Причины смерти фрунзика мкртчяна. Биография фрунзика мкртчяна Мкртчян фрунзик в каких условиях умер


Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за фильм «Треугольник»)
Лауреат первого приза на Всесоюзном кинофестивале в Ереване (1978, за фильм «Солдат и слон»)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»)

Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нем они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец Фррунзика Мушег работал на заводе табельщиком, а мама Санам - посудомойкой в заводской столовой. У них было четверо детей, и одному из сыновей они дали имя Фрунзик в честь героя гражданской войны Фрунзе. Отец очень хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром, и начал ходить в драматический кружок. Он любил организовывать представления у себя дома на лестничной клетке - Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице публикой моноспектакли. Дети сидели на коленях у своих родителей, и не стеснялисьаплодировать маленькому актеру. В том, что Фрунзик чрезвычайно одарен, уже тогда не сомневался никто.

Чтобы прокормить большую семью, Мушег Мкртчян однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего дети и его жена начали голодать, так как Санам получала за свою работу посудомойки всего 30 рублей.

В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт, и еще будучи студентом второго курса института получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950-х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он - Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».

Во время учебы Мкртчян женился, но его первый брак был недолгим, бытовые и материальные проблемы привели к тому, что супруги вскоре расстались. Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Сразу после окончания института Мкртчян впервые снялся в кино - он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан»в небольшом эпизоде. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ей стала в 1965 году роль профессора Берга 1965 году в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году. Альберт Мкртчян рассказывал: «Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы — я и наши две сестры — даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик — беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

В том же 1966 году на экраны СССР вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине так же сыграла и его настоящая супруга актриса Данара Мкртчян.


После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности - к Чарли Чаплину: «Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным, и загорается желанием однажды так же, как и он, сыграть в кино. Это было неслучайно. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства. Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным».


Жизнь Мкртчяна складывалась успешно, вскоре у супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген, и его супруга Данара устроилась работать в театр.

Мкртчян был известен тем, что нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал он это тихо, без всякой помпы. Альберт Мкртчян рассказывал: «К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами. Никаких материальных благ он не нажил. Но просящим он не мог отказать. Тут его известность помогала добывать и квартиры, и машины, и лекарства. Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать… Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: «Мои дети теперь умрут…» Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: «Хорошо». Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца Фрунзик выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».



В начале 1970-х годов в семье Мкртчянов случилось несчастье. Данара заболела тяжелым психическим расстройством - шизофренией, и ей пришлось расстаться театром, в то время как Фрунзик стал необыкновенно популярным актером и часто выезжал на съемки. Болезнь Данары привела к тому, что Мкртчяну приходилось часто отказываться от хороших ролей. Но, несмотря на то, что из-за несложившейся семейной жизни Фрунзик мог быть иногда недисциплинированным актером, обычно он очень старательно готовился к работе, долго и мучительно искал образ. В первой половине 1970-х годов вышло не так много фильмов с его участием, тем не менее, в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР - руководство республики решило отметить его роль в фильме «Треугольник», который вышел на экраны в 1967 году.

Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине 1970-х годов. Этому поспособствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии «Мимино», в которой Мкртчян вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.


Много смешных реплик, ставших позже крылатыми: «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я тебе один умный вещь скажу…» - и другие Фрунзик придумал сам. В частности, сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде была импровизацией актера.


Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик поехал в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?»


После выхода этой картины, наполненной искрометными шутками, режиссеры снова вспомнили о Мкртчяне. Один за другим начали выходить фильмы с его участием. Мкртчян снялся в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.


Со своими друзьями и коллегами о своей сложной семейной жизни Фрунзик Мкртчян предпочитал не общаться. На людях он всегда оставался веселым, жизнерадостным человеком, большим выдумщиком и мастером розыгрышей. Он мог запросто забраться ночью по водосточной трубе под окно друга и спеть серенаду с шампуром шашлыка в руке. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «С творческих капустников, которые в театре нередко затягивались до утра, мы выходили на улицу и вытворяли такое. Помню, хорошо выпившие, мы выкатились однажды в 5 утра на центральную площадь, где стоял огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили свой парад. Там всегда находился дежурный милиционер, но Фрунзика это не смущало, отказать ему было невозможно. Он залезал на трибуну и начинал распределять всем роли. Один из нас был Генеральным секретарем, другой министром иностранных дел, третий членом Политбюро. Фрунзик чаще всего изображал народ. На наши лозунги с трибуны он из толпы выкрикивал всякие ругательства. Когда милиционер хватал его за шкирку, он возмущенно кричал на всю площадь: «Это кричал не я, кто-то из демонстрантов». Мог Фрунзик с криками и воплями остановить и поздний трамвай. Забравшись на крышу, он изображал Ленина на броневике…»


Мкртчяна любили и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как-то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное», а Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит-66», признался: «Ты мне подарил солнце».


