Карел Готт (Karel Gott) - биография, информация, личная жизнь. Прогулка по праге с карелом готом Карел Готт - биография

В Градчанах, в одном из наиболее живописных мест Праги, в его восточной части, на улице Гоголя, можно увидеть просторный красивый дом – Крамаржову виллу (Kramářova vila) . Дом этот, после масштабной реконструкции, закончившейся в 1998 году, является резиденцией главы правительства Чехии. Это обстоятельство созвучно происхождению здания, которое было построено человеком, явившимся самым первым премьер-министром ставшей независимой Чехословакии. Вот такая перекличка времён, событий и государственных постов. Вилла была выстроена в 1911 году, и строилась она Карелом Крамаржем для его русской жены и при её активном участии. И на сегодняшний день это здание является самым известным объектом, напоминающем о Кареле Крамарже и его роли в политике и судьбе Чехии.

Родился Карел Крамарж в 1860 году в семье настолько состоятельной, что это позволило Карелу, отказавшись от продолжения семейного строительного дела, безбедно прожить всю жизнь, пользуясь оставшимися от родителей средствами. Политика, раннее увлечение Карела, заняла все его мысли и всё время, но особых дивидендов не принесла.

Начав свою политическую деятельность с младочехами, молодой политик посвятил себя борьбе за самостоятельность чешских земель от Австро-Венгрии, в составе которой они находились. Он бывал смолоду в России, и его первое путешествие оставило в нём неизгладимый след. Впечатление на него произвели встречи со Львом Толстым и другими знаменитостями, которых он повстречал во время своих поездок по всей европейской части России. Эта поездка сделала его убеждённым русофилом и имела для его судьбы многие разнонаправленные последствия. Тогда же он познакомился с Надеждой Николаевной Абрикосовой, в девичестве – Хлудовой, которая спустя 10 лет после первой встречи стала его женой.

В личном плане жизнь Карела Крамаржа сложилась в целом удачно, их с женой называли лебединой парой. Зато в политике, хотя и начиналось всё тоже неплохо, но потом как-то не сложилось. Когда в 1918 году Австро-Венгрия распалась, его друга Томаша Масарика избрали президентом Чехословакии, а сам Карел Крамарж получил пост премьер-министра. Однако уже через год Крамарж его оставил, не сойдясь во взглядах на пути развития страны с президентом и его командой. Крамарж ориентировался на Россию и желал оказать поддержку «белому движению», а команда президента держала курс на союз с западными державами. Уйдя с поста премьер министра, в большую политику Карел Крамарж уже не вернулся. Он, правда, создал Национал-демократическую партию и поддерживал отношения со многими политическими силами, но широкой поддержкой не пользовался. Тем не менее, чехи его помнят, ценят его роль в обретении независимости и почитают как важную историческую фигуру.

Дом заложили в 1911 году на приобретенном Крамаржем участке площадью 12 тысяч кв. м. Участок этот располагался на территории 19-го бастиона Святой Марии Магдалены, в пустынной, незаселённой части Праги. Здесь даже отсутствовали водопровод и электрическая линия. Во время строительства инфраструктура была создана муниципалитетом, в обмен на обещание Крамаржа наделить город правом первого претендента на покупку дома.

Проект здания был разработан популярным венским архитектором Фриндрихом Оманном. Однако Надежда Николаевна, имевшая архитектурное образование, самым активным образом участвовала в работах по созданию облика особняка, как во внутренних покоях, так и снаружи. Дом был оборудован по последнему слову современной техники – имел лифт, в нём функционировало центральное отопление, а также работала пылесборная система.

В 1915 году все работы были завершены, и уже можно было вселяться – но не получилось. Карел Крамарж в 1914 году, после того, как Австрия начала войну с Россией, был арестован австрийской властью за измену, и тут сыграла его репутация панслависта и русофила. Он был даже, в числе других, приговорён к смертной казни, но в итоге был амнистирован Карлом I, новым императором.

Супруга Крамаржа после его заключения в тюрьму поехала за ним, и в новый дом они вселились уже вместе, 4 года спустя.

Крамаржова вилла — здание в два этажа, в стиле его оформления снова наблюдается характерное для того времени смешение необарокко и постмодерна. На балконе второго этажа южного фасада видна надпись «За правду – хоть против всех». Видимо, Карел Крамарж считал данную идею определяющей на всех этапах своей жизни. Говорят, что это был его девиз, и, значит, не стоит удивляться, что его политическая жизнь не сложилась. На рельефах, украшающих лицевую стену, изображены медведь и лев.

В доме 50 комнат, и они оформлены под влиянием православной культуры. Столовая – в византийском стиле, с намёком на Константинопольский храм с его колоннами; с мозаичными изображениями птиц и зверей на стенах. Зал для бильярда имеет облик русского деревенского дома: на камине – изразцы по мотивам русских сказок, на деревянных стенах – изображения церковных куполов.

Мебель с тех времён не сохранилась, разве что в кабинете Карела Крамаржа. В нём стоит стол, обтянутый буйволиной кожей, много книжных шкафов, имеется портрет хозяина дома. Остальная мебель в резиденции завезена позднее.

Дом имеет обширные подвальные помещения. В одном из них находился запас бензина, другой использовался как винный погреб.

Обширный сад вокруг дома создан в соответствии с проектом Франтишека Томайера. Он выходит на реку Летну, и оттуда открывается замечательный вид. В саду разбиты и полянки, и возвышенные площадки, и уютные укромные уголки.

Дом остался городу, как и было обещано, тем более, что Карел Крамарж умер бездетным. Сначала дом перешёл к обществу, созданному в его честь, потом – Национальному музею. Именно там и сегодня хранятся книги и личные вещи Карела Крамаржа.

А, начиная с 1951 года, здание было передано чешскому правительству в качестве собственности. Теперь оно используется для приёма высокопоставленных гостей. Для того, чтобы привести здание в порядок в соответствии с его новой ролью, и была осуществлена масштабная реконструкция. Теперь тут находятся личные апартаменты премьер-министра и порой проходят государственные совещания.

Ежегодно на Крамаржовой вилле устраивают день открытых дверей, однако доступ открывается не во все комнаты. На доступной для посетителей территории периодически устраиваются выставки, посвящённые всему семейству Крамаржей.

