Образ Чацкого в комедии «Горе от ума. «Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Основной идеей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является противопоставление кре­постническому строю прогрессивных революци­онных идей декабристов. Но проблемы, затрону­тые в произведении, намного шире, глубже и многостороннее. Они касаются нравственного, духовного развития общества, моральных, обще­человеческих ценностей.

Уже само название пьесы - «Горе от ума» - говорит о том, что в ней важная роль отведена вопросу «ума», или учения, знания, образования. Этой темы, так или иначе, касаются все персона­жи. Размышляя о том, что есть ум, что разумно, что истинно, автор показывает две точки зрения: Чацкого, для которого высшая ценность - «ум, алчущий познаний», и Фамусова, придержива­ющегося мнения, что «ученье - вот чума, уче­ность - вот причина, что нынче пуще, чем ког­да, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремит­ся противопоставить другие ценности: Фаму­сов - устои крепостнического дворянства, Софья - сентиментальную чувствительность, Молча­лин - заветы служебной иерархии, Скалозуб - железную дисциплину. При этом все они пуска­ются в рассуждения об уме, восхваляют его как благонравие, как «умение жить».

Представители дворянской среды искренне считают себя умными, то есть именно «умеющи­ми правильно жить»: «Не то на серебре, на золо­те едал», - заявляет один, «мне только бы дос­талось в генералы», - мечтает другой, «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья», - хвалится третий. Любой действительно здра­вомыслящий человек сразу понимает, насколь­ко смешными являются подобные заявления, насколько далеко фамусовское общество от насто­ящей образованности. Молодое поколение в кру­гу Фамусова получает такое воспитание, при ко­тором заранее исключается возможность истин­ного просвещения: «Чтоб наших дочерей учить всему - и танцам! и пению! и нежностям! и вздо­хам». Ведь основное в этом обществе - «балы, обеды, карты, сплетни». Тут нет места настояще­му уму и высокой культуре.

Чацкому же, единственному умному челове­ку среди всех этих глупцов, неприемлемы и чуж­ды их взгляды. Он смеется над Фамусовым и его окружением, разоблачает их жизнь и нравы. Он обличает тех, кто без зазрения совести меняет верных слуг на «борзые три собаки», обрушива­ет свой гнев на того «любителя» искусства, кото­рый «на крепостной балет согнал на многих фу­рах от матерей, отцов отторженных детей», а за­тем распродал их поодиночке.

За плечами Чацкого большой жизненный опыт. Несмотря на молодые годы, он уже зани­мался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года про­вел за границей, что обогатило его разум новыми впечатлениями, значительно расширило его кру­гозор. К каждому делу, которым занимался ге­рой, он относился со всей серьезностью и ответ­ственностью - потому в нем чувствуется любовь к родине, к своему народу, вынесенные из воен­ной службы. Но порядки в современной ему ар­мии не удовлетворяли Чацкого. Он, имеющий высокое чувство личного и национального досто­инства, независимость взглядов и суждений, не признает чинопочитания и угодничества, распро­страненных не только в военной среде, но и во всем московском обществе того времени. «Слу­жить бы рад, прислуживаться тошно», - вот ос­новной принцип грибоедовского героя. Он счита­ет, что только ум, человечность, прямота - ка­чества, достойные настоящего человека.

В фамусовском же обществе все наоборот. Все его представители - невежественные, ограни­ченные люди, бездумно следующие устаревшим принципам и взглядам. Они - настоящие враги просвещения и образования, науки и культуры. Скудость духа и умение удачно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему новому и непри­вычному - основные черты этих людей. Их жизнь основана на морали «покорности и стра­ха», на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Это на­стоящее сборище ханжей, «знатных негодяев», мелких подлецов и отъявленных мошенников, объединенных круговой порукой, непримиримой враждой к «Свободной жизни», культуре и про­свещению, к малейшему проявлению независи­мой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, любыми средствами добывают почести и богатства, «разливаются в пирах и мотовстве», живут по заветам и преданьям «минувшего века», когда идеалом человека считался удачли­вый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему унизительному раболепству и шутовству. Фамусовское общество чуждо нацио­нальной культуре, русским обычаям, преклоне­ние перед иностранным стало здесь модой, в этом мире готовы обменять «и нравы, и язык, и стари­ну святую, и величавую одежду на другую по шу­товскому образцу».

