Родовые проклятия: судьба в наследство

ГЛАВА 17. Бог ревнитель

I

«Бог ревнитель» - звучит как-то обидно, правда? Ведь ревность, «чудовище зеленоглазое», известна нам как порок, один из самых зловредных и разрушительных пороков, какие только существуют на свете; в то время, как Бог – и мы в этом уверены - совершенно благ. Как же можно себе представить, что в Нем есть нечто подобное?

Прежде всего, отвечая на этот вопрос, нам нужно помнить, что речь идет не о каком-то воображаемом Боге. Если бы мы сами представляли себе Бога, то, естественно, приписали бы Ему только те качества, которыми сами восхищаемся, и, конечно, ревности бы среди них не оказалось. Никто не стал бы воображать себе ревнивого Бога. Но мы не придумываем себе Бога с помощью собственной фантазии; мы пытаемся прислушаться к словам Святого Писания, где Бог Сам сообщает нам истину о Себе. Ибо Бог, наш Творец, Которого мы никогда не смогли бы постичь своим воображением, Сам открыл нам Себя. Бог говорил. Он говорил через многих людей, через многих посланцев, и главное - через Своего Сына, нашего Господа Иисуса Христа. К тому же, Он не позволил, чтобы Его послания и память о Его великих делах были искажены и утеряны при ненадежной передаче их из уст в уста. Бог устроил так, чтобы все это было собрано воедино в письменной форме. И вот тут-то, в Библии, Божьем «архиве», как назвал ее Кальвин, Бог постоянно говорит о Своей ревности.

Когда Бог вывел израильтян из Египта и привел их в Синайскую пустыню, чтобы дать им закон и завет, прежде всего Он заговорил с ними о Своей ревности. Основанием второй заповеди, сообщенной Богом Моисею и записанной «перстом Божиим» на каменной скрижали (Исх.31:18), было следующее: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20:5). Некоторое время спустя Бог еще раз и еще более настойчиво сказал об этом Моисею: «Господь... имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх.34:14). Последний стих чрезвычайно важен. Откровение Божьего имени (то есть, как и всегда в Писании, Его естества и характера) - это основная тема Книги Исхода. В третьей главе Бог провозгласил, что Его имя - «Сущий», а в главе 6 назвал Себя «Иеговой» (Господом). Эти имена говорят, что Он самодостаточен, независим и всемогущ. Далее в главе 34 Бог провозгласил Свое имя Моисею, сказав ему, что «Господь» - «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость,.. прощающий вину,.. не оставляющий без наказания» (Исх.34:5-7). Это было имя, возвещающее Его нравственную славу. А через семь стихов, в том же разговоре с Моисеем, Бог подытожил и обобщил откровение Своего имени, назвав Себя Богом «ревнителем». Становится ясно, что это неожиданное слово обозначало такое качество характера Бога, которое не только не шло вразрез с уже открытыми Его чертами, но и в каком-то смысле вмещало их в себя. А поскольку это свойство было воистину Его «именем», то было очень важно, чтобы Божий народ четко его осознал.

Библия немало говорит о ревности Бога. Божья ревность упоминается в Пятикнижии (Чис.25:11; Втор.4:24; 6:15; 29:20; 32:16,21), в исторических книгах (И.Нав.24:19; 3Цар.14:22), в книгах пророков (Иез.8:3-5; 16:38,42; 23:25; 36:5-8; 38:19; 39:25; Иоил.2:18; Наум.1:2; Соф.1:18; 3:8; Зах.1:14; 8:2) и в Псалмах (77:58; 78:5). Мы постоянно видим ревность как мотив к действию - действию либо гнева, либо милости. «Возревную по святому имени Моему» (Иез.39:25). «Возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою» (Зах.1:14). «Господь есть Бог ревнитель и мститель» (Наум.1:2). В Новом Завете Павел обращается к возгордившимся коринфянам: «Неужели мы решимся раздражать Господа». Один из английских переводов Библии, пожалуй, наиболее верно передает сущность трудного предложения в Послании Иакова 4:5, формулируя его так: «Он до ревности любит Духа, Которого поселил в нас» (ПНВ).

II

Но возникает вопрос: какова природа этой Божьей ревности? Как может ревность быть добродетелью для Бога, будучи пороком для человека? Божьи совершенства достойны всякой хвалы; но как можно хвалить Бога за то, что Он ревнив?

Ответить на этот вопрос можно, если не забывать о двух моментах.

Первое: библейские провозглашения Божьей ревности носят антропоморфный характер, то есть, описывают Бога словами, заимствованными из человеческой жизни. В Библии существует великое множество антропоморфизмов Божья рука, десница, перст; Его способность слышать, видеть и чувствовать запах; Его нежность, гнев, раскаяние, смех, радость и т. п. Рассказывая нам о Себе, Бог использует подобные слова, потому что язык, заимствованный из нашей собственной жизни, - это самое точное средство, каким можно выразить наши мысли о Нем. Он – Личность, мы - тоже личности, как ничто другое во всем остальном физическом творении. Из всех творений только человек был создан по образу Божьему. И поскольку мы похожи на Бога больше, чем любое другое известное нам творение, то Бог избрал человеческий, а не какой-то другой язык для того, чтобы наиболее понятно и наименее запутанно изобразить нам Себя. Об этом мы говорили две главы назад.

Однако, когда речь идет об антропоморфизмах, описывающих Бога, очень легко начать мерить не с того конца. Необходимо осознать, что человек не мера для своего Творца, и говоря о Боге человеческими словами, мы совсем не предполагаем в Нем обычных, тварных, человеческих несовершенств и ограничений - ограничений в познании, силе, предвидении, могуществе, постоянстве и так далее. Надо помнить также, что в характере Бога нет ничего похожего на те аспекты человеческих качеств, которые несут на себе признаки растлевающего действия греха. Например, Божий гнев совсем не похож на недостойный взрыв эмоций, выдающий гордыню и слабость, каким часто бывает гнев человеческий. Это святость, реагирующая на зло со всей нравственностью и славой. «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20); но гнев Бога - это именно Его праведность в справедливом действии. Точно так же, Божья ревность не складывается из раздражения, зависти и злости, что нередко характерно для ревности человеческой, напротив, это (буквально) достойная всякой хвалы ревностность, стремление сохранить нечто в высшей степени драгоценное. Тут мы подходим к следующему моменту.

Второе: среди людей существует два вида ревности, и только один из них является пороком. Порочная ревность говорит примерно так: «Я хочу владеть тем, что есть у тебя, и я ненавижу тебя за то, что у меня этого нет». Это инфантильная обида, которая возникает из завистливости и выражает себя в злобности, зависти и зловредных действиях. Она ужасающе сильна, а вскармливает ее гордыня, стержень нашего греховного естества. Этой ревности присуща какая то сумасшедшая одержимость, и если ей потакать, она разорвет в клочья даже самый крепкий характер. «Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» спросил когда-то мудрец (Прит.27:4). Именно такое чувство - сексуальная ревность, сумасбродная ярость отвергнутого или вытесненного поклонника.