Как добраться?

Адрес – Gogolova, № 212/1, Praha 1
Метро – выходить на станции Malostranská, трамвай — №5, 12, 18, 20, 57, выходить на остановке Chotkovy sady.

Крамаржова вилла на карте

Крамаржова вилла

«Золотой голос Чехии», «чешский соловей» - так называют непревзойденного чешского певца Карела Готта. Привлекательный парень с потрясающим голосом быстро взлетел на европейский музыкальный Олимп и стал кумиром для миллионов человек. Его песни гремели и сейчас популярны в странах Старого света, а сам он не сходил со сцены более двух десятилетий.

Будущий музыкант родился в июле 1939 года в городе Пльзене. Он стал единственным долгожданным сыном Марии и Карла Готта. Размеренную жизнь семьи нарушила война, дом рухнул после попадания бомбы, и Готты вынуждены были переехать в деревню к бабушке.

Деревенская идиллия длилась вплоть до 1946 года, потом родителям удалось найти в Праге подходящее жилье. В школьные годы у Карела открылся талант художника, мальчик с удовольствием принялся рисовать. Он мечтал овладеть этой профессией и стать знаменитым живописцем.

В 1954 году Карел окончил школу и решил продолжить обучение в художественной школе. Однако здесь ему не повезло, он не прошел по конкурсу. Впоследствии получал образование в ПТУ, учился в родном Пльзене, в Хебе и Праге, овладевая не творческой профессией электромонтера трамвайных путей. В 1960 году получил свою первую работу.


Задуматься о пении его заставил подарок матери, преподнесшей ему сертификат на студийную запись песни. Результат Карелу очень понравился, и он решил попробовать себя в музыке. Он работал, а в свободное время принимал участие в любительских конкурсах и выступлениях. Однако певец с очень нестандартным голосом не производил впечатления на жюри.

Он так бы и остался электромонтером, поющим для души, если бы не встретился осенью 1957 года с продюсером Карелом Краутгартнером, предложившим Карелу петь с оркестром в столичном кафе «Влтава». Два года он совмещал работу на заводе и пение в столичных ресторанах.


Параллельно Карел берет уроки вокала, учится держаться на сцене. В 1959 уходит с завода и поступает в Государственную консерваторию Праги, дабы обучиться оперному пению. Одним из преподавателей, поставившим голос певца, был ученик Константин Каренин.

Музыкальная карьера

Начало шестидесятых принесло в Прагу моду на твист, Карел Готт попал в струю и получил невероятную популярность. Журналы с его фото на обложке продавались на каждом углу, билеты на концерт невозможно было достать. Большую популярность получили песни, записанные для кинематографа. Например, песня к мультсериалу «Приключения пчёлки Майи».

В 1968 году Карел отправился покорять “Евровидение”, выступал от Австрии и занял 13 место.

Пик карьеры начался в 1970 году. Готт часто радует поклонников новыми песнями, мгновенно превращающимися в международные шлягеры, делает кавер-версии известных мелодий. Чешская и немецкая версии «Колокольчиков счастья», записанных в дуэте с Даринкой Ролинцовой, долго держались в чартах европейских стран.

“К нам приезжает каждый год певец из Праги Карел Готт!” - эта шутка принадлежит и характеризует невероятную популярность чешского соловья на просторах Советского Союза. Действительно, певец, исполнявший песни на русском языке и свободно владевший языком, получил уникальную возможность гастролировать по стране, чего в принципе не дозволялось иностранным исполнителям.

Это была невероятная слава. Певец принял участие в телевизионном фестивале «Песня-87», спев дуэтом с песню «Отчий дом». Его песни записывали на пластинки, выходившие миллионными тиражами. Будучи полиглотом, Карел поет на русском почти без акцента, поражая публику своей невероятной харизмой.

Для выступлений в СССР его песни были переведены на русский язык. И сейчас в Интернете свободно можно найти записи «Леди карнавал», «Я открываю двери», «Скрипка Паганини».

Золушка из фильма «Три орешка для Золушки», скакавшая под его знаменитейшую песню «Где гнездо твое, птичка», стала кумиром для миллионов советских детей.

Личная жизнь

В 1990 году чешский соловей во всеуслышание объявил об окончании карьеры. Не успели поклонники отойти от такой новости, как на них обрушилось еще одно неожиданное известие о том, что убежденный холостяк Карел Готт решил жениться. Его избранницей стала медсестра Иванна Махачкова.


Свадьба состоялась в Лас-Вегасе, потом молодожены поселились в роскошной вилле в Праге. Еще до заключения брака у пары родилась дочь Шарлотта, чуть позже молодая жена родила певцу дочь Нелли-Софию.


Официальная семья Карела Готта состоит из жены и двух дочерей, две внебрачные дочери – Доминика и Люция - живут отдельно от отца.

Карел Готт сейчас

Еще одним серьезным испытанием стала болезнь, в 2015 певец был госпитализирован с диагнозом «рак лимфатических узлов». Карела прооперировали, он прошел курс химиотерапии и реабилитацию. Сейчас его жизни ничего не угрожает.

Карел Готт остается одним из самых популярных певцов Чехии. Он дает интервью, выступает по телевидению, принимает участие в жизни страны. Он не стал художником и однажды отказался от поста Президента Чехии, но для миллионов людей он стал легендарным певцом, золотым голосом чешской эстрады.

Фильмография:

  • 2008 - «Карел Готт. Секрет его молодости»
  • 2014 - «Карел Готт и все-все-все»

Карел Готт (Karel Gott)

Карел Готт (Karel Gott). Родился 14 июля 1939 года в Пльзене. Чешский эстрадный певец, актер. Народный артист Чехословакии. Участник конкурса «Евровидение-1968» от Австрии.

Отец - Карл. Мать - Мария.

Был единственным ребенком в семье. Ранние годы пришлись на годы войны. В конце Второй мировой их дом разрушила бомба и они на некоторое время перебрались в деревню.

С 1946 года семья Готтов проживала в Праге.

В школьные годы увлекся живописью. После получения диплома о среднем образовании он пытался поступить учиться на художника, однако провалился.

