Храмы в честь усекновения главы иоанна предтечи. Церковь усекновения главы иоанна предтечи в коломенском. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи вблизи


Сыну и наследнику великого князя московского Василия III, будущему первому русскому царю Ивану Грозному суждено было рано потерять отца и вступить на московский престол в трехлетнем возрасте. Около мальчика-правителя сразу начались безобразные интриги и борьба за власть и доступ к казне между его родными и приближенными. Воспитанию ребенка и даже простому уходу за ним никто внимания не уделял. После смерти матери (отравленной придворными заговорщиками) семилетнему Ивану пришлось совсем туго; позже он вспоминал, что часто сидел голодным, потому что никто не заботился, чтобы его с братом вовремя кормили.

Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. <.. . > Что сказать о казне родительской? Все расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалование, а между тем все себе взяли; из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных, написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследованное добро... Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей, а какие пакости от них были соседям, и исчислить нельзя; подчиненных всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами; думали, что правят и строят, а вместо этого везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде.
Из письма Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому


Иван Грозный в молодости

Но чем старше становился Иван, тем активнее он забирал власть в свои руки. В шестнадцать лет он втайне от бояр задумал венчаться на царство, чтобы «утвердиться в самодержавстве» и стать не просто великим князем Московским, а царем вся Руси, подчеркивая свою богоподобность («царь - аки Бог» ). В этом юный Иван видел следование традициям Византии с ее боговенчанными императорами, укрепление государства, веры и собственных властных позиций. Венчание Иоанна Васильевича на царство состоялось в январе 1547 года.
Поскольку подмосковное Коломенское считалось любимой резиденцией государя, именно здесь решено было поставить своеобразный монумент в память о столь знаменательном событии. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (которое уже тогда считалось частью Коломенского), был возведен в честь венчания на царство первого русского царя.
Этот уникальный храм сохранился. Кроме московского храма Покрова на Рву, более известного под названием собор Василия Блаженного, Предтеченский оказался единственным многостолпным русским храмом шестнадцатого столетия, уцелевшим до наших дней. Существует предание, что его возведением занимались те же русские зодчие Барма и Посник (в современном написании - Постник) Яковлев, которые построили и храм Покрова на Рву. Церковь в Коломенском стала своеобразной «пробой пера» для мастеров и послужила прообразом их самой знаменитой постройки.


Вид на Коломенское с левого берега Москвы-реки

В шестнадцатом столетии сходство двух храмов было еще более заметным. Величественный храм на Красной площади изначально не отличался тем многоцветьем в оформлении, к которому мы привыкли - разнообразные цвета появились лишь в Х VII - Х I Х веках. А по замыслу зодчих он был красно-белым. Так же оформлена была и церковь в Дьякове. Это можно увидеть на картине Н.Е. Маковского «Вид церкви села Дьяково в Коломенском близ Москвы» , написанной в 1872 году. В наше время церковь стала полностью белоснежной. Ее белые стены гармонируют с великолепной церковью Вознесения, составляя единый архитектурный ансамбль.

Николай Маковский

Но, в отличие от церкви Вознесения, которая издали заметна каждому, кто приближается к Коломенскому, Предтеченская церковь «прячется» в стороне, в лесу. Гуляя по лесу, можно обнаружить деревянную лестницу; она ведет на холм, на вершине которого стоит храм, а подножие огибает ручей, не замерзающий даже в сильные морозы. Открывается Предтеченская церковь только тем, кто поднялся до верхних ступеней лестницы.
Уединенный храм стал одной из главных точек поиска знаменитой библиотеки Ивана Грозного, «Либерии», над загадкой местонахождения которой ученые бьются много десятилетий. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
В храме частично сохранились старые росписи, открытые при реставрации в 1960-е годы. Правда, их символика и колорит оказались настолько загадочными, что исследователи до сих пор не определились с толкованием. Например, много вопросов вызывает обнаруженное в центральной части храма изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное в красном цвете - подобных символов не находили в других церквях, и разгадать значение этого образа до сих пор не удается.
Еще одним сюрпризом стало то, что полы в храме, еще во времена Ивана Грозного, были выложены из… надгробных плит. Для шестнадцатого столетия это кажется удивительным неуважением к памяти умерших, кощунством и святотатством; подобные вещи стали привычными лишь в ХХ веке, в послереволюционной Москве.