Но есть и другая ревность - ревностное стремление сохранить взаимоотношения любви или отомстить за их разрушение. Эта ревность также действует в сексуальной сфере. Однако она проявляется не как слепая ярость уязвленного самолюбия, но как плод супружеской любви. Как писал профессор Р. Тэскер, супруги, которые «не чувствовали бы ревности при вторжении любовника или прелюбодейца в их дом, безусловно обнаруживали бы недостаток нравственного восприятия; ибо сущность брака заключается в его исключительности». Такая ревность - добродетель, ибо в ней мы видим осознание истинного смысла взаимоотношений мужа и жены и стремление хранить их в неприкосновенности. Ветхозаветный закон утверждал правомерность подобной ревности и предписывал «приношение ревнования» и особую церемонию, через которую муж, подозревавший жену в неверности и одержимый «духом ревности», мог убедиться в правомерности или неправомерности своих подозрений (Чис.5:11-31). Ни в этом, ни в другом месте, говорящем о ревности обманутого мужа (Прит.6:34), Писание ни словом не намекает на то, что его настроения не слишком-то нравственны. Напротив, стремление оградить свой брак от вторжений и наказать всякого, кто этот брак оскверняет, признается естественным, нормальным и справедливым - т.е. доказательством того, что человек высоко ценит свой брак, как это и должно быть.

Писание всегда рассматривает Божью ревность, как этот последний ее вид: то есть, как один из аспектов Его любви к Своему народу в завете с ним. Ветхий Завет рассматривает Божий завет как брачный союз Бога с Израилем, требующий исключительной любви и верности. Поклонение идолам и все компромиссные отношения с неизраильтянами-идолопоклонниками породили непослушание и неверность, которые в глазах Бога были не чем иным, как духовным прелюбодеянием, и вызвали у Него ревность и желание отомстить. Все упоминания Моисеева закона о Божьей ревности связаны с идолопоклонством в той или иной форме. Все они приводят к основанию второй заповеди, которую мы процитировали выше. То же самое можно сказать и о других текстах: И.Нав.24:19; 3Цар.14:22; Пс.77:58; в Новом Завете 1Кор.10:22. В Книге пророка Иезекииля 8:3 идол, которому поклонялись в Иерусалиме, назван «идолом ревности, возбуждающим ревнование». В 16 главе той же книги Бог описывает Израиль в образе неверной жены, связавшей себя нечистым союзом с идолами Ханаана, Египта и Ассирии, и произносит над ней следующий приговор: «Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь - и предам тебя кровавой ярости и ревности» (ст.38; ср. ст.42; 23:25).

Из этих отрывков ясно видно, что имел в виду Бог, говоря Моисею, что Его имя - «Бог ревнитель». Бог имел в виду, что от тех, кого Он возлюбил и искупил, Он требует полной и абсолютной верности и будет доказывать Свои требования строгими наказаниями, если они неверностью предадут Его любовь. Кальвин попал в самую точку, так объяснив основание второй заповеди:

«Господь очень часто обращается к нам как муж... Поскольку Он исполняет Свой долг истинного, верного супруга, то требует от нас любви и целомудрия - то есть, требует, чтобы мы не позволяли своим душам вступать в прелюбодеяние с сатаной... Чем целомудренней и чище супруг, тем сильнее он будет оскорблен, видя влечение своей жены к сопернику. Так и Господь, обручивший нас Себе в истине, провозглашает, что горит самой пылкой ревностью всякий раз, когда, пренебрегая чистотой Его святого брака, мы оскверняем себя отвратительными похотями - особенно, когда поклонение Его Божеству, которое должно было сохраняться в неприкосновенности с особой тщательностью, переносится на кого-то другого или растлевается каким-нибудь предрассудком. Ведь этим самым мы не только нарушаем клятвы, данные при обручении, но оскверняем брачное ложе, допуская на него прелюбодеев».

Для того чтобы рассмотреть этот вопрос в истинном свете, необходимо заметить еще вот что. Как мы уже видели, Божья ревность к Своему народу предполагает Его любовь в завете с людьми. Эта любовь не какое-то мимолетное увлечение, случайное и бесцельное, но выражение всевышнего предназначения. Цель Божьей любви в Его завете со Своим народом - сохранить его на земле на протяжении всей истории, а потом взять Своих верных всех веков к Себе во славу. Божья любовь в Его завете - это центр Божьего замысла для всего мира. И понимать ревность Бога следует именно в свете Его замысла для всего мира. Ибо конечная цель Бога, согласно Библии, состоит из трех моментов: доказать Свою правоту и праведность, показав Свое всемогущество в суде над грехом; искупить Свой избранный народ; быть любимым и прославляемым этим народом за все Его славные дела любви. Бог ищет того, чего должны искать мы, - Его славы, в людях и через людей, - и все это для того, чтобы закрепить одну мысль, мысль о том, что Он - Бог ревнитель. Его ревность во всех своих проявлениях - это именно «ревность Господа Саваофа» (Ис.9:7; 37:32; ср. Иез.5:13) по исполнению Его собственного предназначения справедливости и милости.

Итак, ревность Бога побуждает Его, с одной стороны, судить и осуждать на погибель неверных среди Своего народа, то есть тех, кто впадает в идолопоклонство и грех (Втор.6:14-15; И.Нав.24:19; Соф.1:18), а также судить врагов праведности и милости повсюду (Наум.1:2; Иез.36:5-6; Соф.3:8). С другой стороны, ревность заставляет Его вновь поднимать Свой народ после наказания, если тот смирился и очистился (наказание пленением - Зах.1:14; 8:2; наказание набегом саранчи - Иоил.2:18). Чем вызваны эти действия Бога? Тем, что Он «возревновал по святому имени Своему» (Иез.39:25). Его «имя» - это Его естество и характер как Иеговы, Господа, Вершителя истории, Защитника праведности и Спасителя грешников; и Бог хочет, чтобы Его «имя» знали, чтили и славили. «Я - Господь, это - мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному» (Ис.42:8; 48:11). В этих отрывках заключена квинтэссенция Божьей ревности.

III

Каково же практическое значение всего сказанного для тех, кто исповедует принадлежность к народу Божьему?

1. Божья ревность требует, чтобы мы были ревностны о Боге.

Так же, как истинным ответом на Божью любовь может быть только наша любовь к Нему, истинным ответом на Его ревность может быть только наша ревностность о Нем. Его забота о нас велика; наша забота о Нем должна быть не менее велика. Запрет идолопоклонства, данный во второй заповеди, предполагает, что Божий народ должен быть страстно и полностью предан Ему Самому, Его замыслу и Его чести. В Библии это называется ревностностью, а иногда и прямо ревностью о Боге. Как мы видели, Сам Бог являет эту ревностность, а значит, она должна быть и у Его народа.

Классическое описание ревностности было дано епископом Дж.С.Райлом. Мы процитируем его полностью.

«Ревностность в религии - это пылкое желание угодить Богу, творить Его волю и нести Его славу в мир всеми возможными путями. Такое желание не возникает в человеке естественным образом, но при обращении дух вкладывает его в сердце каждого верующего. Но есть верующие, которые ощущают его гораздо сильнее остальных, и только их можно назвать «ревностными» людьми...

