Например, принципы капитализма: свобода, равенство, демократия. Для их сохранения нужно поддерживать отечество. Коммунизм выдвигает служение классовым интересам трудового народа как основной принцип служения отечеству.
Отечество ассоциируется с определенной нацией. Таким образом, служение отечеству способствует сохранению национальностей особенностей народа, его населяющего.
Отечество представляют как коллективную защиту от внешних врагов, которые стремятся его разрушить и тем самым угрожают личной безопасности, привычному укладу жизни и благосостоянию народа.

В каждой конкретной ситуации официальная идеология представляет комбинацию этих принципов.
Отечество в искусстве
Практически в каждом государстве имеются деятели искусства, которые служат официальной идеологии и представляют себя "певцами отечества". Известные примеры из истории России: Демьян Бедный.

Но есть и деятели искусств, любящие отечество искренне: Сергей Есенин
Владимир Маяковский

Подвиги, совершенные во имя отечества
Александр Матросов.

Альтернативная точка зрения на отечество
Есть люди, которые относятся к отечеству крайне отрицательно и стремятся из него эмигрировать. Примером может послужить поэт и религиозный мыслитель В. С. Печерин (1807-1885), писавший в одном из своих стихотворений: «Как сладостно Отчизну ненавидеть и жадно ждать её уничтоженья... »
Интересные факты

У каждого человека есть Родина – это то место, где он родился и вырос. Родину, как и родителей, невозможно выбрать - она дается раз и навсегда при рождении. Узнаем, что такое родина и насколько важна любовь к ней.

Определение родины

Слово «родина» произошло от старинного слова «род». Оно обозначает группу людей, которых объединяет кровное родство. Каждый человек - это дальний потомок какого-то древнейшего рода.

Родина объединяет людей, которые живут на одной территории, говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, вместе отмечают государственные праздники. В случае необходимости люди встают на защиту своей родины.

Наша Родина, наше Отечество - это Россия. Отечеством ее зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды. Очень часто Родину сравнивают с матерью, и это неудивительно, ведь она кормит и поит нас, бережно растит, защищая и оберегая. На свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его родная страна. У каждого человека есть и малая родина - его родное село или город, в котором он родился и вырос.

Россия - самое большое государство в мире. Она занимает огромную площадь и имеет водные и сухопутные границы с 18 странами. Протяженность России настолько велика, что пока на одном ее краю люди только собираются идти на работу, на другом уже ложатся спать.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Россия на карте.

Россию населяют многие народы: русские, татары, буряты, удмурты, якуты, чеченцы, даргинцы, ненцы, осетины и другие. Столица нашей родины - город Москва.

Во время правления Петра Первого столицей Российского государства был Санкт-Петербург. Этот город славится своими прекрасными дворцами, разводными мостами и белыми ночами.

Государственные символы России

Каждое государство имеет свои символы, которые отличают его от других стран. Все они уникальны и неповторимы.

  • Герб России

В переводе слово «герб» означает «наследство». Это официальный символ государства, его опознавательный знак. Гербами украшают печати, документы, монеты, флаги.

Государственный герб РФ представляет собой изображение двуглавого золотого орла на красном четырехугольном щите. Крылья орла подняты вверх, головы его увенчаны малыми коронами, а над ними расположена одна большая корона - это символы независимости нашего государства.

В правой лапе орел держит скипетр - символ закона, а в левой лапе – державу - символ объединения российского народа.

На груди у орла на красном щите изображен всадник, пронзающий копьем поверженного дракона.

Рис. 2. Герб России

Государственный флаг - важный опознавательный каждого государства, его символ. Он выполняет такую же функцию, что и герб - вместе они дополняют друг друга. При помощи флага можно сразу узнать, какое это государство. Именно поэтому флаг, который можно отличить с большого расстояния, устанавливают на крупных объектах: морских судах, сооружениях, территориях.

Государственный флаг РФ - это прямоугольное полотно, состоящее из трех одинаковых по ширине полос. Сверху размещается белый цвет, в середине - синий, и внизу - красный.