В подобном обществе все светлое и чистое об­речено на гибель или изгнание. Здесь нет места искренним чувствам и естественным человече­ским отношениям.

Не случайно автор вводит в свое произведение историю «Любовного треугольника» Чацкого, Софьи и Молчалина. В отношении к самому воз­вышенному чувству - чувству любви раскрыва­ется истинная натура человека, его духовный мир. Отношение Чацкого к Софье глубоко и се­рьезно. Он по-настоящему любит и ценит девуш­ку, хочет видеть ее своей женой. Тогда как Мол­чалин, вся жизнь которого сосредоточена на стремлении «добиться степеней известных», в любви видит одно из средств для достижения соб­ственной цели. Сама Софья значительно выделя­ется из фамусовского общества: она намного ум­нее остальных, отличается независимостью пове­дения, ценит в людях ум, доброту, скромность, чистоту души. Именно потому ее и заметил и по­любил Чацкий. Но, несмотря на свои положи­тельные качества, Софья все-таки принадлежит к московскому дворянскому обществу. И это об­щество с каждым годом все больше «подминает ее под себя», заставляя жить по его законам и принципам, разделять его взгляды и поддержи­вать его «приговоры». Так, она, не задумываясь, верит сплетням про сумасшествие героя и даже передает эти слухи другим.

Конечно, безумный, бездушный мир Фамусо­вых, Скалозубов и Молчалиных не способен по­нять и принять умного, образованного, чуткого, независимого в суждениях и поведении Чацко­го. Лучшие человеческие качества и склонности делают героя в представлении окружающих сна­чала «чудаком», «странным человеком», а по­том - просто безумцем.

Таким образом, А. С. Грибоедов поднимает в своей комедии важнейшие общечеловеческие вопросы: вопросы нравственности, морали, обра­зования, воспитания; вопросы любви, чести, до­стоинства, благородства, искренности; вопросы истины, правды, человечности. Он разоблачает ничтожный мир фамусовского общества, которое характеризуется низким уровнем образованнос­ти и культуры, в котором отсутствуют высокие чувства, преобладают эгоистические интересы, угодничество, низкопоклонство, деспотичное от­ношение к крестьянам. Автор очень метко фор­мулирует идеалы этого общества: «и награжденья брать и весело пожить». Но вместе с тем пи­сатель показывает, что в русском обществе есть и люди, подобные Чацкому: умные, честные, бла­городные, искренние, независимые, решитель­ные. И таких людей становится все больше. А значит, общество идет по пути прогресса.

Сочинение на тему: ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • сочинение на тему проблема ума в комедии грибоедова горе от ума
  • сочинение на тему проблема ума в комедии горе от ума
  • сочинение рассуждение на тему Горе от ума
  • сочинение на тему фамусовское общество в комедии горе от ума
  • какие проблемы поднимает грибоедов в комедии горе от ума

Тема: "Чацкий и Молчалин» в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Цель урока: продолжить работу по раскрытию идейного содержания комедии, показать сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным.

Задачи урока:

- формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;

Развивать умение сопоставительного анализа, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;

Воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

Наглядность:


  • портрет А.С. Грибоедова,

  • иллюстрации к комедии,

  • список критической литературы,

  • тексты комедии “Горе от ума” (учебник)

  • презенации о А.С. Грибоедове (2)
Оборудование:

  • компьютер,

  • карточки с высказываниями о молодежи в английском парламенте,

  • карточки с критическими высказываниями писателей о герое комедии, о Чацком.
Предварительное домашнее задание:

  • в тексте комедии найти афоризмы (всем),

  • подготовить презентацию (готовит один учащийся с помощью учителя).
План урока

  1. Организационный момент урока.

  1. Проверка домашнего задания:

  • викторина “ Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума”?;

  • презентация ученика «Грибоедов в памяти потомков».

  1. Беседа по ранее изученному материалу. Выводы.

  2. Изучение новой темы:

  1. вступительное слово учителя;

  2. беседа по теме урока. Выводы;

  3. практическая работа с карточками (критические высказывания о герое комедии, Чацком);

  4. анализ высказываний о Молчалине;

  5. работа класса с таблицей;

  6. обобщение по теме урока (дается сопоставительная характеристика героев, Чацкого и Молчалина).

  1. Итоги урока + рефлексия.
По ходу урока делать записи в тетради.

  1. Домашнее задание:
А) анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно (всем);

Б) подготовить тест по пройденной теме (по желанию).

