Зигзаг критическое мышление. Взаимообучение: прием «Зигзаг» и мозаика «Джигсоу. Письмо Марьи Гавриловны

«Алгоритм работы с приемом "Зигзаг" на уроке»

Из опыта работы Джафаровой Надежды Витальевны,

учителя начальных классов МБОУ СШ № 43 города Архангельска

Мастер-класс

Пояснительная записка

Название приёма - «Зигзаг».

Цель - освоить учащимся большой по объёму текст (см. приложение)

Оборудование - текст, листы бумаги, фломастеры, ручки, карандаши.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии чтения. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте. Такие условия выполняются в приёме «Зигзаг».

Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

Предполагаемый результат

Деятельность мастера

Деятельность учеников

(1 мин.)

Ввод в тему (вопрос - ответ) :

- Какой большой раздел мы изучаем?

Какие вопросы мы уже рассмотрели?

- Какие ещё вопросы можно задать по данному разделу?

- А интересно, наверное, узнать, были или нет профессии у людей и сохранились или нет до наших времён.

Вот сегодня и выясним, а для этого перед вами тексты на заданную тему.

Комментарии: стадия вызова осуществляется при помощи любых приёмов. В данной стратегии может и не быть фаза вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объёма - само по себе служит вызовом.

Текст изначально делится учителем на несколько частей. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в первичной группе.

Объяснение задания.

Ответы детей:

- Как жили наши предки.

- Как узнают о жизни предков, чему они поклонялись, в каких домах они жили, чем современные города отличаются от городов тех времён.

- Как одевались наши предки, были или нет школы, магазины и т.д.

Каждая группа получает один и тот же текст.

Комментарии: если текст слишком объёмный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

Деление на группы (умение договариваться)

(5 мин)

Мастер координирует работу каждого участника в отдельности (по необходимости).

Комментарии: каждая группа получает один и тот же текст. Причём каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему и т.д.

Комментарии: учеников необходимо снабдить фломастерами, листами бумаги, где они смогут предоставить изученную информацию кратко. Конечно, дети должны уже уметь составлять схемы, кодировать содержание рисунками, составлять кластеры и т. д. - всё это отрабатывается постепенно, под руководством учителя.

Ученик представляет своеобразную «выжимку» своего отрывка (отбор информации, её кодирование).

(5 мин)

Мастер прислушивается к выбору в группах, обсуждениям.

Комментарии: «экспертные» группы составляют так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме.

Групповая работа. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

Комментарии: по договорённости дети могут выбранный вариант ещё сообща дополнить «изюминками» других экспертов, улучшить свою версию части текста.

Обмен мнениями. Выбор лучшего варианта представления своего отрывка (умение принять чужую точку зрения или отстоять свою).

(5 мин)

Следит за отведённым временем, объявляет о прекращении работы в рабочих группах.

Комментарии : мастер обговаривает заранее, что на данном этапе во всех группах происходит обсуждение, объяснение друг другу, поэтому работа должна вестись в полголоса, не мешая остальным группам.

После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе.

Комментарии: таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту, складывается общее представление изучаемой темы. Ученик, который слабо справился с заданием на этапе индивидуальной работы, побывав в экспертной группе, должен вернуться в свою рабочую группу уже подготовленным, с улучшенным вариантом презентации своей части работы.

Участники доносят свою информацию, ссылаясь на зарисовки, записи (умение объяснять).

(4 мин)

Мастер следит за регламентом времени при выступлении детей. Отмечает «изюминки» выступления.

Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

Большой по объёму текст изучен детьми.

(умение излагать последовательно мысли с опорой на закодированную информацию).

(2 мин)

Следит за правильностью ответов на вопросы, уточняет, поправляет детские высказывания.

На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.

Тема: Критическое мышление на уроках английского языка

Султанмуратова Альбия Салбаевна

Учитель английского языка

Соответствие занимаемой должности,

МБОУ «СШ№29» г. Нижневартовск

Критическое мышление на уроках английского языка

Султанмуратова А.С., учитель английского языка МБОУ «СШ№29» г. Нижневартовска

Критическое мышление

Критическое мышление- система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.Также характеризуется как «мышление о мышлении».

Под критическим мышлением подразумевается комбинация способностей и отношений. Способность это когнитивный элемент, дающий понятие о том, что надо делать, а диспозиция учащихся это то или иное отношение или склонность, формирующая критическое мышление в определенном направлении. Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного образования? Одним из эффективных способов является применение критического мышления. Для этого перед учителем стоит насущная задача, заключающаяся в организации работы на занятии по новому. Учащиеся должны располагать временем для поиска подхода к решению поставленной проблемы, постановке адекватных вопросов, рассмотрения гипотез, выдвижения обоснованных аргументов. На этом этапе методы работы учителя играют решающую роль в формировании критического мышления студентов.

Таким образом, критическое мышление всегда будет зависеть от целого комплекса социально- культурных факторов, и характеризоваться ситуативной обусловленностью. Именно способность критически анализировать тексты и аргументированность помогают понять идеи автора и выйти «за рамки текста», сделать выводы, тем самым формируя в себе личность, вооруженную новым знанием и способную бороться, отстаивать свою гражданскую позицию в нашем противоречивом мире.Мэтью Арнольд считает, что критическое мышление есть «беспристрастное стремление учиться и распространение повсеместно самого лучшего из того, чему вы научились, о чем узнали, о чем размышляете, пользуясь своими знаниями».

