То серьезный, то потешный


Детство писателя А. Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской области в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.


Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму»


Первые поэтические опыты Уже живя в родном хуторе Загорье на Смоленщине, Твардовский становится селькором. С 1924 года начинает посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях., которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах местных жителей ореол защитника. В газете «Смоленская деревня» публикуются первые его стихотворения. «Отрываясь от книг и учебы, «Отрываясь от книг и учебы, вспоминает Твардовский, я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, писал статьи, вел всякие записи. За каждой поездкой отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном и величественном процессе колхозной жизни».


Предвоенное творчество " Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением", сказал впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью Произведения Твардовского печатались в, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта:, он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника". Автограф стихотворения «Кружились белые березки», 1936 г.


Первое стихотворение было напечатано в воскресном номере газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года. Новая изба. Пахнет свежей сосновой смолою. Желтоватые стены блестят. Хорошо заживем мы семьею Здесь на новый советский лад! А в углу мы «богов» не повесим, И не будет лампадка тлеть. Вместо этой дедовской плесени Из угла будет Ленин глядеть. Александр Твардовский


Военные тропы 1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т.Твардовский принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже Родины». В газете велся коллективный еженедельник фельетонов со стихами и картинками. Так родился литературный герой – боец Вася Теркин. То была печаль большая, Как брели мы на восток. Шли худые, шли босые В неизвестные края, Что там, где она, Россия, По какой рубеж своя?


Гг. – поэма «Василий Теркин», «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения. Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии. Обложка книги


Послевоенная лирика Твардовского Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время. Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше. Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время. Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом. Я убит подо Ржевом стихотворение, написанное от первого лица. Это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время: Я убит подо Ржевом стихотворение, написанное от первого лица. Это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время: Я – где корни слепые Ищут корма во тьме. Я – где с облачком пыли Ходит рожь на холме.


«Новый мир» и гг. главный редактор журнала «Новый мир». Своей организационно-редакторской деятельностью, примером собственного творчества Твардовский достойно продолжал лучшие традиции русской советской литературы. Его помощь и поддержка ощутимо сказались в творчестве многих писателей. 1971г. – лауреат Государственной премии.


Твардовский и власть В этот период начинается работа над поэмой за «Далью даль», которая была закончена спустя 10 лет. В 1954 году его увольняют с поста главного редактора «Нового мира» за «демократические тенденции», появившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. Однако на этом связь с «Новым миром» не разрывается. В 1958 году Твардовский возвращается в «Новый мир» на ту же должность. Он собирает коллектив своих единомышленников. В 1961 году им удается даже опубликовать в журнале повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». После этого Твардовский становится «неофициальным оппозиционером».


Твардовский и власть 1967 – 1969 годах идет работа над поэмой «По праву памяти», в которой поэт описывает ужасы коллективизации на примере, в том числе, собственного отца. При жизни автора произведение не будет издано. Так же, как и поэма «Теркин на том свете» (написана в 1963 году) – слишком сильно «тот свет» в изображении Твардовского напоминает советскую действительность. В 1970 году правительство снова лишает поэта должности в «Новом мире».


Произведения о войне В 1945 году была завершена работа над «Теркиным». Книга тут же издается и пользуется небывалой популярностью. В следующем году Твардовский получил Государственную премию за«Василия Теркина». В этом же году написана поэма «Дом у дороги» – тоже о войне, но с трагической точки зрения. Как писал Самуил Маршак, «поэма могла родиться только в годы великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого основания». За эту поэму в 1947 году Твардовский так же получил Государственную премию Иллюстрация к поэме «Дом у дороги»


Поэма «За далью даль»(1960г.) Крупнейшим послевоенным произведением советского поэта Александра Твардовского является поэма За далью - даль. Эпический замысел поэта был продиктован необходимостью осмыслить итоги Великой Отечественной войны. В поэме тема исторических судеб народа, Родины предстает в широком, эпохальном освещении. Здесь изображаются не только современность, но и историческое прошлое. Поэма является исповедью современника, прошедшего вместе с народом путь испытаний и побед Иллюстрация к поэме «За далью -даль».


Твардовский прожил жизнь согласно принятому им принципу: С тропы своей ни за что не ступая Не отступая - быть самим собой Вскоре после разгрома его журнала Твардовский заболел раком лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве его именем названы улицы.