Не принципиально, какой оттенок будет выбран на флаге: светло-синий или темно-красный. Главное, чтобы три цвета - белый, синий и красный - были четко видны. Но еще важнее, чтобы цвета располагались в установленном порядке. Если по невнимательности российский флаг установить в перевернутом виде, белая полоса окажется внизу, а красная - вверху. Это очень грубая ошибка, проявление неуважения к стране.

Рис. 3. Флаг России.

  • Гимн России

Государственный гимн - это торжественная песня, музыкальное произведение, которое является одним из символов государства. Гимн выполняет такую же функцию, как герб и флаг - отличает страну от других государств.

Музыку к гимну РФ написал композитор А. В. Александров, а слова - С. В. Михалков. Гимн может звучать как со словами, так и без них - любое исполнение будет считаться правильным.

Гимн звучит в наиболее важных, торжественных случаях. Но его можно исполнять и при возникновении такой потребности, когда хочется подчеркнуть принадлежность к своей стране.

Что мы узнали?

При изучении темы «Что такое Родина?» по программе 1 класса окружающего мира мы узнали, что такое Родина и какое значение она имеет для каждого человека. Также мы выяснили, что такое малое родина. Мы узнали, какие государственные символы принадлежат России. Данная тема очень важна не только для первоклассников, но и для детей других возрастов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 71.

ОТЕЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам к-рой он принадлежит. Любовь к отечеству. Зашита своего отечества.


Смотреть значение ОТЕЧЕСТВО в других словарях

Отечество Ср. — 1. Страна, где родился кто-л. и к гражданам которой он принадлежит; родина. 2. перен. разг. Место зарождения, возникновения чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Отечество — отечества, мн. нет, ср. страна, где родился данный человек и к гражданам к-рой он принадлежит. Мы не защищаем тайных договоров, мы защищаем социализм, мы защищаем социалистическое........
Толковый словарь Ушакова

Отечество — -а; ср. Высок. [с прописной буквы]. Страна, где родился человек и гражданином которой является; родина. Любить своё О. Служить Отечеству. Защита родного Отечества.
Толковый словарь Кузнецова

Отечество — Образовано в древнерусском языке от отьць – "отец" по методу кальки с греческого patria.
Этимологический словарь Крылова

Отечество — (Еф 3.15)-слова «всякое отечество» в оригинале означает: «вся Его семья», «все Его». (См. народ)
Исторический словарь

социалистическое Отечество В Опасности! — декрет-воззвание Совета Нар. Комиссаров, принятый 21 февр. 1918. Опубл. 22 февр. 1918 в момент, когда Германия, воспользовавшись срывом мирных переговоров в Бресте (см. Брестский........
Советская историческая энциклопедия

Итак, в Отечестве мы имеем некоторое коллективное целое, нас породившее, нас воспитавшее, нам подготовившее средства к жизни и вместе с тем значительно предопределившее нашу деятельность на будущие времена.

Отечество вполне оправдывает смысл слова, которым мы его именуем. В нем вечно рождается общественность каждого отдельного поколения из одной общей преемственной общественности. Это есть факт исторический и социальный.

Но в больное время больных умов возникает вопрос: действительно ли в этом процессе осуществляется интерес и благо всех составных частей целого? Не есть ли это лишь преемственная система эксплуатации одних классов другими, как утверждает современный социализм? Эта клевета на Отечество составляет клевету на всю человеческую общественность, никогда не осуществлявшуюся иначе, как в форме, которую представляет Отечество.

Допустить такую мысль - значит допустить, что вся человеческая общественность есть не более как система эксплуатации одних классов другими. Но мы знаем очень хорошо, что люди не способны жить иначе как в общественности, что иначе они - погибают, и потому они, в лице всех классов, во все тысячелетия существования тысяч человеческих племен, так ясно это видели, что непременно создавали общественность и воссоздавали ее, если она начинала где-нибудь разрушаться. Мы, значит, должны отсюда вывести, что эксплуатация есть необходимое условие для того, чтобы люди не вымирали, а могли жить на свете! Но тогда пришлось бы признать, что эксплуатация составляет величайшее всечеловеческое благо! Вот к каким нелепостям приводит та граждански деморализованная и исторически невежественная точка зрения, которая возводит клевету на отношение общего Отечества к интересам его отдельных частей.

