Малые народы южной индии. Народы населяющие индию

Индия – страна многонациональная. По этно-лингвистическому признаку отличается исключительным многообразием. В ходе проводимых каждые десять лет переписей были зафиксированы 1652 языковые формы: литературные и разговорные языки, диалекты, говоры. Однако языков с числом носителей более миллиона человек насчитывается не более 30.
На территории Индии распространены языки четырех семей: индоевропейские, преимущественно индоарийские, – 73,4%, дравидийские – 24,5%, аустроазиатские – 1,4% и тибетобирманские – 0,7%. Три четверти населения страны принадлежит к народам индоевропейской семьи. По численности эти народы различны. Население так называемого «хиндиязычного пояса», в состав которого включаются североиндийские штаты Раджастхан, Харьяна, Химачал Прадеш, Уттар Прадеш, Бихар, Мадхья Прадеш, Джаркханд, Уттаранчал и Чаттисгарх, составляет 45,5% всех говорящих на индоарийских языках. В то же время население этого «пояса» не сложилось в определенную этническую общность. Хотя в социальном общении и в средствах массовой информации, а также на официальном уровне все большее число представителей этого населения пользуется языком хинди (и частично урду), в сельских районах средством массового общения на бытовом уровне являются многочисленные диалекты хинди, порой значительно отличающиеся друг от друга, причем некоторые из них имеют литературную традицию, например, майтхили, авадхи, брадж и т. п.
В публицистике и научном обиходе хиндиязычное население иногда называется «хиндустанцами», но это название не имеет хождения среди самого населения. Развитию этнических процессов в данном регионе препятствует его разобщенность границами нескольких штатов, его относительная социально-экономическая отсталость и низкая географическая мобильность населения, а также межкастовые и межрелигиозные конфликты (особенно между индусами и мусульманами), которые принимают все более острые формы. Кроме того, в таких штатах, как Химачал Прадеш, Бихар и Мадхья Прадеш среди большинства хиндиязычного населения вкраплены другие, подчас значительные по численности этносы (бхилы, пахарцы, гонды, мунда и т. д.), отличающиеся от окружающего населения по происхождению, языку, культуре и жизненному укладу. За годы независимости представители верхних прослоек этих народностей разного происхождения (по принятой в Индии терминологии – «племен» или «адиваси») получили образование и доступ к политической жизни. Являясь носителями этнического самосознания, они выдвигают требования об автономии и самоопределении, получающие все более широкую поддержку соплеменников.
Упомянутые явления получили развитие лишь в независимой Индии. В колониальный период этно-национальные процессы были в значительной степени искажены и замедлены. Крупные по численности и относительно развитые народы были разобщены между административными единицами Британской Индии (президентствами и провинциями) и феодальными княжествами. Такое положение отвечало интересам колониальной администрации, которая не поддерживала усилия различных «туземных» организаций по развитию своих культур и языков, заботясь лишь о насаждении английского языка преимущественно среди элитарных групп индийского общества. До настоящего времени английский язык остается законодательно закрепленным средством межнационального общения на уровне государственного аппарата, крупного бизнеса, а также в культурном обмене, средствах массовой информации, в системе высшего образования, в армии, хотя по разным данным этим языком владеет 2–5% индийцев.
Официальным языком Индийского Союза по конституции объявлен хинди на алфавите деванагари (Статья 343). Центральное правительство и правительства хиндиязычных штатов принимают меры по расширению сферприменения этого языка, развитию его функциональных стилей (например, делового, юридического, научного). Этот процесс в целом развивается успешно, однако попытки искусственно ускорить его наталкиваются на сопротивление, особенно на юге страны.
В первые годы независимости под давлением национальных движений в различных этнических районах, пришедших на смену определенному единству в период национально-освободительной борьбы, правительство Индии осуществило мероприятия по ликвидации института феодальных правителей и интеграции княжеств с соседними территориями. В 1956 г. в соответствии с рекомендациями специальной парламентской комиссии правительство Дж. Неру осуществило радикальную реформу административно-политического деления на основе этно-лингвистического размежевания и создания так называемых лингвистических штатов. Эти шаги ускорили процессы национальной консолидации, поскольку лингвистические штаты, особенно те, что созданы по принципу «один штат – один язык», можно рассматривать как форму национальной государственности. Они имеют выборные законодательные собрания и управляются правительствами во главе с главными министрами. По Конституции Индии к компетенции штатов отнесено 66 вопросов политического, социально-экономического и административного характера. За центром оставлено 97 вопросов, и 47 вопросов находится в совместной компетенции центра и штатов.
Реформа 1956 г. не решила всех проблем этно-лингвистического размежевания. Формирование новых штатов продолжается до сегодняшнего дня.
В отличие от «хиндиязычного пояса» другие народы, говорящие на индоарийских языках, живут в более или менее четких этнических границах, совпадающих по большей части с границами штатов. На востоке страны это Западная Бенгалия, Орисса и Ассам, населенные соответственно бенгальцами, ория и ассамцами. На западе следует упомянуть о пенджабцах (штат Пенджаб), маратхах (штат Махараштра), гуджаратцах (штат Гуджарат) и конканцах (штат Гоа), говорящих на близком маратхи языке конкани.
На юге Индии, населенном народами, говорящими на языках дравидийской семьи, создано 4 штата: Андхра Прадеш, населенный телугу, Тамилнад – тамилами, Карнатака – каннарцами и Керала – малаяльцами.
Кроме перечисленных, в Индии проживают еще более десяти малочисленных народностей дравидийского происхождения и относимых обычно к категории «племен». Можно упомянуть о следующих: гонды, живущие в Андхре, Мадхья Прадеш, Ориссе и Махараштре; тулу (Карнатака, Керала и Махараштра) и ораоны, говорящие на языке курукх и населяющие смежные районы штатов Бихар, Мадхья Прадеш, Западная Бенгалия и Орисса. Эти народы разобщены территориально, а также существенными диалектными различиями и воздействием значительно отличающихся друг от друга культурных и религиозных комплексов окружающего иноязычного населения. У этих народов пока что не отмечено заметных стремлений к самоопределению или автономии, поскольку их консолидация затруднена перечисленными выше обстоятельствами, а также социально-экономической отсталостью. Правда, среди них появились группы, выступающие за сохранение традиционных ценностей, культуры, обычаев, религиозных взглядов (по преимуществу близких к анимистическим). Эти стремления находят поддержку у организаций по развитию «племен», созданных правительствами различных штатов.
Несколько особняком стоят курги – народность, говорящая на дравидийском языке кодагу и проживающая компактно в гористом районе штата Карнатака с центром в г. Меркара. Кургов отличает высокий уровень этнического самосознания, сохраняющийся от века в век уклад жизни, высокий уровень развития культуры.
Перечисленные этносы в лингвистических штатах проживают на компактных территориях и обладают довольно широкой автономией в области самоуправления. У каждой из них исторически сложились национальные языки и культуры. Предметом их гордости являются национальные герои, писатели, религиозные деятели, полководцы и святые. Многие народы являются наследниками древних и средневековых государств, которые сейчас рассматриваются как период их наивысшего расцвета, как своего рода «золотой век» этих народов, например, Маратхская конфедерация, империя Виджаянагар у телугу, империя Чола и тамилов, Ахомское государство у ассамцев и т. д.
Определенную роль в национальной жизни многих из перечисленных народов играют так называемые «малые традиции» индуизма, то есть этнически окрашенные разновидности этой религии со своим «национальным» пантеоном, культами и праздниками. У телугу распространен культ бога Вишвамитры, а среди бенгальцев – культ богини Кали или Дурги, а фестиваль «Дурга пуджа» отмечается бенгальцами как национальныйпраздник по всей Индии. В Ориссе популярен культ Джаганнатха. Ежегодно в его честь отмечается праздник «Джаганнатх ятра» (в европейской литературе его называют «колесница Джагернаута»). Маратхи поклоняются своим богам – Витхобе, Садобе, Кхандобе и другим, не входящим в пантеон большой традиции индуизма, но с энтузиазмом празднуют также фестиваль общеиндийского бога со слоновьей головой – Ганеши. Данные праздники в независимой Индии все больше приобретают характер не столько религиозного, сколько национально-культурного действия.
В то же время религиозные различия могут быть серьезным препятствием на пути этнической консолидации. Примером служат пенджабцы, среди которых различия между сикхами и индусами служили одной из причин затяжного и кровопролитного конфликта в штате Пенджаб.
Правительства этнически однородных штатов, как правило, проявляют большую заботу о развитии национальных языков и культур. Оказывается материальная и иная помощь литературным и культурным обществам. Создаются национальные киностудии и театральные общества, радиостанции, осваивается телевидение и видеотехника. Поощряется внедрение национальных языков в делопроизводство на уровне штата, в работу местных фирм и банков. В ряде штатов сформировались местные политические партии с националистическими программами, например, Телуту десам в Андхре, Каннада деша в Карнатаке, ДМК и АИАДМК в Тамилнаде, Асом гана паришад в Ассаме, Акали дал в Пенджабе. Шив сена в Махараштре выступает с откровенно шовинистических позиций. Деятельность подобных партий содействует дальнейшему оживлению национальной жизни в лингвистических штатах.