К 1980-м годам Предтеченская церковь была заброшена и всеми забыта; кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. В 1988 году известный певец Игорь Тальков, гуляя в Коломенском, оказался возле полуразрушенной Предтеченской церкви и подобрал с земли сброшенный с нее крест. Крест был покорежен и изуродован; как человек верующий, Тальков решил спасти святыню от уничтожения и принес тяжелый крест к себе домой, полагая вернуть его, если в церкви начнется реставрация. Но сделать этого не успел из-за своей ранней, трагической гибели. После смерти Талькова его поклонники обратили внимание на случай с крестом, описанный певцом в автобиографической книге «Монолог», и стали искать мистические связи с судьбой певца, говоря о его «крестном пути» и «крестной муке»…

В 1988 году рано утром… я гулял в районе Коломенского и… увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи . Он, видимо, был сброшен с купола церкви.., изувечен и погнут у основания, наверное, от удара о землю. На несчастном изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не переставал быть символом Бога Живого. У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека, обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора. В поисках потайного места я вошел внутрь Храма Иоанна Предтечи , двери которого были распахнуты настежь. Хаос в Храме потряс меня: пол был загажен, у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его «прихожан» в виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрел на заброшенную монашескую келью и положил в нее крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. <…>
Забрав крест, мы вернулись домой. С тех пор он является не только священным символом, но и «термометром» отношения ко мне людей. Иногда общаясь с людьми, которые называют себя моими друзьями и с которыми я делю порою и стол и кров, в моей душе вдруг появляется отчуждение. <…>
Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома, вернув ему прежнюю святость омовением святой водой. Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня дома, узнав об этой истории, другие чувствовали себя плохо, побывав у меня в гостях… А верну я этот сброшенный крест в церковь Иоанна Предтечи только тогда, когда та епархия… вспомнит о своих обязанностях и приступит наконец к восстановлению Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, как приступила Россия к реставрации душ человеческих, у последней черты вспомнив о Боге.
Игорь Тальков. «Монолог».

Храм возвратили верующим и заново освятили в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове - уникальный по своей архитектуре, не имеющий прямых аналогов в русском каменном зодчестве православный многостолпный храм, выстроенный в годы правления Иоанна IV Грозного в царском сельце Дьяково. Памятник архитектуры XVI столетия, в настоящее время является действующим храмом и находится в совместном пользовании Московской епархии и музея-заповедника «Коломенское».

Немного об истории и архитектуре храма

Над яблоневым садом, летом одетым в живописную зелень, а зимой окутанным серебристым инеем, над крутым правым берегом Москва-реки возвышаются купола церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи - старинного белокаменного храма, ведущего историю своего существования с середины XVI столетия - времени правления Иоанна Грозного .

И хотя точный год строительства храма не определён до сих пор, а разные исследователи указывают даты от 1540-х до 1570-х годов, вполне вероятно, что церковь в сельце Дьяково, находившемся в те времена рядом с царской загородной резиденции в Коломенском , была выстроена по указу Иоанна IV Васильевича в 1547 году, когда он первым из московских князей короновался на Русское царство.

Стоит отметить, что освящение храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (а первый русский царь был крещён с именем Иоанн) также может служить косвенным подтверждением строительства храма именно в тот период. В любом случае Иоанну Грозному настолько нравилась новая церковь, которой сразу после освящения был присвоен статус приходской, что он обязательно присутствовал на богослужениях в день своих именин. Вполне понятно, что в дни посещения храма царём простые смертные туда не допускались.