Ревностный человек в религии – это, прежде всего, человек одной цели. Недостаточно сказать, что он целеустремлен, упорен, настойчив, пылок духом, не терпит компромиссов и действует от всего сердца. Его заботит лишь одно, он видит только одно, живет только для одного, поглощен лишь одним; и это одно есть желание угодить Богу. Живет он или умирает, здоров он или болен, богат он или беден, угождает ли он людям или обижает их, считают ли его мудрецом или глупцом, обвиняют его или хвалят, воздают ему честь или позор - все это для ревностного человека совершенно неважно. Он горит лишь для одного; и это одно - стремление угодить Богу и нести еще дальше славу Божью. И если он сгорает в своем пламени, ему все равно, он доволен. Он чувствует, что, подобно светильнику, создан, чтобы гореть. И если при этом сгорает он сам, то он всего лишь совершает то, к чему предназначил его Бог. Такой человек всегда найдет применение своей ревностности. Если он не может проповедовать, работать и давать деньги, он будет взывать, вздыхать и молиться... Если он не может сражаться на равнине вместе с Иисусом Навином, он взойдет на холм, чтобы трудиться вместе с Моисеем, Аароном и Ором (Исх.17:9-13). Если сам он не в состоянии работать, он не даст Богу покоя до тех пор, пока помощь не придет откуда-нибудь еще и дело не будет завершено. Именно это я имею в виду, говоря о «ревностности» в религии».

Ревностность, позвольте заметить еще раз, заповедана и всячески одобряется Писанием. Христиане должны быть «ревностными к добрым делам» (Тит.2:14). Павел хвалит коринфян за ту ревность, какую они проявили после его обличения (2Кор.7:11). Илия «возревновал о Господе Боге Саваофе» (3Цар.19:10,14), и Бог вознаградил его ревностность: Он послал огненную колесницу, чтобы взять его на небеса, Он избрал его представителем «благочестивого собрания пророков», чтобы стоять рядом с Моисеем на горе преображения и беседовать с Господом Иисусом. Когда Израиль своим блудом и идолопоклонством вызвал гнев Бога и Моисей приговорил преступников к смерти, все были в слезах. Один же человек воспользовался именно этим моментом и на глазах у всех привел к себе развеселую мидианитянку. Тогда Финеес, почти вне себя от отчаяния, пронзил их обоих копьем, и Бог похвалил Финееса за то, что он показал ревность по Боге, и «не истребил сынов Израилевых в ревности» Своей (Чис.25:11,13). Павел был ревностным человеком, человеком одной цели, готовым полностью отдать свои силы Господу. Перед лицом угрожавших ему страданий и тюремного заключения он провозгласил: «Я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24). И Сам Господь Иисус был наивысшим примером ревностности. Наблюдая за тем, как Он очистил храм, «ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2:17).

А что же тогда мы с вами? Снедает ли - обладает ли нами, - поглощает ли нас ревность по дому Божьему и по делу Божьему? Можем ли мы вслед за Господом повторить: «Моя пища есть творить волю Пославшего меня и совершить дело Его?» (Ин.4:34). Какими учениками являемся мы сами? Разве не нужно нам молиться вместе с пламенным евангелистом Джорджем Уайтфилдом - человеком настолько же смиренным, насколько и ревностным: «Господь, помоги мне начать начинать».

2. Ревность Божья угрожает церквям, которые не ревностны по мнению Бога.

Мы любим свои церкви; с ними у нас связаны священные ассоциации; нам трудно хоть сколько-нибудь серьезно помыслить, что они могут быть неугодны Богу. Но Господь Иисус однажды обратился с посланием к одной церкви, очень похожей на некоторые из наших, - к весьма самодовольной церкви в Лаодикии, - и в этом послании сказал лаодикийской общине, что недостаток их ревностности вызывает у Него великое недовольство: «Знаю твои дела; ты не холоден, не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!» Все что угодно было бы лучше самодовольной апатии! «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак будь ревностен и покайся» (Oтк.3:15-19). Как много церквей сегодня - здоровых, респектабельных, но теплых? С каким же словом должен обратиться к ним Христос? На что нам надеяться, если не на то только, что по милости Бога, и во гневе помнящего милость, мы обретем ревностность для покаяния? Оживи нас, Господи, до того, как настанет день Суда!

Из книги Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир автора Кураев Андрей Вячеславович

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: БОГ-РЕВНИТЕЛЬ Тексты Ветхого Завета говорят нам вполне прямо: Да, Бог есть любовь. Да, Бог явил Свою любовь делами. Он свободно, не понуждаемый никем и ничем, создал мир и человека, Он по Своей любви даровал нам пророков и Закон. И еще Он принес людям величайший

Из книги Метафизика Благой Вести автора Дугин Александр Гельевич

Из книги Иисус Христос - конец религии автора Шнепель Эрих

Глава шестая. Как относится седьмая глава послания к Римлянам к восьмой главе В сущности основная тема седьмой главы послания к Римлянам выражена окончательно в Рим.7,6, а именно окончательное освобождение от закона, чтобы всецело отдаться Иисусу Христу. Но промежуточные

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

РЕВНИТЕЛЬ ИНОЧЕСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ Архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев) Не может воин сразу стать генералом, не послуживши как следует в солдатах. У монашествующих тоже так Призвал Господь в монастырь – начинай там житие послушником, будь в послушании у

Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов автора Кривошеин Василий

2. НЕИСТОВЫЙ РЕВНИТЕЛЬ Итак, пр. Симеон был выбран игумном монастыря св. Маманта в возрасте тридцати одного года, после всего лишь трехлетнего пребывания в монастыре . Маленькая обитель св. Маманта, основанная во времена императора Маврикия, в конце VI века, находилась,

Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022) автора (Кривошеин) Василий

2. Неистовый ревнитель Итак, пр. Симеон был выбран игумном монастыря св. Маманта в возрасте тридцати одного года, после всего лишь трехлетнего пребывания в монастыре. Маленькая обитель св. Маманта, основанная во времена императора Маврикия, в конце VI века, находилась,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

7. Но Господь Бог так говорит·, это не состоится и не сбудется; 8. ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9. и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Глава 7 Сто сорок четыре тысячи человек, отмеченных печатью Всевышнего 1 Потом я увидел четырёх ангелов: они стояли на четырёх углах земли и удерживали четыре ветра земли, чтобы те не дули ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. 2 Я увидел ещё одного ангела: он поднимался

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Глава 15 Семь ангелов с семью бедствиями 1 Я увидел на небе ещё одно великое и удивительное знамение: семь ангелов с семью последними бедствиями. Последними потому, что на этом ярость Всевышнего заканчивалась. 2 Я видел нечто похожее на стеклянное море, смешанное с огнём. На

Из книги Что есть иудаизм? автора Альтшулер Моисей Соломонович

Глава 22 Река жизни 1 Затем ангел показал мне реку воды жизни, блестящую, как кристалл, и текущую от трона Всевышнего и Ягнёнка 2 посредине центральной улицы города. По обе стороны реки растут деревья жизни. Они плодоносят двенадцать раз в год, давая каждый месяц свой плод, а

Из книги Православие, инославие, иноверие [Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи] автора Верт Пол В.