Между тем болезнь жены Фрунзика Данары прогрессировала, и в начале 1980-х годов Мкртчяну пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу, оставшись одному с двумя детьми. После этого нелегкого решения ему пришлось разрываться между работой и семьей - Мкртчян продолжал активно работать в театре и в кино. В том числе, и в картинах у своего брата, который рассказывал: «Все роли для актера дороги, потому что в каждой остается часть его души, после съемок актер просто стареет. А самой драматичной его ролью была роль почтальона в моем фильме «Песнь прошедших дней». Это во многом автобиографичный фильм. У нас во дворе во время войны жил инвалид, который вернулся с фронта в Ленинакан и работал почтальоном. Однажды нам, пацанам, дали похоронку. Мы обрадовались и с криками «ура!» принесли конверт пожилой женщине. Мы думали, что это письмо с фронта… Фрунзик на всю жизнь запомнил этот случай. В фильме он должен был играть человека, который приносит матери похоронку на ее последнего, четвертого сына… Он чувствует, что если сделает это, то просто сойдет с ума. И возле церкви почтальон начинает этот бумажный конверт есть… Этот эпизод мы снимали в городе нашего детства, в Ленинакане. Фрунзик три дня не выходил из гостиничного номера, пил. Потом вышел, небритый, с синяками под глазами, и сказал: «Я готов сниматься в этом эпизоде». С ролью он играл, как кошка с мышкой, — три дня он превращался в старика-инвалида».


В середине 80-х Мкртчян решился на третий брак. Его новой женой стала дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна Тамара. Сразу после свадьбы молодожены переехали в новую четырехкомнатную квартиру в центре Еревана, но и этот брак Мкртчяна оказался неудачным, и спустя несколько лет он развелся.


С середины 1980-х годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» А в начале 1990-х годов Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К уходу его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. После ухода из театра имени Сундукяна Фрунзик Мкртчян решил создать собственный театр, но руководить им Фрунзику довелось недолго.



Здоровье Мкртчяна было подорвано - врачи диагностировали у актера проблемы с сердцем, печенью и желудком. Его дочь Нунэ к тому времени вышла замуж, и уехала с мужем в Аргентину, и смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. И тут без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчан повез его на лечение во Францию, где выяснилось, что болезнь сына неизлечима - ему по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Данара, они даже не узнали друг друга. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «В семье Фрунзик был очень несчастлив. У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».


Мкртчян вернулся в Ереван, лишенный из-за военных действий с Азербайджаном света и тепла, и здесь его ждал новый удар, - умер его близкий друг народный артист Армении Азат Шеренц. Мкртчян сам попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть, но врачи спасли жизнь артиста. Альберт Мкртчян рассказывал: «Когда врачи поставили трагический диагноз любимой жене, а потом и сыну, Фрунзик боролся до конца. Он много работал, чтобы обеспечить им достойное лечение. А еще - страшное землетрясение в Ленинакане в 1988 году. От нашего родного дома не осталось ничего. Погибли многие знакомые, друзья. И в Ереване жизнь в начале девяностых была очень тяжелой. Зимой 1993 года практически не было освещения и отопления. А Фрунзик очень любил «Адажио» Альбинони. Мы с друзьями приспособили к его магнитофону аккумулятор от машины, и он мог слушать свою любимую мелодию».


Последние месяцы Фрунзик Мкртчан жил дома, где за ним ухаживал его младший брат Альберт, который позже рассказывал: «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома. Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику — у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно — телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года… Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Главной его трагедией стала душевная болезнь сына, передавшаяся ему от матери. Вазген умер в прошлом году. Дочери не стало через пять лет после смерти Фрунзика. У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Брат, конечно, понимал, какой он актер. Но никогда не показывал этого. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».

На похороны Фрунзика Мкртчана собралось огромное количество ереванцев. Прощание с любимым артистом затянулось, и похороны Фрунзика проходили в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые, и тысячи людей шли по улицам с зажженными свечами, пока гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссера Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе».


Фрунзик Мкртчян похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.


На его родине в Гюмри установлен памятник великому Артисту.


Леонид Филатов подготовил о Фрунзике Мкртчяне передачу из цикла «Чтобы помнили».


Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru В поисках адресата (1955)

  • Из-за чести (1956)
  • О чем шумит река (1959)
  • Парни музкоманды (1960)
  • Двадцать шесть бакинских комиссаров (1965)
  • Тридцать три (1965)
  • Айболит-66 (1966)
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
  • Формула радуги (1966)
  • Из времен голода (1967)
  • Треугольник (1967)
  • Белый рояль (1968)
  • Адам и Хева (1969)
  • Мы и наши горы (1969)
  • Не горюй! (1969)
  • Вчера, сегодня и всегда (1969)
  • Взрыв после полуночи (1970)
  • Хатабала (1972)
  • Мужчины (1972)
  • Айрик (Папа) (1972)
  • Памятник (1972) короткометражный
  • Мимино (1977)
  • Наапет (1977)
  • Солдат и слон (1977)
  • Суета сует (1978)
  • Добрая половина жизни (1979)
  • Приключения Али-бабы и сорока разбойников (1979)
  • Пощечина ("Кусок неба") (1980)
  • Крупный выигрыш (1981)
  • Песнь прошедших дней (1982)
  • Одиноким предоставляется общежитие (1983)
  • Пожар (1983)
  • Легенда о любви (1984)
  • Танго нашего детства (1985)
  • Как дома, как дела? (1987)
  • 4 июля 1930 года - 29 декабря 1993 года

    Почти все фильмы, в которых сыграл всенародный любимый актер, стали классикой советского кинематографа. За свой талант он получил звание народного артиста СССР, стал лауреатом Госпремии. Однако личная жизнь Фрунзика Мкртчяна складывалась не так гладко, как его карьера, и, возможно, бытовые неурядицы приблизили его конец - причиной смерти актера стал инфаркт, случившийся накануне нового 1993 года.

    Краткая биография Фрунзика Мкртчана

    Он родился 4 июля 1930 года в Ленинакане в семье, где кроме него было еще трое детей. Родители Фрунзика работали на текстильном комбинате, и, чтобы прокормить семью, отец пошел на преступление - украл пятиметровый кусок ткани. За это Мушега Мкртчяна на десять лет отправили в лагеря, а мать на свою мизерную зарплату старалась прокормить четверых детей.

    В детстве у Фрунзика обнаружился талант к рисованию, и отец хотел, чтобы он выучился на художника, но любовь к рисованию оказалась меньше, чем увлечение театром, зародившееся в душе Мкртчяна, когда в десять лет он стал заниматься в школьном драмкружке.

    Прежде чем поступить в Театрально-художественный институт, Фрунзик Мушегович несколько лет проработал помощником киномеханика в клубе, занимался в студии при драмтеатре в родном Ленинакане.

    С самого начала педагоги рассмотрели в Мкртчяне незаурядный талант, а уже на втором курсе он начал играть на сцене Ереванского театра им. Сундукяна. Он быстро обрел популярность, и зрители шли в театр, чтобы посмотреть на игру Фрунзе Мкртчяна.

    Кинематографическая биография Фрунзика Мкртчяна началась с маленькой роли в фильме «Тайна озера Севан», потом, в 1960 году он снялся в картине «Парни музкоманды».

    После пятилетнего перерыва Мкртчяна пригласили в комедию «Тридцать три», но настоящим прорывом в карьере артиста стала кинокомедия «Кавказская пленница», открывшая талантливого актера для всего Советского Союза.

    Личная жизнь актера

    В первый раз узами брака Фрунзик связал себя еще во время учебы - избранницей Мкртчяна стала его однокурсница Кнара. Однако студенческая семья не выдержала испытания безденежьем и сложностями быта, и вскоре распалась. Вторая жена Фрунзика Мкртчяна Донара Пиносян была моложе его на одиннадцать лет.

    Они познакомились, когда Донара приехала поступать в театральный вуз, а сам Фрунзик уже работал в театре. Они поженились, в семье родилась дочь Нуне, а спустя тринадцать лет - сын Вазген.

    Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна в первые годы брака складывалась удачно - они с женой работали в театре, у них подрастали дети, а потом обнаружилось, что Донара серьезно больна - по наследству ей передалось тяжелое психическое заболевание, вылечить которое так и не удалось - даже лучшие специалисты, которым показывал жену актер, оказались бессильны.

    Семейная жизнь для Мкртчяна превратилась в настоящий ад - жена стала патологической ревнивой, не отпускала мужа ни на шаг, устраивала ужасные скандалы. Это повлияло на карьеру актера - долгое время он не выходил на театральную сцену и не снимался.