Уникальный по своему внешнему облику храм Усекновения главы Иоанна Предтечи не имеет точных аналогов в русской церковной архитектуре, но в общих чертах он повторяет известный в Москве , отчего многие историки и исследователи даже отводят Иоанно-Предтеченскому храму роль архитектурного предшественника Покровского собора, хотя некоторые исследователи считает, что церковь в Дьякове была выстроена по подобию храма Василия Блаженного. Споры об этом, как и о дате возведения храма, не утихают до сих пор, но, по большому счёту, это не так уж и важно. Главное, что этот уникальный образец русского каменного зодчества XVI века сохранился до наших дней и является единственным в своём роде памятником архитектуры периода опричнины Иоанна Грозного.

Интересно, что кажущийся монолитным строением храм на самом деле состоит из самостоятельных отдельно стоящих построек - пяти каменных восьмигранных, увенчанных шлемовидными главами объёмов, лишь одной гранью соприкасающихся с центральным восьмериком и имеющих свои входы и алтари.

Центральный 34,5-метровый в высоту столп с примкнувшей к нему с востока апсидой вдвое массивнее и выше остальных, окружающие его боковые восьмерики 17-метровой высоты соединены между собой крытыми галереями, что наряду с единством декоративного оформления фасадов придаёт всему строению композиционную завершённость и целостность. На уровне глав боковых, обращённых к северу столпов в центре галереи устроена состоящая из двух пролётов и завершённая остроугольным щипцом звонница, основания всех барабанов декорированы рядами треугольных и полукруглых кокошников, ярусы столпов украшены филёнками.

Главной особенностью центрального восьмигранного объёма являются его круглые, ориентированные по сторонам света окна, оформленная крупными полуцилиндрами средняя часть и массивный шлемовидный купол с крестом на яблочке. Оконные проёмы и верхний ряд треугольных кокошников основного объёма акцентированы остроконечными щипцами (вимпергами), присутствующими и во внешнем оформлении церкви Вознесения Христова в Коломенском. Стоит отметить, что расположение входных порталов храма ориентировано не строго по сторонам света, а немного смещено по оси, что обусловлено его плановым решением в форме непрямого четырёхконечного креста.

В каждом из столпообразных храмов после возведения был освящён свой престол - главный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, юго-западный - первоначально в честь перенесения мощей святителя Петра, митрополита Московского (с конца XVI века - во имя Петра, Алексия и Ионы, святителей Московских). Северо-западный престол был посвящён апостолу Фоме (сейчас - Двенадцати апостолам), северо-восточный - Зачатию святой Анны, юго-восточный - Зачатию пророка Иоанна Предтечи, а престол над западным притвором - святым равноапостольным Константину и Елене.

До начала XVIII столетия традицию присутствовать в дьяковской церкви на праздничных богослужениях в день Усекновения главы Иоанна Предтечи сохраняли и первые представители новой царской династии - Романовы. С основанием новой столицы Санкт-Петербурга и переноса на берега Невы административного и культурного центра империи Иоанно-Предтеченская церковь в Дьяково была забыта царственными владельцами, но на богослужения в ней так же собирались жители Дьяково, Коломенского и прихожане из отдалённых деревень.

Рядом с церковью издавна существовал Дьяковский погост и стоит отметить, что некоторые каменные надгробья сохранились до наших дней, хотя само кладбище было ликвидировано во время подготовки к Олимпиаде 1980 года.

В начале минувшего столетия настоятелем Иоанно-Предтеченского храма служил потомственный священник Сергий (Воскресенский). При нём храм и погост были опоясаны красно-кирпичной оградой с металлической решёткой и красивыми трёхарочными воротами с мозаичной иконой «Усекновение главы Иоанна Предтечи» над средней аркой, а также вымощена камнем дорожка от храма до моста через реку и выстроено здание церковно-приходской школы. К сожалению, грянувшая в 1917 году революция и последовавшие за ней преобразования помешали открытию школы, а в 1924 году и сам храм был закрыт и передан в ведение музея-заповедника «Коломенское». Тогда же первым директором музея П. Д. Барановским была начата реставрация храма, но к 1929 году работы так и не были завершены, а средств на дальнейшие научные изыскания и реставрационные работы уже не хватило.