Получил образование электромонтёра трамвайных систем. Работал на машиностроительной фабрике, которая выпускала знаменитую марку «Татра», в должности контролёра электрических механизмов. Параллельно участвовал в самодеятельности, выступал в любительских концертах.

С конца 1950-х годов Готт выступал в пражских кафе и танцевальных клубах, совмещая концертную деятельность с работой на заводе. Позже он вспоминал: «Рабочий день на фабрике начинался в шесть утра, а концерты в кафе заканчивались в полночь. Начальник пожаловался отцу на мою плохую работу. Папа говорил, что у него один сын, и тот непутёвый. В бригаде показывали на меня пальцами. А когда я сказал, что мечтаю петь в Лас-Вегасе, и вовсе объявили сумасшедшим... Прошло восемь лет, и я прислал на фабрику открытку из отеля в Лас-Вегасе, в котором полгода выступал со своими песнями».

В 1958 году получил свою первую премию на конкурсе певцов-любителей.

В 1960 году Готт оставил работу на трамвайном заводе, решив посвятить свою жизнь пению, и поступил в Пражскую консерваторию по специальности «оперное пение». Говорить по-русски Карел Готт научился имеено в годы учёбы в Пражской консерватории. Его педагогом был лирический тенор Константин Каренин - русский эмигрант, ученик .

Популярность к нему пришла в начале 1960-х, когда он стал исполнять композиции в стиле твист.

В 1962 году получил приглашение в известный пражский театр «Семафор» («Semafor»). В том же году дуэт Карела Готта и Власты Пруховой победил в хит-параде Чешского радио. Уже в 1963 году песня «Oči sněhem zaváté» из спектакля театра «Семафор», которую исполнял Готт, стала самой популярной композицией в Чехословакии, с этой песней он впервые победил в общенациональном конкурсе певцов «Золотой соловей».

В 1965 году Карел Готт покинул театр «Семафор» и основал собственный театр «Аполлон», став его главной звездой. После роспуска этого театра в 1967 году он отправился на гастроли в Лас-Вегас (США).

Из Америки Карел Готт вернулся профессионалом, сделавшим ставку на мейнстримовое направление поп-музыки.

Благодаря своим вокальным талантам он смог завоевать успех на поп-сцене Западной и Восточной Европы и выпустить первый альбом, тут же ставший «золотым». На европейской сцене Готт стал известен как «золотой голос из Праги». На конкурсе «Евровидение-1968» он представлял Австрию и занял тринадцатое место с песней «Tausend Fenster». Резко выросла его популярность и на родине.

Серия таких хитов, как «Lady Carneval», «Když jsem já byl tenkrát kluk», «Stokrát chválím čas», «Jdi za štěstím» обеспечила ему всенародную славу.

Пик карьеры Карела Готта пришелся на 1970-1980-е годы, когда он по праву занимал первое место в поп-музыке Чехословакии, регулярно получал первые места на национальных музыкальных конкурсах и выпускал один за другим «золотые» и «платиновые» диски. Он часто гастролировал по Европе, Азии и Америке, а его репертуар включал в себя композиции уже целого спектра жанров - от поп-музыки до народной и классической.

В 1970-1990 годах выступал с оркестром Ладислава Штайдла. Позже создал собственную музыкальную группу «Карел Готт Банд» (КГБ) .

Карел Готт имеет почетное звание Народный артист Чехословакии.

В 1980 году Карел Готт снялся в фильме-концерте «Поёт Карел Готт».

Был частым гостем в СССР. Были выпущены его пластинки «Я открываю двери» и «Встречай весну» (на русском языке) с пятимиллионными тиражами. Артист с успехом исполнял песни советских композиторов, в 1978 году принял участие в популярном фестивале «Песня-1978», спев дуэтом с , одной из ведущих советских певиц. Из всех чешских артистов только Карелу Готту удалось добиться огромной популярности в СССР. Публике очень нравилось, как он пел старинные русские романсы и советские песни: «Я вас любил», «Ах ты, душечка», «Я встретил вас», «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат».

Карел Готт - Скрипка Паганини

В конце 1980-х годов конкуренция на чехословацкой музыкальной сцене резко усилилась, появилось много молодых исполнителей, однако празднование пятидесятилетия Карела Готта в 1989 году подтвердило его роль певца номер один в стране. Большой резонанс имело и выступление на Вацлавской площади во время бархатной революции 1989 года в поддержку свержения коммунистического режима. При этом, по словам самого певца, Карел Готт всегда был далёк от политики.

В 1990 году Готт объявил об окончании карьеры, однако шумный успех его заключительных выступлений в спортивно-концертных залах в Чехословакии и Германии заставили певца изменить своё решение. Уже в 1992 году его альбом «Když muž se ženou snídá» стал самым продаваемым диском года, это достижение было повторено Готтом в 1995 и 1997 годах.

Много гастролировал в Германии и других западноевропейских странах.

4 октября 2013 года Карел Готт выступил на юбилейном концерте Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова «С песней к Победе», посвящённом 85-летию со дня основания.

В 2015 году в сороковой раз выиграл ежегодный национальный музыкальный конкурс «Золотой соловей». Одновременно с этой наградой Карелу Готту были присуждёны призы «Абсолютный соловей» и «Платиновый соловей».

За свою творческую жизнь записал 150 альбомов, 180 синглов. Всего с начала своего творческого пути певец спел и записал более 2 500 песен. Было продано тридцать миллионов пластинок певца. Он вёл собственную музыкальную программу на телевидении, снялся в нескольких художественных и документальных фильмах.

Болезнь Карела Готта:

27 октября 2015 года Карел Готт был госпитализирован и прооперирован в Праге с подозрением на онкологическое заболевание лимфатических узлов. Он ненадолго был выписан из больницы после первого курса химиотерапии и награды «Золотой соловей», «Абсолютный соловей», «Платиновый соловей» получил сам лично.

В мае 2016 года Карел Готт был прооперирован во второй раз.

Рост Карела Готта: 172 сантиметра.

Личная жизнь Карела Готта:

Имеет двух взрослых внебрачных дочерей - Доминику и Люцию.