Пестрая этническая картина сложилась на северо-востоке Индии, где проживают народы главным образом тибето-бирманской группы. Ландшафт этой местности в основном гористый. Горы покрыты густыми лесами. Средства сообщения до недавнего времени практически отсутствовали, а железных дорог нет и сейчас. Это определило раздробленность и изолированность существования групп населения. Кроме того, в колониальный период почти весь этот регион был практически отрезан от остальной Индии и развивавшихся там процессов: национально-освободительного движения, становления демократических институтов, складывания внутренних рыночных связей. Колониальные власти отделили этот регион так называемыми «правилами внутренней линии», которые ограничивали движение населения и товарообмен с другими районами со всеми вытекающими последствиями. Здесь особенно активно действовали западные христианские миссионеры. В результате значительная часть населения северо-восточных районов исповедует христианство, а местное духовенство пользуется большим, в том числе политическим, влиянием.
В первые десятилетия независимости в этих районах возникли сепаратистские движения, принявшие форму вооруженной борьбы партизанского типа. Этому содействовало наличие здесь больших запасов оружия, оставленного японской армией после ее капитуляции в Бирме в конце второй мировой войны, а затем – поддержка сепаратистов извне, со стороны некоторых держав. В течение длительного времени по решению центрального парламента северо-восточные районы контролировались индийской армией, выполнявшей и многие функции государственного управления. В то же время начиная с правительства Дж. Неру, индийские власти добились заметных успехов в нормализации обстановки в этих районах, вовлечения населения в общеиндийский политический процесс, в постепенную хозяйственную интеграцию. Сепаратистские настроения и вооруженные отряды здесь все еще существуют, но движение к политической стабильности становится доминирующим явлением.
Первым права штата на северо-востоке получил ранее входивший в состав Ассама район, населенный народностью нага, получивший название Нагаленд. Этот народ разделен на более чем 25 кланов, имеющих свой сложившийся бытовой уклад, верования и ритуалы, а также говорит на своем диалекте – ао, сема, коньяк, тангкхул, ангами и т. д. Эти диалекты сильно отличаются друг от друга, что затрудняет складывание общего языка. По свидетельству этнографов, в Нагаленде постепенно складывается общий наддиалектный нага-ассамский язык. Тем временем в качестве официального языка штата принят английский. Этническая консолидация среди нагов находится на начальной стадии, но ощущение общности судьбы достаточно сильно.
Другой народ тибето-бирманской группы – манипурцы населяют штат Манипур и говорят на языке мейтхеи, имеющем длительную литературную традицию. В отличие от нага большинство манипурцев исповедует индуизм вишнуитского толка. Этот штат ранее был феодальным княжеством и не включался в сферу действия«внутренней линии». Поэтому он в большей степени, чем соседние штаты, интегрирован с остальной Индией. Показательно, например, что местный стиль танцев «манипури» и местный театр популярны по всей стране.
Штаты Трипура и Мизорам населены соответственно трипурцами, находящимися под сильным влиянием бенгальского культурного комплекса, и народом мизо, самоназвание которого ранее было «лушеи» («охотники за головами»). Теперь это название перенесено только на их язык.
Народы аустроазиатской группы – санталы, хо, мунда, корку и другие – населяют в основном районы центральной и частично восточной Индии. Подобно дравидийским малым народам, они также не имеют своих административных единиц, оставаясь разобщенными. В 60–70-х гг. набирало силу движение за самоопределение санталов и создание так называемого «Санталистана» из смежных районов Бихара и Западной Бенгалии. В настоящее время это движение на спаде, возможно, потому, что среди этнически и политически активных санталов нет единства и его трудно достигнуть. Среди санталов работают миссионеры и часть этого народа приняла христианство. Другие части признают своей религией индуизм. Третьи остаются верными исконной анимистической вере. Попытки создать единый алфавит для языка сантали также не принесли результатов. В зависимости от языка окружающего населения сантальские издания используют алфавит деванагари, бенгальский или латинский. Отдельные группы этого народа постепенно ассимилируются в местном населении.
Значительную силу обрело движение аустроазиатских народов хо и мунда за создание штата Джаркханд на стыке штатов Бихар, Орисса, Западная Бенгалия и Мадхья Прадеш. Показательно, что наиболее активно с таким требованием выступали молодежные и студенческие организации этих народов, придававшие ему довольно острый характер. Проблема Джаркханда стала важным элементом политической жизни в упомянутых штатах. Однако события стали развиваться по другому сценарию. В 2000 г. индийский парламент принял решение о создании штата Джаркханд со столицей в городе Ранчи. В его состав вошли 18 дистриктов Южного Бихара. Южная часть нового штата – плато Чхота Нагпур, заселенное малыми народами и племенами, которые говорят на своих племенных языках.
Выступления малых народов за ту или иную форму автономии становятся одной из характерных черт этнической ситуации в современной Индии. Такое развитие событий представляется закономерным. Оказывает воздействие демонстрационный эффект экономического, политического и культурного развития национальностей, обладающих государственностью в виде лингвистических штатов. Субъектами такого воздействия, как правило, становится молодое поколение, представители которого получают образование, становятся более подвижными, политически активными, нетерпеливыми в достижении целей. Она опирается на поддержку и других слоев малых народов, которые постепенно вовлекаются в контакты с окружающим населением, в товарооборот и обмен идеями. В автономии они видят возможность ускорения развития своего народа и своего этнического района. Первыми на этом пути успеха добились непальцы-гуркхи округа Дарджилинг. Их борьба, принимавшая насильственные формы, привела в конечном итоге к созданию автономного горного округа в рамках штата Западная Бенгалия. По существу появилась новая форма административного устройства.
В штате Ассам молодежь народности бодо тибето-гималайской группы добивается автономии в виде выделения их этнической территории в отдельную единицу. Активисты этого движения также прибегают к вооруженному насилию, что создает в Ассаме напряженную ситуацию. Сходная ситуация складывается в северных районах штата Мизорам, где активисты тибето-бирманской народности хмар требуют превращения населяемого ими дистрикта в автономный.
Выше говорилось о том, что принцип «один штат – один язык» был осуществлен не везде, остались штаты полиэтнические. Речь идет не о наличии национальных меньшинств, возникших в результате подвижек населения или из-за несовершенства границ. Такие меньшинства присутствуют в большинстве штатов. Полиэтнические штаты возникли в исторических или традиционных границах. Штат Джамму и Кашмир сохранился в границах бывшего княжества. Он разделяется на три четко очерченных региона: Кашмирская долина с центром в г. Сринагар, населенная кашмирцами – народом отдельной дардской ветви индоарийской семьи, по религии в подавляющем большинстве мусульманами; расположенный южнее регион Джамму населен дограми – народом, говорящим на близком пенджаби языке догри. Самый северный регион Ладакх (центр – г. Лех), называемый часто «малым Тибетом», населен горными народами, говорящими на языках тибето-бирманской группы – балти, ладакхи, лахаули и исповедующими в основном буддизм ламаистского толка. В Джамму и Ладакхе активно действуют сторонники выделения их в самостоятельные административные единицы.
Созданный в 1970 г. на северо-востоке Индии штат Мегхалая включает в свои границы этнические территории двух народов примерно равных по численности – кхаси аустроазиатской группы и гаро тибето-бирманской группы. Эти народы проживают на своих исконных территориях, практически не смешиваясь. Они разделены на кланы, и среди них сохраняются значительные элементы матриархальных отношений. Показательно, что практически сразу же после создания штата возникли конфликты между кхаси и гаро, не нашедшие разрешения до настоящего времени. Трения вызваны спорами по поводу распределения постов в государственном аппарате и правительстве, мест в учебных заведениях, а также политическим соперничеством. При этом гаро жалуются, что более образованные кхаси оттесняют гаро на второй план.
Сикким, присоединившийся к Индии в 1975 г., также относится к числу полиэтнических штатов. Но он не делится на регионы. Его основное население – это народы тибето-бирманской группы бхотиа и лепча, а также более значительная по численности группа мигрантов из Непала.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что этническая ситуация в независимой Индии всегда была динамичной. Таковой она, очевидно, сохранится и в ближайшем будущем. Этническое разнообразие в этой стране следует оценивать на только по горизонтали, то есть по площади расселения тех или иных этносов. Эти этносы находятся в состоянии взаимодействия друг с другом. Но они различаются и по вертикали – по уровню экономического развития, по насыщенности национальной жизни, по объему реально достигнутой автономии. Поскольку эти вертикальные показатели различны, некоторые этносы полагают себя в чем-то ущемленными и вступают в борьбу за достижение равноправия.
В последние годы в этнических отношениях появился новый раздражитель. Экономическое развитие, более активное движение труда и капитала, расширение старых и создание новых промышленных центров привели к возрастанию географической мобильности индийцев. Прибывающие в тот или иной штат иноязычные мигранты создают конкуренцию местному населению на рынке труда. Возникает соперничество, одним из выражений которого стало появление лозунга предоставления преимущественных прав так называемым «сыновьям земли», коренному населению за счет ограничения прав пришельцев. Такой подход подпитывает националистические и шовинистические настроения.
Этнические проблемы в независимой Индии решаются в целом на демократической основе, но достижение гармонии, идеала полного этнического равноправия остается делом будущего.