ГЛАВА VII БОГ – РЕВНИТЕЛЬ И ОБМАНУТЫЙ СУПРУГ Не следует забывать, что на всем (или почти на всем) протяжении Ветхого Завета звучит этот лейтмотив:"Ягве, Бог наш, – Бог-ревнитель". Если это опустить, то Ветхий Завет окажется искусственно подслащенным. Когда мы начали

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

«Я, Яхве, бог-ревнитель…» Однажды один мой знакомый молодой человек сказал мне:- Вы знаете моих родителей, Соломон Давидович, мы не религиозные люди. Отец - член партии. Я - комсомолец. Лишь один из моих дедушек - верующий, выполняет некоторые религиозные обряды,

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Из книги автора

Симон Ревнитель Если о Симоне-Петре в Евангелиях написано много, то другой апостол по имени Симон лишь упомянут в общих списках Двенадцати апостолов. Они называют его Симоном-Зилотом (то есть Ревнителем), или Кананитом (то есть жителем Ханаана, земли Израиля). По-видимому,

Из книги автора

1036. Успокоение мятущейся духом. Новый ревнитель молитвы. По изданию Добротолюбия Милость Божия буди с вами! Только что выразил вам радость, что вы так покойны духом, как будто ничего не случилось, как получаю письмо ваше с таким гореванием о прошлом, с таким

25.01.2009

Томас Уотсон

Объяснение второй заповеди

(Отрывок из его книги «Десять заповедей»)

ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исход 20:4–6).

I. Не делай себе кумира

Первая заповедь запрещает поклоняться лжебогам, вторая - поклоняться истинному Богу на языческий манер.

Заповедь не запрещает само по себе рисование или скульптуру. Библия не имеет ничего против искусства. "Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы " (Мф. 22:20,21). Однако заповедь запрещает использование изображений в религиозных целях, для поклонения им. "И никакого изображения..." Портретные или скульптурные изображения Бога запрещены. "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день... дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину..." (Втор. 4:15,16) Богу должно поклоняться сердцем, а не глазами.

II. Не поклоняйся им

Цель создания кумиров и различных изображений заключается в почитании их. Как только был поставлен золотой истукан Навуходоносора, так сразу же нашлись поклонники (Дан. 3:7).

Заповедь запрещает поклонение вымышленному изображению Бога. Как можно необъятного, живого Бога ограничить рамками мертвой материи? Творца всех и вся сделать творением рук человека?!

Сделать истинное изображение Господа невозможно. Бог есть Дух, и, будучи Им, Он невидим (Ин. 4:24). "...Вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня" (Втор. 4:15). Невозможно нарисовать душу или ангела, так как они имеют духовную природу. Что же говорить о Боге, который есть вечный, никем не сотворенный Дух!

Поклоняться изображению Бога так же абсурдно, как и противозаконно.

1. Не абсурдно ли поклоняться портрету царя, игнорируя присутствие Его Величества?

2. Не противозаконно ли поклонение различным изображениям, если все Священное Писание категорически против этого: "Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя..." (Лев. 26:1); "...И не ставь себе столба, что ненавидит Господь, Бог твой" (Втор. 16:22). "Да постыдятся все, служащие истуканам, хвалящиеся идолами" (Пс. 96:7). Неужели серьезно можно надеяться угодить Господу, поступая против Его воли?

3. Поклонение образу не практиковалось святыми Церкви в старые времена. Иосия разрушил жертвенники, кумиров и истуканов (4 Цар. 23). Константин запретил использование образов в церквях. Первые христианские императоры Рима предпочитали не держать при дворе скульпторов и художников, дабы не поддаться искушению, а когда Серафион поклонился идолу, то христиане исключили его из членов Церкви.

Как же получилось, что римская церковь превратилась на все сто процентов в идолопоклонническую? Паписты делают изображения Бога Отца в виде старца, а Иисуса Христа мы видим у них на распятии, но так как поклонение изображению противоречит букве Закона, то они самым кощунственным образом взяли и "вымарали" из Катехизиса (исповедание веры) вторую заповедь, разделив при этом десятую на две. Поклонение изображению или кумиру святотатственно и нечестиво, потому что оно приводит к почитанию творений рук человеческих. Поклоняться же должно лишь Богу. Господь говорит: "Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам" (Ис. 42:8).

Паписты утверждают, что они не поклоняются изображениям, но используют их как медиумов, через которых приходят к Богу. Аквиан сказал: "Даже статуя самого Иисуса Христа не заслуживает ни малейшего поклонения, так как она всего лишь деревяшка". Где в Писании мы можем найти позволение Господа служить изображению? "...Кто требует от вас...?" (Ис. 1:12). Здесь паписты не могут сказать, извращая Писание, как его извратил дьявол: "ибо написано" (Мф. 4:6).

"Но ведь сделал Моисей изображения медного змея", - возразят иные. Почему же нельзя пользоваться изображением? Моисей выполнил волю Божию: "...сделай себе змея..." (Числ. 21:8). И змей стал символом и целителем. Может ли медный змей оправдать идолопоклонство в современных храмах? Моисей сделал это по Божией воле. Можем ли мы делать это по своей?

Разве Священное Писание не представляет нам Бога, имеющего уши, глаза, руки? Почему же мы не можем делать Его изображения, чтобы помочь нашему воображению?

Да, Господь, желая помочь нашему пониманию Его сущности, представил Себя в Писании как имеющего уши, глаза и руки. Но ведь это абсурдно: из метафор и образного повествования строить зримый образ Божий. Почему бы нам не сделать зримое изображение Господа в виде солнца, расплавленного металла или же скалы, какими Он представлен в Священном Писании?

Мы утверждаем, что изображать Бога Отца незаконно. Но Иисус Христос принял образ человека. Почему нельзя изображать Его?

Нельзя! Епифан, увидев изображение Христа в одной из церквей, разбил это изображение на куски. Христос есть не что иное, как слияние Божественной сущности с человеческой. Но поскольку мы не можем изобразить Божественность, то изображаем лишь человеческое естество Христа, т.е. часть Христа, а это введение в заблуждение, умаление Бога до человека, разъединение того, что сочетал С ам Бог.

Но как тогда мы можем представить себе Бога?

Духовно:

1) в этом нам помогают такие Его качества, как святость, непорочность, доброта, любовь;

2) через Христа, так как Христос есть "образ Бога невидимого" (Кол.1:15). Духовное познание Христа есть познание Бога Отца. "...Видевший Меня видел Отца..." (Ин.14:9).

Как уберечься от идолопоклонства?

Не посещай папистских храмов и их месс. Как интерес к порнографической продукции приводит к прелюбодеянию, так и рассматривание кумиров и изображений в храмах приводит к идолопоклонству.

Не вступай в брак с поклоняющимися изображению или кумиру. Соломон, несмотря на всю свою мудрость, был совращен с истинного пути женами-идолопоклонницами. Господь строго-настрого запретил брать чужих дочерей или отдавать своих идолопоклонникам (Неем. 10:30). Брак между протестантами и папистами ярмо (2 Кор. 6:14), вероятность того, что папист окажет влияние на протестанта больше, нежели наоборот. Если мы смешаем вино и уксус, то скорее уксус испортит вино, чем вино сделает уксус сладким.