7 января 2008 года в Лас-Вегасе Готт впервые женился. Супруга - Ивана Готтова (в девичестве - Махачкова; 1976 г.р.), певица и телеведущая, работала в Бродвейском театре. Она младше певца на 36 лет. До заключения брака Готт встречался с ней на протяжении семи лет.

Артист занимается спортом, является ярым противником курения и пропагандирует здоровый образ жизни.

На вилле в Jevany, на востоке Праги, где Готт жил с 1969 по 2005 годы, теперь действует музей «Gottland», открытый для публики. Здесь можно посмотреть детали быта и личной жизни певца.

Фильмография Карела Готта:

1964-1982 - Поворотный круг (Drehscheibe, Die)
1964 - Комедия с дверной ручкой (Komedie s Klikou)
1964 - Если бы тысяча кларнетов (Kdyby tisíc klarinetů) - Бенжамин Новак, певец
1966 - Мученики любви (Mucedníci lásky)
1974 - Звезда падает вверх (Hvezda pada vzhuru)
1975 - Романс за крону (Romance za korunu) - Карел Готт (озвучил Юрий Соловьев)
1978 - Теперь вечеринка действительно начинается (Jetzt geht die Party richtig los)
1980 - Как вам это понравится? (Jak se vám líbí?)
1980 - О спорт, ты - мир! (документальный)
1993 - Наследство, или Блин, ребята, гутентаг (Dedictví aneb Kurvahosigutntag) - камео
2012 - Богини социализма (документальный)
2013-2014 - Проклятье любви (Škoda lásky)

Озвучивание Карела Готта:

1964 - Лимонадный Джо (Lemonade Joe / Limonádový Joe aneb Koňská opera)

Вокал Карела Готта в кино:

1973 - Три орешка для Золушки (Three Nuts for Cinderella / Tri orísky pro Popelku)


В спартанских условиях соцлагеря чехословацкий певец Карел Готт умудрился стать суперзвездой, излучая позитив и оптимизм. Многие его до сих пор за это попрекают: дескать, славил социализм, когда над Чехословакией еще не рассеялся запах копоти от советских танков. Коллеги считают Готта баловнем судьбы и злословят, что сей конформист при любом строе будет успешен и обласкан. Однако мало кто знает подлинную историю «пражского соловья».

- Карел, вас можно поздравить с выходом нового диска? Не боитесь, что на вашу «Сентиментальность» сегодня небольшой спрос?

Надеюсь, у «Сентиментальности» всегда будет свой слушатель. На новом диске - 17 хитов из репертуара чешских и мировых звезд. Фрагменты известных мюзиклов, песни из кинофильмов, как, например, «Касабланка», - словом, все то, что я люблю и давно хотел спеть. Запись шла в кайф, а это всегда зажигает. Для работы над диском я вернулся в студию, где записывал свои первые хиты в 60-е годы. Вот уж точно сентиментальность...

- Ну с тех пор много воды утекло. Вас не пугает, что у нынешней публики и песни другие, и кумиры...

На заре своих вокальных опытов я нескромно заявил: хочу, чтобы каждый в Европе или даже в мире знал, что жил когда-то такой певец по имени Карел Готт. Отношусь теперь к этому с юмором и вполне самокритично. Я не настолько известен даже в европейских странах, ну а уж в мировом масштабе... Но есть исключения - как, например, Россия, Украина или немецкоязычные страны, где мне удалось оставаться популярным на протяжении десятилетий, конкурируя на равных с самыми яркими мировыми звездами. У меня есть своя публика, которая остается со мной.

- Но до мирового признания вы явно недотянули. Не обидно?

Всякий раз, как я выступал в Америке, тамошние менеджеры и продюсеры предлагали мне заокеанскую карьеру и отличные возможности покорить Штаты. Звучало очень заманчиво, но непременным условием был переезд в США на постоянное место жительства. Этот шаг всегда казался мне неприемлемым. И даже не потому, что я люблю Чехию и привязан к ней духовно. Я раз и навсегда решил не покидать своих европейских слушателей, поверивших в меня. Кроме того, в 1967 году я подписал контракт с немецким звукозаписывающим концерном Polydor, а в 1997 году эти договоренности были скреплены пожизненным соглашением. Так что мое место в Европе. На мой взгляд, лучше быть первым в Карфагене, нежели сто пятидесятым в Риме.

- А как вообще вас угораздило стать певцом?

Мальчишкой мечтал стать актером. Как-то раз родители застали меня за тем, что я смотрю один и тот же фильм третий раз, и очень удивились. Хотя интерес у меня был прикладной: изучал приемы обольщения, наблюдая, как это делает, скажем, Кларк Гейбл, и тренировался в школе на одноклассницах. Но потом к нам в Чехословакию стала просачиваться музыка с Запада. Тогда я купил себе гитару и захотел стать Элвисом. И постепенно увлечение захватило меня полностью. Я забыл актерство и занялся сценическим движением, а потом и вокалом - данные позволяли. Понимал, что начинать надо с азов, и поступил в музыкальное училище при консерватории. Правда, подход у меня был крайне прагматичный: я не хотел учить все предметы подряд и торопился к своей цели кратчайшим путем. Вспоминаю профессора Константина Каренина, ученика легендарного Федора Шаляпина. Каренин был истинным русским аристократом, тенором европейского масштаба и человеком широких взглядов, у которого многое можно было почерпнуть. На первом же уроке у Каренина я набрался наглости и заявил, что петь в опере не хочу, однако техника мне необходима, потому что мои кумиры - певцы типа Марио Ланца: итальянец исполнял оперные арии, однако в кино снимался в роли поп-звезды. Профессор Каренин отнесся к этому снисходительно, быстро распознав, что меня тянет к джазовой и современной популярной музыке. Он не только научил меня классической итальянской технике бельканто, но и репетировал со мной тогдашние хиты. В первой половине 60-х было неслыханно, чтобы студент консерватории пел по ночам в кафе! Но я, тем не менее, был таким отщепенцем. Если бы меня застукали, грозило немедленное отчисление. Так что когда однажды Каренин зашел в джаз-кафе послушать мое выступление, я сильно напрягся. Каренин кивнул, чтобы я потом подошел к его столику - предстоял разбор полетов. Робко присев на краешек стула, я не осмелился посмотреть ему в глаза. Каренин неспешно взял бутылку белого вина и с аристократическим изяществом налил его во второй бокал. Мы чокнулись. Я воспринял это как хорошее предзнаменование. В тот момент я чувствовал себя как собака, которую погладили, несмотря на то что она только что сделала лужу на паркете. Потом профессор упрекнул меня в бездушном исполнении и быстро попрощался, предупредив, что завтра ждет своего ученика на уроке вокала в хорошей форме и без сорванного голоса. В тот вечер я по-настоящему щадил себя. О моих джаз-проделках профессор никому не рассказал.