Индия - одна из уникальнейших стран нашего мира. Здесь причудливо переплетается множество религий и культур. История ее невероятно богата и насчитывает более 5000 лет.

Жизнь индийцев полна контрастов: богатство соседствует с бедностью, страдания - со счастьем. Здесь верят, что Бог находится в сердце каждого человека. Традиционное приветствие "намастэ" означает "приветствую Бога внутри тебя". Нам есть чему поучиться у индийцев. Ведь они умеют наслаждаться каждым мгновением этой беспокойной и прекрасной жизни.

Общая информация

Название страны происходит от слова "инд". Это производное от "сингх", что с хинди и урду переводится как "река". Площадь ее составляет 3 287 590 км 2 . Столица - Нью-Дели. Из самых крупных городов выделяются Мумба (культурный центр страны), Калькутта, Мадрас (ныне - Ченнай), Бангалор.

Официальным языком является хинди, однако помимо него, этот статус имеют еще 17 языков. Валюта - рупия.

Население Индии

Огромное государство уже долгое время находится на лидирующих позициях по количеству населения. Индия уступает в этом только Китаю. Правительство уже долгое время делает безрезультатные попытки установить контроль над зашкаливающей деторождаемостью.

Причины этого кроются в том, что большинство индийцев живут в крайне неблагоприятных условиях и имеют низкий уровень образования. Ранние браки способствует активному деторождению. При этом чаще всего у индийских мужчин просто нет финансовой возможности покупать контрацептивы или оплачивать аборты своим избранницам. Кроме этого, многим поступать так не позволяют религиозные взгляды. Поэтому количество детей каждый год продолжает увеличиваться. В то время как Китай установил жесткие нормы: "одна семья - один ребенок".

Сегодня в среднестатистической индийской семье в среднем четверо детей. При этом треть населения живет за чертой бедности, чему способствует растущая безработица. В стране со столь высоким уровнем прироста населения отсутствие работы является вполне объяснимой проблемой.

Правительство даже пытается пропагандировать добровольную стерилизацию, однако среди людей подобная идея не вызывает энтузиазма.