Мыследеятельностный подход в обучении также нашел свою реализацию в комплексной развивающей технологии «Критическое мышление», обеспчивающей реализацию воспитывающих и обучающих целей. Это комплексная технология формирующая умение обосновывать, предпочтение одной идеи или другой, решать сложные проблемы, аргументированно вести спор. Если раньше на уроках применялись отдельные методы и приемы работы, то технология «Критическое мышление» позволила, используя уже накопленный опыт и созданные научные теории, объединить все в одну систему, выработать алгоритм построения урока, приблизить форму обучения в России к европейскому образованию, значительно повысить результативность уроков, сэкономить время. Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.

Этапы критического мышления

Вызов. На стадии вызова с помощью разных приемов и рассказать своими словами о том, что они знают. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной, и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации. Роль учителя на этом этапе состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны. Мы привыкли их поправлять, критиковать по поводу их действий, Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологииразвития критического мышления.

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе- этапе получения новой информации.

Осмысление. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание, и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот сбило его с толку.Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента- индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала. Текст или сообщение, которые содержат информацию по новой теме, могут не отвечать ожиданиям школьников. Работа в режиме чтения более сложна, чем лекция для организации, но чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации,

Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Так же, как и на первой стадии работы в режиме технологии развития критического мышления, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, скоторой учащиеся работают.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3.Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5.Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6. Готовятся к анализу и обсуждению услышаннаго или прочитаннаго.

Преподаватель на данном этапе:

1.Может быть непосредственным участником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2.Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы(различные виды письма; эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т,д) ученики с одной стороны производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. Учащиеся помнят лучше всего, то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер,

Наряду с письменными формами не менее важной является устная рефлексия. Дж.Стил и ее коллеги- авторы педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма- отмечают, что живой обмен идеями между учащимися дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений на один и тот же вопрос. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Действенным механизмом для стимулирования рефлексии могут быть вопросы. Вопросы, заданные учителем,- это не просто стимулирования активности процесса рефлексии, но это еще и способ показать учащимся путь к самостоятельной рефлексии. Побуждение к постановке вопросов учащимися - наиболее важная и одновременно трудная задача учителя в процессе обучения. Это задача требует кропотливой и систематической работы. Еще одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения самого учителя по поводу происходящего на уроке. Это предполагает не только оценочные суждения о действиях учащихся, но и оценку своих ощущений, выражение собственных сомнений. Искренность и позиция партнерства позволяют сделать атмосферу обсуждения более открытой, а результаты более плодотворными.

В процессе рефлексии учитель оценивает результаты работы учеников. Особенностью диагностики результативности в режиме технологии развития критического мышления состоит в том, что учитель и ученики могут отследить развитие представлений, идей и практического опыта в динамике, по мере работы на стадиях вызова, осмысления содержания и рефлексии.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления.

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность имеющихся знаний по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационнго поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Приемы развития критического мышления

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого - ибо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается пособие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и вести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетного развития рассказа или повествования. Правила работы с таким приемом таковы; возможные предположения учащихся, дальнейший финал данного рассказа. Ствол дерева- тема, ветви- предположения, которые ведутся по двум основным направлениям «возможно» и «вероятно», и наконец, «листья»- обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой- либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий, Поскольку данный прием данный прие строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.

Инсерт , авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».

I- interactive

N- nothing

S- system

E- effective

R- reading

T- thinking

Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления

«V»- уже знал

«+»- новое

«- « - думал иначе

« ?»- не понял, есть вопросы

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Загадка. Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных идов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.

Зигзаг. Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критческого мышления и требует организации работы учащихся вместе; в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, затем принимаются решения как на основе компроисса, так и на основе наиболее ценного мнения, выдвинутогокем- либо из группы.

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах- 5 человек.

1. В данной стратегии может не быть фазы вызова, так как само задание- организация работы с текстом большого объема- само по себе служит вызовом.

2. Смысловая стадия.Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом; выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы- группы экспертов.

3. Стадия размышления; работа в группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы.

4. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет « второе слушание» темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы- обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы, записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы;

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками, старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы ученики могли этим воспользоваться. Интересным приемо является « Двухчастный дневник». Этот прием дает возможность читателю увязать содеожание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся прочитать текст большого объема дома.

Цитата

План урока.

1. Знакомство с темой урока и формой его проведения.

2. Сообщение учителем плана лекции, который зафиксирован на доске.

План лекции.

Что такое древнерусская литература? История возникновения и развития древнерусской литературы.

Основные особенности произведений Древней Руси.

Тематика произведений древнерусской литературы.

Ведущие жанры.

3. Сообщаю, что первая часть лекции будет посвящена рассмотрению первого и второго вопросов и спрашиваю ребят, что им известно по этому поводу. Результаты фронтальной беседы фиксируются на доске и в тетрадях подобным образом:

3. Чтение первой части лекции учителем.

4. Анализируя услышанное в парах, ученики отмечают + ту информацию в записях, подтверждение которой они услышали в лекции, – то, что не подтвердилось или было опровергнуто (это делает один из членов пары). Второй ученик в паре фиксирует то, что было новым. Записи в их тетрадях должны выглядеть примерно так:

5. Обсуждение результатов работы в классе.

6. Работа над второй частью лекции проводится по тому же плану, но функции учеников при работе в парах меняются.

8. Домашнее задание: составить устное монологическое высказывание на тему «Своеобразие древнерусской литературы» или написать вступительную статью для учебника по истории русской литературы к разделу «Литература Древней Руси».

Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

2. Учимся прогнозировать.

Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные - неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные - неверные утверждения» или «Верите ли вы?», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты (при чтении материала или прослушивания лекции по данной теме), а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Еще один пример использования приема - прогнозирование по фотографии , портрету . При изучении поэмы «Княгиня Трубецкая» я предложила детям поработать с портретом княгини Трубецкой, сделать предположения об этой женщине по её внешности, а после краткого рассказа о ней соотнести реальное лицо с героиней поэмы, носившей такую известную фамилию. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека.

3. Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение со «стопом» или «чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT », «Двойной дневник», «Составление кластера» .

При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Непременное условие для использования приёма – найти оптимальный момент в тексте для остановки, и разделить текст на части. Эти остановки – своеобразные шторы: по одну сторону находится известная информация, а по другую – совершенно неизвестная, способная серьёзно повлиять на оценку событий. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что - нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, проследить судьбу одного из героев и заполнить таблицу, охватывающую внешность, характер героя, события и размышления читателей.

Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, использую прием «Чтение с пометками «ИНСЕРТ» - «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления» , позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы. (На уроке можно будет увидеть).

4. Учимся задавать вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Мозаика».

Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.

«Тонкие» вопросы - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

Приём «Почта». Прочитаем внимательно учебный текст. Возьмите лист бумаги. Рассчитайтесь по порядку, начиная с первой парты первого ряда. Этот номер будет номером адресата . Каждый задаёт вопрос по тексту, пишет его на листочке бумаги и отдаёт выбранному вами почтальону с указанием номера адресата. Чем больше вы зададите вопросов за отведённое время (5-7 мин.), тем лучше. Затем по команде пересылка вопросов прекращается. Игра переходит во вторую стадию – ответов на вопросы. Выигрывает тот, кто успел задать больше интересных вопросов, и кто лучше ответил на них.

5. Учимся творчески интерпретировать информацию

Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:

1.Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

2. Какие предположения подтвердились?

3. Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т. е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Составление телеграммы», «Стихотворение по алгоритму», приема «Нарисуйте счастье».

Эссе - письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе - прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки».

Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.

Например, телеграмма, которую, по мнению ученика 9 класса, мог бы отправить Чацкий с бала в доме Фамусова:

Нахожусь на балу. Какое жалкое зрелище!

Ужасно давит сердце. Терпеть больше нет сил.

Не каждому дано быть поэтом. Но уловить внутренний ритм жизни, развить у ребенка внутренний слух поможет гармония поэзии. Приемы написания стихотворений по алгоритму: синквейна , - развивает поэтические способности учеников.

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Слово «Синквейн» происходит от французского «пять». Это белое стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное). Во второй строке даётся описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трёх глаголов, показывающих действия темы/предмета. Четвёртая строка представляет собой фразу, обычно из четырёх значимых слов, выражающую отношение автора к новой информации, полученной на занятии (по теме/предмету). Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово), с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Приём применяется для «присвоения» новой информации. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание.

1 существительное

2 прилагательных

Что делает?

3 глагола

Фраза из 4 слов

Кто? Что? (Новое звучание темы)

1 существительное

Примером синквейна

После изучения стихотворения А. С Пушкина «Узник» ученики составили синквейн:

Невольник

Грустный, одинокий

Переживает, страдает, наблюдает

Мечта героя о вольной жизни

Гордость.

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы - тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

Таким образом, перечисленные выше методы и приемы технологии РКМЧП дают возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся, повышать познавательное отношение к прочитанному, развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.

Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

1) изменила отношение детей к урокам русского языка и литературы.

2) изменила у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.

3) усилила мотивацию учащихся к дальнейшей деятельности.

4) создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель - ученик - класс".

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема урока:

«Вдруг метелица кругом…» Идейное содержание повести «Метель»

Цель урока:

Определить роли метели в произведении. Обсуждение характеров героев. Лучшее понимание героев произведения через переживание их чувств.

Задачи урока :

Формирование целостной картины мира.

Развитие эмоциональной сферы учащихся, в частности эмпатии.

Развитие умения выражать (формировать) и отстаивать (аргументировать) свою точку зрения.

Развитие мышления, воображения, устной и письменной речи.

Формирование понятий о долге, нормах этике и этикете.

Оборудование к уроку:

Магнитофон, кассета с записями музыки Г. Свиридова «Тройка» и «Зимняя дорога», электронная презентация по теме «Вдруг метелица кругом…» идейное содержание повести «Метель», компьютер, мультимедийный проектор, тетради, ручки.

Ожидаемые результаты:

Повышение мотивации и активности учащихся при изучении произведения.

Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся.

Воспитание нравственно – духовных ценностей, формирование ценностных позиций.

Приобретаемые навыки учащихся:

Когнитивные: умение использовать литературные понятия: идея, конфликт.

Аналитические: знание путей анализа произведения, самостоятельно делать выводы по прочитанному произведению.

Нравственные: формирование чувства ответственности за свои поступки, формирование уважительного отношения к родителям, формирования чувства личностного долга.

Форма – занятия: урок – диалог

Ход урока

1. Организационный момент. Тема, цель (слайд №1).

Сегодня нам предстоит уникальный разговор о произведении «Метель», а точнее о главной героине повести – Марье Гавриловне.

2. 1 стадия – «вызов»

Работа с эпиграфом к произведению (слайд №2)

Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, стывшие эпиграфом с повести «Метель»

(Баллада Жуковского «Светлана»)

Для начала ответить на вопрос, почему возникает и какую роль в произведении играет роль.

Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф?

(Печальное событие)

Вдруг случиться метель, которая несет что – то печальное, предвещает трагические события: черный ворон – символ потустороннего, непонятного, вещий сон, темная даль – все это предвестники трагических событий, которые каким – то образом связаны с метелью. Случай сродни судьбе, року. На это нацеливает эпиграф.

3 . Работа с темой - постановка проблемного вопроса.

Тема произведения часто выносится в название. Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа?