- Когда впервые попали в Советский Союз?

Впервые я отправился на гастроли в СССР с оркестром Чехословацкого радио в 1962 году. Я успешно окончил второй курс музыкального училища, приближались каникулы, и тут пришло неожиданное предложение. Знаменитый Карел Краутгартнер сообщил, что весь его джаз-оркестр и вокалисты отправляются в шестинедельную поездку по Советскому Союзу и, конечно, он рассчитывает на меня. Радость, которую я тогда испытал, уже больше никогда в моей жизни не повторялась - все было впервые. Ведь к тому времени я нигде, кроме Польши, не бывал. А тут Москва, Ленинград, Тбилиси, Ереван, Баку... Я нарисовал свой маршрут на карте и был в полном восторге.

До сих пор не могу забыть концерт в Тбилиси. Грузины заполнили большой амфитеатр, все обмахивались программками и перекрикивали друг друга. Публика гудела, как улей, что меня немного обеспокоило. Я вышел на сцену и начал с медленной песни. Но зрители не перестали общаться, а, наоборот, добавили громкости, как будто я им мешал обсуждать последние новости. Однако напрасно я волновался. Когда допел, зазвучали аплодисменты. В союзных республиках меня воспринимали как заезжую знаменитость. Это было даже забавно - как если бы в Прагу приехал кто-то из Америки.

С первого же концерта я влюбился в советскую публику - искреннюю и открытую. Поэтому всегда с нетерпением ждал поездки в СССР. Гостеприимство тогда было невероятное - нам постоянно наливали. Хочешь не хочешь - все равно пей! В основном коньяк и водку, так что не каждый это испытание выдерживал. Я, например, вообще не могу много пить. Неудивительно, что мы мало что помнили после того турне.

Кстати, музыкантам, приезжающим на гастроли в Союз - что в 60-е, что в 80-е годы, - приходилось затариваться спиртным днем, чтобы потом было что выпить вечером после концерта. Рестораны и бары в Советском Союзе закрывались в одиннадцать часов. Ненавязчивый советский сервис не заботило, что какие-то там артисты останутся после выступлений без ужина. Если мы ничем не запасались заранее, то приходилось в позднее время обходиться одними конфетами. Да и то лишь в том случае, если у администратора или дежурной по гостинице хорошее настроение - тогда она милостиво делилась с нами.

- Советских зрителей подкупала ваша раскованная манера поведения на сцене. Где вы научились этому?

В 1963 году я стал членом пражской труппы «Семафор», где научился ловить настроение зала, двигаться, не испытывая скованности. В этом театре я спел свой первый хит, а потом выиграл первую из моих тридцати шести премий «Золотой соловей» как самый популярный исполнитель года. Двумя годами позже я с братьями Иржи и Ладиславом Штайдлами основал театр «Аполло». А потом мне довелось выступать в Лас-Вегасе, где я перенимал опыт у Фрэнка Синатры, Сэмми Дэвиса-младшего, Рэя Чарльза, видел Тома Джонса, Бобби Дарина, Шер, Дайану Росс, Дюка Эллингтона. Домой вернулся сложившимся певцом.

- Что за история у вас была с Джоном Ленноном?

- Вам пеняют, что вы поддержали жестокое подавление Пражской весны в 1968 году.

Я никогда не одобрял оккупацию Чехословакии советской армией. Когда танки вошли в Прагу, я был на международном фестивале в польском Сопоте, где должен был выступать с сольным концертом. Было бы лучше, конечно, если бы в это время я мог оставаться вместе с родителями в столице. Пожары на улицах, парализованный военными город, армейские силы повсюду, слухи об убитых и раненых... На душе у меня было, конечно, очень тревожно. Я сразу же отказался от сольного концерта, и директор фестиваля был только рад - он боялся антисоветских демонстраций. Оккупация коснулась меня так же, как и всех разумно мыслящих людей нашей страны. Это было тяжелое испытание, эти черные дни навсегда остались в истории Чехословакии. Из Сопота я вернулся в Прагу, но ненадолго - надо было лететь в Германию и выполнить свои обязательства по контракту с Polydor. Однако в вечерних газетах в Вене и Гамбурге о моей поездке написали, что я убегаю с родины. Об эмиграции в то время я точно не думал, а особенно в такое суровое для нашего народа время. Поэтому на пресс-конференции, которую мы сразу же созвали в Берлине, я резко опроверг всю эту нелепость.

- И все же вы эмигрировали позднее в Западную Германию. И это при том, что на родине вас всегда превозносили до небес. Это был политический протест или просто желание жить по-человечески?