До 1949 года церковь стояла закрытая, потом в ней разрешили совершать богослужения, но в 1957 году храм вновь закрыли и долгое время здание использовалось под склад, а после и вовсе было заброшено.

Село Дьяково вошло в черту Москвы в 1960 году, в 1971 году было отнесено к музею-заповеднику «Коломенское», а в 1970-1980-х годах была проведена частичная реставрация Иоанно-Предтеченской церкви. В 1992 году храм передан верующим и с тех пор он находится в совместном пользовании Московской епархии и музея-заповедника «Коломенское». В субботние, воскресные и праздничные дни в храме совершаются богослужения.

Масштабный комплекс ремонтно-реставрационных работ, включивших в себя усиление фундамента, ремонт кирпичной кладки стен, сводов и системы стропил был проведён в 2008-2009 годах и сегодня, как и столетия назад, храм возвышается над окрестностями, а на его звонницу установлены новые колокола.

В конце XIX столетия фасады храма были украшены фресковой живописью, сбитой и забеленной в ходе ремонтно-реставрационных работ в советское время, а об убранстве интерьеров сведений не сохранилось. Единственное, что удалось открыть реставраторам при проведении восстановительных работ в 1970-х годах - это необычный для православного храма мозаичный символ солнца в виде вертящегося диска с волнистыми лучами, расположенный в центре главного купола. О его значении учёные спорят до сих пор, выдвигая две основные версии. Согласно первой, этот знак обозначает самого Спасителя, как Солнце Правды, согласно второй, этот знак - символ вечной жизни. Интересно, что такой же знак украшает купол придела во имя Александра Свирского в московском храме Василия Блаженного, являясь ещё одним подтверждением схожести обоих храмов не только во внешнем декоре, но и во внутреннем убранстве. К сожалению, во время последней реставрации этот уникальный символический знак был замазан и забелен.

В настоящее время при храме действует воскресная школа, к нему приписана церковь Цесаревича Алексея при психиатрической больнице №15.

Интересно, что именно с дьяковским храмом связана легенда об утраченной библиотеке Иоанна IV Грозного. Многие археологи и историки не сомневаются в её существовании, правда, одни указывают на её нахождение в подвальных помещениях храма, другие - на территории бывшего погоста.

Информация для посетителей

  • Храм находится на территории музея-заповедника «Коломенское» по адресу: проспект Андропова, 39, строение 7. Добраться до него можно от станций метро «Каширская» и «Коломенская».
  • Богослужения в храме совершаются в выходные и праздничные дни.
  • Посетить храм как музейный объект можно также во время комплексных экскурсий в составе экскурсионных групп, формирующихся на месте или по предварительной заявке по телефонам, указанным на официальном сайте музея-заповедника «Коломенское».

Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам, хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) . Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест.

Реставрация с перерывами продолжалась с 1923 по 1929 годы, но завершить ее так и не удалось из-за недостатка средств. Следующие научно-реставрационные работы проводились уже в 1958-1960 годы. Наконец, последняя реставрация храма прошла уже в 2008-2010 годах. К сожалению, во время ее проведения, не было проявлено должной квалификации. Толстый слой побелки скрыл интересные особенности наружной кладки, а в центральной главе был грубо замазан редкий рисунок в виде развернутой спирали.

Богослужения в храме возобновились в году, он находится в совместном ведении музея и церковной общины.

Архитектура

Второй, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества. Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.

Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружного декора церкви Вознесения в Коломенском.

Благодаря связующей роли галерей и единству декора, многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции.