В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель - та сила, которая меняет жизнь героев.
То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека (слайд №3).

4. 2 стадия – «осмысление»

Работа с текстом.
- Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.
Метель в восприятии Маши.

«На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали, все казалось угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу…»
- То есть Маша мучается от осознания своей преступности, боится будущего: угроза и печальное предзнаменование.

Метель в восприятие Владимира.

«Поднялся ветер, и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел…»

Торопится, не успевает, а, следовательно, переживает, беспокоится.

Метель для Бурмина.

«Непонятное беспокойство овладело мною, казалось, кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонек и велел ехать туда…»

Посмотрите, во всех З-х описаниях одна фраза: «Метель не унималась» (Бурмин), «Метель не утихала» (Маша, Владимир). И поэтому с героями случается то, о чем они не могли знать.
Таким образом, мы доказали справедливость утверждения, что метель играет роль случая, от которого зависит судьба героя (слайд №4).
5. Письмо Марьи Гавриловны

Обратимся к образу главной героини повести – Марье Гавриловны. Как вы считаете, какими прилагательными можно описать её характер? А какими прилагательными вы можете описать Владимира и Бурмина?

(прилагательные записываются на доске)

Вспомните события, в которых так ярко проявились все эти черты. Я имею в виду день и ночь накануне побега и сам день венчания . Что произошло тогда. (Зачитывают из повести)

Звучит музыка «Тройка»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и не открывайте их, пока не закончится музыка. Перенеситесь мысленно в дом, где живет Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нем или прохладно?

Походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? .

Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме.

Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…

Оставим её за этим занятием и вернемся обратно в класс. Вы чувствуете под собой стул, слышите мой голос и возвращаетесь. Когда стихнет музыка, откройте глаза (слайд №8).

А сейчас попробуйте написать письмо, которое Марья Гавриловна написала своим родителям перед побегом. (Приложение).

6. Мозговой штурм. Работа с текстом. Характеристики второстепенных героев.

Эпизод, к которому мы обратимся, - сцена в церкви. Вспомните, какие герои присутствовали при венчании Марьи Гавриловны.

Учащиеся называют героев, с опорой на текст, учитель записывает их на доске.

Какими прилагательными вы могли бы охарактеризовать каждого из этих людей?

Почему ни один из присутствующих в церкви не сказал, что перед алтарем стоит не Владимир? (слайд №9).

7. 3 стадия – рефлексия .

Финал повести. Как бы я закончил повесть?

Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Марья Гавриловна и Бурмин встретились, все уже пережито, супруги встретились, нашли друг друга, их ждет счастье... А может, все не так?

Закончилась ли метель в произведение и в душе героев?

Возможно ли их счастье?

Почему не состоялась свадьба Марьи Гавриловны и Владимира?

Был ли Бурмин её судьбой?

8. Подведение итогов.

Почему Пушкин назвал свою повесть «Метель»?

Какую роль сыграла в жизни героев метель?

Метель закружила героев, «подменила» женихов и переплела судьбы трёх героев. Человек оказался игрушкой в руках неведомых сил природы. Метель и есть воплощение тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, а могут неожиданно принести счастье и удачу. Судьба снова подшутила над героями, но на этот раз по-доброму… (слайд №10).

9. Домашнее задание (слайд №11).

Приложение.

Письмо Марьи Гавриловны

Приложение.

Урок литературы 9 класс «Смысл существования в…»

(По рассказу Андрея Платонова «Юшка»)

Цели и задачи урока.

1.воспитания духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;

2.обучения умению анализировать литературный текст;

Оборудование: презентация по уроку: слайды по каждому этапу

Эпиграфы:

Не воздавайте злом за зло.

(Из Библии)

Добро из добра приходит.

(Пословица)

Жизнь дана на добрые дела.

(Пословица)

Ход урока:

1.Организационный момент.

На доске портрет Андрея Платонова и таблица

Вопрос 1.Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в 1колонку таблицы)

Вопрос 2.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы)

Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют 2 колонку таблицы. Идет обсуждение.

3.Стадия вызова. Слово учителя

Послушайте стихотворение в прозе «Нищий».

Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением? (жалости, сострадания, желание помочь.)

Скажите,что значит жить по законам добра и человечности?

Составьте кластер.

4.Словарная работа.

Найдите в толковом словаре лексическое значение слов:

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК.

Запишите в тетрадь.

Именно эти качества всегда ценились человечеством.

О добре, человечности, милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных людей.

Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?

Обратимся к тексту рассказа Платонова «Юшка»
Кто главный герой рассказа А. Платонова?

5.Стадия осмысления.

А) Работа с текстом: чтение рассказа выборочно.

Б) По ходу чтения составить сравнительную таблицу, которая поможет понять: «По каким законам живет Юшка и его односельчане?»

В) Беседа по вопросам.

1.Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А. Платонова «Юшка»? (Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим).

2.Что завещал нам всем Юшка? (Не утомляясь, утолять страдания души и тела, младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля).

3.Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит? (Нет, люди жестоки по отношению к Юшки…)

4.Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?

5.Умирает Юшка - непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием. Хуже или лучше стало людям изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей…)

Каким чувством переполнено сердце Юшки? (ЛЮБОВЬЮ)

ВЫВОД: (слово учителя)

В Библии сказано: »Побеждай зло ДОБРОМ.» Главный герой рассказа А. Платонова» Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло.

Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. Послушайте молитву одного итальянского проповедника, который свою жизнь посвятил служению Богу и людям.

6.Рефлексия

Слово учителя.

Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.

Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое,

помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.

Ребята будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.

Какие мысли возникли у вас после нашего разговора?

Напишите четверостишие, мини-сочинение, синквейн…

Какими чувствами наполнено ваше сердце?