Мужчины и женщины

Каков половой состав населения Индии? Мужчин здесь в разы больше, чем женщин. Это связано с тем, что девочки ценятся меньше, чем мальчики. Из-за избирательных абортов на 1000 мальчиков рождается 816 девочек, и с каждым годом ситуация ухудшается. Индийцы мыслят практично: девочка, вырастая, уходит в семью мужа. Она уже не может ухаживать за родителями и помогать им. Кроме этого, за девушку нужно давать приданое, когда она решит вступить в брак. Поэтому, узнав, что женщина ждет девочку, семья часто пытается избавиться от нее еще до родов.

В 2010 году, согласно отчету ООН, в Индии в среднем не хватало 43 миллионов женщин. И этот показатель может варьироваться в зависимости от штата. К примеру, в Нью-Дели и Харьяне разница в соотношении полов еще больше. И эта тенденция распространяется на другие штаты.

Подобная структура населения Индии становится причиной регулярных изнасилований. Ранее правительство страны не заостряло внимание на этой проблеме, однако все изменил страшный случай. 23-летняя девушка была изнасилована группой лиц в автобусе, ехавшем по улицам Нью-Дели. Она скончалась, так и не дождавшись скорой помощи. Этот случай заставил правительство обратить внимание на принуждение к сексуальному контакту, которое так часто встречается в стране. Наказание за изнасилование теперь более жесткое. Однако к существенному спаду подобных случаев это не привело.

Итак, перейдем непосредственно к численности населения в Индии. В 2013 году в цифрах она составила 1 271 544 257 человек. В 2016 году этот показатель увеличился до 1 336 191 444, с учетом следующих факторов:

  • родилось - 26 932 586;
  • умерло - 9 778 073;
  • естественный прирост населения - 17 154 513;
  • количество эмигрантов составило 541 027.

По состоянию на декабрь 2016 года в Индии проживает 689 910 921 мужчин и 646 280 523 женщин. Разница в соотношении полов в стране сейчас менее заметна, чем несколько лет назад.

Население Индии в 2017

В течение года численность населения Индии увеличилась на 16 822 650 человек. В конце 2017 г. она составила 353 014 094 человек. Естественный прирост населения положительный - 17 370 489 детей. А вот иммигрантов значительно меньше, чем эмигрантов. То есть количество уехавших преобладает над количеством приехавших в страну на постоянное место жительства.

Другие показатели

По плотности населения Индия находится на 18 месте в мире. Ее в этом показателе превзошло множество государств. Среди них лидирует Монако - самое маленькое европейское княжество. В список лидеров вошли и другие мини-государства: Ватикан, Науру, Сан-Марино. Однако, учитывая, что Индия находится на 18 месте из 193, процент плотности населения огромен и составляет 405 чел. на квадратный метр (по состоянию на январь 2017). Для сравнения: в России этот показатель равен 8.36.

Но при этом плотность населения Индии очень высока. Дели и Мумбаи входят в десятку самых густонаселенных городов мира. В Дели, столице Индии, которая является одним из древнейших азиатских городов, проживает 23 млн человек (по состоянию на 2015 год), при площади 1 484 км². Ожидается, что к 2030 году Дели догонит Токио - самый большой город мира. Примечательно, что Токио, при площади 2 188 км², насчитывает чуть больше 9 млн человек.

Мумбаи несколько уступает столице в числе жителей - 22 800 000 человек.

Возраст жителей страны

Возрастной состав населения Индии выглядит следующим образом:

  • 27,9% - жители младше 15 лет, что составляет 396 488 087, среди которых 210 623 857 мужчин и 185 864 230 женщин;
  • 64.9% - население от 15 до 65 лет, то есть 866 854 199 человек, из них 448 051 715 мужчин и 418 802 484 женщин;
  • 5.5% - люди преклонного возраста от 65 лет, что равняется 72 849 158 человек, среди которых 34 647 444 мужчин и 38 201 713 женщин.

Средний возраст жителей страны - 27 лет. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 68 лет.

Достаточно высокий уровень смертности (9 778 073 человек в год по состоянию на 2016 год) обусловлен низким уровнем здравоохранения в стране.

При этом возрастная пирамида Индии имеет растущий тип, который присущ развивающимся странам.

Народы, религии и языки

Этнический состав населения Индии очень разнообразен. Однако его можно разделить на 3 большие группы:

1. Индоарийцы (72%) - одна из двух арийских ветвей. Представители ее сосредоточены в большинстве своем в Индии. Это приблизительно 900 млн человек.

2. Дравиды (25%). Индийская раса, проживающая преимущественно на юге страны. Говорит на языках дравидийской семьи.

3. Другие национальности (3%).

Сегодня среди крупнейших народов Индии выделяют хиндустанцев, телугу, маратхов, бенгальцев, тамилов, гуджаратцев, каннаров, пенджабцев.

Индия вмещает в себя все мировые религии: индуизм, христианство и ислам. Индуисты - наиболее многочисленная группа (80% населения). Индуизм делит население на касты. Каждая из них имеет свои традиции и устои, которые передаются из поколения в поколение. Сегодня, согласно конституции страны, все граждане равны между собой. При этом древние обычаи продолжают жить в сознании населения и сейчас.

Ислам (14% индийцев) был привнесен в страну торговцами-арабами. Большинство мусульман проживают на севере Индии. В штатах Джамму и Кашмир ислам исповедуют две трети жителей.

Христианство (2,3% жителей) распространено большей частью на северо-востоке Индии. Чаще всего это обеспеченные слои общества - бизнесмены, землевладельцы, люди свободных профессий.

На четвертом месте находится сикхизм. Его исповедует большинство жителей Пенджаба. Сикхизм, как религия, возник в XV веке. Его основателем стал гуру (учитель) Нанак.

На пятом месте находится буддизм (0,8% населения). Когда-то буддизм был ведущей религией страны. Всем известно, что Индия является его родиной. Но индуизм и ислам практически вытеснили его.

Наконец, джайнизм (0,4% индийцев). Древняя религия, зародившаяся в VI-V столетии до н.э. Его исповедуют в основном средние и высшие слои общества. Главные догматы джайнизма - правда, отсутствие насилия, отказ от земных благ.

При этом стоит заметить, что количество мусульман в Индии растет. Доля представителей других религий либо уменьшается, либо остается стабильной.

Индийские языки принадлежат к следующим семьям:

  • дравидийская;
  • индоевропейская;
  • мон-кхмерская;
  • сино-тибетская.

В Индии 18 официальных языков. Среди них хинди, английский, конкани, непальский, сантхали и др. Хинди понимает почти все население страны. Он является родным для 20% жителей. Мусульмане, проживающие на севере и юге Индии, говорят на урду. Практически в каждом штате свое региональное наречие, которое часто не имеет официального статуса. Из множества региональных языков лишь 22 зарегистрированы официально.

Некоторые из индийских языков не имеют письменности. Но при этом количество их носителей может превышать несколько миллионов.