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, вы уже знаете, что такое иногда случается. Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.

Проблемный вопрос:

Молодые люди все очень разные. А какими хочет видеть их фамусовское общество?

А вы можете назвать произведение, в котором мы уже рассматривали этот вопрос? («Недоросль»)

II. Проверка домашнего задания.

Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”

Вопросы викторины:


  1. Чего не наблюдают счастливые? (часов)

  2. Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова? (московского с нижегородским)

  3. Где хорошо нам? (где нас нет)

  4. Какими словами заканчивается комедия? (карету мне, карету!)

  5. Закончите афоризмы:

    1. Свежо преданье… (а верится с трудом)

    2. И дым отечества… (нам сладок и приятен)

    3. Ах! Боже мой! Что станет (говорить княгиня Марья Алексеевна)
Презентация ученика на тему “Фамусовское общество”, отражение взглядов и позиций представителей этого общества). Презентацию подготовила ученица 9 класса Картунова Юлия.

III. Беседа по ранее изученному материалу

Вопросы:


  1. К какому направлению принадлежит комедия? Почему? (Вспомните –3 единства, говорящие фамилии)

  2. В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?

  3. Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?

  4. Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации?

  5. Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?
Фамусов – главный представитель высшего общества, олицетворяет старую Москву, а дом Фамусова – это и есть Москва. Здесь господствует старый уклад – старые обычаи и старые нравы. 1. Фамусов неглупый человек, важный чиновник, но легковерный отец. В доме его обманывают все: и слуги, и дочь. В своих речах Фамусов выглядит недалеким обломком прошлого. Но это обманчивое впечатление: 2. Фамусов умен, его речь метка и афористична. Почему умный человек выглядит глупцом и кажется таким? Да потому, что он держится отживших нравственных правил, сознательно, по собственной воле исповедует ушедшую в прошлое мораль. 3. Причина фамусовской «глупости» – в упрямой косности и открытом неприятии всяких изменений , которые отрицаются заранее и рассматриваются как покушение на исконный и освященный традициями порядок. 4. Фамусов отвергает реальность. А человек, оторванный от реальности, поневоле выглядит смешным и глуповатым.

(Записать в тетрадь выделенное)

IV. Изучение новой темы

1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)

Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек. У него есть все, чтобы стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один герой Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Кто из них нужнее обществу?? Поэтому тема урока «Чацкий и Молчалин»

2. Беседа по теме урока (работа с привлечением текста комедии)

Вопросы:


  • Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?

  • При каких обстоятельствах они вновь встречаются?

  • Что говорят герои друг другу при встрече?

  • Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?

  • Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?
3. Практическая работа

Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе.

Карточка № 1

Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы…честная и деятельная натура, притом еще натура борца…”

Карточка № 2

Достоевский Ф.М.: “ Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего, недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же”.

Карточка № 3

Грибоедов А. С.: “…и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”

Карточка № 4

Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю… которой он не увидит”.

Карточка № 5

Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, идеальный шут. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это … мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…Глубоко оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья…Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, а вышло Бог знает что”.

Карточка № 6

Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу”.

Физминутка (проводит учитель)
Теперь о Молчалине: (см. его высказывания)

Почему обморок Софьи, вызванный известием о падении с лошади Молчалина, не убедил Чацкого в том, что не он, а Молчалин - избранник её сердца?

Почему он так настойчиво ищет встречи с Софьей?

Какие черты Молчалина раскрываются в разговоре с Софьей?

И почему Чацкий делает вывод: «Шалит, она его не любит»?

По каким жизненным принципам живет Молчалин?

Какие свойства натуры этого персонажа позволяют причислить

Его к людям «века минувшего»?

Почему фамусовской Москве нужен Молчалин?

Высказывание действующих лиц

«Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим - будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив и умен, но робок…»

«Кого люблю я, не таков:

Молчалин за других забыть себя готов,

Враг дерзости,- всегда застенчиво, несмело…»

«…Где он, кстати?

Еще ли не сломил безмолвие печати?

Бывало, песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристает: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных»

«Скажите лучше, почему

Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?»

«Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее создание!»

«а он?.. смолчит и голову повесит»

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел: При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит…»

«…Он, наконец, уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства…»

«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках, и не богат словами…»

«Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит! так моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет…»

Уточняющие вопросы

Y Кто такой Молчалин? Каковы детали его биографии?

