Классный час на тему: «Разговор с Родиной. Внеклассное мероприятие «Щедра Московская земля талантами Там проще верить и любить

7 класс Классный руководитель Останина Г.А.

Классный час «Земля отцов - моя земля» о Дню государственности и к 380-летию вхождения Якутии в состав России)

Цель : сформировать представление об исторически значимых событиях в жизни якутов

формировать мыслительные операции;

развивать внимание, память, речь, логическое мышление, компетентность;

воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.


Все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.

За селом, на рассвете, где светло от берёз,

Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”

Где берёшь ты отвагу и свою красоту?

Соловьиные зори, синих рек чистоту?

Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”

“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,

Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

“Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить,

И нам порой так нужно оглянуться”.

Ребята, каждое государство имеет гимн, герб, флаг (показ).

Наша Родина – России! Наша малая родина – Якутия!

Белый цвет –

синий –


зеленый –

Какие еще государственные символы Якутии вы знаете?

Какие правила необходимо соблюдать при прослушании гимна?

Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите гимн? (Чувство гордости…)

А сейчас сыграем в игру.

Игра « Что отдашь Земле родной»

Дети делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: « Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»

Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет , например: посажу сад, буду строить красивые дома, и т.д. После его ответа все поднимают руки, и ребенок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого- либо из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается. Если в классе четное количество детей, водящих двое.

Дети садятся на свои места

« Самая нужная вещь»

Жил некогда в одной из стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него три сына. Но вот царь состарился и решил передать свое царство тому из сыновей, кто окажется самым способным для нелегкого дела. Призвал он сыновей и говорит:

Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш уже не может больше править страной. Я давно бы отрекся от трона , если бы только исполнилась моя заветная мечта, что никак не дает мне покоя. Вот я и надумал: тот из вас, кто сумеет исполнить мою мечту, станет править царством.

Пусть здравствует наш дорогой отец, воля его священна для нас! Что же это за мечта, исполнить которую не смог наш мудрый родитель?

Видите вон то огромное, вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Я мечтал заполнить его тем, что самое нужное на свете, что принесло бы счастье всему моему народу. Хранилище пока пустует. И тот из вас, кто заполнит его самой нужной на свете вещью , пусть унаследует мой трон. Возьмите из моих сокровищ, сколько чего пожелаете, и отправляйтесь каждый сам по себе из города в город, из страны в страну, отыщите самую нужную вещь и заполните мое хранилище. Даю вам сроку три раза по сорок дней.

Сыновья поцеловали руку отца и пустились в путь. Три раза по сорок дней ходили и ездили они из города в город, из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный день явились, предстали перед отцом.

Добро пожаловать, дорогие мои сыновья! Ну и как, нашли вы ту самую нужную на свете вещь?

Да, нашли, дорогой наш отец!- отвечали царю сыновья. И отец тотчас повел их к двери хранилища. А там собрались все придворные и народу видимо- невидимо. Царь отворил дверь и подозвал старшего сына.

Там проще верить и любить,

Мечтать, самим собою быть,

Простят тебя там и поймут,

И ни за что не упрекнут.

Концертная минусовка, формат высочайшего качества звучания WAV-качество звука-2822 кбит/сек., размер аудио образца-32 бит, частота дискретизации-44.100 кГц, 2 стерео канала. Прекрасное звучание в любых концертных залах, от малых - до больших. 3 минусовки. Одна платная, остальные две бесплатно в комплекте.
1. Формат Wav, без вокальной мелодии, платная.
2. mp3-320 кбит/сек., без вокальной мелодии, в комплекте бесплатно.
3. mp3-320 кбит/сек., с вокальной мелодией, в комплекте бесплатно.
Также можем дополнительно понизить или повысить тональность этой минусовки (если потребуется Вам), бесплатно и без потери качества звучания. Темп, если требуется сделаем медленнее/быстрее, бесплатно.
На минусовку наложена голосовая защита. В случае приобретения, Вы естественно получаете чистую, платную версию минусовки.
(632 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Чтобы оценить, вы должны быть зарегистрированным пользователем.

Я спросил у России - минусовка с вокальной мелодией, в комплекте, бесплатно.

Я спросил у России - минусовка без вокальной мелодии (фрагмент для примера), муз. Н.Лошманова, сл. Н.Якунина. Продаётся.