Презентация работ.

Пожеление. Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

8.Домашнее задание.

Отзыв о рассказе. Сообщение о А. Платонове.

Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии "осмысления". Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Прием "Зигзаг"

Прием "Зигзаг" относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

  • 1. В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
  • 2. Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
  • 3. Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались "специалисты" по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
  • 4. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Этот прием применяется и на текстах меньшего объема. В этом случае текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

06.12.2013 21:29 Зайцева Кира Николаевна

РАЗРАБОТКА УРОКА В 9 КЛАССЕ

Технология развития критического мышления на уроках химии. Стратегия «Зигзаг»

1. Введение

2. Основные положения методики технологии

Развития критического мышления

3. Использования стратегии «Зигзаг»на уроках химии

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложение №1 - №2

Введение

Российская школа вступила в сложный этап качественной перестройки содержания образования. Перед каждым учителем поставлена задача - добиться коренного улучшения обучения и воспитания подрастающего поколения. В статье 66 закона об образовании говорится о том, что среднее общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Главное внимание надо уделить деятельностному обучению, развитию индивидуальных способностей учащихся. Очень важно научить школьников грамотно работать с информацией. Способствовать этому будут использование учителем различных педагогических технологий.

Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по химии, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. Развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно - ориентированным, помогает связи обучения с жизнью.

Цель работы:

Показать использование стратегии «Зигзаг» на уроках химии.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность технологии развития критического мышления

Показать структуру урока в рамках технологии развития критического мышления

Основные положения методики технологии

развития критического мышления

Технология развития критического мышления - разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление. Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным.

Технология развития критического мышления - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Особенности этой технологии заключаются в следующем:

Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

Объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

По мнению Г.К. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление — это:

Способность ставить новые, полные смысла вопросы;

Вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

Принимать независимые продуманные решения.

Дж. Барелл выделяет следующие характеристики критически мыслящего человека:

Проявляет настойчивость в решении проблем

Открыт для других идей

Слушает собеседника

Рассматривает проблему с разных точек зрения

Устанавливает множество связей между явлениями

Умеет строить различные выводы

Применяет свои навыки и знания в различных ситуациях

Активно воспринимает информацию

Любознателен

Что даёт ТРКМ ученику

Повышение эффективности восприятия информации

Повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения

Умение ответственно относиться к собственному образованию

Умение работать в сотрудничестве с другими

Повышение качества образования

Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни

Что даёт ТРКМ учителю

Умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества

Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения

Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность

Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Технология критического мышления по И.В. Муштавинской

Основы методики развития критического мышления включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания.

Первая стадия - вызова. На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.

Вторая стадия - осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.

Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались ежеурочно.

I этап - стадия вызова

Актуализация имеющихся знаний

Пробуждение интереса к получению новой информации

Постановка учеником собственных целей обучения-вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу

Активизация их

Деятельности

Мотивация к дальнейшей работе - «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу

Делает предположения

Систематизирует информацию до изучения нового материала

Задает вопросы, на которые хочет получить ответы. - рассказ-предположение по ключевым словам;

Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

Верные и неверные утверждения;

Перепутанные логические цепочки;

Мозговая атака;

Проблемные вопросы,

- «толстые» и «тонкие» вопросы

II этап - осмысление содержания

Получение новой информации

Корректировка учеником поставленных целей обучениянаправлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией

Постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» читает, слушает текст, используя активные методы чтения

Делает пометки на полях

Ведет записи по мере осмысления новой информации методы активного чтения:

«инсерт», «фишбоун»

Ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

III этап - рефлексия

Размышление, рождение нового знания

Постановка учеником новых целей обучения- вернуть учащихся к первоначальным записям

Внести изменения

Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления -заполнение кластеров, таблиц

Установление причинно-следственных связей между блоками информации

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Ответы на поставленные вопросы

Организация дискуссий

Исследования по отдельным вопросам темы

Синквейн

Все приёмы ТРКМ помогают формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД).

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные учебные действия:

Поиск и выделение необходимой информации

Проявление познавательной инициативы

Знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта

Структурирование знаний

Постижение речевого высказывания в устной и письменной форме

Смысловое чтение

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические универсальные действия

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД

Контроль и коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами

Оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в владение монологической и диалогической формами речи

Применение знаний в конкретной учебной ситуации

Личностные УУД

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Нравственно-этическая ориентация

Оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей

Умение формулировать собственную позицию

Стратегия «Зигзаг» на уроках химии

В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления:

«Зигзаг 1».

Одним из эффективных приёмов ТРКМ является стратегия «Зигзаг1».

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

Анализировать текст совместно с другими людьми;

Вести исследовательскую работу в группе;

Доступно передавать информацию другому человеку;

Самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Стратегия «Зигзаг 1» используется для изучения и систематизации большого по объему материала.

Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

1. Стадия вызова - осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.(на этой стадии могут быть применены приёмы «Кластер» или «Верю - не верю».

2. Стадия осмысления - класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания по пяти основным темам «Зигзага».

Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

Работа в группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.

3 Стадия рефлексии

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. (приложение 1)

Заключение

Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Технология развития критического мышления позволяет реализовать эти задачи через включение в урок разнообразных методов и приёмов, которые могут быть применены в различных предметных областях.

Использование технологии развития критического мышления делает уроки разнообразнее, обеспечивает деятельность учащихся на каждом этапе урока. Школьники имеют возможность общаться через парную или групповую работу, проявлять своё творчество. Выполняя задания самоконтроля и самооценки, работая с инструктивными карточками, ученики развивают навыки самоорганизации и саморегуляции, навыки самоанализа, критического отношения к себе.