Y Почему Софья полюбила этого человека? Каков он в её представлении? а может быть, это только увлечение?

Y Какова цель жизни Молчалина? Какими средствами он хочет достигнуть её?

Y Как в речи Молчалина отражаются черты его характера?

Y Может ли Молчалин стать другим?
В) Литературно-критический материал (карточки заранее подготовлены, учащиеся их читают и комментируют)

Вот как писал выдающийся русский писатель И. Гончаров о Молчалине:

«…Молчалин, хотя и бедный маленький чиновник, но он живет в лучшем обществе, принят в первых домах, играет с знатными старухами в карты, следовательно, не лишен в манере и тоне известных приличий. Он «вкрадчив, тих», говорится о нем в пьесе. Это домашний кот, мягкий, ласковый, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично!»

(Из статьи И. Гончарова «Мильон терзаний»)

Y Обоснуйте эту оценку Молчалина. Могли бы вы добавить что-либо к характеристике, которую дает Гончаров?

y Чем особенно опасны «Молчалины»?

Со всеми ли выводами Гончарова вы согласны?
Теперь давайте посмотрим, что и кому говорит сам Молчалин:

(Карточки заготовлены заранее, учащиеся их комментируют)
«В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь»

«Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного»,

«Пойдем любовь делить Плачевной нашей крали»,

«Без свадьбы время проволочим…»,

«Есть у меня вещицы три…», «прехитрая работа», «Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри»
«По мере я трудов и сил…»,

«Нет-с, свой талант у всех…», «Два-с: Умеренность и аккуратность»,

«Вам не дались чины, по службе неуспех?»,

«Не смею моего сужденья произнесть»
«Веселое созданье ты! живое!»,

«Какое личико твое!»,

«Подушечка, из бисера узор…»,

«Игольничек и ножнички, как милы!»,

«С духами сткляночки: резеда и жасмин»,

«Кто б отгадал, Что в этих щечках, в этих жилках Любви еще румянец не играл!»,

«Мой ангельчик, желал бы в половину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе; Да нет, как ни твержу себе, Готовлюсь нежным быть, а свижусь и простыну»,

«Дай обниму тебя от сердца полноты», «Зачем она не ты!»

4. Работа класса с таблицей.

Учащиеся работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина”


Сопоставительные признаки

Чацкий

Молчалин

Происхождение

Известная Москве дворянская семья

Неизвестный бедный служащий

Поведение

Свободное, независимое

Прислуживает, угождает всем

Жизненные ценности

Служить бы рад. Прислуживаться тошно!

“ И награжденья брать и весело пожить”

Отношение к Софье

Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца

“ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”

Отношение к фамусовскому обществу

Не приемлет мораль фамусовского общества

Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова

  1. Обобщение по всей теме
Кого обычно уважают люди? К кому испытывают симпатию? К тому кто трудится или к тому, кто живет за счет других? Молчалин трудится, а Чацкий нет. А мы можем сказать, что нам симпатичен Молчалин? Почему?

Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо: (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать,заискивать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…

А какими хочет видеть фамусовское общество молодых людей? (Такими, как Молчалин)

V. Итоги урока. Из уроков литературы и истории вы знаете, что попасть в высшее общество необычайно сложно. Высшее общество ищет сближения с представителями только своего круга. НО:


  • Почему же представители фамусовского общества не принимают Чацкого? И охотно общаются с Молчалиным?

  • Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?

  • Кто из героев вам ближе?

  • Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
Рефлексия:

Актуальна ли данная тема сегодня? Почему? (Отзывы о молодежи в современной действительности)

Чем запомнился вам сегодняшний урок?

О чем вы задумались, работая над анализом этих персонажей?

Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке в жизни?


  1. Анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно (всем);

  2. Подготовить тест (5-7 заданий) по теме урока (по желанию).

Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими.

Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума».

Ещё до приезда Чацкого в доме Фамусова витает идея безумия. Связана она с отрицательным отношением к образованию, просвещению. Фамусов прямо Софье говорит, что проку в чтении не видит. Каждый герой комедии выскажет своё мнение по поводу учёности. Но все они сойдутся в одном: «Ученье — вот чума». Вот так просто «фамусовская Москва» объяснит причину безумия Чацкого, не принимая его критику, высмеивания их образа жизни.

У каждого из героев комедии есть своё определение умного человека.