Берегись суеверия, которое есть не что иное, как мостик к Риму. Суеверие вносит церемониальность, маскарад и новшества в поклонение Богу. Это ущемляет права Господа, так как если бы Он считал нужным ввести обряды, то Он, несомненно, дал бы на этот счет указания. Богу ненавистен чуждый Ему огонь кадильниц (Лев. 10:1).Те, кто поклоняется алтарю, могут смело поклониться и духу злобы. Берегись идолопоклонства, потому что идолопоклонство есть поклонение дьяволу (Пс. 105:36,37). Согласно Библии, ты не найдешь греха более мерзкого в глазах Господа, чем хождение вслед идолам. Ад - место для поклоняющихся идолам. "А вне...и долослужители" (Откр. 22:15). Ад пополняется - дьявол торжествует.

Люби Господа твоего. Жена, любящая мужа, застрахована от прелюбодеяния, душа, любящая Христа, - от идолов.

Молись Господу, а не изображению, молись всем сердцем. "...Поддержи меня, и спасусь..." (Пс. 118:117).

III. Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель

Одна из причин, почему израильтянам не было позволено поклоняться кумирам, заключается в том, что Господь есть "Бог ревнитель". "...Потому что имя Его - "ревнитель"; Он - Бог ревнитель" (Исх. 34:14). Что же скрывается за Божией ревностью? Прежде всего любовь и забота о С воих людях. "...Возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою..." (Зах. 1:14) Господь видит свой народ сочетавшимся с Ним и благоволит к нему (Ис. 62:4). Народ Его - зеница ока Его (Зах. 2:8), и он дорог Ему. "Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов С воих" (Ис. 42:13). Но Господь ревнив и в том смысле, что Он не может терпеть блудодеяний - хождения вслед другим богам. "...Не блуди и не будь с другим..." (Ос. 3:3). Наша любовь должна принадлежать лишь Ему.

Но, допустим, что Бог не есть ревнитель. Представьте себе семью, где муж после брака позволяет жене жить, как она хочет, и при этом не проявляет ни малейшего намека на ревность. Христианин после вступления в завет с Господом, не имеющим ревности, может предаться духовному блудодеянию, что есть идолопоклонство. Наказания не последует, поэтому нет страха перед преступлением. Но все не так. Идолопоклонство огорчает Господа. "...Огорчали Его высотами своими, и истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал Бог и воспламенился гневом, и сильно вознегодовал на Израиля..." (Пс. 77:58,59). "...Потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения..." (Притч. 6:34). Идолопоклонство приводит Господа в ярость, что в конце концов ведет к разрыву отношений, к разводу. "Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего..." (Ос. 2:2).

IV. Наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода

Здесь мы находим второй аргумент против идолопоклонства. Господь либо милует, либо наказывает.

Грех есть причина наказания. "...Если нарушат уставы Мои, и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их..." (Пс. 88:32,33) Грех - причина всех наших невзгод. Это троянский конь, утроба печалей, могила комфорта. Господь карает за грех.

Есть особый грех, за которым следует страшное наказание. Это идолопоклонство. "Пойдите же на место Мое в Силом , где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля" (Иер. 7:12). За идолопоклонство израильтян Господь карает армию, священники убиты, ковчег пленен. Силом же более не встречается на страницах Святого Писания. Храм строится в Иерусалиме.

Идолопоклонники являются врагами не только своих душ, но и душ своих детей. Но как тогда объяснить слова: "...не должны быть умерщвляемы отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов; но каждый за свое преступление должен умереть" (2 Пар. 25:4)?

Действительно, Господь не карает смертью и вечным проклятием детей за грехи отцов, но наказывает. "...Бог бережет для детей его несчастие его" (Иов 21:19). Иеровоам, царь Израильский, сделал попытку установить царство, где бы процветало идолопоклонство. Наказание было страшным (3 Цар. 14:10). Идолопоклонство Ахава навлекает гнев Божий на его потомков. Они теряют удел в царствовании и обезглавлены. "...Они взяли царских сыновей, и закололи их - семьдесят человек, и положили головы их в корзины..." (4 Цар.10:7). Как дети заболевают наследственными болезнями, так и грех отцов ставит их в тяжелое положение.

Как ужасно быть ребенком родителей-идолопоклонников! Дети Гиезия, слуги Неемана, унаследовали грех отца. "Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и потомству твоему навек" (4 Цар. 5:27). Безрадостно быть ребенком идолопоклонника. "Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их..." (Ис. 14:21).

Но как прекрасно быть ребенком верующих родителей, вступивших в вечный завет с Господом. "Праведник ходит в своей непорочности; блаженны дети его после него!" (Притч. 20:7) Какой контраст! Верующие родители не навлекают гнев Божий на ребенка, но защищают его. Они воспитывают дитя на христианских принципах, молятся за него, ведут ко Христу. Августин говорил, что его мама Моника претерпела больше страданий за его рождение свыше, чем за естественное. Нечестивые навлекают гнев на свое потомство, праведные получают милость Божию.

V. Ненавидящих Меня

Еще один аргумент против идолопоклонства. Каждый, делающий кумира или поклоняющийся ему или идолу, ненавидит Бога! Паписты, поклоняющиеся изображению Господа, ненавидят Его! Проблема заключается в том, что они думают, что любят Его. Но все совершенно по-другому в глазах Господа. Женщина, любящая другого мужчину, ненавидит своего мужа. Любящий идолов ненавидит Бога. Он блудодействует вслед богов своих (Исх. 34:15). Рассмотрим, почему поклоняющийся кумиру ненавидит Бога.

Те, кто поступают вопреки воле Всевышнего, ненавидят Его. Господь просит не воздвигать статуй, не рисовать изображений, что может представлять Его. "...И не ставь себе столба, что ненавидит Господь, Бог твой" (Втор. 16:22). Тем не менее блудодей ставит и поклоняется. Это любовь?

Те, кто выгнал Иеффая из дома отца его, ненавидели Иеффая (Суд. 11:7). Идолопоклонник изгнал истину, пренебрегши второй заповедью, он сделал изображение Бога невидимого, внеся ложь в служение Господу. Это любовь?

VI. Творящий милость

Следующий аргумент против идолопоклонства заключается в том, что Господь милует тех, кто не поклоняется идолам. Какое это наслаждение иметь Господнее благоволение! Моисей просит у Господа: "Покажи мне славу Т вою". Слава же Господня есть милость Его. "...Я проведу пред тобою всю славу Мою... и, кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею" (Исх. 33:19). Милость - это имя Бога, по которому Он будет узнан. Милость берет свое начало в Господе. Он есть "Отец милосердия" (2 Кор. 1:3).

Каковы же качества Господней милости?

Она свободна и не зависит ни от каких обстоятельств. Поставить милость в зависимость от заслуг - значит уничтожить милость. Мы можем спровоцировать гнев Божий, но не милость. "...Возлюблю их по благоволению..." (Ос. 14:5) Милость зависит лишь от воли Божией: "...предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли С воей..." (Еф. 1:5). Оправдание дается даром. "...Получая оправдание даром, по благодати Его..." (Рим. 3:24), Господь не может миловать по заслугам, так как в этом случае никто не получил бы спасения.