Музей-усадьба "А.Т.Твардовский на хуторе Загорье" В 1988 году открыт для посетителей возрожденный хутор Загорье, место, где родился и жил до восемнадцатилетнего возраста А. Т. Твардовский – выдающийся советский поэт. По макету брата поэта Ивана Трифоновича были заново возведены: дом, сарай, баня, кузница и другие надворные постройки, разбит сад и огород. Представленная в интерьере дома мебель тоже выполнена руками брата поэта - мастера – краснодеревщика. Большую помощь в оформлении дома, хозяйственных помещений, кузницы оказали жители деревень, передавшие музею предметы - быта, характерные для того времени. Неброская русская природа и обстановка, окружавшая мальчика, позволяют проникнуться атмосферой, в которой зарождался талант будущего поэта. Ежегодно, в день рождения поэта, на хуторе Загорье проводятся литературные праздники. Хутор Загорье, музей А.Т.Твардовского


Заслуги перед государством Боевые награды: три ордена Ленина орден Трудового Красного Знамени орден Отечественной войны I степени орден Отечественной войны II степени орден Красной Звезды Сталинская премия второй степени (1941); за поэму «Страна Муравия» (1936) Сталинская премия первой степени (1946); за поэму «Василий Тёркин» () Сталинская премия второй степени (1947); за поэму «Дом у дороги» (1946) Ленинская премия (1961); за поэму «За далью даль» () Государственная премия СССР (1971); за сборник «Из лирики этих лет » (1967)

Слайд 1

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской области в семье кузнеца Трифона Гордеича. Здесь он вырос, написал свои первые стихи, здесь впитал любовь к этой «кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле».

Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична.

А.Т.Твардовский. Страницы жизни и творчества.

Слайд 2

Смоленщина, хутор Загорье… Родина великого русского поэта А.Т. Твардовского.

На хуторском глухом подворье, В тени обкуренных берёз Стояла кузница в Загорье, И я при ней с рожденья рос. Я помню нашей наковальни В лесной тиши сиротский звон, Такой усталый и печальный По вечерам, как будто он Вещал вокруг о жизни трудной, О скудном выручкою дне В той небогатой, малолюдной, Негромкой нашей стороне.

Слайд 3

Июньское свежее лето, Любимая с детства пора, Как будто я встал до рассвета, Скотину погнал со двора. Я все это явственно помню: Росы ключевой холодок, И утро, и ранние полдни - Пастушеской радости срок.

Твардовский - народный поэт

Слайд 4

СМОЛЕНСК

В начале 1926 года поэт специально приехал в этот город, чтобы познакомиться с М. В. Исаковским.

Слайд 5

По свидетельству Исаковского, «это был стройный юноша с очень голубыми глазами и светло- русыми волосами. Одет был Саша в куртку, сшитую из овчины. Шапку он держал в руках».

Слайд 6

Впервые имя Твардовского увидело свет 15 февраля 1925 года. В газете«Смоленская деревня» была опубликована его заметка «Как происходят перевыборы кооперативов». июля эта же газета напечатала его первое стихотворение 20 «Новая изба».

Первая проба пера

Слайд 7

Самая знаменитая поэма - созданная во время войны поэма "Василий Теркин. Книга про бойца". Здесь суровая правда о войне представлена глазами простого солдата. А всего иного пуще Не прожить наверняка - Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей, Да была б она погуще, Как бы ни была горька.

Слайд 8

Память о Твардовском и Теркине жива.

Слайд 9

Поэма «Василий Теркин на том свете» потребовала от Твардовского предельного напряжения сил - ей было отдано девять лет жизни (1954 - 1963).

Слайд 10

После войны, в 1945-1946 годах, Твардовский создает, пожалуй, самое сильное свое произведение о войне - «Я убит под Ржевом». Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа.

Слайд 11

Самая больная для поэта тема - тема исторической памяти, пронизывающая его лирику 50-60-х го­дов. Это и память о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, которое смело можно назвать одной из вершин русской лирики XX века: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они, кто старше, кто моложе - Остались там и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь - Речь не о - том, но все же, все же, все же...

Слайд 12

Важными вехами в жизни Александра Трифоновича Твардовского была работа в качестве главного редактора журнала "Новый мир". Впервые он возглавлял журнал в 1950-1954 годах.