Текст песни « Я спросил у России»
За селом на рассвете, где светло от берез,
Я спросил у России:-»Где ты силы берешь?
Где берешь ты отвагу и свою красоту,
Соловьиные зори, синих рек чистоту?»
Там, где ясное небо, где колышется рожь,
Я спросил у России:-»Где ты счастье берешь?
Где берешь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, Солнцеликая Русь?»
На меже у опушки, в голубой тишине
За селом, на рассвете, вдруг послышалось мне
В тихом шелесте нивы, в легком звоне ветвей:
-Да от наших любимых, дорогих матерей!
Я домой возвратился, и у мамы спросил:
-»Где берешь ты, родная, столько жизненных сил»,
Призадумалась мама, поправляя платок,
И ответила тихо:-»У России, сынок».
Каждые две последние строки куплетов повторяются.

Возможно заинтересуют эти темы:

  • Среди русских берез - минусовка, муз. В.Газаряна,…
  • Dernière danse (Последний танец) - минусовка, София…

Цели: расширение исторических знаний учащихся; популяризация государственных символов и гимна Российской Федерации; воспитание патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине

Оформление: флаг и герб Российской Федерации; слайды с пейзажами России

Ход мероприятия

Поэтом може ш ь ты не быть ,

Но гражданином быть обязан.
Н.А. Некрасов

Звучит фонограмма «С чего начинается Родина» на фоне звучания музыки звучат слова ведущей.Ведущая: « С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…» - так поется в песне. Так оно и в жизни. Ведьв школе мы учимся не только писать и считать, в школе мы рассуждаем о добре и зле, учимся любить и ненавидеть, получаем заряд патриотизма. За школьной партой мы переживаем самые сложные свои годы становления личности, гражданина.Откуда начинается Россия?С Курил, Камчатки или с Командор?О чем грустят глаза ее степныеНад камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастьяК труду, терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем звезда ее. Она прекрасна!Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней - РоссияНе с гор берет начало, а с тебя!

Звучит гимн Российской Федерации (прошу всех встать)

1-й ведущий .
Я - гражданин.

Я - гражданин Вселенной,Я - мира гражданин.

Я - гражданин своей страны,Я - гражданин России!


2-й ведущий .
Добрый день, уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященногостране, в которой мы живем - России.
-
Россия, Русь, Родина, родимый край,
Мама, отчий дом — самые дорогие слова для русского человека. Русь — «голубая» и «златая», «деревянная» и «полевая», «задремавшая» и «буйственная», это «край дождей и непогоды».
1
- й ведущий ; Непознанная, загадочная, в страна березового ситца», со своими обычаями и традициями, ж ивем мы посреди большой России. Средь городов, лесов, озер, полей, И есть у нас, когда бы нас спросили, Меч для врага, объятья для друзей!
2- йч т е ц .
Нам Родину завещано любить
И Сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не
перервать связующую нить.
И нам порой так нужно
оглянуться... (На экране проецируются фотографии русской природы)
2-й чтец . Русь моя, любимая Русь!
-
Смотрю на тебя, безбрежную, То лиственную, то снежную;
Смотрю и не насмотрюсь.
1- йч т е ц . Величаю
тебя опять, дорогая земля былинная, — Славлю каждую высь и пядь, Любуюсь полями, долинами.
2-й чтец .Славлю каждую тропку твою.
Славлю
раннюю зорьку каждую,
С неустанной душевной жаждою
Светлый стих из ромашек вью.
1-й ведущий . Наша Родина имеет
богатую историю, и каждая ее страница вызывает у нас неподдельное достоинство. Все мы — дети великой России, защищенные российским трехцветным флагом.
2- й в е д у щ и й . Откуда произрастает, какойсмысл несет в себе бело-сине-красное сочетание?
( Просмотр слайдов о символах Р.Ф.)
1-й чтец.

За селом, на рассвете,

Где светло от берез, Я спросил у России:
«Где ты силы берешь?» 2-й чтец . Где берешь ты отвагу,
И свою красоту,
Соловьиные зори,
Синих рек чистоту?

З - йчтец. За селом, на рассвете,Где колышется рожь,Я спросил у России:
«Где ты счастье берешь?»

4-й чт ец.

Где берёшь ты улыбку,Где — спокойную ость?Расскажи мне, поведай,Солнцеликая Русь!»

Ведущий:

Сколько цвета! Сколько сини!

У тебя, моя Россия!

Многоликая земля.

Это - Родина моя!

Ты хранишь народов дружбу!

Это детям, взрослым нужно!

Это нужно всем сейчас!

Только здесь мы понимаем,

Россия - светлый дом!

Он друзей всегда встречает,

Помнит каждый регион!