Список литературы

1. Боганикова Н.В., Муштавинская И.В.

Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПБ, 2001.

2. Гражданское образование.

Учебно - методическое пособие. СПБ, 2003.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.

Учим детей мыслить критически. СПБ, 2003.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998

5. Габриелян О.С.

Химия - 8 (9, 10,11). Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, 2013

6. Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии. Статья. Журнал «Химия в школе» № 6, 2011

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Тема Общая характеристика неметаллов.

Цель Знакомство с неметаллами ПСХЭ.

Задачи формирования универсальных учебных действий

Личностные

Оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения самостоятельности.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

Регулятивные

Определять цель выполнения задания

Корректировать деятельность: вносить изменения в работу с учетом возникших трудностей и ошибок

Познавательные

Работать с различными источниками информации

Отделять значимую информацию от второстепенной

Применять ПСХЭ для получения необходимой информации

Презентовать полученную информацию в устной и наглядной формах

Коммуникативные

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

Характеризовать качества, признаки, свойства полезных ископаемых

Оборудование

Тексты для выполнения задания по конкретным вопросам (по количеству учащихся в группе 5 человек)

Карточки с вопросами

Листы презентаций для работы в экспертной группе

Фломастеры, маркеры, цветные карандаши для оформления презентации

Учебник Химия,9 класс, О.С.Габриелян, 2010 год

Образцы неметаллов

Форма работы

Индивидуально - групповая

Примечание. Продолжительность урока с применением стратегии «Зигзаг 1» может доходить до 60 минут, т. к. во время урока учащимся приходится неоднократно перемещаться по классу, организовывать рабочие места.

Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся

Учащиеся рассаживаются по группам в соответствии с выданным ему номером.

Стадия вызова

Прочитайте тему урока

Что такое неметаллы?

О чём пойдёт речь на уроке?

Использование «кластера» или «верю- не верю»

Общая характеристика неметаллов

Учащиеся выполняют работу ИНДИВИДУАЛЬНО.

Время работы 3-5 минут

Стадия осмысления. Работа в рабочих группах

При возникновении вопросов, ученик поднимает руку и молча ждёт помощи от учителя.

Время работы 5-7 минут

Работа в группе экспертов

Распределитесь по номерам вопросов и создайте новые группы.

Обсудите получившиеся работы и создайте общую презентацию. - Подумайте, кто в конце урока будет публично представлять вашу совместную работу.Учащиеся переходят из рабочих групп в экспертные.

На данном этапе происходит отбор материала, его структурирование и дополнение (групповая работа). Подготовка к трансляциитекста в рабочих группах. Готовят графическое изображение вопроса в любой форме (кластер, рисунок, схема и т.д.) Получившиеся работы вывешиваются на доску.

Время работы до 15 минут

Работа в рабочих группах (возврат)

Возвращайтесь в свою рабочую группу.

Познакомьте всех членов группы со своей работой.Трансляция в группе тем с 1-5 последовательно Остальные заполняют таблицу.

Время работы до 25 минут (3-5 минут на вопрос)

Презентация экспертов

Сейчас у вас будет возможность ещё раз прослушать все сообщения и внести, если потребуется, в свои работы коррективы,Слушание эксперта от каждой группы.

Время работы 5 минут

Рефлексия

Затем школьники отвечают на вопросы:

1. Что вам особенно понравилось на уроке?

2. В чем польза этого урока для вас?

3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

Карточка рефлексивного анализа

Класс _____________________

Фамилия, имя ____________________________________________

Свою работу на уроке _____________

Работу группы _______________

Форму организации урока _______________Работают самостоятельно

Время работы 5-7 минут.

Домашнее задание

Приложение 2 .

1.Общая характеристика элементов-неметаллов

Химических элементов-неметаллов всего 22, но два из них, кислород и кремний составляют 76 % от массы земной коры.

Неметаллы составляют 98,5 % от массы растений и 97,6 % от массы человека. Из углерода, водорода, кислорода, серы, фосфора и азота состоят все важнейшие органические вещества, они являются элементами жизни. Водород и гелий - основные элементы Вселенной из них состоят все космические объекты, включая наше Солнце. Без соединений неметаллов невозможно представить нашу жизнь, особенно если вспомнить, что жизненно важное химическое соединение - вода - состоит из водорода и кислорода.

Неметаллы - это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.

Неметалличность определяется способностью атомов принимать электроны. Чем меньше надо принять электронов до восьми и чем легче их удержать, тем ярче выражены неметаллические свойства атомов.

Положение элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Если в Периодической системе провести диагональ от бериллия к астату, то справа вверх по диагонали будут находиться элементы-неметаллы, а слева снизу - металлы, к ним же относятся элементы всех побочных подгрупп, лантаноиды и актиноиды. Элементы, расположенные вблизи диагонали, например, бериллий, алюминий, титан, германий, сурьма, обладают двойственным характером и относятся к амфотерным. Элементы-неметаллы: s-элемент - водород; р-элементы 3 группы - бор; 4 группы - углерод и кремний; 5 группы - азот, фосфор и мышьяк, 6 группы - кислород, сера, селен и теллур и все элементы 7 группы - фтор, хлор, бром, йод и астат. Элементы 8 группы - инертные газы, занимают особое положение, они имеют полностью завершенный внешний электронный слой и занимают промежуточное положение между металлами и неметаллами. Их иногда относят к неметаллам, но формально, по физическим признакам.

В периоде, у неметаллов: заряд ядра увеличивается; радиус атома уменьшается; число электронов на внешнем энергетическом уровне увеличивается; электроотрицательность увеличивается; окислительные свойства усиливаются; неметаллические свойства усиливаются.