Там публиковались произведения Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, Г. Бакланова, В. Белова, В. Быкова, В. Войновича, К. Воробьева, В. Дороша, Ю. Домбровского, С. Залыгина, Ф. Искандера, Б. Можаева, В. Овечкина, Ю. Трифонова, Шукшина, А. Яшина и др. Величайшей заслугой редактора стало опубликование произведения тогда еще никому не известного рязанского учителя Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича" (1962).

Слайд 13

Александр Трифонович Твардовский сочетал в себе талант поэта, темперамент бойца, долг и совесть гражданина. Он был коммунистом и интернационалистом по самой своей натуре, оставаясь во всем русским национальным поэтом.

Александр Трифонович Твардовский

  • Работу выполнил ученик 11 класса
  • МБОУ СОШ №9 г. Амурска
  • Алиев Рустем
  • Учитель Плохотнюк И.В.
  • 2015 год
Детство поэта
  • А. Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе
  • Загорье Смоленской области в семье
  • деревенского кузнеца Трифона Гордеевича
  • Твардовского. Мать же Твардовского, Мария
  • Митрофановна, действительно происходила из
  • однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком
  • начитанным - и по вечерам в их доме часто читали
  • вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.
Стихи Александр начал
  • Стихи Александр начал
  • сочинять рано, ещё будучи
  • неграмотным, и не будучи в
  • состоянии их записать. В 14 лет
  • Твардовский стал писать маленькие
  • заметки в смоленские газеты, а
  • затем, собрав несколько
  • стихотворений, принёс их Михаилу
  • Исаковскому, работавшему в
  • редакции газеты «Рабочий путь».
  • Исаковский встретил поэта
  • приветливо, став другом и
  • наставником молодого Твардовского.
  • В 1931 была опубликована его
  • первая поэма «Путь к социализму»
Первый поэтический опыт
  • Уже живя в родном хуторе Загорье на
  • Смоленщине, Твардовский становится
  • селькором. С 1924 года начинает посылать
  • заметки в редакции смоленских газет. Он писал
  • в них о комсомольских делах, о разных
  • злоупотреблениях., которые допускали местные
  • власти, что создавало ему в глазах местных
  • жителей ореол защитника. В газете «Смоленская
  • деревня» публикуются первые его
  • стихотворения.
  • «Отрываясь от книг и учебы,-
  • вспоминает Твардовский, - я ездил в колхозы в
  • качестве корреспондента областных газет,
  • писал статьи, вел всякие записи. За каждой
  • поездкой отмечая для себя то новое, что
  • открылось мне в сложном и величественном
  • процессе колхозной жизни».
Довоенное творчество
  • "Именно этим годам я обязан своим
  • поэтическим рождением", - сказал
  • впоследствии Твардовский. В это время он
  • поступил в педагогический институт, но с
  • третьего курса ушел и доучивался уже в
  • Московском институте истории, философии и
  • литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью
  • 1936.
  • Произведения Твардовского
  • печатались в 1931 - 1933, но сам он считал,
  • что только с поэмы о коллективизации
  • "Страна Муравия" (1936) он начался как
  • литератор. Поэма имела успех у читателей и
  • критики. Выход этой книги изменил жизнь
  • поэта:, он переехал в Москву, в 1939 окончил
  • МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская
  • хроника".
  • Автограф стихотворения
  • «Кружились белые березки», 1936 г.
Первое стихотворение было напечатано в воскресном номере газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года
  • Новая изба
  • Пахнет свежей сосновой смолою.
  • Желтоватые стены блестят.
  • Хорошо заживем мы семьею
  • Здесь на новый советский лад!
  • А в углу мы «богов» не повесим,
  • И не будет лампадка тлеть.
  • Вместо этой дедовской плесени
  • Из угла будет Ленин глядеть .
Военные тропы
  • 1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т. Твардовский
  • принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже
  • Родины». В газете велся коллективный еженедельник фельетонов со
  • стихами и картинками. Так родился литературный герой –
  • боец Вася Теркин.
  • То была печаль большая,
  • Как брели мы на восток.
  • Шли худые, шли босые
  • В неизвестные края,
  • Что там, где она, Россия,
  • По какой рубеж своя?
  • 1941-1945гг. – поэма «Василий Теркин»,
  • «книга про бойца без начала и конца» -
  • самое известное произведение
  • Твардовского. Поэма стала одним из
  • атрибутов фронтовой жизни - в
  • результате чего Твардовский сделался
  • культовым автором военного
  • поколения. Помимо прочего, «Василий
  • Теркин» выделяется среди других
  • произведений того времени полным
  • отсутствием идеологической
  • пропаганды, упоминаний о
  • Сталине и партии.
  • Обложка книги
Послевоенная лирика Твардовского
  • Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время. Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше.
  • Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом.
  • “Я убит подо Ржевом” - стихотворение, написанное от первого лица. Это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время:
  • Я – где корни слепые
  • Ищут корма во тьме.
  • Я – где с облачком пыли
  • Ходит рожь на холме.
«Новый мир»
  • 1950-1954 и1958-1970гг. главный редактор журнала
  • «Новый мир». Своей организационно-редакторской
  • деятельностью, примером собственного творчества
  • Твардовский достойно продолжал лучшие традиции
  • русской советской литературы. Его помощь и поддержка
  • ощутимо сказались в творчестве многих
  • писателей. 1971г. – лауреат Государственной премии.
Твардовский и власть
  • В этот период начинается работа над
  • поэмой за «Далью даль», которая была
  • закончена спустя 10 лет. В 1954 году его
  • увольняют с поста главного редактора
  • «Нового мира» за «демократические
  • тенденции», появившиеся в журнале сразу
  • после смерти Сталина. Однако на этом связь с
  • «Новым миром» не разрывается. В 1958 году
  • Твардовский возвращается в «Новый мир» на ту
  • же должность. Он собирает коллектив своих
  • единомышленников. В 1961 году им удается
  • даже опубликовать в журнале
  • повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». После этого Твардовский становится «неофициальным оппозиционером».
Твардовский и власть
  • 1967 – 1969 годах идет работа над поэмой «По
  • праву памяти», в которой поэт описывает ужасы
  • коллективизации на примере, в том числе,
  • собственного отца. При жизни автора произведение
  • не будет издано. Так же, как и поэма «Теркин на том
  • свете» (написана в 1963 году) – слишком сильно
  • «тот свет» в изображении Твардовского напоминает
  • советскую действительность. В 1970 году
  • правительство снова лишает поэта должности в
  • «Новом мире».
Произведения о войне
  • В 1945 году была завершена работа над «Теркиным». Книга тут же издается
  • и пользуется небывалой популярностью. В следующем году Твардовский
  • получил Государственную премию за«Василия Теркина». В этом же году
  • написана поэма «Дом у дороги» – тоже о войне, но с трагической точки
  • зрения. Как писал Самуил Маршак, «поэма могла родиться только в годы
  • великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого
  • основания». За эту поэму в 1947 году Твардовский так же получил
  • Государственную премию
  • Иллюстрация к поэме «Дом у дороги»
Поэма «За далью даль»(1960г.)
  • Крупнейшим послевоенным произведением
  • советского поэта Александра Твардовского
  • является поэма “За далью - даль”. Эпический замысел поэта был продиктован
  • необходимостью осмыслить итоги Великой
  • Отечественной войны. В поэме тема
  • исторических судеб народа, Родины предстает в
  • широком, эпохальном освещении. Здесь
  • изображаются не только современность, но и
  • историческое прошлое.
  • Поэма является исповедью современника,
  • прошедшего вместе с народом путь испытаний и
  • побед
  • Иллюстрация к поэме
  • «За далью -даль».
Твардовский прожил жизнь согласно принятому им принципу: С тропы своей ни за что не ступая Не отступая - быть самим собой
  • Вскоре после разгрома его
  • журнала Твардовский заболел
  • раком лёгких. Умер писатель
  • 18 декабря 1971 года в дачном
  • посёлке Красная Пахра
  • Московской области.
  • Похоронен в Москве на
  • Новодевичьем кладбище. В
  • Смоленске, Воронеже,
  • Новосибирске и
  • Москве его именем
  • названы улицы.
Награды
  • Сталинская премия второй степени (1941) - за поэму «Страна Муравия» (1936)
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за поэму «Василий Тёркин» (1941-1945)
  • Сталинская премия второй степени (1947) - за поэму «Дом у дороги» (1946)
  • Ленинская премия (1961) - за поэму «За далью - даль» (1953-1960)
  • Государственная премия СССР (1971) - за сборник «Из лирики этих лет. 1959-1967» (1967)
  • три ордена Ленина (1939, 1960, 1967)
  • орден Трудового Красного Знамени (1970)
  • орден Отечественной войны I степени (30.4.1945)
  • орден Отечественной войны II степени (31.7.1944)
  • орден Красной Звезды (1940) - за участие в войне с белофиннами

Александр Трифанович Твардовский

(1910-1971)

Жизнь и творчество


Цель урока:

- Познакомиться с жизнью и творчеством А.Т.Твардовского

Ваши задачи:

-составить хронологическую таблицу «Жизнь и творчество А.Т.Твардовского»

-законспектировать раздел учебника о поэме «За далью-даль»,


А.Т.Твардовский родился 8 (21н.с.) июня 1910 года в д. Загорье Смоленской губернии в многодетной семье сельского кузнеца Трифона Твардовского.