Сценка « Регионы России»

(показывают учащиеся 8 класса)

1 скоморох: Вы узнали нас, друзья?

2-й: Скоморохи - он и я!

1 Смену нашу открываем и Россию прославляем!

2- Ведь Россия - светлый дом,

Помнит каждый регион!

2-й Нижний Новгород, Тюмень

Веселятся целый день!

1-й: Край Алтайский, Барнаул, Омск, Черкесск, Орел, Тамбов,

2-й: Татарстан, Анапа, Бийск,

1- й: Ой, смотри, не ошибись!

2-й: Адлер, Астрахань, Москва,

То, что надо города!

1-й:Ленинградская область.

А еще Ростовская.

1-й: Чувашия, Ессентуки!

Эх! Просторы широки!!!

Чтец: Дети мы одной страны!

Необъятной стороны!

Любим мы, тебя Россия!

Твои дочери, сыны!

2-й: Посмотрите-ка, друзья,

Как Россия широка!

1-й: Купола, поля, березы,

В каждом звуке - песни звон!

И росинки, будто слезы,

Словно сказки - чудный сон.

1-й: А давайте кА мы сюда пригласим все города,

И края и области необъятной Родины!

Чтоб они нам рассказали,

Чем их область, город славен!

2-й: Что же есть такое там, О чем хотят поведать нам?

«Выходят города»

(роль городов играют учащиеся, каждый прославляет свой город)

1. Н - Новгород:

У нас есть ГАЗ,

У нас есть ПАЗ,

Мы с ветерком прокатим вас!

2. Ставрополье:

Мы гордимся Ставропольем!

Здесь зерно, и нефть, и газ!

А еще курортов много,

Приглашаем в гости Вас!

3.Новосибирск:

Новосибирск - это столица Сибири.

Третий по величине город в России!

А еще у нас свой метрополитен!

4. Тамбов: Вы все, конечно же, слышали выражение « тамбовский волк».

Ты в эти сказочки не верь,

когда ты сердце людям даришь,

Тамбовский волк тебе не зверь,

Тамбовский волк тебе - товарищ!

5. Ростов: Живет и трудится весь день

Донской казак и по сей день,

Он сеет, пашет и кует,

Вас с хлебом - солью в гости ждет!

Московская область: Мы приехали из города Королева, Московской области и гордимся тем, что в нашем городе расположен Всероссийский центр управления полетов.

6. Краснодар:

Ты, Кубань! Ты, наша Родина!

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вширь и вдаль!

7. Алтайский край:

Мы живем в Алтайском крае,

Где столица - Барнаул,

В недрах наших, кто не знает,

Серебро есть, медь и соль.

Ведущий:

Россия! Родина! Отчизна!

Родного неба синева!

О, как возвышенно и чисто

Звенят во мне твои слова!

И вечной нежностью согреты.

Твои березы и ручьи,

Твои морозные рассветы

И ночи звездные твои.

Ведь каждый - это часть России.

И бесконечно дорог ей.

Мы набираем жизни силы

Под флагом родины своей!

Заключение:

Ведущая :

Мы - это часть большой России!

Страна, которой нет красивей!

И всех мальчишек и девчонок

Объединяетнаша Россия!

А.С Пушкин писал: …» Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал»

Моя Россия, Родина моя,
Здесь родилась я, помню тебя с детства.
Но сколько б, ни глядела на тебя,
Любуясь, не могу я наглядеться;

Красиво Волги полноводное теченье,
Под ветерком полей твоих волненье,
Урал, Кавказ, рассветная пора,
Неповторимые в России вечера...

Я слышу, в пенье мощь звучит и слава.
Живи, дерзай, цвети, моя держава,
Единством славься, мудростью своей,
Трудом достойных сыновей и дочерей.

Закончить наше мероприятие хотелось бы такими словами:

О, Россия, с нелегкой судьбою страна,

У меня ты, Россия, как сердце одна,

И я другу скажу, я скажу и врагу -

Без тебя,как без сердца, япрожить не смогу.

Ведущий: Каждому гражданину своей Родины есть, чем гордиться! Мы граждане России и нам с вами тоже есть, чем гордиться!

Литература:

Бескоровайнова Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2004г.

Сгибнева Е.П. Классные часы.Ростов на Дону: «Феникс», 2005

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа»

Внеклассное мероприятие

«Щедра Московская земля талантами»

Подготовила

Учитель начальных классов

Терентьева Е.А.

Ноябрь,2012г.

Цели мероприятия:


  1. Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Хохлома, Дымково, Жостово, Гжель, а также таких изделий, как русская матрёшка.