В группе у неметаллов заряд ядра увеличивается; радиус атома увеличивается; число электронов на внешнем энергетическом уровне не изменяется; электроотрицательность уменьшается; окислительные свойства ослабевают; неметаллические свойства ослабевают. Все простые вещества-неметаллы образованы атомами, связанными между собой ковалентной неполярной связью.

Неметаллы образуют большое количество кислородных соединений - оксидов.

2. Особенности строения атомов неметаллов. Строение и свойства простых веществ.

Основные критерии неметаллов:

Небольшой атомный радиус (в сравнении с радиусами атомов-металлов одного с ними периода).

Большее число электронов на внешнем уровне (4-8 е).

Элементы-неметаллы расположены только в главных подгруппах, значит, происходит заполнение электронами только внешнего

Энергетического уровня.

Для атомов-неметаллов характерны высокие значения ЭО.

Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов - тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства.

Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары.

Электроотрицательность - мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.

Существует два рада активности:

Ряд активности металлов.

Ряд активности неметаллов

Ряд активности металлов характеризует их восстановительные способности, т.е. меру их металличности. Ряд активности неметаллов характеризует их окислительные способности, т.е. меру их неметалличности.

Чем выше значение Э.О., тем:

Больше способность оттягивать электронную плотность атомов;

Больше неметаллические свойства атома;

Больше окислительные свойства.

Самый активный неметалл-фтор

Для неметаллов - простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь (в сравнении: металлы - простые вещества образованы за счет металлической связи!). В отличие от металлов простые вещества- неметаллы имеют большее многообразие свойств.

В чем же причина разнообразия физических свойств у неметаллов? Такое разнообразие свойств является следствием образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: атомной и кристаллической.

Самые типичные неметаллы имеют молекулярное строение, а менее типичные - немолекулярное. Этим и объясняется отличие их свойств.

Простые вещества

С немолекулярным строениемС молекулярным строением

C, B, SiF2, O2, Cl2, Br2, N2, I2, S8

У этих неметаллов атомные кристаллические решетки, поэтому они обладают большой твердостью и очень высокими температурами плавления.У этих неметаллов в твердом состоянии молекулярные кристаллические решетки. При обычных условиях это газы, жидкости или твердые вещества с низкими температурами плавления.

3. Физические свойства неметаллов

Если большинство элементов-металлов не окрашены, исключение составляют только медь и золото, то практически все неметаллы имеют свой цвет: фтор - оранжево-желтый, хлор - зеленовато-желтый, бром - кирпично-красный, йод - фиолетовый, сера - желтая, фосфор может быть белым, красным и черным, а жидкий кислород - голубой.

Все неметаллы не проводят тепло и электрический ток, поскольку у них нет свободных носителей заряда - электронов, все они использованы для образования химических связей. Кристаллы неметаллов непластичные и хрупкие, так как любая деформация приводит к разрушению химических связей. Большинство из неметаллов не имеют металлического блеска.

Физические свойства неметаллов.

1.Пластичностью не обладают, хрупкие

2.Блеска нет (искл. активированный уголь, кремний и кристаллический йод

3.Теплопроводность (только графит)

4.Цвет разнообразный: желтый, желтовато-зеленый, красно-бурый,фиолетовый

5.Электропроводность (только графит и черный Фосфор.)

6.Агрегатное состояние:

Oгазообразное(H2, O2, Cl2 ,F2, N2,благородные газы)

Oтвердое (Р, С,S,Si,I2)

Oжидкое (Br2)

7 Растворимость:

В воде неметаллы нерастворимы или малорастворимы. Некоторые из них (галогены, сера) лучше растворяются в органических растворителях, белый фосфор — в сероуглероде. Фтор в воде растворять нельзя, так как он бурно реагирует с водой.

Вида связи, характерные для неметаллов:

Ковалентная (неполярная — в простых вещест¬вах (С12)

Полярная — в соединениях неметаллов (SCI2).

Для неметаллов более ха¬рактерно различие в свойствах, чем общность.

Следовательно, простые вещества — неметаллы в отличие от ме¬таллов характеризуются большим разнообразием физических свойств, что обусловлено различным их строением.

Разная структура кристаллической решетки:

1) тетраэдр - алмаз

2) слоистая - графит

Неметаллы (сера, углерод, фос¬фор, кислород) образуют аллотропные модификации:

БЕЛЫЙ ФОСФОР — воскообразное, прозрачное вещество, с характерным запахом. Состоит молекул Р4. Самовозгорается на воздухе, ядовит. Используется при изготовлении фосфорной кислоты (для получения пищевых фосфатов и синтетических моющих средств). Применяется при изготовлении зажигательных и дымовых снарядов, бомб.

КРАСНЫЙ ФОСФОР имеет цвет от алого до темно-коричневого и фиолетового. Существует несколько кристаллических форм с различными свойствами. Используют в изготовлении минеральных удобрений, спичечном производстве. Фосфор применяется в производстве сплавов цветных металлов, сплавов. Соединения фосфора служат исходными веществами для производства медикаментов.

При нормальном давлении и температурах до 98,38°C стабильна РОМБИЧЕСКАЯ аллотропная модификация СЕРЫ, образующая лимонно-желтые кристаллы.

Выше 95,39°C стабильна МОНОКЛИННАЯ модификация серы.

Резиноподобную ПЛАСТИЧЕСКУЮ серу получают при резком охлаждении расплавленной серы (выливая расплав в холодную воду). Эти модификации состоят из нерегулярных зигзагообразных цепей Sn. При длительном выдерживании при температурах 20-95°C все модификации серы превращаются в ромбическую.