Настоятели

  • Сергий Воскресенский, старший (+ 1920)
  • сщмч. Сергий Воскресенский, младший (1920 - декабрь 1923)

Использованные материалы

  • Москва. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове // Сайт "Народный каталог православной архитектуры"
Московский храм в честь Усекновения Главы св. пророка Иоанна Предтечи под Бором , патриаршее подворье Русской Православной Церкви, приписной храм к Михаило-Феодоровской церкви

В году в Иоанновском "под бором" монастыре по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

В году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора . В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к году. В году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм мучеников Михаила и Феодора , сохранившийся доныне.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была разрушена в году в разгар Смуты . В году она была вновь отстроена. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений.

В XVIII веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко.

В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму.

В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале века - паперть с крыльцом.

Храм обновлялся в году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О.Шехтель).

В году храмы Черниговского подворья были закрыты. Их занимали различные организации.

В году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, главы были покрыты изумрудной черепицей.

К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС "Художественное стекло".

В начале 1990-х храм возвращен верующим.

В году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения.

На крутом и высоком берегу реки Москвы, на территории , стоит прекрасный памятник русской архитектуры - Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

В XVI веке в этом месте была расположена царская резиденция. История архитектурных памятников этого периода хранит множество противоречий и загадок, несмотря на непроходящий интерес ученых и исследователей.

Фото 1. Храм усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове в Москве

Существует мнение, что строительство церкви посвящено зачатию или рождению царя Ивана IV, давно ожидаемого наследника престола. В связи с тем, что Василий III намеревался дать наследнику имя деда Ивана III, она посвящена Иоанну Предтече.

Храм этот необычен и очень интересен по своей архитектуре. Симметричная группа состоит из пяти восьмигранных столпов, изолированных друг от друга. Четыре из них, одной гранью примыкающих к центральному столпу, соединены общей галереей. Все это опирается на общий фундамент. Центральная башня имеет в высоту 34,5 метра, высота остальных по 17 метров. В каждой башне имеется свой вход и отдельный алтарь.


Фото 2. Белокаменная церковь расположена на территории

музея-заповедника "Коломенское"

Основной столп посвящен Усекновению главы Иоанна Предтечи. Верх его очень интересен в архитектурном решении.

Восьмерик возвышается над треугольными кокошниками в два ряда, традиция возведения которых восходит к псковскому зодчеству. Над ним находится объем, составленный крупными полуцилиндрами, над которыми, в свою очередь, расположены цилиндры, меньшие по размеру. Затем следует высокий барабан, украшенный филенками. Все это завершается шлемовидным куполом. Восьмерик главного столпа имеет большие круглые окна, ориентированные по сторонам света и прорезающие нижний ряд кокошников.


Ярусы остальных четырех столпов также украшены филенками. Три ряда треугольных и полукруглых кокошников ведут к шлемовидным куполам. Над центром галереи находится двухпролетная звонница.

Единство декора, связующая роль галерей и многоярусность способствуют восприятию храма из пяти восьмериков как мощной монолитной композиции с центральным решением.

Предполагается, что авторами церкви в Дьякове были зодчие Постник и Барм. При постройке использованы надгробные плиты, датированные 1534-1535 годами. Этот факт дает право считать, что строился этот уникальный старинный храм после 1535 года.


С 1924 по 1929 год церковь была закрыта. Затем, с 1949 по 1957 годы, опять проводятся богослужения. После этого она заброшена на много лет. Внутреннее убранство и роспись храма не сохранились. В 1980 году ликвидировали и кладбище при церкви.

Новое освящение церкви состоялось в 1992 году. Совсем недавно завершилась основательная реставрация этого выдающегося памятника архитектуры XVI века. Богослужения в храме проводятся регулярно.

Храм усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове расположен по адресу: Москва, проспект Андропова, 39 (станция метрополитена Каширская и Коломенское).