    Донару поместили в психиатрическую клинику, в которой она провела последние двадцать пять лет своей жизни. Между тем Фрунзик остался один с дочерью и сыном, который, как оказалось позже, был болен той же наследственной болезнью, что и его мать, и это стало еще одним ударом для Мкртчяна.

    В начале восьмидесятых Фрунзик познакомился с Тамарой Оганесян, дочерью председателя Союза писателей Армении, которая была на двадцать пять лет моложе него. Ради Мкртчяна она бросила мужа, но брак с Фрунзиком оказался недолгим - через несколько лет они разошлись, и актер снова остался один.

    В последние годы актер отказывался от приглашений сняться в том или ином фильме, и все силы отдавал созданию собственного театра, но так и не успел в полной мере насладиться плодами своего труда.

    Глядя на снимки известных и успешных деятелей, кажется, что всяческие беды и неудачи обходят их жизнь стороной. Однако в действительности это далеко не всегда так. В знаменитых семьях тоже частенько случаются трагичные, порой даже страшные события. Правда, почитатели звезд не всегда знают об этом. Ведь на телеэкранах обожаемые артисты все так же улыбаются и дарят своим зрителям тепло. Все это описывает жизнь всеобщего любимца Фрунзика Мкртчяна, которому капризная судьба преподнесла тяжелые испытания.

    На самом деле общественное признание и успешная карьера не обязательно сулит настоящее счастье. Некоторым знаменитостям, чьи фамилии были на слуху у народа, реальная жизнь преподносила жестокие сюрпризы: так, для них близкими людьми иногда становились работники психиатрических больниц.

    Вот и биографией жены Фрунзика Мкртчяна Донары судьба распорядилась ужасно: свои последние годы женщина провела в палате. Она была чрезвычайно популярной при жизни - советский кинематограф подарил ей невиданную популярность, однако сейчас мало кто знает о женщине, когда-то исполнившей роль тети Нины в "Кавказской пленнице".

    Биография Донары Мкртчян

    Родилась будущая артистка 20 апреля 1941 года в Ленинакане, который не так давно получил название Гюмри. Девичья фамилия Донары - Пилосян. Свое предпочтение талантливая девушка отдала художественно-театральному институту в Ереване. Окончив вуз, Донара прикрепилась к труппе в столичном академическом театре имени Сундукяна.

    Карьера артистки

    В родном театре Донара Мкртчян сыграла ни один десяток успешных ролей. Самыми известными работами артистки на подмостках стали:

    • "Да, мир перевернулся";
    • "Глава республики";
    • "Святая святых";
    • "Абрикосовое дерево";
    • "Салемские колдуньи";
    • "Брат Пахтасар";
    • "Шестьдесят лет и три часа".

    Однако настоящую популярность артистке принес отнюдь не театр, а успешная кинематографическая деятельность. Действительно знаменитой Донара Мкртчян проснулась после выхода на телеэкраны советского фильма, ставшего классикой, - "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". В комедии перспективная красавица сыграла супругу Джабраила, тетю Нины. И эта роль получилась у Донары попросту превосходной.

    После выхода известной советской комедии девушка сыграла еще несколько ярких ролей. Фильмография артистки:

    • "Губная помада № 4";
    • "Хатабала";
    • "Багдасар разводится с женой";
    • "Адам и Хева";
    • "Приключения Мгера в отпуске";
    • "Мужчины".

    Личная жизнь

    Со своим избранником Донара Пилосян познакомилась в стенах театрального института. На тот момент Фрунзику уже было 30 лет, а девушка только недавно стала совершеннолетней. Красавица была настоящей звездой курса - у нее попросту не было отбоя от поклонников. Но привлекательный Мкртчян покорил девушку своей харизматичностью. Но когда гениальный актер принял решение жениться на Донаре, друзья очень удивились и стали отговаривать его. Кстати, для Фрунзика это был второй брак.

    Товарищей актера очень настораживал вспыльчивый, запальной характер Донары, хотя она была чрезвычайно способной девушкой. У нее частенько менялось настроение, а эти проявления были весьма непредсказуемыми. Возможно, еще в студенческие годы страшное заболевание давало знать о себе.

    Поначалу у армянской пары все было хорошо, у молодоженов родилась дочь, которую назвали Нунэ. К тому моменту Мкртчян уже снялся в картинах "Новые приключения Шурика" и "Тридцать три". Семья стала жить лучше, переехала из маленького поселка в столицу, обзавелась собственным автомобилем. Донара Мкртчян тоже хотела построить успешную актерскую карьеру. Именно поэтому она постоянно просила Фрунзика продвигать ее в киноленты, пробы в которые он проходил. Как раз благодаря мужу Донара получила роль в комедии "Кавказская пленница", которая принесла ей заветную популярность.