Английский язык в Индии имеет особый статус. Он является официальным и используется в судебной и законодательной системе.

Прогнозы

В ближайший год количество жителей Индии и Китая увеличится настолько, что составит 40% населения всей планеты. В скором времени большая часть индийцев переберется в города, с учетом того, что сегодня две трети жителей страны живут в селах. Но урбанизация только усложнит проблемы страны. Ведь еще в 2014 году Дели отличался худшим качеством воздуха в мире. Неблагоприятные условия жизни увеличивают процент смертности, считают специалисты.

Индия или Китай?

Считается, что по численности населения Индия уступает только Китаю. Но в апреле 2017 года профессор из Висконсинского университета в Мадисоне И Фусянь провел исследование, в ходе которого выяснил, что Индия - самая крупная страна по количеству жителей. Причиной ошибки стал неправильный расчет численности населения Китая. Как оказалось, в Китае на 90 млн. меньше жителей. И Фусянь считает, что нынешняя китайская политика ("в одной семье - один ребенок") нанесла значительный урон населению страны.

Экономика Индии

Ведущей отраслью экономики Индии является сельское хозяйство. Учитывая, что большая часть индийцев живет в сельской местности, это неудивительно. Однако из-за неразвитой инфраструктуры сельское хозяйство ведется традиционным способом. Это несколько ухудшает скорость работ. Средний урожай в Индии составляет лишь 30-50% от мировых показателей.

Главные зерновые культуры - рис, пшеница, просо. Жители страны обеспечивают множество стран чаем, хлопком, пряностями.

Животноводство имеет подсобное значение. Для индийцев многие животные, в особенности коровы, являются священными. Поэтому их используют лишь в качестве тягловой силы.

В Индии есть огромные залежи железной руды. Здесь развиваются производства, направленные на добычу сырья и топлива, а также электроэнергетика и тяжелое машиностроение.

Уровень жизни в Индии

Большая часть индийцев живет за гранью бедности. Эксперты считают, что если численность населения в Индии будет продолжать увеличиваться, это приведет к опустошению страны. Вплоть до борьбы за пищу и воду.

Достаточно низкий уровень образования населения (чуть меньше половины его является неграмотным) ухудшает положение. Однако правительство пока не понимает этого. Сегодня уровень жизни населения Индии весьма скромен. Возможно, в будущем ситуация изменится.

Расположенная на полуострове Индостан в Южной Азии Индия занимает в мире седьмое место по площади (более 3 млн км2) и второе место по численности населения (1 млрд 130 млн). Эта огромная колоритная страна вмещает на своих просторах многообразие национальных интересов и норм поведения. Различные народы Индии, проживающие на одной общей территории, порой очень отличаются своими верованиями, традициями и культурой.

Население Индии

Самым распространенным языком в этой стране является хинди, им пользуются более трехсот миллионов человек. А в северных штатах Индии он имеет статус официального. Также народы Индии разговаривают на таких индоарийских языках, как бенгали и орийя, ассами и кашмири, конкани и непали, гуджарати и маратхи, пенджаби. Мусульмане на Севере и Юге Индии говорят на урду. В связи с наличием многих пакистанских эмигрантов на территории штата Гуджарат, граничащего с Пакистаном, здесь распространен язык синдхи.

В южной части Индии среди населения в основном преобладает дравидийская языковая группа. Четыре языка, входящих в ее состав, имеют статус официально признанных. К ним относятся телуджу, каннада, тамильский, малайялам.

На северо-востоке государства по большей части разговаривают на манипури и остальных тибетских языках.

Индийские традиции

Нужно отметить, что обычаи и традиции народов Индии довольно-таки отличаются от европейских. Особенностью страны является и наличие нескольких религий: индуизм, христианство, буддизм, ислам, которые привносят свои особенности в стиль жизни населения.

В отличие от европейского населения в Индии очень редко пожимают руки, а объятия и поцелуи вообще не полагаются. Приветствуя друг друга, индусы складывают ладони вместе и произносят фразы «Рам» или «Намасте». С женщинами здороваться за руки вообще не принято. А вот родителей в этой стране приветствуют поклонами в ноги.

Все народы, населяющие Индию, свято чтут и уважают коров. Они здесь считаются Употреблять в пищу говядину строго запрещено, а за убийство либо причинение вреда коровам в этой стране грозит даже пожизненное заключение. Также в Индии очень почитаются обезьяны.

В священных местах поклонения и храмах обязательно снимается обувь. При входе она оставляется на хранение, либо же приобретаются чехлы для ног, похожие на бахилы. В положении сидя нельзя направлять стопы ног на других людей и алтарь. В Индии также не принято выставлять напоказ различную религиозную атрибутику.

Одежда народов Индии

Народы Индии уделяют немалое значение своей одежде. Ее стиль обусловлен своеобразностью культуры и быта, многообразием национальностей и религиозных конфессий. Эти особенности хоть и сказываются на одежде населения, но некоторые общие черты все же присутствуют.

Как правило, изготавливается она из легких тканей с преобладанием белого цвета. Мужской головной убор является пестрой и разнообразной частью костюма.

Женщины, одетые в нарядные сари, часто предпочитают различные украшения, такие как браслеты, кольца, серьги и ожерелья.

Однако бедные народы Индии чрезвычайно просто одеты. Довольно часто их тело окутывает лишь белое полотнище, а обувь вообще отсутствует.

Несмотря на то, что Индия отстает от Китая по численности населения, она упорно держит свои позиции числом жителей более 1,2 миллиардов человек. Потомки современных индийцев, как правило, переправлялись сюда через Гималаи, или приплывали из океана. Это были жители Востока, Средиземноморья и даже Австралии. Именно поэтому не стоит удивляться такому разнообразию народностей, традиций, исторических корней, которые сохранились в Индии и по сей день радуют путешественников безумной национальной палитрой. Среди многочисленных народностей можно встретить хиндустанцев, телугу, бенгальцев, маратхи, пенджабцев, каннара и так далее. На сегодняшний день в Индии сохранилась древняя кастовая система, только благодаря которой население смогло сохранить свой богатый состав.

Больше 75% населения составляют индо-арийцы, наиболее похожие на европейцев. Ученые выдвинули предположение, что современные индусы пришли на эту землю с севера, а именно с Ближнего Востока и даже Европы. Эти народы обитают в северной части Индии. Юг страны населяют потомки дравидского народа и монголов. В горах и предгорьях можно встретить большое число маленьких народностей, которых осталось по несколько сот человек.

Индия - удивительная страна, ведь только здесь индусы могут сильно отличаться друг от друга. В одной части страны это могут быть низкорослые и практически черные индусы, а вот на другом краю они уже будут высокого роста и со светлой кожей. У каждой народности есть свой язык, традиции и богатая история. Так познакомимся с некоторыми индийскими народностями.