Милость Господня всесильна. Она сокрушает каменные сердца, она, и только она, возродила Марию Магдалину, изгнав из нее семь бесов. Милость Господня нежна, но противостоять ей невозможно, ибо она всепобеждающа. Она изгоняет злобу, ненависть и гордость из сердец грешников, разбивает цепи рабства, сковавшие душу.

Милость Господня не знает границ. Господь наказывает "до третьего и четвертого поколения", милует же "до тысячи родов". Он не только благ и милостив, но, как говорит Давид, многомилостив (Пс. 85:5). Гнев Господень - капля по сравнению с морем Его любви. Солнце не имеет столько света, сколько любви у Бога.

Господь милосерд к бедным. "Из праха подъемлет Он бедного..." (1 Цар. 2:8) Он милосерд к узникам, "не пренебрегает узников С воих" (Пс. 68:34). Милосерд к отверженным. "В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостию помилую тебя..." (Ис. 54:8).

Божия милость неизменна и не подвержена влиянию времени. "Милость же Господня от века и до века..." (Пс. 102:17) Божий гнев к С воим чадам не вечен, милость - вовек (Пс. 135:1).

Как же проявляет Господь С вою милость?

Все мы являемся живыми памятниками Его милости. Каждодневно мы испытываем великую любовь Господа. Он дает нам здоровье, обеспечивает пищей. "...Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня..." (Быт. 48:15). Каждый кусок хлеба, каждый глоток воды - все от него.

Защищая от зла и многих бед, Господь этим самым проявляет свою милость к нам. "...Ты, Господи, щит предо мною..." (Пс. 3:4).

Милость Господня - в избавлении нас от уже случившейся беды. "...И я избавился (в оригинале: "был избавлен". - Прим. перев .) из львиных челюстей" (2 Тим. 4:17). Мы можем присоединиться к молитве Езекии, "когда он болен был и выздоровел от болезни" (Ис. 38:9).

4) Милость Господня - в удержании нас от греха. Вожделение внутри нас хуже, чем львы снаружи. Если Господь гневается, то самый верный признак Его гнева заключается в том, что Он позволяет нам поступать так, как нам хочется. "Поэтому Я оставил их упорству сердца их..." (Пс. 80:13). Поскольку люди упорствуют в грехе до самого ада, то Господь дал нам мост С воей милости. Авимелеху Он сказал: "...удержал тебя от греха предо Мною..." (Быт. 20:6). Скольких грехов и преступлений мы минули благодаря Господу!

Милость Господня в Его путеводительстве. "Ты руководишь меня советом..." (Пс. 72:24). "...Ради имени Т воего води меня и управляй мною" (Пс. 30:4).

Милость Господня - в выправлении путей наших. Розга Его не железный прут, чтобы сокрушить нас, но розга Отцовская, чтобы вернуть на путь истинный. Он наказывает нас "для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его" (Евр. 12:10). Господь даже может прервать жизненный путь, чтобы спасти душу. Не милость ли это? Буря вынесла апостола Павла на обломках корабля к берегу. Так и многие из нас, пройдя через бурю, достигают долгожданного берега.

Милость Господня в прощении. "Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие...?" (Мих. 7:18). Милость - в послании нам хлеба насущного, но насколько большая милость в прощении грехов! "И ни один из жителей не скажет: "я болен"; народу, живущему там, будут отпущены согрешения" (Ис. 33:24). Прощение грехов - величайшая милость.

Милость Господа заключается в том, что Он освящает свой народ. "...Я Господь, освящающий вас" (Лев. 20:8). Через освящение мы становимся сопричастниками Божественного естества (2 Пет . 1:4). Господь освящает не только душу, но и дух, и тело, чтобы все было без порока в пришествие Ии суса Христа (1 Фес.5:23).

Милость Господня - в слышании наших молитв. "Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости С воей" (Пс. 65: 20).

Милость Господня - в нашем спасении. "...Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по С воей милости..." (Тит. 3:5). Это завершающий камень в здании милости Господней, и он лежит на Небесах!

VII. Любящим меня

Милость Господня принадлежит лишь тем, кто любит Его.

Какова же должна быть любовь к Господу?

Любовь должна быть чистой и неподдельной. Господь должен быть любим за то, что Он Бог. Не за то, что Он дает нам, но за то, что есть в Нем.

Любовь к Господу должна быть от всего нашего сердца. "...И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим..." (Мк. 12:30).

Любовь должна быть страстной, яркой, как огонь, чтобы никакие воды зла не смогли бы потушить ее.

Как мы можем узнать, что любим Бога?

Любящий Бога жаждет Его присутствия. Как влюбленные не могут находиться вдалеке друг от друга, так и душа, полюбившая Бога, не может быть вне общения с Ним. Пребывание в молитве, участие в Вечере Господней, рассуждение над Словом Божиим есть общение с Ним. "Истомилась душа моя, желая во дворы Господни..." (Пс. 83:3).

Любящий Господа не может любить грех. "Любящие Господа, ненавидьте зло!" (Пс. 96:10). Как Далида могла заявлять, что она любит Самсона, если она любила филистимлян, которые были смертельными врагами Самсону? Как может любящий грех говорить о любви к Богу?

Любящий Господа не может любить мир. "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал. 6:14). Любящий Господа живет в миру, но уже выбрал Бога. "И подойду я к жертвеннику Божию , к Богу радости и веселия..." (Пс. 42:4). Все, что нужно человеку, есть в Боге.

VIII. И соблюдающим заповеди Мои

Любовь и послушание идут рядом, по жизни, как две любящие сестры рука в руке. "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14:15). Ребенок, любящий родителей, слушается их. Послушание приятно Богу. "Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов" (1 Цар. 15:22). В жертве приносится мертвое тело, а при послушании, живая душа.

Мы должны соблюдать заповеди, основываясь на вере. Вера - источник послушания. Верою, а не знанием "Авель принес жертву лучшую, нежели Каин" (Евр. 11:4).

Все Божии заповеди равны. Нет главной из десяти. "Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Т вои..." (Пс. 118:6).

Но кто может соблюсти все заповеди?

Хотя мы не можем соблюсти их, но стремимся к этому. Мы соблюдаем их в свете Евангелия:

Если не отрицаем ни одной из них;

Если в нас есть страстное желание соблюдать их ("О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Т воих!") (Пс.118:5);

Если мы глубоко сожалеем, что не смогли ничего сделать, сокрушаемся, что не устояли и судим себя со всей строгостью (Рим. 7:24);

Если, поняв всю свою несостоятельность в соблюдении Закона, смиренно идем под защиту Крови Христа, молим о прощении и очищении от всякой неправды.

Только в этих случаях, мы соблюдаем Закон в свете Евангелия.

Как же нам, простым христианам, соблюдать заповеди?

Молитесь, чтобы Дух Святой наставлял вас. Сами мы не в силах сделать что-либо. Святой Дух даст желание и силы, "потому что Бог производит в вас и хотение и действие" (Фил. 2:13). Как магнит притягивает железо, так и Святой Дух будет притягивать молящегося к хождению в истине.

В первых двух Заповедях Декалога Бог говорит о Себе, что Он – ревнитель. “Идолослужение” в Библии перечисляется в ряду с остальными смертными грехами – например, воровством или убийством. Идолослужители Царства Божия не наследуют.