Логика жизни подтолкнула к этому. У нас стали поначалу незаметно, а затем все более остро выступать против популярной музыки и всех ее звезд. Поп-музыку занесли в черные списки: дескать, это опасный культ, отвлекающий строителей коммунизма от светлого будущего. Вокруг меня медленно, но верно смыкался круг молчания. Мои песни перестали передавать по радио и телевидению, тексты стали подвергаться цензуре, предъявлялись претензии к тому, как я одеваюсь, какой длины у меня волосы и ширины брюки... Все это еще можно было стерпеть, но большие расходы на запись моей песни «Эй, ничего себе, старейшина» в 1969 году пошли фактически коту под хвост. Песню признали опасной для режима, а я в ней всего лишь пел: хочу, чтобы на земле был рай. Система вытесняла меня. Атмосфера того времени вынудила меня и моих коллег, братьев Штайдл, принять такое решение. Остальным членам команды мы об этом сообщили только во время поездки в Германию. Что до меня, я не боялся остаться за границей на бобах. В то время я был очень популярен в Германии, Австрии, Швейцарии: мои альбомы раскупались, огромные спортивные залы были заполнены до предела. Но кому-то это не очень нравилось, и тучи надо мной сгущались. Мой телефон в Германии постоянно прослушивался, во время концертов не раз возникала угроза взрыва. Преподносимые подарки могли оказаться замаскированной бомбой. Спецы по взрывным устройствам проверяли мою машину, а на концертах дежурили полицейские в штатском. Об этом мне рассказала совсем недавно мой бывший немецкий менеджер Маргит фон Грунд, которая помогала во время полугодовой эмиграции поддерживать связь между мной и родителями. Я ни о чем не должен был тогда догадываться, чтобы сохранять спокойствие, и день изо дня выполнять свою работу на самом высоком профессиональном уровне. Но потом ситуация изменилась. Игры в свободу закончились, и золотому соловью было пора обратно в клетку. Сотрудники моей звукозаписывающей компании сообщили, что если я не вернусь домой, то они сделают все, чтобы меня опорочить в прессе. Причина? Немцы не хотели подвергать угрозе свои отношения с чешскими коллегами из Supraphon. Место Карела Готта было в Чехословакии, и они твердо дали мне это понять.

- Тут-то вас и пригласил на аудиенцию Густав Гусак. Страшно было?

Еще бы! Я очень волновался. Неожиданно я был приглашен в чехословацкое торговое представительство во Франкфурте: мне, дескать, хотят сообщить нечто важное. Я поехал, не зная, что меня ждет. В стиле тех времен я вполне мог войти в торгпредство, а проснуться уже за решеткой в Праге. Но чехословацкие сотрудники торгпредства действовали тоньше. Со мной провел беседу обходительный дипломат пан Каднар, который объяснил, что генсек ЦК компартии Чехословакии Густав Гусак заинтересован в нашем возвращении. Ему, дескать, известны причины эмиграции, но партия гарантирует нам безопасность, возможность выступать и загранпоездки. Звучало просто чудесно. «Но, как вы понимаете, такие вопросы не решаются на расстоянии. Вам необходимо явиться в ЦК и побеседовать с товарищем Гусаком лично», - сказал в заключение нашей задушевки Каднар. Я понимал: если вернусь, они вполне могут арестовать меня или заморозить мою карьеру на несколько лет. Но другого выхода не было. В глазах германской и австрийской публики у меня был образ романтика, нежно любящего не только родителей, друзей и близких, но и свою страну. К тому же мне было известно, что родителей допрашивали сотрудники госбезопасности. Мама очень переживала, что им с отцом придется туго - власти угрожали конфискацией имущества. «Вы нас еще плохо знаете», - говорили они. Я не мог спать спокойно, представляя, сколько хлопот и волнений принес своим близким! В общем, я наконец вернулся и все ждал, наивный, когда же меня пригласит Густав Гусак. Однако все ограничилось лишь вызовом в Рузыньскую тюрьму, где были собраны «вещдоки» - мои книги и пластинки. Меня обманули - Гусак не выполнил слово, мой счет заблокировали, а вместо ЦК пригласили на допрос. Я так нервничал, что даже поссорился тогда с папой. Правда, в Рузыньской тюрьме меня стали убеждать, что все скоро встанет на свои места. От меня лишь хотели еще раз услышать причины моей эмиграции.

- Не боялись, что мягко стелят, а спать на нарах будет жестко?

Такая опасность была всегда. Некоторое время спустя я узнал о том, что меня прикрыл вроде бы сам Леонид Брежнев. Гусаку напомнили из Москвы: будет очень плохо, если Чехословакию станут покидать такие певцы, как Карел Готт, - ведь такими артистами может гордиться весь соцлагерь. Это, наверное, и объясняет вежливое обращение со мной. Если бы не указания из Москвы, то кто знает, что бы случилось со мной и моей семьей. А так я остался дома и мог практически свободно ездить за границу. На Запад и на Восток. Тем не менее меня до сих пор многие обвиняют в том, что я продался, стал воспевать режим. Но я всюду ездил только потому, что меня приглашали. И никто почему-то не вспоминает, что мои голосовые связки заработали для ЧССР столько, сколько не могли заработать и четыре процветающие фабрики, - ведь практически все доходы от концертов шли в казну государства.

- Вы раз двадцать приезжали в Союз - то на гастроли, то для записи песен. Чем запомнились эти турне?

Самые яркие впечатления, как ни странно, связаны вовсе не с концертной деятельностью. В 1987 году Михаил Горбачев пригласил меня в Москву на международный форум «За безъядерный мир и за выживание человечества». Я оказался в одной компании с Милошем Форманом, Мариной Влади, Йоко Оно, Клаусом Марией Брандауэром, Клаудией Кардинале, Альберто Сорди, Норманом Мейлером, Грэмом Грином, Хуаном Антонио Бардемом, Дамиано Дамиани. Мы все жили в одном крутом отеле, и предполагалось, что за закрытыми дверями форума мы будем совершенно открыто говорить о возможностях разрядки. Что произойдет, если Америка и СССР прекратят гонку вооружений? Сколько денег тогда будет сэкономлено на экологию, насколько лучше может стать жизнь на Земле! В общем, все пять дней мы вели дебаты о том, как спасти мир. Это было совершенно фантастическое время. А в довершение всего нас пригласил в Кремль Горбачев. Встречались по-дружески, без протокола. В огромном зале, где на самом видном месте висел огромный портрет Ленина, сидели вовсе не члены Политбюро, к чему все привыкли за много лет. Вместо партактива рядом с Михаилом Горбачевым оказались ведущий эксперт по вооружениям из НАТО, а также другие известные специалисты с Запада. Были среди присутствующих и руководители крупных мировых банков, господа с Уолл-стрит, ведущие бизнесмены, даже старенький Арманд Хаммер. Все это напоминало русскую сказку: все идеологические препоны разом рухнули, как будто по мановению волшебной палочки, и непримиримые противники сошлись за круглым столом.

- Ну и как вам Кремль?