    Проявления болезни

    Со временем в поведении Донары Мкртчян стали возникать странности. Сперва Фрунзик подумал, что супруга просто ревнует его к славе, но постепенно ее поступки вовсе стали необъяснимыми. Она постоянно находилась возле мужа, не отпуская его буквально не на шаг, прямо на сцене устраивала ему ужасные истерики. Ревность подавляла ее даже тогда, когда Фрунзик просто здоровался с другими женщинами. Дома все заканчивалось битьем посуды, криками и даже драками. Фрунзик надеялся на то, что рождение второго малыша успокоит супругу. Но становилось только хуже. Жена артиста, которую он сильно любил, потихоньку превращалась в домашнего тирана, устраивающего страшные скандалы даже из-за самых невинных эпизодов на съемках Фрунзика.

    После рождения у пары сына Вазгена Донара вовсе перестала заниматься хозяйством и детьми. Когда психическое состояние артистки было окончательно разрушено, ее дочери исполнилось всего 12 лет, а сыну - 2 годика. Возвращаясь домой, актер находил жену в депрессии, а дети были грязными и голодными. Друзья уговорили Фрунзика показать Донару психиатру, который поставил весьма неутешительный диагноз - шизофрения. Частная жизнь семьи превратилась в настоящий ад. В одно время личные проблемы отразились и на карьере актера, который просто не мог продолжать съемки. При этом состояние жены Фрунзика Мкртчяна Донары не переставало ухудшаться. В конце концов ему пришлось дать согласие на госпитализацию женщины. Актер не пожалел средств, отправив жену в одну из лучших лечебниц Франции. Там судьба Донары складывалась плачевно.

    Семья

    Фрунзик, получивший право снова жениться, воспользовался своим шансом на счастье. Правда, именно из-за этого у него возник конфликт с дочерью, которая была против брака отца. В результате Нунэ вышла замуж и уехала со своим супругом в Аргентину. Единственной надеждой актера стал его сын, поведение которого тоже стало пугать. Вскоре выяснилось, что заболевание матери передалось Вазгену. Фрунзик был подавлен, ему пришлось отправить ребенка в ту же больницу, что и Донару. Надеясь на улучшение, врачи организовали встречу матери и сына. Но как бы страшно это ни звучало, они просто не узнали друг друга.

    Как-то раз Мкртчян, запивший от горя, бросил неосторожную фразу о своей дочери, из-за чего окружающие подумали, что она умерла. До сих пор ходят легенды, что Нунэ скончалась много лет назад. Однако на самом деле это не так: девушка попала в аварию, но выжила.

    Трагическое завершение истории

    Фото Донары Мкртчян до сих пор частенько встречаются на просторах интернета. Но об известной советской артистке снова вспомнили лишь после ее смерти. Остаток своей жизни женщина провела в стенах психиатрической клиники. Летом 2011 года в возрасте 70 лет Донара умерла. Она пережила собственного сына и мужа, погибшего из-за инсульта в 63 года. После трагических событий, связанных с семьей, Фрунзик пытался утопить возникшую депрессию в алкоголе. Но все эти ужасающие события остались незамеченными Донарой.


    Фрунзе (Фрунзик, Мгер) Мушегович Мкртчян (4 июля 1930, Ленинакан (ныне - Гюмри)- 29 декабря 1993, Ереван) - армянский, советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1978).

    Родился в многодетной семье беженцев от Геноцида армян. Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нём они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец - Мушег Мкртчян (1910-1961), табельщик, мать - Санам Мкртчян (1911-1970), посудомойщица в заводской столовой. Настоящее имя - Мгер (с армянского- солнечный), хотя по паспорту писался Фрунзе Мкртчян. Его отец очень сильно уважал полководца Михаила Фрунзе. Вот и назвал своего сына честь него. Брат - Альберт (род. 1937), режиссёр, сценарист. Сёстры - Рузанна (р. 1943), Клара (1934-2003). Чтобы прокормить большую семью, отец однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего семья начала голодать, так как Санам получала за свою работу всего 30 рублей.

    В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, он был худой, с большим носом. Мальчик прекрасно рисовал, однако ни о какой другой профессии, кроме актёрской, не думал. Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше - маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали юному гению. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности. Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своём выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты.