Народ Телугу

Это народность индийского штата Андхра Прадеш. Располагается она в долине рек Кришна, Годавари и Тунгабхадра. Численность населения составляет более 70 миллионов человек. Потомками народности были дравидийцы, андхра и калинга. В 3 веке до н. э. на территории нынешних телугов появился буддизм. В 7 веке здесь стала править династия Чалукьев, которая очень сильно повлияла на развитие архитектуры. Очень многие сооружения, которые мы можем видеть сегодня, датированы временем правления династии.

На сегодняшний день телугу занимаются сельским хозяйством, выращивают разные сорта перца, рис, джовар, баджру, сахарный тростник, хлопок, кунжут и табак. Есть некоторое ответвление народа, которое занимается овцеводством. Среди населения распространены ремесла: гончарное, ткацкое, ювелирное и лаковое.

Спустя столько лет существования, народ сохранил кастовое деление. Касты разделяются по родовым группам, где сохраняются многие семейные обычаи, например брак между ближайшими родственниками. Также у телугу запрещены разводы, а вдовы не имеют права выходить повторно замуж. У телугу, исповедующих ислам, тоже существует деление по кастам.

Поселения народности имеет ряд особенностей. Все деревни разделяются на кварталы, каждый из которых населяет определенная кастовая группа. Семьи из высших каст имеют большие каменные дома с внутренними дворами. В южной части дома всегда располагается спальня, а в противоположной - святыня. Вся остальная территория занята гостевой комнатой и кладовыми. Представители средних каст живут в домах из глины с одной комнатой. Иногда пристраивается веранда, но это редкость. Низшей касте вообще не повезло, хижины у людей построены из бамбука, реже глины. Основной пищей телугу является рис и блюда из фасоли и других бобовых. Из приправ выделяют скисшие молочные продукты, маринованный манго, лайм и некоторые классические специи. У мусульман принята североиндийская кухня.

Народность телугу имеет богатую историю и необычайный колорит, поэтому здесь развито народное творчество, живопись и исполнительное искусство. В 20 веке на базе местной пантомимы на религиозную тему, был создан танец кучипуди.

Тамилы

Это население штата Тамил Наду. Его численность составляет примерно 65 миллионов человек. Некоторое число тамилов обитает также на Шри-Ланке. Проживают они там с начала 19 века. В целом народность проживает повсеместно во всех районах Индии, однако среди остального скопления людей, увидеть их будет довольно трудно.

Большая часть тамилов - индуисты, но немало среди них мусульман, шиваитов, вишнуитов и христиан. Происходит народность от дравидийцев в 3 веке до н.э. Связано появление тамилов с переселением дравидийского народа с северо-запада к югу и образованием целой цивилизации Инди. Но, к сожалению, данных о дальнейшей судьбе народа совсем мало, поэтому судить наверняка об их истории никто не решается.

На сегодняшний день тамилы процветают, занимаются пашенным земледелием, выращивают рис, просо, масличные культуры, а также следят за огромными плантациями чая и хлопка. Городское население занимается всеми видами ткацкого ремесла, ювелирным искусством, а также созданием корзинок, ковриков и так далее. Тамилов можно назвать современным народом. В городах и деревнях развита промышленность, сфера обслуживания, наука, культура. Населенные пункты также делятся по кастовому признаку. Дома сильно отличаются друг от друга. Как правило, они состоят из глины или кирпича с несколькими крышами. Также, практически в каждом доме есть веранда, которая используется хозяевами во время проведения досуга. Жилые дома оснащены просторным внутренним двором. В жилищах богатых тамилов обязательно установлены качели. Спят и сидят жители всегда на циновках.

В пищу народ употребляет всевозможные вариации с крупами и бобовыми. Это и каши, и тушеные овощи, и различные бульоны. Любимым блюдом считаются рисовые лепешки с разными начинками и рисовые колобки, приготовленные на пару. В приготовлении блюд часто используется растительное масло, специи и экзотические фрукты. Всю еду подают на банановых листьях.

Тамилы славятся своими театральными труппами каттейкутту и театром кукол. На сцене очень часто ставятся драматические постановки и нередки масочные спектакли. На базе древнейшего искусства девадаси в прошлом веке был создан национальный танец бхарата-натьям.

Синдхи

Этот народ проживает в Индии, в частности в штате Раджастхан. Численность населения составляет более 2 миллионов человек. Язык синдхов очень интересен, в нем очень много заимствований из персидского и арабского диалектов. Большую часть синдхов составляют индуисты, но можно встретить также мусульман.

Главным занятием сндхов считается земледелие и выращивание круп. В основном во время возделывания применяется искусственное орошение. Жители деревень скот, в основном буйволов и лошадей. В дельте рек развито рыболовство. Ремесла не так развиты, но от предков осталось ткачество, выделка ножей и производство ковровых покрытий. С каждым годом появляется все больше синдхов, занимающихся умственным трудом.

Жилища в деревнях глинобитные с особой обмазкой, а вот у зажиточных семей дома построены полностью из кирпича и отгорожены высоким забором. Крыши плоские и крыты пальмовыми листьями.

В пищу синдхи употребляют лепешки из проса и разнообразные похлебки из гороха. По руслу рек основным компонентом пищи является рыба. Также к похлебкам всегда подается мясо: говядина, птица. Среди напитков популярен чай.

Сингалы

Эта народность заселяет Шри-Ланку, в основном предгорные районы острова, и хорошо развита экономически. Помимо Индии их можно встретить в Сингапуре, Австралии. Численность населения составляет 13 тысяч человек. По этническим группам сингалов можно разделить на горных и прибрежных. И те и те разговаривают на сингальском языке, но есть явные различия. Практически все сингалы - мусульмане. Про все остальные религии писать нет смысла, так как их количество исчисляется единицами. В современном исламе можно проследить влияние древнего индуизма и традиций народа. Основу народа составили индоарийцы, которые по легенде относились к львиному роду. В развитии сингалов огромное влияние оказали веды.

Зачатки государственного строя появились на острове в первые века нашей эры. Именно тогда на всей его площади распространился буддизм. В 15 веке местное государство Канди отбила свою независимость сначала у португальцев, а потом у голландцев. Многие годы длилась борьба за территорию острова. Закончилась она лишь в 1948 году.

Сегодня большая часть народа сингалов проживает в деревнях и занимается пашенным земледелием. Основными сельскохозяйственными культурами считаются пшеница и рис. Жители побережий занимаются рыболовством. Большую роль в жизни сингалов играет разведение кокосов, садоводство и огородничество. В последние годы население острова стало активно заниматься промышленностью.

Жилища не имеют каркасной основы, а строятся на земле из тростника, а покрываются пальмовыми листьями. Пол всегда застелен циновками. В пищу люди употребляют рис в сочетании с тушеными овощами в соусе карри.