Когда я входил в Кремль вместе с американским режиссером чешского происхождения Милошем Форманом, нас просили люди из огромной толпы: «Если увидите Горбачева, передайте ему мое письмо!» Признаюсь, меня глубоко тронуло то, что они обращались к новому царю со своими проблемами и верили, что он, прочитав их письмо, безусловно, поможет. Милош Форман мне тогда сказал: «Ущипни меня, если я сплю! Если бы нам в 1968 году кто-то хотя бы намекнул, что менее чем через двадцать лет мы встретимся в Кремле, где нас будут призывать к размышлениям о демократии, то я бы счел этого человека сумасшедшим». Тогда, в 1987-м, у чехословацких политиков была совершенно иная точка зрения, и демократические чаяния советских братьев им казались опасным бредом. Пока мы шли длинными кремлевскими коридорами, меня постепенно охватывало благочестивое смирение - вот она, история, до которой можно дотронуться. Прошли через помпезный зал, потом спустились по длинной лестнице и попали в старинные катакомбы и туннели под Кремлем. Далее мы проходили через бесчисленные залы и часовни, интерьеры которых мне напомнили иллюстрации к русским сказкам. По пути к Горбачеву я как будто сам уменьшился и стал совсем маленьким.

Все банкиры, актеры с мировой известностью, певцы, писатели, режиссеры робко замерли, и вдруг я заметил, что они перестали излучать привычное западное самодовольство и непоколебимую уверенность. Зато уверенность исходила от хозяина Кремля. Помню, как я разговорился с одним из православных иерархов. Я сказал ему, что мне импонируют невероятная непосредственность Горбачева и то, что в нем нет снобизма прожженных партийных функционеров. Однако мой собеседник таинственно улыбнулся и начал рассказывать о православных пророчествах. Дескать, один из православных пророков в период после Наполеоновских войн заявил: «Нашу отчизну ждет много побед, страна будет великой империей, но эта империя разрушится, как только к власти придет Михаил Меченый». Признаюсь, мне стало не по себе. Спустя много лет после той встречи я думаю, что, несмотря на пророчества, как когда-то люди отправлялись за лучшей жизнью на Запад, однажды они пойдут на Восток. Не только рабочие места и ваши неисчерпаемые ресурсы привлекут новые силы в Россию, но и ваша духовность, особая аура страны.

- Вы когда-нибудь сталкивались с КГБ во время своих поездок в СССР?

Не сочтите меня мнительным, но я постоянно чувствовал присутствие невидимого ока. Куда бы я ни приехал, будь то Ленинград, Москва или другие города, я всегда менял номер, который мне предоставляли в гостинице. Мне так было спокойнее. Всякий раз находил сотню причин, почему мне не подходит предложенный. Уверен, что те, кто нас сопровождал в гастрольных поездках по Союзу и отлично говорил по-чешски, работали на КГБ. Они были такие милые, улыбчивые, внимательные и так непосредственно шутили, за что могли бы спокойно сесть на пять лет. В принципе они сами себя этим выдавали.

- А в чистосердечии ваших русских друзей вы никогда не сомневались? Известно же, что многие, общавшиеся с иностранцами, попутно делились информацией с органами.

Мои друзья - актеры, композиторы, музыканты, писатели. На них можно было всегда положиться. И если бы им нужно было отдать последнее, то они без колебаний сделали бы это!

- Как вы выходите из положения, если на концерте случается что-то непредвиденное?

Если у меня вылетает из головы фрагмент текста, сигналю звукорежиссеру: дескать, микрофон не работает. Иногда затыкаю брешь какими-то другими словами, которых сам не понимаю. А с некоторых пор я не стремлюсь петь на концертах словацкую народную песню «Шел Мацек», которая всегда принималась на ура дома и за границей. Дело в том, что как-то раз я исполнял эту песню в пражском концертном зале «Луцерна». В моде тогда были очень узкие брюки, которые иногда приходилось натягивать на себя даже лежа. Вышел на сцену и разминки ради решил исполнить отработанный прыжок горца. Подскочил, и вдруг мои брюки треснули по швам. И спереди, и сзади. Вырвал из рук ближайшего музыканта ноты, прикрылся и убежал со сцены.

- Сколько вы зарабатывали во времена социалистической Чехословакии?

Мне повезло: меня включили в число певцов первой категории, поэтому я получал 600 крон за концерт в зале, вмещающем несколько тысяч. Зато мой гонорар увеличился, когда я получил заслуженного артиста: не поверите, мне стали платить 1200 крон за концерт! Когда дорос до народного, стало и вовсе здорово - 1600 крон (в 80-е годы это было примерно как 160 советских рублей. - «Итоги»).

- Сколько сейчас вам приносят гастроли?

Точные цифры привести нельзя. Поверьте, если бы не спонсоры, ни одно турне невозможно было бы организовать и уж тем более получить какую-то прибыль. Затраты на организацию, включая страховку, перевозку аппаратуры, - астрономические.

- Но не секрет, наверное, сколько вы заработали на записи дисков?

Практически ничего. Послушайте, когда Дин Рид, американский актер, певец и композитор, пламенный борец против империализма, живший в ГДР, приезжал к нам в Прагу, он потребовал, чтобы ему платили в долларах. А я что? Мне бы такое и в голову не пришло. Когда я записал свою первую пластинку в Союзе в конце 70-х, она разошлась пятимиллионным тиражом. Представляете, что бы это значило сейчас? Но на «Мелодии» мне платили двести рублей за песню: продается диск или нет - это не имело значения. Мой гонорар оставался неизменным. Шесть лет назад я, например, заработал золотой диск на «Мелодии», но представители компании популярно объяснили мне со сцены Кремлевского дворца, что не могут наградить меня золотым или платиновым диском, потому что это расценивается как маркетинговый ход, а они выше этого.

- Что вы ответили?

Я их успокоил тем, что то же самое случилось со мной и на родине. Главное, не будем потворствовать рынку! (Улыбается.) Самый успешный в Чехословакии альбом «Рождество в золотой Праге» (1 400 000 экземпляров) был записан в 1969 году. Туда вошла и духовная музыка вроде Ave Maria и Ave verum corpus, так что идеологически подкованные товарищи настоятельно советовали «Супрафону» ни в коем случае не привлекать внимание к этой пластинке. Дескать, песни красивые, но как мы можем славить религиозный праздник? Поскольку продажа шла чуть ли не из-под полы, я так и не получил в итоге золотой диск. Но любители музыки поняли меня правильно: я стал символом молчаливого сопротивления. Я попытался обратиться к духовному и вечному, когда о духовности было вообще запрещено говорить.