    C 1945 года работал помощником киномеханика в клубе текстильного комбината Ленинакана, в свободное время там же играл в самодеятельном драматическом кружке. В 1945-1946 годах учился в студии Ленинаканского театра им. А. Мравяна (ныне Гюмрийский драматический театр им. Вардана Аджемяна). С 1947 года - актёр этого театра. В том, что мальчик одарён чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто.

    В 1951-1956 годах учился в Ереванском театрально-художественном институте (курс В. Б. Вагаршяна). В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в сгорбленном старце парня с рабочей окраины. Параллельно с учёбой Мкртчян впервые снялся в кино – он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан» в небольшом эпизоде. Первый фильм с его участием («В поисках адресата») вышел на экраны в 1955 году. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

    С 1956 года - актёр Армянского театра им. Г. М. Сундукяна в Ереване. «Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, - говорит Альберт Мкртчян - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошёл к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль. Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком.

    Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ею стала в 1965 году роль профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката. Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актёра и режиссёра Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актёр был утверждён, и вскоре Мкртчян в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.

    Кино его тоже сразу полюбило. В том же 1966 году на экраны СССР вышла искромётная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино». Хотя если верить режиссеру фильма Георгию Николаевичу Данелия, Фрунзика Мкртчяна, точнее, шофёра Рубика могло вовсе не быть. По сценарию главного героя надо было поселить в московскую гостиницу. Номера в те времена были двухместные. Соседом Валико мог стать эндокринолог с Урала или шофёр из Армении в исполнении Фрунзика Мкртчяна. Бросали монету. Выпала решка – Хачикян.

    Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде - абсолютная импровизация актёра. По предложению Мкртчяна режиссёр снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать. Запомнились съёмки «Мимино» и неприятными моментами - Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съёмки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жёсткое условие - либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришёл к режиссёру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».

    «Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать. Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на неё. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына,- вспоминал Альберт Мушегович.- К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами».


    Фрунзик Мкртчян в фильме «Тридцать три», 1965

    Несмотря на всеобщее обожание, в личной жизни Фрунзик был несчастлив. Трагедии у Мкртчяна начались в студенческом возрасте. Он влюбился в девушку по имени Джульетта, родители которой были против их свадьбы. Борьба за любимую продолжалась несколько лет и закончилась полным провалом. Быть может, от досады Фрунзик женился на девушке Кнаре, к искусству она никакого отношения не имела, брак продержался всего лишь год. Со своей второй женой Фрунзик познакомился в стенах театрального института. Красавица Донара Пилосян была звездой курса, за ней волочились многие, но когда Фрунзик решил на ней жениться, друзья очень удивились.

    У пары родилось двое детей - сын Вазген и дочь Нунэ. Актёр их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам. «Ему все было интересно, - говорит Альберт.- Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно. Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приёмник, раскручивал всё, а потом даже мастер не мог ничего починить».

    Донара всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест. С каждым днём поведение Донары становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным - шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Донару отправили в психиатрическую клинику во Франции.

    Личная жизнь Фрунзика со временем вроде начала налаживаться. Он познакомился с очаровательной женщиной. Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна. Рассказывают, что, когда актёр в очередной раз отправился в загс, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак не принёс Мкртчяну счастья.


    Фрунзик и Тамара.

    «Был ли он замкнутым человеком? - рассуждает Альберт Мушегович. - Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один». Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»


    Фрунзик Мкртчян в фильме «Солдат и слон».

    Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать. Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Донара, они даже не узнали друг друга.


    Фрунзик Мкртчян в фильме «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников».

    В качестве театрального режиссёра Мкртчян ставил спектакли в Армении и за рубежом. В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра (ныне - Ереванский артистический театр им. Фрунзе Мкртчяна). «28 декабря 1993 года я весь день провёл у него дома, - рассказывает Альберт Мкртчян.- Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своём следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой.

    Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно - телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…

    Поначалу правительство хотело перенести похороны на 2 января. Но я не согласился. Армения прощалась с братом 31 декабря, за гробом шли тысячи людей. Похоронен в Пантеоне гениев армянского духа в Ереване, Армения.


    Могила Фрунзика Мкртчяна в Пантеоне. Через 17 лет памятник был заменён.

    Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика. У неё была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у неё оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.

    Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актёр. Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».


    Памятник. Фрунзику Мкртчяну в Гюмри, Театральная площадь.

    Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссёра Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шёл к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе».


    Памятник Фрунзику Мкртчяну в Ереване, Оперный сад.

    Многие фразы, озвученные актёром, стали крылатыми, среди них:

    «Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?»

    «Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу»


    Памятник героям фильма «Мужчины» скульптора Давида Минасяна в Сарьяновском садике. Ереван.

    «Валико-джан, я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся!»

    «Эти „Жигули“ чем думают, я не знаю. Под ногами крутятся, крутятся, крутятся…»


    Памятник героям фильма «Мимино» в Москве.

    «Если вы откажетесь, они вас зарежут.»

    «Вы не оправдали оказанного вам высокого доверия»

    «А ты не путай свою личную шерсть с государственной.»


    Памятник Фрунзику Мкртчяну в Ереване.

    Фрунзик Мкртчян: грустное солнце

    В ТУ НОЧЬ постояльцы гостиницы «Россия» были удивлены странным шумом, доносившимся из гостиничного ресторана. Самые недовольные даже выходили из своих номеров с твердой решимостью разобраться, в чем дело, и навести порядок.
    Однако, оказавшись в дверях ресторана, неожиданно начинали улыбаться и задерживались там до утра. Отгадка была проста - режиссер Георгий Данелия снимал свой новый фильм «Мимино».
    ПО СЦЕНАРИЮ герой Вахтанга Кикабидзе приходил в ресторан на встречу с неуловимой Ларисой Ивановной и, не дождавшись ее, бросался в пляс, пытаясь перетанцевать товарища Хачикяна - своего соседа по номеру, которого играл Фрунзик Мкртчян.
    Несмотря на то что Фрунзик на момент съемок был уже не очень трезв, его танцы и попытки во время очередного па сесть на шпагат и поднять с пола носовой платок поражали всех.
    Когда у окружающих уже не осталось сил на смех, а Фрунзик все никак не мог подхватить злополучную ткань, режиссер подозвал Кикабидзе и попросил выхватить у покрасневшего от усилий Мкртчяна платок. Актер выполнил волю режиссера. А Фрунзик, поняв, что его обхитрили, поднял голову и обвел собравшихся таким взгядом, что ресторан вновь зашелся от хохота…

    Живая легенда

    4 ИЮЛЯ ему исполнилось бы 75 лет. В Армении Мкртчян - настоящий национальный герой. На одном из центральных проспектов Еревана стоит огромный портрет, с которого на прохожих с грустной улыбкой смотрит этот самый, пожалуй, известный и обожаемый всеми армянин. Кстати, сами армяне своего любимца называют иначе - Мгером.
    «Вообще-то родители назвали своего первенца Фрунзиком, - рассказывает брат актера Альберт Мкртчян. - Наверное, в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В тридцатых годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена.
    Появились Роберты, Альберты, Фрунзики. А когда много лет спустя Театр им. Сандукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгером. Это библейское имя, которое в переводе обозначает Солнце».
    Сегодня брат Фрунзика Альберт Мушегович - художественный руководитель Ереванского театра им. Мгера Мкртчяна. На здании театра - мемориальная доска с барельефом в виде знаменитого профиля актера. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности.
    Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своем выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты. Когда Мкртчяна приглашали выступать за деньги на различных пирушках, он категорически отказывался, смеясь, по его собственным словам, прямо в нос приглашающему.
    «Нет, брат никогда не стеснялся своей внешности, - смеется Альберт. - А глядя на тех, кого природа не наделила таким же носом, как у него, всегда удивлялся. А потом, у всех армян такие носы. У меня, что, не такой разве?»
    Мкртчян-младший пусть и не как две капли воды, но очень похож на Фрунзика. По профессии Альберт Мушегович - кинорежиссер, окончил ВГИК. Кстати, в своей дипломной работе Альберт снял брата.
    «Фильм назывался «Фотография» и длился всего 15 минут, - говорит он. - Я дал ему роль отца, сын которого погиб на войне. Фрунзик сумел заставить зрителей первые 10 минут умирать от смеха, а последние пять - плакать».
    Фрунзик Мкртчян стал легендой уже при жизни. Говорят, у актера даже было два паспорта - один официальный, а другой - подарок друзей, в котором так и было написано - «Мгер Мкртчян». Хотя паспорт народному кумиру был без надобности.
    Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик отправился в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?» Разумеется, лауреатов пропустили без досмотра.
    А однажды вместе с друзьями Мкртчян отправился навестить арестованного товарища. Оставив друзей в ресторане, Фрунзик на несколько минут отлучился и появился уже… в компании арестованного и начальника СИЗО.
    Не нуждался Мкртчян и в деньгах. «Мне совсем недавно рассказали такую историю, - продолжает Альберт Мкртчян. - Как-то Фрунзику неожиданно пришла в голову идея слетать в Сочи. Он вообще был спонтанным человеком - мог сидеть-сидеть, а потом подхватиться и отправиться на другой конец Советского Союза.
    Так и в тот раз, взяв с собой друга, Фрунзик уже через несколько часов был в Сочи. В кармане у него была 1000 рублей. Отдохнув на курорте и погуляв в ресторанах, друзья вернулись в Ереван. В кармане у Фрунзика по-прежнему лежала тысяча рублей».
    Популярность у Мкртчяна была фантастическая. Как-то, уже после выхода на экраны фильма Георгия Данелия «Мимино», Фрунзик на несколько дней прилетел в Москву. Вместе с братом они торопились на важную встречу, и Фрунзик предложил добраться на нее на метро.
    «Мы еле-еле втиснулись в вагон, - вспоминает Альберт. - Народу - не протолкнуться: кто читает, кто дремлет. Однако уже через тридцать секунд, после того как Фрунзик оказался в вагоне, все принялись аплодировать. Брату стало неловко, и на следующей станции мы вышли.
    Его любили не только в Москве и городах Советского Союза. У меня хранится статья из газеты «Нью-Йорк таймс». «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна» называется. Дело в том, что на одном из его выступлений в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски.
    Тогда брат вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. Публика от хохота сползала со своих кресел на пол. А Фрунзик еще раз окинул их взглядом, поклонился и ушел».