Кислород

КИСЛОРОД О2 - газ без цвета, вкуса и запаха, мало растворим в воде, поддерживает горение и дыхание. В атмосфере земли образуется в процессе фотосинтеза.

ОЗОН - О3 - газ голубого цвета, с характерным запахом, очень реакционноспособен. Образуется во время грозы и в хвойных лесах. Основная масса О3 в атмосфере расположена в виде слоя — озоносферы — на высоте от 10 до 50 км с максимумом концентрации на высоте 20-25 км. Этот слой предохраняет живые организмы на Земле от вредного влияния коротковолновой ультрафиолетовой радиации Солнца. В промышленности О3 получают действием на воздух электрического разряда. Используют для обеззараживания воды и воздуха.

АЛМАЗ, минерал, кристаллическая модификация самородного углерода, по блеску, красоте и твердости превосходящий все минералы.

Размеры кристаллов варьируют от микроскопических до очень крупных, масса самого крупного алмаза «Куллинан», найденного в 1905 в Южной Африке 3106 кар (0,621 кг).

Алмаз — самое твердое из всех природных веществ. По шкале Мооса относительная твердость алмаза равна 10,

ГРАФИТ, минерал, наиболее распространенная и устойчивая в земной коре модификация углерода. Структура слоистая. Темно-серые до черных чешуйчатые массы. Огнеупорен, электропроводен, химически стоек. Используется в производстве плавильных тиглей, в литейном деле, при изготовлении электродов, щелочных аккумуляторов, карандашей и т. д. Графит получают также искусственно — нагреванием антрацита без доступа воздуха. Блоки из чистого искусственного графита используют в ядерной технике, в качестве покрытия для сопел ракетных двигателей и т. д.

Аллотроп¬ные модификации олова представляет собой одна- металл, а другая — неметалл.

При комнатной температуре обычно существует бета-олово (белое олово) - металл, из которого раньше отливали оловянных солдатиков (сказка Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик) и которым покрывают изнутри консервные банки.

При температуре ниже +13оС более устойчивое альфа -олово (серое оло¬во) серый мелкокристаллический порошок проявляет свойства неметалла.

Процесс превращения белого олова в серое быстрее всего идёт при температуре -33оС. Это превращение получило образное название «оловянной чумы».

Оловянная чума, полиморфное превращение т. н. белого олова в серое (b ® a), при котором металл рассыпается в серый порошок. Причина разрушения состоит в резком увеличении удельного объёма металла (плотность (b-Sn больше, чем a-Sn). Переход облегчается при контакте олова с частицами a-Sn и распространяется подобно «болезни». Наибольшую скорость распространения Оловянная чума имеет при температуре —33 °С; свинец и многие др. примеси её задерживают. В результате разрушения «чумой» паянных оловом сосудов с жидким топливом в 1912 погибла экспедиция Р. Скотта к Южному полюсуДавным-давно было замечено, что при сильных холодах посуда, сделанная из олова, покрывается специфическими «язвами», которые, разрастаясь, постепенно приводят к превращению такой посуды в порошок. Причем стоило «простудившейся» миске прикоснуться к здоровой, та тоже покрывалась пятнами и рассыпалась. Долго люди не могли понять сути происходящего. В конце прошлого века в России был такой случай. Из Голландии в Россию был отправлен железнодорожный состав, доверху груженный брусками олова. По прибытии в Москву в открытых вагонах грузчики вместо ожидаемого металла обнаружили… серый порошок. Объяснить это необычное явление удалось лишь много позже, когда на помощь ученым-металловедам пришел рентгеновский анализ, давший возможность проникнуть в суть кристаллического строения веществ. В частности, олово может принимать различные кристаллические формы. Известное нам белое олово — пластичный металл, при температуре ниже 13°С образует новую модификацию, обладающую свойствами полупроводников, — олово серое, в кристаллической решетке которого атомы располагаются менее плотно. Одна модификация переходит в другую тем быстрее, чем ниже температура окружающей среды. При -33°С скорость превращений становится максимальной. Олово трескается и превращается в порошок.

Именно это превращение и получило название «оловянная чума».

«Вылечить» же металл, столь необходимый для пайки проводов и электронной аппаратуры, возможно, если добавить в него стабилизатор, например висмут.

Явление аллотропии для неметал¬лов более характерно, чем для металлов.

5.Применение неметаллов

Водород используется в химической промышленности для синтеза аммиака, хлороводорода и метанола, применяется для гидрогенизации жиров. Используется в качестве восстановителя при производстве многих металлов, например, молибдена и вольфрама, из их соединений.

Хлор применяют для производства соляной кислоты, винилхлорида, каучука и многих органических веществ и пластмасс, в текстильной и бумажной промышленности используют в качестве отбеливающего средства, в быту - для обеззараживания питьевой воды.

Бром и йод используют в синтезе полимерных материалов, для приготовления лекарственных препаратов и др.

Кислород применяется при сжигании топлива, при выплавке чугуна и стали, для сварки металлов, необходим для жизнедеятельности организмов.

Сера используется для производства серной кислоты, изготовления спичек, пороха, для борьбы с вредителями сельского хозяйства и лечения некоторых болезней, в производстве красителей, взрывчатых веществ, люминофоров.

Азот и фосфор применяются при производстве минеральных удобрений, азот применяется при синтезе аммиака, для создания инертной атмосферы в лампах, используется в медицине. Фосфор применяется при производстве фосфорной кислоты.

Алмаз используется при обработке твердых изделий, в буровых работах и ювелирном деле, графит - для изготовления электродов, тиглей для выплавки металлов, в производстве карандашей, резины.

1.Элементы-неметаллы расположены в главных подгруппах III-VIII групп ПС Д.И. Менделеева, занимая её верхний правый угол.