Дом-музей Твардовского в д.Загорье


Твадовский (крайний справа)

с родителями, братьями и сёстрами


С 1925г. известен как сельский корреспондент.

1928г. -покидает родное Загорье, живёт и работает в Смоленске

1934г. - зачислен студентом в педагогический институт, хотя у него не было законченного среднего образования

1936г. -успешно закончив второй курс Смоленского пединститута, перевёлся на третий курс Московского института философии и литературы, который успешно закончил в 1939 году .


Прототипом Никиты Моргунка, главного героя поэмы, стал отец поэта, Трифон Твардовский, который ещё до революции купил в рассрочку хутор Загорье и очень гордился своей самостоятельностью. Счастье работы на своей земле он ценил очень высоко.


В 1939г.- вместе с группой других писателей А.Т.Твардовский был призван в армию, участвовал в финской кампании, в Великой Отечественной войне в качестве военного корреспондента.


1941-1945г.г.- создаёт знаменитую «Книгу про бойца»



«Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого слова!» – писал И. А. Бунин о поэме «Василий Теркин»

«Василий Тёркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне». К. Симонов.

«Но со времен фронта я отметил «Василия Теркина» как удивительную удачу... Твардовский сумел написать вещь вневременную, мужественную и неогрязнённую...»

А. Солженицын


А. Твардовский написал для всех времен и поколений. В центре поэмы крестьянская семья Андрея и Анны Сивцовых. Автор пишет, какой ценой достается мир, разрушенный войной. Твардовский показывает героизм людей не через лозунги и пропаганду, а глубокий, достоверный и непререкаемый. Читая поэму, можно отчетливо увидеть образ трех времен: прошлого, настоящего, будущего.

В прошлом заботы о собственном доме, саде, детях, покосе трав и пропашке земли.

Жуткое и разрушительное настоящее время, как оковами заковало людей своими военными путами.

В последней главе поэмы читатель почувствует не радость победы Андрея Сивцова, вернувшегося с фронта, а печаль опустошенного одиночества. Однако герой отыскал в себе силу воли вновь отстроить дом, вести домашние дела, снова косить траву – и все это с огромной надеждой о возвращении своей любимой семьи в родной край.


1946г.- написано стихотворение «Я убит подо Ржевом» По форме стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» представляет собой диалог-нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто остался сражаться с фашизмом. Основная идея этого завещания звучит в финальных строках произведения: «Я вам жить завещаю - Что я больше могу?» Но жить, заклинает герой, всегда помня о своей стране и о тех, кто погиб во имя нее. .


1954г.- закончено продолжение поэмы «Василий Теркин», которое автор назвал «Теркин на том свете». Напечатана поэма была только в 1963 году. В этом произведении поэт не только выразил радикальные для того времени политические взгляды, но и нарисовал смешные и грустные нравственно-психологические черты противоречивой современности.


Первое пребывание Твардовского во главе «Нового мира» (1950 – 1954) было непродолжительным. Занимая лидирующие позиции в прозе, «Новый мир» публикует на своих страницах роман Василия Гроссмана «За правое дело» (1952) и повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1954), которые получили широкий общественный резонанс.Всё это послужило поводом к увольнению Твардовского летом 1954 года с поста главного редактора «Нового мира». Второй и не менее важной причиной его ухода из журнала стала остросатирическая поэма «Тёркин на том свете»


1958 – 1970г.- вновь возглавляет «Новый мир», заведует отделом поэзии «Литературной газеты», работает в Союзе писателей СССР с молодыми авторами

Редколлегия «Нового мира».

Сидят (слева направо) Б. Г. Закс,

А. Д. Дементьев, А. Т. Твардовский,

А. И.Кондратович, А. М. Марьямов. Стоят М. Н. Хитров, В. Я. Лакшин,

Е. Я. Дорош, И. И. Виноградов, А. И. Сац.