  2. Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей.

  3. Формирование интереса к истории и культуре своего народа.

  4. Воспитание уважения к русским мастерам и к родному народу.

  5. Воспитание гордости за национальную культуру и творчество.

  6. Развитие интереса к изучению родного края.
Задачи :

  1. Развивать творческие способности, мышление, речь.

  2. Усиливать патриотические и нравственные качества личности.

  3. Развивать эмоциональную сферу.

  4. Научиться беречь традиции русского народа.

  5. Развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование :

  1. Выставка изделий народных промыслов России.

  2. Плакаты о народных промыслах.

  3. Книга стихов Владислава Бахревского «Золотые к сердцу ключи».

  4. Рисунки и поделки детей.

  5. Музыкальное оформление.

  6. Доклады учащихся о городах Золотого кольца России.

Ход мероприятия


  1. Зал украшен плакатами; рисунками, которые дети выполняли на уроках изобразительного искусства; рисунки воспитателей; доклады учащихся о городах Золотого кольца России.

  2. Оформлена выставка образцов декоративно-прикладного искусства Московской области и детские работы: гжельская посуда, жостовские подносы, богородская игрушка, матрешки из Сергиева Посада, павловский платок, народный костюм жителя Московской губернии, кудринская резьба по дереву, лаковая миниатюра Федоскино.
Ученик 1: За селом, на рассвете, где светло от берёз,
Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

Ученик 2: Подмосковье, Подмосковье,

Край любимый и родной!

Подмосковье, Подмосковье!

Мы любуемся тобой.

Ученик 3: Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары: продаются самовары,
Покупают люди сушки и отличные игрушки!

Ведущий: - Вы знаете, кто к нам пришёл? Правильно, Коробейник. Ходит он по ярмаркам, продаёт товары. Давайте-ка, заглянем к нему в короб (вынимает предметы и показывает ).

Здесь и хохлома, и гжель, и дымковские барышни. А поднос-то хорош – жостовский!

Ученик 3: - Видите сколько у меня в коробе товара! Хочу пригласить вас на ярмарку – помочь мне товар продать. Да вот сомневаюсь я: сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы, как называются мои товары?

Дети: Знаем, знаем! И не только как они называются, но и как, и где они делаются.

Ученик 3: - А вот мы сейчас и проверим.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О промыслах народных пойдёт сейчас рассказ.

Ведущий: Ни для кого не секрет, что русская матрёшка стала лучшим сувениром из России.

(Выходят девочки в костюмах матрёшек. Демонстрируют несколько матрёшек, вынимая их одну за другой).

Русские Матрёшеньки, девицы белёшеньки.
Все с аленькими щёчками, покрытые платочками.
Удивительное чудо - говорят о нём повсюду.
Погляди, как хороша матрёшка – русская душа!

Исполняются частушки московских матрешек.

Мы веселые матрешки

Любим петь и танцевать,

У нас розовые щечки,

Губки алые горят.

У меня на сарафане –

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи.

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький.

Я девчонка боевая,

Хоть и ростом маленька.

Я – матрешка смелая,

Самая умелая.

Круглолица и румяна,

В сарафан одетая.

Девчоночки – беляночки,

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Впервые матрёшка появилась в 90-х гг. XIX в. в Москве.

Самый весёлый базар на Руси в то время был в Сергиевском Посаде. Как только не исхитрялись бойкие торговцы, как не расхваливали свой товар! У кого необычней, к тому и покупателей больше подходит. Казалось, ничем уже не удивить покупателей. Но однажды насторожились продавцы, прислушались покупатели.

Ученик 4: Вот Машка, Дашка и Наташка
Три штучки в одной кучке.
А сыночек Ванюша дома остался,
Мороза испугался.

Так описывал свой товар крестьянин из села Абрамцево и неторопливо раскладывал перед покупателями деревянных кукол в разноцветных сарафанах. Вдруг переломил одну пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а из неё ещё одна смотрит. Что за невидаль?

Вот так мастер!

Но не он придумал эту диковинку. Привезла помещица Мамонтова из-за границы японскую игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, а в ней ещё и малыш-японец спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовым. Попросили они токаря Звёздочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской. Художнику Малютину поручили расписать её.

Малютин любил расписывать дерево, часто использовал мотивы русских народных сказок.

Кукла его не была похожа на японскую. Это была девочка в русском сарафане и переднике. Настоящая Матрёна. Так и прозвали куклу матрёшкой.

Многие любовались матрёшкой, но купить могли только богачи.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки. Появились матрёшки запорожцы, витязи, мухоморы, но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

Матрёшку стали вывозить за границу. И там она всем полюбилась, всех удивила.

Сделать матрёшку можно только на токарном станке, где из выдержанной берёзовой или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую, фигурку, по ней – нижнюю часть фигурки побольше, затем её верхнюю половинку, и так весь ряд многоместной игрушки.

Формы у матрёшки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое.

После того как мастер сделает деревянную заготовку матрёшки, к работе приступает художник.

В каждой местности матрёшку расписывают по-разному. Я вам расскажу о росписи матрёшки из Сергиева Посада. Рисуем матрёшке расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щёчки. Из-под платочка видны русые волосы, уложенные на прямой пробор. Рисуем ручки. Затем наряжаем матрёшку в расшитую рубашку и сарафан.

Краски яркие, сочные, используем позолоту, лак.

Вот такая она наша русская матрёшка!

Ученик 5: Алый шёлковый платочек, русский сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская матрёшка!

(Исполняется танец матрёшек)

Ученик 6: Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок.
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом.
Голубые дали. И село большое – Дымково назвали.

Ученик 7: Вечера зимою длинные, лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные:
Кружочки, клеточки, полоски – простой, казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.

Ученик 8: Мы из Дымкова пришли, вам игрушки принесли.
Мастера и мастерицы живут в Дымково-селе
Кто-то сделал индюка – распушённые бока.
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей!

(Демонстрируют игрушки: конька, индюка, утку, даму в шляпке и др.)

Ученик 9: Барашек-свисток, левый рог – завиток,
Правый рог – завиток, на груди – цветок.
Утка-Марфутка бережком идёт,
Уточек-Марфуточек купаться ведёт.
Индя-индя-индючок, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой, красный, белый, золотой.

А появились эти замечательные игрушки в слободе Дымково, недалеко от города Хлынова. Дымковские мастера занимались разными ремёслами, но игрушечное дело было для них самым любимым.

В далёкие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки-свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.

(Свистят в игрушки-свистульки)

До наших дней дошла легенда о дымковском коньке (показ конька)

“Каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами выводят на небо колесницу Солнца. Солнце несёт людям тепло, урожаи, оттого на дымковских игрушках появились яркие круги, полосы”.

Старая дымковская игрушка – сложная ручная работа. Весной собирали красную глину и смешивали её с речным песком. Из полученной глины раскатывали шарики, которые превращали в “блины”, а затем сворачивали “блин” так, чтобы получилась нужная форма игрушки. Мелкие детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к основной фигуре. Делали это искусно, для этой цели у мастериц всегда были под рукой и мокрая тряпка, и острая лучинка. После лепки игрушки сушили несколько дней, затем обжигали в русской печи и остужали.

Следующий этап работы – “отбеливание”: фигурку погружают в раствор мела с молоком. И красная глиняная фигурка становится ослепительно белой.

Теперь можно приступить и к раскрашиванию. Для этого потребуются краски особенные, составленные на яйце с квасом. Узоры, казалось бы, и несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы. Но мастерицы умеют их так сочетать друг с другом, что игрушка становится яркой, интересной, самобытной. Кроме того, игрушку украшали сияющими листочками-ромбиками сусального золота, что делало её ещё нарядней, богаче.

(Демонстрируют деревянную посуду с хохломской росписью).

Ученик 10: Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески, шёлковые всплески
Солнечной медовой золотой листвы.

Ученик 11: Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Названа эта роспись деревянной посуды и мебели по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда, которую привозили сюда из деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское.

А когда и как родилось это чудо народных умельцев, расскажем вам.

В давние времена жил в Москве мастер-живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог – глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным варёным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать её всем, кто захочет.

Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении:

Деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, и в царском обиходе. Требовалась такая посуда в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVI веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.

Самой почётной посудой на столе была солоница. (показ изделия).

В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое.

“Хлеб-соль ешь, а правду режь” - говорит одна.

“Без соли, без хлеба – худая беседа” - вторит другая.

Особое место занимала и деревянная ложка. Взяв определённой величины кусок дерева – баклушу, мастер – ложкарь разрубал её на несколько частей. Затем шла окончательная отделка. Крючком-ножом убиралась внутренняя часть, а поверхность обстругивалась, заглаживалась, и изделие готово.

На выделке ложек трудились всей семьёй. Самые ответственные операции входили в обязанность мужчин, а поверхность ложек отделывали женщины и дети. Затем их отдавали мастеру в окраску.