Не обошлось в поселениях без кастового деления. Только у сингалов отношения имеют лишь сельско-общинную направленность. Народность занимается художественным ремеслом, а именно чеканкой по дереву, резьбой, скульптурой и живописью. Сингалы занимаются фольклором, ставят спектакли с использованием масок и танцуют.

Малаяли

Это основное население штата Керала, составляющее 35 миллионов человек. В мизерных количествах эту народность можно встретить и в других странах Азии.

В 1 веке до нашей эры малаяли образовали свое государство Чера, на современный манер Керала. В период средневековья его территория многократно распадалась на маленькие провинции. Такая вот раздробленность сохранялась вплоть до 1056 года - года образования современного штата Керала. Основная часть малаяли исповедуют индуизм. Среди них немало христиан и мусульман.

Главным занятием народа считается земледелие. Выращивают рис, маниок, кофе, овощи и фрукты. Также малаяли заняты разведением кокосов и каучукового дерева. Помимо растениеводства, индийцы занимаются животноводством. В основном выращивают крупный рогатый скот и птицу. В зависимости от региона, меняется и основной вид животного. Из ремесел малаяли занимаются созданием лодок, рыболовных орудий. Из растительного сырья малаяли создают циновки и корзинки.

Все дома в деревнях имеют непрерывную застройку, то есть одно жилище плавно переходит в другое. Для высших каст дома строятся из дерева в несколько этажей с черепичной крышей. Около дома всегда есть хозяйственный двор с дополнительными постройками. В каждом жилище всегда есть молельня, колодец и нередко люди создают убежища для змей.

Дома крестьян намного проще. Он состоит из нескольких комнат, крытых пальмовыми листьями. На окнах в обязательном порядке установлены деревянные решетки. Хижины самых бедных малаяли полностью построены из тростника на основе из бамбука.

В пищу народ употребляет чаще всего блюда из круп, рисовые лепешки, молочные продукты, морепродукты и разнообразные специи.

У малаяли есть культ матерей, в честь которых построены многочисленные храмы. Также они не забывают о предках и священных животных - змеях. Не обходится и без ритуалов с жертвоприношениями. Самым главным праздником считается онам, отмечающийся в конце лета сразу же после сбора урожая.

Ораоны

Эта народность в основном населяет штат Бихар, хотя ее также можно встретить в Бангладеше, но в мизерном количестве. Численность населения составляет более 200 тысяч человек. Большая часть ораонов придерживаются индуизма, а четверть - христиане. По некоторым данным пришли они из Южной Индии.

Главным занятием считается пашенное земледелие. В горных районах оно подсечно-огневого характера. Выращивают только рис. Из животных разводят мелкий рогатый скот, кур и уток. В долинах рек сохранилось рыболовство и собирательство. Сегодня очень многие ораоны работают на полях или участвуют в строительстве дорог. Среди населения немало и представителей интеллигенции. Живут ораоны в деревнях в традиционных домах со стенами, промазанными глиной. Крыша покрыта либо черепицей, либо тростников, все зависит от достатка семьи. Управление поселением осуществляется советом во главе с махато. В деревне можно встретить так называемые дома холостяков. Их можно сравнить с современными общежитиями, где живут только девушки, либо только мужчины. Народность уникальна тем, что спустя многие годы сохранила деление на тотемические роды. В каждой деревне существует хижина с тотемами, изображающими предков. Регулярно жители приносят им в жертву молодых цыплят и всячески оберегают их.

Шина

Обитает народность в долине реки Гилгит и ближайших горных районах. Численность населения составляет 120 тысяч человек. Большинство шина исповедуют ислам и буддизм. До 14 века территория была поделена на княжества, которые постоянно воевали друг с другом. Нередки были случаи рабства и продажи людей на невольничьих рынках. Практически все деревни из-за частых нападений установили защитные сооружения, сохранившиеся до сих пор.

Основное занятие в деревнях - ручное земледелие. Выращивают рис и прочее зерно, а также овощи, фрукты. В дельте Гилгита растят виноград. Так как плодородных земель мало, шина проживают впритык друг к другу, и предпочитает не ссориться. Связано это с тем, что между соседними поселениями часто возникают торговые отношения, например, меняют зерно на овощи, если существует такая нехватка. Жители гор занимаются разведением мелкого рогатого скота, а также добывают золото. Культуры совсем нет, так как народ живет обособленно и фактически бедствует. На сегодняшний день сохранилась сельская община, а брачные отношения контролируются нормами шариата.

Лепча

Это малочисленная народность, не превышающая 65 тысяч человек. Проживает она в штате Сикким и Бенгалии, а также можно встретить представителей в Непале. По историческим данным, лепча - автохтонное население Гималаев, которое в некоторых документах упоминается как киранти. На сегодняшний день лепча занимаются террасным земледелием и выращивают рис, кукурузу, гречиху и просо. Из животных распространены козы, куры, свиньи и крупный рогатый скот. Охотой народ занимался вплоть до 19 века. А вот с ремеслами совсем туго, их просто нет.

Проживают местные жители большими семьями в деревянных добротных домах. Несколько поселений составляют общину, которую возглавляет староста. У народа сохранился культ гор, они до сих пор верят в злых духов и богов.

Семестровая контрольная работа на тему:

«Этнографическая характеристика

населения Индии »

1. Введение

2. Национальный состав Индии

3. Этнический состав и языки

4. Динамика численности населения

5. Рост городского населения Индии в xx веке

6. Особенности размещения населения

7. Внутренние и внешние миграции

8. Национальные этнические особенности Индии

· Конфессиональный состав Индии

· Образ жизни населения Индии

· Обычаи и традиции Индии

· Традиционная кухня Индии

· Традиционная одежда Индии

· Фестивали и праздники Индии

9. Заключение

10. Используемая литература

Введение

Индия - одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй никакая страна не может сравнится с ее богатейшей культурой, ее обычаями. И наверное, именно поэтому я решила посвятить свой реферат Индии.

Индия (или Бхарат, как называют свою страну сами индийцы) - од­но из крупнейших государств планеты. Оно занимает второе место в мире по численности населения и седьмое по площади.

Географическое положение: Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан, омываемом водами Индийского океанами и на большей части Индо-Гангской низменности. На севере граничит с Афганистаном, Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке - с Бангладеш и Бирмой (Мьянма), на западе - с Пакистаном. На востоке омывается Бенгальским заливом, на юге - Полкским проливом, отделяющим ее от острова Шри-Ланка, и Индийским океаном, на западе Аравийским морем. Столица - Нью-Дели.

Площадь - 3,287,000 кв.км. Население - около 1 млрд. человек. Самые большие города: Бомбей (Mumbai), Калькутта, Дели, Мадрас (5млн.)

Индия расположена в пределах трех крупных орографических областей: Гималайских гор, Индо-Гангской равнины и плоскогорья Декан на п-ове Индостан.