1950-1960г.г.- создана поэма «За далью-даль»

Поэма «За далью - даль», за которую А.Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А.Т. Твардовского. Она состоит из 15 небольших глав. Основной мотив поэмы - мотив дороги. Лирический герой отправляется на поезде в путь по просторам родной страны. В самом начале произведения мы узнаем, что этот путь через Урал и Сибирь он задумал давно. Лирический герой вспоминает войну, разруху и хочет посмотреть на новую, отстроившуюся за мирные годы страну.


Вторая половина 60-х годов создана поэма «По праву памяти», опубликована она была только в 1987году . Последняя поэма Твардовского адресована современ­ной молодежи, обращена к ее духовно-нравственным, идейным поискам и устремлениям. «Вам из другого поко­ления», обращался поэт, необходимо помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям: каждый отвечает за все, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в буду­щем:

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.


Памятник

А.Т. Твардовскому и Василию Тёркину

в Смоленске


Надгробье на могиле А.Т.Твардовского на Новодевичьем кладбище в Москве.

А.Т.Твардовский умер


Все есть слова - для каждой сути, Все, что ведут на бой и труд , Но, повторяемые всуе, Теряют вес, как мухи мрут.

Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь - до дна, Но их подмена словесами Измене может быть равна.


Подведём итоги:

А.Т.Твардовский-один из поэтов 20 века, показавший жизнь, боль и радость, горе и разлуку, проблемы народа и страны в различные исторические периоды.

А.Т.Твардовский-художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.


Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях.

Военный путь Твардовского начался в 1939 году. Как военкор он участвует в походе на Западную Белоруссию, а позднее в Финской кампании.


Учебник, стр. 136-137

  • Составление тезисов статьи «Александр Трифонович Твардовский»

История создания поэмы

  • 11 декабря 1939 года в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» появилось стихотворение А.Твардовского «На привале», развитое впоследствии в одноименную главу поэмы «Василий Теркин». Глава была написана в 1940 году, во время Финской кампании создавалась глава «Переправа». Таким образом, Василий Теркин поначалу был героем Финской войны 1939-40 годов.

Особенности жанра

  • «Жанровое обозначение «Книга про бойца» совпало с решением писать не поэму, не повесть, а книгу: слово «книга» звучит по -особенному значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный»

А.Твардовский


Композиция поэмы

  • Книга состоит из 30 глав.
  • Каждая глава – самостоятельное произведение. Но главы объединены одним главным героем – Василием

Тёркиным


  • Поэма создавалась в страшные годы войны.
  • Они читали то, что попадалось им в руки, но им было понятно, о чем эта поэма.


Лирические отступления

  • В четырёх авторских главах-отступлениях - рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

Пафос поэмы

Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была.

... А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.


  • Книга стала очень популярной.
  • Она стала дорога каждому бойцу.
  • Они хранили её за голенищем сапог, за пазухой, в шапке.
  • Им полюбился главный герой.
  • Каждый хотел быть похожим на него.

Главы, рассказывающие о суровом быте войны

«На привале», «Перед боем», «Два солдата»

К рукаву припав лицом,

На пригретом взгорке

Меж товарищей бойцов

Лег Василий Теркин.

Тяжела, мокра шинель,

Дождь работал добрый.

Крыша - небо, хата - ель,

Корни жмут под ребра.


Главы о героических подвигах

«Переправа», «Бой в болоте», «Поединок», «На Днепре»

  • Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

  • К ночи будут переправы,

В срок поднимутся мосты,

А ребятам берег правый

Свесил на воду кусты.

Подплывай, хватай за гриву.

Словно доброго коня.

Передышка под обрывом

И защита от огня.

Не беда, что с гимнастерки,

Со всего ручьем течет...

Точно так Василий Теркин

И вступил на берег тот.


Она раскрывает еще одну существенную черту героя – его сознательность. В этой главе говорится о первом, очень тяжелом для нас этапе войны, когда наша армия вынуждена была отступать. Теркину с товарищами пришлось выходить из окружения.

«Я ж, как более идейный, был как там бы политрук,»– рассказывает Теркин. Он понимает временный характер отступления, вселяет в бойцов бодрость и уверенность в нашей победе.


Не взорвемся, так прорвемся,

Будем живы – не помрем.

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.





Ритм и размер стиха

Т о лько вз я л бо е ц трехр я дку,

Ср а зу в и дно - г а рмон и ст.