Теперь за дело принимается художник. Сначала всё изделие надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.

Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё ярче пламенеют на золотом и чёрном фоне.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент.

Вот элементы хохломской росписи (показ образцов со стенда):

“травка”, “яблочко”, “ягодка”, “виноград” и другие.

Самые главные виды росписи: “травка” и “Кудрина”.

Ученик 12: Ложки, ложки, расписные ложки!
Ложки золочёные, узоры кручёные!
Хоть щи ими хлебай, а хочешь – музыку играй!

(Мальчики отбивают ложками ритм, приплясывают).

Ученик 13: До чего же он хорош – этот жостовский поднос!
Все цветы горят на нём, словно писаны огнём.
На жостовском подносе в зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев, степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев, лесной подснежник первый...
А жостовские кисти нежнее лёгкой вербы.

В начале XIX в. неподалёку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов.

В 20-е гг. XX в. маленькие мастерские объединились в одну артель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной росписи.

Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке придают нужную форму.

На фабрике существует 26 различных форм подносов: круглая, овальная, прямоугольная, “гитарная”, восьмигранная и др. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают чёрной краской, а затем лаком.

Жостовская роспись - это цветочная композиция из роз, тюльпанов, астр, георгинов, маков, колокольчиков, ромашек, незабудок. Эти цветы собираются в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Наносится рисунок в определённой последовательности.

Ученик 14: Синие птицы по синему небу, море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая Гжель!

Есть под Москвой село, Гжель называется. В этом районе издавна были обнаружены богатейшие залежи высококачественной глины, что и привело к развитию здесь гончарных промыслов. Впервые эта маленькая деревенька была упомянута 650 лет тому назад в послании великого московского князя Ивана Калиты.

Делают гжельскую посуду из белой глины. Эта посуда белая, а на ней нарисованы сине-голубые цветы.

Гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет, разные оттенки синего: от голубого, до тёмно-синего и даже фиолетового цвета. Техника росписи, которую и поныне используют гжельские мастера, называют майоликой.

Фарфор Гжели многообразен, в нём отразились все стили и смены вкусов прошлых веков.

Но неизменно в нём одно – народный характер, т. к. создавался он в сфере народных мастеров и традиций.

Ученик 3: Да, умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение. Поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали людей.

Ученик 15: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Ведущий: А наши ребята тоже своими руками сделали поделки!

(Выходят дети, каждый показывает свою поделку).

Ну, спасибо, ребятушки! Вижу, многое вы знаете о народных промыслах. Да и сами кое-что делать умеете! Пойдёмте со мной на ярмарку! Такие изделия мы быстро продадим!

Так давайте на прощанье балалаечку возьмём, вместе все ей подпоём!

^ Исполняются частушки:

Кто сказал, частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде, если любят их в народе!

Эй, девчонки-хохотушки

Запевайте-ка частушки!

Выходите поскорей

Да порадуйте гостей!

Мы - ореховски девчата,

Мы нигде не пропадем,

Сами музыку играем,

Сами пляшем и поем.

Город свой мы уважаем

Город свой мы бережем

О родном своём Орешке

Песни звонкие поем.

Мы с веселой песней дружим,

Все по-русски говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Ой, березонька-береза

Раскудря-кудрявая,

Город не такой большой.

Но все же замечательный!

Очень рады мы гостям,

Ждем еще Вас в гости к нам.

Хлебом- чаем угостим,

С нами в пляску пригласим.

Дети исполняют русский народный хоровод «По городу ходила царевна».

Ученик читает стихи Владислава Бахревского «Воспоминания об Орехово-Зуево».

За недолями, болями, далями,

За восторгом зеленых полей

Мы не детство, мы душу оставили,

Лебедей, журавлей, снегирей.

Там до чуда нежданного близко,

Там ежи все кружат – ворожат,

И в траве, как лукавая присказка,

Золотая корона ужа.

Все участники праздника и гости исполняют песню «Подмосковные вечера».

Литература:


  1. Клепинина З.А. «Мой край: природа, история, культура».

  2. Дайн Г.Л. «Игрушечных дел мастер».

  3. Клиентов Алексей «Народные промыслы».

  4. Бахревский Вл. «Золотые к сердечку ключи».

Сценарий мероприятия «Что такое Россия?» (Поэтическая страница)

Перед началом звучат песни о России. Раздаются сигналы: «Я люблю тебя, Россия».

Все сидят за столиками: гости, участники, поэты и т. д.

Ведущий 1.

Давно мальчишками босыми

Ходили мы встречать рассветы

И понимали, что России

Дороже сердцу в мире нет.

Ведущий 2.

Какие же слова тебе сказать,

Чтоб выразить свою любовь, Отчизна,

С тобой грустить, мечтать и ликовать

Мне до последнего дыханья жизни.

Фон музыки. Юноша читает стихотворение Виктора Крючкова «Что такое Россия?»

Что такое Россия?

Ледяное мерцание звезд?

Гул тайги? Снеговые вершины?

Иль свечение белых берез?

Да, все так.

Но не только... не только...

В ней есть север, и юг, и восток,

И ее соловьиное горло исторгает печаль и восторг.

Ее речь неторопка, напевна

И пленяет своей прямотой,

Здесь гордится любая деревня

Неказистой своей красотой.

Эту гордость никто не отнимет,

Хотя кто-то отнять бы не прочь,

Свое сердце Россия вынет,

Если надо кому-то помочь.

Да, Россию легко обидеть,

И ненадолго обмануть,

Но Россию - сломить?

Не выйдет!

Россияне найдут свой путь!

Соберут удалую ватагу

И разгонят жулье и ворье.

Да, России к лицу отвага,

А вот трусость - не для нее.

Что такое Россия?

Да и кто это знает вообще?

Это за морем пусть гадают

О загадочной русской душе.

Звучит песня «Любите Россию» (сл. Милявского, муз. С. Туликова).

Ведущий 1.

«Любите Россию» - так сказано в песне, Но как же любить ее, Родину, надо! А может быть так, как любили, писали и говорили, О ней поэты и писатели России.

Высвечивается портрет Игоря Северянина.

О России петь, что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам...

О России петь, что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать...

О России петь, что тоску забыть,

Что любовь любить,

Что бессмертным быть.

Высвечивается портрет Владимира Жукова.

На тыщи верст - поля, леса, да кручи,

В раздолье тонут синие края.

Где есть земля суровее и лучше,

Чем ты, Россия, Родина моя?!

Исполняется «Русский вальс (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой).

Чтец. Моя Россия - страна мира, страна голубого неба и яркого солнца. Разве я могу ее не любить? Я вижу ее в каждой былиночке в каждом листочке. Я ощущаю ее в шелесте осени, в рокоте комбайнов, в запахе свежевспаханной земли.

Чтец. Было за что любить русскую землю нашим дедам, хотя и не сладко жилось им на этой земле, и как же не любить ее нам, новым поколениям, пришедшим на эту землю. Это - наш дом, это - наша Россия.

Что может быть лучше России -

Любви безграничной моей,

Что может быть лучше России?

Когда на сентябрьском ветру

В малиновой краске осинник

Роняет листву поутру.

Спросите у туч поднебесных,

У желтых созревших полей,

Что может быть лучше России –

Родимой отчизны моей.

Что может быть лучше России?

Когда в январе по ночам

Над белой равниною зимней

Озябшие звезды молчат.

Спросите об этом у дома,

Где мать ждет всегда сыновей,

Что может быть лучше России –

Судьбы и надежды моей!

Ведущий 2. Русь, Россия - эти слова близки и дороги серди)" каждого из нас.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить!

Чтец. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. (И. Тургенев)

Тебе спасибо, Родина моя,

За небеса неповторимой сини,

Скажу одно: дня не прожил бы я

На этом свете без России.

Звучит песня Л. Афанасьева.

Красу твою не старили,

Ни горе, ни беда –

Иванами да Марьями

Гордилась ты всегда...

Ведущий 1.

Слова этой песни искренней едва ли

Услышали вы впервые...

И мне, как и вам, они в сердце запали –

Слова об Отчизне, слова о России,

Слова о земле, что дарила и дарит

Нам нежность свою, и тепло, и заботу:

По этой земле шли Иваны да Марьи

Бороться за счастье, сражаться, работать!

Ведущий 2. Именно наша Родина дала миру Ломоносова и Пушкина, Глинку и Пирогова, Репина и Менделеева, Толстого и Чайковского, великих полководцев Суворова и Кутузова. Нас всегда вдохновляли эти великие имена.

И мы благодарны Иванам да Марьям,

Россию которые подняли к звездам.

И коль мы в долгу перед Родиной нашей,

Обязаны так мы трудится всегда,

Чтоб стала она и сильнее, и краше,

Чтоб нами была, как отцами, горда.

Исполняется песня «Я спросил у России», стихи Н. Якунина.

За селом, на рассвете,

Где светло от берез,

Я спросил у России:

«Где ты силы берешь?