Для Фамусова умён тот, кто практичен. Чацкого он считает умным, но совсем неподходящей партией для своей дочери. А вот Скалозуб — это то, что надо: «И золотой мешок, и метит в генералы». Именно со Скалозубом Фамусов будет говорить об опасности таких умников в обществе, как Чацкий. Ведь Чацкий, по мнению Фамусова, не умеет использовать полученные знания: ни богатства, ни чинов знания не помогли ему добиться. У Фамусова даже есть идеал умного человека — Максим Петрович. Фамусов о нём говорит: «По-нашему смышлён». А вся смышлёность Максима Петровича заключалась в умении отважно жертвовать своим затылком в надежде на царское внимание. Благодаря этой своей «смышлёности», то есть умению «сгибаться вперегиб», прислужить, где надо, Максим Петрович и добился чинов и богатства.

У Молчалина, секретаря Фамусова, тоже своё представление об уме. Это — ум практический. У Молчалина есть мечта: стать каким-нибудь высоким чиновником или генералом. Ради этого он готов на многое. Не иметь своего мнения, показать, что способен выполнить любую работу, унижаться перед кем угодно, льстить всем подряд. Молчалин — человек без веры, без идей, без мыслей. У Молчалина своя программа действий. И он следует ей, не задумываясь, какими средствами можно достичь цели. Он — воплощение идеи Фамусова: «угождать всем людям без изъятья», жить, «как делали отцы». Да и Софью он любит «по должности».

Чацкий — полная противоположность Молчалина. Он умён, у него есть сердце, при этом он безукоризненно честен. Речь Чацкого метка и выразительна, полна иронии и негодования. Любовь его к Софье бескорыстная и честная. Герой — патриот, верящий в силы русского народа, его талантливость. Его раздражает подражание всему иностранному. Он хочет служить настоящему делу, а не унижаться ради чинов. Ум Чацкого — это ум передового человека. Но общество не принимает его взгляды, так как они противоречат укладу московского дворянства.

Софья — девушка неглупая. Ум её тоже практический. Ведь все знания о жизни она черпает из французских сентиментальных романов. Поэтому её возлюбленным становится Молчалин. Всё, как в романах: бедный юноша, которого полюбила девушка из знатной семьи.

В пьесе представлен ещё один тип ума — природный, житейский ум простолюдинки. Воплощён он в образе служанки Лизы. Это именно она говорит о Чацком, что он «чувствителен, и весел, и остёр». О Фамусове Лиза скажет, что «как все московские желал бы зятя он с звездами да с чинами». Конечно, Лиза умна, хитра, находчива, но всё же очень предана своей хозяйке.

Итак, в комедии «Горе от ума» Грибоедовым представлены разные типы ума: от ума практического до житейски мудрого. А воплощением ума передового стал Чацкий. Но фамусовское общество такой ум пугает, и лучше представителя прогрессивного ума объявить сумасшедшим и заставить покинуть Москву.