    Мамин любимчик

    С ДЕТСТВА Фрунзик прекрасно рисовал. Однако ни о какой другой профессии, кроме актерской, не думал. Он родился в Ленинакане, родители - Мушег и Санам - работали на местном текстильном комбинате. «Наши отец и мать были детьми геноцида, - рассказывает Альберт Мкртчян.
    - Им было по 5 лет, когда их нашли буквально на дороге и поместили в один детский дом. Они вместе выросли, поженились и в 24-м году, когда открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильный комбинат, устроились туда на работу. При комбинате был клуб, в самодеятельном кружке которого играл Фрунзик».
    Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше - маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали маленькому гению.
    В том, что мальчик одарен чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто. В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в согбенном старце парня с рабочей окраины.
    «Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, - говорит Альберт Мкртчян. - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль.
    Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком. Кино его тоже сразу полюбило. Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать.
    Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».
    По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино».
    Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными («Такие вопросы задаете, что неудобно отвечать даже», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь» и другие), Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде - абсолютная импровизация актера.
    По предложению Мкртчяна режиссер снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать.
    Запомнились съемки «Мимино» и неприятными моментами - Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съемки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жесткое условие - либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришел к режиссеру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».

    Народный депутат

    НЕСМОТРЯ на всеобщее обожание, в личной жизни Фрунзик был несчастлив. После непродолжительного первого брака он встретил удивительно красивую студентку театрального института Дамиру. Как и все женщины, она не устояла перед обаянием Фрунзика и в скором времени стала его женой.
    У пары родилось двое детей - сын Вазген и дочь Нунэ. Актер их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам.
    «Ему все было интересно, - говорит Альберт. - Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно.
    Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приемник, раскручивал все, а потом даже мастер не мог ничего починить».
    Дамира всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест.
    С каждым днем поведение Дамиры становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным - шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Дамиру отправили в психиатрическую клинику во Франции.
    Личная жизнь Фрунзика со временем вроде начала налаживаться. Он познакомился с очаровательной женщиной. Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении Оганесяна.
    Рассказывают, что, когда актер в очередной раз отправился в загс, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак не принес Мкртчяну счастья.
    «Был ли он замкнутым человеком? - рассуждает Альберт Мушегович. - Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один».
    Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»
    Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать.
    Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Динара, они даже не узнали друг друга.
    В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра. «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома, - рассказывает Альберт Мкртчян.
    - Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле.
    Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Мы вообще с ним очень чувствовали друг друга.
    Помню, я как-то в четыре утра вдруг проснулся и тут же набрал номер брата. Он тогда был в Москве, снимался в «Мимино». После первого же гудка он поднял трубку. «Ты чего не спишь?» - спрашиваю. «Какое там, - отвечает, - рядом со мной только что человек умер».
    Так и в тот день я пытался дозвониться до него. Хотя и понимал, что это невозможно: телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…
    Поначалу правительство хотело перенести похороны на 2 января. Но я не согласился. Армения прощалась с братом 31 декабря. До пантеона, где находится его могила, за гробом шли тысячи людей.
    Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика.
    У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но в прошлом году его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.
    Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актер.
    Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».