- И все же вы человек богатый, не скромничайте. Картины пишете и успешно продаете, свои выставки устраиваете, не говоря уже о том, что после бархатной революции стало грех жаловаться на гонорары.

Я был к тому времени уже раскручен и получил право на заработанное. Богат тот, кто может распоряжаться своим временем. Исходя из этой логики, я беден, как церковная мышь.

- Говорят, что судьба тенора - это как приговор. Публика ожидает от них всегда самых ярких выступлений...

В то время как мы, теноры, обычные люди. Певец должен быть всегда в форме. 365 дней в году. Причем до тех пор, пока певец не закончит по каким-либо причинам свою карьеру, он не имеет права на «плохие дни». Если мы не совсем в порядке, зрители это сразу определят и вынесут свой вердикт. Тенор - голос хрупкий и ранимый, каждое расстройство сразу заметно, ощутимо на слух. Точно так, как это было в античном Колизее, когда зрители выражали свою волю, поворачивая палец вверх или вниз, происходит сейчас в оперной и поп-музыке. Компромиссов не бывает. Говорят, например, когда Лучано Паваротти в опере Пуччини «Богема» на сцене Венской оперы недотянул одну-единственную ноту (просто в ответственном месте его подвел голос), его на протяжении последующих шести лет не ангажировали для выступлений в этом театре. Это цена одной ноты!

Что касается наших профессиональных хитростей, то меня всегда интересовало, что посасывает Лучано Паваротти на сцене во время концертов, которые транслируются по всему миру. Когда я пошел посмотреть на него перед концертом в Праге, то увидел, что на пресс-конференции перед ним стоит стакан, полный льда. Паваротти объяснил, что, с тех пор как он на протяжении всего концерта глотает кубики льда, у него нет проблем с голосом. Ангина, катар верхних дыхательных путей и все такое прочее обходят его стороной.

- У вас всегда было много поклонниц. Загадочные русские женщины, наверное, тоже не оставляли вас без внимания?

У меня есть такие поклонницы, которые могут продать свои драгоценности, чтобы сопровождать меня по миру во время гастролей, а есть постоянные фанатки, встречающие меня повсюду в аэропортах в России. Кстати, мое первое знакомство с «загадочной русской душой» произошло еще в Ленинграде в 70-е. Женщина подошла ко мне после концерта и заявила, что не отстанет, пока я не пойду с ней. Я осторожно разузнал, что значит это «не отстанет». Не хочет ли она, например, остаться со мной на всю жизнь? Когда понял, что нет, то перестал ссылаться на усталость и массу других причин. Вскоре мы оказались в небольшой, но со вкусом обставленной квартире. Я присел к столику, на котором стояли обязательная бутылка водки и ваза с фруктами. Потом она села напротив меня, и я впервые смог спокойно рассмотреть эту даму. Ей было около тридцати лет: красивые черные волосы, необычайно тонкое и нежное лицо, высокий лоб и энергичные глаза, которые смотрели на меня с любопытством. Я все еще не мог избавиться от ощущения, что она думает о том, как проведет со мной следующие 30 лет жизни. Потом мы чокнулись и... мне показалось, что я влюбился. Даже сказал, что уеду вместе с ней, куда она захочет, как только закончатся эти гастроли. Когда наше рандеву было в самом разгаре, я вдруг заметил фотографию на стене: с нее мне улыбался широкоплечий моряк. Она сказала, что это муж. Я чуть не поперхнулся и мигом протрезвел. В течение следующих нескольких секунд мне удалось сыграть самый выразительный в моей жизни этюд - Станиславский бы позавидовал. Я изобразил, что мне стало очень плохо, и вылетел из квартиры вон на морозную улицу.

- Понятно, почему за вами всегда держалась репутация донжуана...

- Неужто все желания исполнились?

Никогда не думал, что буду так долго петь. Казалось, до 30 лет - это предел. Я очень благодарен судьбе.

Сегодня он - самый популярный и один из самых богатых людей в Чехии. Он живет один в шикарной вилле на холме, откуда открывается вид на всю Прагу.


Карел Готт родился 14 июля 1939 года в городе Плзень, Чехословакия. Начинал учиться в ПТУ компании "ЧКД" на электромонтера, затем окончил музыкальное училище в Праге. Начинал свою музыкальную карьеру в качестве джазового певца в оркестре Карла Краугартнера, играл в пражских театрах "Семафор" и "Аполло".

С 1970 по 1990 гг. выступал с оркестром Ладислава Штайдла, сейчас имеет собственную музыкальную группу "Карел Готт Банд" (КГБ). За свою творческую жизнь записал 150 альбомов, 180 синглов, снялся в 13 фильмах. Было продано 30 миллионов пластинок певца. Карел Готт - народный артист Чехословакии.

Сегодня он - самый популярный и один из самых богатых людей в Чехии. Он живет один в шикарной вилле на холме, откуда открывается вид на всю Прагу

Дни Карела Готта расписаны буквально по минутам: интервью, концерты, записи в студии, работа над картинами в мастерской. В свои 60 с лишним лет артист занимается спортом, является ярым противником курения и пропагандирует здоровый образ жизни.

Готт лидирует в большинстве чешских хит-парадов и в течение вот уже 30 лет становится первым лауреатом в конкурсе "Золотой соловей".

Альбом певца "Лето моей молодости" вышел летом 1999 года - Карел Готт исполняет песни Элвиса Пресли, Роя Орбисона, Фредди Меркьюри и других своих любимых певцов.

Единственный недостаток, который отмечают в Готте музыкальные критики, - он абсолютно не умеет танцевать. Не женат и женат не был. Старшая дочь - Доминика. Младшая - Люция. Кумиры Карела Готта - Поль Гоген, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. Из певцов он преклоняется перед Ненси Вильсон и Рэем Чарльзом. Любимая книга - "Над пропастью во ржи" Сэлинджера.