    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
  • Урок литературы в 9-м классе
    Тема: "Чацкий и Молчалин» в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
    Цель урока: продолжить работу по раскрытию идейного содержания комедии, показать сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным.
    Задачи урока:
    - формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
    - развивать умение сопоставительного анализа, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
    - воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).
    Наглядность:
    портрет А.С. Грибоедова,
    иллюстрации к комедии,
    список критической литературы,
    тексты комедии “Горе от ума” (учебник)
    Оборудование:
    компьютер,
    презентация ученика,
    карточки с критическими высказываниями писателей о герое комедии, о Чацком.
    Предварительное домашнее задание:
    в тексте комедии найти афоризмы (всем),
    подготовить презентацию (готовит один учащийся с помощью учителя).
    План урока
    Организационный момент урока. Постановка целей урока.
    Проверка домашнего задания:
    викторина “ Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума”?;
    презентация ученика “Фамусовское общество в комедии “Горе от ума”;
    характеристика Чацкого и Фамусова.
    По каждому пункту проверки домашнего задания следует вывод.
    Беседа по ранее изученному материалу. Выводы.
    Изучение новой темы:
    вступительное слово учителя;
    беседа по теме урока. Выводы;
    практическая работа с карточками (критические высказывания о герое комедии, Чацком);
    анализ высказываний о Молчалине;
    работа класса с таблицей;
    обобщение по теме урока (дается сопоставительная характеристика героев, Чацкого и Молчалина).
    Итоги урока + рефлексия.
    По ходу урока делать записи в тетради.
    Домашнее задание:
    А) анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно (всем);
    Б) подготовить тест по пройденной теме (по желанию).
    Ход урока
    I. Организационный момент урока.
    Слово учителя:
    Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, вы уже знаете, что такое иногда случается. Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.
    Проблемный вопрос:
    Молодые люди все очень разные. А какими хочет видеть их фамусовское общество?
    А вы можете назвать произведение, в котором мы уже рассматривали этот вопрос? («Недоросль»)
    II. Проверка домашнего задания.
    Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”
    Вопросы викторины:
    Чего не наблюдают счастливые? (часов)
    Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова? (московского с нижегородским)
    Где хорошо нам? (где нас нет)
    Какими словами заканчивается комедия? (карету мне, карету!)
    Закончите афоризмы:
    Свежо преданье (а верится с трудом)
    И дым отечества (нам сладок и приятен)
    Ах! Боже мой! Что станет (говорить княгиня Марья Алексеевна)
    Презентация ученика на тему “Фамусовское общество”, отражение взглядов и позиций представителей этого общества). Презентацию подготовила ученица 9 класса Картунова Юлия.
    III. Беседа по ранее изученному материалу
    Вопросы:
    К какому направлению принадлежит комедия? Почему? (Вспомните –3 единства, говорящие фамилии)
    В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?
    Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?
    Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации?
    Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?
    Фамусов – главный представитель высшего общества, олицетворяет старую Москву, а дом Фамусова – это и есть Москва. Здесь господствует старый уклад – старые обычаи и старые нравы. 1. Фамусов неглупый человек, важный чиновник, но легковерный отец. В доме его обманывают все: и слуги, и дочь. В своих речах Фамусов выглядит недалеким обломком прошлого. Но это обманчивое впечатление: 2. Фамусов умен, его речь метка и афористична. Почему умный человек выглядит глупцом и кажется таким? Да потому, что он держится отживших нравственных правил, сознательно, по собственной воле исповедует ушедшую в прошлое мораль. 3. Причина фамусовской «глупости» – в упрямой косности и открытом неприятии всяких изменений, которые отрицаются заранее и рассматриваются как покушение на исконный и освященный традициями порядок. 4. Фамусов отвергает реальность. А человек, оторванный от реальности, поневоле выглядит смешным и глуповатым.
    (Записать в тетрадь выделенное)
    IV. Изучение новой темы
    1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)
    Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек. У него есть все, чтобы стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один герой Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Кто из них нужнее обществу?? Поэтому тема урока «Чацкий и Молчалин»
    2. Беседа по теме урока (работа с привлечением текста комедии)
    Вопросы:
    Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?
    При каких обстоятельствах они вновь встречаются?
    Что говорят герои друг другу при встрече?
    Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?
    Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?
    3. Практическая работа
    Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе.
    Карточка № 1
    Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературычестная и деятельная натура, притом еще натура борца”
    Карточка № 2
    Достоевский Ф.М.: “ Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего, недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же”.
    Карточка № 3
    Грибоедов А. С.: “и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”
    Карточка № 4
    Герцен А. И.: “Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю которой он не увидит”.
    Карточка № 5
    Белинский В. Г.: “Это просто крикун, идеальный шут. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошадиГлубоко оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничаньяМы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, а вышло Бог знает что”.
    Карточка № 6
    Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу”.

    Физминутка (проводит учитель)