Экономико-географическое положение Индии благоприятствует развитию хозяйства. В первую очередь это относится к положению страны на морских торговых путях из Средиземного моря в Индийский океан, на полпути между Ближним и Дальним Востоком. Сухопутная граница в 2,5 раза длиннее морской, но большей частью проходит по труднодоступным горным рубежам, и в экономической жизни страны её роль невелика.

Флора в стране чрезвычайно богата: только лесов можно насчитать 16 видов, которые можно поделить на более мелкие виды, всего 221, просто огромное количество - 15000 цветущих растений.

Фауна страны насчитывает 65000 видов представителей животного мира, из них: 350 видов млекопитающих, 408 видов рептилий, 197 видов земноводных, 1244 вида птиц, 2546 видов рыб, 150 видов амфибий, 450 видов рептилий, приблизительно 60 тыс. видов насекомых.
Два самых впечатляющих вида - это бенгальский тигр и индийский слон, все еще встречаются на всей территории, хотя в последнее время их популяция сильно сократилась.

В Индии муссонный климат. 3 сезона: сухой холодный - с октября по март (считается лучшим временем для посещения), сухой жаркий - с апреля по июнь и влажный жаркий - с июля по сентябрь.

Индия является федеративной республикой, состоящей из двадцати восьми штатов, шести союзных территорий и Национального столичного округа Дели. Все штаты, и две союзные территории, - Пудучерри и Национальный столичный округ Дели - имеют собственное избираемое правительство. Остальные пять союзных территорий управляются администратором, назначаемым центральной властью, и следовательно находятся под прямым управлением президента Индии. В 1956 г индийские штаты были реорганизованы согласно языковому признаку.Все штаты и союзные территории разделены на административные и правительственные единицы, называемые округами. В Индии существует более 600 округов.

Национальный состав Индии

Индия - многонациональная страна. На ее территории проживает большое число народов, народностей и племен, говорящих на различных языках.
Обширный район Северной и части Центральной Индии, охватывающий штаты Уттар - Прадеш, Мадхья - Прадеш, Бихар, Раджастхан и Харьяна, преставляет собой области распространения разоличных диалектов языка хинди, который возник на основе санскрита - языка индоариев. Расселившиеся здесь позже мусульманские выходцы из Ирана и Средней Азии также приняли один из диалектов хинди, привнеся в него отдельные арабские, персидские и тюркские слова, в результате чего сложился язык урду, использующий в отличие от хинди не алфавит деванагари, а арабский. Однако, поскольку хинди и урду имеют единую грамматику и общий запас обиходных слов, их нередко рассматривают как две литературные формы единого языка хиндустани. Отсюда все население Северо - Центрального региона в нашей литературе получило название хиндустанцев, хотя сами индийцы таким термином не пользуются.
К числу наиболее крупных и развитых народов, сложившихся или оформляющихся в нации,относятся:
Хиндустанцы - самый многочисленный народ Индии. Основными районами его расселения являются штаты Уттар - Прадеш, Мадхья - Прадеш, север Раджастхана, Бихар, управляемая из центра территория Дели и часть штата Пенджаб. Основное занятие хиндустанцев - сельское хозяйство. Возделывают в основном пшеницу, рис, хлопок, сахарный тростник. В последние годы на национальной территории хиндустанцев быстро развивается промышленность, особенно в штатах Бихар и Мадхья - Прадеш, растет рабочий класс Большое количество хиндустанцев занято в металлургической, горнодобывающей, машиностроительной, хлопчатобумажной, цементной и сахарной отраслях промышленности. По вероисповеданию большинство хиндустанцев - индусы. Язык хиндустанцев сильно расчленен на диалекты и имеет две литературные формы - хинди и урду. Грамматика и основной словарный фонд их едины, но хинди пользуется шрифтом деванагари, а урду - арабским письмом.Древнейшими центрами культуры хиндустанцев являются города Дели, Лакхнау, Агра, Аллахабад, Бенарес. Хиндустанцы принимали активное участие в национально - освободительнбм движении Индии, из их среды вышел целый ряд выдающихся деятелей Индии.

Наиболее крупные народы Индии и Ареаль их распространения (по штатам)

Этнический состав и языки

Арии на Индостане появились ок. 1500 до н.э., «арийская эпоха» длилась примерно до 1000 до н.э. Священные книги арийцев – веды повествуют о победах, одержанных ариями над аборигенами (даса). После колонизации северо-западной части Индии арии направились на восток по левому берегу Ганга. Этот процесс растянулся на несколько столетий. К концу 6 в. до н.э. арии заняли всю Северную Индию и продвинулись на юг вплоть до истоков р.Годавари, где завершили свою экспансию. Однако арийское влияние сказалось в разных формах и в Южной Индии.

В течение нескольких тысячелетий Южная Азия играла роль плавильного котла для разных этносов. Проникновение извне шло по горным перевалам в Гималаях или морем через западное и южное побережье Индии. Племена с малочисленным населением обжили Андаманские и Никобарские о-ва в Бенгальском заливе. Другая весомая этническая составляющая населения Южной Азии – аборигены Австралии. Третий элемент – монголоидные народы, сосредоточенные преимущественно на северо-востоке Индии. Южная Азия привлекала иммигрантов из восточного Средиземноморья.

Конституцией Индии в качестве официальных признаны 15 языков, но лингвисты различают как минимум 24 языка, на каждом из которых говорят не менее 1 млн. человек, и множество диалектов. Государственным языком признан хинди, однако широкое хождение имеет английский. Другие официальные языки – бенгали, урду, ория, панджаби, ассами, кашмири, синдхи, маратхи (все они распространены преимущественно в северных и центральных областях), телугу, тамили, малаялам, каннада (преобладают в южных штатах) и санскрит. В бывших колониях Гоа, Даман и Диу в ходу португальский язык, в Путтуччери – французский.

В северной части Индии (Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Бихар, Раджахстан и Харьяна) распространены различные диалекты хинди (брадж, аваджи, раджахстан, бходжпури, магахи и др.). Все они используют санскритский алфавит девангари. Расселившиеся здесь мусульмане, выходцы из Ирана и Средней Азии, приняли один из диалектов хинди, включив в него арабские, персидские и тюркские слова. Таким образом сформировался язык урду, использующий арабский алфавит.

На языках, ведущих происхождение от санскрита, говорят бенгальцы (Западная Бенгалия), маратхи (Махараштра), гуджаратцы (Гуджарат), ория (Орисса), пенджабцы (Пенджаб), ассамцы (Ассам), кашмирцы (Джамму и Кашмир). На языках дравидийской семьи говорят такие народы Южной Индии, как телугу (Андхра-Прадеш), каннара (Карнатака), тамилы (Тамилнад), малаяли (Керала). В центральных районах Индии имеются места компактного проживания австралоидных народов, языки которых относятся к группе мунда. В северо-восточных районах Индии живут малые народы, имеющие монгольские корни: манипури, типера, гаро, нага, мизо, говорящие на языках тибето-бирманской группы. Язык кхаси относится к мон-кхмерской семье.