Где берешь ты отвагу

И свою красоту,

Соловьиные зори,

Синих рек чистоту?»

За селом, на рассвете,

Где колышется рожь,

Я спросил у России:

«Где ты счастье берешь?

Где берешь ты улыбку,

Где спокойную грусть?

Расскажи мне, поведай,

Солнцеликая Русь».

На меже у опушки

В голубой тишине

За селом, на рассвете,

Вдруг послышалось мне

В тихом шелесте нивы,

Легком звоне ветвей:

«Да от наших любимых,

Родных матерей».

Я домой возвратился

И у мамы спросил:

«Где взяла ты, родная,

Столько жизненных сил?»

Призадумалась мама,

Поправляя платок,

И ответила тихо:

«У России, сынок».

Как в море сливаются реки,

Впадая в простор голубой,

Слились наши судьбы навеки

С твоею бессмертной судьбой.

На фоне музыки читается стихотворение «Живи, Россия!».

Ты жила во все века,

Ты любила и страдала,

Изможденная рука

Столько лет перелистала.

Ты любимою была

И отверженной клонилась,

На златые купола

Ты неистово молилась.

Я с тобой жила века,

Ненаглядная Россия,

Никогда твоя рука

Подаянье не просила.

Ты жила - и я жила

Ты в полон - и я страдала,

Ты истерзана была,

Но сынов не предавала.

Где, какие отыскать

Мне слова тебе в отраду?

Ты Россия, ты мне мать.

Мне любовь твоя в награду.

В миг, когда я обессилю,

Жизни источится нить,

Я взмолюсь: «Живи, Россия!

Лишь тобой я буду жить!»

Поделки из бумажных салфеток в начальной школе

Мастер-класс. «Открытка ко Дню России своими руками»

Аудитория: мастер – класс предназначен для занятий со школьниками второго класса.

Назначение мастер – класса: изготовление открытки ко Дню России.

Цель мастер – класса: развитие творческих способностей детей.

Задачи мастер – класса:

Сформировать умение работы с салфетками;

Развивать творческое мышление;

Воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность к выполнению работы;

Воспитывать патриотизм у детей.

Необходимые материалы:

Салфетки (красные, белые, синие)

Лист белого картона

Ножницы (маленькие и большие)

Карандаш

Черный маркер

Линейка

Клей-карандаш

Желтая цветная бумага

Ход работы

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

Что такое Россия? Нельзя ответить. Если посмотреть на карту мира, то ее можно увидеть с любой точки. А все потому, что она занимает одну шестую часть суши.

Также Россия - это страна, которую невозможно сломить никакими войнами, потому что в России живет удивительный народ. Сначала он может долго терпеть разорения и голод, но потом появляются могущественные силы, которые могут победить всё.

В России существует триединство символов – это герб, флаг и гимн.

Герб – является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации наряду с гимном и флагом. Это изображение величественного и гордого двуглавого орла, увенчанного двумя коронами, переплетенными с третьей. Эта мощная птица держит красный щит с изображением серебряного всадника, поражающего дракона.

Гимн является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации наряду с гербом и флагом.

Флаг - является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации наряду с гербом и гимном.

Флаг нам поможет для сегодняшней открытки.

Пошаговый процесс выполнения работы

1. Лист белого картона на изнаночной стороне размечаем на прямоугольники (6х6см). 3 строчки, в каждой строке по 4 прямоугольника. Отмечаем центр каждого прямоугольника для будущих отверстий.

2. Маленькими ножницами проделываем отверстия внутри каждого прямоугольника. Потом в эти прямоугольники будут вставляться цветы.

Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем:

белый – благородство и откровенность,

синий – верность, честность и целомудрие,

красный – мужество, смелость, великодушие и любовь.

3. Берем по 4 салфетки каждого цвета флага и обрезаем сгибы с двух сторон.

4. Каждую обрезанную салфетку складываем пополам.

5. Потом еще раз пополам.

6. Надрезаем салфетки к сложенному углу.

7. Аккуратно разворачиваем салфетки, отделяя каждый слой.

8. Складываем друг на друга и скручиваем, делая цветок.

9. Должно получиться 12 цветков, по 4 цветка каждого цвета.

10. Просовываем каждый цветок в отверстие картона.

11. Закрепляем каждый цветок снизу, приклеивая листком снизу.

13. Вырезаем в овальной форме каждую фразу.

14. Приклеиваем с помощью клея-карандаша эти «фразы» к цветкам.

15. Открытка готова.

Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»