    Теперь о Молчалине: (см. заготовка 1) + его высказывания
    Почему обморок Софьи, вызванный известием о падении с лошади Молчалина, не убедил Чацкого в том, что не он, а Молчалин избранник её сердца?
    Почему он так настойчиво ищет встречи с Софьей?
    Какие черты Молчалина раскрываются в разговоре с Софьей?
    И почему Чацкий делает вывод: «Шалит, она его не любит»?
    По каким жизненным принципам живет Молчалин?
    Какие свойства натуры этого персонажа позволяют причислить
    Его к людям «века минувшего»?
    Почему фамусовской Москве нужен Молчалин?
    Высказывание действующих лиц
    Софья:
    «Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив и умен, но робок»
    «Кого люблю я, не таков:
    Молчалин за других забыть себя готов,
    Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело»
    Чацкий:
    «Где он, кстати?
    Еще ли не сломил безмолвие печати?
    Бывало, песенок где новеньких тетрадь
    Увидит, пристает: пожалуйте списать.
    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных»
    Лиза:
    «Скажите лучше, почему
    Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?»
    Чацкий:
    «Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее создание!»
    Софья:
    «а он?.. смолчит и голову повесит»
    «Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел: При батюшке три года служит,
    Тот часто без толку сердит,
    А он безмолвием его обезоружит»
    «Он, наконец, уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства»
    Чацкий:
    «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках, и не богат словами»
    «Молчалин! Кто другой так мирно все уладит! так моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет»
    Уточняющие вопросы
    Y Кто такой Молчалин? Каковы детали его биографии?
    Y Почему Софья полюбила этого человека? Каков он в её представлении? а может быть, это только увлечение?
    Y Какова цель жизни Молчалина? Какими средствами он хочет достигнуть её?
    Y Как в речи Молчалина отражаются черты его характера?
    Y Может ли Молчалин стать другим?
    В) Литературно-критический материал

    Вот как писал выдающийся русский писатель И. Гончаров о Молчалине:
    «Молчалин, хотя и бедный маленький чиновник, но он живет в лучшем обществе, принят в первых домах, играет с знатными старухами в карты, следовательно, не лишен в манере и тоне известных приличий. Он «вкрадчив, тих», говорится о нем в пьесе. Это домашний кот, мягкий, ласковый, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично!»
    (Из статьи И. Гончарова «Мильон терзаний»)
    Y Обоснуйте эту оценку Молчалина. Могли бы вы добавить что-либо к характеристике, которую дает Гончаров?
    y Чем особенно опасны «Молчалины»?
    Со всеми ли выводами Гончарова вы согласны?

    Теперь давайте посмотрим, что и кому говорит сам Молчалин:
    «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь»
    «Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного»,
    «Пойдем любовь делить Плачевной нашей крали»,
    «Без свадьбы время проволочим»,
    «Есть у меня вещицы три», «прехитрая работа», «Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри»

    «По мере я трудов и сил»,
    «Нет-с, свой талант у всех», «Два-с: Умеренность и аккуратность»,
    «Вам не дались чины, по службе неуспех?»,
    «Не смею моего сужденья произнесть»

    «Веселое созданье ты! живое!»,
    «Какое личико твое!»,
    «Подушечка, из бисера узор»,
    «Игольничек и ножнички, как милы!»,
    «С духами сткляночки: резеда и жасмин»,
    «Кто б отгадал, Что в этих щечках, в этих жилках Любви еще румянец не играл!»,
    «Мой ангельчик, желал бы в половину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе; Да нет, как ни твержу себе, Готовлюсь нежным быть, а свижусь и простыну»,
    «Дай обниму тебя от сердца полноты», «Зачем она не ты!»

    4. Работа класса с таблицей.
    Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина”
    Сопоставительные признаки
    Чацкий
    Молчалин

    Происхождение
    Известная Москве дворянская семья
    Неизвестный бедный служащий

    Поведение
    Свободное, независимое
    Прислуживает, угождает всем

    Жизненные ценности
    Служить бы рад. Прислуживаться тошно!
    “ И награжденья брать и весело пожить”

    Отношение к Софье
    Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца
    “ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”

    Отношение к фамусовскому обществу
    Не приемлет мораль фамусовского общества
    Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова

    Обобщение по всей теме
    Кого обычно уважают люди? К кому испытывают симпатию? К тому кто трудится или к тому, кто живет за счет других? Молчалин трудится, а Чацкий нет. А мы можем сказать, что нам симпатичен Молчалин? Почему?
    Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо: (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать,заискивать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать
    А какими хочет видеть фамусовское общество молодых людей? (Такими, как Молчалин)
    V. Итоги урока. Из уроков литературы и истории вы знаете, что попасть в высшее общество необычайно сложно. Высшее общество ищет сближения с представителями только своего круга. НО:
    Почему же представители фамусовского общества не принимают Чацкого? И охотно общаются с Молчалиным?
    Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
    Кто из героев вам ближе?
    Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
    Рефлексия:
    Чем запомнился вам сегодняшний урок?
    О чем вы задумались, работая над анализом этих персонажей?
    Актуален ли этот вопрос (тема урока) для наших дней?
    Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке в жизни?
    VI. Домашнее задание:
    Анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно(всем);
    Подготовить тест по пройденной теме (по желанию).