Дл я нач а лу, дл я пор я дку

К и нул п а льцы св е рху вн и з.

Позабытый деревенский

Вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив,

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Образ главного героя

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный…

Василий Теркин воплощает в себе лучшие черты народа, является его собирательным образом. Это одновременно и трагическая, и героическая фигура. К тому же доброй шуткой, оптимизмом и жизнестойкостью он способен смягчить трагизм обстановки.

Говорящая фамилия

  • «Эту фамилию, - писал Твардовский, - мы сконструировали, отталкиваясь от глаголов «тереть», «перетирать». Имя Василий было особенно дорого автору: прадед поэта и его младший брат носили это имя.
  • Василий – гр. царский, царственный

С первых дней годины горькой

Мир слыхал сквозь грозный гром,-

Повторял Василий Теркин:

- Перетерпим. Перетрем…

Теркин – воплощение русского национального характера

Теркин – яркая личность, жизнерадостная, добродушная натура, «щедрое сердце», «душа нараспашку», человек, соединивший в себе душевное благородство и простоту, ум и смекалку, наивность и мудрость, веселую шутку и трагическое мироощущение своей эпохи…

Словом, Теркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянке гость не лишний,

На работе хоть куда...

Солдат-богатырь

Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

Богатырь не тот, что в сказке -

Беззаботный великан, -

А в походной запояске,

Человек простой закваски...

В муках тверд и в горе горд

Теркин жив и весел, черт!

  • - Мужественный, смелый, бесстрашный, храбрый воин.
  • Совершал героические подвиги: Он переплыл реку (глава «Переправа»)

сбил из винтовки немецкий самолет (глава «Кто стрелял?»)

  • - Хороший друг, настоящий боевой товарищ. Его все любили.
  • - Тактичный. Отличный гармонист (глава «Гармонист»)
  • - Оптимист. Никогда не падал духом, никогда не унывал.
  • - Всегда шутил. Этим поднимал настроение солдат.
  • - Уважает старших (глава «Два солдата»)
  • - Смекалистый.
  • - Умный, рассудительный.
  • - Мастер на все руки – починил часы, сделал развод у пилы.
  • - Любит Родину.

Русский национальный характер

  • Жизнестойкость
  • Простота
  • Ответственность
  • Щедрость
  • Жизнерадостность
  • Смелость
  • Выдержка и терпение
  • Сметливость и мудрость
  • Сознательность
  • Уважение к прошлому и настоящему своей родины
  • Бескорыстие

С первых дней годины

горькой,

В тяжкий час земли родной

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой,

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Теркин на войне.

Памятник А.Твардовскому и Василию

Теркину в Смоленске. Скульптор

А.Г.Сергеев, архитектор А.П.Щевьев.

Праздник близок, мать-Россия,

Оберни на запад взгляд:

Далеко ушел Василий,

Вася Теркин, твой солдат.

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег,-

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Язык поэмы Вспомните крылатые выражения…

1. Не зарвёмся, так прорвемся,

(Будем живы – не помрём)

2. Переправа, переправа!

(Берег левый, берег правый)

3. Кому память, кому слава,

Кому темная вода,-

(Ни приметы, ни следа)

4. Бой идет, святой и правый,

Смертный бой не ради славы-

(Ради жизни на земле)

5. Я не так еще сыграл бы-

(Жаль, что лучше не могу)

6. Хоть бы что ребятам этим,

С места –

(в воду и огонь)

7. Смерть есть смерть. Ее прихода

(Все мы ждем по старшине)

8. В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

(Русский чудо-человек)

9. Рвутся мины. Звук знакомый

Отзывается в спине.

Это значит - Теркин дома,

(Теркин снова на войне)

Художники - иллюстраторы

Художник Орест Верейский

Ю.Непринцев

«Отдых после боя»

  • | На картине мы видим бойцов, отдыхающих после боя. Общим вниманием завладел Василий Тёркин, бывалый солдат, балагур и весельчак. Плотным кольцом окружили его боевые друзья. Они смеются, значит, Василий Тёркин рассказывает о чём-то смешном. Но сам он при этом серьёзен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка. Но и в эту весёлую минуту - характерная черта – Василий Тёркин не позабыл поставить свою винтовку прикладом вниз на носок сапога.
  • Хорошо, как есть такой
  • Парень на походе.

Глава «Переправа»

Учебник,

стр. 146-153

Домашнее задание Выучить отрывок наизусть из главы «Переправа» стр. 146-148