Ни Писание, ни Предание Церкви не проявляет ни малейшей открытости к нехристианским духовным практикам. Поклонение другим богам наносит истинному Богу тяжкое личное оскорбление – и Он сам сравнивает себя с обманутым мужем. Это сложно переварить современному читателю. Как недавно сказал поэт, “Я верю в Иисуса Христа/Я верю в Гаутаму Будду/Я верю в пророка Мухаммеда/Я верю в Кришну, я верю в Гаруду”. Попытки объяснить, что так не получится, что наш Бог – ревнитель, часто вызывают негодование и обиду. В чем проблема-то?

Но объяснять надо – потому что Он действительно Ревнитель. По ряду очень важных причин, которые сводятся к одной – Он нас любит и желает нам подлинного, вечного счастья. Он любит нас и поэтому не хочет, чтобы мы отдавали нашу жизнь пустоте. Бог Авраама, Исаака и Иакова реально существует; боги язычников – нет. Это “ничтожные идолы”. Что-то, что люди себе придумали, вытесали из камня или отлили из золота. Современный религиозный плюрализм чаще всего исходит из подразумеваемого атеизма – никого нет, так что неважно, чем бы дитя не тешилось. Но Церковь провозглашает, что Бог гораздо более реален, чем что бы то ни было еще. Обращаетесь ли Вы к Нему – или к идолам – бесконечно важно. Это, на самом деле, единственное, что важно.

Он любит нас и поэтому хочет дать нам подлинное, вечное, непреходящее счастье, которое мы можем обрести только в Нем – и только когда мы обратимся к Нему. Идолослужение лишает нас вечной радости – и обрекает на вечное несчастье.

Он любит нас, и поэтому хочет установить с каждым – и каждой – уникальные личные отношения. Это бывает трудно понять, потому что часто мы подхватываем образ Бога как какой-то безличной силы, энергии, благожелательной – но именно как-то безлично-благожелательной. Бог Библии – как раз наоборот, интенсивно, предельно личностен. Он учит, как Отец сына своего, жалеет, как Мать, беседует, как друг, скорбит и негодует, как обманутый супруг, наконец, становится Человеком в лице Иисуса Христа, поселяется среди людей, прикасается к ним, освобождая и исцеляя, принимает муку и смерть, причем не ради абстрактного человечества, но ради каждого человека лично.

В наше время поклонение каменным или деревянным идолам не очень распространено. Но идол – это не обязательно изваяние женщины с копьем или лысоватого мужчины с бородкой. Это то, чему Вы отдаете Ваше сердце – которое создано для Бога и должно принадлежать Ему. Деньги, или удовольствия, или нация, или партия, что угодно еще – еще в центре Вашей жизни не Бог, то там какой-нибудь идол. И даже когда мы верим в Бога, мы склонны дрейфовать и сползать к нашим обычным языческим путям – что-то становится важнее Христа, Церкви и Евхаристии. Тогда мы должны осознать это и обратиться к Нему в покаянии и вере.

Всевышний говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и до четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов, любящим Меня, и соблюдающим заповеди Мои». Втор.5.8-10.

Бог называет Себя ревнителем потому, что Он не терпит конкурентов. В любви к Себе вопрос Он ставит ребром: либо любить Его на все 100%, либо даже имя Его не упоминать всуе.

Исход 20.1-7.
- 1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
- 2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
- 3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Как же следует любить Бога? В чём выражается любовь к Нему? Как отдаваться Ему на все 100%?
Поскольку Бог есть Дух, то Своих избранных Он ревнует ко всему, что Его Духом не является. То есть ревнует к душевному и материальному (плотскому, вещественному, физическому, грубому, тленному, бренному, зримому, осязаемому).

Сказано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" Мф.4.10.
И как же необходимо Богу поклоняться и Ему одному служить практически? На этот вопрос Иисус дал разъяснение: «Настаёт время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине» Ин.4.23-24. Для этого необходимо закрыть глаза, уста, уши и полностью отречься от всего иллюзорного, мирского, то есть душевного и материального.

Отец ищет только тех, кто, как и Он, пребывает в одиночестве, покое, тишине, безмолвии, святости, свободе от мирского, человеческого, грешного, сатанинского. Чтобы достичь богоподобия, уже восставшие на Суд Божий Авраам, Исаак, Иаков, как и другие избранные, смиряют свои души кротостью, терпением, покорностью. Только достигая этих состояний, они исполнят все заповеди, докажут Богу свою любовь на все 100% и сподобятся возлечь в Царстве Небесном. Мф.8.11.

Исаия:
- «Потому Я сказал им: сила их - сидеть спокойно. Теперь пойди, начертай это на доске у них, и напиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Оставаясь на месте и покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша» 30.7-15.

Для того, чтобы Херувим, охраняющий вход в Царство Небесное, пропустил душу в Рай, ей необходимо постичь и исполнить по примеру Иисуса весь Закон Божий. О том, как следует Закон постигать, воспевал ещё Давид: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в Законе Господа воля его, и о Законе Его размышляет он день и ночь» Псалом 1.1-2.

Поклоняющихся Отцу в духе и истине, можно сравнить с живыми мертвецами, о которых сказано: «И услышал я голос с Неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженные мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» Откр.14.13.

У Христа заповедь одна, но состоящая из двух равнозначных частей:
1. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и всей крепостью твоею;
2. возлюби Ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки" Мф.22.37-40.
Возникает вопрос: кто есть БЛИЖНИЙ, которого необходимо возлюбить, как самого себя? Ответ зависит от того, кого любит душа? Если душа любит Бога, то для неё Ближним является Бог (Дух Святый). Если же душа Бога ненавидит, то она любит то, что Духу противно - душевное и/или материальное, например, грешников, считая их своими ближними.
Потому и сказано: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» Мф.6.24. То есть, любить возможно только одну из двух сторон: либо Бога, либо мирское, греховное.

Возникает вопрос: много ли найдётся на земле тех, кто любит Бога, да ещё и на все 100%? Ведь души, сами себя считающие верующими, поклоняются всему, что угодно, но только не Духу.
Ответ содержится в словах, сказанных Иисусом: «много званых, а мало избранных» Мф.22.13-14. Званые – это верующие, которых миллиарды. А избранных – всего 144000.

Дело в том, что все верующие введены в заблуждение своими пастырями, которые приучали паству любить и поклоняться всему, что отношения к Богу не имеет. Это любовь и к богородице, и к грешникам, канонизированных сатаной,* и иконы, и кресты, и обряды. Данный перечень можно продолжать долго. Если же говорить коротко, то верующие любят и делают всё, что мерзко в очах Божиих. А ведь пророк предупреждал: «И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые им погибнут» Ис.9.16.

О том, что будет, когда Сын Человеческий придёт на землю во второй раз, предупреждал и Христос. Он сказал: «Не всякий говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» Мф.7.15-23. И тогда исполнятся Его слова: "Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?" Лк.18.8.

О том, что на Страшном Суде сделают грешники, поклонявшиеся иконам, крестам и иным идолам и кумирам, сказано: «В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех» Ис.31.7.