Откуда же могла возникнуть эта клевета? Она основана на том, что - закрывая глаза на существенный признак явления, его определяют на основании побочного. Таким путем софистики легко выставить любой абсурд. Огонь, например, нужен всем людям, и, не пользуясь им, нельзя жить. Но на огне люди обжигаются, и от него иногда происходят пожары. Что же сказать о рассуждении, если оно, определяя значение огня для человечества, заявит: огонь есть способ сожигания человеческих жилищ и произведения опасных обжогов самим людям? Совершенно таков софизм, посредством которого социализм доказывает, будто бы Отечество всегда было системой эксплуатации одних классов другими.

Человеческое общество держится тем, что люди в нем оказывают услуги один другому, то есть, значит, каждый человек в нем пользуется существованием других людей и сам служит для их пользования. Общественная справедливость требует, чтобы этот обмен услуг был равным или пропорциональным, то есть, чтобы человек не брал у других больше того, что им сам дает. Такой обмен услуг ничего общего с эксплуатацией не имеет: напротив - это система взаимного благодеяния. Различие в характере услуг людей друг другу, понятно, не создает само по себе эксплуатации, а напротив, именно делает обмен услуг особенно ценным и необходимым для всех. Эксплуатация появляется лишь в том случае, если при обмене услуг одна сторона получает непропорционально много.

Но это уже не есть закон жизни Отечества, а нарушение закона. Конечно, факт эксплуатации очень обычен в человеческой общественности, это так же несомненно, как то, что огонь производит пожары и обжоги. Но совершенно неправда, будто бы какое бы то ни было общество было когда-либо на этом построено. В тех случаях, когда эксплуатация развивается сильно, общество, напротив, вследствие этого, начинает разрушаться, потому что оно в основе держится главным образом добровольным подчинением всех данному строю и добровольной поддержкой ему со стороны всех, и когда строй общества делается эксплуататорским - его перестают поддерживать.

Известная доля принуждения, то есть насилия, неизбежна в обществе. Оно само создает власть, получающую право и обязанность действовать принудительно. Но принуждение есть лишь подспорье для того добровольного поддержания данного строя, которое производится всей массой общества. Одним насилием не может держаться никакая власть и никакой класс, если бы он и захватил власть. Каждый класс держится тем, что оказывает какие-либо услуги другим классам. Даже в случаях чистого завоевания, как, например, Англии норманами , завоеватели стремятся общественно оправдать свое владычество и берут на себя какую-либо необходимую для общества функцию. В Англии, как известно, завоеватели и создали такое превосходное общество, с такой внутренней свободой, как не имел ни один народ. Сами завоеванные хранили в душе недовольство больше из-за национального самолюбия, а во всех остальных отношениях не могли не признавать, что завоеватели устроили их землю лучше, чем умели сделать они сами. Отсюда и возникло то примечательное обстоятельство, что английская аристократия - потомки завоевателей норманов - пользуются глубоким уважением народа даже и до сих пор.

Итак - если насилие и эксплуатация существуют между людьми, если в обществе существует и эксплуатация одного класса другим, то не в этом сущность общества, а во взаимных услугах классов и людей. Система этих взаимных услуг и составляет общество, а не эксплуатация, которая является элементом побочным, ненормальным, вредным, незаконным и по мере сил уничтожаемым. Истинный закон и основу составляет общее благо всех членов и классов общества, что, по мере сил и разумения, всегда и осуществлялось в Отечестве.

Задача общего блага на основе обмена услуг классов - именно и созидает общество. Так было и в истории.

Когда на заре русской истории Олег говорит радимичам: «Не давайте дани хозарам, давайте лучше мне», - это есть ничто иное, как предложение своих услуг как судьи и воина, и радимичи соглашаются, очевидно находя, что им выгоднее быть при Олеге, чем при хозарах. Когда Игорь собирал дань с древлян первый раз, это признавалось входящим в обмен услуг, но когда он пришел другой раз, - его убили, говоря, что он действует, как волк; его деяние уже, стало быть, признавалось эксплуатацией. Ольга отомстила за смерть мужа, но немедленно занялась учреждением у древлян правильных «уставов» и «уроков». В слагающихся отношениях классов дружинников и смердов основную роль играло не насилие, а взаимная необходимость, обмен услуг.

И что действительно было бы с этими смердами без дружинников? Достаточно вспомнить опустошения половцев на Юге, и разных «добрых молодцов», «ушкуйников» собственного русского производства . Третий слагавшийся класс - торговый - точно также играл необходимую социальную роль, так что самое звание «гостей» стало особенно почетным и популярным в народных песнях. Несомненно, что эксплуатация проявлялась и со стороны этих «гостей», и со стороны дружинно-боярского класса, как и смерды не были святыми, при возможности не отказывались от поживы на чужой счет. Но причины существования Отечества, причины, по которым все классы за него стояли, заключались в их взаимных услугах, в достигаемом общем благе.

В течение всей русской истории отдельные классы работали над общей задачей: колонизацией беспредельных пространств той территории, которую природа предназначила для обитания нации. Крестьянский слой, при ослаблении государственности, его прикрывавшей, не мог бы заходить даже в северные лесные пространства, где без систематической поддержки суздальских князей не мог бы распространиться и удержаться. Движение крестьянства на благодатный Юг шло в течение веков также под прикрытием сторожевых засек, городков и служилых дворян с детьми боярскими, которые из десятилетия в десятилетие охватывали своими городками и засеками новые и новые пространства для народного колонизационного потока. Наши тогдашние «украины» все исчерчены линиями засек и дворянско-казачьих сторожевых постов до самого Воронежа и дальше. Если бы не было государственной организации, со всеми ее чинами и сословиями, то не было бы и народа русского вообще, а в частности и того могучего крестьянства, которое выросло под прикрытием государственности и с помощью других классов, особенно земско-служилого. Что касается «гостей», купеческого промышленного слоя, то достаточно вспомнить, что Сибирь закреплена в пользовании русского народа частными усилиями Строгановых.

Разумеется, любители раздувания человеческой вражды могут во всякое время и на всяком месте найти достаточно поводов для фальшивых обобщений. Но достаточно взглянуть на общий итог тысячелетней истории, чтобы видеть, что в ней едва ли не более всего выиграла именно та трудовая масса народа, о которой говорят, будто бы она постоянно только и была предметом эксплуатации. Где наша княжеская аристократия? Она почти не существует. Где дворянство? Ведь оно последние два столетия до 1861 года фактически держало в руках все государство. Если бы оно служило себе, а не государству, оно могло бы и по сейчас владеть народом. Но оно само подорвало то крепостное право, которое было для него золотым дном.

Осуждая злоупотребления дворянства, несправедливо и неразумно забывать его огромное культурное значение для массы народа, несправедливо забывать, что дворянство само себя уничтожило как класс из-за соображений высшей правды и общего блага. А между тем крестьянство действительно сложилось в огромное могучее сословие, с наибольшей сословной организацией, с владением большой части русских земель, добытых в оны времена более всего кровью и земледельческим трудом пограничных служилых людей.

В общей сложности, беря тысячелетнюю жизнь нации, мы - не только у нас, а вообще где бы то ни было - всегда видим рост целого Отечества, отдельные части которого, в классовом смысле, исполняют различные функции, необходимые для потребностей целого. При этом класс, попавший в благоприятное для того положение, может соблазниться эксплуататорскими стремлениями, но не в этом смысл его существования, а исполнение какой-либо общественно необходимой функ-ции. В существовании классов выражается национальное разделение труда, специализация функций. Это явление само по себе совершенно необходимое и неизбежное. До сих пор никогда еще не наблюдали в мире общества, которое бы могло существовать иначе, как при таком классовом, сословном, разделении общенациональных функций. Разделение частей целого по специальностям и их сочетание - составляет весь смысл организации, всю ее пользу. Если бы можно было себе представить существование людей без разделения труда, то не нужна была бы и организация, да не нужно бы было и совместное существование.

Этот общий закон специализации труда и сочетания его - выражается в разделении нации на классы и в их общем сочетании государственной властью. При этом имеются в виду и достигаются не эксплуатация, не интересы одной какой-либо части, а интересы всех их вместе, в совокупности.