Ещё об избранных Господь говорил: «Я сохранил для Себя одну Ягодину из виноградной кисти и одно насаждение из множества. Пусть погибнет множество, которое напрасно родилось, и сохранится Ягода Моя и насаждение Моё, которое Я вырастил с большим трудом» 3 Ездры 9.21-22.
Ягодина – это Его Помазанник. Насаждение – 144000 избранных.

* Святые есть и у Бога и у сатаны. Божьи святые, исполнив все заповеди, побеждают грех и достигают святости, воскресая к вечной жизни в Царстве Небесном.
А грешники, которых канонизирует сатана, о победе над грехом, даже не помышляли. Они верой и правдой служили противостоящему Богу грешному миру. За верность сатане этих грешников причисляют к лику святых тоже грешники, но в сутанах (рясах). Таким «святым» уготовано озеро, горящее огнём и серою, именуемое вечным адом.

Рецензии

Об этой смерти говорится в 11-й главе Откровения. Иисус апостолам разъяснял: "Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» Мф.19.28.
Вот, в Веке, в котором до Петра доходит черёд сесть на престоле Христа судить двенадцать колен Израилевых, Пётр погибает от зверя, выходящего из бездны. Но, спустя 3,5 суток он воскресает из мёртвых, и тем прославляет Бога пред всем миром.

Максим, поклоняться иконам, это все равно что поклоняться идолам. Почему же все кричат, что некоторые иконы, даже во время войн помогали победить врага? В Библии написано, Если Иисус Христос пожелал стать видимым, изображайте его, поклоняйтесь Его изображению, ибо Вы и самому Отцу небесному поклоняетесь в Его изображении, так как Они Едино сущные. А иконы Божьей Матери и всех святых почитайте, потому что они отображают Славу Божию. Разъясните, как это все понимать.Как веровать? С уважением.

Всё, что можно увидеть глазами, осязать телом - есть от лукавого. Своим избранным Господь Бог говорит: "Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину. Дабы ты, взглянув на небо и, увидев солнце, луну и звёзды и всё воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» Втор.4.15-19.
И ещё: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и до четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов, любящим Меня, и соблюдающим заповеди Мои». Втор.5.8-10.
Господь готовит Своих чад к жизни на том свете, где не будет никаких идолов и кумиров, а только Дух Божий.
Задача лукавого вводить невежд в заблуждение. А наша задача - давать ему отпор, как это сделал Иисус, томясь в пустыне. Мф.4.3-11.
Что с того, что иконы "помогали" во время войны? Разве победа в войне может сравниться с Победой души над грехами?
Христос сказал: "Настаёт время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине» Ин.4.23-24. В Духе и Истине поклоняются в пустыне, где нет никаких икон, крестов, храмов и прочей мерзости.
Поэтически такое поклонение можно выразить так:
Закрой глаза, уста и уши,
И устреми свой дух к Творцу.
Покой освятит наши души,
Спасёт и вознесёт к Отцу.

Относительно так называемой Божьей матери (что звучит кощунственно), то Иисус отрёкся от неё публично, подавая пример ученикам. Мф.12.46-50.

Даже Иисус, дабы не стать для учеников и последователей кумиром, послал им вместо Себя Духа Истины: «Но Я Истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. Когда же придёт Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую Истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам" Ин.16.7-13.

Спасибо, Максим, я помню что Иисус отрекся от матери своей, говоря ей, сестры мои, братья мои и матерь моя, все идущие за мной.- Тогда почему от на Кресте уже будучи распятым, вручил весь род людской матери своей в лице Иоана Богослова? С искренним уважением.

На кресте Иисус дал понять, что Мария перевоплотится и родит Иоанна, когда ему надо будет восстать в ХХ-ом веке для исполнения роли Мессии. Ведь двух богородиц быть не может!

Максим, спасибо Вам, очень все интересно, но трудно осмыслить, ведь наши священники учат, что у матери Божьей кроме Иисуса, детей больше не было и что она после, появления Его в мире, осталась девственницей. И, что Отец Иисуса Христа сам Бог, который послал Его на землю как СЛОВО силой Духа Святого, и что ОН лично прилетит на Землю судить живых и мертвых, а перед ним Илия. Все очень сложно. Не очень понимаю. С благодарностью.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Исх. 20:15 "Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель"
Иак. 4:5 "До ревности любит дух, живущий в нас"
Исх. 34:14 "Имя Его - ревнитель"

Ревнивый - придирчиво-настороженный и заботливый.

Если внимательно понаблюдать, в Писании, где больше всего проявлялась ревнивость Господа к человеку, это происходило как раз тогда, когда человек делал себе идола и поклонялся ему (т.е. духовно прелюбодействовал).

Что же из себя представляет идол, насколько нам известно, от избытка сердца говорят уста и происходят действия. (Лук.6:45). Идол - это вымысел человеческий, удобный бог для исполнения желаний, прихотей или вожделений, который взамен не предъявляет никаких претензий. (Исх.39-19)

Мы видим, что не смотря на то, сколько Господь на их глазах сотворил чудес они сделали себе идол и поклонялись ему.

Почему же они это сделали? Об этом помышляли? Мы помним сколько у народа израильского было ропота и недовольства по отношению к Богу Авраама, Исаака и Иакова., как Он был неудобен для малого количества израильтян вышедших из Египта. Бог предлагал им святость и верность, но многим хотелось делать то, что только они хотели.

К сожалению, мы можем иногда в своем воображении рисовать, что или кто именно мог бы удовлетворять наши прихоти или капризы или похоти (желания). Так произошло и с ними, они сделали этого идола, который соответствовал их желаниям и требованиям, он удовлетворял их со всех сторон.

Матф.24:4-5 "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим"

Джон Хаббарт - создатель дионетики сказал: "Если хочешь разбогатеть, создай свою религию". Всякое лжеучение создано человеком с корыстной целью (власть, лжеучение). Царь Новохудоносор создал огромного идола и повелел всем кланяться ему. Много лжеучений возникло в последнее время. Иисус говорит нам об этом.

В послании к Ефесянам 4:14 написано о колеблющихся и увлекающихся всяким ветром учений, по хитрому искусству обольщения. Проблема наших колебаний может возникать тогда, когда вдруг нам что-то может стать не удобным в учении церкви.

2 Тим.4:3 "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху ".

Есть еще один момент, по поводу лжеучений. Бог предупреждал - "не берите себе в жены из других племен, которые прелюбодействуют с идолами, дабы вам не научиться их путям". Т.е. Бог говорит нам - не имейте близких отношений со лжеучителями, и не пытайтесь их понять почему они именно так понимают, потому что есть опасность стать одним из них.

Церковь - это семья, собрание людей, тела Христово, и в каждой семье есть определенные трудности.

В первой Церкви говорится у них было одно сердце, и каждый день они собирались вместе, и не смотря на это у них были трудности. Деяния 6:1 "вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей". Важно обратить внимание, как у них решался вопрос, те люди не покинули церковь, Апостолы разобрались в этой ситуации и вопрос был решен.

Евр.10:25 "Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай". На проблемы и трудности в Церкви нужно смотреть с точки зрения Бога.

Евр.12:12 "Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени"